А) IV-VII вв. Б) III-IV вв. В) I-II вв.
2. Какие народы участвовали в Великом переселении?
А) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы
Б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне, турки.
3. Почему Хлодвиг добился власти?
А) Хлодвиг был хитер, расчетлив, жесток, умен
Б) Хлодвиг вступил в союз с вождями других племен
В) верно и А) и Б)
Г) Хлодвига поддержали рабы и колоны.
4. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году Г) в 732 году
5. Где жили норманны?
А) на балканском полуострове
Б) на Апеннинском полуострове
В) в Скандинавии
Г) в Германии
6. Какое событие стало началом истории средних веков?
А) образование государства у франков
Б) Великое переселение народов
В) распад Римской империи
Г) возникновение феодализма
7. Где правил Карл Великий?
А) во Франкском государстве
Б) в Западной Римской империи
В) в Священной Римской империи
8. Почему норманны покидали свою родину?
А) отсутствие плодородных земель, жажда наживы
Б) стремление к новым открытиям
В) интерес ко всему неизведанному
9. Какая часть Римской империи стала называться Византией?
10. В каком веке правил император Юстиниан?
А) в V веке Б) в VI веке В) в VII веке
А) завоевания германцев под напором гуннов
Б) походы в «святую землю»
В) переселение европейцев в Америку.
2. Нападение каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению?
А) гуннов Б) германцев В) готов.
3. В каком году франки разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию?
А) в 410 году Б) в 476 году В) в 486 году Г) в 451 году
4. К какой королевской династии принадлежал Карл Великий?
А) Меровингов Б) Каролингов В) Бурбонов
5. В каком году перестала существовать империя Карла Великого?
А) в 843 году Б) в 800 году В) в 962 году Г) в 500 году.
6. Как на Руси называли норманнов?
Г) верно А) и Б)
7. Почему Хлодвиг принял христианство?
А) ему нравилась эта религия
Б) хотел укрепить свою власть
В) его заставили сделать это римский епископ – папа римский
8. Как называлась дорога, по которой норманны с юга Скандинавии попадали в Константинополь?
А) Великий путь переселения народов
Б) Путь из варяг в греки
В) Великий путь географических открытий.
9. Какой город был столицей Византии?
А) Константинополь Б) Рим В) Иерусалим
10. Какое событие произошло во время правления императора Юстиниана?
А) построен храм святой Софии
Б) образована Священная Римская империя
В) Византия приняла христианство.
Информация
1. Когда происходило Великое переселение народов?
а) IV -VII вв. б) III -IV вв. в) I- II вв.
2.Что называется Великим переселением народов?
а) завоевания германцев под напором гуннов
3.Нападение каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению?
а) гуннов б) германцев в) готов
4. Каковы причины Великого переселения народов?
1 а) вторжение кочевников из глубины Азии в) истощение земли
б) завоевания римлян г) перенаселение
5. Какие народы участвовали в Великом переселении?
а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы 6) римляне, греки, славяне в) готы, славяне, турки
1.В каком году франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию?
а) в 410 году б) в 476 году в) в 486 году г) в 451 году
2. Укажите имя вождя, который возглавил франков в битве при Суассоне:
1 а) Хлодвиг б) Атилла в) Аларих г) Меровей
3. Почему богачи Галлии признали Хлодвига?
а) франки не отобрали у местной знати землю
б) франки сохранили зависимых людей в подчинении местной знати
4 Почему Хлодвиг добился власти?
5.В каком году возникло государство у франков?
а)в500 году б)в395 году в)в 410году г)в48бгоду
6. Какое значение имело появление у франков писаных законов?
а) это способствовало укреплению порядка в государстве
б) это облегчило проведение военных смотров
в) это способствовало новым завоеваниям римлян
7. Какие группы людей образовали класс зависимых крестьян?
а) рабы б) колоны
в) попавшие в зависимость франки г) верно а), б), в)
Правление Аркадия и Гонория.
После кончины Феодосия Великого, 17 января 395 г., правителями империи стали два его сына: 18-летний Аркадий Флавий и 11-летний Гонорий Флавий, к тому времени оба уже носившие титул августов. Умирая, отец завещал старшему сыну править на востоке империи, а младшему – на западе, где до своей гибели правил Валентиниан II, а ранее – его брат Грациан. Речь шла, естественно, лишь о распределении сфер ответственности, а не о разделении государства, которое сохраняло свою целостность, оставаясь единым политическим и юридическим пространством. Подобным же образом территория Римской империи разделена была в порядке управления после кончины святого Константина между тремя его сыновьями; принципиально от этой системы не отличались ни введенная Диоклетианом тетрархия, ни имевшие место и до него случаи соправительства августов, чреватые осложнениями в их взаимоотношениях, выливавшимися порой в гражданские войны, но никогда не обозначавшими раздел государства. Как и прежде, годы именовались именами двух консулов: западного и восточного. Между тем последовавшее за смертью Феодосия Великого назначение двух преемников с разделением между ними имперской территории послужило для многих историков поводом для того, чтобы придать этому событию непомерное, гипертрофированное значение. Его переквалифицировали в раздел империи на два отдельных государства, и на этой основе была сконструирована никогда не существовавшая в реальном мире Западная Римская империя; более того, началом или концом ее призрачного бытия принято стало обозначать рубеж между античной эпохой и средневековьем.
