к социальным проблемам человека и общества можно отнести Тест история ргсу

Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание

В) обыденное сознание                   Г)  идеология

2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность    Б) гражданина   В)  индивидуальность   Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

А) основной продукт производства — промышленные изделия

Б)  основной фактор производства — знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г)  классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А)  интенсивная урбанизация     Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность       Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки    Б) влечения   В)  мотивы    Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А     2) верно только Б      3)  верны оба суждения      4) оба суждения неверны

7. Основа человеческого существования — это

А) дружба   Б) любовь    В) потребительство   Г)

Запишите слово, пропущенное в схеме.

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А)  низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности    Б) деятельность   В) потребности   Г) интерес   Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации    Б) глобализации    В) демократизации     Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только  А        2) верно только Б      3) оба суждения верны       4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества                Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни          Г) системном устройстве общества

16.  При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего                             Б) выделение особенного

В) развитие разума                                 Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А)  духовное   Б) социальное   В) биологическое    Г) биосоциальное

2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

А) войны и мира  Б)  экономической   В) демографической   Г)  энергетической

3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

А) постиндустриальному          Б) индустриальному

4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А)  стагнации   Б) контрреформы    В)  эволюции    Г) модернизации

5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

А)  стагнация  Б)  прогресс   В)  регресс    Г) модернизация

6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

верно только А        верно только Б       3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия

Запишите слово пропущенное в схеме:

естественные           социальные           _____________________

9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

А) научно-техническая революции       Б) социальной реформе

В) общественном прогрессе         Г) регресс общества

10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

А) среды обитания человека                          Б) динамической системы

В) целостной системы                                  Г) выделившейся части материального мира

11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию                        Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении        Г) поддерживает науку как социальный институт

12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи      Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг                                   Г) углубление социальной дифференциации

13. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства       Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда        Г) решающее значение сферы услуг в экономике

14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

1) верно только А     2) верно только Б       3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

15. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

А) динамичную систему

Б) часть природы

В) весь окружающий материальный мир

Г) взаимодействие людей в социальных группах.

17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом   Б) революцией     В) эволюцией      Г) регрессом

18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1)  верно только А          2) верно только Б      3) верны оба суждения        оба суждения неверны

19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Расширение виртуальных коммуникаций.

2. Низкий уровень социальной мобильности.

3. Натуральный характер хозяйства.

4. Единство мирового экономического пространства.

5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

1- А   2- В     3- Б   4-  Б   5- В        6- 2      7-   Г   8-  Общества    9-   Г    10- В

11- Г      12-  Б      13- В       14- 1     15-  А    16-  Б    17-   В   18- Б      19- 3,5

1- Г  2- В     3-  В  4-  Г    5- Б       6-   1    7-   Г      8- духовные     9- В      10-  В

11-  В     12-   А       13- Б     14-  3    15-  В    16-  А    17- Б      18-  3     19- 1,4,5

Тест по теме «Социальная сфера»

Учитель: Таран Елена Александровна

МОУ СОШ №1 г. Грязовец Вологодской области

Должность: учитель истории, обществознания

Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации            3) социальной детерминанты

2) социального лифта                 4) социального контроля

После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности                    2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации                                            4) профессиональной дифференциации

Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями                          2) социальными структурами

3) социальной интеграцией                               4) социальной дифференциацией

Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией      2) стратификацией                     3) мобильностью

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия                            2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы                        4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник.                       К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета                         2) обычаи               3) нормы права                           4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью      3) социальным неравенством

2) социальным статусом              4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является  получение рабочим руководящей должности на предприятии  в связи с окончанием вуза.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется  девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос  «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер                                 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус                                           2) группа                              3) критерий

4) расслоение                                  5) профессия                        6) престиж

7) авторитет                                    8) стратификация                 9) мобильность

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями                    2) администрацией предприятия

А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?

3) школа                        4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия — это

1) социальный контроль             3) социальная интеграция

2) социальная адаптация             4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

1)        род               2)  семья                                 3) сословие                 4)  элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?

1) обычай           2) норма права                            3) традиция

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация                   2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация                         4) коллективизация и индивидуализация

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А                         3) верны оба суждения

2) верно только Б                         4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные социального опроса на тему «Как часто вы доверяете людям?». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим

2) большинство людей не доверяют друг другу

3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 — первой половине 80-х годов двадцатого века

4) молодежь от 18-ти до 24-х лет характеризуется абсолютным отсутствием доверия к людям

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций — от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер                                  2) характер оценочных суждений

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) — системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство                           2) межнациональные конфликты .

