Перелог – это в Древней Руси название сельскохозяйственных земель, которые использовались как пашня, но затем на срок в 2-3 года были оставлены для восстановления плодородия – сукцессии. За 2-3 года такие земли могли зарасти травами, а ещё лет за 7 – рыхлокустовыми злаками.
Также перелог – это в истории название пахотных земель, которые не обрабатывали 10-20 лет подряд. Если срок превышал 30 лет, то перелог начинали называть пустошью.
Опубликовано 14 марта, 2022
Тест по истории Средних веков Германия с ответами. В тесте представлены 12 заданий. Выберите один правильный ответ. 1. Укажите годы правления в Священной Римской
Тест по истории Средних веков Англия и Франция во второй половине XV в.. В тесте представлены 10 заданий. Выберите один правильный ответ.
Тест по истории Средних веков Столетняя война с ответами. В тесте представлены 10 заданий. Выберите один правильный ответ. 1. Столетняя война длилась
Проверочная работа по истории Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Образование государства Русь с ответами. Проверочная работа состоит из 10 заданий.
Тест по истории Восточные славяне 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
А1. Какова была территория расселения восточных славян?
1) Восточная Азия
2) Западная Европа
3) Восточно-Европейская равнина
4) Прибалтика
А2. Слова «подсека», «соха» и «борона» связаны с (со)
1) рыболовством
2) бортничеством
3) скотоводством
4) земледелием
A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?
1) плодородием почвы
2) лесистостью края
3) использованием плуга
4) болотистой местностью
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» — свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.
1) утвердились феодальные отношения
2) сохранился родоплеменной строй
3) сложилось государство
4) отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
1. Перун
2. Ярило
3. Стрибог
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СИЛ ПРИРОДЫ
A. Бог грома и молнии
Б. Повелитель ветра
B. Бог солнца
Вариант 2
А1. Когда славяне расселились на территории Восточной Европы?
1) 40 тыс. лет назад
2) в VІІ-VІ вв. до н. э.
3) в VI-VIII вв.
4) в Х в.
А2. Слова «перелог», «жито» и «лемех» связаны с (со)
1) рыболовством
2) бортничеством
3) скотоводством
4) земледелием
A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?
1) плодородием почвы
2) лесистостью края
3) отсутствием леса
4) использованием плуга
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» — свидетельствует о том, что у восточных славян
1) утвердилось христианство
2) главными занятиями было рыболовство и мореплавание
3) были распространены языческие верования
4) отсутствовали контакты с другими странами
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
1. Мокошь
2. Волос(Велес)
3. Щур
СФЕРА ЕГО ПОКРОВИТЕЛЬСТВА
A. Покровитель скотоводства
Б. Божество плодородия, покровитель семейного очага
B. Покровитель дома
Ответы на тест по истории Восточные славяне 6 класс
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
В1. 1А 2В 3Б
Вариант 2
А1-3
А2-4
А3-2
А4-3
В1. 1Б 2А 3В
Вопрос №
1
Территория расселения восточных славян
Вопрос №
2
Соседи восточных славян
Вопрос №
3
Государственная религия в Хазарском каганате
Вопрос №
4
Славянское языческое божество
Вопрос №
5
Ислам стал государственной религией в
Вопрос №
6
Слова: Ярило. Мокошь, Волос — связаны с
религиозными верованиями славян
торговым «путём из варяг в греки»
местами археологических раскопок
территорией расселения славянских племенных союзов
Вопрос №
7
Народное собрание у восточных славян называлось
Вопрос №
8
Слова: перелог, жито, сошник— связаны с занятием восточных славян
Вопрос №
9
У восточных славян военное формирование из всех мужчин племени называлось
Вопрос №
10
Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI—VIII вв. в лесистой полосе
Вопрос №
11
Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI—VIII вв. в степной полосе
Вопрос №
12
Титул правителя Хазарского государства
Вопрос №
13
Добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах у славян назвалось
Вопрос №
14
Распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия объяснялось
Вопрос №
15
Распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия объяснялось
частыми лесными пожарами
Вопрос №
16
рочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о каком факте, процессе в жизни восточных славян свидетельствует данный исторический источник.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим*
об отсутствии разделения труда между мужчиной и женщиной
о сохранении родственно-племенных отношений
об утверждении феодальных отношений
о складывании государства
Вопрос №
17
Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите,.о каком факте, процессе в жизни восточных славян свидетельствует данный исторический источник.
«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».