Аркадий родился в Испании около 377 г., незадолго до того, как его отец был призван к участию в верховной власти. Феодосий назначил его своим соправителем с титулом августа еще ребенком, в 383 г., – в отсутствие формального института наследования императорской власти в Риме, остававшемся юридически республикой. Возведение в сан цезаря и затем августа служило завуалированной формой объявления наследника. В Константинополе Аркадий получил основательное классическое и христианское образование – его учителями были известный ритор Фемистий и знатный сенатор Арсений, который незадолго до кончины Феодосия, около 394 г., покинул двор и мир, переправился в Египет и стал там монахом в Скитской пустыне. В историю Церкви он вошел с именем Арсений Великий. Святой Арсений давал уроки и младшему брату Аркадия Гонорию, который родился в 384 г., в бытность его отца уже императором. Впоследствии, со времен Ираклия, когда империя приобрела откровенно монархические черты, сыновей и дочерей императоров, рожденных во дворце, в пору правления их отцов, стали называть порфиророгенетами, или, по-русски, багрянородными. В 390 г. Гонорий был провозглашен августом.
Править самостоятельно не готов был не только подросток Гонорий, но и достигший совершеннолетия его старший брат, который не обладал выдающимися способностями отца. По характеристике Филосторгия, «малого роста, сухощавый, слабосильный, он имел смуглый цвет лица; вялость его души обличал характер его речи и свойство глаз, которые смыкались сонливо и болезненно»471. Феодосий позаботился подобрать в помощь сыновьям способных и надежных, как он считал, полководцев и администраторов. В эту эпоху как грекоязычные, так и латиноязычные римляне избегали воинской службы, предоставляя это опасное и обременительное занятие наемникам из варваров. Большую часть армии составляли варвары, в основном из германцев. Из этой среды выходили выдающиеся полководцы, и император Феодосий, отражая варварские вторжения, подавляя мятежи федератов, доверял тем из них, кто добросовестно служил Риму, и всячески поощрял их, так что германцы стали надежной опорой его власти. Регентом Гонория он назначил магистра армии в Италии (magister militum) Стилихона, по происхождению вандала, сына кавалерийского офицера, состоявшего на службе у императора Валента. При Феодосии он достиг генеральского чина, отличился затем на военном и дипломатическом поприще – заключением выгодного для Рима договора с иранским шахом Сапором III, и, наконец, стал членом императорской семьи, вступив в брак с племянницей Феодосия Серенной.
Помогать Аркадию в делах государственного правления призван был префект претория романизованный галл Руфин, уроженец аквитанского города Элузы. У себя на родине он получил риторское и юридическое образование и сделал потом блестящую чиновничью карьеру, став одним из ближайших помощников и советников Феодосия. Руфин был кафолическим христианином, построил великолепную церковь вместе с роскошной виллой в месте под названием Дуб, расположенном близ Халкидона, но его нравственные качества, мягко говоря, не соответствовали его вере. Это он был главным подстрекателем резни, учиненной Феодосием в Фессалониках. Человек незаурядного ума и импозантной наружности, он отличался высокомерием, тщеславием, непомерным стяжательством, абсолютной неразборчивостью в средствах для достижения цели, а ею, как выяснилось вскоре, было достижение верховной власти. Похоже, при Феодосии он умел скрывать свои худшие качества, но в правление его неопытного сына, который, казалось, всецело зависит от него, он, что называется, распоясался. По словам историка Евнапия, «вокруг него вилась огромная толпа льстецов, а льстецы были из тех людей, которые вчера или третьего дня выбежали из лавочки, чистили отхожие места или мыли пол. Теперь они носили красивые хламиды с золотыми застежками и имели на пальцах печати, оправленные в золото»472.
Магистр армии Стилихон, в противоположность Руфину, отличался прямотой и благородством, отчасти, вероятно, потому, что, несмотря на долгое пребывание на римской службе, он не утратил варварского прямодушия, которое принадлежало ему по праву рождения. Ему свойственно было магнетическое обаяние, привлекавшее к нему человеческие сердца. Поэт Клавдиан писал о Стилихоне: «Высокий красивый молодой вандал с преждевременно поседевшей головой излучал сияние, которое заставляло людей, встретившихся ему на улице, уступать ему дорогу»473.
