Вариант 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) начало деятельности Английского парламента;
2) созыв первой Государственной думы в России;
3) избрание на царство Бориса Годунова.
Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к реформам 60–70-х гг. X IX в.
1) Уложение о службе; 2) мировой судья; 3) присяжный заседатель; 4) мировой посредник; 5) земский начальник; 6) временнообязанные крестьяне.
Найдите и запишите терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Напишите пропущенное слово.
«Первая российская марксистская организация, созданная в 1883 г. в Женеве по инициативе бывших народников, получила название «______________».
Ответ: Освобождение труда.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
1) описываемые в документе события происходили в 1905 г.;
2) упоминаемый в отрывке военачальник был участником Отечественной войны 1812 г.;
3) в отрывке упоминается император Николай I;
4) события, о которых идет речь в отрывке, происходили в Москве;
5) следствием описываемых в отрывке событий стала отмена крепостного права;
6) современниками описываемых в отрывке событий были С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Что из перечисленного относиться к внутренней политике императора Александра I? Выберите три ответа.
1) учреждение министерств;
2) введение бумажных ассигнаций;
3) создание военных поселений;
4) публикация «Свода законов Российской империи»;
5) издание указа о трехдневной барщине;
6) ликвидация крепостного права в Прибалтике.
Прочтите отрывок из Директивы ВЦИК и напишите фамилию руководителя страны в период его издания.
«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом».
Ответ: В. И. Ленин (Ульянов).
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Варфоломеевская ночь;
2) поход хана Тохтамыша на Москву;
3) кодификация законов Российской империи.
«Мирный договор, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников, называется ______________ миром».
Кто из перечисленных исторических деятелей были представителями народничества?
1) А. Н. Радищев;
2) М. М. Сперанский;
3) П. Н. Ткачёв;
4) П. И. Пестель;
5) П. Л. Лавров;
6) М. А. Бакунин.
Ответ: 3, 5, 6.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного предложения.
А) Следствием военных действий, развернувшихся на Дальнем Востоке в августе 1945 г., стало вхождение в состав СССР ________;
Б) Танк Т-34, признанный лучшим танком Второй мировой войны, накануне нападения Германии на СССР создал __________;
В) ___________ наступательная операция советских войск получила кодовое название «Уран».
1) северная часть Корейского полуострова;
2) Ф. В. Токарев;
5) Южная часть острова Сахалин;
6) М. И. Кошкин.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского журналиста:
Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалась совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всем этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. « Вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернется домой и начнет сравнивать?
из чувства самосохранения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держалась в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо ее спасать».
Укажите десятилетие, о котором идет речь во втором и третьем абзацах данного отрывка. О каком восстании упоминает автор? Укажите год, когда оно произошло.
Ответ: 1940-е гг., восстание декабристов на Сенатской площади, 1825 г.
Почему, с точки зрения автора воспоминаний, в описанный период возникла угроза политической системе, существовавшей в СССР? Укажите две причины. Когда, по мнению автора, в истории нашей страны была похожая ситуация?
1) причины – пройдя по территории стран Европы, советские воины могли убедиться в лживости советской пропаганды и в том, что в этих странах уровень жизни выше, чем в СССР; на войне многие освободились от комплекса неполноценности, от рефлекса ждать указаний сверху, что привело к избавлению от страха, на котором держалась система;
2) Ответ на вопрос: аналогичная ситуация произошла после Отечественной войны 1812 г.
Опираясь на знания курса истории, укажите, что было предпринято руководством страны для «спасения системы». Назовите любые три меры.
