Тест по истории Казахстана для проверки знаний по теме «Исторические сведения о саках» учащихся 5 класса
Инструкция к тесту
Тест состоит из четырех заданий, правильно выполних которые ты сможешь набрать 10 баллов
Заполните форму регистрации
Фамилия имя учащегося
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Волонтеры Победы создают памятник защитникам города Саки
Творчество на благо сохранения истории о Великой Отечественной войне
Волонтеры Победы создают памятник, посвящённый защитникам города Саки. Работа ведется уже более четырех месяцев. Добровольцы помогают мастерам лепить небольшие детали, вместе создавая архитектурную композицию.
Проект разработан по инициативе «Волонтеров Победы». Организаторы отмечают, что с помощью такого проекта у молодого поколения появляется интерес к истории своей страны.
«Идея к нам пришла из истории Крымской наступательной операции советских войск в апреле 1944 года. На тот момент больших сражений у нас ни в городе, ни в районе не было, но в Саки есть могила, где лежат 4 солдата, которые погибли именно при освобождении нашей территории. Был последний бой, который длился 8 часов. Поэтому мы решили создать монумент, посвященный подвигу наших героев», – поделился Дмитрий Ципоркин, руководитель муниципального отделения ВОД «Волонтёры Победы» г. Саки в Республике Крым.
Монумент напоминает образ Фёдора Фёдоровича Степанова – Героя Советского Союза. Его облик и внешность добровольцы взяли не случайно. Ведь Фёдор Фёдорович — их земляк, его именем названа одна из местных школ. Подвигами солдата гордятся жители, школьники и дети. В годы войны Степанов участвовал в разгроме немцев под Москвой, Сталинградом, на Кавказе, Курской дуге, в Восточной Пруссии, Берлине, а затем в войне против милитаристской Японии. За годы войны Фёдор Степанов прошёл путь от рядового лётчика до командира полка.
В создании памятника волонтёрам помогает опытный скульптор Александр Шапран. Под чутким руководством скульптора дети и добровольцы вносят свою лепту в создании памятника солдату Великой Отечественной войны. Сегодня у скульптора в подмастерье более 10 учеников. Александр Шапран рассказывает, что при создании монумента самое сложное-соблюсти пропорции. Высота памятника — 4,5 метра. Его изготовят из полимерного бетона цвета бронзы.
Открытие памятника планируется в День памяти и скорби – 22 июня. На мероприятие Волонтёры Победы приглашают всех жителей города, неравнодушных к истории своей страны и родного края.
Воплотить идею в жизнь позволил грант от Комитета молодежной политики Республики Крым — почти 1,5 миллиона рублей. Ещё 700 000 рублей выделили местные предприниматели.
- Земледелие
- Религиозные верования и представления саков
- Сакские курганы
- Торговля
- Антропологический тип саков
- Борьба саков за независимость. Война с персами
- Ремесла саков
- Культура саков
- Военное искусство саков
- Хозяйство саков. Скотоводство
- Саке
- Расселение сакских племен
- Борьба саков против Александра Македонского
- Тест » Сакские племена»
- Полихромный стиль
- Общественное устройство саков
- А) Бесшатыр в) Иссыкский с) Беркаринский д) Тасмола е) Жуантобе
- 404
Земледелие
Часть саков занимались земледелием. Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища Чирик-Рабат на территории нынешней Кызылординской области. Остатки арыков, относящихся ко II — III векам, обнаружены около города Талгар возле Алматы, а также на территории современной Жамбылской области. Постепенно у саков увеличивалось число оседлых поселений, развивались ремесла и торговля, возникли города.
В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
Религиозные верования и представления саков
В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.
В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.
По представлениям саков мир состоял из трех составляющих — небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
Его конструкция — это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.
Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.
Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.
Саки были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков находят красную краску — символ огня и солнца.
Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые — духам огня, божествам солнца и войны.
Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.
Сакские курганы
Тест по истории Казахстана для 5 класса на тему: «Саки». Тест состоит из 10 вопросов с одним верным ответом
Образовательный тест
5 класс
История Казахстана
Саки
Пройти онлайн тест Сакские курганы бесплатно без регистрации и без СМС
Хотите использовать этот тест в собственных целях?
1. Эпоха открытия и использования железа для племен, населявших Казахстан, началась:
а) в — вв. до н.э. в) в — вв. до н.э. с) в — вв. до н. э. д) в — вв. до н.э. е) во — вв. до н. э.
2. Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались:
а) гунны в) усуни с) канглы д) саки е) тюрки
3. По мнению казахстанских археологов, форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам, торговыми путями и представляла:
а) оседло-кочевой образ жизни в) кочевой образ жизнис) полукочевой образ жизни
д) земледельческий образ жизни е) оседлый образ жизни
4. Полукочевой вид скотоводства требовал постоянного жилища, которое строилось на:
а) летних стоянках в) весенних стоянках с) осенних стоянках д) зимних стоянках е) всех стоянках
5. Азиатскими скифами называли племена:
а) кыпчаков в) саков с) монголов д) тюрков е) усуней
6. Сакская культура была распространена в период:
а) неолита в) бронзы с) железад) энеолитае) мезолита
7. В «сакский период» (середина тысячелетия до н. э.) широкое распространение получает:
а) оседлое земледелие в) кочевое скотоводство с) городская культура д) домашний промысел е) меновая торговля
8. Общество саков делилось на три группы:
а) вожди, беки, общинники в) воины, жрецы, общинники с) цари, эмиры, общинники
д) вожди, крестьяне, общинникие) цари, жрецы, общинники.
9. В сакском обществе женщины пользовались:
а) ограниченными правами в) отдельными правами по воспитанию детей
с) равными с мужчинами правами д) не имели прав е) имели право воевать наравне с мужчинами
10. Племена, относившиеся к сакским:
а) аланы, чегии, массагеты в) усуни, аргипеи, савроматы с) савроматы, массагеты, жужане
д) массагеты, даи, каспии е) аланы, савроматы, тюрки
11. Сакские племена, проживавшие в районе Семиречья:
а) массагеты в) хаомаварга с) тиграхауда д) апасиакие) аримаспы
12. «Носящими остроконечные шапки» называли:
а) саков — тиграхауда в) саков — хаомаварга с) массагетовд) аланов е) савроматов
13. Место проживания саков-хаомаварга:
а) по реке Урал в) по реке Мургаб с) по реке Сырдарья д) по реке Иртыш е) по реке Ишим
14. Заморские саки-парадарайя проживали:
а) в Семиречье в) в Приаралье с) в Поволжье д) в Приуралье е) около Балхаша
15. Саки-массагеты проживали:
а) в Мангыстау в) в Семиречье с) в Приаралье д) на востоке «по ту сторону Сырдарьи» е) в долине Мургаба
16. В мифологии саков кабан связывался с
а) ветром в) грозой с) громом д) вулканом е) луной
17. Сакские племена в 6 веке до н. э. вели войны с:
а) гуннами в) славянами с) монголами д) персами е) аланами
а) с греками против персов в) с гуннами против китайцевс) с китайцами против греков
д) с персами против греков е) с китайцами против гуннов
19. Саки победили персидского царя:
а) Дария в) Камбиса с) Полиэнад) Ксерксае) Кира
20. Александр Македонский воевал с саками:
а) в 7 веке до н. э. в) в 6 веке до н. э. с) в 5 веке до н. э. д) в 4 веке до н. э. е) во 2 веке до н. э.
21. «Золотой человек», найденный в сакском кургане возле города Иссык, датируется:
а) в. до н.э. в) в. до н.э. с) в. до н.э. д) в. до н.э. е) в. до н.э
22. Дарий предпринял поход против саков и подчинил их себе:
а) в 620 -618 гг. до н.э. в) в 519- 518 гг. до н.э. с) в 417- 415 гг. до н.э. д) 718 -716гг. до н.э. е) 814 -812 гг. до н. э.
