история литературоведения тесты

история литературоведения тесты Тест по истории

1. Какое из перечисленных понятий НЕ относится к элементам сюжета ?

г) инверсия +

2. Что такое метафора ?

а) слово или выражение, употребленное в переносном значении +

б) изобразительное средства языка, основанное на преуменьшении предмета или его свойств

в) замена понятия описательным оборотом

3. Тавтология — это :

а) описательный оборот,меняющий оценку предмета

б)выразительное средство языка ;повторение однокоренных слов +

в)противопоставление резко контрастных понятий

4. Дайте определение сюжета.

а) это предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действия.

б)система, порядок развития событий в произведении +

в) последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве

5. Экспозиция — это :

а) элемент сюжета : обстановка, обстоятельства , положения действующих лиц, в которых они находятся до начала действия в произведении +

б) пословица или цитата, помещаемое автором перед произведением

в) элемент сюжета, описывающий события , происшедшие после окончания действия в произведении

6. Прочитайте стихотворение. Определите где используется прием лексической анафоры.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

а) лес проснулся

б) повтор глагола рассказать +

в) в данном стихотворении не используется эта фигура

7. Что такое коллизия ?

а) построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей

б) элемент сюжета, момент возникновения конфликта, изображенного в произведении

в) столкновение противоположных взглядов и интересов героев произведения +

8. Определение какого литературоведческого термина приведено ниже :» предмет изображения в произведении, его материал,указывающий место и время действия «.

в) тема +

9. Что такое «белый стих» ?

а) стих без рифмы +

б) жанр литературы

в) разновидность любовной лирики

10. Как называется созвучие , в котором ударение падает на второй слог от конца стиха ? Пример :

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

а) мужская рифма

б) женская рифма +

в) закрытая рифма

11. Что является характерной приметой онегинской строфы ?

а) употребление четырехстопного ямба +

б) употребление пятистопного ямба

в) употребление хорея

12. Хорей — это :

а) двусложный размер стиха +

б) трехсложный рамер стиха

в) шестистрочная строфа с тройным созвучием

13. Как называются образы, художественное значение которых вышло за рамки конкретного литературного произведения и соответствующей им исторической эпохи ?

а) типичные образы

б) вечные образы +

в) литературные образы

14. Как называется лиро-эпическое стихотворение с историческим или героическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастического/мистического элемента ?

б) баллада +

15. К какому литературному роду принадлежит комедия ?

б) драма +

16. Как в драматическом произведении называются авторские пояснения ?

в) ремарка +

17. Отметьте все художественно изобразительные средства языка :

а) аллитерация +

б) градация +

в) гротеск +

18. Что такое стопа ?

а) повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных +

б) группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией

в) строка в стихотворении

19. Какое изобразительное средство чаще всего используется в баснях , например, когда под лисой подразумевается хитрость, осел выступает образом глупости ?

в) аллегория +

20. Как называется эпитет , употребленный в значении , противоположном определяемым словам , например : «живой труп», грустная радость» ?

а) оксюморон +

21. Сколько существует родов литературы ?

а) три +

22. К какому жанру относится произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»?

а) исторический роман

б) роман -эпопея +

23. В чем заключается принцип трех единств ?

а) нет такого принципа

б) единство действия ,времени и места +

в) единство времени , места и содержания

24.Какой элемент сюжета дает представление о возможных путях решения проблемы в произведении ?

б) развитие действия +

25. Как называются слова, употребляемые в переносном значении ?

а) тропы +

26. Как называется взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов, составляющих литературное произведение ?

в) архитектоника +

27. Главная мысль произведения, которая неоднократно повторяется и подчеркивается , называется :

а) лейтмотив +

28. Тонкая скрытая насмешка -это :

б) ирония +

29. Объективное повествование о событиях представлено в таком литературном роде как :

б) эпос +

30. Пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная к окружающим — это :

б) монолог +

Программа дисциплины

Курс знакомит студентов с базовыми категориями и концептуальным аппаратом современного литературоведения и учит их применять этот аппарат при прочтении литературных произведений. Лекционная часть ориентирована на общие тематические проблемные блоки современной науки о литературы. Семинарские занятия предлагают работу с конкретными теоретическими понятиями.

