Тест по истории феминизма

Тест по истории феминизма Тест по истории

Тест: Насколько ты феминистка?Всех с 8 марта! Давайте будем сильными и бороться за свои права 🙋‍♀️8 марта 2020

Копирование материалов запрещено

Издание может получать комиссию от покупки товаров, размещённых в публикациях

Тест: Как много ты знаешь о современном феминизме?Мы уверены, что ты так или иначе поддерживаешь движение за права женщин. Но как много ты о нем знаешь?26 апреля 2019Материалы по теме

Некоторым людям кажется, что гендерное равенство давно достигнуто и феминизм не нужен, другим — просто непонятно, о чем говорят современные феминистки.

В этой статье я собрал книги о феминизме, которые пригодятся всем, кто хочет узнать об этом явлении новое: разобраться, хотят современные феминистки, понять, чем занимаются гендерные науки, или посмотреть, что оригинального может предложить науке феминистская оптика.

Составить подборку мне помогла Элла Россман — феминистка, специалистка по советской гендерной истории из Университетского колледжа Лондона, за что ей большое спасибо.

Содержание
  1. Введение в гендерные исследования под редакцией Ирины Жеребкиной
  2. Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных
  3. Краткая история феминизма в евро-американском контексте
  4. Похожие книги
  5. Что не так со сказками и почему красота – это миф
  6. Российский гендерный порядок
  7. Русский феминизм как вызов современности
  8. Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах
  9. Тест по теме «Философия феминизма и формирование современного гендерного сознания»
  10. Первая мировая и женское движение в Российской империи
  11. Насколько ты феминистка?
  12. Поэтика феминизма
  13. Феминистский самиздат. 40 лет спустя
  14. Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х
  15. Война в Украине. Феминизм как скрытая политическая сила
  16. Классы наций. Феминистская критика нациостроительства
  17. Женщины против войн в Афганистане и Чечне
  18. Загадка женственности
  19. Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге
  20. Деколониальные гендерные эпистемологии
  21. Права женщин
  22. Женщины против фашизма
  23. Второй пол
  24. О муже(N)ственности. Сборник статей
  25. 10 важных книг о феминизме
  26. Миф о красоте
  27. Мужчины учат меня жить
  28. Почему домашнее насилие – это не про любовь
  29. Женщины и Власть
  30. Как называются женщины. Феминитивы
  31. #MeToo. Расследование, уничтожившее Харви Вайнштейна
  32. Золушка и стеклянный потолок

Введение в гендерные исследования под редакцией Ирины Жеребкиной

Сколько стоит: 800 

Где найти: на «Алибе»

Кто автор. В первой части хрестоматии собраны работы виднейших российских гендерных исследователей вроде Елены Здравомысловой, Анны Темкиной, Ирины Жеребкиной, Игоря Кона, а во второй — западных: Гейл Рубин, белл хукс, Роберт Коннелл, Гаятри Чакраворти Спивак.

О чем. Это базовый учебник по гендерным исследованиям, который охватывает все сферы социальных наук: например, рассказывает, как угнетение женщин проявляет себя в политике и экономике, как сексизм повлиял на историю философии и какое отношение имеет феминизм к экологии. Хотя учебник вышел еще в 2001 году, он до сих пор остался актуальным и полезным.

Почему стоит почитать. Главное преимущество учебника в том, что он покрывает почти все социально-гуманитарные дисциплины: в нем достаточно легко найти статьи по своим интересам.

Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных

Сколько стоит: 590 

Где купить: на сайте издательства «Альпина Паблишер»

Кто автор. Кэролайн Криадо Перес — британская журналистка, правозащитница, фемактивистка: она входит в список 100 влиятельных женщин 2013 года по версии BBC. Книга «Невидимые женщины» получила награду от Лондонского королевского общества за лучшую научную книгу, а также от Financial Times и McKinsey — за вклад в понимание проблем современного бизнеса.

О чем. Книга рассказывает о том, что дискриминация женщин оказывается буквально вшитой в нашу жизнь, а под человеком по умолчанию понимают мужчину. В результате неравенство самовоспроизводится и усиливается в политике, медицине, транспорте, безопасности. Например, вероятность получения серьезных увечий в автомобильной аварии у женщин на 47% выше, чем у мужчин, потому что ремни безопасности адаптированы в первую очередь под мужское тело.

Почему стоит почитать. Книга на неожиданных примерах показывает, что технологии не нейтральны, а социальная реальность заточена под мужчин даже в мелочах. Это знание поможет активистам и исследователям бороться с неравенством, а бизнесу привлечь новых клиентов: не зря книга получила награду в том числе от Financial Times и McKinsey.

Краткая история феминизма в евро-американском контексте

Все уведомленияРецензииЦитаты
Вызывающая иллюстрированная история феминизма от Античности до настоящего времени и «третьей волны» при участии Сафо, Мэри Уолстонкрафт, Олимпии де Гуж, Симоны де Бовуар и многих других.
Лучшая рецензия

Дополнительная информация об изданииГод издания: 2018Язык:
РусскийОбложка, 88 с.: ил.
Редактор: Нестор Пилявский
Перевод: Богдан СторохаВозрастные ограничения: 18+
Жанры и теги
Жанры: 

Комиксы, манга, графические романы№66 в История№11 в Социология
Теги:  Права женщинНаучно-популярная литератураНемецкая литератураСоциологияБиблиотека литресУтяНхлNon-fictionКомиксСкучноВсе теги
Я — автор этой книги

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Больше половины всех задержанных на акциях против мобилизации в сентябре — женщины, следует из данных «ОВД-Инфо». В последние годы доля женщин, задержанных на протестах, постоянно росла: на митингах в поддержку Алексея Навального в 2021 году их было 25–30%, а на антивоенных акциях февраля-марта — до 44%. Гендерный историк из Университетского колледжа Лондона и соосновательница «Феминистского Антивоенного Сопротивления» Элла Россман объясняет, почему столь активное участие женщин в протесте не должно удивлять, и рассказывает, как российские феминистки боролись против войн в ХХ веке.

