нападение каких племен из азии подтолкнуло к великому переселению народов Тест по истории

А) IV-VII  вв.             Б) III-IV вв.              В) I-II вв.

2.  Какие народы участвовали в Великом переселении?

А) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы

Б) римляне, греки, славяне            в) готы, славяне, турки.

3.  Почему Хлодвиг добился власти?

А) Хлодвиг был хитер, расчетлив, жесток, умен

Б) Хлодвиг вступил в союз с вождями других племен

В) верно и А) и Б)

Г) Хлодвига поддержали рабы и колоны.

4.  В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

А) в 800 году        Б) в 500 году        В) в 395 году        Г) в 732 году

5.  Где жили норманны?

А) на балканском полуострове

Б)  на Апеннинском полуострове

В) в Скандинавии

Г) в Германии

6. Какое событие стало началом истории средних веков?

А) образование государства у франков

Б) Великое переселение народов

В) распад Римской империи

Г) возникновение феодализма

7. Где правил Карл Великий?

А) во Франкском государстве

Б) в Западной Римской империи

В) в Священной Римской империи

8. Почему норманны покидали свою родину?

А) отсутствие плодородных земель, жажда наживы

Б) стремление к новым открытиям

В) интерес  ко всему неизведанному

9.  Какая часть Римской империи стала называться Византией?

10. В каком веке правил император Юстиниан?

А) в V веке         Б) в VI  веке          В) в VII веке

А) завоевания  германцев под напором гуннов

Б) походы в «святую землю»

В) переселение европейцев в Америку.

2.  Нападение каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению?

А) гуннов       Б) германцев        В) готов.

3.  В каком году франки разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию?

А) в 410 году         Б) в 476 году         В) в 486 году              Г) в 451 году

4. К какой королевской династии принадлежал Карл Великий?

А) Меровингов             Б) Каролингов             В) Бурбонов

5. В каком году перестала существовать империя Карла Великого?

А) в 843 году       Б) в 800 году       В) в 962 году        Г) в 500 году.

6. Как на Руси называли норманнов?

Г) верно А) и Б)

7. Почему Хлодвиг принял христианство?

А) ему нравилась эта религия

Б) хотел укрепить свою власть

В) его заставили сделать это римский епископ – папа римский

8.  Как называлась дорога, по которой норманны с юга Скандинавии попадали в Константинополь?

А) Великий путь переселения народов

Б)  Путь из варяг в греки

В) Великий путь географических открытий.

9.  Какой город был столицей Византии?

А) Константинополь        Б) Рим         В) Иерусалим

10. Какое событие произошло во время правления императора Юстиниана?

А) построен храм святой Софии

Б) образована Священная Римская империя

В) Византия приняла христианство.

Информация

1. Когда происходило Великое переселение народов?

а) IV -VII вв. б) III -IV вв. в) I- II вв.

2.Что называется Великим переселением народов?

а) завоевания германцев под напором гуннов

3.Нападение каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению?

а) гуннов б) германцев в) готов

4. Каковы причины Великого переселения народов?

1 а) вторжение кочевников из глубины Азии в) истощение земли

б) завоевания римлян г) перенаселение

5. Какие народы участвовали в Великом переселении?

а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы 6) римляне, греки, славяне в) готы, славяне, турки

1.В каком году франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию?

а) в 410 году б) в 476 году в) в 486 году г) в 451 году

2. Укажите имя вождя, который возглавил франков в битве при Суассоне:

1 а) Хлодвиг б) Атилла в) Аларих г) Меровей

3. Почему богачи Галлии признали Хлодвига?

а) франки не отобрали у местной знати землю

б) франки сохранили зависимых людей в подчинении местной знати

4 Почему Хлодвиг добился власти?

5.В каком году возникло государство у франков?

а)в500 году б)в395 году в)в 410году г)в48бгоду

6. Какое значение имело появление у франков писаных законов?

а) это способствовало укреплению порядка в государстве

б) это облегчило проведение военных смотров

в) это способствовало новым завоеваниям римлян

7. Какие группы людей образовали класс зависимых крестьян?

а) рабы б) колоны

в) попавшие в зависимость франки г) верно а), б), в)

Правление Аркадия и Гонория.

