История — один из самых интересных и сложных ОГЭ. Если хотите его сдавать, важно понимать, что вас ждет на экзамене. Из этой статьи вы узнаете, как устроен ОГЭ по истории 2023, с какими темами и типами заданий вам предстоит справляться. Спойлер: если хорошо подготовитесь к ОГЭ, на ЕГЭ вам будет намного проще!
ОГЭ по истории 2023: структура и изменения
1 августа 2022
Официальная демоверсия ОГЭ 2023 от ФИПИ.Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.На выполнение экзаменационной работы предоставляется 3 часа.Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 24 задания, которые различаются формой и уровнем сложности.Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
ФИПИ опубликовали проект демоверсии ОГЭ по химии2023 года.
Демонстрационные варианты предназначены для ознакомления с уровнем сложности основного государственного экзамена.
Экзаменационная работа ОГЭ по истории состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания.
Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).
К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника.
Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).
Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.
Работа проводилась 17 октября 2022 года.Есть вопросы? Задавайте их ниже в комментариях!Некоторые задания из варианта №3Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
Единый государственный экзамен по русскому языку
Единый государственный экзамен по математике
Единый государственный экзамен по физике
Единый государственный экзамен по химии
Единый государственный экзамен по информатике
Единый государственный экзамен по биологии
Единый государственный экзамен по истории
Единый государственный экзамен по географии
В заданиях КИМ представлены карты территории Российской Федерации в границах на 01.01.2022 г.
Единый государственный экзамен по обществознанию
Единый государственный экзамен по литературе
Единый государственный экзамен по английскому языку
Единый государственный экзамен по немецкому языку
Единый государственный экзамен по французскому языку
Единый государственный экзамен по испанскому языку
Единый государственный экзамен по китайскому языку
- 3 Всеобщая история
- 2 История Средних веков
- 3 История Нового времени
- Кодификатор со списком тем к ВПР по истории 6 класс, ФИОКО 2022 г.
- Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
- Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
- ФИПИ опубликовал демоварианты и спецификации ЕГЭ 2022
- Информатика
- 2 Новое время
- 2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
- 3 Российская культура в XVIII – начале ХХ в.
- Кодификатор ОГЭ по истории 2022-2023 ФИПИ
- Кодификатор ЕГЭ по истории 2022-2023 ФИПИ
- Новейшая история
- СССР в 1922–1991 гг.
- Российская Федерация
- Подготовка к ЕГЭ История Великая Отечественная война
- Особенности ОГЭ по истории 2023
- Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ
- Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
- 1 Древность и Средневековье
- 2 Русь в IX – начале XII в.
- 3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
- 4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.
- 5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.
- Какие задания будут на ОГЭ по истории 2023?
- Задания по картам
- Аналитические задания
- Задание на внимательность
- Поиск исторических связей и аналогий
- Российское государство во второй половине XV – XVII в.
- Об экзамене
- Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ
- Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 21 ЕГЭ
3 Всеобщая история
3.1.1 Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения (, )
3.1.2 Древний Восток. Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока (, , )
3.1.3 Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции (, )
3.1.4 Древний Рим. Патриции и плебеи. Республика. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима (, )
2 История Средних веков
3.2.1 Великое переселение народов
3.2.2 Империя Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии
3.2.3 Кризис европейского средневекового общества в XIV–XV вв. Столетняя война
3.2.5 Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Османская империя (, )
3.2.6 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья
3 История Нового времени
3.3.1 Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений (, )
3.3.2 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Утверждение абсолютизма
3.3.3 Нидерландская и английская буржуазные революции
3.3.4 Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения
3.3.5 Война за независимость и образование США
3.3.6 Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт (, )
3.3.7 Священный союз. Европейские революции XIX в. (, )
3.3.8 Гражданская война в США. А. Линкольн
3.3.9 Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма
3.3.10 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк (, )
3.3.11 Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.
3.3.12 Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества
3.3.13 Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. Начало модернизации в Японии
3.3.14 Международные отношения в Новое время
3.3.15 Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв. Культурное наследие Нового времени
Код Проверяемые элементы содержанияРабота состоит из 8 заданий. Ответами к заданиям 1, 2, 6 и 7 являются последовательность цифр, буква или слово (словосочетание).Задания 3, 4, и 8 предполагают развернутый ответ.Задание 5 предполагает работу с контурной картой. На выполнение работы отводится 45 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по истории 6 класс, ФИОКО 2022 г.
