очерк по истории россии владимир красное солнышко и «владимир святославич. принятие христианства», «возникновение древнерусского государства при ярославе мудром», «культура древней руси». быт и нравы древней руси», контрольная работа на тему «политическая раздробленность на руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему Тест по истории

После трагической гибели Святослава между его сыновьями начались усобицы. В борьбе за великокняжеский стол схлестнулись Ярополк, Олег и Владимир Святославичи. В 980 году Владимир вышел из нее победителем и стал править в Киеве.

Известный прежде всего благодаря Крещению Руси князь внес колоссальный вклад в развитие и укрепление государственности. При Владимире окончательно объединились все восточнославянские племена, установились еще более прочные дипломатические отношения с Византией, а на границах Руси были возведены оборонительные сооружения против кочевников.

В период княжения Владимира Древняя Русь приобщилась к достижениям христианской и античной культуры, стала восприниматься другими странами как равноправный торговый партнер. Именно в это время была заложена основа для дальнейшего расцвета государства, связанного с деятельностью сына Владимира Святославича – Ярослава Мудрого.

Сам же князь Владимир спустя несколько веков стал почти мифическим персонажем – героем художественных произведений, картин и фильмов. Лично преобразившись после принятия православия, он изменил страну и определил ее историческую судьбу на несколько веков вперед.

В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.

Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная дата нам не известна). Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород — согласно летописям, уже в 970 г.

Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь Святослав (972). Началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.

Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь и был похоронен в 1015 г. Князь Владимир стал своеобразным символом христианской России, с которым связаны многие памятники и памятные места.

«Первые Русские князья».

1. Автор « Повести временных лет»

1) Прокопий Кессарийский;      2) Нестор;

3) Тацит;           4) Константин Багрянородный.

2. Погост – это

1) место сбора дани;         2) место торговли;

3) сбор дани.

3.В 945 году древляне восстали и убили:

1) Олега;       2) Игоря;      в3 Владимира.

4. Правление какого князя ознаменовано крещением Руси:    1) Владимира;     2) Олега;    3) Святослава        4)Ольги

5. Кто говорил перед походом «Иду на вы»:

1)Святослав;    2) Олег;    3) Игорь.

К какому веку относится зарождение государственности у восточных славян?

1.X – XI вв.        2.IX – X вв.

3. XI – XII вв.     4. VI – VII вв.

7.К предпосылкам образования Древнерусского государства относится

1)крещение Руси     2)принятие Русской правды

3)великое переселение народов

4)необходимость организованного отпора внешним врагам

8.К какому веку относится правление Владимира Мономаха?

1)  IX в.       2) X в.             3) XII в.       4) XIII в.

Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская».

1)съезде князейв Любече

2)о походе против половцев

3)о решении Стоглавово собора

4)  о крещении Руси

Установите соответствие между событиями и датами:

I I вариант.

Древнейшая русская летопись называлась

1)«Задонщина»     2)«Слово о погибели Русской земли»                          3)«Слово о полку Игореве»

4)«Повесть временных лет»

2. Вокняжение  Олега в Киеве:

1) 862;    2) 882;    3) 912.

3. Поход Олега на Константинополь:

1) 880;     2) 907;    3) 941.

Какое событие произошло в 882 году?

1)призвание варягов на княжение

2)смерть князя Игоря

3)образование Древнерусского государства

4)поход Аскольда и Дира на Константинополь

5.В какие страны и земли совершил походы князь Святослав?

1)Польша, Швеция, Дания

2)Земли половцев, Венгрия, Валахия

3)Волжс. Булгария, Хазария, Дунайск. Болгария

4)Крым, Малая Азия, Греция

6) Кто был последним последним князем,  при котором сохранялось единство Руси?

1)Владимир Мономах             2)Ярослав Мудры й

3)Мстислав Великий       4)Святополк Окаянный

7)К каким последствиям привело крещение Руси?

А) к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

Б)  к усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита

В) к развитию культуры, образования

Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей

Д) к укреплению международного положения Руси

Е) к укреплению власти древнерусских князей

1) АВЕ         2) БГД     3) ВДЕ             4) БВД

Когда была крещена Русь:

1) 980;    2)  988;   3) 990.

9.Что из перечисленного произошло в княжение Ольги

1)  Русь приняла христианство

2) Была составлена «Повесть временных лет»

3) Установлены уроки и погосты

4) ) Была достигнута  победа над печенегами

Установите хронологическую последовательность правления князей:

А) Ярослав Мудрый

В) Владимир Красное Солнышко

Тестовые вопросы по истории на тему: «Правление Владимира. Крещение Руси»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Как звали дядю князя Владимира, который крестил новгородцев «огнем и мечом»?

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

2. В каком году состоялось крещение Руси?

— 970 г.

