Тест Томаса-Килманна (англ. Thomas-Kilmann Instrument; TKI) оценивает стиль поведения человека в конфликтных ситуациях, то есть в ситуациях, в которых интересы двух людей оказываются несовместимы. Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, её эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможных способах разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
- Описание методики
- Общие сведенияПравить
- Томас Харрис
- Биография
- Книги
- Теоретические основы
- Текст опросника
- Бланк вопросника
- Обработка результатов
- Стимульный материал
- ИсторияПравить
- Использование онлайн-платформы SkillsOne для обновления образца норм США
- Процедура проведения
- Интерпретация результатов
- ЛитератураПравить
- Что показывает тест Томаса?
- Что такое конфликтные ситуации?
Описание методики
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
У Томаса Эдисона была феноменальная, энциклопедическая память, а вот знания выпускников колледжей его разочаровывали. Чтобы проверить умственные способности соискателей, он задавал вопросы, адаптированные к должности, на которую они претендовали.
Более 500 молодых людей испытали на себе тест Эдисона, и только 35 человек сдали его удовлетворительно. Когда несколько недовольных претендентов, не принятых на работу, пожаловались журналистам, те заинтересовались экспериментом, но Эдисон отказался публиковать свои вопросы и ответы, так что прессе пришлось во многом полагаться на память испытуемых для получения полного списка.
Впоследствии журналы начали проводить многочисленные викторины Эдисона, а конкурирующие работодатели, воображавшие себя такими же особенными, как Эдисон, стали устраивать подобные тестирования при приеме на работу.
Исходя из результатов опросников, Эдисон пришел к выводу, что только 2% людей думают.
Предлагаем и вам пройти эксперимент и ответить на малую часть несложных вопросов известного изобретателя и предпринимателя.
Общие сведенияПравить
К. Томас совместно с Р. Килманном предложили двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — напористость, это степень, в которой человек пытается удовлетворить свои собственные интересы, и кооперация, это степень, в которой человек пытается удовлетворить интересы другого человека. Эти два направления поведения могут быть использованы для определения пяти способов борьбы с конфликтами:
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения Томас и Киллманн описывают каждый из пяти перечисленных возможных способов борьбы с конфликтами 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Томас Харрис
22 сентября 1940 г.
Биография
Харрис Томас (род. в 1940 году) — писатель, автор популярных во всем мире триллеров о докторе Ганнибале Лектере. Будущий писатель вырос в штатах Миссисипи и Техас. В годы учебы в университете начал работать в газете, где писал заметки о деятельности полицейских патрулей. Получив диплом, путешествовал по Европе, а затем отправился в Нью-Йорк, где начал работать в информационно-новостном агентстве Associated Press. В основном Томас Харрис писал о громких преступлениях. В 1972 году трагедия с гибелью спортсменов из Израиля на Олимпиаде в Мюнхене стала толчком для написания Харрисом романа «Черное воскресенье». История о террористах, которые планируют взорвать дирижабль на Суперкубке, стала мировым бестселлером и была экранизирована. В 1980 году вышла следующая книга — «Красный дракон», где впервые появляется самый известный персонаж Харриса — доктор Ганнибал Лектер. Роман был дважды экранизирован, в 2002 году в одноименном фильме роль Лектера исполнил Энтони Хопкинс. Самой известной книгой Томаса Харриса стал второй роман о Ганнибале Лектере — «Молчание ягнят». Большую роль для его популярности сыграл фильм с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом в главных ролях. Фильм выиграл в пяти самых важных номинациях премии «Оскар». Следующий роман — «Ганнибал» также был экранизирован. Следующие книги Томаса Харриса, согласно планам писателя и издателей, будут рассказывать о детстве и юности его знаменитого персонажа. В 2006 году вышел роман «Ганнибал: Восхождение», а одноименная кинокартина появилась на экранах через год.
Книги
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Теоретические основы
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг тестаВсего получено оценок: 104.А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
«Вокруг света» уже рассказывал, что Томас Алва Эдисон (1847-1931) не изобрел лампочку накаливания в прямом смысле этого слова.«За всю жизнь у меня не было ни единой идеи. Мои так называемые изобретения уже существовали вокруг — я их вытащил на поверхность. Я ничего не создал. И никто не создает. Идея никогда не рождается в голове, все приходит из внешнего мира», — как-то сказал Эдисон.