После кончины Феодосия Великого, 17 января 395 г., правителями империи стали два его сына: 18-летний Аркадий Флавий и 11-летний Гонорий Флавий, к тому времени оба уже носившие титул августов. Умирая, отец завещал старшему сыну править на востоке империи, а младшему – на западе, где до своей гибели правил Валентиниан II, а ранее – его брат Грациан. Речь шла, естественно, лишь о распределении сфер ответственности, а не о разделении государства, которое сохраняло свою целостность, оставаясь единым политическим и юридическим пространством. Подобным же образом территория Римской империи разделена была в порядке управления после кончины святого Константина между тремя его сыновьями; принципиально от этой системы не отличались ни введенная Диоклетианом тетрархия, ни имевшие место и до него случаи соправительства августов, чреватые осложнениями в их взаимоотношениях, выливавшимися порой в гражданские войны, но никогда не обозначавшими раздел государства. Как и прежде, годы именовались именами двух консулов: западного и восточ­ного. Между тем последовавшее за смертью Феодосия Великого назначение двух преемников с разделением между ними импер­ской территории послужило для многих историков поводом для того, чтобы придать этому событию непомерное, гипертрофиро­ванное значение. Его переквалифицировали в раздел империи на два отдельных государства, и на этой основе была сконстру­ирована никогда не существовавшая в реальном мире Западная Римская империя; более того, началом или концом ее призрач­ного бытия принято стало обозначать рубеж между античной эпохой и средневековьем.

Аркадий родился в Испании около 377 г., незадолго до того, как его отец был призван к участию в верховной власти. Феодосий назначил его своим соправителем с титулом августа еще ребен­ком, в 383 г., – в отсутствие формального института наследова­ния императорской власти в Риме, остававшемся юридически республикой. Возведение в сан цезаря и затем августа служило завуалированной формой объявления наследника. В Констан­тинополе Аркадий получил основательное классическое и хри­стианское образование – его учителями были известный ритор Фемистий и знатный сенатор Арсений, который незадолго до кончины Феодосия, около 394 г., покинул двор и мир, перепра­вился в Египет и стал там монахом в Скитской пустыне. В исто­рию Церкви он вошел с именем Арсений Великий. Святой Арсе­ний давал уроки и младшему брату Аркадия Гонорию, который родился в 384 г., в бытность его отца уже императором. Впослед­ствии, со времен Ираклия, когда империя приобрела откровенно монархические черты, сыновей и дочерей императоров, рожден­ных во дворце, в пору правления их отцов, стали называть порфиророгенетами, или, по-русски, багрянородными. В 390 г. Гонорий был провозглашен августом.

Править самостоятельно не готов был не только подросток Гонорий, но и достигший совершеннолетия его старший брат, который не обладал выдающимися способностями отца. По характеристике Филосторгия, «малого роста, сухощавый, слабо­сильный, он имел смуглый цвет лица; вялость его души обличал характер его речи и свойство глаз, которые смыкались сонли­во и болезненно»471. Феодосий позаботился подобрать в помощь сыновьям способных и надежных, как он считал, полководцев и администраторов. В эту эпоху как грекоязычные, так и лати­ноязычные римляне избегали воинской службы, предоставляя это опасное и обременительное занятие наемникам из варва­ров. Большую часть армии составляли варвары, в основном из германцев. Из этой среды выходили выдающиеся полководцы, и император Феодосий, отражая варварские вторжения, пода­вляя мятежи федератов, доверял тем из них, кто добросовест­но служил Риму, и всячески поощрял их, так что германцы ста­ли надежной опорой его власти. Регентом Гонория он назначил магистра армии в Италии (magister militum) Стилихона, по про­исхождению вандала, сына кавалерийского офицера, состояв­шего на службе у императора Валента. При Феодосии он достиг генеральского чина, отличился затем на военном и диплома­тическом поприще – заключением выгодного для Рима дого­вора с иранским шахом Сапором III, и, наконец, стал членом императорской семьи, вступив в брак с племянницей Феодо­сия Серенной.

Помогать Аркадию в делах государственного правления призван был префект претория романизованный галл Руфин, уроженец аквитанского города Элузы. У себя на родине он получил риторское и юридическое образование и сделал потом блестящую чиновничью карьеру, став одним из ближайших помощников и советников Феодосия. Руфин был кафоличе­ским христианином, построил великолепную церковь вме­сте с роскошной виллой в месте под названием Дуб, распо­ложенном близ Халкидона, но его нравственные качества, мягко говоря, не соответствовали его вере. Это он был глав­ным подстрекателем резни, учиненной Феодосием в Фессало­никах. Человек незаурядного ума и импозантной наружности, он отличался высокомерием, тщеславием, непомерным стя­жательством, абсолютной неразборчивостью в средствах для достижения цели, а ею, как выяснилось вскоре, было достиже­ние верховной власти. Похоже, при Феодосии он умел скрывать свои худшие качества, но в правление его неопытного сына, который, казалось, всецело зависит от него, он, что называ­ется, распоясался. По словам историка Евнапия, «вокруг него вилась огромная толпа льстецов, а льстецы были из тех людей, которые вчера или третьего дня выбежали из лавочки, чисти­ли отхожие места или мыли пол. Теперь они носили красивые хламиды с золотыми застежками и имели на пальцах печати, оправленные в золото»472.