— 980 г.

+ 988 г.

3. В каком городе княжил Владимир, после того как его отец, Святослав Игоревич, отправился во второй поход на Дунай?

4. Как назывался первый каменный храм в Древней Руси, заложенный в правление Владимира Святославича?

— Софийский собор в Новгороде

— Петропавловский храм в Смоленске

+ Десятинная церковь в Киеве

5. В какие годы в Киеве правил Владимир Святославич?

— 972-980 гг.

+ 980- 1015 гг.

— 988-1015 гг.

6. Какие племена пришлось вновь покорять Владимиру Святославичу в первые годы правления?

— уличей и тиверцев

+ вятичей и радимичей

— полян и древлян

8. Какие захваченные ранее поляками города Владимир Святославич присоединил к Руси в 981 г.?

— Галич и Луцк

+ Червень и Перемышль

— Гжебск и Свенцк

9. Сколько оборонительных рубежей построил Владимир Святославич на южных границах Руси для защиты от набегов печенегов?

тест 10. Сколько божеств включал в себя официальный языческий пантеон, установленный в Киеве по приказу Владимира Святославича?

11. Какое божество стояло во главе языческого пантеона Владимира Святославича?

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

12. При выборе общегосударственной религии Владимир беседовал с послами из разных стран. Что предлагали принять представители Волжской Булгарии?

13. В каком году Владимир Святославич после длительной осады захватил Корсунь (Херсонес)?

— 982 г.

— 986 г.

+ 987 г.

14. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом» . О каком событии говорит летописец?

+ крещение Руси

— поход на печенегов

— установление языческого пантеона

15. Какое ласковое прозвище было дано народом Владимиру Святославичу?

— «Светлый Месяц»

+ «Красное Солнышко»

— «Ясный Свет»

16. Кто стоял во главе Русской православной церкви после введения христианства на Руси?

17. Как звали тысяцкого князя Владимира Святославича, участвовавшего в насильственном крещении жителей Новгорода?

18. Как называлась деревянная христианская церковь, которая была построена в Киеве еще до крещения Руси?

+ храм Святого Ильи

— церковь Воскрешения Лазаря

— Десятинная церковь

19. В честь какого святого была названа церковь, которую, согласно «Повести временных лет», Владимир приказал построить на месте бывшего языческого пантеона в Киеве?

тест-20. Какую религию в годы правления Владимира исповедовали жители Хазарского каганата?

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

21. Кто из древнерусских правителей еще до официального принятия христианства на Руси был крещен в Византии?

22. Какой византийский император обратился к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи в подавлении мятежа в Византии?

— Роман II

— Константин VIII

+ Василий II

23. Как звали византийскую царевну, которая была выдана замуж за Владимира Святославича?

24. Что князь Владимир приказал сделать с деревянным идолом Перуна после принятия христианства?

+ стащить с холма и бросить в Днепр

25. Кто возглавлял церковные округа в Древней Руси?

26. Какое древнерусское княжество было покорено Владимиром еще до того, как он стал киевским князем?

27. В какой реке состоялось крещение Руси?

28. В какие годы князь Владимир правил в Новгороде?

— 980-1015 гг.

+ 970-978 гг.

29. Как звали дочь полоцкого князя Рогволода, которую Владимир силой взял в жены?

тест_30. С каким братом Владимир Святославич вел междоусобную борьбу с 978 по 980 гг.?

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

— с Олегом

— с Мстиславом

+ с Ярополком

31. Как звали воеводу князя Ярополка, предавшего своего господина и перешедшего на сторону Владимира?

32. Какое единственное женское божество входило в состав языческого пантеона князя Владимира?

33. В каком году, согласно «Повести временных лет», Владимир принимал послов от разных государств с предложениями выбора веры?

— 983 г.

— 985 г.

+ 986 г.

— римской (католической)

35. Как звали византийца, который, согласно преданию, помог Владимиру захватить Корсунь?

36. Сколько сыновей было у Владимира Святославича, каждый из которых получил собственный удел в Древней Руси?

37. Какую часть всех княжеских доходов Владимир Святославич распорядился отдавать в пользу церкви?

— одну третью

— одну пятую

+ одну десятую

38. Какой из сыновей Владимира в 1015 г. взбунтовался и отказался отправлять дань в Киев?

Очерк по истории России Владимир Красное Солнышко и «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Возникновение Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси». Быт и нравы древней Руси», контрольная работа на тему «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс (6 класс) контрольная работа на тему

39. Какая категория древнерусского населения была практически бесправной в эпоху князя Владимира?

тест*40. Что означал термин «вотчина» в Древней Руси?

