к методическим разработкам.
В данной папке представлены методические разработки, используемые на уроках истории в основной и старшей школе, направленные на подготовку учащихся к ЕГЭ.
Контрольно-измерительные материалы по истории направлены на проверку степени реализации задач школьного исторического образования. В соответствии с Государственным образовательным стандартом это:
— осмысление учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества
— ознакомление учащихся с особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса
— овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работа с различными типами исторических источников
— развитие у учащихся исторического мышления (умение сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей).
В связи с задачами исторического образования выделяются и ключевые компетентности: историко-познавательная, информационно-коммуникативная и социально-мировоззренческая. Сформированность этих компетенций также проверяется в ЕГЭ путем включения различных типов заданий.
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления:
I.Подготовка учащихся, для которых история является профильным предметом .Ее удобнее осуществлять на практических занятиях. Темы занятий примерно совпадает с темами уроков, но проводятся они через некоторое время (1-2 недели). Практикумы проходят в форме работы с раздаточным материалом, включающие задания части С.
II. Подготовка учащихся общеобразовательных классов.
Понятно, что сделать это в рамках основного курса (2 часа в неделю) очень сложно. Требуется органично включать задания ЕГЭ в урок, используя различные методические приемы.
Анализируя структуру заданий, изучая спецификацию и методические сборники, выпускаемые ФИПИ можно выделить особенности заданий ЕГЭ по истории России в каждой части.
Часть А (задания с выбором ответа) предполагает знание фактов, исторических понятий, личностей. Такая работа ведется целенаправленно начиная с 6-го класса. Проведение исторических диктантов, составление и разгадывание кроссвордов, блиц-турниры, выполнение заданий в рабочих тетрадях, текущее и итоговое тестирование- все это позволяет работать с заданиями 1 части. Очень важно при этой работе выполнение двух условий:
системность и доступность. Систематическое использование этих заданий позволяет учащимся привыкнуть к тестовой форме работы, не тратить лишнее время на ее оформление, понять специфику выполнения тестов.
Тесты должны составляться с учетом возрастных особенностей учащихся, если в старших классах возможно использование материалов ФИПИ, то в среднем звене такие формулировки заданий являются сложными для учащихся. Поэтому в данной папке представлены различные варианты тестов, отобранные и составленные мною для текущего и итогового контроля. Дифференциация осуществляется не только по возрастному уровню (например, тесты по теме «Становление Древнерусского государства» для 6-х и 10-х классов), но и по объему ( зависят от уровня обучаемости учащихся).
В материалах представлены варианты тестов, составляемых самими учениками. Такая работа проводится либо в конце урока для закрепления изученной темы, либо дается на дом при подготовке к контрольным работам.
Анализ ученических тестов позволяет учителю, в том числе, выявить тот круг вопросов который плохо усваивается ( ученики не включают эти темы в свои тесты).
Кроме того, материалы ФИПИ в части А охватывают большие исторические периоды, если это тренировочные задания, то с IX-XXI век, даже если это тематические задания, то периодизация остается значительной ( домонгольский период, феодальная раздробленность и т.д.).Работая и обобщая материалы представленные в данной литературе мною составлены тематические тесты для работы в 10-х классах, совпадающие с темами ,предложенными в учебнике (при этом формулировка вопросов сохранена).
Работа в части В требует от учащихся выстраивать хронологические и логические ряды, соотносить даты, события, имена, работать с историческими терминами и документами.
В методических разработках данный вид работы представлен через систему индивидуальных карточек с заданиями 2части ЕГЭ, используемых на уроке .Карточки систематизированы по темам и по типам заданий.
Так как вопросы в ЕГЭ по внешней политике практически всех исторических периодов вызывают большие затруднения у учащихся ( это показывает анализ результатов и методических сборников ВИПКРО), то мной совместно с учащимися старших классов была предпринята попытка составления синхронистической таблицы по данной тематике. Материалы, содержащиеся в ней помогают выполнению заданий части А и В.
Методологической основой моей работы с частью С становятся проблемно-исторический и источниковедческий принципы. Оптимизации процесса подготовки учащихся к ЕГЭ способствуют следующие формы работы
Использование проектирования для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ.