3) права человека                                        4) национальная политика

этнический                                              6) федеративные отношения

7) государство                                             8) административно-командные методы

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст . Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграционных процессов в России?

Ответы на задания:

В 1.  1

С 1. Социальная мобильность  — изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика  государства.

В 1.  3

С 1. Молодежь — это демографическая группа в обществе, образованная по возрастному критерию, объединяющая сверстников от 16 до 25 лет.

Предложения, отражающие проблемы: недостаточная адаптация в обществе, связанная с малым жизненным опытом, безработица, отсутствие жилья и т.д.; группа социального риска, молодежные субкультуры и т.д.

Тесты по социологии с ответами для студентов ВУЗов

1 — Тест. Социология – это наука о поведении:

а. индивидуума в пределах социального института;

б. личности в обществе;

+в. больших социальных групп.

2. Кто ввел термин «социология» непосредственно в научный оборот?

а. Г. Спенсер;

+ б. О. Конт;

в. И. Кант.

3. В какой временной период социология как наука возникла?

а. После Великой Французской революции 1789 г.;

+б. В первой половине XIX в.;

в. После Первой мировой войны.

4. Объектом изучения социологии как науки не является:

+б. социальная жизнь общества;

в. социальные институты.

5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?

6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:

+а. социальной динамики;

б. социальной статики;

в. социальной статистики.

7. Кто является автором классической теории бюрократии, где впервые были сформулированы основные принципы построения и функционирования административных учреждений?

+а. М. Вебер;

б. К. Маркс;

в. Э. Дюркгейм.

8. Кем из научных деятелей, исходя из принципа дезинтеграции любого социального организма, конфликтологическое направление в социологии разрабатывалось?

+а. Р. Даррендорфом;

б. О. Контом;

в. М. Фуко.

9. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?

а. рост на протяжении всего своего существования;

+б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;

в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.

10. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:

а. кастовая система;

б. социальные институты;

+в. социальная структура общества.

11. Выделите соответствующую дефиницию для термина «социальный институт»:

а. учреждение, в котором работают социологи;

б. определенная обособленная общность людей;

+в. сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.

12. Исторически сложившаяся в социуме система норм, правил и требований поведения, включающая в себя также нравственные ценности, устои, порядки и предписания:

в. кодекс чести.

13. Подберите соответствующее определение термину «гражданское общество»:

а. общество граждан;

+б. совокупность социальных отношений и институтов, которые функционируют вне зависимости политической власти, однако могут на нее влиять; общество автономных субъектов;

в. определенное обособленное множество людей, имеющих общие ценности и связанных системой отношений.

14 — Тест. Первые представления об управлении зародились:

а. во времена основания Древнего Рима;

+б. во времена первобытнообщинного строя;

в. в Средние века.

15. Общественное мнение как социально-политический институт – это:

а. результат, полученный в ходе проведения социологического исследования;

б. совокупность знаний разных социальных групп, основанная не на специализированной компетенции, и необходимая для повседневной жизни и взаимодействия социальных групп в местности их проживания;

+в. социальное отношение, выраженное в форме оценочного суждения, между социальными субъектами и субъектом власти по поводу содержания способов решения определенных проблем.

16. Определенное духовное образование, свойственное обществу и большим социальным группам в нем, выступающее инструментом ориентации в окружающем мире и выражающееся в виде системы чувств, взглядов, идей, теорий, на основе которых общество осуществляет самосознание и самопознание:

а. духовные ценности;

+б. общественное сознание;

17. Положение личности или социальной группы в социальной системе – это:

а. статусный ранг;

б. социальный набор;

+в. социальный статус.

18. Статусный набор – это:

+а. совокупность всех статусов одного индивида;

б. совокупность всех статусов в обществе;

в. совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.

19. Отрасль социальной психологии, разработанная Дж. Морено, связанная с исследованиями в количественном измерении структуры и межличностных отношений небольших социальных групп:

б. психология масс;

20. При проведении социологических исследований, тот, кого опрашивает социолог:

21. Первые социологические опросы в политической сфере, проведенные в США в 20е годы XIX в., позволяли определить самое общее направление политических «ветров». Они носили название:

а. «флюгерные» опросы;

б. «лиственные» опросы;

+в. «соломенные» опросы.

22. Категория «гендер» непосредственно отражает характеристики:

а. биологического пола;

+б. социального пола;

в. распределения ролей в семье.

23. Назовите ученого-социолога, основателя французской социологической школы, являющегося автором концепции механической и органической солидарности:

а. О. Конт;

+б. Э. Дюркгейм;

в. Т. Парсонс.