главными занятиями славян были рыболовства и мореплавание
среди славян были распространены языческие верования
отсутствовали контакты славян с другими странами
среди славян утвердилось христианство
Вопрос №
18
Расположите в хронологическом порядке следующие события, явления. Напишите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A) расселение балтов и славян на территории Центральной и Восточной Европы
Б) покорение хазарами восточнославянских племён с целью взимания дани
B) превращение ислама в официальную религию Волжской Булгарии
Г) распад Тюркского каганата
Вопрос №
19
Установите соответствие между терминами и их определениями.
К каждому элементу` первого столбца подберите соответствующий элемент из второго соотнесите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ
А)колонизация
Б) бортничество
В) язычество
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) система обороны от кочевников
2) вера и поклонение многим богам
3) заселение, освоение пустующих земель
4) собирание мёда диких пчёл
А1; Б2; В3
А3; Б4; В2
А2; Б1; В3
Вопрос №
20
Установите соответствие между государствами — соседями восточных славян и территориями их расположения.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и соотнесите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРРИТОРИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ
1) Нижнее Поволжье
2) Среднее Поволжье
3) Северное Причерноморье
4) Балканский полуостров
ГОСУДАРСТВА
А) Византийская империя
Б) Хазарский каганат
B) Волжская Бул-гария
А4; Б1; В2
А1; Б2; В3
А2; Б3; В4
Древняя Владимирская земля буквально переполнена историческими объектами, свидетельствами о тех или иных событиях, происходивших на Руси. Казалось бы, не самая большая по высоте, не самая старая по возрасту, пожарная каланча в селе Фоминки Гороховецкого района и та по многим причинам представляет собой историческую ценность.
Два слова о самих Фоминках. Фоминки появились на берегу небольшого пруда, окруженного лесом около 1550 года. Владимирские краеведы-знатоки считают, что сначала это был починок из одного, потом из двух крестьянских дворов. К концу XVI-го века, в нем было три двора, и починок стал называться деревней. На другой стороне пруда стояла старая деревня Погорелое – Погорелка. В ней насчитывалось в ту пору 14 дворов.
Обе деревни принадлежали царю Ивану Грозному, входили в его Замотринскую дворцовую волость Муромского уезда. Граница между Гороховецким и Муромским уездами тогда проходила по р. Суворощь. Центром волости был погост Замотрие на реке Мотре, где находились управляющие волостью приказчики. Власти пониже – старосты и целовальники – жили ближе, в погосте Ростригинском, в 2-х верстах от Фоминок.
Обе деревни «пашню на государя пахали» и платили ему оброки. Налоги и повинности крестьян в пользу царя непрерывно расширялись.
Во время длительной и неудачной Ливонской войны, тянувшейся с 1558 по 1583 год, Иван Грозный ввел в дворцовых волостях «государеву десятинную пашню». Размеры ее были настолько велики, что часто превышали всю крестьянскую запашку, рассчитанную на полную загрузку крестьянской семьи. Весь урожай с десятинной пашни шел в царские житницы. Кроме хлеба (ржи, яровой пшеницы, ячменя, овса), крестьяне несли еще множество других натуральных оброков: семенами льна и конопли, баранами, говяжьими лопатками, гусями, курами, маслом, медом, бочонками, вениками и другими изделиями. Грозный царь надел на крестьян непосильное ярмо.
Царствовавшие за ним сын Федор и Борис Годунов увеличили оброки с крестьян еще в 2-3 раза. Сельское хозяйство пришло в упадок. Крестьяне разорялись. После неурожаев 1601-1603 годах наступил голод. Вспыхнула крестьянская война Ивана Болотникова. Позднее на страну напали польские и шведские интервенты. Началось «смутное время».
Войско И.Болотникова под Москвой. Худ. Э. Лисснер, 1944г.
Фоминские и погорельские крестьяне перенесли весь ужас этих лет. После смуты в писцовых книгах, где описаны соседние с Фоминками селения, часто встречаются записи «двор пуст, крестьяне побиты от литовских людей». Фоминские крестьяне ушли из своей деревни. В Погорелке крестьянские дворы сильно поредели. В писцовых книгах 1628 года записано: «пустошь, что была деревня Фоминка на пруде, «в ней» три моста дворовых, пашни пахатные наездом 7 четвертей». Остальная земля частью «лесом поросла», частью пущена под перелог. Обработка полей наездом говорит о том, что крестьяне, покинувшие деревню, перешли в одно из ближайших больших селений, где было безопаснее, и оттуда приезжали обрабатывать свою землю.