Цель освоения дисциплины

A) литература B) поэзия

8. (в4-225-2) Какое из перечисленных слов
является однозначным? *
A) литература B) поэзия
C) рассказ О) проза
E) литературоведение

Контрольно-измерительные материалы Тест

ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО
ОТВЕТА:

1. ПРЕДМЕТОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

1) вся художественная словесность мира
– письменная и устная

2) только художественная литература

2. ТЕСНЕЕ ВСЕГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ СВЯЗАНО
С

3. СООТНОШЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И
ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

1) литературоведение включает в себя
литературную критику

2) одно и то же

3) разные научные дисциплины

4. ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПРОЯВЛЯЕТСЯ

1) в анализе художественных произведений,
созданных на исторические темы

2) в понимании конкретно-исторических
закономерностей развития литературы
в определенную историческую эпоху

Состав литературоведения дисциплины

1) Основные дисциплины литературоведения
А) Библиография

2) Вспомогательные дисциплины
Б) Теория литературы

В) Литературная критика

Е) История литературы ж) Историография

ОТВЕТЫ: 1 Б, В, Е; 2А, Г, Д, Ж.

6. ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ИСКУССТВА, –
ЭТО

1) логически-абстрактный тип мышления

2) художественный вымысел

3) художественная образность

4) творческая типизация

5) творческое пересоздание действительности

6) научная достоверность, отсутствие
вымысла

7. СПЕЦИФИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ, КОТОРЫМ
ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСОБЫЙ ВИД
ИСКУССТВА, ЯВЛЯЕТСЯ слово .

8. ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ, НАЗЫВАВШИЕ
ИСКУССТВО «ПОДРАЖАНИЕМ ПРИРОДЕ»,
РАЗУМЕЛИ ПОД «ПРИРОДОЙ»

1) Всю реальную жизнь и естественную, и общественную, которая всецело состоит из отдельных явлений

2) местные условия, в которых творил
поэт

3) социальные условия жизни писателей

4) умение человека наслаждаться красотой
пейзажа

9.
АРИСТОТЕЛЬ, РАССУЖДАЯ О «ПОДРАЖАНИИ»,
ГОВОРИТ

1) о средствах, предметах и способах
художественного отражения действительности

2) о различии видов искусства

3) о жанровом своеобразии трагедии

4) об индивидуальности отдельных поэтов

10.
ЗАДАЧА ПОЭТА (ПО АРИСТОТЕЛЮ) – ГОВОРИТЬ
НЕ О ТОМ, ЧТО БЫЛО, А О ТОМ, ЧТО
должно
было случиться
.

11. «ОН – ВЛАСТЕЛИН ЕЕ, ОНА – ЕГО РАБА».
ПИШЕТ Н. БУАЛО

1) о смысле и рифме

2) о художнике и поэте

3) о голосе разума и музе

4) о рассудке и гармонии

12. В ТРАКТАТЕ «ЛАОКООН,
ИЛИ О ГРАНИЦАХ ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ» ЛЕССИНГ
РАССУЖДАЕТ

1) о родах и жанрах литературы

2) о специфике временных и пространственных
искусств

3) о литературных направлениях

13. ПРЕДМЕТОМ «ВРЕМЕННЫХ» ИСКУССТВ
ЯВЛЯЕТСЯ

1) тело в пространстве

2) действие, психологические процессы

14. ТИПЫ ИСКУССТВ ВИДЫ ИСКУССТВА

1) Пространственные
А) Музыка

2) Временные
Б) Архитектура

ОТВЕТЫ: 1 Б, В, Д; 2А, Г.

15. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — ЭТО

1) логическая форма
воспроизведения жизни

2) конкретно-чувственная
форма воспроизведения жизни

3) обобщенная и в то
же время конкретная картина жизни

4) картина жизни,
имеющая эстетическое значение

ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР
ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:

16. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — ЭТО

1) расчленение художественной целостности
на два самостоятельно существующих
начала

2) особое диалектическое единство, когда
содержание требует обязательного
оформления, а форма всегда содержательна

17.
ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ –
ЭТО

1) только словесная «одежда» художественного
произведения

2) все, что воплощает в себе содержание

3) только сюжетно-композиционный строй
произведения

18. СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
– ЭТО

1) то, о чем говорится
в произведении, сущность произведения,
основной его смысл, изображение
действительности с позиции автора

2) творческий замысел автора

3) его сюжетика

1) объект внимания художника

2) жизненные явления, вошедшие в
произведения

3) вымысел автора

20. ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) вопрос, поставленный на материальные
темы

2) ответ на вопрос художественного
произведения

21. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) творческий замысел автора

2) обобщающая, образная
мысль, лежащая в основе произведения,
авторское отношение к изображаемому

22. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ВЫРАЖЕННАЯ В
ПРОИЗВЕДЕНИИ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАУЧНОЙ
ТЕМ, ЧТО ОНА СВЯЗАНА С ЧУВСТВОМ, СТРАСТЬЮ
И ЯВЛЯЕТСЯ пафосом .

23. ПАФОС, СВЯЗАННЫЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БОРЬБЫ
ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЕ, НАДЛИЧНОСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ,
ИМЕНУЕТСЯ __героическим .

24. ПАФОС ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, УМИЛЕННОСТИ
В ИЗОБРАЖЕНИИ ЖИЗНИ ЧАСТНОГО ЧЕЛОВЕКА
ИМЕНУЕТСЯ сентиментальным .

25. ТИП ПАФОСА ОПЕРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ
ПАФОСА

1) Трагический А) Пафос острых
общественных и личных

2) Драматический
столкновений и возможность их

Б)
Постановка исторически назревших

проблем и невозможность их разрешения

В) Пафос
неразрешимых противоречий в

общем состоянии мира, миропорядка

Г) Пафос
острых противоречий, связанных с

ростом и совершенствованием личности

ОТВЕТЫ: 1 Б, В ; 2А, Г .

26. САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС СВОЙСТВЕНЕН ТЕМ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМ, В КОТОРЫХ

Сможете писать профессиональные рецензии на прочитанные произведения и повысить интерес к своим постам.

Мечтаете связать жизнь с литературой

Получите знания, необходимые литературоведу, закрепите их на практике и защитите дипломную работу.

Работаете в творческой среде

Узнаете, как строить сюжет, применять стилистические приемы и совершенствовать свои навыки письма.

история литературоведения тесты

Освоить азы литературоведения и начать карьеру в новой сфере

Научиться писать критические рецензии, аналитические статьи и эссе под руководством эксперта

Рассмотреть приемы культовых авторов, чтобы использовать их в своих работах

Исследовать историю и теорию русской и зарубежной литературы для глубокого анализа произведений

Понять, как организовать свой книжный клуб, найти площадку для публикаций и первых читателей

Получить диплом, который подтвердит вашу квалификацию в области литературы

Начните учиться в удобное для вас время

Проходите курс в своем темпе

Смотрите лекции по дороге на работу или за обедом

Помощь с первыми клиентами

Постройте карьеру в сфере литературы

Там вы найдете все лекции, конспекты, дополнительные материалы и тесты.

Доступ к личному кабинету

Разбирайте узкие темы по литературе вместе с лектором и студентами на онлайн-семинарах.

Проведите сравнительный литературоведческий анализ при поддержке куратора.

Выполните практические задания, сдайте дипломную работу и финальный экзамен.

Прокачивайте навыки: пишите эссе и рецензии и получайте обратную связь от эксперта.

Обсуждайте книги с другими студентами и задавайте вопросы куратору — опытному литературоведу.

Получите базовые знания по литературоведению и научитесь анализировать поэтические тексты.

Разберете особенности ключевых произведений античности и рассмотрите творчество Гомера, Софокла, Горация и других авторов.

Зарубежная литература до XX века

Изучите, как развивалась литература после античности, и поймете, как строится классическое произведение и создается герой.

Зарубежная литература XX века

Узнаете основные черты направлений в литературе XX века и ключевых авторов эпохи. Научитесь анализировать прозаический текст.

Русская литература до XX века

Проследите путь трансформации русской литературы: от былин и сказаний до произведений, ставших классикой.

Русская литература XX века

Исследуете стадии развития русской литературы XX века и влияние писателей на творчество друг друга. Научитесь анализировать прозу.