24. К основным элементам социальной структуры общества на макросоциологическом уровне не относятся:

+а. социальные нормы, социальные ценности;

б. социальные общности, социальные институты;

в. социальные организации, социальные группы.

25. Элемент структуры социологии, представляющий совокупность исследований, которые основаны на сборе, обработке и анализе первичной социологической информации с использованием специфичных методов и инструментов – это:

а. теоретическая социология;

б. прикладная социология;

+в. эмпирическая социология.

26. Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:

а. анализ первичных и вторичных документов;

Тест — 27. В социологии термин «выборка» означает:

а. процедуру отбора достоверной значимой информации;

б. процедуру выбора методов и технологии исследования;

+в. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).

28. Выберите верный перечень социальных институтов:

а. экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

+б. экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

в. экономические, политические, семейные, этнические;

29. Процесс включения, вхождения индивида в социальную систему с осваиванием ее социальных норм, правил и ценностей – это:

+а. социализация индивида;

б. идентификация индивида;

в. интеграция индивида.

30 — Тест. В социологии понятие «личность» означает:

+а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;

б. конкретного человека;

в. индивида с развитым самосознанием и эмпатией.

Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: «Социальная сфера»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Укажите название науки, которая изучает общественные структуры, институты, их функционирование и взаимодействие?

2. Согласно выводам, какого ученого, общество состоит из конфликтных друг к другу элементов, что приводит к борьбе классов, которая в свою очередь является двигателем исторического процесса?

— М. Вебер.

— О. Конт.

+ К. Маркс.

— А. Смит.

— значительные и незначительные.

+ большие и малые.

— расширенные и суженные.

— общие и ограниченные.

— группы людей, которые образуются на основе политико-социальных убеждений.

+ группы людей, которые образуются на основе вероисповедания.

— группы людей, которые образуются на основе общего диагноза.

— группы людей, которые образуются на основе совместного проведения свободного времени.

— изменение общественной формы всех основных социальных институтов.

+ потеря личностью принадлежности к определенной социальной группе, норм и ценностей соответствующей субкультуры без вхождения в другую.

— углубление социальной поляризации общества.

— Ослабление имеющихся в обществе стратификационных ограничений.

— только индустриального.

7. Что такое дифференциация?

+ выделение основных груп и элементов одной системы, и их характеристика

— процесс перехода от государственного к частному.

— процедура легализации социальных норм и традиций.

— выделение основных этапов развития общества.

8. Из какой науки был заимствован термин «стратификация»?

9. Какое из утверждений правильное?

А. Спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства в обществе.

Б. Социальная стратификация – это совокупность расположенных исключительно в горизонтальном порядке социальных слоев общества.

+ Только А правильно.

— Только Б правильно.

— Оба варианта правильны.

— Оба варианта ошибочны.

тест 10. Как назывался общественный класс, который, согласно Марксу, был в конфликте к буржуазии?

11. Как называлась категория крестьян в Руси, которые имели личную свободу?

12. Какой ученый ввел стратификацию в зависимости от принадлежности к власти, возможности влиять на политические решения?

13. В 1887 году министр просвещения Российской империи И. Делянов принял закон «о кухаркиных детях», запрещающим крестьянам и другим беднякам поступать в гимназии и тем более университеты. После этого образование перестало быть для крестьян:

— элементом социальной дифференциации.

— предметом споров и противоречий.

+ социальным лифтом.

— все вышеперечисленное.

14. Какая из этих социальных страт в истории была полностью закрытой?

— боярство на Руси.

— дворянство в Российской империи.

— бароны в Англии.

+ касты в Индии.

15. Владельцы заводов, которые в годы восстания Пугачева, смогли оказать ему сопротивление, получали позже от Екатерины дворянские звания. Это пример:

— социальной нестабильности.

+ социальной мобильности.

— географической мобильности.

— географического детерминизма.

16. После того, как Российская империя присоединяет Крым и Северное Причёрноморье, многие дворяне и их крепостные подпали под:

+ географическую мобильность.

— социальную мобильность.

— отмену крепостного права.

17. Какая социальная группа оказалась в числе маргиналов в конце 1920-х годов?

— партийная элита, которая организовывала индустриализацию.

— дворянство, которые было лишено своего статута.

+ крестьянство, часть которого вынуждена была ехать на заводы и становится рабочим классом.

— все вышеперечисленные.

18. Укажите наиболее популярную тенденцию в развитии общества в постиндустриальных развитых странах?

— рост количества рабочих.

— популяризация идеи закрытых социальных групп.

+ увеличение количества среднего класса.

— усиление социальной дифференциации.