Ответ: могут быть названы: началась борьба с «космополитизмом», проявившаяся в критике всего инославного и превозношение русского; разжигалась подозрительность к тем, кто оказался на оккупированных гитлеровцами территориях; были сосланы в лагеря тысячи советских солдат, побывавших в немецком плену; были сфабрикованы новые громкие «дела» (ленинградское дело, дело врачей – отравителей и др.); ужесточилась цензура, возобновились гонения не деятелей культуры.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать много полезного для страны, ее правление было очень успешным».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Ответ: правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— Елена Глинская провела денежную реформу, в результате которой была создана устойчивая система денежного обращения в стране;
— при Елене Глинской была начата губная реформа: на местах вводились губные старосты – выборные из среды служилых людей. В функции губных старост входило право самостоятельного судопроизводства по разбойным делам;
— внешняя политика Елены Глинской была относительно успешной: война с Литвой, по итогам которой Великому княжеству Литовскому не удалось вернуть смоленские земли, заключение договора со Швецией о свободной торговле и благожелательном нейтралитете;
— были восстановлены города Устюг и Ярославль;
2) в опровержение, например:
— были арестованы и погублены в тюрьме дядья сына Елены Глинской Ивана — Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий (младшие братья Василия III). Эти расправы привели к недовольству боярства, плохо отразились на воспитании будущего царя – Ивана Грозного;
— по мнению некоторых историков, именно Елене Глинской принадлежит пальма первенства в деле приобщения к власти фаворитов, что всегда связано с возникновением нежелательных явлений в управлении государством. Главным боярином в Думе при Елене Глинской был молодой князь Иван Фёдорович Телепнев-Оболенский, его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать все, что он находил нужным для государства;
— Елена Глинская не смогла обеспечить политическую устойчивость в государстве: после ее смерти начинается разорительный для страны период боярского правления.
Могут быть приведены другие аргументы.
4 апреля 1866 г. император Александр садился в коляску после прогулки в Летнем саду, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту оказавшийся рядом крестьянин, уроженец Костромской губернии Осип Комисаров ударил убийцу по руке, и пуля пролетела мимо. Весть о поступке Осипа Комисарова сразу же разлетелась по стране, он сравнивался с подвигом знаменитого земляка О. Комиссарова – Ивана Сусанина. Осип Комиссаров был возведен в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.
Назовите человека, стрелявшего в императора. Как по мнению покушавшегося, его поступок должен был повлиять на общественно-политическую обстановку в стране? В чем современники видели сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина?
Ответ: в ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Человек, стрелявший в императора, – Д. В. Каракозов;
2) Влияние поступка на общественно-политическую обстановку в стране – убийство императора должно было спровоцировать крестьянскую революцию;
3) Сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина – они оба спасли царей.
Вариант 2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) принятие Великой хартии вольностей;
2) призвание варягов на Русь;
3) Разорение Киева монголами.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ниже приведен перечень терминов и имен собственных. Все они, за исключением , связаны с периодом правления Николая II.
1) декабристы; 2) славянофилы; 3) ишутинцы; 4) октябристы; 5) «мрачное семилетие»; 6) «рыцарь самодержавия».
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Запишите термин, о котором идет речь.
Кружок молодых друзей Александра, существовавший в первые годы его царствования, в современной историографии принято называть_____________.
Ответ: негласный комитет
Какие из перечисленных фактов были характерны для российского парламентаризма 1906 – 1917 гг.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) председателями III и IV Государственной думы были представители партии «Союз 17 октября»;
2) партия конституционных демократов занимала либеральные позиции;
3) I и II Государственные думы были менее радикальны, чем последующие;
4) во время деятельности IV Государственной думы оппозицию правительству представлял «Прогрессивный блок»;
5) деятельность Государственной думы всех созывов одобрялась и поддерживалась императором и правительством социал-демократы никогда не входили в состав депутатов Государственной думы.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
1) во время произошедших событий («спора славян») французская армия не сражалась против России;
2) «волнения», о которых пишет поэт, — это первое в истории обострение «спора славян»;
3) одним из активных участников событий был И. Ф. Паскевич;
4) все образованное русское общество поддержало позицию А. С. Пушкина в отношении произошедших событий;
5) А. С. Пушкин пишет о том, что произошедшие события носили характер, знакомый и понятный европейцам;
6) один из участников произошедших «волнений» был российским министром иностранных дел в начале XIX в.
Что из перечисленного не относится к реформам П. А. Столыпина? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разрешение выхода крестьян из общины;
2) учреждение института мировых посредников;
3) преобразование оброчной подати в выкупные платежи;
4) ликвидация волостного суда для крестьян;
5) отмена практики приравнивания придворных званий к гражданским;
6) строительство сельских школ.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) _______ При содействии западных государств на Карельском перешейке финнами была создана мощная система долговременных укреплений _________________ протяженностью 135 км, глубиной до 90 км.