23. Древний источник, свидетельствующий о саках:
а) Санскрит в) Руника с) Авеста д) Кабэ е) Сокровищница даосских писаний
24. Всенародное восстание саков Сырдарьи против греко-македонсого завоевания вызвано:
а) непосильными налогами в) жестокостью завоевателей с) строительством города Эсхата
д) рекрутскими наборами е) унижением сакских святынь
25. Источники сообщают о войнах саков за независимость:
а) с персамив) с хуннами с) с эфталитами д) с греками е) с усунями
26. Сведения о древних саках имеются в трудах:
а) Сыма-Цяня в) Геродота с) Мухаммеда Хайдара д) Ибн Фаддлана е) М. Кашгари
27. Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев:
а) Руника в) Шахнаме с) Авеста д) Рамаяна е) «Книге сказаний»
28. Правитель саков:
а) Модэ в) Томирис с) Чжи-Чжи д) Аттилла е) Дарий
29. Наибольший интерес представляют тексты о саках, составленные по приказу:
а) китайских правителей в) персидских царей с) византийских императоров
д) тюркских каганов е) римских консулов
30. В древних персидских источниках саков называют:
а) «Туры с быстрыми конями» в) «Степные скифы» с) «Могучие мужи»
д) «Имеющие хорошие мечи и секиры» е) «Сражающиеся луками и копьями»
31. К какому стилю относятся предметы (изделия), найденные в сакских курганах:
а) согдийскому в) птичьемус) китайскому д) звериномуе) персидскому
32. Назовите титул верховного правителя сакского племенного союза: а) царь в) каган с) хан д) эльтебер е) гурхан
33. В сакском обществе царь: а) назначался в) правил по наследству с) избирался д) завоевывал трон е) приглашался
34. В сакском обществе цари избирались из сословия: а) жрецов в) общинников с) крестьян д) знати е) воинов
35. В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхаудов предпринял:
а) Александр Македонский в) Кир с) Дарий д) Ксеркс е) Атилла
36. Кроме Томирис, широко известна сакская царица:
а) Тахмина в) Роксолана с) Лейла д) Зухра е) Зарина
37. По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что царя саки отожествляли с:
а) солнечным божеством в) центром Вселенной с) прародителем д) властью над миром е) защитником мира
38. «Золотой человек» относится к:
а) веку до н. э. в) веку до н. э. с) — веку до н. э. д) веку до н. э. е) веку до н. э
39. В веке до н. э. поход против саков предпринял:
а) Александр Македонский в) Кир с) Дарий д) Ксеркс е) Атилла
40. Государство, искусство которого оказало влияние на развитие искусства саков:
а) Греция в) Монголия с) Китай д) Индия е) Ахеменидский Иран
41. В своей мифологии саки связывали коня с:
а) ветром в) солнцем и огнем с) грозой д) громом е) вулканом
42. «Звериный стиль» распространился в Казахстане в период:
а) в. до н. э. в) в. до н. э. с) в. до н. э. д) в. до н. э. е) в. до н. э.
43. Искусство «звериного стиля» исчезает:
а) в начале нашей эры в) в веке до н. э. с) во веке до н. э. д) в веке до н.э. е) в веке н. э.
44. Через сакскую степь пролегал «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути.
Лазурит, добываемый на Памире, вывозился:
а) в Китай и Кашгарию в) в Иран и Месопотамию с) в Европу д) через Азию на Тибет е) в Римскую Империю
45. Вид скотоводства, развивавшийся у саков в районах Западного и Южного Казахстана:
а) коневодство в) верблюдоводство с) овцеводство д) крупный рогатый скот е) свиноводство
46. Регион Казахстана, в котором археологи определили существование у саков «храмов» огня:
а) Западный Казахстан в) Восточный Казахстан с) Семиречье д) Прибалхашье е) Приаралье
47. Высокий уровень развития материальной культуры у саков проявился в:
а) развитии ремесла и торговли в) появлении письменности с)изобретении юрты
д) переходе от первобытного к рабовладельческому строю е) гончарном производстве
48. Самое большое количество курганных могильников периода раннего железа сосредоточено в районах
а) предгорий в) зимних пастбищ в) осенних пастбищ д) летних пастбищ е) весенних пастбищ
49. Цитадель Чирик-рабат служила своеобразным храмом и местом
а) проведения собраний в) захоронения знатных особ с) торговли
д) проведения судебных процессов е) избрания царя
50. Сакские племена расселялись на территории Казахстана в
а) – вв. н. э. в) – вв. до н. э. с) – вв. до н. э. д) – тыс. до н. э. е) – вв. н. э.