Его главный талант заключался в умении разглядеть потенциал в чужих изобретениях и нужным образом усовершенствовать их. Но порой этот подход приводил Эдисона к дорогостоящим неудачам.Электромагнитный сепаратор рудыК концу XIX века залежи железа в восточной части США были почти исчерпаны, а возить металл из богатых высокопроцентной рудой штатов Среднего Запада было дорого. Между тем Америка потребляла очень много стали и железа, и Эдисон решил найти экономичный способ очистить низкосортную руду, которую еще добывали на Востоке.Суть придуманной изобретателем технологии состояла в том, чтобы дробить глыбы руды до состояния порошка, а затем при помощи магнитов отделять частицы железа от других составляющих породы. В 1881 году Эдисон основал Edison Ore-Millling Company. Он купил в штате Нью-Джерси старую шахту и построил при ней фабрику, на которой испытывал свои изобретения.
Спрос на продукцию был весьма скромный, и Эдисон регулярно закрывал производство, чтобы переделать оборудование, опробовать новое изобретение, заменить неэффективные системы.Завод приносил одни убытки, Эдисон терял доверие сотрудников и астрономические суммы денег. В конце концов от него отвернулись инвесторы, а рабочие и мастера начали массово увольняться. Постоянные вливания средств, ради которых пришлось даже продать акции General Electric, не помогли. Эдисон потратил больше десяти лет и свыше двух миллионов долларов, оказался по уши в долгах — и только тогда признал эксперимент неудачным.Впрочем деятельный бизнесмен сразу нашел себе новое дело. Он знал, что после обработки руды оставалось много песка, который был нужен производителям бетона. Поэтому Эдисон решил запустить собственный бизнес в этой сфере.Я леплю из цементаИз цемента можно сделать все, что угодно: заливаешь раствор в нужную форму, и пожалуйста. В 1899 году Эдисон основал компанию Edison Portland Cement Co. и принялся экспериментировать. Он разработал новый сушильный барабан для цемента, в два раза длиннее обычных. Производительность повысилась настолько, что его фирма сначала стала самым крупным производителем цемента в США, а потом цемента стало так много, что цены на него упали. Тогда изобретатель решил зайти с другой стороны: создать спрос на изделия из цемента. Осталось только предложить покупателям новые незаменимые уникальные вещи. Например, полностью бетонные дома: на земле собирали огромную железную форму — стены, крыши, лестницы, камины, трубы, ванны, даже лепнина на потолке были заложены в план. Затем в форму заливали бетон.В патенте, полученном в 1917 году, во вводной части Эдисон пишет: «Такое здание не боится ни насекомых, ни пожаров, и в нем легко поддерживать чистоту», а на все работы требуется один день.
Строительство дома по технологии Эдисона
По предложенной Эдисоном технологии возвели несколько домов, часть из которых доказала свою долговечность — они сохранились до наших дней. Тогда почему проект оказался неудачным? Проблема заключалась в стоимости формы для заливки. Она состояла из 2300 частей и стоила 175 тыс. долларов: непомерно много для маленьких строительных компаний. При этом, крупные компании, которые могли позволить себе такие расходы, не желали отказываться от традиционных методов строительства. Кроме того, выяснилось, что заливку надо проводить в несколько этапов — на практике стройка занимала две-три недели. В итоге бетонные дома Эдисона так и не стали популярными.
Не только домаВ поисках нового применения бетона Эдисон решил создать сверхпрочную мебель. Он мечтал делать из легкого бетона кровати, шкафы для граммофона и даже холодильники. Он создал несколько образцов и отправил на выставки в Чикаго и Новый Орлеан, причем надпись на упаковке гласила: «Просим вас обращаться с этим предметом как можно грубее». Увы, эти предметы не понравились потенциальным покупателям и больше на выставках не демонстрировались.
Томас Эдисон с обычным и бетонным шкафами для граммофона
Хотя запустить производство бетонной мебели у Эдисона не получилось, компания Edison Portland Cement Co. исправно поставляла «чрезвычайно долговечный» цемент для строительства завода Генри Форда в Ривер Руж с 1917 года и стадиона Yankee Stadium в Бронксе в 1922-23 годах. После этого компания протянула еще несколько лет, но обанкротилась в Великую депрессию.Фото в анонсе: Digital Image Library / Alamy / Legion Media
Что еще почитать по теме
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе — поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.
Данная методика теста адаптирована Гришиной.
Приводится по: «И.Г. Малкина-Пых. ПСИХОСОМАТИКА. СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»
Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Ответы на вопросы заносятся в бланк.
Текст опросника
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Бланк вопросника
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.
Если хотите пройти тест вживую, можете сделать это по этой ссылке.