Из опыта работы учителя истории МОУ СОШ №9
Метод проектов использую в своей практике в течение последних 7 лет. Методические материалы были представлены на методической выставке в ГМЦ и при защите высшей квалификационной категории.
Универсальность исследовательского проекта состоит в том, что он решает сразу три задачи. Во-первых, это- дидактическое средство, которое учитель использует для активизации познавательной деятельности. Во-вторых, проект развивает креативные способности учащихся и, в третьих, в ходе работы над проектом развиваются основные компетентности. Все эти особенности позволяют использовать проект и для подготовки к ЕГЭ на уроках истории.
При этом сохраняется два вида проектов ( итоговый и текущий), но преимущество отдается текущему проектированию, с выделением часов при изучении отдельных тем.
В качестве примера привожу материалы текущего проекта
« Становление Московского государства».
Учитывая, что учащиеся старших классов уже знакомы с этим материалом, на консультации было решено разбить этот проект на подтемы и разбиться на группы:
В каждой группе работа была дифференцирована по уровню сложности:
1 уровень-базовый- отбор фактического материала по предложенным темам ( учебник, дополнительная литература, Интернет). Представлены в печатном виде, защищаются устно, выбираются учащимися не участвующие в ЕГЭ по истории ( Асташов Дмитрий, Бабочкин Саша, Грибнова Аня).
2уровень-систематизация материала (составление учебных презентаций). Представлены в электронном виде. При оценке учитывается самостоятельность разработки, умение раскрыть основные вопросы темы. Выбирают учащиеся, сдающие экзамен
(Фомин Саша, Андросов Алеша).
3уровень- изучение сквозных вопросов темы (составление таблиц и схем, самостоятельная разработка тестов, проработка тематических заданий вариантов ЕГЭ, части С). Выбирают учащиеся, сдающие экзамен и посещающие факультатив:
Володин Иван- составление сводной таблицы « Деятельность московских князей»
Горельцева Настя- работа с вариантами ЕГЭ и составление тематического теста для обобщения знаний по теме
Шашкова Настя- проработка заданий части С и отбор документов по теме в сборниках ФИПИ ( для работы на факультативе).
В результате работы групп был составлен обобщающий сборник, который может применяться в работе учителя с другими классами и учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
«Методические разработки для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории».
1. Варианты тестов по теме «Становление
2. Разработки тематических тестов 7-11класс
3. Ученические тесты по теме «Россия в XVII веке»
4. Варианты индивидуальных карточек ( 9 класс)
А) тематические « Общественное движение XIX века»
— на установление причинно-следственных связей
— соотнесение двух рядов информации
— работа с источниками
5. Синхронистическая таблица по теме « Внешняя
политика России XVI-XIX веков»
6. Методы работы с частью С.
А)варианты работы с документами
— анализ источника
— поэтапное изучение источника
— работа в динамических парах
Б)вопросы для дискуссий по теме « Россия в XIXвеке»
В) темы для исторического эссе
7. Рекомендации учащимся для работы с тестовыми
В ходе подготовки к ЕГЭ уделяю внимание формированию пространственных и временных представлений. Это связано с развитием умений составлять хронологические и синхронистические таблицы. Главной опорой таких таблиц являются графы увязывающие различные аспекты исторического процесса. При этом подчеркиваются закономерности в смене событий, властей, в переходе количественных изменений в качественные.
По оценке Л.Н.Гумилева, «цель обычной хронологической таблицы- напоминание, синхронистической- запоминание».
Опыт реализации ЕГЭ показывает, что подготовка к нему не должна стать самоцелью, но в тоже время проходить постоянно в ходе планомерного использования тестов в течении нескольких лет школьного обучения. Тесты можно использовать в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения и в качестве обучающих дидактических материалов.
Использование на уроках тренировочных тестов поможет учащимся выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций позволит не тратить время на осмысление структуры заданий, а отработка алгоритма поможет лучше распределить время на экзамене.