Модуль находится в разработке. Дата релиза: октябрь 2022 года

Рассмотрите произведения современных авторов и выделите явления, характерные для XXI века.

Модуль находится в разработке. Дата релиза: декабрь 2022 года

Сообщество, где вы почувствуете себя своим

Познакомьтесь с людьми со всего мира, которые так же, как и вы, увлечены литературой. Наши студенты в телеграм-чате обсуждают прочитанные книги, обмениваются своими рецензиями, задают вопросы куратору и делятся полезными материалами.

После прохождения курса вы получите

Сертификат «Правого полушария Интроверта»

Докажет, что вы прослушали курс.

Диплом установленного образца

Подтвердит вашу квалификацию и даст право работать в сфере литературы.

история литературоведения тесты

история литературоведения тесты

Доступно для тарифа «Профи»

Чем может заниматься литературовед

Преподавать и читать лекции

Публиковать рецензии на произведения

Писать книги или статьи для журналов

Сотрудничать с литературными журналами

Организовать книжный клуб

Работать в библиотеке или издательстве

Проводить научные исследования

Курс поможет прокачать навыки письма специалистам из смежных областей: редакторам, копирайтерам, переводчикам, сценаристам, журналистам, корректорам и литературным критикам.

история литературоведения тесты

Мы научим зарабатывать на ваших новых знаниях и дадим платформу для публикаций и поиска первых клиентов.

Кандидат филологических наук (ВГПУ), автор научных статей

Кирилл защитил кандидатскую диссертацию по русской литературе и преподавал в Вологодском педагогическом университете. Он публикует статьи в журналах Daily Culture, «Понедельник» и в ежегодниках Всероссийской аттестационной комиссии. Был приглашенным лектором в проекте «Культурная среда» «Буквоеда» и участвовал в «Книжных аллеях» и «Литературной гостиной».

история литературоведения тесты

история литературоведения тесты

Филолог, литературовед (СПбГУ), автор научных статей

Екатерина читает авторский курс «Литература на современном этапе развития культуры» в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Ведет книжный клуб «Женщины в литературе патриархата» в пространстве «Ребра Евы» и «Независимый литературный клуб» в «Открытой гостиной» библиотеки им. М. Ю. Лермонтова. В сферу ее научных интересов входит литература Серебряного века, французский символизм и компаративистика.

история литературоведения тесты

история литературоведения тесты

Участие и просмотр в записи

Обратная связь от куратора

Чат-сообщество с одногруппниками

Возможность задавать вопросы

Публикация статей в журнале Интроверта

Оформите рассрочку на курс

Оставьте свои контакты — мы расскажем об условиях и составим график платежей.

• от 3 749 ₽/мес без переплат• срок от 2 до 12 месяцев• онлайн-оформление за 5 минут

Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Заказать оформление рассрочки

Оставьте заявку, чтобы оформить курс в рассрочку. Мы ответим на все ваши вопросы по условиям рассрочки и содержанию курса.

Cookie-файлы помогают нам делать сайт удобнее. Нажмите «Хорошо», чтобы мы использовали их автоматически.

— Доступ ко всем лекциям,тестам и конспектам навсегда- Все пакеты еженедельно обновляются

история литературоведения тесты

Приведите друга – получите купон со скидкой 20% на следующее посещение

Купон со скидкой 20% на следующее посещениеЕсли вы решили пойти на лекцию, то позовите друга/подругу с собой, а мы вам подарим льготное посещение следующей лекции.

Условия акции:- Друг не посещал наши лекции;- Для получения купона со скидкой 20% необходимо при посещении лекции показать нам вашего друга, мы запишем его контакты;- Акция неограниченная.

Опубликуйте сторис из лектория и получите скидку от 5% до 25%

Делитесь сторис и получайте скидки!

Описание процесса передачи данных:

Для оплаты (ввода реквизитов Вашей карты) Вы будете перенаправлены на платежный шлюз ПАО СБЕРБАНК. Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa, MasterCard SecureCode, MIR Accept, J-Secure для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля. Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ПАО СБЕРБАНК. Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем МИР, Visa Int., MasterCard Europe Sprl, JCB

Возврат билета возможен только за 20 дней до старта лекции. Возврат переведенных средств, производится на Ваш банковский счет в течение 5—30 рабочих дней (срок зависит от Банка, который выдал Вашу банковскую карту).