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом (изобразительной наглядностью: обучающийся должен соотнести изображения с событиями (процессами), к которым относятся эти изображения).
Задание 2 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий (процессов) непосредственно относится данный исторический источник.
Задание 3 нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести данный в задании термин (понятие) с событием (процессом). Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 нацелено на проверку знания исторических персоналий. Обучающемуся необходимо выбрать одно из событий (процессов) и указать две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным событием, процессом (модель 1) или указать две личности, непосредственно связанные с событием, процессом, указанным в задании (модель 2). Затем нужно указать одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Ответ оформляется в виде таблицы.
Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное обучающимся событие (процесс) (модель 1) или событие (процесс), которое указано в задании (модель 2).
Задания 6 и 7 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России и зарубежных стран. В задании 6 требуется определить, какие из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран. В задании 7 необходимо выбрать два из пяти представленных названий памятников культуры по заданному критерию.
Задание 8 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
Каждое из заданий 1, 6 и 7 считается выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2 и 6 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.Правильный ответ на каждое из заданий 1 и 7 оценивается 2 баллами.Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл – 16.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
Войдите с помощью своего профиля
ФИПИ опубликовал демоварианты и спецификации ЕГЭ 2022
Федеральный институт педагогических измерений опубликовал демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации ЕГЭ 2022. Эти материалы помогут абитуриентам подготовиться к экзаменам. Листай ниже и скачивай документы по предметам, которые собираешься сдавать летом 2022 года.
Информатика
Остальные материалы скачивай тут. А чтобы разобраться со всеми вопросами ЕГЭ 2022, приходи заниматься на онлайн-курс подготовки к ЕГЭ Адукар.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики
Текст: Ксения ПИВНЕВА28 декабря 2021 в 11:13
Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.
Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года
1) Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знания фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).
2) Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.
3) Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).
4) Время выполнения экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.
При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 30 минут.
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2023 года по истории
Итоговая контрольная работа по Истории России с древнейших времен до 1914 года (под. ред. Н.С. Борисова, А.А. Левандовского) 11 класс. Углубленный уровень.
1. Одной из предпосылок образования Древнерусского государства стало:
1) усложнение трудовых и социальных отношений в обществе
2) занятие охотой и рыболовством
3) великое переселение народов
4) распространение язычества
3. Расположите в хронологической последовательности
4. Политическая раздробленность на Руси привела к:
1) экономическому и культурному подъему отдельных земель
2) прекращению княжеских усобиц
3) усилению обороноспособности
4) усилению крепостничества
5.Расположите в хронологической последовательности:
1) Андрей Боголюбский
2) Юрий Долгорукий
3) Всеволод Большое Гнездо
4) Владимир Мономах
7. 1223, 1237, 1238 годы относятся к событиям:
1) русско-турецкой войны
2) монгольского нашествия
3) нападения шведов и немцев
4) половецкие набеги
8. Победы, одержанные Александром Невским в Невской битве и на Чудском озере:
1) привели к объединению русских земель
2) предотвратили набеги монголо-татар на русские земли
3) освободили князей от уплаты дани Золотой Орде
4) предотвратили дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада
9. Одна из предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы:
1) общая церковная организация
2) отсутствие внешней опасности
3) развитие натурального хозяйства
4) окончательное закрепощение крестьян
10. Найдите соответствие:
1) Иван Грозный А)1389-1425
2) Василий 1 б)1533-1584
3) Василий 2 в)1505-1533
4) Иван 3 г)1462-1505
5) Василий 3 д)1425-1462
11. Результатом внешней политики Ивана IV стало получение:
1) территории Поволжья и Западной Сибири
2) территории Левобережной Украины
3) выхода к Балтийскому морю
4) выхода к Азовскому морю
14. Расположите в хронологической последовательности:
1) Алексей Романов
2) Федор Романов
3) Михаил Романов
4) Софья Романова
5) Петр Романов
15. 1648, 1650, 1662, 1670-1671гг. относятся к:
1) русско-польским войнам
2) русско-шведским войнам
3) народным восстаниям
4) национальным восстаниям
19. Расположите в хронологической последовательности:
1) Петр 3
3) Иван Антонович
4) Анна Иоановна
6) Петр 2
21. Расположите в хронологической последовательности:
2) Павел 1
3) Александр 2
4) Николай 1
5) Александр 3
6) Николай 2
24. Западников и славянофилов сближала:
1) положительная оценка деятельности Петра I
2) мысль о самобытности исторического пути России
3) надежда на мирный характер преобразований под руководством верховной власти
4) идея о незыблемости самодержавия и крепостного права
25. Появление понятия «временнообязанный» связано с реформой:
1) 1837–1841 гг.