Магистр армии Стилихон, в противоположность Руфину, отличался прямотой и благородством, отчасти, вероятно, пото­му, что, несмотря на долгое пребывание на римской службе, он не утратил варварского прямодушия, которое принадлежало ему по праву рождения. Ему свойственно было магнетическое обаяние, привлекавшее к нему человеческие сердца. Поэт Клавдиан писал о Стилихоне: «Высокий красивый молодой вандал с преждевременно поседевшей головой излучал сияние, кото­рое заставляло людей, встретившихся ему на улице, уступать ему дорогу»473.

Стилихон и Руфин, один из которых находился в Милане, где была резиденция Гонория, а другой в Константинополе, при воз­ложенной на них Феодосием особой ответственности за благо­получие его сыновей обязаны были нести солидарную заботу об империи, но тот и другой все же отдавали предпочтение поли­тическим интересам того из августов, при котором они состоя­ли. В самом начале правления братьев обозначилась проблема границы между их владениями. Префектура Иллирик, вклю­чавшая диоцезы Дакию и Македонию, иными словами, провин­ции восточной части Балканского полуострова, за исключением Фракии, до Феодосия Великого входила в сферу ответственности императора, имевшего резиденцию на западе, но Грациан, при­звав к участию в верховной власти Феодосия, включил Иллирик в его область, с тем чтобы он навел порядок на Балканах после разорения, которому они подверглись в результате агрессии готов и поражения Валента. Этот акт воспринимался как впол­не разумный и с той точки зрения, что в Иллирик входила корен­ная Эллада, и в этом отношении диоцез был ближе к восточ­ной части империи с доминированием в ней греческого языка, чем к Западу. Дефектом подобного распределения была однако его диспропорция, потому что в таком составе Запад оказывал­ся обделенным с точки зрения и народонаселения, и экономи­ческого потенциала, и финансовых, а значит и военных, ресур­сов. Подобным образом распорядился и сам Феодосий в разделе территории империи между сыновьями, передав Иллирийский диоцез старшему из них, – и Аркадий вместе с Руфином взял его под свой контроль.

Такое положение дел не устраивало Стилихона. В интере­сах Гонория и его именем он потребовал от Аркадия передать Иллирик младшему брату. В ответ из Константинополя последо­вал отказ, отягощенный требованием вернуть воинские части, перемещенные ранее, при Феодосии, с востока в регион сред­него Дуная. Стилихон пообещал лично прибыть в Константино­поль, когда ему позволят обстоятельства, чтобы предоставить Аркадию отчет о положении дел на подведомственной ему тер­ритории и заодно предъявить полномочия, которые он получил от умершего Феодосия, находясь у его одра. Такой ответ не мог удовлетворить Аркадия и Руфина.

Тем временем в Константинополе разыгралась интрига, изменившая властную конфигурацию. Руфин, стремясь, оче­видно, к верховной власти, надеялся достичь ее, породнив­шись с императором. Пользуясь своим влиянием на Аркадия, он намеревался выдать за него замуж свою дочь. Между тем одним из соперников Руфина в состязании за влияние на импе­ратора был препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi) евнух Евтропий, который понимал, что брак Аркадия с дочерью его врага сулит ему скорую смерть. Поэтому он решил действовать без промедления. О таких, как Евтропий, дворцо­вых евнухах Аммиан Марцеллин писал в свое время: «Всегда безжалостные и жестокие, лишенные всяких кровных связей, они испытывают чувство привязанности к одному лишь богат­ству, как к самому дорогому их сердцу детищу»474. Ни армия, ни народ не имели к ним ни уважения, ни сочувствия, скорее пре­зрение, а в меру их влиятельности – их ненавидели, но ориентализованные установления дворцового обихода делали их присутствие при дворе неизбежным. В юности Евтропий зара­батывал на жизнь проституцией.

Не имея собственного потомства, он выбрал в невесты импе­ратору дочь находившегося до своей смерти на римской службе генерала франкского происхождения Баутона, отличавшуюся редкой красотой. Выросшая в Константинополе, она получила классическое образование и носила греческое имя Евдоксия. Вос­пользовавшись отъездом Руфина в Антиохию, где он должен был проконтролировать вынесение смертного приговора и казнь одно­го из высокопоставленных местных чиновников, Евтропий внача­ле показал юноше портрет Евдоксии, а потом, воспользовавшись своим положением при дворе, ввел ее во дворец и познакомил с императором. Юный Аркадий был очарован ею, тем более что она отличалась также умом, могла поддерживать и вести беседу и, посвященная своим неожиданным покровителем в его матри­мониальные планы, сознательно участвовала в столь перспектив­ной, но и смертельно опасной интриге. Ко времени возвращения Руфина в столицу Аркадий и Евдоксия были уже помолвлены, но предусмотрительный Евтропий посоветовал держать имя импе­раторской невесты в тайне.