история литературоведения тесты

Русская литература — это богатейшая коллекция выдающихся произведений. Здесь каждый найдёт вдохновляющие стихи, глубокую философскую прозу, интереснейшую научную фантастику и произведения пронизанные мистикой и тайной.

Тест для самых начитанных «Знаете ли вы русскую литературу?», который ждёт вас на этой странице нашего сайта, состоит из 20 вопросов по произведениям разных авторов. Сможете ли вы ответить правильно на каждый из них? Проверьте ваши литературные знания!

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Кто из поэтов писал свои произведения в эпоху, названную Серебряным веком русской литературы?

Как называется первый роман писателя Ивана Гончарова, в котором прослеживается конфликт между романтизмом и реализмом?

Как называется цикл рассказов Ивана Тургенева, куда вошли произведения «Уездный лекарь», «Бежин луг», «Мой сосед Радилов»?
Записки из подполья

Как зовут главную героиню рассказа Антона Павловича Чехова «Душечка»?

Русский писатель, автор известной сказки в стихах «Конёк-Горбунок».

В каком жанре написано произведение Александра Грибоедова «Горе от ума»?

Кто написал стихотворение, которое начинается словами: «Вы помните, вы всё, конечно, помните, как я стоял, приблизившись к стене, взволнованно ходили вы по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне.»?

К какому направлению относится произведение «Облако в штанах» Владимира Маяковского?

Смелой и откровенной
Безнравственной и неприличной
Глубокой и пронзительной

Какое историческое событие взял за основу Максим Горький при написании романа «Мать»?
Сормовская первомайская демонстрация 1902 года
Восстание тамбовских крестьян
Первая революция 1905-1907 годов

Как называется сборник стихотворений Николая Гумилёва, который автор выпустил в Париже?

Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич Крылов пишет знаменитую басню, в которой изображает Наполеона и Кутузова. Как называется произведение?
Волк на псарне
Лисица и Виноград
Лебедь, Рак и Щука

В каком произведении Александр Сергеевич Пушкин изобразил коварного обольстителя Дона Жуана?
Пир во время чумы

Какие события Николай Некрасов описывает в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?
Время после отмены крепостного права
Захват Москвы Наполеоном

В каком жанре написана повесть Фёдора Михайловича Достоевского «Записки из Мёртвого дома»?

Жизнь какого семейства описывается в пьесе Александра Островского «Гроза»?

Как называется сборник произведений Николая Лескова, куда входит повесть «Левша»?

Главными героями какого произведения Льва Толстова являются Катюша Маслова и Дмитрий Нехлюдов?

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Выбрать тесты по параметрам:

Популярности

Новизне

Искать по словам

Выбрать
сбросить выбранное

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Для иностранных учащихся подготовительных факультетов

Курс русской литературы предназначен для иностранных учащихся гуманитарного профиля подготовительных отделений вузов России (уровень А1–В2). Формирует представление о русской литературе X – начала XXI века, знакомит учащихся с основными понятиями литературоведения, готовит их к восприятию вузовских литературоведческих курсов. Пособие сопровождается цифровыми приложениями с доступом по QR-кодам, включающими аудио- и видеоматериалы, словарь литературных терминов, словарь грамматических конструкций научного стиля речи, памятки, итоговые тесты по темам, ключи к тестам и др. Издание может быть рекомендовано в качестве дополнительного учебного пособия для студентов филологических факультетов, для иностранцев, обучающихся в российских общеобразовательных заведениях, для детей-билингвов. Пособие предназначено как для работы с преподавателем, так и для самостоятельного изучения.

Оставьте отзыв

Дата выхода на ЛитРес:

Общее кол-во страниц:

история литературоведения тесты

История русской литературы X–XXI вв

Р. И. Одинцова

Читай где угоднои на чем угодно

Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете

Доступно для чтения

Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес

Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его

В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения

Вы можете читать купленные книги и в других приложениях

Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.

Тест для тех, кто любит историю, литературу и искусство

история литературоведения тесты

Этот познавательный тест, охватывает сразу три популярные темы: историю, литературу и искусство. Пройдите его и убедитесь, что вы обладаете достаточными знаниями во всех трёх.