2) 1861 г.
3) 1864 г.
4) 1874 г.
26. Завершение промышленного переворота в 1880-х гг. объяснялось:
1) уменьшением военных расходов
2) увеличением рынка рабочей силы
3) использованием труда посессионных крестьян в промышленности
4) строительством железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село
27. По типу идеологии к социалистическим партиям относится:
2) «Союз 17 октября»
3) «Союз русского народа»
4) Конституционно-демократическая партия
30. Укажите причины Первой российской революции 1905-1907 гг.
19 и менее – «22
2 Новое время
2.1.1 Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм (, )
2.1.2* Создание регулярной армии и флота. Северная война
2.1.3 Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства (, , )
2.1.4* «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя
2.1.5 Социальные движения. Е.И. Пугачёв
2.1.6* Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков (, , )
2.1.7 Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский (, )
2.1.8* Отечественная война 1812 г. (, , )
2.1.9 Движение декабристов (, )
2.1.10* Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы (, , )
2.1.11* Начало промышленного переворота
2.1.12* Присоединение Кавказа. Крымская война (, , )
2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.1 Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права (, , )
2.2.2* Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества (,
2.2.3* Общественные движения во второй половине XIX в.
2.2.4* Россия в военно-политических блоках (, )
2.2.5* Промышленный подъём. Формирование монополий. С.Ю. Витте
2.2.6* Русско-японская война (, )
2.2.7 Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума (, , , )
2.2.8 П.А. Столыпин. Аграрная реформа (, )
3 Российская культура в XVIII – начале ХХ в.
2.3.1* Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры (, , )
2.3.2* Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев (, )
2.3.3* Литература и искусство (, , , )
Кодификатор ОГЭ по истории 2022-2023 ФИПИ
2.1.1. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации (, , , )
2.1.2*. Северная война. Провозглашение Российской империи (, )
2.1.3*. «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
2.1.4*. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота (, , )
2.1.6*. Превращение России в мировую державу в XVIII в. (, )
2.1.7*. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. (, , )
2.1.8. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. (, )
2.1.9*. Отечественная война 1812 г. (, , )
2.1.10. Движение декабристов (, )
2.1.11*. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм (, , )
2.1.12*. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны (, , )
2.2.1. Реформы 1860–1870-х гг. (, , )
2.2.3*. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны (,
2.2.4*. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте (, )
2.2.5*. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков (, , )
2.2.6*. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов (, , )
2.2.7*. Русско-японская война (, )
2.2.8*. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования (, )
2.2.9. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения (, , , )
2.2.10. Реформы П.А. Столыпина (, )
Кодификатор ЕГЭ по истории 2022-2023 ФИПИ
Звёздочкой «*» отмечены темы, связанные со всеобщей историей.
Новейшая история
3.1.1*. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество (, , , )
3.1.2*. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы (, )
3.1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание (, , , )
3.1.4*. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны (, , )
3.1.5. Переход к новой экономической политике
СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство (, )
3.2.2. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. (, , , )
3.2.3. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация (, , )
3.2.4. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования (, )
3.2.5*. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны (, )
3.2.6*. Причины, этапы Великой Отечественной войны
3.2.7*. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны (, , )
3.2.8*. СССР в антигитлеровской коалиции
3.2.9*. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира (, , )
3.2.10. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. (, )
3.2.11*. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы (, , , )
3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста (, , )
3.2.13*. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. (, , )
3.2.14*. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности (, , )
3.2.15*. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы (, , , )
3.2.16*. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Российская Федерация
3.3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР (, )
3.3.2*. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств (, , )
3.3.3*. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
3.3.4*. Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев
3.3.5*. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
3.3.6*. Современная российская культура
Подготовка к ЕГЭ История Великая Отечественная война
Тест для закрепления материала по Великой Отечественной войне. Содержит основной ход событий, информацию об исторических деятелях. Карты соответвующих битв.