Б) В _________________ за 10 дней на Керченском полуострове был разгромлен Крымский фронт.
В) Трижды Герой Советского Союза ___________, сбивший 59 вражеских самолетов, выступил новатором тактики воздушного боя: «высота — скорость — маневр — огонь».
1) линия Маннергейма;
2) май 1942 г.;
3) линия Керзона;
4) июль 1943 г.;
5) Г. А. Речкалов;
6) А. П. Покрышкин.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Что из перечисленного относится к преобразованиям третьеиюньской монархии? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) утверждение аграрного законодательства;
2) создание при Петроградском Совете Военно-революционного комитета;
3) конфискация помещичьих и церковных земель;
4) принятие рабочего законодательства;
5) национализация высококультурных хозяйств;
6) ограничение автономии Финляндии.
Из материалов X съезда РКП (Б)
Из речи Сталина. Поскольку пролетарская революция на место империалистского многонационального государства ставит свободную федерацию национальных Советских республик, советский строй обеспечивает трудящимся ранее угнетенных национальностей постепенное и безболезненное развитие к коммунизму и дает им возможность в своей борьбе против пережитков национального гнета и неравенства, и собственных эксплуататорских верхов опереться на революционный опыт и организованную силу пролетариата.
По военному вопросу. Для усиления пролетарского состава армии и обеспечения в ней устойчивого настроения необходимо: а) отпустить как можно скорее из армии старшие возрасты, уже намеченные к увольнению; б) совершенно прекратить извлечение из армии рабочих тех возрастных категорий, которые не уволены в целом в бессрочный отпуск; в) перевести в армию с труда рабочих младших возрастов, заменив их мобилизованными по трудповинности; г) применить в промышленных районах переходную к милиции форму, сочетав для рабочих участие в производстве с участием в милиционных войсках».
Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в документе. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
Ответ: правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие – 1920-е гг.;
2) руководитель страны – В. И. Ленин;
3) название периода – «военный коммунизм».
Какие направления внутренней политики РКП(б) и государства названы в документе? Укажите любые три направления.
Ответ: могут быть указаны следующие направления:
1) переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике;
2) ликвидация государственной, хозяйственной и культурной отсталости народов;
3) укрепление Красной Армии и флота, обеспечение обороноспособности страны.
Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
1) итог, например:
– ликвидация НЭПа;
2) причины, например:
– установка большевиков на временный характер НЭПа;
– внутриполитическая борьба и победа сторонников свертывания НЭПа;
– решение о модернизации промышленности за счет изъятия средств из сельского хозяйства.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Продажа Россией Аляски американцам 18 октября 1867 г. было государственным преступлением».
Ответ: правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
– отказ от прибыльных колоний на Американском материке;
– отказ от стратегически важных колоний на Американском материке;
– далекий и труднодоступный регион для колонизации и освоения со стороны Российского государства;
– невозможность удержать эти земли;
– российское правительство исходило из общеполитических соображений, стремясь устранить очаги возможных противоречий между Россией и Америкой в будущем.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1505–1533 гг.; 2) 1730–1740 гг.; 3) 1991–1999 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е !
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Вариант 3
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события.
1) начало Реформации в Германии;
2) правление Семибоярщины;
3) учреждение министерств в России.
Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, появились в эпоху правления Петра.
1) дворянское собрание; 2) коллегия; 3) губерния; 4) подушная подать; 5) мировой суд; 6) генерал-прокурор.
Найдите и запишите терминов, относящихся к другому историческому периоду.
В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Какие из перечисленных городов вошли в состав Российской империи в XVIII в.? Выберите три названия городов и запишите цифры, под которыми они указа-ны.
1) Гельсингфорс (Хельсинки)
4) Ревель (Таллин)
6) Вильно (Вильнюс)
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В октябре 1941 г. командующим _____________ фронтом был назначен Г. К. Жуков.