51. Иранские источники называют саков
а) азиатскими скифами в) степными скифами с) турами д) кибиточниками е) кочевниками
52. Царь в сакском обществе избирался
а) жрецами в) советом старейшин родов с) народом д) собранием общинников е) советом вождей племен
53. В в. до н. э. в Греции в составе персидской армии воевали
а) саки в) савроматы с) кангюи д) гунны е) усуни
54. В сакском обществе государственные дела обсуждались главным образом на
а) собрании военачальников в) совете жрецов с) совете придворных д) совете женщин е) народном собрании
55. Сакские цари, проводя первую борозду на весенней пахоте, демонстрировали
а) свою силу в) связь с народом с) свое умение д) связь с землей е) связь с природой
56. В сакский период скотоводы особенно дорожили и ежегодно возвращались в районы
а) предгорий в) зимних пастбищ в) осенних пастбищ д) летних пастбищ е) весенних пастбищ
57. У саков-ювелиров гривна – это
а) серьги с подвесками в) наборный пояс с) бляхи-нашивки д) шейное украшение е) костяные гребни
58. Сакская царица, победившая войска царя Кира
а) Клеопатра в) Зарина с) Роксолана д) Томирис е) Семирамида
59. Тип общественного устройства у саков
а) семейная община в) военная демократия с) рабовладельческий строй д) феодальный строй е) родовая община
60. Сакские племена в – вв. до н. э. объединялись в
а) общины в) союзы с) конфедерации д) федерации е) военные организации
Торговля
Найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии свидетельствуют, что в VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана имели торгово-обменную связь с Китаем, Индией, Персией.
Использование железа саками Период возникновения и использования железных орудий труда получил название железного века.
С началом использования железных орудий повысилась производительность труда.
Железные изделия по сравнению с каменными и бронзовыми намного прочнее, долговечнее и эффективнее в применении.
Железо вырабатывалось путем плавки руды в самодельных печах.
В нижней части печи проделывали отверстия, куда устанавливали меха для подачи воздуха.
Температура в печи — 1200 градусов.
Для получения расплавленного железа необходима температура в 1530 градусов. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в раннем железном веке.
Предметы, найденные в Восточной Европе и на Кавказе, сделанные из металла, добытого в Казахстане, датируются III-I вв. до н.э.
Саки ковали различное оружие, такие как, мечи-акинаки, ножи, доспехи.
Акинак — скифо-сакский короткий меч 40- 60 см, отлитый из бронзы, эфес которого, украшался изображениями зверей.
На территории Жетысу, в Южном Казахстане, в Илийской долине и Прииссыкулье археологи часто находят сакские котлы и жертвенные чащи.
Уникальное жертвенное блюдо, названное «Жетысуский михраб» (т.е. направленное в сторону Мекки), было найдено близ Алматы. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краям 15 фигурками оленей. На блюде укреплена фигурка мужчины на коне, стреляющего в оленей из лука.
Антропологический тип саков
Антропологический тип саков: европеоидный. Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты.
Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточого Казахстана.
У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа.
Монголоидные черты у сакских женщин были более заметны.
Ученый-антрополог М. М. Герасимов сделал реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам.
Борьба саков за независимость. Война с персами
В VI в. до н.э. саки воевали с Персами.
В 530 г. до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром.
Во время вторжения персидской армии Кира во главе саков стояло царица Томирис.
Годы жизни Томирис — 570-520 гг. д.н.э.
Кир II Великий (Кир) — персидский царь, правил в 559 — 530 гг. до н.э., из династии Ахеменидов. Сын Камбиса I. Основатель персидской державы Ахеменидов. Захватил Мидию, Парфию, Малую Азию, Египет, Вавилон и т.д.
Кир отправил посла к царице Томирис, которая возглавляла саков.
Римский историк Помпей Трог писал: «Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия».
Войска Кира убили сына Томирис Спаргаписа. Поэтому царица отомстила Киру, победив его войска.
«Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам Кир был убит» — писал Геродот.
В VI в. до н. э. Томирис одержала победу над персидским царем Киром.
Вторжение войск Дария I
В 519 г. персы под предводительством Дария I вторглись на территорию саков.
Поход Дария I против саков отражен в историческом источнике Бехистунская надпись.
Войну против Дария I возглавил вождь саков — Скунха, однако он потерпел поражение.
Греческий историк Полиэн описал подвиг сака-пастуха Ширака, который порезал себя, прикинувшись врагом саков, отвел Дария и его войска в пустыню. Таким образом, потеряв большую часть армии, Дарий I вернулся в Персию.
Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов.
Саки воевали в составе персов против греков в 490 г. в Марафонской битве.
Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.
Имена Скунха и Ширак объединяет следующее: вели борьбу с Дарием I.
О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн.