— земельный участок, отдаваемый в аренду

+ наследственное земельное держание

— земельная собственность всех членов общины

Владимир Святой, Владимир Святославич (около 960 г. — 15 июля 1015 г.) — князь новгородский с 970 г.,  великий князь Киевский (978/980—1015). В крещении – Василий. Известен также как Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории), Владимир Красное Солнышко (в былинах). Св. равноапостольный князь.

Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая была ключницей у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 г. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребенка в Киевской Руси определялся по отцу).

До крещения Владимир состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с полоцкой княжной Рогнедой, с «чехиней» и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 г., с неизвестной «мачехой Ярослава»..

Владимир имел тринадцать сыновей (среди которых Ярополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб) и не менее десяти дочерей.

Объединение восточнославянских земель

Академик А.А. Шахматов называл Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства: именно при нём был завершён процесс объединения  восточнославянских племен под властью киевских князей.

Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 г., а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 г. великое киевское княжение переходит к Ярополку, однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.

Во время походов 981 и 992 г. власть Киева распространилась на западные области (территория Червенских городов, включая Восточное Прикарпатье). В 981 г. Владимиру пришлось снова покорять вятичей. В 984 г. князь усмирил радимичей.

Ещё более важно, что произошли качественные перемены в отношениях Киева и подчинённых земель. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Суд и управление переходили к киевским наместникам, которым подчинялась местная верхушка. Создавались новые крепости, становившиеся новыми административными центрами. В крепостях размещались дружинники, местная верхушка частично уничтожалась, частично вливалась в ряды княжеской дружины, ставшей господствующей социальной группой в государстве. Всё это означало важный шаг на пути к превращению слабо связанных племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе – киевскому князю.

Меры по защите от кочевников

В конце IX – пер. пол. Х в. большую часть степей между Волгой и Дунаем занял печенежский союз племен. Отношения их с восточнославянскими землями не всегда были враждебными, но всё же представляли опасность: нападения печенегов затрудняли связи между Русью и Византией.

Владимир принял важные меры для борьбы с ними: строились «грады» – крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне. Для их заселения князь посылал людей из северо-западных и северо-восточных областей. Также были построены протянувшие на километры укрепленные линии – «валы» высотой около 3,5-4 м, окруженные глубоким рвом.

После принятия христианства был выполнен древнерусский перевод «Эклоги» – византийского свода законов VIII в., в котором говорилось о наказаниях разбойников смертной казнью и членовредительскими мерами. Владимир ввёл такие же меры. Но после принятия таких норм в казну перестали поступать штрафы. Тогда Владимир отказался от принятых введений и стал жить «по устроению отню и дедню». Таким образом, Владимир мог отменять старые и принимать новые нормы, что говорило о нём как о правителе, обладавшим всей полнотой власти.

С принятием христианства и возникновением новой социальной группы духовенства связано появление «Устава Владимира». В нём отразились два важных постановления: 1) на содержание церкви выделялась десятая часть княжеских доходов,; 2) в ведение церкви передавались все те дела, которые подлежали юрисдикции духовного суда по установлениям церковных канонов. Суд церкви распространялся на дела о браке, нарушении норм семейных отношений и др.

Крещение Руси было обусловлено комплексом внутри- и внешнеполитических причин: не­удов­ле­тво­рён­ностью язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, стремлением к укреплению власти князя, не­об­хо­ди­мостью всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано  с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.

Согласно «Корсунской легенде», князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной.

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки.

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

К княжению Владимира относятся первые свидетельства о контактах с целым рядом стран и народов – соседей Руси.

С западом – Венгрией и Польшей – отношения были мирные. Сын Владимира Святополк около  1009-1010 гг. женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Также установились союзные отношения с Византией.

На востоке продолжалась борьба с кочевниками. В 985 г. Владимир предпринял поход на волжских болгар. Судя по сообщениям летописи, поход был удачным, но княжеское войско встретило сильного противника. Вероятно, они разграничили сферы влияния. Впоследствии долгое время отношения с Волжской Болгарией были мирными.

Величайшей заслугой Владимира Крестителя является крещение Руси, повернувшее ход русской истории. При нём был завершён процесс объединения  восточнославянских племен под властью киевских князей. Происходила активная борьба с кочевниками и укрепление границ, шло расширение контактов с соседними государствами.

Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Также в «Словаре»: Древнерусское государство, Крещение Руси

Правление первых русских князей

33. Из работы Н.М. Карамзина «История Государства Российского».

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец

и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

так говорит предание

советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

1) Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

2) Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.

3) В чём видит Н.М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

34. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите княгиню, о которой идёт речь.

36. Ниже указаны две точки зрения на характер социально-политического устройства Древней Руси X – начала XII в.

1. Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией.

2. Древняя Русь – это дофеодальное образование; совокупность нескольких земель, каждая из них состояла из вечевых общин.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.

42. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VIII

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Оцените статью
Тест по истории