Работа с документами предполагает не только умение анализировать источник. Данные задания раскрывают способность учащихся работать с разными типами источников, соотносить с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей. Выполнение такого вида заданий способствует формированию у учащихся не только информационно-коммуникативной компетентности, составляющей частью которой является систематизация исторической информации, развитие умения формулировать собственную позицию в ходе дискуссии и использовать исторические сведения для ее аргументации, но и социально-мировоззренческой компетентности, то есть способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Министерство культуры Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми
«Колледж искусств Республики Коми»
по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История» для специальностей:
53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
53.02.04 Вокальное искусство
53.02.06 Хоровое дирижирование
53.02.05 Сольное и хоровое народное пение
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
53.02.07 Теория музыки
52.02.04 Актерское искусство
52.02.01 Искусство балета
52.02.02 Искусство танца
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Разработчик: преподаватель истории
Рицкая Ксения Владимировна
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «История» для всех специальностей колледжа.
Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и расширение объема часов самостоятельной работы, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов.
Цель методических рекомендаций — помочь студентам самостоятельно изучить отдельные темы дисциплины «История». При изучении периода истории с древнейших времен до настоящего времени.
Весь материал методических рекомендаций построен таким образом, чтобы систематизировать и закрепить полученные теоретические знания студентов по дисциплине «История», углубить и расширить теоретические знания периода с древнейших времен до настоящего времени, развить познавательные способности и активность студентов, сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа помогает формировать у учащихся способности к творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По дисциплине «История» используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио — и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
Для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио — и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;
Для формирования умений: выполнение схем, анализ карт.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. В рекомендациях представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
— уровень освоения студентом учебного материала;
— умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— сформированность общеучебных умений;
— обоснованность и четкость изложения ответа;
— оформление материала в соответствии с требованиями.
1. Рекомендации по работе с учебником, различными источниками
1.1 Подготовка к уроку истории по учебнику
— Прочитайте задание к параграфу целиком, не стремясь запомнить содержание, а только понять.
— Найдите на карте географические названия.
— Определите словами их расположение.
— Рассмотрите в учебнике рисунки и схемы.
— Подготовьте ответы на вопросы в конце параграфа, найди объяснение непонятных слов.
— Расскажите заданный параграф.
1.2 Описание сословий (классов)
— Какой собственностью владела данная группа людей? (средства производства; движимое имущество; недвижимое имущество)
— Кто работал на данную группу людей (или на кого работала данная группа людей)?
— Какую роль данная группа людей играла в управлении государством? (в каких органах государственной власти принимали участие; куда избирались; в чьих интересах издавались государственные законы)
— Сделай выводы о положении данной группы людей.
1.3 Описание государственного устройства
— Кому принадлежала высшая власть в государстве?
— Кому принадлежала власть на местах?
— Кто вершил суд?
— Из кого состоит войско?
— Кому принадлежало право объявлять и вести войну, заключать мирные договоры?
— Кто издавал законы?
— Кто устанавливал и собирал налоги?
— Чьи интересы защищало государство?
— Сделай вывод о государственном правлении и государственном устройстве.
1.4 Описание государственного деятеля
— Внешность (черты лица, глаза, волосы, рот; описание фигуры, рост; привлекательная внешность или нет)
— Личные качества (черты характера, волевые качества, мировоззрение, взгляды на жизнь и государство, отношение к людям, культуре, религии, образованию)
— Происхождение (в какой семье и когда родился).
— Исторические условия, в которых происходила деятельность личности.
— Какие цели ставил в своей деятельности?
— Насколько личные качества соответствовали выполнению поставленных целей?
— Интересы какого класса (сословия) защищал?
— Какие средства использовал для достижения целей?
— Каких результатов добился?
— Дайте оценку историческому деятелю.
1.5 Анализ войны, сражения, вооруженного конфликта и революций
— Участники войны/сражения/конфликта.
— Причины (Основные противоречия, приведшие к войне).
— Планы сторон.
— Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
— Подготовка, соотношение сил.
— Состав воюющих сторон.
— Требования, программы, военные планы.
— Хронологические рамки вооруженного конфликта.
— Основные этапы и главные сражения.
— Ход событий (можно выразить в виде таблицы):
Дата. Событие. Результат.
— Окончание войны, условия мира.
— Причины поражения или победы.
— Итоги, значение и последствия событий (изменение территорий воюющих стран, людские потери, материальные потери).
— Примеры героизма.
— Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
1.6 Составление обобщающей логической схемы при изучении исторического явления
1. Причины возникновения явления:
— противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
— потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
— важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
— социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
— разрешение данным явлением назревших противоречий;
— влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
1.7 Составление характеристики политического строя государства
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого — либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
— глава государства, его полномочия;
— законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
— исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость);
— судебные органы;
— соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти;
— местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
— избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и пр.);
— политические права и свободы;
— личные права и свободы;
— возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
1.8 Оценка исторического события
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
— для участников события;
— для последующего исторического развития.
1.9 Анализ исторической, политической статьи
1. Какие исторические факты излагаются в статье?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в статье события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?
2. Рекомендации для организации творческой деятельности студентов
2.1 Составление конспекта
Как сформировать свою точку зрения:
Критерии оценки конспекта:
1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.
2. Умение выделить вступление, основную часть, заключение.
3. Формирование главной мысли, определение деталей.
4. Умение переработать и обобщить информацию.
2.2 Работа с текстом или с документом
— знакомо /незнакомо
— уточнить (интересно / очень важно)
Для того чтобы проанализировать исторический документ следует придерживаться следующего алгоритма:
— Кто написал этот текст?
— Когда он был написан?
— К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.п.?
2. Содержание текста.
— Каково содержание текста?
— Анализ структуры текста.
— Выделение наиболее важных слов, персоналий, событий.
— Если вам не известны какие-то слова, поработайте со словарем.
3. Достоверна ли информация в тексте?
— Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).
— Текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из различных первичных источников. Первичный текст может быть написан автором второй очереди, то есть созданным много позже самого события).
4. Раскройте значение источника и содержащейся в ней информации.
5. Дайте обобщающую оценку данному источнику.
— Когда, где и почему появился?
— Кто автор?
— Чьи интересы представляет?
— Охарактеризуйте основные положения (ссылки на текст, цитирование).
— Ваше отношение к данному источнику.
2.3 Написание эссе на заданную тему (по цитате, высказыванию, проблеме)
Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами). В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
Критерии оценки эссе:
1. Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков. Понимание отличия между источниками и историографическим материалом.
2. Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.
3. Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания.
4. Умение формулировать выводы.
5. Проявление творческого и самостоятельного мышления. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.
2.4 Составление схем и хронологических таблиц
1. Просмотрите материалы лекций и выпишите заголовки разделов и подразделов.
2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих источников основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.
3. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.
Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»).
Если понятия, категории, термины и факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы и последовательности.
При составлении схем необходимо руководствоваться следующими требованиями:
— простота схематического представления;
— минимальное количество схемных элементов и их связей;
— целевая и смысловая значимость элементов и их иерархическое расположение;
— согласование элементов и связей внутри схемы;
— наглядность (графики, цвет, диаграммы, цифры)
«Соляной бунт» 1648 г. «Медный бунт» 1662 г. Крестьянская война 1670-1671 гг.
Церковный собор Боярская дума Земский собор
2.5 Подготовка доклада
Доклад — это сообщение, содержание которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо.
Этапы подготовки доклада:
— выбрать тему;
— ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;
— изучить тему по учебнику или учебно-методическому пособию;
— вычленить основные идеи будущего выступления;
— прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;
— составить план доклада;
— выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;
— составить тезисы выступления;
— подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад желательно сопровождать мультимедийной презентацией;
— подготовить текст доклада;
— проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;
— отрепетировать выступление.
Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
Критерии оценки доклада:
1. Практическая значимость темы доклада.
2. Использование мультимедийной презентации.
3. Оригинальность работы.
4. Соответствие результатов работы современным развитием науки.
5. Глубина изучения состояния проблемы.
6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.
7. Ответы на вопросы слушателей.
8. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений.
9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).
2.6 Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщения отличаются от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Критерии оценки сообщения:
— актуальность темы;
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала;
— грамотность и полнота использования источников;
— наличие элементов наглядности.
Объем сообщения – 1-2 страницы текста.
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение основных источников по теме.
2. Обработка и систематизация информации.
3. Написание сообщения.
4. Составление списка используемой литературы.
5. Публичное выступление с сообщением.
2.7 Работа с исторической картой
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. Обращение к картам во внеурочное время помогает студентам усвоить их обозначения.
Цель исторической карты — с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике.
Главное содержание исторической карты составляет локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д.
Виды исторических карт
Так же, как и географические, исторические карты можно разделить:
1. по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);
2. по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);
3. по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).