Стилихон и Руфин, один из которых находился в Милане, где была резиденция Гонория, а другой в Константинополе, при возложенной на них Феодосием особой ответственности за благополучие его сыновей обязаны были нести солидарную заботу об империи, но тот и другой все же отдавали предпочтение политическим интересам того из августов, при котором они состояли. В самом начале правления братьев обозначилась проблема границы между их владениями. Префектура Иллирик, включавшая диоцезы Дакию и Македонию, иными словами, провинции восточной части Балканского полуострова, за исключением Фракии, до Феодосия Великого входила в сферу ответственности императора, имевшего резиденцию на западе, но Грациан, призвав к участию в верховной власти Феодосия, включил Иллирик в его область, с тем чтобы он навел порядок на Балканах после разорения, которому они подверглись в результате агрессии готов и поражения Валента. Этот акт воспринимался как вполне разумный и с той точки зрения, что в Иллирик входила коренная Эллада, и в этом отношении диоцез был ближе к восточной части империи с доминированием в ней греческого языка, чем к Западу. Дефектом подобного распределения была однако его диспропорция, потому что в таком составе Запад оказывался обделенным с точки зрения и народонаселения, и экономического потенциала, и финансовых, а значит и военных, ресурсов. Подобным образом распорядился и сам Феодосий в разделе территории империи между сыновьями, передав Иллирийский диоцез старшему из них, – и Аркадий вместе с Руфином взял его под свой контроль.
Такое положение дел не устраивало Стилихона. В интересах Гонория и его именем он потребовал от Аркадия передать Иллирик младшему брату. В ответ из Константинополя последовал отказ, отягощенный требованием вернуть воинские части, перемещенные ранее, при Феодосии, с востока в регион среднего Дуная. Стилихон пообещал лично прибыть в Константинополь, когда ему позволят обстоятельства, чтобы предоставить Аркадию отчет о положении дел на подведомственной ему территории и заодно предъявить полномочия, которые он получил от умершего Феодосия, находясь у его одра. Такой ответ не мог удовлетворить Аркадия и Руфина.
Тем временем в Константинополе разыгралась интрига, изменившая властную конфигурацию. Руфин, стремясь, очевидно, к верховной власти, надеялся достичь ее, породнившись с императором. Пользуясь своим влиянием на Аркадия, он намеревался выдать за него замуж свою дочь. Между тем одним из соперников Руфина в состязании за влияние на императора был препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi) евнух Евтропий, который понимал, что брак Аркадия с дочерью его врага сулит ему скорую смерть. Поэтому он решил действовать без промедления. О таких, как Евтропий, дворцовых евнухах Аммиан Марцеллин писал в свое время: «Всегда безжалостные и жестокие, лишенные всяких кровных связей, они испытывают чувство привязанности к одному лишь богатству, как к самому дорогому их сердцу детищу»474. Ни армия, ни народ не имели к ним ни уважения, ни сочувствия, скорее презрение, а в меру их влиятельности – их ненавидели, но ориентализованные установления дворцового обихода делали их присутствие при дворе неизбежным. В юности Евтропий зарабатывал на жизнь проституцией.
Не имея собственного потомства, он выбрал в невесты императору дочь находившегося до своей смерти на римской службе генерала франкского происхождения Баутона, отличавшуюся редкой красотой. Выросшая в Константинополе, она получила классическое образование и носила греческое имя Евдоксия. Воспользовавшись отъездом Руфина в Антиохию, где он должен был проконтролировать вынесение смертного приговора и казнь одного из высокопоставленных местных чиновников, Евтропий вначале показал юноше портрет Евдоксии, а потом, воспользовавшись своим положением при дворе, ввел ее во дворец и познакомил с императором. Юный Аркадий был очарован ею, тем более что она отличалась также умом, могла поддерживать и вести беседу и, посвященная своим неожиданным покровителем в его матримониальные планы, сознательно участвовала в столь перспективной, но и смертельно опасной интриге. Ко времени возвращения Руфина в столицу Аркадий и Евдоксия были уже помолвлены, но предусмотрительный Евтропий посоветовал держать имя императорской невесты в тайне.