Тест по истории феминизма

Женское лицо российского антивоенного протеста вызывает все больше интереса со стороны журналистов и аналитиков по все миру: в последние недели меня почти каждый день просят прокомментировать это явление. Часто его рассматривают как нечто уникальное, необычное для России и мира, однако в истории немало примеров, когда женщины объединялись против войн и диктатур и делали это успешно. К сожалению, специфика преподавания истории в России — фокус на государстве и государственных деятелях и игнорирование общественной жизни и низовых политических движений — делает эту часть прошлого практически неизвестной даже для образованного русскоязычного читателя. На помощь приходит женская история, главная задача которой — вводить женщин в учебники, исследования и популярные тексты.

В каждом из эпизодов основательница «Насилию.нет»* Анна Ривина и экспертки в области феминизма объясняют базовые основы феминизма и рассказывают об истории движения.

Например, в эпизоде «Феминизм и дети» поднимаются темы акушерского и репродуктивного насилия, декрета и отношения к женщинам с детьми в российском обществе.

Создательницы сериала подчеркивают, что «не пытаются агитировать никого быть феминистками или профеминистами и проект несет исключительно просветительский характер».

«Двое построили себе секретный сад, а тебя оставили за забором». Интервью психолога Марины Травковой об измене

Режиссерками проекта стали Мария Пронина и Мару Баркобуладзе, сценарий написала Ася Труш.

По словам авторок проекта, что премьерные серии могут стать первым сезоном, за которым последуют новые темы и выпуски.

* — Центр «Насилию.нет» и Екатерина Шульман внесены Минюстом РФ в различные реестры организаций, «выполняющих функции иностранного агента».

Что не так со сказками и почему красота – это миф

Каждый этап в истории феминизма сопровождали книги – от научных трактатов до сборников писем. Они отражали актуальные проблемы женщин в разные периоды развития движения. Эти периоды называют волнами феминизма.

Первая волна феминизма началась в XIX веке, и важным событием того времени стало появление движения суфражисток. Они боролись за право женщин голосовать на выборах и привлекали внимание к проблеме сексизма, который прочно вошёл в британское общество.

Вторая волна феминизма относится к 60-м годам XX века. Тогда понятие дискриминации женщин расширилось. Чтобы обратить внимание на то, что гендерное неравенство существует везде – от семьи до политики – феминистка Кэрол Ханиш придумала лозунг: «Личное – это политическое». Он стал ответом на отношение мужчин-активистов к женским проблемам: многие считали их недостаточно важными, чтобы широко обсуждать в обществе.

В 90-е годы XX века началась третья волна феминизма. Активистки этого периода рассматривали проблемы женщин разных меньшинств – от расовых до сексуальных – и использовали их опыт для дальнейшей борьбы за свои права.

Со временем понимание причин неравенства расширилось – оказалось, что многие из них кроются в мышлении. Стереотипы, предрассудки, попытки объяснить индивидуальные особенности принадлежностью к гендеру – такое представление о мужчинах и женщинах только укрепляло неравенство в обществе.

Мы выбрали 10 важных книг о феминизме, изданных недавно или десятки лет назад. Каждая из них рассказывает об актуальных проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины, – от сексизма до объективации. Эти истории доказывают, что жертва насилия никогда не виновата в случившемся, уровень интеллекта не зависит от пола, а быть феминисткой в XXI веке – это не глупо и не стыдно.

Российский гендерный порядок

Кто автор. Редакцией сборника занимались Елена Здравомыслова и Анна Темкина — гендерные исследовательницы с социологического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге и ведущие специалистки в области гендерной социологии в России. В сборник вошли работы их коллег и студенток.

О чем. Книга рассказывает о трансформации гендерных отношений на протяжении российской истории. Например, из сборника можно узнать, как советская власть участвовала в строительстве семьи и почему она то разрешала, то запрещала аборты, и как менялись представления о сексуальности в постсоветское время.

Почему стоит почитать. Помимо российской гендерной истории в сборнике есть и методологические статьи: они рассказывают о методологии социологических исследований на материале гендерной проблематики и объясняют ее логику. Это важно: такие статьи демонстрируют, что гендерные науки — настоящие науки, как и все остальные, потому что пользуются привычными научными методами.

Русский феминизм как вызов современности

Где почитать: книгу сложно найти в продаже, но почитать ее можно на портале Academia.edu

Кто автор. Ирина Юкина — завкафедрой гендерных исследований Невского института языка и культуры, координатор клуба женщин-историков.

О чем. Есть мнение, будто феминизм — импортированная из Европы идеология, чуждая России, и что решение женского вопроса было спущено народу советскими властями, без реальных оснований в российском обществе. Юкина показывает, что это не так: для этого она реконструирует историю, идеологию, задачи и достижения женского движения в России вплоть до 1980-х годов.

Почему стоит почитать. Чтобы узнать, что у российского феминизма есть своя история: и в Российской империи, и в СССР были свои феминистки.

Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах

Сколько стоит: 640 

Где купить: на «Озоне»

Кто автор. Хелен Льюис — журналистка The Atlantic и постоянная ведущая на BBC Radio 4, в прошлом заместительница главного редактора журнала New Statesman, также писала для The Guardian, The Sunday Times, The New York Times и Vogue.

О чем. Льюис выстраивает историю феминизма вокруг 11 битв женщин за права, пытаясь вспомнить забытых пионерок женского движения. Каждая глава рассказывает, как женщины добивались той или иной цели: открытия клиник по планированию семьи равной оплаты и улучшения условий труда.

Почему стоит почитать. Книга подойдет тем, кто хочет узнать про историю феминистского движения и понять, почему оно оказалось успешным. К  книга довольно остроумная.

Тест по теме «Философия феминизма и формирование современного гендерного сознания»

Тест по истории феминизма

Феминизм не всегда был альтернативной философией социокультурного развития. Достаточно долго он оставался идеологией равноправия женщин и социально-политическим движением. Первым феминистом исследователи считают философа Платона, обращавшего внимание на социальную роль женщин. Дальнейшее развитие идеи происходило с разной интенсивностью, и теперь можно говорить о его тесной связи с формированием различных социально-философских и интеллектуальных течений. Ответьте на вопросы теста, чтобы определить, что вам известно о философии феминизма.