Образовательный тест
Полководцы
Крупнейшие битвы
10 ударов
Пройти онлайн тест Подготовка к ЕГЭ История Великая Отечественная война бесплатно без регистрации и без СМС
Тумаш Гелена Юрьевна
Особенности ОГЭ по истории 2023
Общее количество заданий — 24. Есть три задания с кратким ответом (15, 16 и 17), которые проверяют знания по всеобщей истории. Механизм такой: ученикам предлагают четыре не связанных между собой события из мировой истории. В двух заданиях нужно ответить на уточняющие вопросы, а в третьем — соотнести одно из этих событий с историческим источником.
Поэтому во время подготовки к ОГЭ я всегда учу своих учеников справляться со стрессом и быстро успокаиваться. Мы прорешиваем все типы заданий и учимся быстро подбирать нужные аргументы и находить фактические ошибки. Еще я обязательно уделяю время изучению и отработке критериев. Ведь недостаточно только указать правильный ответ — его нужно и правильно оформить!
После такой подготовки мои ученики пишут экзамен уверенно и без ошибок. Хотите также? Приходите на мои курсы подготовки к ОГЭ по истории 2023, и вы все сдадите на «отлично»!
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ
1.1 Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;1.2 Периодизацию всемирной и отечественной истории;1.3 Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;1.4 Историческую обусловленность современных общественных процессов;1.5 Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
2.1 Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;2.2 Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);2.3 Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);2.4 Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;2.5 Использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;2.6 Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;2.7 Представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;2.8 Использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТРегистрируйся
1 Древность и Средневековье
1.1.1* Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.
1.1.2* Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество (, , )
2 Русь в IX – начале XII в.
1.2.1* Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства
1.2.2* Владимир I. Крещение Руси
1.2.3* Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах (, , )
3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1 Политическая раздробленность Руси (, , )
1.3.2* Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский (, , )
1.3.3* Начало объединения русских земель. Иван Калита (, )
1.3.4* Дмитрий Донской. Куликовская битва (, )
1.3.5 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский
4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.
1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель (, )
1.4.2 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. (, )
1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина (, , )
1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) (, , )
1.4.5* Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский (, , )
1.4.6 Россия при первых Романовых (, )
1.4.7 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права (, )
1.4.8 Церковный раскол. Никон и Аввакум
1.4.9 Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин
1.4.10* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России (, )
5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.
1.5.1* Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество
1.5.2* Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров (, , )
Какие задания будут на ОГЭ по истории 2023?
Кроме понятных заданий на соотнесение событий и дат, выбор соответствующего эпохе исторического термина, расположения процессов в хронологической последовательности есть задания, требующие особенного внимания при подготовке. О них сейчас и пойдет речь:
Каждый девятиклассник должен знать историю культуры России. Эти знания проверяют в заданиях 11, 13 и 14. В них приведены иллюстрации: живопись, архитектура, скульптура, монеты, купюры и открытки. Если вы видите монеты и открытки, обычно нужно разобрать, к какой эпохе они относятся и что в это время происходило.
Часто в ОГЭ по истории 2023 бывают задания, где перемешаны предметы искусства и названия литературных произведения. Нужно выбрать предметы и названия, которые относятся к одной эпохе или одному автору. Что это значит для сдающих? Придется изучить, как выглядит древнерусская архитектура — ее спрашивают чаще всего. Складывайте в одну папку изображения церквей, скульптур и картин и время от времени проверяйте себя.
Задания по картам
В заданиях 8-10 вас ждет карта, которая иллюстрирует какой-то процесса или событие из истории России. С такими заданиями справляются не все: нужно разобраться с перемещением армий, путешественников, иногда — целых народов. Чтобы ориентироваться по картам, важно считывать слова и цифры, которые специально оставили в качестве подсказки. Обращайте внимание на карты в учебниках, а не пролистывайте их — это пригодится.
Используйте карты, чтобы лучше запоминать события: закрепляйте текст визуальным изображением. Информация лучше откладывается, когда задействованы разные способы восприятия: чтение, зрение и слух. Удобно готовиться по картам в бесплатном приложении Атлас+ и интерактивной карте истории России.