Б) Созданный в 1942 г. Центральный штаб партизанского движения возглавил _____________
В) В 1945 г. от фашистов был освобождён город _____________
4) П. К. Пономаренко
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите пропущенную в тексте фамилию государственного деятеля.
1) В отрывке идёт речь о М. Т. Лорис-Меликове.
2) Император, упоминаемый в отрывке, освободил от крепостной зависимости крестьян в Прибалтике.
3) В отрывке упоминается деятельность организации «Народная воля».
4) В тексте неоднократно пропущено имя А. А. Аракчеева.
5) В отрывке идёт речь об императоре Николае I.
6) Приближённый императора, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, занимал пост министра народного просвещения.
Ответ: 1324; 1342; 3124; 3142
Какие из перечисленных событий относятся к XV в.? Выберите три события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) начало княжения Дмитрия Шемяки в Москве
2) установление единого срока крестьянского перехода в Юрьев день
3) созыв первого Земского собора
4) учреждение патриаршества в России
5) утверждение двуглавого орла в качестве государственного символа России
6) пресечение династии Рюриковичей
Прочтите отрывок из исторического источника.
«Больно подумать, что светлые торжества коронования омрачились вчерашним ужасным несчастием: более 1000 человек погибло утром перед народным праздником. Ещё больнее, что нет единодушия во взглядах на это несчастие: казалось бы, генерал-губернатор (великий князь Сергей Александрович) должен явиться главным ответчиком и, поражённый скорбью, не утаивать или замалчивать происшествие, а представить его во всём ужасе. Между тем это не совсем так.
Вчера вечером государь узнал, что погибло 300 человек, истинное число пострадавших еще не было Ему известно, вышел к обеду заплаканный и глубоко расстроенный.
Государь не хотел было ехать на французский бал, но его убедили показаться там хотя бы на один час, и что же: на балу Владимир, Алексей и сам Сергей упросили государя остаться ужинать, т. е. отъезд с бала показался бы «сентиментальностью». И государь уехал с бала после ужина, в 2 часа. Казалось бы, узнав о несчастий, Сергей должен бы был сейчас же поехать на место происшествия, этого не было.
Сегодня Их Величество посетили в больнице раненых. За обедней во дворцовой церкви Рождества Пр. Богородицы по приказанию государя поминали «вернопомазанных Царевых, нечаянно живот свой положивших». Царь отпускает по 1000 рублей семьям пострадавших».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Описываемые в отрывке события произошли во второй половине XIX в.
2) Описываемые в отрывке события произошли в Санкт-Петербурге.
3) Автор пишет о событиях, связанных с коронацией Александра III.
4) Автор считает виновником случившегося генерала-губернатора и осуждает его поведение.
5) Император, о коронации которого идёт речь в отрывке, правил более двадцати лет.
«Третья Дума была выбрана по-новому более узкому избирательному закону, при значительном официальном нажиме на избирателя и была совершенно иная, чем её предшественницы. Оппозиция потеряла своё господствующее положение, насчитывала только 90 депутатов, считая и кадетов, и Трудовую группу. Правых групп было несколько, но ни у одной не было большинства. Многочисленнее всех была партия _________ . У них было 154 места. Лидером их был А. И. Гучков. На поддержку этих умеренных конституционалистов всегда мог рассчитывать премьер ________ .
Парламентская работа постоянно вносила трезвость. Проведение бюджета и рассмотрение ряда законопроектов, которые правительство и Дума начали вносить, потребовали образования комиссий. Там начались встречи, сотрудничество народных представителей и чиновников.
В первых Думах они и близко друг к другу не подходили, и это придавало русскому народному представительству уродливый характер. В Третьей Думе выработались навыки к сотрудничеству, которые окрепли в Четвёртой Думе. Без этого, к несчастью очень недолгого, сближения между властью и народным представительством России в 1914-1917 гг. было бы ещё труднее отбиваться от немцев. Первые две Думы не дожили до рассмотрения бюджета. Весной 1908 г., впервые за всю историю России, гласно обсуждался государственный бюджет. Уже одно это придало Третьей Думе деловую значительность, которой не было у её двух мятежных предшественниц.