Первая мировая и женское движение в Российской империи

Со второй половины 1850-х годов женское движение в Российской империи переживало подъем. Отдельные его представительницы — например, «феминистский триумвират» из Марии Трубниковой, Надежды Стасовой и Анны Философовой — более-менее известны, но по существу это явление недостаточно обсуждается как в публичной сфере, так и в образовании, в том числе высшем. Вы с трудом найдете курс по истории России, где женским движениям уделялось бы специальное время.

Тест по истории феминизма

Те немногие исследователи, которые занимаются женским движением, фокусируются на двух крупнейших городах страны — Москве и Петербурге. Мало изучен активизм татарских женщин — сторонниц джадидизма (модернизированный вариант мусульманства). Хотя они так же активно, как упомянутые Трубникова, Стасова и Философова, занимались развитием женского образования и организовали в апреле 1917 года Всероссийский съезд мусульманок, посвященный новому взгляду на женщин в исламе. Самобытная татарская версия исламского феминизма, которая начала развиваться в Российской империи в начале XX века, была уничтожена большевиками и с тех пор остается практически забытой.

Еще одна тема, которую историки обходят вниманием, — антивоенная борьба женщин. Да, главным образом российские феминистки первой волны занимались вопросами образования, избирательного права, положения матерей и незаконнорожденных детей. Но одновременно активно осмысляли происходящую в Европе катастрофу — в том числе на страницах своих изданий.

В феминистских журналах, которых в 1914–1918-е годы выходило немало, велась дискуссия о влиянии войны на права женщин. «Женский вестник» (1905–1918 годы) известной активистки и докторки Марии Покровской провозглашал «уничтожение войны» как одну из целей феминистского движения. Внутри издания существовала отдельная рубрика — «Женщины и война», посвященная реальным историям женщин, чьи жизни безвозвратно изменила Первая мировая. Не только матерей и жен, потерявших сыновей и мужей, но и, например, тех, кто были изнасилованы и в результате забеременели. Их положение было особенно тяжелым в странах, где внебрачные дети имели социальный статус ниже, чем рожденные в семье. В 1915 году был создан отдельный журнал с тем же названием — «Женщина и война» — правда, вышел всего один его номер.

Из статьи «Трагедия войны», «Женский вестник», номер за апрель 1915 года. Фрагмент дан в современной орфографии.

«Женский вестник» рассказывал фронтовые истории: например, фельдшериц и медсестер. В №4 от 1915 года можно найти рассказ о девушке, которая отправилась на фронт в обличии мужчины, притворившись братом своего мужа, тоже призванного. Она сражалась в звании ротного фельдшера, а муж — прапорщика, и никто из сослуживцев не знал правду о них. Оба были ранены и попали в лазарет. В том же выпуске опубликована история ученицы Киры Башкировой, которая пошла добровольцем в один из сибирских стрелковых полков, назвавшись Николаем Поповым, и была назначена в команду конных разведчиков. Согласно статье, до своего разоблачения девушка успела поучаствовать в нескольких смелых операциях и получить орден Святого Георгия 4-й степени. Начальник дивизии, узнав, что перед ним не смелый солдат, а девица, отправил Киру домой, но по пути она вступила в другую военную часть и вновь отправилась на фронт. Интересно было бы верифицировать эти истории: я не смогла найти научные работы с попытками это сделать.

Российские активистки женского движения и 100 лет назад обсуждали связь войн и системы мужского господства. Многие считали женщин той силой, которая сможет добиться мира на земле, — и призывали их вмешиваться в ход событий. Некоторые феминистки, впрочем, видели в войне источник освобождения женщин: наилучшее время для женской активности и самостоятельности, для обретения экономической независимости. Современные российские феминистки говорили мне то же самое, приводя в пример снижение числа мужчин на рынке труда, но мне кажется, это большая ошибка: негативное влияние войны на женщин, на уязвимые группы, на все общество перевешивает любые случайные «позитивные» моменты. Именно поэтому феминизм, квир-активизм, борьба за права отдельных групп и за права человека в целом для меня всегда идут рука об руку с антивоенными взглядами: только в мирном обществе эта борьба может быть успешной.

Пожалуй, самый яркий антивоенный феминистский текст времен Первой мировой — «Кому нужна война?» Александры Коллонтай, опубликованный в 1916 году. Коллонтай размышляет о солдатах, которые вернутся с войны домой (вероятнее всего, инвалидами), увидят голодные и разоренные родные деревни и не смогут объяснить себе, ради чего они воевали и теперь терпят бедствия: «Не то за сербов вступились, не то немцы на Россию напали». Многие фрагменты этого текста звучат так актуально сегодня, что в марте 2022 года активистки «Феминистского Антивоенного Сопротивления» призвали всех желающих распечатывать его и распространять в публичных пространствах — в качестве одного из вариантов антивоенной агитации.

Тест по истории феминизма

Активистки начала ХХ века выступали против войны не только на словах. Как и сегодня, женщины и женские организации включились во все волонтерские работы: помогали беженцам, собирали гуманитарную помощь, организовывали лазареты для раненых. Они также выходили на улицы, протестуя против войны. Как мы знаем сегодня, одна из женских демонстраций в Петрограде, где звучали в том числе и антивоенные лозунги, положила начало Февральской революции.

Насколько ты феминистка?

Тест создан 27 июля 2016 г., автор
Баба-яга.

Проверь насколько ты феминистка!
Тест Насколько ты феминистка? бесплатный.

Состоит из 9 вопросов
, был пройден 1522 раза.

Вы можете указать свое имя:

Кто такая феминистка?
Женщина, которая ненавидит мужчин
Женщина которая хочет равноправия полов
Злая лесбиянка
Женщина, которую обидели мужчины
Как ты относишься к абортам?
Аборты нужно запретить полностью
Нужно запретить аборты. оставить только по мед показаниям
Аборты запрещать не нужно
Девушку изнасиловал мужчину. Кто в этом виноват?
Имеет ли мужчина право бить женщину?
Нет
Да
В зависимости от ситуации
Обязана ли женщина родить ребенка?
Да, ведь это женское предназначение
Нет, не обязана
Не хотеть детей не нормально, но если есть причины пусть не рожает
Согласны ли вы с утверждением «Женщина хранительница домашнего очага»? И что она должна делать всю домашнюю уборку?
Да
Нет
Позволительно ли женщине иметь много половых партнеров?
Нет, ведь тогда это шлюха , а не женщина
Можно, но это аморально
Да , ведь это ее право
Должна ли женщина делать себя более красивой в глазах общества?То есть краситься, брить тело, носить каблуки и т.д?
Да, женщина должна быть женщиной. И быть красивой и женственной
Все перечисленное не обязательно. Но хотя бы краситься немного нужно.
Нет, не должна.По желанию.
Может ли женщина быть равной мужчине?
Нет, мужчина всегда умнее женщины.
Полностью равной быть не может. Но в некоторых сферах да.
Да, мужчина и женщины должны быть равны
Нет, потому что женщины лучше мужчин.