Тест онлайн

Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Поживем — увидим, доживем — узнаем, выживем — учтем.

Практикум «история литературоведческих учений»

Лекции
– 26 ч.

Практические
занятия – 16 ч.

Самостоятельная
работа – 42 ч.

Форма
контроля – зачёт

Выписка
из протокола заседания кафедры об
утверждении данной программы:

Данная
программа составлена в соответствии с
государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования по специальности 021700 —
филология.

Выписка
верна. Протокол № ___ от ___________________ 2011 г.

Зав.
кафедрой
М.В. Антонова

Основные
закономерности литературного процесса.
Литературоведческие школы. Филологическая
интерпретация художественного текста.
Термины и понятия. Роды и виды литературы.
Функция литературы. Специфика образности
в искусстве слова. Художественная речь.
Теория стихотворного, прозаического и
драматургического произведения. Текст
как литературоведческая проблема.
Поэтика. Структура. Стиль. Творческие
методы и стили, индивидуальное своеобразие.

Пояснительная записка

Курс
«История литературоведческих учений»
изучает богатое литературоведческое
наследие, знакомит с основными
направлениями и школами литературоведения,
с деятельностью отдельных учёных, с
характеристикой основных методов,
сложившихся в науке о литературе;
формирует у студентов-филологов
представления о развитии теоретических
идей, о концепциях изучения литературы,
об особенностях конкретных
литературоведческих исследований с
древнейших времен до наших дней, Курс
завершает
теоретико-методологическое образование
филологов и связан
с теорией и историей литературы,
литературной критикой, философией,
эстетикой.

Цель
курса – дать студентам представление
о закономерности развития литературоведческой
науки и различных литературоведческих
школ; ознакомить с основными тенденциями
развития науки о литературе в теоретическом
и методологическом аспектах; оказать
помощь в овладении методами, выработанными
в филологии, и в формировании
собственного профессионального язык;
закрепить и углубить знания, полученные
в результате изучения историко-литературных
и теоретических курсов.

В
связи с этим на первый план выдвигаются
методологические
задачи:

Обучающие
и развивающие задачи:

Лекционный
курс выстроен
по историко-ретроспективному принципу,
начиная от первых гипотез о возможности
научного описания художественного
текста до наших дней, включая все наиболее
значительное, что было выработано
литературоведческой наукой за всё время
существования. Многообразие и сложность
литературно-эстетических доктрин
требует системного изложения. Курс
включает сравнительно-аналитическую
характеристику
наиболее известных методов изучения
литературы,
разбор различных теоретических концепций,
связанных с вариантами ответов на ряд
ключевых научных проблем, лежащих в
основании литературоведения. В качестве
основных принципов при отборе материала
для лекционного курса выступают два
параметра:

На
практические
занятия
выносятся наиболее актуальные проблемы
курса. Основные цели практических
занятий – организация самостоятельной
деятельности студентов, освоение ими
различных методов анализа художественных
произведений. Центр тяжести падает на
самостоятельную
работу,
цель которой – формирование системы
научных понятий, развитие навыков
изучения научной литературы, стимулирование
творческой активности.

В
процессе обучения применяются разные
виды учебных занятий: лекции, семинары,
практические занятия, контрольная
работа.

В
учебном процессе используются различные
виды контроля:

1.
В часы индивидуальных собеседований
со студентами проводится:

3.
Контрольная работа (письменное изложение
ответа на поставленный теоретический
вопрос).

4.
Зачёт (тестирование),
который предполагает проверку качества
усвоения теоретических знаний по
актуальным проблемам литературоведения
XIX
– ХХ вв., знание источников.

Одной
из наиболее продуктивных форм сдачи
зачёта по курсу является подготовка
рефератов.
Эта работа строится на самостоятельном
изучении конкретных текстов, созданных
литературоведами в пределах отдельной
литературоведческой школы и концепций,
на систематизации материала и кратком
его изложение. Цель реферата – проверка
навыков самостоятельного научного
исследования, точного и лаконичного
представления собранного материала и
фактов в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к научным статьям и
обзорам. Объём реферата – 10-15 страниц.