Как раз в это время начались волнения в лагерях вестгот­ских федератов, расквартированных во Фракии. По убеждениям римлян, или ромеев, варварами вновь овладела жажда грабежей. Историк готского народа Иордан представил причину волнений в ином свете, более благоприятном для его соплеменников: «После того, как Феодосий, поклонник мира и друг рода готов, ушел от дел человеческих, сыновья его, проводя жизнь в роскоши, при­нялись губить оба государства, а вспомогательным войскам (т.е. готам) отменять обычные дары; вскоре у готов появилось к ним презрение, и они, опасаясь, как бы от длительного мира не осла­бела их сила, избрали себе королем Алариха; он отличался чудес­ным происхождением из рода Балтов, второго по благородству после Амалов»476. Одной из причин мятежа Аларих назвал отказ предоставить ему в награду за оказанную им помощь Феодосию в сражении с узурпаторами Евгением и Арбогастом звание маги­стра армии, которое, вместо него, досталось тогда другому спод­вижнику Феодосия вандалу Стилихону.

Полчище взбунтовавшихся варваров осадило Константи­нополь. Префект претория Руфин явился тогда в лагерь готов и вступил в переговоры с их 25-летним вождем Аларихом. Вер­нувшись во дворец, Руфин доложил императору, что варвары готовы оставить Фракию, чтобы отыскать более удобные места для поселения: в Паннонии или на севере Италии – иными сло­вами, в области Гонория. Но произошло нечто другое: сняв осаду столицы и оставив Фракию, готы двинулись опустошительным походом чрез Македонию и Фессалию.

Из Константинополя в Медиолан направлены были послан­цы, потребовавшие именем императора оказать помощь в пода­влении мятежа, и Стилихон отправился на Восток во главе армии, состоявшей в основном также из готов. В Фессалии армия Стилихона настигла полчища Алариха, готовая нанести по ним сокру­шительный удар, но внезапно Стилихон получил приказ импе­ратора Аркадия оставить в покое «друга и союзника римского народа» Алариха, самому вернуться в Италию, а находившие­ся в его распоряжения войска направить в Константинополь, поскольку при Феодосии они лишь на время были передисло­цированы на запад для подавления мятежа тиранов Евгения и Арбогаста. Приказ подчеркивал непринадлежность Иллири­ка Гонорию. Похоже, что эта коварная по отношению к Стилихону интрига была спланирована не терявшим свое былое вли­яние Руфином, на которого молва возлагала ответственность за нее, но Евтропием. Стилихон подчинился и уехал в Италию, передав командование над оставленной им армией вестготу Гайне, который и повел ее в столицу.

27 ноября 395 г. Аркадий в сопровождении префекта прето­рия Руфина прибыл к Золотым воротам Константинополя, что­бы там, по традиции, торжественно встретить армию Гайны. Накануне Руфину, для усыпления его бдительности, было обеща­но предоставить титул цезаря, призвав его к участию в верхов­ной власти. Но неожиданно отряд воинов приблизился к Руфи­ну, оттеснил его от императора и, обнажив оружие, зарубил его на глазах у Аркадия, очевидно заранее посвященного в план, осуществленный по замыслу Евтропия, вступившего в сговор с Тайной. Один из готов отрубил ему руку, и затем, потешаясь над алчностью павшего жертвой заговора сановника, эту руку в пьяном веселье носили по городу, изображая ею жест выпра­шивания подаяния и сопровождая его воплями: «Подайте нена­сытному!». Вдова и дочь Руфина, которая предполагалась в неве­сты Аркадию, выехали в Иерусалим, где и провели остававшееся им время до самой кончины.

После отъезда Стилихона и ухода армии во главе с Тайной в Константинополь, войска Алариха двинулись на юг. Пройдя через Фермопильское училище, они вторглись в Беотию и Атти­ку, совершая грабежи и избиения местных жителей, разрушили до основания Пирейский порт, но Афинам удалось откупиться от захвата и грабежа золотом. Язычник Зосима в своей исто­рии утверждает, что готы устрашились видением богини Афины и Ахиллеса на крепостной стене города. Из Аттики готы ушли на Пелопоннес, захватив и подвергнув грабежу Аргос и Спарту. Вес­ной 396 г. они повернули на север, но поблизости от Олимпии их ожидала армия Стилихона, который решил вмешаться в ход дел, на этот раз по собственному усмотрению, – свои войска он переправил из Италии через море. Вестготы Алариха были окру­жены, и, казалось, по ним будет нанесен смертельный удар, но внезапно Стилихон переменил намерение и дал противнику воз­можность уйти из ловушки, после чего готы продолжили движе­ние дальше на север, в сторону Эпира, сопровождая поход гра­бежами и пожарами.