Карты, отображающие различные территории, могут быть обобщающими, обзорными и тематическими.
В настоящее время все более популярным становится такой вид карты, как схема. Схема или картосхема, как правило, лишена многих атрибутов географической карты, которые непременно переносятся на обычную историческую карту. Сетка координат, масштаб, даже отображение морей, озер и рек не играют в некоторых случаях на исторической карте существенной роли, и они могут быть попросту убраны. Это делается для того, чтобы выделить только те элементы карты, которые непосредственно необходимы для показа того или иного исторического явления и процесса. На схеме четко соблюдается только пространственное размещение необходимого набора объектов и их размер относительно друг друга.
При работе с исторической картой следует придерживаться следующего алгоритма:
1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи);
в) Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой
2.8 Работа с иллюстрациями учебника, учебного пособия
Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов.
Рассматривая учебник как источник знаний, студентам необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации.
Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки.
Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме занятия, не должна остаться не разобранной, студентам необходимо к ним обращаться. Преподаватель может предложить студентам задание:
— определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением;
— найти, что новое можно узнать из иллюстрации.
2.9 Составление кроссвордов
Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов). Крестословица — самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры
Правила составления кроссвордов:
1. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
2. Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
3. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.
4. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.
5. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
6. Сетка кроссворда выполняется в двух экземплярах: первый экземпляр с заполненными словами, второй – только с цифрами позиций.
7. Вопросы к кроссворду записываются на втором экземпляре.
Критерии оценки кроссвордов
— объем (количество слов);
— информативная точность;
— четкость рисунка кроссворд.
2.10 Подготовка презентации
Компьютерная презентация создаётся в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов (электронные странички).
При составлении презентации следует придерживаться следующим требованиям:
Количество слайдов должно быть адекватно содержанию и продолжительности выступления. На 1 слайде – представляется тема и сведения о докладчике. На последующие слайды выносятся опорный конспект, ключевые слова, фотографии или рисунки. Объем текста не более 7 строк. Значимую информацию можно выделить с помощью цвета, эффектов анимации. Использованные иллюстрации должны быть хорошего качества (высокого разрешения) Максимальное количество – 2 фото или 2 рисунка на одном слайде.
1. Необходимо использовать для всех слайдов один и тот же шаблон оформления.
2. Не допускаются переносы в словах.
3. Не применять звуковых эффектов в ходе демонстрации слайдов, если сопровождаются комментированием.
4. Не использовать по возможности курсив (читается хуже)
5. Рекомендуется, чтобы цвет фона и текста резко контрастировали, например, белый фон — черный текст; темно — синий фон — светло — желтый текст; и т.д.
6. Не применять разные типы шрифтов в одной презентации.
7. Заключительный слайд содержит список литературы и источников.
Критерии оценки презентации
Критерии содержания слайдов:
1. Содержание критерий: правильный выбор темы, использование профессиональных терминов, знание предмета.
2. Речевой критерий: четкая дикция, организация речи, правильного ударения.
3. Логический критерий: логическое построение, аргументирование.
4. Соблюдение дизайна – эргономических требований к компьютерной презентации: соблюдены требования к слайдам и информации на слайдах, необходимое количество фотоматериалов, грамотное соотнесение устного ответа и компьютерного сопровождения.
1. Алексеева Л.П., Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
4. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
5. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
6. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.
7. Переяслова И.Г., Колбачев Е.Б. Основы статистики Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов
8. Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 N 16-52-138ин/16-13
О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО
9. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика: Учебно– методическое пособие для студентов экономических колледжей и техникумов. – Ростов: Издательство «Феникс»
1 Цитата — (от лат. cito — вызываю, привожу) дословная выдержка из какого-либо произведения. Применяется для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием, как наиболее точная по смыслу её формулировка; для критики цитируемой мысли; в качестве иллюстрации — как ценный фактический материал.
Курс посвящен изучению наиболее сложного периода отечественной истории – ХХ веку, и представляет собой систематичное, последовательное изложение материала с 1894 года, начиная с правления Николая II, и доведен до 2014 года, то есть с заходом в XXI век.
В ХХ веке Россия пережила множество событий – это и падение монархии, три революции, две мировых войны, распад империи, образование Советского Союза, победа над фашизмом, годы оттепели и застоя, перестройка и распад СССР. Образование Российской Федерации и построение нового общества. Все эти вопросы постоянно приковывают к себе внимание общества и вызывают бурные дискуссии.