Как раз в это время начались волнения в лагерях вестготских федератов, расквартированных во Фракии. По убеждениям римлян, или ромеев, варварами вновь овладела жажда грабежей. Историк готского народа Иордан представил причину волнений в ином свете, более благоприятном для его соплеменников: «После того, как Феодосий, поклонник мира и друг рода готов, ушел от дел человеческих, сыновья его, проводя жизнь в роскоши, принялись губить оба государства, а вспомогательным войскам (т.е. готам) отменять обычные дары; вскоре у готов появилось к ним презрение, и они, опасаясь, как бы от длительного мира не ослабела их сила, избрали себе королем Алариха; он отличался чудесным происхождением из рода Балтов, второго по благородству после Амалов»476. Одной из причин мятежа Аларих назвал отказ предоставить ему в награду за оказанную им помощь Феодосию в сражении с узурпаторами Евгением и Арбогастом звание магистра армии, которое, вместо него, досталось тогда другому сподвижнику Феодосия вандалу Стилихону.
Полчище взбунтовавшихся варваров осадило Константинополь. Префект претория Руфин явился тогда в лагерь готов и вступил в переговоры с их 25-летним вождем Аларихом. Вернувшись во дворец, Руфин доложил императору, что варвары готовы оставить Фракию, чтобы отыскать более удобные места для поселения: в Паннонии или на севере Италии – иными словами, в области Гонория. Но произошло нечто другое: сняв осаду столицы и оставив Фракию, готы двинулись опустошительным походом чрез Македонию и Фессалию.
Из Константинополя в Медиолан направлены были посланцы, потребовавшие именем императора оказать помощь в подавлении мятежа, и Стилихон отправился на Восток во главе армии, состоявшей в основном также из готов. В Фессалии армия Стилихона настигла полчища Алариха, готовая нанести по ним сокрушительный удар, но внезапно Стилихон получил приказ императора Аркадия оставить в покое «друга и союзника римского народа» Алариха, самому вернуться в Италию, а находившиеся в его распоряжения войска направить в Константинополь, поскольку при Феодосии они лишь на время были передислоцированы на запад для подавления мятежа тиранов Евгения и Арбогаста. Приказ подчеркивал непринадлежность Иллирика Гонорию. Похоже, что эта коварная по отношению к Стилихону интрига была спланирована не терявшим свое былое влияние Руфином, на которого молва возлагала ответственность за нее, но Евтропием. Стилихон подчинился и уехал в Италию, передав командование над оставленной им армией вестготу Гайне, который и повел ее в столицу.
27 ноября 395 г. Аркадий в сопровождении префекта претория Руфина прибыл к Золотым воротам Константинополя, чтобы там, по традиции, торжественно встретить армию Гайны. Накануне Руфину, для усыпления его бдительности, было обещано предоставить титул цезаря, призвав его к участию в верховной власти. Но неожиданно отряд воинов приблизился к Руфину, оттеснил его от императора и, обнажив оружие, зарубил его на глазах у Аркадия, очевидно заранее посвященного в план, осуществленный по замыслу Евтропия, вступившего в сговор с Тайной. Один из готов отрубил ему руку, и затем, потешаясь над алчностью павшего жертвой заговора сановника, эту руку в пьяном веселье носили по городу, изображая ею жест выпрашивания подаяния и сопровождая его воплями: «Подайте ненасытному!». Вдова и дочь Руфина, которая предполагалась в невесты Аркадию, выехали в Иерусалим, где и провели остававшееся им время до самой кончины.
После отъезда Стилихона и ухода армии во главе с Тайной в Константинополь, войска Алариха двинулись на юг. Пройдя через Фермопильское училище, они вторглись в Беотию и Аттику, совершая грабежи и избиения местных жителей, разрушили до основания Пирейский порт, но Афинам удалось откупиться от захвата и грабежа золотом. Язычник Зосима в своей истории утверждает, что готы устрашились видением богини Афины и Ахиллеса на крепостной стене города. Из Аттики готы ушли на Пелопоннес, захватив и подвергнув грабежу Аргос и Спарту. Весной 396 г. они повернули на север, но поблизости от Олимпии их ожидала армия Стилихона, который решил вмешаться в ход дел, на этот раз по собственному усмотрению, – свои войска он переправил из Италии через море. Вестготы Алариха были окружены, и, казалось, по ним будет нанесен смертельный удар, но внезапно Стилихон переменил намерение и дал противнику возможность уйти из ловушки, после чего готы продолжили движение дальше на север, в сторону Эпира, сопровождая поход грабежами и пожарами.