О причине, подвигшей Стилихона выпустить войска Алари­ха, и современники и историки судили по-разному. По очевидно неправдоподобной версии Зосимы, это была оплошность Стили­хона, увлеченного пьяным разгулом и продажными женщинами и проморгавшего гарантированную победу; другая, и более убе­дительная, гипотеза – Стилихон и на этот раз выполнял приказ Аркадия, вступившего в сговор с Аларихом. Церковный исто­рик Созомен, напротив, главным заговорщиком как раз считал Стилихона, который, «заведши вражду с полководцами» Арка­дия, «старался воспламенить войну между самими империями и, с этой целию, выхлопотав достоинство римского военачаль­ника готфскому вождю Алариху, убедил его занять Иллирию»477. Звание магистра армии для Иллирика (magister militum per Illiricum) в 397 г. было действительно предоставлено Алариху Аркадием, и, в соответствии со своим новым званием, он обо­сновался в этом диоцезе вместе с подчиненными ему вестготами, вновь приобретшими статус федератов, что обозначало выдачу им трибута – денежной платы, а также вооружения и амуниции за счет казны. Есть основания полагать, что Стилихон намерен­но сохранил войска Алариха в надежде использовать их в даль­нейшем для возвращения Иллирика под контроль опекаемого им императора Гонория.

Ключ к избавлению от готского засилья был указан верный – набрать армию из числа римских граждан, но препятствие к реше­нию этой проблемы как раз и заключалось в нежелании римлян нести бремя воинской службы, приведшем к утрате навыков военной профессии, так что «благородный юноша» вынужден был пользоваться иными средствами, которые ему давали его неблагородные советники, подобные Евтропию, для того чтобы спасти положение: искусно маневрируя, константинопольское правительство в конце концов избавилось от угрозы порабоще­ния варварами, натравив их на западные диоцезы империи.

Предводитель готского гарнизона в столице Гайна дога­дывался о замыслах своих врагов, главным из которых он счи­тал коварного евнуха Евтропия, влияние которого колоссально выросло в результате устроенной им свадьбы Аркадия с Евдоксией. Устраняя своих потенциальных противников, Евтропий обвинил лучших полководцев Абунданция и Тимасия: одно­го из них – в оскорблении величества, а другого, Тимасия, – в заговоре, направленном на захват верховной власти. Оба обвиняемых были подвергнуты ссылке. Свой авторитет в гла­зах Аркадия Евтропий укрепил тем, что, поставленный во гла­ве армии с титулом патриция, которого ранее не удостаивался ни один евнух, он в 398 г. одержал победу над гуннами, вторг­шимися из южнорусских степей в Армению через один из кав­казских перевалов. После триумфального возвращения в Кон­стантинополь Евтропий был удостоен консульского титула. В ту пору консулат не был сопряжен с властными полномочиями, но обозначал высшее отличие. Это звание носили императоры, обыкновенно в течение нескольких сроков, лица, принадлежа­щие к их семьям с титулами цезарей или августов; для санов­ников, не принадлежавших императорской фамилии, консуль­ское звание составляло вершину служебной карьеры. Имена консулов, как и в республиканскую старину, лежали в основа­нии летосчисления.

Для Гайны консулат Евтропия был знаком, что ему пора дей­ствовать против всесильного фаворита. Запалом к их столкно­вению послужил бунт расквартированного во Фригии готско­го отряда, которым командовал Трибигильд. На его подавление направлены были войска под командованием клеврета Евтро­пия Льва, но вслед за ними во Фригию отправился и Гайна во главе своих готов. Не все детали происшедшего затем во Фри­гии известны, но Гайна вступил в очевидный сговор с мятеж­ником, возможно, что и сам мятеж был учинен по его науще­нию. В результате Лев был убит, а Гайна доносил императору Аркадию, что главным виновником происшедшего является Евтропий, несправедливо обидевший Трибигильда. По его доне­сению, число восставших было слишком велико, чтобы спра­виться с ними, и для Рима, советовал он, будет лучше догово­риться с мятежниками, но ценой этого соглашения должно стать устранение Евтропия.

Для Аркадия это была чрезмерно дорогая цена, он колебался, но требование Гайны было неожиданным образом поддержано супругой императора Евдоксией. Евтропий, устроивший ее брак с Аркадием, считал ее своей креатурой и не раз давал ей понять, кому она обязана своим успехом, чем, конечно, не мог располо­жить ее к себе, а однажды он прямо пригрозил ей удалением из дворца, если она не станет действовать в его интересах. Между тем Евдоксия не лишена была самолюбия и затаила мститель­ную неприязнь к своему былому благодетелю. По своему харак­теру она, имея германское происхождение, была гордой и власт­ной. Своего слабовольного мужа, который и в зрелые годы не мог действовать вполне самостоятельно, всегда нуждаясь в советчи­ках, она держала в руках. Если верить современникам, Евдоксия бесстрашно и безнаказанно изменяла ему. Аркадий подчинился, и выдал злополучного Евтропия его врагам.