В курсе дано беспристрастное описание событий. Слушатели курса смогут, получив необходимую информацию, выстроить собственное представление об указанных процессах и сформировать отношение к ним. Курс можно будет использовать на профильном уровне как основу для более глубокого изучения материала. Получив общую систему знаний о фактической стороне событий дома, на уроке ученики смогут заняться углублением своих знаний, работая с текстами документов, воспоминаниями участников событий и знакомством с мнениями историков о событиях.
Программа обучения
Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Версия 14 (27.12.2021)» (1 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Версия 14 (27.12.2021)» (1 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Наивысшей контагиозностью среди всех вариантов SARS-CoV-2 обладает вирус, имеющий название «Омикрон». В Российской Федерации для специфической профилактики COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы вакцины для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт»), вакцины на основе пептидных антигенов(«КовиВак» и «ЭпиВакКорона») и комбинированные векторные вакцины(«Гам-КОВИД-Вак-Лио» и «Гам-КОВИД-Вак»).
1. В Российской Федерации для специфической профилактики COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы следующие вакцины
1) вакцина для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт»); +
2) вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная («КовиВак»); +
3) вакцина на основе пептидных антигенов («КовиВак»);
4) вакцина на основе пептидных антигенов («ЭпиВакКорона»); +
5) комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак-Лио»); +
6) комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак»).+
2. Вакцина «Гам-КОВИД-Вак-М» представляет собой
1) очищенную концентрированную суспензию коронавируса SARS-CoV 2;
2) рекомбинантный аденовирусный вектор на основе аденовируса человека 26 серотипа, несущий ген S-белка SARS-CoV 2 (c уменьшенным содержанием аденовирусных частиц); +
3) химически синтезированные пептидные антигены белка S вируса SARS-CoV 2.
3. Вакцина «Спутник Лайт» применяется
1) для профилактики COVID-19 у взрослых старше 18 лет; +
2) для профилактики в период грудного вскармливания;
3) для профилактики детей и подростков;
4) у взрослых в возрасте 18-60 лет.
4. Глюкокортикостероиды используются для лечения
1) в амбулаторных условиях;
2) в стационарных условиях; +
3) легкой степени течения COVID-19;
4) тяжелой степени течения COVID-19; +
5) умеренной степени тяжести течения COVID-19.
5. Глюкокортикостероиды необходимо применять с осторожностью
1) после перенесенной бактериальной инфекции в течение месяца;
2) при гипертонической болезни; +
3) при ожирении; +
4) при сахарном диабете; +
5) при тромботических нарушениях; +
6) при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. +
6. Для лечения COVID-ИА (COVID-19 – инвазивный аспергиллез) рекомендованы
1) анидулафунгин; +
2) вориконазол; +
3) изавуконазол; +
4) итраконазол;
5) каспофунгин; +
6) позаконазол.
7. К рекомендациям по обеспечению безопасности оксигенотерапии, дополнительной оксигенации пациентов и снижению потребления кислорода относятся
1) дозировать расход кислорода с помощью кислородного резервуара; +
2) не применять дополнительную оксигенацию пациентов с целью профилактики гипоксемии; +
3) необходимо ограничить использование высокопоточной оксигенотерапии и НИВЛ с высокой концентрацией кислорода сроками 1-3 суток, при отсутствии положительной динамики показана интубация трахеи и перевод на ИВЛ в протективных режимах; +
4) следует применять высокопоточную дополнительную оксигенацию пациентов независимо от возможности обеспечения целевой SpO2 при помощи других методов неинвазивной респираторной поддержки;
5) целевое значение SpO2 у пациентов с ХОБЛ 92-93%.
8. Какой препарат относится к рекомбинантным гуманизированным моноклональным антителам, ингибирующим интерлейкин-17А (ИЛ-17А)?
1) левилимаб;
2) нетакимаб; +
3) олокизумаб.
9. Наивысшей контагиозностью среди всех вариантов SARS-CoV-2 обладает
1) альфа;
2) гамма;
3) дельта;
4) омикрон. +
10. Начать лечение эмпирическими антибиотиками после постановки диагноза при тяжелом течении пневмонии необходимо в течение
1) 1 часа; +
2) 2 часов;
3) 3 часов.