Тесты для девочек и девушек

Поэтика феминизма

Сколько стоит: 479 

Где купить: на сайте издательства АСТ

Кто автор. Журналистка портала «Такие дела» Мария Бобылева и литературный критик, историк литературы, поэтесса Юлия Подлубнова.

О чем. Это сборник стихотворений современных российских с комментариями литературного критика. Там можно найти стихи о быте обычной российской женщины, о переживании смерти матери, о женском теле, о лесбийском сексе, об опыте насилия, стихи, написанные на заказ, стихи, составленные из цитат приговоров, или стихи, возникшие параллельно с размышлениями о философии.

Почему стоит почитать. Широкая публика мало знает о том, что происходит в современной русскоязычной поэзии. На мой взгляд, многие до сих пор считают, что поэзия — только строчки текста в рифму, хотя существует множество поэтических приемов. Составительницы сборника взяли на себя задачу собрать и объяснить для публики сборник не просто современной, но еще и феминистской поэзии: впрочем, будьте готовы к тому, что тексты могут вызвать самые неожиданные эмоции.

Феминистский самиздат. 40 лет спустя

Сколько стоит: 414 

Где купить: на сайте «Подписных изданий»

Кто автор. В альманах вошли работы как советских, так и современных феминисток, писательниц, художниц и исследовательниц.

О чем. Это переиздание альманаха 1979 года «Женщина и Россия», составленного советскими диссидентками-феминистками. Новое издание дополнено современными комментариями как оригинальных авторов, так и исследовательниц феминистского движения.

Оригинальные статьи альманаха осмысляют положение женщин в стране «победившего равноправия», критикуя как советскую политику в отношении «женского вопроса», так и взгляды игнорирующих этот вопрос товарищей-диссидентов. работы пытаются осмыслить изменения, произошедшие в России и российском феминизме за 40 лет, и найти корни и преемственность женского движения в нашей стране.

Почему стоит почитать. Из книги можно узнать про советское женское движение за пределами официальных советских женских организаций, а также о развитии феминизма уже в постсоветские времена.

Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х

Сколько стоит: 540 

Где купить: на сайте издательства НЛО

Кто автор. Мэгги Доэрти — писательница и литературный критик, преподавательница Гарвардского университета по истории, литературе и письму.

О чем. В 1960-х годах в Гарварде открылась стипендиальная программа для матерей. Она помогала женщинам, которые хотели заниматься искусством, сбалансировать учебу и заботу о семье. «Равноправные» из названия книги — группа писательниц, обучавшихся на этой программе: среди них, например, есть лауреатка Пулитцеровской премии Энн Секстон и официальная поэтесса Библиотеки Конгресса Максин Кумин.

Почему стоит почитать. Книга показывает, какое влияние могут оказывать программы, нацеленные на борьбу с неравенством. Она рифмуется с «Загадкой женственности» Бетти Фридан, поскольку рассказывает о  периоде американской истории, но уже с точки зрения женщин, которым дали самореализоваться за пределами работы по дому и материнства.

К  это одна из немногих книг на русском языке про искусство и феминизм: если вам интересна эта сфера, советую начать именно с «Равноправных».

Война в Украине. Феминизм как скрытая политическая сила

После падения советского режима феминистское движение странах бывшего СССР и, в частности, России, продолжило развиваться. Долгое время — внутри небольших групп, которые выпускали собственную прессу и научные журналы, открывали НКО и центры гендерных исследований, организовывали мероприятия: например, два Независимых женских форума в Дубне 1991 и 1992 года, ставших важной вехой в развитии феминизма. Активисткам того времени было сложно попасть в медиа, сделать так, чтобы феминизм обсуждали широко: журналисты эту тему, скорее, игнорировали. В конце 2000-х, когда активизм вышел в соцсети, ситуация начала меняться. Сначала феминизм вышел в «Живой журнал», позже, в 2010-е: в фейсбук, инстаграм и на другие платформы. Исследователь современного российского феминизма Ваня Соловей установил, что первым феминистским блогом в ЖЖ (и, скорее всего, в целом на русском) был feminism_ua, который начал свою работу в 2004 году. Интересно, что на самом деле он был билингвальным и объединял феминисток из Украины и России — наш диджитальный феминизм вырос из сотрудничества с украинскими активистками.

2010-е годы стали временем активного развития низового движения — и одновременно выхода феминизма за пределы исключительно активистских кругов, его миграции из социальных сетей в медиа, музеи, на культурные площадки. Феминизм стал не только политическим течением, но и модой, трендом. Это не уникальная ситуация, в это же время «поп-феминизм» развивался и в других странах, вызывая немало критики из-за гламуризации феминистской повестки.

В российском контексте критика «помадного феминизма» тоже существует (у нас его чаще называют «медийным»). На мой взгляд, слепой ее перевод на русский язык полностью игнорирует местные условия, в которых развивалось движение. Феминизм в России рос на фоне усиления авторитаризма и давления на оппозицию, сокращения свободы слова. В этих обстоятельствах слияние феминизма с лайфстайлом и мимикрия под субкультуру дали политическому движению шанс на выживание. В отличие от других политических организаций и сетей, которые были зачищены в последние годы, феминизм выстоял — просто потому, что долгое время не выглядел для власти как реальная угроза. При этом феминистские движение постоянно расширяло свою аудиторию, активно политизируя молодых женщин — а это группа, с которой большинство политиков просто не умеет работать.

