Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас. Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «начали!»
Субтест №2 «Группы
экспрессии» картинки
Субтест №3
«Вербальная экспрессия»
В каждом задании
этого субтеста слева написана фраза,
которую один человек говорит другому,
а справа перечислены три ситуации
общения. Причем только в одной из них
фраза, приведенная слева, приобретет
другой смысл. Рассмотрим пример.
Глуховатый человек
– товарищу: «Повторите, пожалуйста».
Сообщение глуховатого
человека к товарищу представляет собой
вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях
№2, 3 будет иметь такое же значение. И
только в ситуации №1 в устах оскорбленного
человека она приобретет совсем другой
смысл. Поэтому на Бланке ответов цифра
1 обведена кружком.
Итак, в каждом
задании необходимо выбрать ту ситуацию
общения, в которой заданная слева фраза
приобретет другое значение, будет
связана с другим намерением, нежели в
двух других ситуациях.
На выполнение
субтеста отводится 5 минут. За минуту
до окончания работы Вы будете предупреждены.
Работайте, по возможности, быстрее. Не
тратьте много времени на одно задание.
Если затрудняетесь с ответом, переходите
к следующему пункту. К трудным заданиям
можно будет вернуться в конце, если
хватит времени. В затруднительных
случаях давайте ответ, даже если не
совсем уверены в его правильности.
Субтест №1
«Истории с завершением» картинки
В этом субтесте
Вы будете иметь дело с картинками, на
которых изображены позы, жесты, мимика,
то есть выразительные движения, отражающие
состояние человека.
Для объяснения
сути задания рассмотрим пример. В этом
примере три картинки, расположенные
слева, иллюстрируют одно и то же состояние
человека, одни и те же мысли, чувства,
намерения.
Одна из четырех
картинок справа выражает такое же
состояние, такие же мысли, чувства или
намерения. Необходимо найти эту картинку.
Правильным ответом
будет рисунок №2, выражающий такое же
состояние (напряжения или нервозности),
что и рисунки слева. Поэтому на Бланке
ответов цифра 2 обведена кружком. Рисунки
№1, 3, 4 не подходят, так как отражают
другие состояния (радости и благополучия).
Итак, в каждом
задании субтеста среди четырех рисунков
справа Вы должны выбрать тот, который
подходит к группе из трех рисунков
слева, потому что отражает сходное
состояние человека. Номер выбранного
рисунка обводится кружком на Бланке
ответов.
На выполнение
субтеста отводится 7 минут. За минуту
до окончания работы Вы будете предупреждены.
Работайте, по возможности, быстрее. Не
тратьте много времени на одно задание.
Если затрудняетесь с ответом, переходите
к следующему пункту. К трудным заданиям
можно будет вернуться в конце, если
хватит времени. В затруднительных
случаях давайте ответ, даже если не
совсем уверены в его правильности.
В 1960-е годы создатель первой методики для измерения социального интеллекта Дж. Гилфорд рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта, построенной Дж. Гилфордом.
К российским социокультурным условиям методика была адаптирована Е. С. Алешиной-Михайловой. Русская аббревиатура СИГ («социальный интеллект Гилфорда») предложена В. Н. Куницыной.
Методика включает 4 субтеста, три из которых составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном.
Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта Дж. Гилфорда: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
1 субтест – «Истории с завершением». Помогает выяснить, насколько человек может предвидеть последствия поведения и сделать его прогноз на основе невербальных реакций. Предполагает знание нормативных ролевых образцов поведения.
2 субтест – «Группы экспрессии». Оценивается чувствительность к невербальным проявлениям состояний.
3 субтест – «Вербальная экспрессия». Оценивается чувствительность к оттенкам человеческих отношений, правильное понимание того, что люди говорят друг другу в определенных ситуациях, ролевая пластичность.
4 субтест – «Истории с дополнением». Считается самым информативным. Оценивает способность к распознаванию межличностных отношений в динамике, логику их развития. Помогает оценить, насколько человек может использовать логические умозаключения для прогноза поведения на основе неполных данных.
В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение всего теста, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.
При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации.
Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет:
6 минут (1 субтест – Истории с завершением),
7 минут (2 субтест – Группы экспрессии),
5 минут (3 субтест – Вербальная экспрессия),
10 минут (4 субтест – Истории с дополнениями).
Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.
1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.
2. Убедиться, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.
3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде – действующих лицах первого и последнего субтестов.
4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации.
5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.
6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.
7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресовать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начинали работать раньше времени.
Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором. По окончании изучения инструкции отводится время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду. Переверните страницу. «Начали!» – и включает секундомер.