О причине, подвигшей Стилихона выпустить войска Алариха, и современники и историки судили по-разному. По очевидно неправдоподобной версии Зосимы, это была оплошность Стилихона, увлеченного пьяным разгулом и продажными женщинами и проморгавшего гарантированную победу; другая, и более убедительная, гипотеза – Стилихон и на этот раз выполнял приказ Аркадия, вступившего в сговор с Аларихом. Церковный историк Созомен, напротив, главным заговорщиком как раз считал Стилихона, который, «заведши вражду с полководцами» Аркадия, «старался воспламенить войну между самими империями и, с этой целию, выхлопотав достоинство римского военачальника готфскому вождю Алариху, убедил его занять Иллирию»477. Звание магистра армии для Иллирика (magister militum per Illiricum) в 397 г. было действительно предоставлено Алариху Аркадием, и, в соответствии со своим новым званием, он обосновался в этом диоцезе вместе с подчиненными ему вестготами, вновь приобретшими статус федератов, что обозначало выдачу им трибута – денежной платы, а также вооружения и амуниции за счет казны. Есть основания полагать, что Стилихон намеренно сохранил войска Алариха в надежде использовать их в дальнейшем для возвращения Иллирика под контроль опекаемого им императора Гонория.
Ключ к избавлению от готского засилья был указан верный – набрать армию из числа римских граждан, но препятствие к решению этой проблемы как раз и заключалось в нежелании римлян нести бремя воинской службы, приведшем к утрате навыков военной профессии, так что «благородный юноша» вынужден был пользоваться иными средствами, которые ему давали его неблагородные советники, подобные Евтропию, для того чтобы спасти положение: искусно маневрируя, константинопольское правительство в конце концов избавилось от угрозы порабощения варварами, натравив их на западные диоцезы империи.
Предводитель готского гарнизона в столице Гайна догадывался о замыслах своих врагов, главным из которых он считал коварного евнуха Евтропия, влияние которого колоссально выросло в результате устроенной им свадьбы Аркадия с Евдоксией. Устраняя своих потенциальных противников, Евтропий обвинил лучших полководцев Абунданция и Тимасия: одного из них – в оскорблении величества, а другого, Тимасия, – в заговоре, направленном на захват верховной власти. Оба обвиняемых были подвергнуты ссылке. Свой авторитет в глазах Аркадия Евтропий укрепил тем, что, поставленный во главе армии с титулом патриция, которого ранее не удостаивался ни один евнух, он в 398 г. одержал победу над гуннами, вторгшимися из южнорусских степей в Армению через один из кавказских перевалов. После триумфального возвращения в Константинополь Евтропий был удостоен консульского титула. В ту пору консулат не был сопряжен с властными полномочиями, но обозначал высшее отличие. Это звание носили императоры, обыкновенно в течение нескольких сроков, лица, принадлежащие к их семьям с титулами цезарей или августов; для сановников, не принадлежавших императорской фамилии, консульское звание составляло вершину служебной карьеры. Имена консулов, как и в республиканскую старину, лежали в основании летосчисления.
Для Гайны консулат Евтропия был знаком, что ему пора действовать против всесильного фаворита. Запалом к их столкновению послужил бунт расквартированного во Фригии готского отряда, которым командовал Трибигильд. На его подавление направлены были войска под командованием клеврета Евтропия Льва, но вслед за ними во Фригию отправился и Гайна во главе своих готов. Не все детали происшедшего затем во Фригии известны, но Гайна вступил в очевидный сговор с мятежником, возможно, что и сам мятеж был учинен по его наущению. В результате Лев был убит, а Гайна доносил императору Аркадию, что главным виновником происшедшего является Евтропий, несправедливо обидевший Трибигильда. По его донесению, число восставших было слишком велико, чтобы справиться с ними, и для Рима, советовал он, будет лучше договориться с мятежниками, но ценой этого соглашения должно стать устранение Евтропия.
Для Аркадия это была чрезмерно дорогая цена, он колебался, но требование Гайны было неожиданным образом поддержано супругой императора Евдоксией. Евтропий, устроивший ее брак с Аркадием, считал ее своей креатурой и не раз давал ей понять, кому она обязана своим успехом, чем, конечно, не мог расположить ее к себе, а однажды он прямо пригрозил ей удалением из дворца, если она не станет действовать в его интересах. Между тем Евдоксия не лишена была самолюбия и затаила мстительную неприязнь к своему былому благодетелю. По своему характеру она, имея германское происхождение, была гордой и властной. Своего слабовольного мужа, который и в зрелые годы не мог действовать вполне самостоятельно, всегда нуждаясь в советчиках, она держала в руках. Если верить современникам, Евдоксия бесстрашно и безнаказанно изменяла ему. Аркадий подчинился, и выдал злополучного Евтропия его врагам.
Потерпев поражение, евнух укрылся в храме Святой Софии, и святитель Иоанн взял его под свою защиту. Когда за павшим временщиком пришли солдаты, тот спрятался, дрожа от страха, в алтаре, а святитель решительно воспротивился его аресту, и солдаты вынуждены были уйти ни с чем. В результате состоявшихся затем переговоро, Евтропию гарантировали жизнь, он был предан суду и приговорен к ссылке на Кипр. Затем однако по требованию укрепившего свое влияние Гайны он был доставлен обратно, и под тем предлогом, что его иммунитет действует лишь в столице, он снова был отдан под суд, состоявшийся в Халкидоне, приговорен на нем к смерти и казнен.