Ремесла саков
Основные направления ремесел саков достигли высокого уровня.
Металлургия: мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения для седел, уздечек, удил.
Ювелирное искусство: мастера-художники с драгоценными камнями инкрустировали серьги, перстни, бусы, браслеты, колье и пояса.
Резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня.
Из кости саки делали крючки, пуговицы, застежки и др. изделия.
Культура саков
С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».
Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах
Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.
«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.
«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», — писал Страбон.
Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Военное искусство саков
Историк А. Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и их лошади были тщательно защищены броней».
Геродот писал: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири».
Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки».
На городище Чирик-Рабат археологи обнаружили железные доспехи сакского война («железный человек»).
Хозяйство саков. Скотоводство
«Отец истории» Геродот писал: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Пьют молоко».
На зимних стойбищах саки строили также дома из саманных кирпичей.
Основным хозяйством саков было скотоводство, выращивали лошадей, коров, овец, верблюдов.
Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.
Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.
Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.
Саки выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.
Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двугорбых
верблюдов (верблюжье молоко — шубат). Саки мало держали крупный рогатый скот.
Саке
Винный мир обращает все больше и больше внимания на этот удивительный напиток.
Хотя многие думают, что саке – это японская водка, которую пьют горячей, в действительности это не так. Саке можно назвать рисовым вином – это прежде всего продукт натуральной ферментации, и его крепость обычно составляет от 14 до 16%. И саке далеко не всегда пьют горячим, как правило, премиальные сорта принято пить в охлажденном виде.
История саке, или нихонсю, как его называют сами японцы, насчитывает более 2000 лет. На острове Кюсю женщины пережевывали зерновые культуры, которые потом сплевывали в чан, где эта масса бродила. Как несложно догадаться, технология производства того времени была далека от классической. Первые упоминания о саке, как о напитке из риса, появились в VIII в. в эпоху Нара, а упоминания о прототехнологии саке датируются XII веком (эпоха Хэйан), когда саке использовалось как неотъемлемая часть празднеств и религиозных церемоний. Но тогда оно было недоступно для простых людей и предназначалось только для аристократии и знати.
Настоящий рассвет саке начался позже, в XIV-XVI вв. – в эпохи Камакура и Муромати. С расцветом городов и торговли саке стало поступать в свободную продажу. Активно развивалась технология сакеварения, и появились крупные центры производства саке, такие, как регион Нада. Именно тогда сформировалась классическая технология производства, и саке стало частью бытовой культуры японского народа.
Однако все саке, производившееся в то время, было столовым.Настоящая революция в качестве произошла только в XX веке, когда появилось премиальное саке. Было разработано специальное оборудование для шлифовки риса, и стало возможно обрабатывать рисовое зерно, удаляя верхние слои с помощью шлифовки: чем выше степень шлифовки риса, тем более изысканным, ароматным и деликатным получается напиток. Были выведены новые виды ароматических дрожжей, и появился знаменитый сорт премиального риса ямаданисики. Японцы поняли, как с помощью температурного контроля они могут управлять ферментацией и добиваться феноменальных результатов. В 70-е годы на рынке заявили о себе бутиковые производители авторского саке. А самые «топовые» позиции саке класса Дайгиндзе появились только в 80-х годах прошлого века.
Cегодня саке активно укрепляет свои позиции за пределами Японии. Оно особенно популярно в США – втором после Японии рынке саке. Американцы действительно смогли оценить по достоинству премиальное саке. Импорт саке растет с каждым годом, и доля импорта премиального саке увеличивается. Сформировалась особая культура саке-баров и саке-бутиков. Список культовых ресторанов европейской кухни, которые включают саке в свои винные карты, постоянно растет: Per Se, French Laundry, Le Bernardin, Chanterelle, Boule. Появилась даже профессия саке-сомелье. Саке из незаметного и экзотического напитка превратилось в изысканный, стильный и модный. Винный мир все больше и больше обращает внимание на премиальное саке и высоко его оценивает, о чем красноречиво заявляют специальные статьи, то и дело появляющиеся в профессиональной винной прессе (Wine Spectator, 30 апреля 2007 г.)