Потерпев поражение, евнух укрылся в храме Святой Софии, и святитель Иоанн взял его под свою защиту. Когда за павшим временщиком пришли солдаты, тот спрятался, дрожа от стра­ха, в алтаре, а святитель решительно воспротивился его аресту, и солдаты вынуждены были уйти ни с чем. В результате состо­явшихся затем переговоро, Евтропию гарантировали жизнь, он был предан суду и приговорен к ссылке на Кипр. Затем однако по требованию укрепившего свое влияние Гайны он был достав­лен обратно, и под тем предлогом, что его иммунитет действует лишь в столице, он снова был отдан под суд, состоявшийся в Халкидоне, приговорен на нем к смерти и казнен.

Победа Гайны оказалась Пирровой. Его возросшее влияние на императора заставило действовать группировку патриотически настроенных сановников, которые главную опасность для госу­дарства находили в засилье готского элемента. Во главе этой пар­тии стоял префект претория Аврелиан. При этом его родной брат Кесарий придерживался противоположной ориентации и под­держивал Гайну. Именно он сообщил Гайне о том, что Аврелиан собирается возбудить дело по обвинению его в государственной измене. Узнав о грозящей опасности, Гайна решил действовать без промедления и потребовал от императора выдать ему Авре­лиана и его сторонников: магистра армии Сатурнина и комита Иоанна, и император подчинился диктату. Гайна пощадил своих врагов, ограничившись увольнением их именем Аркадия от зани­маемых должностей. Звание магистра армии, которого лишили Аврелиана, было предоставлено Кесарию. Готские отряды, вер­ные своему предводителю, заняли ключевые позиции в столице. Гайна также потребовал от императора передать его соплемен­никам и единоверцам арианам один из константинопольских храмов – до тех пор они собирались на молитву в загородной церкви. Аркадий готов был на уступку казавшемуся всесильным временщику, но против нее единодушно стояли столичные хри­стиане, которые уже воспринимали никейское православие как свою национальную религию, решительно отделяющую их от вар­варов ариан. На страже неприкосновенности кафолических хра­мов для еретиков стоял святой Иоанн Златоуст, который реши­тельно воспротивился этой акции, опираясь в этом своем стоянии на всенародную поддержку, и колебавшийся император не под­чинился ультиматуму.

Отказ Аркадия подтолкнул самых отчаянных и авантюрных готских военачальников вроде Трибигильда настаивать на воо­руженных действиях, захвате императорского дворца и низложе­нии Аркадия, но Гайна на этот шаг не решился. Жители столи­цы стали вооружаться, чтобы предотвратить переворот. В ночь с 11 на 12 июля 400 г. Гайна попытался вывести своих соплемен­ников, которые внутри городских стен не должны были носить оружия, из Константинополя. Сам он и часть его войска выш­ли через городские ворота, другие же были задержаны стражей, охранявшей крепостную стену, и оттеснены от ворот собравши­мися для противостояния варварам римлянами. Началось изби­ение готов, некоторые из них попытались найти убежище в пра­вославной готской церкви, находившейся поблизости от дворца, но константинопольцы, пришедшие в ярость, забросали храм горящими головнями, и укрывшиеся в нем люди сгорели в огне пожара. На следующий день после резни на улицах и площадях города было подобрано 7 тысяч трупов.

Остатки своего отряда Гайна пытался переправить через Гелеспонт в Вифинию, но азиатский берег мужественно защи­щал другой готский отряд, которым командовал Фравита, хра­нивший верность сыну Феодосия, которому он в свое время поклялся верно служить. Высадка не состоялась, и Гайна со своим отрядом вернулся во Фракию, форсированным маршем прошел ее в северном направлении до Дуная, переправился через него и встретился там с полчищем гуннов, которое перебило искав­ших спасения готов. 3 января 401 г. предводитель гуннов Гульдин доставил в Константинополь отрезанную голову Гайны. Полко­водца Фравиту Аркадий отблагодарил назначением его консу­лом на 401 г. На вопрос императора, какую еще награду Фрави­та хотел бы получить из рук императора, старый воин ответил, что он хотел бы поклоняться своим отечественным богам. Вско­ре однако не доверявшие Фравите римские патриоты добились вынесения ему смертного приговора – по подозрению, вероят­но необоснованному, в затеваемой им измене.

В начале V века ближайшими советниками Аркадия, так и не научившегося самостоятельно принимать решения, поми­мо его супруги Евдоксии, удостоенной в 400 г. титула августы, стали Аврелиан и Иоанн, которым вернули их прежние звания и титулы, в то время как брат Аврелиана Кесарий, взявший сто­рону Гайны, был заточен в темницу. Засилье готов в Константи­нополе и на всем востоке империи было преодолено. Восточные провинции благополучно освободились от присутствия герман­ского элемента в таком числе, который бы мог влиять на при­нятие политических решений. С этих пор готская угроза пере­местилась на запад государства, оказавшийся более уязвимым.