Практикум
составлен с учётом требований
Государственного образовательного
стандарта и нацелен
на то, чтобы помочь студентам осмыслить
различные литературоведческие концепции,
критически оценить и определить их
значение в культурном наследии,
разобраться в специфике, сходстве и
противоречиях, свойственных основным
подходам к науке о литературе. Обращаем
внимание студентов на то, что
университетского учебника (учебного
пособия) по курсу «История литературоведческих
учений» пока не создано. Поэтому в
пособии предлагается 1) литература
общего характера, а также справочная
литература; 2) обязательная и дополнительная
литература к конкретным темам.

1. Какой литературный жанр был особенно популярен на первом этапе становления «натуральной школы»?а) физиологический очерк; +2. Кто автор поэтических строк?Не то, что мните вы, природа,Не слепок, не бездушный лик,В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.г) Тютчев. +3. Стихотворение «Фонтан» написано:в) Тютчевым; +4. Как назывался первый сборник Н.А. Некрасова?а) «Мечты и звуки»; +б) «Стихотворения Н. Некрасова»;в) «Поэт и гражданин»;г) «Русские женщины».5. Кому адресованы эти строки Н.А. Некрасова:«Ему судьба готовилаПуть славный, имя громкоеа) Ермилу Гирину;б) Грише Добросклонову; +в) Якиму Нагому;г) деду Савелию.6. К какой теме обращается Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»?а) теме доли русской женщины;б) теме народа и Родины; +в) теме природы;г) теме любви.7. Определите жанр поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:а) эпос народной жизни; +8. В какой из приведенных строк Н.А. Некрасова использованы постоянные эпитеты?а) «Девица красная», «сыра-земля – кормилица»; +б) «Не в бровь, а прямо в глаз»;9. Назовите главное свойство Музы Н.А. Некрасова:а) «Муза мести и печали»; +б) Муза гармонии;в) Муза любви;г) Муза добра и красоты.10. Какая тема раскрывается в стихотворении Н.А. Некрасова «Несжатая полоса»?а) крестьянская тема; +б) тема Родины;в) тема природы;г) тема любви.11. Какой тип женщины изображен Н.А. Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос»?а) «тип величавой славянки»; +б) народной страдалицы;В каком из указанных стихотворений Н.А. Некрасов отразил этот жизненный эпизод?а) «Размышления у парадного подъезда»; +б) «Не рыдай так безумно над ним»;в) «Памяти Добролюбова»;г) «На Волге».«Кому на Руси жить хорошо»; +«Мороз, красный нос».в) Фетом; +15. Стихотворение «Ласточки» написано:16. Кем из русских писателей была написана диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности«?а) Чернышевским; +17. Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?б) Катерину; +18. Какой жанр является ведущим в творчестве И.А. Гончарова?а) роман; +19. Описанию какого предмета посвящает И.А. Гончаров несколько страниц в романе «Обломов»?б) халата; +г) чего-то другого.20. В образе Штольца – героя романа И.А. Гончарова «Обломов» отражены черты:а) русского и англичанина;б) русского и немца; +в) русского и француза;г) русского и американца.21. Какова дальнейшая судьба Обломова?а) умер; +б) жил счастливо как обыватель;г) уехал за границу.22. Тип нового героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»:а) «лишний человек»;б) гамлетовский тип;в) нигилист; +г) рефлектирующая личность.23. Назовите первое крупное произведение И.С. Тургенева:б) «Записки охотника»; +в) «Отцы и дети»;24. К какому жанру относятся «Записки охотника» И.С. Тургенева?б) цикл очерков; +25. Кто из перечисленных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был русским аристократом?г) Павел Кирсанов +26. Кто автор повести «Ася»?а) Тургенев; +27. Определить жанр «Хоря и Калиныча» в «Записках охотника» И.С. Тургенева?а) очерк; +28. Какое социальное положение занимает Павел Кирсанов – герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?б) русский аристократ; +г) полковой лекарь.29. Кого из персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно охарактеризовать такими словами:«Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист»?а) Базарова; +б) Павла Кирсанова;в) Аркадия Кирсанова;30. Кто из перечисленных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является полковым лекарем?а) Василий Базаров; +г) Аркадий Кирсанов.

Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания. (Стивен Хокинг)

Оцените статью
Тест по истории