Рассмотрение бюджета имело огромное воспитательное и отрезвляющее значение. Оно вскрыло могучий размах народной жизни, указывало подробности, из которых она складывалась, призывало к осмотрительности, будило сознание ответственности за колоссальную государственную машину, часть которой составляло и народное представительство.
Это отрезвляло. Постепенно Государственная дума перевоспитывала бюрократию, оппозицию, общественное мнение, всю страну, весь народ. Думские прения были предохранительным клапаном. Зачем устраивать баррикады, зачем бросать бомбы, если борьбу передоверили народному представительству. Социалисты были правы, когда говорили, что Государственная дума ослабит революционный фронт. За 11 лет своего существования Дума, помимо ряда важных законодательных мер, самим фактом своего существования оказала огромное влияние на развитие хозяйственных и духовных сил России, на более разумное понимание как правительством, так и оппозицией её насущных потребностей. Бюджетные прения невольно вели к реалистической политике».
Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в первом абзаце отрывка. Укажите название партии, пропущенное в первом абзаце отрывка. Назовите фамилию премьера, пропущенную в отрывке.
Ответ: год – 1907, партия – октябристы, «Союз 17 октября», премьер – П. А. Столыпин
Что, по мнению автора, придало Третьей Думе «деловую значительность» в сравнении с её двумя «мятежными предшественницами»? Как оценивает автор значение думской деятельности для развития общественной жизни Российской империи? Укажите любые два положения.
Ответ: 1) ответ на первый вопрос, например:
— «деловую значительность Третьей Думы придало то, что впервые за всю историю России в ней гласно обсуждался государственный бюджет;
2) могут быть указаны следующие положения:
— дума перевоспитала бюрократию, оппозицию, общественное мнение, всю страну, весь народ;
— дума ослабила революционный фронт;
— способствовала более разумному пониманию как правительством, так и оппозицией насущных потребностей России
Укажите любые три мероприятия, проведённые премьером, имя которого пропущено в первом абзаце отрывка.
Ответ: могут быть указаны следующие мероприятия:
1) проведение аграрной реформы
2) введение военно-полевых судов
3) учреждение земств в западных губерниях
4) изменение порядка выборов в Государственную думу
В период правления Михаила Фёдоровича Романова «на Руси установилось двоевластие царя и патриарха». Назовите любые две причины, которые способствовали складыванию данной ситуации. Как эволюционировали отношения государства и церкви в России в период правления царя Алексея Михайловича? Приведите любое одно положение.
Ответ: 1) могут быть указаны причины:
— молодой и неопытный Михаил Романов не мог самостоятельно управлять страной
— патриарх Филарет обладал большим политическим опытом, что позволило ему сосредоточить в своих руках власть
— церковь традиционно оказывала большое влияние на жизнь страны.
2) может быть приведено положение:
— Соборное уложение ввело запрет на приобретение земельной собственности для монастырей и церковных иерархов
— Соборное уложение ввело запрет на приобретение земель «на помин души», вклад мог быть сделан только в денежной форме
— поражение патриарха Никона в его конфликте с царем означало победу светской власти над церковной
«В эпоху застоя СССР пережил системный кризис, охвативший различные сферы жизни общества».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ: 1) в подтверждение, например:
— отказ от экономических методов управления привёл к разбуханию бюрократического аппарата, на 6-7 работников приходился один руководитель;
— низкая ротация кадров высшего руководства ведёт к геронтократии и невозможности для многих руководителей из-за слабого здоровья полноценно выполнять свои функции;
— в высших эшелонах власти увеличивается количество случаев злоупотребления служебным положением и коррупции;
— быстрыми темпами растёт «теневая экономика»;
— уравниловка в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда привела к падению престижа интеллектуальных профессий
— проведение «косыгинской реформы» обеспечило значительный экономический рост;
— в период руководства страной Ю. В. Андропова начинается омоложение Политбюро и Секретариата ЦК КПСС;
— за период 1966-1975 гг. был создан экономический потенциал, аналогичный созданно-му за предыдущие 50 лет;
— в 1960-1970-е гг. более чем в два раза выросли реальные доходы населения страны. Могут быть приведены другие аргументы
Все сбывается, стоит только расхотеть