К 24 февраля 2022 года у российских феминисток было то, чего не было у многих других политических движений: большая и активная аудитория и оформленная децентрализованная сеть низовых организаций с большим опытом сотрудничества и организации. В ноябре 2021 года, по моим подсчетам, в России работало как минимум 45 низовых феминистских организаций, многие из них сотрудничали друг с другом. Другие политические силы недооценивали феминисток, разве что обсуждали «новую этику» — понятие, на мой взгляд, полностью надуманное и не имеющее аналитического потенциала.

Поэтому для многих стало сюрпризом, когда феминистки учредили одну из первых организаций против войны с Украиной, а женщины стали массово выходить на улицы и объединяться, задействуя существующие сети. Но, если разобраться, это логичное развитие многолетних тенденций и традиция, которой больше 100 лет. На сегодня существует несколько российских женских и феминистских организаций, которые стали важной частью антивоенного протеста: «Мягкая сила», «Союз Матерей», уже не раз упомянутое «Феминистское Антивоенное Сопротивление» (в последнем мне повезло состоять).

Хотя до конца этой войны и падения путинского режима еще далеко, уже сейчас важно думать о том, какие уроки мы вынесем из этой трагедии. Я убеждена: один из таких уроков — в осознании женской политической и протестной силы. На протяжении всего ХХ века женщины задействовали неформальные и политические сети, помогали уязвимым, организовывали массовые антивоенные демонстрации и не боялись вслух говорить о преступлениях своих правительств. Пора перестать рассматривать женщин как тех, кто своим бесплатным трудом компенсирует неработающие социальные институты, недостаток социальной поддержки и поможет вырулить из любого кризиса. Женщины хотят мира, но также они хотят быть услышанными, иметь полноценное политическое представительство и самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Классы наций. Феминистская критика нациостроительства

Сколько стоит: 384 

Где купить: на сайте издательства НЛО

Кто автор. Елена Гапова — социолог, доцент кафедры социологии университета Западного Мичигана, основательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе.

О чем. Это сборник статей про переплетение нации, гендера и класса, который анализирует материал советского и постсоветского пространства. В книге собраны актуальные кейсы постсоветской истории вроде дела «Пусси Райот», работ Светланы Алексиевич или эротического календаря для Путина, сделанного студентками МГУ.

Почему стоит почитать. Сборник хорош тем, что рассматривает не только Россию, но и близлежащие страны: это будет интересно тем, кто занимается исследованиями национализма и нациостроительства.

Тест по истории феминизма

Грамотность на «Меле»

Что такое «липкий пол» и «стеклянный потолок». Словарь феминизма

Тест по истории феминизма

Вторая победа в истории: как режиссёрки завоевывали кино и «Оскары»

Тест по истории феминизма

Тест по истории феминизма

Как аттестации унижают педагогов и почему нам всем нужен феминизм

Тест по истории феминизма

Почему домохозяйкой быть не стыдно, а получать высшее образование нужно не всем

Тест по истории феминизма

лучшее на «Меле»

Главное и полезное за неделю в рассылке «Мела»

Женщины против войн в Афганистане и Чечне

В позднем СССР независимый феминизм развивался внутри диссидентского движения. В 1979 году представительницы ленинградского андеграунда выпустили альманах «Женщина и Россия». Он наделал много шума, но повторил судьбу своего предшественника из 1915 года, остановившись на первом номере. Три его издательницы — Татьяна Мамонова, Наталья Малаховская и Татьяна Горичева — подверглись преследованиям со стороны КГБ, и уже в 1980 году их вынудили уехать из страны. При этом другие авторки журнала, оставшиеся в СССР, продолжили их работу и основали женский клуб и журнал «Мария», просуществовавшие до 1982 года. Судьба создательниц «Марии» была еще более трагичной: они тоже столкнулись с преследованием, одну из редакторок арестовали и приговорили к четырем годам заключения в мордовских лагерях. Обсуждение женских прав в государстве «решенного женского вопроса» оказалось крайне нежелательным занятием.

«Как только началась война в Афганистане, мы тут же поместили протест против этой войны и призыв к матерям не отдавать своих сыновей на фронт. Но, как я уже сказала, охота за нами началась гораздо раньше, в сентябре 1979 года. А в январе 1980 года первый номер журнала “Мария” был конфискован в макете во время обыска, и нам пришлось делать его заново. 1 марта 1980 года была проведена первая конференция клуба “Мария”, а 5 мая 1980 года вышел в свет первый номер этого журнала. К маю преследования со стороны властей достигли небывалого размаха. Обо всех подробностях мне сейчас говорить не хочется, но речь шла о нашей жизни и жизни наших детей. 9 июля мне было предложено покинуть страну, либо наутро меня арестуют. Я отказалась уехать без Горичевой, тогда и она получила то же предложение, а также и Мамонова. Таким образом первая редакция нашего журнала в июле 1980 года очутилась на Западе. Перед отъездом мне удалось закончить перепечатку второго номера журнала и удалось подготовить вторую редакцию журнала, наших заместительниц. Тут я должна назвать имена Татьяны Беляевой и Елены Дорон (Шаныгиной). После нашего отъезда вокруг этих женщин собирались авторы нашего журнала и сочувствовавшие этой работе женщины. В 1981 году и эти женщины подверглись жестоким преследованиям властей, и многим из них пришлось покинуть страну, а остальные были изгнаны с работы, потеряли средства к существованию, а некоторые угрозами и пытками доведены до того, что они «раскаялись» в содеянном. Наташа Лазарева была дважды арестована и много лет провела в тюрьме».

Наталья Малаховская, из выступления на конференции «Женщина как объект и субъект в искусстве», 1990 год (цитируется по публикации журнала «Феминф»)

Первый документ «Марии» — антивоенный призыв к советским женщинам «Обращение к матерям». В нем участницы клуба рассказывали об ужасах и преступлениях советских войск в Афганистане и призывали матерей не пускать туда своих сыновей, подчеркивая, что три года заключения за отказ от военной службы лучше, чем позорная смерть. После этого участницы «Марии» опубликовали короткое обращение «Прекратить кровопролитие!» с требованиями вывести советские войска и остановить «надругательства над мирными жителями чужой страны». Они выступали и против лживой советской пропаганды о военных действиях на территории Афганистана.