В душе русского человека всегда горела любовь к своей Родине. Несмотря на крайнее разорение русский народ нашел в себе силы разбить и изгнать из пределов своей страны польских и шведских интервентов. В 1613 году на русский престол вступил царь Михаил Романов, который, не имея других средств «жаловал» служилых и думных людей, посадивших его на престол, дворцовыми землями. Особенно много он отдал их за так называемое «Московское осадное сидение в королевичев период (1618 г.)», когда войска панской Польши подошли к Москве и осадили ее. В Замотринской дворцовой волости, царь раздал землю своим сторонникам.
Два последующих столетия принадлежали Фоминки то близким царским родственникам, то высокопоставленным чиновникам, то опальным дворянам. Все было.
В 1859 году, проезжая в свое имение, Фоминки посетил Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878). Некоторые герои, отдельные эпизоды поэм и стихов поэта навеяны автору его пребыванием в селе Алешунино Гороховецкого уезда, что в 12 км. от Фоминок. Характерно, что прототипом образа Ермилы Гирина, правдолюбца и народного защитника, одного из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» — послужил крепостной крестьянин Алексей Дементьевич Потанин, управляющий Фоминской вотчиной графини Ольги Александровны Орловой.
Свою поездку поэт подробно описал в книге «Тонкий человек, его приключения и наблюдения»:
Обратим внимание на слова Некрасова – «селение выгорело». Случалось это в Фоминках часто. Поговаривали, что причина была в безалаберности самих жителей. Пожары несли прямой убыток для всех. Остановить огонь было почти невозможно, а потому горели все: и богатые, и бедные. А со всех сторон приходили и слухи, что там, де, и там, целые отряды для борьбы с огнем создают. Опыт в России к тому времени уже огромный был накоплен!
В селе Фоминки вольная пожарная дружина появилась в 1898 году по инициативе братьев-крестьян Чекуновых и купца Бахтова. Служили в ней добровольно сами фоминковские крестьяне, доведя свое мастерство в борьбе с огнем до совершенства. Фоминская пожарная дружина считалась одной из лучших во Владимирской губернии. Общая численность “охотников”, как тогда называли активистов, доходила до 338 человек, которые уже в свою очередь делились на отряды багорщиков, трубников, водоснабжателей, лазальщиков, топорщиков и санитаров.
Вольная пожарная дружина села Фоминки, 1902 год
Как писал в 1899 году журнал «Пожарное дело», Фоминковская дружина «хотя не богата средствами, но богата своей деятельностью и энергией». На экипировку и оснащение пожарной дружины деньги собирали всем миром – набрали 1,5 тысячи рублей. Разумеется, вопрос о строительстве настоящего депо встал очень скоро. В марте месяце 1900-го года на очередном сходе было решено построить каменное пожарное депо.
Из пяти селений волости: деревень Новцо, Реброво, Фоминки, Полесково, Рассиригино были наняты каменщики, пильщики, плотники.
Проект здания депо был определён: длиной – 25 аршин, шириной – 14 аршин, высота стен от уровня земли – 7 аршин, двое ворот по лицевой стороне в 4 квадратных аршина между которыми семиаршинное помещение, выдающееся против стен на три аршина вперёд и на три аршина внутрь для конторы и сторожа. Шестигранная каменная вышка 7 1/2 аршина вышины с деревянным на ней помещением для постоянного дежурства сторожа.
В апреле 1900-го года приступили к постройке небывалого на селе здания.
Работали на строительстве депо крестьяне села Фоминки: Субботин Егор Осипович, Глебов Иван Васильевич, Глебов Иван Васильевич; деревни Новцо: Пяшин Василий Васильевич, Пяшин Егор Иванович, Кохов Иван Алексеевич и многие, многие другие.
На 1-е января 1904-го года дружина уже имела имущества на 11 944 рубля 74 копейки. В этом же 1904-м году было приобретено 2 зимних хода в Ребровском отделении, 6 водоёмных чанов, бечева для блоков и охраны, 72 кожаных ремня с бляхами, 50 парусиновых блуз, 1 форменная фуражка, 88 аршин выкидного рукава и соединительная гайка и многое другое.
Историки приводят небольшую выдержку из отчётного доклада правления Фоминской вольной дружины чрезвычайному общему собранию за 1904-й год:
За некоторые из пожаров дружина получила благодарность начальника губернии» (отчёт Фоминской вольной пожарной дружины, учреждённой 15-го июля 1898-го года с 1-го января 1904-го по 1-е января 1905-го г. стр. 1-2).