Победа Гайны оказалась Пирровой. Его возросшее влияние на императора заставило действовать группировку патриотически настроенных сановников, которые главную опасность для государства находили в засилье готского элемента. Во главе этой партии стоял префект претория Аврелиан. При этом его родной брат Кесарий придерживался противоположной ориентации и поддерживал Гайну. Именно он сообщил Гайне о том, что Аврелиан собирается возбудить дело по обвинению его в государственной измене. Узнав о грозящей опасности, Гайна решил действовать без промедления и потребовал от императора выдать ему Аврелиана и его сторонников: магистра армии Сатурнина и комита Иоанна, и император подчинился диктату. Гайна пощадил своих врагов, ограничившись увольнением их именем Аркадия от занимаемых должностей. Звание магистра армии, которого лишили Аврелиана, было предоставлено Кесарию. Готские отряды, верные своему предводителю, заняли ключевые позиции в столице. Гайна также потребовал от императора передать его соплеменникам и единоверцам арианам один из константинопольских храмов – до тех пор они собирались на молитву в загородной церкви. Аркадий готов был на уступку казавшемуся всесильным временщику, но против нее единодушно стояли столичные христиане, которые уже воспринимали никейское православие как свою национальную религию, решительно отделяющую их от варваров ариан. На страже неприкосновенности кафолических храмов для еретиков стоял святой Иоанн Златоуст, который решительно воспротивился этой акции, опираясь в этом своем стоянии на всенародную поддержку, и колебавшийся император не подчинился ультиматуму.
Отказ Аркадия подтолкнул самых отчаянных и авантюрных готских военачальников вроде Трибигильда настаивать на вооруженных действиях, захвате императорского дворца и низложении Аркадия, но Гайна на этот шаг не решился. Жители столицы стали вооружаться, чтобы предотвратить переворот. В ночь с 11 на 12 июля 400 г. Гайна попытался вывести своих соплеменников, которые внутри городских стен не должны были носить оружия, из Константинополя. Сам он и часть его войска вышли через городские ворота, другие же были задержаны стражей, охранявшей крепостную стену, и оттеснены от ворот собравшимися для противостояния варварам римлянами. Началось избиение готов, некоторые из них попытались найти убежище в православной готской церкви, находившейся поблизости от дворца, но константинопольцы, пришедшие в ярость, забросали храм горящими головнями, и укрывшиеся в нем люди сгорели в огне пожара. На следующий день после резни на улицах и площадях города было подобрано 7 тысяч трупов.
Остатки своего отряда Гайна пытался переправить через Гелеспонт в Вифинию, но азиатский берег мужественно защищал другой готский отряд, которым командовал Фравита, хранивший верность сыну Феодосия, которому он в свое время поклялся верно служить. Высадка не состоялась, и Гайна со своим отрядом вернулся во Фракию, форсированным маршем прошел ее в северном направлении до Дуная, переправился через него и встретился там с полчищем гуннов, которое перебило искавших спасения готов. 3 января 401 г. предводитель гуннов Гульдин доставил в Константинополь отрезанную голову Гайны. Полководца Фравиту Аркадий отблагодарил назначением его консулом на 401 г. На вопрос императора, какую еще награду Фравита хотел бы получить из рук императора, старый воин ответил, что он хотел бы поклоняться своим отечественным богам. Вскоре однако не доверявшие Фравите римские патриоты добились вынесения ему смертного приговора – по подозрению, вероятно необоснованному, в затеваемой им измене.
В начале V века ближайшими советниками Аркадия, так и не научившегося самостоятельно принимать решения, помимо его супруги Евдоксии, удостоенной в 400 г. титула августы, стали Аврелиан и Иоанн, которым вернули их прежние звания и титулы, в то время как брат Аврелиана Кесарий, взявший сторону Гайны, был заточен в темницу. Засилье готов в Константинополе и на всем востоке империи было преодолено. Восточные провинции благополучно освободились от присутствия германского элемента в таком числе, который бы мог влиять на принятие политических решений. С этих пор готская угроза переместилась на запад государства, оказавшийся более уязвимым.