За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об этом. По истечении времени работы дается команда Стоп. Отложите ваши ручки, обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению следующего субтеста.
Субтест №1 «Истории с завершением»
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни – это лысый мужчина, по профессии – официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.
В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.
На рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.
Выбор рисунка №1 является правильным ответом в данном случае. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Рисунок №1 наиболее логично и правдоподобно продолжает заданную ситуацию: жена и сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься.
Выбор рисунков №2 и №3 является менее корректным. Что касается рисунка №2, то маловероятно, что, вися в воздухе в таком испуганном и беспомощном состоянии, Барни сможет залезть на крышу самостоятельно. Поскольку положение Барни опасно, жена и сын вряд ли стали бы насмехаться над ним, как это изображено на рисунке №3.
Итак, в каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.
Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался Вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации. Номер выбранного рисунка (обозначенный в правом нижнем углу рисунка) обходится кружком на Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях никаких пометок делать нельзя.
На выполнение субтеста отводится 6 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Субтест №3
«Вербальная экспрессия»
фразы
Субтест №4
«Истории с дополнением»
В этом субтесте
Вы будете иметь дело с картинками, на
которых изображены истории про Фердинанда.
У Фердинанда есть жена и маленький
ребенок. Он работает начальником, поэтому
в историях будут также принимать участие
его сослуживцы.
Каждое задание
состоит из восьми картинок. Четыре
верхние картинки отражают определенную
историю, происходящую с Фердинандом.
Одна из этих картинок всегда пропущена.
Вам необходимо выбрать среди четырех
рисунков нижнего ряда тот, который при
подстановке на место пустого квадрата
вверху будет дополнять историю с
Фердинандом по смыслу. Если Вы правильно
выберете отсутствующий рисунок, то
смысл истории полностью прояснится,
чувства и намерения действующих в ней
персонажей станут понятными.
В этой истории
отсутствует третий рисунок. В конце
истории мы видим, что Фердинанд, мечтавший
об обеде, не получает его вопреки своим
ожиданиям и выходит из дома раздосадованный.
Жена Фердинанда рассержена и делает
вид, что читает сыну книгу. Мальчик сидит
спокойно. Все это связано с тем, что
Фердинанд, умываясь после работы, оставил
на кухне грязь, что и разозлило его жену.
Таким образом, логичным дополнением
истории является рисунок №4. Поэтому в
Бланке ответов цифра 4 обведена кружком.
Рисунки №1, 2, 3 не
соответствуют данной истории по смыслу.
Итак, в каждом
задании необходимо найти рисунок,
дополняющий историю про Фердинанда по
смыслу. На выполнение субтеста отводится
10 минут. За минуту до окончания работы
Вы будете предупреждены. Работайте, по
возможности, быстрее. Не тратьте много
времени на одно задание. Если затрудняетесь
с ответом, переходите к следующему
пункту. К трудным заданиям можно будет
вернуться в конце, если хватит времени.
В затруднительных случаях давайте
ответ, даже если не совсем уверены в его
правильности.
СУБТЕСТ N 1 «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ.»
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни — это лысый мужчина, по профессии — официант.
правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации. Рассмотрим пример:
Выбор рисунка N 1 является правильным ответом в данном случае. Рисунок N 1 наиболее логично и правдоподобно продолжает заданную ситуацию: жена и сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься. Выбор рисунков N 2 и N 3 является менее корректным. Что касается рисунка N 2,
Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!»
СУБТЕСТ N 2 «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ.»
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека.
Для объяснения сути задания рассмотрим пример.
Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку.
Правильным ответом будет рисунок N 2, выражающий такое же состояние (напряжения или нервозности), что и рисунки слева.
Рисунки N 1, 3, 4 не подходят, так как отражают другие состояния (радости и благополучия).
Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа Вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека. Номер выбранного рисунка обводится кружком на Бланке ответов.
На выполнение субтеста отводится 7 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Не переворачивайте страницу до команды «НАЧАЛИ»!
Тест Гилфорда
«Социальный интеллект»
Социальный интеллект
– это способность понимать намерения,
чувства и эмоциональные состояния
человека по вербальным (словесным) и
невербальным проявлениям. Социальный
интеллект – это, также, проявление
дальновидности в межличностных
отношениях. Социальный интеллект
связывают со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические суждения
о людях, прогнозировать наиболее
вероятные реакции человека. Это особый
«социальный дар», обеспечивающий
гладкость в отношениях с людьми, продуктом
которого является социальное
приспособление.