В 10, 17 и 18-20 заданиях вы найдете фрагменты исторических документов. Где-то нужно понять, что пропущено в источнике, где-то — определить, о каком событии идет речь. В 20-22 заданиях понадобится ответить на вопрос, разобраться с датировкой источника. Также придется убедить экспертов, что вы понимаете о чем идет речь и можете дополнительно рассказать об этом.
Сложность в том, что некоторые документы написаны не современным русским языком, а старославянским. Научиться читать их — дело привычки. Вспомните, как вы начинали «Повесть о полку Игореве»: сначала было трудно, но потом стало легче. Подчеркивайте все имена, цифры, места — это поможет ответить на вопросы.
Аналитические задания
В ОГЭ по истории 2023 есть несколько заданий на умение сопоставлять факты и данные. Например, задание 7 проверяет, сможете ли вы по таблице с данными определить, что она показывает. В задании 6 нужно разделить четыре предложения на факты и тезисы — никаких дополнительных знаний от вас не требуется.
Чтобы как следует подготовиться, тренируйтесь на типовых вариантах. Прорешайте демоверсии и пробники прошлых лет — этого достаточно, чтобы уверенно справляться с такими заданиями.
Задание на внимательность
Задание 22 отличается от всех других — его аналога вы не встретите в ЕГЭ. Нужно найти в заданном тексте две фактические ошибки и исправить их. Хотя это задание и находится во второй части, оно не очень сложное. В тексте не будет противоречивых оценок, только факты: неверные даты, неправильные названия и имена. Если знать историю на среднем уровне, найти ошибки легко.
Поиск исторических связей и аналогий
В задании 23 вам придется решить историческую задачу. Вы увидите нетипичную историческую ситуацию или условие — например, бунты Разина и Пугачева, которые почти никак не связаны, а разница между ними — сто лет. Вам нужно самостоятельно провести адекватные параллели, отличия, аргументировать причины или следствия — по сути, показать, насколько вы умеете грамотно пользоваться имеющимися знаниями, уместно интерпретировать факты и превращать их в убедительные аргументы.
Как видите, у каждого задания есть свои особенности решения. Так что если не тренироваться их решать, то шансы потерять баллы высоки.
Чтобы этого не случилось, я рассказываю своим ученикам обо всех хитростях ОГЭ. Мы учимся решать задания быстро и правильно, используя лайфхаки и хитрости. А чтобы проверить, все ли усвоено, я провожу срезы знаний и организую пробный экзамен. Все условия на нем в точности совпадают с реальностью, так что все понимают, как пройдет настоящий ОГЭ. После я с каждым разбираю ошибки и подсказываю, какие темы стоит дополнительно повторить.
После такой подготовки мои ученики уже ничего не боятся и решают экзамен без проблем. Могу научить этому и вас: записывайтесь на мои курсы подготовки к ОГЭ!
1.1.1*. Восточнославянские племена и их соседи
1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян (,
1.2.1*. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства (, , )
1.2.2. Категории населения. «Русская Правда» (, , )
1.2.3*. Международные связи Древней Руси (, )
1.2.4*. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции (, , )
1.3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики (, , , , )
1.3.2*. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада (, , , )
1.3.3*. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества (, , , )
1.3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город (, , )
1.3.5*. Культурное развитие русских земель и княжеств (, , )
Российское государство во второй половине XV – XVII в.
1.4.1*. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига (, , , )
1.4.2. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
1.4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян (, , , , )
1.4.4*. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война (, , , , , )
1.4.5*. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
1.4.6*. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией (, , , , , )
1.4.7*. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы (, , , , )
1.4.8*. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права (, )
1.4.10. Социальные движения XVII в.
Об экзамене
За 180 минут нужно решить 24 задания, из которых 17 — с кратким ответом, 7 — с развернутым. Максимум можно получить 37 первичных баллов, которые потом переводятся в оценку по пятибалльной шкале.
Приятный факт: на ОГЭ нет заданий по истории России XX века, потому что ее изучают в 10-11 классе. Экзамен охватывает только период с древнейших времен до 1914 год.
Узнать, какие конкретно темы и разделы проверяются на ОГЭ, можно в кодификаторе на сайте ФИПИ. Обязательно изучите его, если вы собираетесь сдавать историю. Там перечислено все, что может попасться на экзамене.