19. Какая первая стадия формирования нового общественного института?

— создание материальной базы института.

— возникновение соответствующей системы статусов и ролей.

— создание особой системы знаков, символов.

+ возникновение насущной потребности, осознание ее обществом.

тест-20. К какому общественному институту относится образование?

— политические институты.

— экономические институты.

+ социально-культурные институты.

— институт семьи.

21. Как называются составные части общего устройства общества, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом?

— социальная стратификация.

— социальная дифференциация.

+ социальная инфраструктура.

— социальный институт.

Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: «Социальная сфера» часть 2

2. Понятия «социальный прогресс», «социальная идея», «социальное движение», «социальная инновация» характеризуют смысл:

— специфики использования социологических знаний в теории и практике общественной жизни;

— социальных процессов;

+ социального развития;

— социальных общностей;

3. Многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и сообщества обеспечивают всеобъемлющий, разносторонний характер общества. О какой основной признак общества идет речь?

4. Общество с малоподвижной социальной структурой, опорой на традиции причисляют к:

+ аграрного общества;

— индустриального общества;

— постиндустриального общества.

— нет правильного ответа.

5. Какой термин (понятие) характеризуется внутренне неорганизованные не устойчивые во времени собрания людей, находящихся в близости в пространстве, имеющие общие внешние стимулы, интересы и эмоциональную общность, которые реагируют на поведение друг друга?

— Социальная агрегация.

6. Социальная группа сформировалась благодаря отношениям между личностями, их статус не закреплен и не подтвержден. Как называется такая социальная группа?

+ Неформальная (неофициальная) группа.

7. Какая социальная группа является первичной?

+ Семья Петровых.

— Предприниматели России.

— Москвичи как социально-территориальная группа.

— молодое поколение – как основа, первичный компонент будущего.

8. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, сообществ, институтов называется:

— Социальная мобильность.

+ Социальная структура.

— Социальное сообщество.

9. Что такое социальная мобильность:

— передвижение людей в физическом пространстве.

+ перемещение человека или общественной группы в социальном пространстве, для которого характерны изменения социальной позиции, приобретение нового статуса.

— Выполнение индивидами свойственных им обязанностей.

— Усвоение новой информации, приобретения умений и знаний.

тест 10. Маркс считал, что основными классами капиталистического общества являются:

— Бедный, средний и богатый классы.

— Высокий, средний, низкий классы (без привязки к количеству доходов).

+ Буржуазия и пролетариат.

— Крепостные крестьяне и феодалы (держатели земли).

11. Примером открытой формы стратификации считается:

— феодальная система Средневековья.

— кастовая система в Индии.

— рабство периода Греции и Рима.

+ классовую систему после промышленного переворота.

+ моральная норма.

— нормативный закон.

— эстетическая норма.

— религиозная норма.

13. Какое название носит политика и практика физического уничтожения лиц по определенным этническим или религиозным признакам?

— Этническая дискриминация.

— Чисто женские проблемы.

+ Роли, нормы, ценности, черты характера, которые приписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные символы и ценности.

— Проблемы отношений женщин и мужчин.

— Чисто мужские проблемы.

15. Вследствие социальной революции осуществляется:

— смена власти в обществе;

— перераспределение собственности на средства производства;

+коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической системе общества.

— замена власти одной этнической группы на другую.

16. Различия между феминность и маскулинность как социальными моделями поведения отражает срок:

— Биологический пол.

+ Социальный пол.

18. Какие институты доминировали в советском обществе?

— Человека, образования, науки.

— Войска и силовых структур.

+ Коммунистической идеологии, коммунистической партии, государства.

— Институциональным разрывом.

+ элитарной культуре.

— Народной культуре.

— Массовой культуре.

— Установки и принципы.

— Ценностные ориентации.

22. Это присущие той или иной культуре представление о том, к чему следует стремиться, это духовные ориентиры, которые задают общую стратегию поведения индивида в обществе. О чем идет речь?

— О знания.

— О навыки.

— О символах.

+ О ценности.

23. Признак не характерна для индустриального общества?

— машинное производство;

— интенсивная социальная мобильность;

+ закрытая сословная иерархия;

— социально-классовая стратификация.

24. Что не свойственно постиндустриальному обществу?

— превращение науки в производительную силу;

— расширение прав личности и интересов меньшинств;

— распространения телекоммуникационных систем;

+ начало широкого использования машинного производства;

25. По какому критерию общества делят на простые и сложные?

— наличие письменности;

+ численность уровней управления;

— способ производства;

— наличие системы ценностей и норм

Результаты авторизованых пользователей

Оцените статью
Тест по истории