«Мария» — не единственная женская антивоенная инициатива позднего СССР.В 1988 начал работу «Комитет солдатских матерей» — правозащитная организация, существующая до сих пор (правда, позже в ней произошел раскол, но это отдельная история, которую, надеюсь, журналисты и историки со временем еще расскажут в деталях). Работа Комитета началась с попытки защитить студентов дневных отделений советских вузов от призыва в Красную Армию, который мог закончиться отправкой в Афганистан. Позже повестка движения расширилась до защиты прав всех призывников и военных, а во время Первой чеченской войны «солдатские матери» выступали против насилия и военных преступлений российской армии.

Тест по истории феминизма

Наверное, самой яркой акцией «Комитета солдатских матерей» стал Марш материнского сострадания 1995 года. Многодневная процессия отправилась в Грозный 8 марта, в Международный женский день, стартовав у Могилы неизвестного солдата в Москве. В марше участвовали не только активистки Комитета, к нему присоединились монахи буддийского ордена Ниппондзан Меходзи, квакеры, миротворцы и просто желающие поддержать протест. «Мы шли к чеченскому народу, чтобы показать: обыкновенные русские люди против войны, выгодной только власть имущим. Мы шли к российским солдатам потребовать прекращения огня по чеченским селениям», — так в 2010 году описывал акцию один из ее участников, Феликс Шведовский, буддистский монах. Организаторы акции столкнулись с давлением и провокациями со стороны российских властей и военных: их задерживали, обыскивали, им чинили всевозможные препятствия. Уже на территории Чечни часть участниц были похищена ОМОНом и обманом выслана обратно в Москву. И все же, несмотря на все препятствия, акция состоялась.

Загадка женственности

Сколько стоит: около 2000 
Где почитать: на «Алибе»

Кто автор. Бетти Фридан — американская писательница и феминистка, одна из ключевых фигур феминистского движения второй волны в Америке, которая пришлась на 1960-е—1980-е годы.

О чем. Американские женщины, получившие образование на волне эмансипации после Второй мировой, оказались вновь запертыми дома в 1960-х. Фридан пишет о том, как американки осмыслили сковывающие роли матери и домохозяйки благодаря образованию и небольшой свободе, которой они наслаждались до консервативного поворота. Писательница критикует послевоенную версию американской мечты за то, что эта мечта — только мужская, а женским желаниям в ней места не находится.

Почему стоит почитать. Книга стала отправной точкой для второй волны феминизма в Америке: женщины, получившие избирательные права, за которые боролись феминистки на рубеже 19—20 веков, поняли, что их недостаточно для достижения равенства.

Вторая волна повлекла за собой политические реформы: возникшее в том числе стараниями Фридан движение NOW добилось легализации абортов и отмены гендерной сегрегации на рабочих местах, обратило внимание судов на дискриминацию по половому признаку на рабочем месте.

Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге

Сколько стоит: 714 

Где купить: на сайте издательства «Бомбора»

Кто автор. Джина Риппон — профессор нейробиологии из Астонского университета в Великобритании.

О чем. Работа профессора развенчивает миф о том, что социальные различия между мужчинами и женщинами следуют из различий между их мозгом. Риппон последовательно разбирает исследования различий между мозгом мужчин и женщин, показывая, где данные ошибочны, неточны или обманчивы, а где их неправильно интерпретировали журналисты.

Например, некоторые исследования показывают, что мужской мозг в среднем больше женского. Но это не вся правда: часто такие исследования упускают, что женщины в среднем меньше мужчин, а размер мозга важен не сам по себе, а в сравнении с размером тела.

Почему стоит почитать. Книга поможет доказать собеседникам, почему разный размер мозга мужчин и женщин никак не может помешать гендерному равенству.

Деколониальные гендерные эпистемологии

Где почитать: книга доступна бесплатно на сайте Московского женского музея

Кто автор. Мадина Тлостанова — доктор филологических наук, профессор постколониального феминизма отделения гендерных исследований Университета Линчепинга в Швеции. Была приглашенным иностранным профессором и исследователем в университетах по всему миру.

О чем. Книга рассказывает об эволюции гендерных и властных отношений между Европой, Россией и их колониями. Тлостанова анализирует, какую роль играли гендерные отношения при колонизации Кавказа и Средней Азии и как местные обычаи, которые кажутся россиянам дикими, могут быть интерпретированы в качестве сопротивления колонизации.

Почему стоит почитать. На мой взгляд, это одна из лучших книг на русском языке. Тлостанова хорошо анализирует специфическое положение России в мире как вторичной империи, постоянно пытающейся то догнать «настоящий» имперский Запад, то стать альтернативой ему, и при этом имеющей собственные колонии. Одновременно исследовательница вводит читателя в популярную сейчас деколониальную и постколониальную теорию.

Правда, многие говорят, что читается книга сложновато: исследовательница использует как научные, так и культурные отсылки, которые не всем понятны с ходу и без пояснений. Но  не сказал, что у нее сухой или скучный язык.

Права женщин

Сколько стоит: 210 

Где купить: на сайте «Книговек»

Кто автор. Никки ван дер Гааг — журналистка и консультант нескольких международных НКО, которые занимаются проблемами бедности и гендерного неравенства.

О чем. Лаконичный журналистский обзор гендерного неравенства по всему миру помогает понять, почему до него еще далеко. Книга вышла в серии Guide, или «Путеводитель без чепухи», которую в России выпускает издательство «Книговек»: каждая из книг серии кратко погружает читателя в одну из мировых проблем, таких как голод, бедность, миграция или глобализация.

Почему стоит почитать. Книга подойдет для старта: ее будет интересно почитать тем, кто не хочет глубоко погружаться в феминистскую проблематику, но  хочет узнать, чем именно занимаются современные феминистки.

Женщины против фашизма

Окончание Первой мировой принесло недолгую передышку: вскоре в Европе начал подниматься фашизм. В 1934 году в Париже прошел Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма, собравший более 1200 делегаток, — его организовал Всемирный комитет женщин, который, в свою очередь, был ассоциирован с Всемирным комитетом против войны и фашизма — детищем Коминтерна. Женское его крыло объединяло не только коммунисток, но и активисток других политических взглядов: например, его поддержала знаменитая британская суфражистка Сильвия Панкхерст. Кроме борьбы с фашизмом и гитлеровским террором, Всемирный комитет женщин поддерживал борьбу против империализма и колониализма европейских держав, объединившись для этого с Антиимпериалистической лигой, а также организациями и профсоюзами из африканских колоний.