Необычность места, а таковым, без сомнения, являются Фоминки, определяется во многом и развитием событий. Активность здешних мужичков в смутные времена, готовность бороться за свои права в начале XIX века, вылилась потом в совместное решение таких вопросов как защита от огня.
Интересно, что после дежурства дружинники (а всего их было до 400) пили в чекуновском трактире чай, по выходным проводили спевки на случай смотра.
В том же, например, 1903 году учителя и грамотная молодежь Фоминок организовали народный театр, а помещения для постановки спектаклей не было. И здесь пригодилось помещение только что отстроенной пожарной части. Дружина, судя по всему, не была против.
Сейчас стену депо украшает памятная табличка с изображением первого начальника команды – Алексея Афанасьевича Чекунова.
История продолжается. Старинное депо с каланчей в Фоминках и ныне выполняет свою задачу: здесь расположена пожарно-спасательная часть №39. Кроме выполнения своих основных функций по тушению и профилактике пожаров, сотрудники части много работают с детьми.
Учащиеся местной школы бывают здесь постоянно. Каждая экскурсия — это новые знания и впечатления, а главное – понимание вопросов безопасности.
Использованы материалы из архива автора и открытых источников
«Древняя Русь до раздробленности». Термины. Политика, экономика.
Тема: «Древняя Русь до раздробленности».
Термины. Политика, экономика.
- Варяги – наемные скандинавские воины.
- Вассальные отношения – отношения между князем и дружиной, когда дружина не была слугами князя.
- Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веках и Русского государства в 15-16 веках.
- Вира – древнерусская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения, то есть вира – это штраф. Также вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления. Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого
- Витязь (богатырь) – наиболее отважный и доблестный воин на Руси.
- Военная демократия – политический строй, при котором значительная политическая и экономическая власть принадлежала князю и его дружине, в то же время общие вопросы решались сообща — на вече.
- Вотчина – вид феодальной земельной собственности, передающейся по наследству.
- Вервь – название общины в Древней Руси.
- Вече – народное собрание на Руси.
- Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ, регулируются взаимоотношения с другими народами и государствами.
Государство – это политическая структура общества, имеющая следующие основные признаки:
- наличие территории, первоначально с естественными границами,
- наличие аппарата управления,
- наличие налоговой системы,
- наличие основ права,
- наличие аппарата принуждения (вооружённых отрядов, обеспечивающих защиту границ и следящих за порядком внутри государства).
- Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
- Детинец – кремль.
- Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.
- Династия Рюриковичей – первая правящая династия на Руси (с 862 до 1598 г. до царя Федора).
- Дружина – княжеское войско, слой профессиональных военных, подчинявшихся князю, состояла из отроков – младшей дружины, мужей – старшей дружины).
Дружинники участвовали в управлении княжеством и личным хозяйством князя и представляли постоянную военную силу на Руси IX-XIV вв.
Именно дружина составляла войско князя, она же становилась во главе воев – народных ополчений, создаваемых в минуты особой опасности.
— Старшая дружина – бояре, дума, совет князя, воеводы, то есть избранный князем круг приближённых.
— Младшая дружина – гриди (телохранители князя, слово – из древнескандинавского языка, в котором обозначает «телохранитель»), отроки (детские, пасынки) — низший разряд дружины
- Дым – единица налогообложения, земля, обрабатываемая крестьянским двором.
- Княжества – самостоятельные и вассальные государства, возникшие у славян в 8 веке. Входили в состав Древнерусского государства, дробились на уделы, во главе княжества – свой князь. В конце 15- начале 16 века княжества вошли в состав Русского централизованного государства.
- Импорт – ввоз товаров. Русь импортировала дорогие ткани, оружие, церковную утварь, украшения, драгоценные камни, пряности.
- Кабала – в Древней Руси тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом.
- Колонизация – мирное освоение, заселение пустующих земель.
- Купцы – люди, главным занятием которых являлась торговля. Гости – купцы, занимавшиеся международной торговлей.
- Княжения – территории, признающие власть того или иного князя.
- Круговая порука – ответственность членов общины друг за друга (при сборе налогов, выплате штрафов).
- Лествичная система передачи власти – старшему по роду, а не от отца к сыну (от слова «лестница»).
- Народное ополчение – военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий. .
- Норманны («северные люди») – первоначальное название обитателей Скандинавии, особенно Норвегии, затем название морских разбойников, опустошавших в IX–XI вв. береговые страны Европы, известных также под именем викинги (воины).
- Оборонительный рубеж – полоса (участок) местности, занятая или подготовленная в инженерном отношении к занятию войсками для ведения оборонительных действий.