На обратном пути, двигаясь в сторону Бреннерского перевала, он попытался захватить Верону; через своих разведчиков Стилихон узнал о замысле противника, и его войска, стремительным маршем настигнув вестготов и окружив их в горном ущелье, нанесли им еще одно поражение, после чего Аларих вынужден был вернуться на Балканы. Тем не менее неудачный поход в Италию принес Алариху звание магистра армии, на этот раз предоставленное ему уже не Аркадием, а Гонорием, который к тому времени еще раз поменял свою резиденцию, перебравшись из Асти в Равенну, с этих пор надолго ставшую административным центром Италии.
Осенью 403 г. в Риме состоялся последний в истории этого города триумф. Он устроен был по случаю победы над готскими полчищами Алариха. Описание этого триумфа составил поэт Клавдиан. В комментированном пересказе Ф. Грегоровиуса этот поэтический репортаж выглядит так: «Гонорий проследовал через Мильвийский мост, имея возле себя, на своей победной колеснице, Стилихона, и медленно продвигался вперед через воздвигнутые ему триумфальные арки; всюду раздавались в честь то юного августа, то великого героя торжественные клики народа, который занял все дома улицы Капитолия и Палатина и поместился даже на крышах домов. С детским изумлением взирал народ на необычное зрелище, которое представляли толпы воинов, большей частью варваров, их развевающиеся знамена с драконами, стальные панцири, яркие и украшенные павлиньими хвостами шлемы. Императора встречало все население города; но милостивый император не дозволил, чтобы впереди его колесницы, как то было в старину, рабски шел пешком сенат»483. Гонорий поселился в императорском дворце на Палатине и провел там целый год.
При нем в Риме в последний раз сражались гладиаторы. Запрещенные еще святым Константином, гладиаторские бои возобновились после его кончины, в отсутствие императоров, перебравшихся в Константинополь или в Медиолан, тем более что большинство населения древней столицы все еще составляли язычники. Во время боя гладиаторов на арену неожиданно выбежал один монах по имени Телемах, пытаясь разнять бойцов и остановить кровопролитие. Увлеченные зрители в ярости побили его камнями. И тогда, по преданию, Гонорий повелел причислить пожертвовавшего собой Телемаха клику мучеников и окончательно запретил гладиаторские бои. С этих пор на арене Колизея еще в течение сотни лет продолжала литься кровь, но это была кровь зверей и раненых ими борцов с ними.
Навстречу варварам двинулась армия во главе со Стилихоном, насчитывавшая около 40 тысяч легионеров, и примерно столько же вспомогательных войск из числа федератов, в основном франков. Противники встретились у стен Флоренции, осажденной Радагайсом. Стилихон велел окружить лагерь варваров, чтобы лишить их возможности получать продовольствие. И вскоре в их стане, где было множество людей, для снабжения которых питанием требовался урожай целой провинции, начался голод. Попытка готов вырваться из окружения провалилась. В сражении с римской армией они потерпели поражение. Радагайс бежал, но был скоро захвачен и, проведя несколько месяцев в плену, 23 августа 406 г. был предан казни. «Количество пленных готов, – пишет Оросий, – было столь велико, что людей продавали повсюду толпами, подобно дешевой скотине, по одному золотому за каждого. Но Бог не допустил, чтобы хоть кто-то уцелел из этого народа и действительно, тотчас же все, кто были куплены, скончались, и в итоге, чтобы бессовестные покупатели не выиграли постыдным образом в результате этой сделки, все это они милосердно потратили на погребения»488. Слова о гибели целого народа были, конечно, преувеличением. Часть уцелевших остготов ушла из Италии в Галлию, сдавшиеся в плен были наняты на воинскую службу и включены в состав римского гарнизона либо, в количестве 12 тысяч, переправлены в Малую Азию, где они составили особую колонию.
Стилихона в Риме приветствовали как спасителя отечества: в его честь на форуме, вблизи ростр, была поставлена статуя из меди и серебра, но число его противников, подозревавших его в измене и стремлении к захвату верховной власти, ревновавших к его успеху, враждебно относившихся к нему по причине его варварского происхождения, выросло. Предубеждение против этого великого полководца, который, правда, действительно играл в собственную игру, очевидно не раскрывая всех карт даже и перед императором, с которым он связан был трояким родством – женатый на племяннице Феодосия и, значит, кузине Аркадия и Гонория Серене, он выдал двух своих дочерей – вначале Марию, а после ее ранней смерти Термантию, которая также вскоре скончалась, – замуж за Гонория, обручил своего сына Евхерия с сестрой императоров Галл ой Плацидией, разделял Оросий: «Комит Стилихон, происходивший из вандалов, народа подлого, алчного, вероломного и коварного, посчитав недостаточным, что при императоре он правит как император, стремился каким-нибудь образом привести к власти своего сына Евхерия, который., будучи еще ребенком и частным лицом, помышлял о гонении на христиан. Поэтому-то он для поддержания страха и напряженности в государстве держал под рукой Алариха и весь народ готов, который слезно и искренне просил лучшего мира и хоть какого-нибудь места для поселения, которому втайне обещал договор, открыто же держал ситуацию между миром и войной»489.