Стимульный материал
22 сентября 16:37
Тест описания поведения Томаса online
Опросник типа поведения Дженкинса
ИсторияПравить
В своем подходе к изучению конфликтных ситуаций Кеннет Томас отошел от традиционного метода, где конфликт понимался, только как негативное явление, вызывающее угрозу, и рассматривал, как и негативные, так и позитивные функции конфликта. В соответствии с этим К. Томас сконцентрировал свое внимание в изучении конфликтов на следующих аспектах: какие формы поведения характерны для людей в конфликтных ситуациях, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна. При разработке теста авторы придерживались идеи, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а наоборот должны грамотно управлять им.
До 2007 года тест TKI основывался на оценках 339 менеджеров среднего и высшего звена в бизнесе и правительстве, которые были в основном белыми мужчинами в Соединенных Штатах . С 2007 года тест TKI теперь основан на случайной стратифицированной выборке из 8000 респондентов (отобранных из 59 000 респондентов), которые отражают население США по полу, расе, возрасту, опыту работы и географическому положению. Примечательно, что восемь из пятнадцати категорий (высокие, средние и низкие оценки для каждого из пяти способов разрешения конфликтов) изменились с 1970-х по 2000-е годы только на одно число, в то время как остальные семь категорий в тесте TKI остались точно такими же. Что еще более поразительно, практически не было никаких существенных различий ни в одном демографическом различии. Вот почему каждый житель США может использовать один недавно обновленный тест TKI, чтобы узнать распределение своих пяти способов разрешения конфликтов на высокие 25 %, средние 50 % и низкие 25 %.
К концу 1970-х К.Томас и Р.Килманн начали получать несколько жалоб от клиентов по поводу исключительного использования в тесте TKI мужских местоимений. Сначала, поскольку только пять из тридцати пар утверждений включали «он», «его» или «он» в один из вариантов A / B, их это не особо побеспокоило. Но к началу 1980-х годов частота жалоб на «мужскую предвзятость» постепенно увеличивалась. Следовательно, к середине 1980-х годов использование мужских местоимений в пяти элементах было изменено на он / она, его / ее или его / ее, что легко решило гендерную проблему. Таким образом, история инструмента Томаса-Килманна на все времена охватывала гендерное равенство.
В конце 1980-х годов появилась другая критика, касавшаяся небольшой (и демографически ограниченной) выборки, которая установила их нормы разрешения конфликтов. Так как Томас и Килланн отобрали всего 339 менеджеров среднего и высшего звена в бизнесе и правительстве и в их выборке 1970-х годов преобладали белые мужчины и были высокообразованными, что, конечно, сильно отличалось от все более разнообразной рабочей силы США. Данная проблема была решена в 2002 году, когда тест TKI был размещен компанией CPP в онлайн-платформе SkillsOne. Онлайн-платформа SkillsOne позволила собрать обширные данные от разнообразной выборки респондентов, что подготовило почву для окончательного обновления норм TKI с 1970-х по 2000-е годы.
Использование онлайн-платформы SkillsOne для обновления образца норм США
«В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.»
Процедура проведения
Мы все безумцы или, может быть, это мир вокруг нас сошел с ума? Доктор Ганнибал Лектер — блестящий психиатр, но мир может считать себя в безопасности только до тех пор, пока он будет находиться за стальной дверью одиночной камеры в тюрьме строгого режима. Доктор Лектер — убийца. Он гурман-людоед. Клэрис Стерлинг — курсант академии ФБР. Она восприимчива к чужой беде, и именно это определяет все ее поступки. Судьба заставляет героев действовать совместно в деле о поимке Буффало Билла — опаснейшего маньяка-убийцы. Сенсационная экранизация романа «Молчание ягнят» получила пять премий «Оскар».
Мы все безумцы или, может быть, это мир вокруг нас сошел с ума? Доктор Ганнибал Лектер, легендарный убийца-каннибал, попав за решетку, становится консультантом и союзником ФБР. Несомненно, Ганнибал Лектер — маньяк, но он и философ, и блестящий психиатр. Его мучает скука и отсутствие «интересных» книг в тюремной библиотеке. Зайдя в тупик в расследовании дела серийного убийцы, прозванного Красным Драконом, ФБР обращается к доктору Лектеру. Ведь только маньяк может понять маньяка. И Ганнибал Лектер принимает предложение. Для него важно доказать, что он умнее преступника, которого ищет ФБР.
Интерпретация результатов
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
ЛитератураПравить
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Что показывает тест Томаса?
Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации
Что такое конфликтные ситуации?
Конфликтная ситуация – это ситуация , в которой участники (оппоненты) отстаивают свои не совпадающими с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, «силой» или рангом