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ
Падение Западной Римской империи. Возникновение государства франков. Правление Юстиниана в Византийской империи. Возникновение ислама. Возникновение государства у арабов. Провозглашение Карла Великогоимператором. Распад Франкской империи. Образование Священной Римской империи. Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). Нормандское завоевание Англии. Крестовые походы. Захват Константинополя крестоносцами. Принятие Великой хартии вольностей в Англии; возникновение английского парламента. Созыв Генеральных штатов во Франции. Столетняя война. Жакерия во Франции.Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Битва на Косовом поле (1389 г.). Гуситские войны. Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом.Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Людовика XI во Франции.Падение Византийской империи. Правление Генриха VII в Англии. Открытие Америки Х. Колумбом. Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове.Открытие В. да Гамой морского пути в Индию. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Вормсский рейхстаг. осуждение М. Лютера. Крестьянская война в Германии. Начало Реформации в Англии. Аугсбургский религиозный мир.Религиозные войны во Франции. Освободительная война в Нидерландах.Образование Речи Посполитой. Варфоломеевская ночь во Франции. Утрехтская уния. Разгром Англией Непобедимой армады. Нантский эдикт Генриха IV во Франции. Тридцатилетняя война. Деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции. Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции. Принятие английским парламентом «Великой ремонстрации». Гражданская война в Англии.Правление французского короля Людовика XIV. Вестфальский мир. Казнь английского короля Карла I. Провозглашение Англии республикой.Протекторат О. Кромвеля. Реставрация династии Стюартов в Англии. «Славная революция» в Англии. Правление Людовика XV во Франции. Правление Фридриха II в Пруссии. Движение луддитов в Англии. «Бостонское чаепитие».Принятие Декларации независимости США. Принятие конституции США.Начало революции во Франции (1789 г.). Принятие Декларации прав человека и гражданина. Принятие Билля о правах в США. Президентство Дж. Вашингтона в США. Начало революционных войн Франции. Крушение монархии во Франции. Приход к власти во Франции якобинцев. Казнь короля Людовика XVI во Франции. Итальянский поход Наполеона Бонапарта. Египетский поход Наполеона Бонапарта. Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера. Провозглашение Наполеона императором французов.Наполеоновские войны. Свержение Наполеона. «Сто дней» Наполеона.Провозглашение доктрины Монро в США. Революция во Франции (1830 г.).Чартистское движение в Англии. «Весна народов»: революции в европейских странах (1849–1849 гг.). Гражданская война в США. Объединение Италии.Деятельность О. Бисмарка во главе Пруссии и Германии. Революция Мэйдзи в Японии. Франко-прусская война. Провозглашение Германской империи.Создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия).Создание Антанты (Россия, Англия и Франция). Балканские войны.«Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Первая мировая война. Революция в Германии (1918 г.). Парижская мирная конференция (1919–1920 гг.). Учреждение Лиги Наций. Вашингтонская конференция. Приход фашистов к власти в Италии.Мировой экономический кризис, Великая депрессия. Приход Гитлера к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США. Фашистский мятеж и гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт Германии и Японии.Захват Австрии нацистской Германией (аншлюс). Подписание Мюнхенского соглашения. Вторая мировая война. Японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну. Высадка англо-американских войск в Нормандии.Открытие Второго фронта. Атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. Образование HATО.Провозглашение Китайской Народной Республики. Победа революции на Кубе.Война во Вьетнаме 1964–1975 гг. «Культурная революция» в Китае.«Бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы.Объединение ГДР и ФРГ.
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 21 ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма.Древний Рим. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья.Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.Великие географические открытия. Возникновение капиталистическихотношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в.Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в.Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в.«Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот.Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии.Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи.Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. (сюда же входит отмена рабства в США в 1865 г.)Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в.Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Революционная волна после Первой мировой войны.Версальско-Вашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм. Национально-освободительное движение в странах Востока. Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс».Германский нацизм. Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия. Основные направления развития науки, образования, культуры. Мир накануне Второй мировой войны.Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне.Власть и общество в годы войны.Перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада. Национально-освободительное движение в странах Востока.Распад колониальных империй и его последствия. Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития. Холодная война и её влияние на послевоенный мир. Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни.Современный мир в условиях глобализации.Культура и картина мира человека раннего Нового времени.