И вот, когда 31 декабря 406 г. разноплеменные германцы вместе с аланами, форсировав Рейн в районе Вормса и Майнца и сломив сопротивление федератов-франков, верных союзному договору с Римом, вторглись в Галлию, затем в течение трех лет грабили и разоряли ее провинции, пока, уже осенью 309 г., не перебрались через Пиренеи, чтобы поселиться в Испании, молва, не имея на то оснований, обвинила Стилихона в сговоре и с этими варварами, тем более что среди них были и его соплеменники вандалы. По словам Оросия, разделявшего подозрения римлян, «он пробудил другие народы, огромные числом и невероятные по силе, которыми порабощены теперь провинции Галлии и Испании, а именно племена аланов, свевов, вандалов, а также бургундионов, пришедших в движение от общего волнения, по собственной воле призвав их к оружию, одним разом уничтожив страх перед римским именем. Он захотел, чтобы эти народы обрушились вдруг на берега Рейна и привели в смятение Галлии, надеясь, несчастный, что в этой ситуации нужды он сможет вырвать у зятя власть для сына, и что укротить варварские племена будет так же легко, как и привести в движение»490.
В Британии в 407 г. вспыхнул мятеж легионеров, провозгласивших императором одного из своих командиров – некоего Марка. Потом, убив его, они «облекли этою властию Грациана, когда же и Грациан, спустя не более четырех месяцев, был убит ими, то его место отдали Константину»491, рядовому легионеру. Память святого императора, провозглашенного августом в Британии, бережно чтимая британскими легионерами, способствовала, вероятно, избранию солдата, который носил его имя. В 409 г. Константин высадился со своим отрядом на континенте в Болонии (Булони) и пообещал местному населению защиту от варваров. Романизованные галлы приняли его как избавителя от оккупации. На его сторону стали и расквартированные в Галлии легионы.
Одержав ряд побед в стычках с вторгшимися в Галлию германцами и аланами, Константин стремительным маршем пересек Галлию от Ла-Манша до Пиренейских гор, а затем, поставив цезарем своего сына Константа, он послал его в Испанию. Сопротивление ему оказали отряды из крестьян и рабов, во главе которых стали четыре брата – Дидим, Верениан, Феодосиол и Лагодий, состоявшие в отдаленном родстве с императорами, отец которых Феодосий родился в Испании, но, несмотря на это высокое родство, остававшиеся частными лицами. Для подавления сопротивления Констант привлек маркоманов и уроженцев Африки мавров, и с их помощью отряды родственников императора были разбиты. Дидим и Верениан были схвачены вместе с их женами, а затем казнены; Феодосиол бежал в Италию к императору Гонорию, а Лагодий – в Константинополь. Гонорий вступил в переговоры с посланцами Константина и принял предложение узурпатора признать его своим соправителем с императорским титулом. Так, по существу дела, Британия, Галлия и Испания были потеряны для Рима – теперь там хозяйничали варвары, удержавшие за собой часть территорий этих стран, и войска узурпатора Константина, хотя и признанного в Риме, но действовавшего совершенно самостоятельно. Римская молва обвиняла в катастрофе вандала Стилихона.
Между тем в Константинополе, избавленном от тревог, проистекавших от присутствия готов, переместившихся в Западный Иллирик, находившийся под управлением Гонория, в начале V века основные события связаны были с конфликтом между предстоятелем столичной церкви Иоанном Златоустом и императорским домом. В своих проповедях святой Иоанн обличал человеческие грехи, общественные пороки, в особенности жестокосердие богачей к нуждавшимся и нищим. Не требуя отмены рабства, он напоминал о его языческом происхождении и о его несовместимости с христианскими нравственными идеалами. Некоторые из его проповедей были представлены императрице Евдоксии как направленные лично против нее. В 404 г., низложенный с кафедры, святитель был отправлен в ссылку в армянский городок Кукуз. Проведя два года в Кукузе, святой Иоанн Златоуст был затем отправлен в еще более дальнюю ссылку в Питиунт (современная Пицунда), но по дороге туда, в Команах, он отошел ко Господу.
Аркадий умер, оставив восьмилетнего сына Феодосия, «в консульство Васса и Филиппа, в первый день мая, во второй год 297-й Олимпиады. Царствовал он вместе с отцом своим Феодосием тридцать лет, а по смерти отца четырнадцать, вся же жизнь его продолжалась тридцать один год»493. Останки императора погребли рядом с его женой Евдоксией в храме Двенадцати апостолов.