На обратном пути, двигаясь в сторону Бреннерского пере­вала, он попытался захватить Верону; через своих разведчиков Стилихон узнал о замысле противника, и его войска, стремитель­ным маршем настигнув вестготов и окружив их в горном ущелье, нанесли им еще одно поражение, после чего Аларих вынужден был вернуться на Балканы. Тем не менее неудачный поход в Ита­лию принес Алариху звание магистра армии, на этот раз предо­ставленное ему уже не Аркадием, а Гонорием, который к тому времени еще раз поменял свою резиденцию, перебравшись из Асти в Равенну, с этих пор надолго ставшую административным центром Италии.

Осенью 403 г. в Риме состоялся последний в истории это­го города триумф. Он устроен был по случаю победы над гот­скими полчищами Алариха. Описание этого триумфа составил поэт Клавдиан. В комментированном пересказе Ф. Грегоровиуса этот поэтический репортаж выглядит так: «Гонорий про­следовал через Мильвийский мост, имея возле себя, на своей победной колеснице, Стилихона, и медленно продвигался впе­ред через воздвигнутые ему триумфальные арки; всюду раздава­лись в честь то юного августа, то великого героя торжественные клики народа, который занял все дома улицы Капитолия и Пала­тина и поместился даже на крышах домов. С детским изумле­нием взирал народ на необычное зрелище, которое представля­ли толпы воинов, большей частью варваров, их развевающиеся знамена с драконами, стальные панцири, яркие и украшенные павлиньими хвостами шлемы. Императора встречало все насе­ление города; но милостивый император не дозволил, чтобы впе­реди его колесницы, как то было в старину, рабски шел пешком сенат»483. Гонорий поселился в императорском дворце на Палати­не и провел там целый год.

При нем в Риме в последний раз сражались гладиаторы. Запрещенные еще святым Константином, гладиаторские бои возобновились после его кончины, в отсутствие императоров, перебравшихся в Константинополь или в Медиолан, тем более что большинство населения древней столицы все еще составля­ли язычники. Во время боя гладиаторов на арену неожиданно выбежал один монах по имени Телемах, пытаясь разнять бой­цов и остановить кровопролитие. Увлеченные зрители в ярости побили его камнями. И тогда, по преданию, Гонорий повелел причислить пожертвовавшего собой Телемаха клику мучеников и окончательно запретил гладиаторские бои. С этих пор на аре­не Колизея еще в течение сотни лет продолжала литься кровь, но это была кровь зверей и раненых ими борцов с ними.

Навстречу варварам двинулась армия во главе со Стилихоном, насчитывавшая около 40 тысяч легионеров, и примерно столько же вспомогательных войск из числа федератов, в основ­ном франков. Противники встретились у стен Флоренции, осаж­денной Радагайсом. Стилихон велел окружить лагерь варва­ров, чтобы лишить их возможности получать продовольствие. И вскоре в их стане, где было множество людей, для снабжения которых питанием требовался урожай целой провинции, начал­ся голод. Попытка готов вырваться из окружения провалилась. В сражении с римской армией они потерпели поражение. Радагайс бежал, но был скоро захвачен и, проведя несколько месяцев в плену, 23 августа 406 г. был предан казни. «Количество плен­ных готов, – пишет Оросий, – было столь велико, что людей продавали повсюду толпами, подобно дешевой скотине, по одно­му золотому за каждого. Но Бог не допустил, чтобы хоть кто-то уцелел из этого народа и действительно, тотчас же все, кто были куплены, скончались, и в итоге, чтобы бессовестные покупатели не выиграли постыдным образом в результате этой сделки, все это они милосердно потратили на погребения»488. Слова о гибели целого народа были, конечно, преувеличением. Часть уцелевших остготов ушла из Италии в Галлию, сдавшиеся в плен были наня­ты на воинскую службу и включены в состав римского гарнизо­на либо, в количестве 12 тысяч, переправлены в Малую Азию, где они составили особую колонию.

Стилихона в Риме приветствовали как спасителя отечества: в его честь на форуме, вблизи ростр, была поставлена статуя из меди и серебра, но число его противников, подозревавших его в измене и стремлении к захвату верховной власти, ревновав­ших к его успеху, враждебно относившихся к нему по причине его варварского происхождения, выросло. Предубеждение про­тив этого великого полководца, который, правда, действитель­но играл в собственную игру, очевидно не раскрывая всех карт даже и перед императором, с которым он связан был трояким родством – женатый на племяннице Феодосия и, значит, кузине Аркадия и Гонория Серене, он выдал двух своих дочерей – вна­чале Марию, а после ее ранней смерти Термантию, которая так­же вскоре скончалась, – замуж за Гонория, обручил своего сына Евхерия с сестрой императоров Галл ой Плацидией, разделял Оросий: «Комит Стилихон, происходивший из вандалов, народа под­лого, алчного, вероломного и коварного, посчитав недостаточ­ным, что при императоре он правит как император, стремился каким-нибудь образом привести к власти своего сына Евхерия, который., будучи еще ребенком и частным лицом, помышлял о гонении на христиан. Поэтому-то он для поддержания стра­ха и напряженности в государстве держал под рукой Алариха и весь народ готов, который слезно и искренне просил лучшего мира и хоть какого-нибудь места для поселения, которому втай­не обещал договор, открыто же держал ситуацию между миром и войной»489.