- Общество – люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
- Ополчение — племенное военное ополчение (из свободных общинников – воев, отсюда – войско, воинство).
- Патриархальный строй — во главе рода — отец, то есть патриарх.
- Первобытно-общинный строй – первая ступень развития человечества, доклассовое общество с коллективным трудом и потреблением, общей собственностью, равенством, примитивными орудиями труда, почти полной зависимостью от природы. Стадии: первобытное стадо, материнский (матриархат) или отцовский (патриархат) род, создание племён — переход от родовой общины к соседской.
- Переложная система земледелия – примитивная система земледелия; после снятия нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.
- Печенеги – степные кочевники, в начале IX века прорвались через Волгу сквозь хазарские поселения и обосновались на широких степных просторах Причерноморья.
- Племенные союзы – это союзы нескольких племён (племена – это объединение нескольких родов, во главе- племенной совет, вождь), этап формирования государственности. Объединение в союзы было связано с необходимостью совместной защиты от кочевников, а также ведения торговых отношений. Во главе племенного союза стоял князь.
- Подсечно-огневое земледелие – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
- Погосты – места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.
- Политика – искусство управлять государством.
- Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
- Правда Ярослава (Русская Правда) – первый письменный свод (сборник) законов, созданный Ярославом Мудрым.
- Путь «из варяг в греки» – название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.
- Раннефеодальная монархия – государство переходного типа от первобытно-общинного строя к феодальному. Характерна для восточных славян, миновавших в своём развитии эпоху рабовладельческого общества. В 8-11 веках в княжествах на Руси проходил процесс формирования феодальных отношений (появление феодов- земельных владений), но сохранялись элементы первобытно-общинного строя – вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и др.).
- Реформа – важное изменение в жизни людей, проводимое князем.
- Родовая община – общность кровных родственников, совместно ведущих хозяйство, имеющих общую собственность.
— кровное родство;
— совместный коллективный труд;
— коллективное потребление всего произведённого родом;
— совместное пользование землёй, совместное ведение хозяйства;
— запрет на женитьбу между родственниками;
— во главе семьи стоит отец – патриарх;
— решение вопросов внутри семьи.
- Родоплеменная знать – князь , воеводы, старейшины, дружина.
- Русы – в источниках VIII–X вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
- Самобытный – своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.
- Слобода – городская окраина, где обитал ремесленный люд.
- Соседская община (с середины 1 тысячелетия) – общность, представляющая собой несколько родов (семей), каждый из которых вел личное хозяйство, однако угодья, земля у семей общие.
— состоит из нескольких семей, члены соседской общины не являлись кровными родственниками;
— совместный коллективный труд вёлся лишь частично, там, где необходимы общие усилия, например, расчистка земли от лесов;
— потребление произведенного продукта отдельными родами, семьями;
— каждая семья ведёт своё хозяйство, земля перераспределяется между членами общины;
— разрешение женитьбы между членами разных семей.;
— во главе – старейшина, затем князь;
— решение общих вопросов на вече — народном собрании.
- Удельные земли (удел) – доля члена княжеского рода в родовом владении; в 12-16 вв. – составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи – удельное княжество.
- Уроки – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
- Усобицы – княжеские раздоры на Руси.
- Феодал – владелец земли (феода). Земля – «феод»- принадлежала верхушке общества, её знати. Крестьяне не владели землёй, были лишь её «держателями».
- Феодализм – ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Восточные славяне миновали рабовладельческий строй. Признаки феодализма: земля и власть принадлежат феодалам – крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству; крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, но несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.
- Феодальная рента – это барщина (отработка на земле феодала) или оброк (денежная форма).
- Феодальные владения – присвоенные князем общинные земли или объявленные своей собственностью свободные земли.
- Финноугорские племена – жители лесного севера от Балтийского моря до Уральских гор (чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и др.
- Хакан (каган) – титул правителя тюркского государства, «хан ханов».
- Экспорт – вывоз товаров для торговли. Русь экспортировала воск, пушнину, лён, кожу, кольчуги, замкИ, изделия из кости, челядь.
Теории образования государства у восточных славян.
Вывод: в каждой теории есть достоинства и недостатки. Полностью понять, как возникало государство у восточных славян, очень сложно, так как почти нет письменных источников. Современны учёные полагают, что в образовании государства принимали участие не только восточные славяне, но и другие народы. Иноземные князья действительно были приглашены в качестве примеряющей силы, но признаки государства возникли в результате внутреннего развития. Данная теория называется (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и многие современные историки).
Вернутьсяк списку термины по темам