Ситуация в России разительно отличается от США и Европы. На рынке присутствует в основном столовое саке невысокого качества. Компании-импортеры и потребитель плохо знакомы с культурой саке. Это обусловлено многими причинами: сложностью получения информации о саке, сложностью коммуникации с производителями, с одной стороны, и полным отсутствием интереса к саке со стороны потребителя, с другой. Очень сложно преодолеть предубеждение потребителя, что саке – это не японская водка, которую пьют горячей, а рисовое вино. В России гораздо более популярно сливовое вино, которое плохо сочетается с японской кухней и в Японии употребляется исключительно как аперитив.
Итак, что же такое саке? Саке – это традиционный японский алкогольный напиток, который производится из риса, воды и кодзи (рис, пораженный благородным плесневым грибком кодзикин aspergillus oryzae).
Саке – это не японская водка, а продукт натуральной ферментации. Крепость саке обычно составляет 14-16%. В Японии саке называется нихонсю (что выделяет национальный признак напитка: Нихон – Япония, сю – саке) или сэйсю (официальное название саке, закрепленное в законодательстве).
В производстве саке есть ряд уникальных особенностей. Это прежде всего шлифовка риса, так как в производстве саке используется только шлифованный рис. Дело в том, что в центре рисового зерна содержится крахмал, который играет активную роль в ферментации, а в верхних слоях зерна содержатся белки, жиры и другие элементы, которые негативно влияют на вкус и аромат саке. Поэтому рис проходит обязательную шлифовку, в результате которой удаляется от 25% до 70% верхних слоев зерна. Вся официальная классификация премиальности саке выстроена на основе степени шлифовки риса. Чем больше степень шлифовки, тем выше степень премиального саке. Японцы измеряют степень шлифовки по остатку риса после этой обработки.
Другой особенностью является уникальный метод ферментации. В рисе содержится крахмал, а природный сахар отсутствует, поэтому классическая ферментация «сахар – спирт» невозможна. Но японцы научились производить кодзи, рисовое зерно, пораженное плесневым грибком кодзикин. Кодзи выделяет специальный фермент, который расщепляет крахмал в сахар, после чего дрожжи делают свою обычную работу и перерабатывают сахар в спирт. Эти две ферментации происходят одновременно.
Мир саке многообразен, есть официальная классификация саке по остатку риса после шлифовки, по которой саке становится либо столовым, либо премиальным.
Есть несколько стилей саке: классический (традиционный) и авторский. Помимо этого существует много видов саке по методу производства.
Саке и гастрономия
Cаке идеально сочетается с японской кухней, особенно с изделиями из сырой рыбы, такими, как суши и сашими, а также с сырым мясом. Помимо японской кухни саке хорошо сочетается с блюдами азиатской и средиземноморской кухни. Сегодня делаются успешные попытки сочетания саке с французской и итальянской кухней. В известном американском ресторане Rubikon (Сан-Франциско) саке подается к устрицам! Саке также может играть самостоятельную роль и употребляться только с легкими закусками или без, в Японии есть огромное количество саке-баров и других питейных заведений подобного рода. Необходимо отметить, что есть небольшие отличия в гастрономических сочетаниях классического и авторского саке. Классическое традиционное саке, небогатое по своим ароматическим характеристикам, всегда было призвано лишь сопровождать кухню, не играть одну из ведущих ролей, как это принято в мире вина. Но оно удивительным образом раскрывается с кухней, деликатно и тонко подчеркивая блюдо, не искажая его вкуса. Классика также универсальна и сочетается с любыми блюдами японской кухни. Авторское саке, которое появилось в 70-х годах прошлого века, интересно своей яркой ароматичностью как самостоятельный напиток и как яркое сопровождение к кухне. Оно идет дальше, чем классика, и более ярко сопровождает блюдо, в отличие от классики. Сами японцы предпочитают не очень ароматное хондзедзо (базовый премиум) более ароматному дайгиндзе (суперпремиуму). Они считают, что сильный и яркий аромат забивает нос и много такого саке не выпьешь, а легкое и не очень ароматное хондзедзо можно пить и много, и часто.
Температура подачи саке
Посуда и саке
ЧОКО или САКАДЗУКИ. Для горячего саке они обычно керамические, а для премиального охлажденного саке они стеклянные. Но на Западе появился новый способ употребления саке из винных бокалов. Правда, этот способ употребления больше подходит для саке авторского стиля. Идеальный бокал под такое саке – это бокал под белое вино. Интересно то, что саке во многом похоже на белое вино – и по ароматическим характеристикам, и по температуре подачи.