11. Неспецифическая профилактика представляет собой следующие мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекции SARS-CoV-2
1) отказ от использования общественного транспорта;
2) ранняя диагностика и активное выявление инфицированных, в том числе с бессимптомными формами; +
3) соблюдение дистанции от 1,5 до 2 метров; +
4) соблюдение правил личной гигиены; +
5) соблюдение режима прогулок и сна;
6) соблюдение режима самоизоляции. +
12. Нефракционированный гепарин взрослым пациентам в профилактической дозе назначают
1) подкожно 2500 ЕД 2-3 раза/сут;
2) подкожно 4000 ЕД 2 раза/сут;
3) подкожно 5000 ЕД 2-3 раза/сут; +
4) подкожно 7500 ЕД 2 раза/сут.
13. Основные технологии дополнительной оксигенации пациентов
1) вспомогательные; +
2) высокопоточные;
3) инсуфляционные; +
4) низкопоточные;
5) поддерживающие. +
14. При лечении COVID-19 используются препараты
1) молнупиравир; +
2) осельтамивир;
3) ремдесивир; +
4) синтетическая малая интерферирующая рибонуклеиновая кислота (миРНК); +
5) фавипиравир. +
15. При среднетяжелом течении COVID-19 пациенту с сахарным диабетом (СД) рекомендуется проводить
1) контроль гликемии каждые 3-4 часа; +
2) контроль гликемии каждые 4-6 часов;
3) контроль кетонов в моче 1 раз в 2 дня;
4) контроль кетонов в моче 1-2 раза в день. +
16. Противопоказания для использования антикоагулянтов у пациентов с COVID-19
1) выраженная почечная недостаточность; +
2) гепарин-индуцированная тромбоцитопения в анамнезе; +
3) повышенное протромбиновое время и АЧТВ;
4) продолжающееся кровотечение; +
5) уровень тромбоцитов в крови ниже 25*109/л. +
17. Противопоказания к применению будесонида в противовоспалительной терапии COVID-19 у пациентов
1) детский возраст до 6 лет; +
2) ожирение;
3) повышенная чувствительность к будесониду; +
4) сахарный диабет.
18. Противопоказания к применению иммуноглобулина человека против COVID-19
1) аутоиммунные заболевания; +
2) беременность и период грудного вскармливания; +
3) наличие в анамнезе аллергических реакций на препараты крови человека; +
4) пациенты с сахарным диабетом;
5) повышенная чувствительность к иммуноглобулину человека, особенно в редко встречающихся случаях дефицита в крови иммуноглобулина класса A (IgA) и наличия антител против IgA; +
6) повышенная чувствительность к компонентам препарата. +
19. Режим дозирования барицитиниба для лечения пациентов с легким течением в условиях стационара
1) 10 мг 2 р/сут в течение 7-14 дней;
2) 4 мг 1 р/сут в течение 7-14 дней; +
3) 4 мг 3 р/сут в течение 7-14 дней;
4) 5 мг 2 р/сут в течение 14 дней.
20. Рекомендованная схема лечения в амбулаторных условиях с использованием парацетамола в качестве жаропонижающего средства
21. Случай COVID-19 у пациента считается подтвержденным при
1) наличии клинических проявлений острого респираторного заболевания и положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-1 методом ПЦР;
2) наличии тесных контактов за последние 14 дней с лицом, у которого лабораторно подтвержден диагноз COVID-19, и проявления острой респираторной инфекции с ощущением заложенности в грудной клетке;
3) положительном результате лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 c применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений; +
4) положительном результате на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19.
22. Факторы риска развития COVID-ИК (инвазивный кандидоз COVID-ИК) у больных в ОРИТ
1) длительное использование антибактериальных ЛС; +
2) длительное использование центрального венозного катетера (ЦВК); +
3) пациентки пожилого возраста;
4) полное парентеральное питание; +
5) применение ГКС и иммуносупрессоров; +
6) тяжелое состояние больного, ИВЛ. +
23. Этиотропную терапию следует назначать
1) на 14 день от начала заболевания;
2) не позднее 7-8 дня от появления первых симптомов; +
3) сроки назначения не имеют значения.