И вот, когда 31 декабря 406 г. разноплеменные германцы вместе с аланами, форсировав Рейн в районе Вормса и Майн­ца и сломив сопротивление федератов-франков, верных союз­ному договору с Римом, вторглись в Галлию, затем в течение трех лет грабили и разоряли ее провинции, пока, уже осенью 309 г., не перебрались через Пиренеи, чтобы поселиться в Испа­нии, молва, не имея на то оснований, обвинила Стилихона в сговоре и с этими варварами, тем более что среди них были и его соплеменники вандалы. По словам Оросия, разделявше­го подозрения римлян, «он пробудил другие народы, огромные числом и невероятные по силе, которыми порабощены теперь провинции Галлии и Испании, а именно племена аланов, свевов, вандалов, а также бургундионов, пришедших в движение от общего волнения, по собственной воле призвав их к оружию, одним разом уничтожив страх перед римским именем. Он захо­тел, чтобы эти народы обрушились вдруг на берега Рейна и при­вели в смятение Галлии, надеясь, несчастный, что в этой ситу­ации нужды он сможет вырвать у зятя власть для сына, и что укротить варварские племена будет так же легко, как и приве­сти в движение»490.

В Британии в 407 г. вспыхнул мятеж легионеров, провоз­гласивших императором одного из своих командиров – некое­го Марка. Потом, убив его, они «облекли этою властию Грациана, когда же и Грациан, спустя не более четырех месяцев, был убит ими, то его место отдали Константину»491, рядовому легио­неру. Память святого императора, провозглашенного августом в Британии, бережно чтимая британскими легионерами, способ­ствовала, вероятно, избранию солдата, который носил его имя. В 409 г. Константин высадился со своим отрядом на континен­те в Болонии (Булони) и пообещал местному населению защи­ту от варваров. Романизованные галлы приняли его как избави­теля от оккупации. На его сторону стали и расквартированные в Галлии легионы.

Одержав ряд побед в стычках с вторгшимися в Галлию гер­манцами и аланами, Константин стремительным маршем пере­сек Галлию от Ла-Манша до Пиренейских гор, а затем, поста­вив цезарем своего сына Константа, он послал его в Испанию. Сопротивление ему оказали отряды из крестьян и рабов, во гла­ве которых стали четыре брата – Дидим, Верениан, Феодосиол и Лагодий, состоявшие в отдаленном родстве с императорами, отец которых Феодосий родился в Испании, но, несмотря на это высокое родство, остававшиеся частными лицами. Для подавле­ния сопротивления Констант привлек маркоманов и уроженцев Африки мавров, и с их помощью отряды родственников импе­ратора были разбиты. Дидим и Верениан были схвачены вме­сте с их женами, а затем казнены; Феодосиол бежал в Италию к императору Гонорию, а Лагодий – в Константинополь. Гонорий вступил в переговоры с посланцами Константина и при­нял предложение узурпатора признать его своим соправителем с императорским титулом. Так, по существу дела, Британия, Гал­лия и Испания были потеряны для Рима – теперь там хозяйнича­ли варвары, удержавшие за собой часть территорий этих стран, и войска узурпатора Константина, хотя и признанного в Риме, но действовавшего совершенно самостоятельно. Римская молва обвиняла в катастрофе вандала Стилихона.

Между тем в Константинополе, избавленном от тревог, про­истекавших от присутствия готов, переместившихся в Запад­ный Иллирик, находившийся под управлением Гонория, в нача­ле V века основные события связаны были с конфликтом между предстоятелем столичной церкви Иоанном Златоустом и импе­раторским домом. В своих проповедях святой Иоанн обличал человеческие грехи, общественные пороки, в особенности жесто­косердие богачей к нуждавшимся и нищим. Не требуя отмены рабства, он напоминал о его языческом происхождении и о его несовместимости с христианскими нравственными идеалами. Некоторые из его проповедей были представлены императрице Евдоксии как направленные лично против нее. В 404 г., низложен­ный с кафедры, святитель был отправлен в ссылку в армянский городок Кукуз. Проведя два года в Кукузе, святой Иоанн Злато­уст был затем отправлен в еще более дальнюю ссылку в Питиунт (современная Пицунда), но по дороге туда, в Команах, он отошел ко Господу.

Аркадий умер, оставив восьмилетнего сына Феодосия, «в консульство Васса и Филиппа, в первый день мая, во второй год 297-й Олимпиады. Царствовал он вместе с отцом своим Феодосием тридцать лет, а по смерти отца четырнадцать, вся же жизнь его продолжалась тридцать один год»493. Останки импе­ратора погребли рядом с его женой Евдоксией в храме Двенад­цати апостолов.

Оцените статью
Тест по истории