Вино для начинающих
Сакское время — это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства.
Саки — древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетие до н.э.
Саки населяли территорию Казахстана в III вв. д.н.э.
Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:
В письменных источниках саки встречаются с разными названиями:
Согласно древнегреческим источникам саки «к врагам — беспощадны, к друзьям — верны». Греки считали саков самым справедливым и честным народом, среди всех, известных им.
В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников — дай (даи).
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Саков с «остроконечными шапками» (тиграхауда), населявших Жетысу ученые связывают с «казахами с высокими колпаками».
Расселение сакских племен
Саки вели кочевой образ жизни.
Кочевали обычно вокруг водных источников — от колодца к колодцу, от озера к озеру.
По сведениям Геродота, на зимовках саки жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой.
Во время охоты или войн саки использовали куйме (юрту на повозке), своеобразные дома — кибитки.
Юрта устанавливалось на четырех- или шестиколесную повозку.
Куйме были двухколесными.
Военные куйме запрягались лошадьми. Большие куйме, груженные имуществом, тянули пара лошадей и верблюды.
Борьба саков против Александра Македонского
В 336 г. до н.э. царем Македонии стал 20- летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай)
Александр сокрушив Персидское царство, вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.
Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Спитамен 3 года вел партизанскую войну. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков.
Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск.
Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел к наступлению.
Одна из причин неудачи армии А. Македонского в борьбе с саками — особая военная тактика саков. Древнегреческий историк Арриан сообщает о борьбе саков против А. Македонского.
Таким образом, сакские племена преградили греко-македонцам путь на Восток.
1.Заполните рамку Фамилия Имя
2.Читайте внимательно вопрос
3.Выберите 1 верный ответ из 3 предложенных и нажмите «Далее»
4.Пройдите все 10 вопросов
Тест » Сакские племена»
Тестовые задания на тему: саки позволяют выяснить уровень знаний у учащихся.
Полихромный стиль
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII — V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.
Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.
ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
Общественное устройство саков
Когда люди начали использовать железо в производстве, начался рост и накопление излишек в обществе, что в свою очередь привело к усилению общественного и имущественного неравенства.
Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии: члены племени на собрании выбирали вождей.
У вождей были важные функции в обществе:
Государственные дела решались на народном собрании.
Народное собрание — это собрание всех взрослых мужчин и женщин племени, которые имели влияние на вождей.
На народном собрании выбирали вождя.
Сакские вожди обладали большой властью: решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска.
Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь.
В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.
Сакский правитель считался избранником бога, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных.
Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.
Сакское общество в основном состояло из трех групп — воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.
Основную массу населения составляли садовые общинники — скотоводы.
Если сакский юноша хотел жениться на девушке, он должен был сперва помериться с ней силой. Проиграв, он становился ее рабом.
Нa народном собрании, где решались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать на ряду с мужчинами.
В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами.
Древнегреческий историк Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
Источники свидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица Томирис (570-520 гг. д.н.э.). •
Царица Томирис управляла саками в VI в. до н. э.
Женщины в сакском обществе находились в почетном положении.
Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:
Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах.
Простых людей — в малых погребениях.
Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт писал о методах воспитания молодежи у саков.
А) Бесшатыр в) Иссыкский с) Беркаринский д) Тасмола е) Жуантобе
62. По приказу Александра Македонского был построен город Александрия Эсхата на берегу реки
а) Иртыш в) Или с) Чу д) Сырдарья е) Талас
63. Вид погребального сооружения у саков
а) курган в) склеп с) сруб д) пирамида е) мавзолей
64. Персидский царь, погибший в войне с саками
а) Дарий в) Дарий с) Кир д) Ксеркс е) Дарий
65. Кто из греческих ученых сообщает об архитектурных памятниках Чирик-рабат, Бабиш-мулла, Баланды?
а) Птолемей в) Геродот с) Страбон д) Плиний е) Арриан
66. Осёдлый образ жизни и земледелие у саков были распространены в долинах
а) Сарысу в) Сырдарьи с) Иртыша д) Тобола е) Урала
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
404
Страница не найдена. Возможно, она была удалена по причине нарушения Правил размещения материалов на портале pandia.ru, или ее вовсе не существует.
Если Вы уверены что перешли по правильной ссылке, сообщите администрации.
Чтобы отыскать нужный материал, воспользуйтесь поиском вверху страницы.