К сожалению, к моменту, когда в Европе стало формироваться женское антифашистское движение, низовой феминизм в СССР был разгромлен. Даже Женотделы, которые хотя и были партийными организациями, но все же обладали определенной независимостью, были расформированы «за ненадобностью». В 1930 году Сталин объявил, что в СССР «женский вопрос решен полностью и окончательно».

Женская проблематика не исчезла из советской политической реальности, но феминизм оказался по большей части «приватизирован» государством. Антифашистский комитет советских женщин, организованный в 1941 году для участия в международной борьбе с гитлеризмом, был отделом внутри Совинформбюро при Совете народных комиссаров СССР. Активистки Комитета и во время войны, и после нее обладали очень ограниченной свободой действий, подчиняясь партийному руководству. Современные историки, тем не менее, пытаются показать, что и внутри этих государственных структур велась сложная работа в интересах женщин. Например, уже после Второй мировой войны советские делегатки активно участвовали в международном диалоге о ядерном разоружении.

Возвращаясь к военной истории 1940-х годов, стоит отметить женщин, которые боролись с фашизмом и национал-социализмом не на съездах и собраниях, а на поле боя. По разным оценкам, в Красной Армии за все время войны побывало от полумиллиона до 800 тысяч женщин, не считая партизанок и гражданских, которые «прибивались» к частям (их численность сложно оценить даже приблизительно). В действующей армии женщины служили в разных специальностях: больше всего — в войсках противовоздушной обороны и связи, были и женщины-танкистки, летчицы, существовала отдельная женская снайперская школа. Много женщин было в медицине, и эта сторона истории Второй мировой для меня еще и часть прошлого моей семьи: моя прабабушка, Елизавета Файнштейн, в 1930-е годы выучилась в советской Украине на хирурга и почти всю войну провела на фронте, где спасала раненых.

Тест по истории феминизма

Судьба моей прабабушки очень похожа на судьбу другой девушки — фронтового медика, Елены Дейчман, с личным архивом которой мне повезло поработать уже как историку. Дейчман была 20-летней студенткой истфака ИФЛИ МГУ, когда началась война. И хотя, как историк, она не была военнообязанной, в 1942 году Дейчман отправилась на фронт, перед этим пройдя курсы медсестер и поработав в госпитале. Дейчман участвовала в боях, получила медаль «За отвагу». В 1943 году она была тяжело ранена при форсировании Днепра, а в 1945 году, судя по всему, погибла на фронте — где и как именно, мы не знаем. Всю войну Елена отправляла своей семье продукты из своего пайка и полные нежности письма, которые сохранились в личном архиве Дейчманов. В 2010 году часть этих писем собрала и опубликовала в виде маленькой книжки младшая сестра Елены Дейчман Галина.

Тест по истории феминизма

Письмо Елены Дейчман от 18 января 1944 года. Из книги «Сто писем с фронта, 1942–1944», составительница — Галина Дейчман.

К сожалению, после войны многие советские женщины, боровшиеся за победу, столкнулись со стигмой: за то, что они долго находились в армии и в партизанских отрядах среди мужчин, их в народе считали «испорченными». Женщины скрывали военное прошлое и прятали медали. Исследователь Олег Будницкий в одной из своих статей приводил историю военной докторки Веры Малаховой. Уже после Победы, когда Малахова оказалась в родном Томске, муж убедил ее надеть военные награды на первомайский парад. На улице прохожий тут же обозвал ее «фронтовой блядью». Это показательный и не единичный случай. Я предполагаю, что подобное отношение к воевавшим женщинам было вызвано не только тем, что они «жили с солдатами», но и той яркой ролью, которую они сыграли в борьбе с национал-социализмом: их неожиданной для многих смелостью, решительностью, нежеланием прятаться за спины других и ждать, пока их спасут. Все это в дребезги разбивало привычный взгляд на мужское и женское, на иерархию полов — думаю, мужчины этого женщинам просто не смогли простить.

Второй пол

Сколько стоит: 809 
Где купить: в «Читай-городе»

Кто автор. Симона де Бовуар — французская мыслительница, представительница экзистенциальной философии.

О чем. Это всестороннее исследование угнетения женщин и его истоков. Де Бовуар охватила области физиологии, психологии, истории, социологии, философии, стремясь дать наиболее полную картину гендерного неравенства и его причин.

Почему стоит почитать. С книги началась вторая волна феминизма по всему миру: в том числе «Загадка женственности» создавалась под ее влиянием. И хотя взгляды де Бовуар на биологию сегодня могут показаться наивными и несостоятельными, в целом работа представляет собой сильное высказывание, важное для экзистенциалистской философии.

О муже(N)ственности. Сборник статей

Где почитать: книга доступна бесплатно на сайте составителя Сергея Ушакина

Кто автор. В книге собраны статьи зарубежных и российских исследователей гендера и маскулинности.

О чем. Это сборник статей о маскулинности с фокусом на российских мужчинах. Его авторы пытаются перенести западные теории на материал постсоветского пространства: для этого они исследуют, как конструируется мужественность в советском кино и российском спорте, чем отличается маскулинность рабочего и синего воротничка, как советские инженеры преодолевают конфликт между своей высокой квалификацией и низкой зарплатой и в чем специфика российской гомофобии.

Почему стоит почитать. Несмотря на то что чаще в исследованиях под человеком подразумевается мужчина, исследований именно мужчин не так уж и много. Исследования маскулинности появились позже исследований феминности, точно как исследования гетеросексуальности появились позже исследований гомосексуальности. Однако в обоих случаях одно неполно без другого, и знания о гендерных отношениях оказываются неполны без знаний о мужчинах.

10 важных книг о феминизме

Тест по истории феминизма

Криадо Перес К.

Наш мир веками строился на основе данных, в которых человеком «по умолчанию» считается мужчина. Например, автомобильные краш-тесты не проводились на женских манекенах, потому что универсальной считалась мужская анатомия. В результате женщины получали в авариях более тяжёлые травмы.

В своей книге журналистка Кэролайн Перес приводит примеры огромного гендерного перекоса в нашем обществе. Медицина, политика, кино и даже работа городских служб по уборке снега – автор показывает, что интересы женщины на протяжении десятилетий оставались невидимыми в разных сферах. А ещё объясняет, почему так происходит до сих пор.

Тест по истории феминизма

Миф о красоте

На смену прежнему позору быть женщиной приходит новый позор – выглядеть некрасивой женщиной.

Культовая и до сих пор актуальная книга журналистки Наоми Вульф посвящена стереотипным представлениям о женской внешности. Автор объясняет, откуда у женщин появляется стремление выглядеть «идеально» и как физическое совершенство становится навязчивой идеей. Вульф критикует индустрию моды за навязывание стандартов внешности и подчёркивает, что безжалостный «миф о красоте» распространяется на все сферы общества. Журналистка уверена: в современном мире женщина способна сама решать, как она хочет выглядеть.

Тест по истории феминизма

Мужчины учат меня жить

Любопытно, как страстно отвергают доводы женщин и как часто их оппоненты скатываются в ту самую нелогичность и истеричность, в которых женщин вечно обвиняют.

Даже если вы не слышали о Ребекке Солнит, то наверняка оказывались на её месте. Особенно если вы – женщина. Помните случаи, когда мужчины снисходительно объясняли вам что-то, будто маленькому ребёнку? Это явление наконец получило название «менсплейнинг». Именно Ребекка после одного забавного случая на вечеринке дала жизнь этому термину. А позже написала книгу, в которой с долей тонкой иронии объяснила феномен менсплейнинга и рассказала, как он влияет на жизнь женщин.

Тест по истории феминизма

Совсем не обязательно быть совершенством, чтобы заслужить равные права.

Патриархат веками навязывал обществу свои идеалы. И по ним женщина должна быть жертвенной и смиренной хранительницей очага. Вот только героини книги Хелен Льюис совсем не такие. Сложные, неудобные и эгоцентричные, порой агрессивные, порой смешные – они ломали стереотипы и заставляли общество менять свои привычки. С бесстрастием журналистки Хелен рассказывает об этих женщинах и о том, какой ценой они добивались права распоряжаться своим телом и голосом, временем и доходами. А ещё права ошибаться и быть несовершенными – то есть быть людьми.

Тест по истории феминизма

Мальчики лучше разбираются в точных науках, а девочки – в гуманитарных. Мужчины не плачут, а женщины плохо ориентируются на местности. Эти и другие мифы о мышлении разрушает в своей книге нейробиолог Джинна Риппон. Она рассказывает о научном взгляде на гендерные стереотипы и подробно объясняет, почему не существует разделения на «женский» и «мужской» мозг.

Тест по истории феминизма

Почему домашнее насилие – это не про любовь

Женщин бьют не потому, что они плохие или хорошие, а потому, что они женщины.

Наверняка вы не раз слышали фразу «Бьёт – значит любит». Журналистка Диана Садреева на примерах из жизни 50 женщин, столкнувшихся с насилием, доказывает: абьюз не имеет с любовью ничего общего.

Эта книга – подробное руководство по борьбе с домашним насилием. Диана Садреева полтора года общалась с жертвами абьюза, активистами, сотрудниками фондов помощи и изучала юридическую сторону вопроса. В своей книге она собрала всё самое важное о проблеме домашнего насилия, рассказала, где получить помощь и как выйти из нездоровых отношений, даже если это кажется невозможным.

Тест по истории феминизма

Женщины и Власть

Почему считается, что женщинам не место у власти? Зависит ли успех руководителя от гендера? На эти и другие вопросы в своей книге отвечает Мэри Бирд, историк и профессор Кембриджского университета. На примерах из разных исторических периодов – от античности до наших дней – автор объясняет, почему женщины исключались из политической и общественной жизни. Бирд уверена: такая проблема существует и в современном мире, а значит, всем нам пора пересмотреть само понимание власти.

Тест по истории феминизма

Как называются женщины. Феминитивы

С недавнего времени пользователи соцсетей и даже некоторые СМИ стали активно использовать феминитивы. В интернете не утихают споры: нужны ли «авторки», «блогерки» и «продюсерки» или эти слова нарушают литературную норму? Лингвист Ирина Фуфаева предлагает посмотреть на русский язык как на «подвижную» систему, которая отражает происходящие в мире изменения. А на способы образования слов – как на привычки, которые многим очень тяжело менять. В книге Фуфаева рассказывает об истории русских феминитивов и доказывает: никакие словари или Академии наук не заставят человека говорить так, а не иначе.

Тест по истории феминизма

#MeToo. Расследование, уничтожившее Харви Вайнштейна

Кантор Дж., Тухи М.

Сексуальные домогательства – или иначе харассмент – запрещены законом, но в некоторых профессиональных кругах их принимают как данность.

В основу книги легло расследование двух журналисток New York Times. Джоди Кантор и Меган Тухи рассказали о десятках случаев сексуальных домогательств со стороны продюсера Харви Вайнштейна и его попытках заплатить жертвам за молчание. Статья произвела настоящий фурор – актрисы и другие сотрудницы киноиндустрии начали открыто говорить о случаях харассмента.

В книге-бестселлере журналистки рассказывают, как собирали материал для статьи и как Вайнштейн пытался помешать их работе. Эта история стала образцом отличного журналистского расследования и положила начало активному обсуждению проблемы домогательств во всём мире.

Тест по истории феминизма

Золушка и стеклянный потолок

Лейн Л.,Хоун Э.

В наших сказках за женщинами остаётся последнее слово.

Детские сказки о принцессах – это не просто волшебные истории со счастливым концом. Героини этих книг становятся ролевыми моделями для девочек, поэтому должны учить юных читательниц чему-то хорошему. Вот только в привычных нам диснеевских сказках всё совсем не так – а поэтому комедиантки Лора Лейн и Эллен Хоун решили их переписать. И, как по волшебству, героини знакомых с детства историй – Золушка, Мулан, Русалочка – избавляются от навязанных стандартов красоты, ломают «стеклянный потолок» и идут наперекор всем гендерным предрассудкам.

Оцените статью
Тест по истории