Автор методики
Дж. Гилфорд рассматривал социальный
интеллект как систему интеллектуальных
способностей, не зависимых от фактора
общего интеллекта и связанных, прежде
всего, с познанием поведенческой
информации.
Согласно концепции
Гилфорда, социальный интеллект включает
в себя 6 факторов, связанных с познанием
поведения:
В этом субтесте
Вы будете иметь дело с картинками, на
которых изображены житейские ситуации,
происходящие с персонажем Барни. Барни
– это лысый мужчина, по профессии –
официант. В ситуациях также принимают
участие жена, маленький сын и друзья
Барни, с которыми он встречается дома
или в кафе.
В каждом задании
слева расположен рисунок, изображающий
определенную ситуацию. Определите
чувства и намерения действующих в ней
персонажей и выберите среди трех рисунков
справа тот, который показывает наиболее
правдоподобный вариант продолжения
(завершения) данной ситуации.
На рисунке слева
Барни, зацепившийся за край крыши,
испуган и просит помощи у своего
маленького сына. Мальчик взволнован
тем, что видит отца в таком трудном
положении.
Выбор рисунка №1
является правильным ответом в данном
случае. Поэтому на Бланке ответов цифра
1 обведена кружком. Рисунок №1 наиболее
логично и правдоподобно продолжает
заданную ситуацию: жена и сын Барни
приставляют к стене лестницу, для того
чтобы помочь ему спуститься.
Выбор рисунков №2
и №3 является менее корректным. Что
касается рисунка №2, то маловероятно,
что, вися в воздухе в таком испуганном
и беспомощном состоянии, Барни сможет
залезть на крышу самостоятельно.
Поскольку положение Барни опасно, жена
и сын вряд ли стали бы насмехаться над
ним, как это изображено на рисунке №3.
Итак, в каждом
задании Вы должны предсказать, что
произойдет после ситуации, изображенной
на левом рисунке, основываясь на чувствах
и намерениях действующих в ней персонажей.
Не выбирайте
рисунок для ответа только потому, что
он показался Вам наиболее забавным
продолжением. Предлагайте наиболее
типичное и логичное продолжение заданной
ситуации. Номер выбранного рисунка
(обозначенный в правом нижнем углу
рисунка) обходится кружком на Бланке
ответов. В самих тестовых тетрадях
никаких пометок делать нельзя.
На выполнение
субтеста отводится 6 минут. За минуту
до окончания работы Вы будете предупреждены.
Работайте, по возможности, быстрее. Не
тратьте много времени на одно задание.
Если затрудняетесь с ответом, переходите
к следующему пункту. К трудным заданиям
можно будет вернуться в конце, если
хватит времени. В затруднительных
случаях давайте ответ, даже если не
совсем уверены в его правильности.
Методика
включает четыре субтеста, из них три
составлены на невербальном стимульном
материале и один – на вербальном.
Субтесты диагностируют четыре способности
в структуре социального интеллекта:
познание классов, систем, преобразований
и результатов поведения. Два субтеста
имеют в своей факторной структуре также
второстепенные веса, касающиеся
способности понимать элементы и отношения
поведения. Методика рассчитана на весь
возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Стимульный
материал представляет собой набор из
четырех тестовых тетрадей. Каждый
субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время
проведения субтестов ограничено.
Субтест
№ 1. «Истории с завершением».
В субтесте используются сцены с персонажем
комиксов Барни и его близкими (женой,
сыном, друзьями). Каждая история
основывается на первой картинке,
изображающей действия персонажей в
определенной ситуации. Испытуемый
должен найти среди трех других картинок
ту, которая показывает, что должно
произойти после ситуации, изображенной
на первой картинке, учитывая чувства и
намерения действующих лиц. Субтест
измеряет фактор познания результатов
поведения, то есть способность предвидеть
последствия поведения персонажей в
определенной ситуации, предсказать то,
что произойдет в дальнейшем.
Субтест
№ 2. «Группы экспрессии».
Стимульный материал субтеста составляют
картинки, изображающие невербальную
экспрессию: мимику, позы, жесты. Три
картинки, расположенные слева, всегда
выражают одинаковые чувства, мысли,
состояния человека. Испытуемый должен
среди четырех картинок, расположенных
справа, найти ту, которая выражает такие
же мысли, чувства, состояния человека,
что и картинки слева. Субтест измеряет
фактор познания классов поведения, а
именно способность к логическому
обобщению, выделению общих существенных
признаков в различных невербальных
реакциях человека.
Субтест
№ 3. «Вербальная экспрессия».
В каждом задании субтеста предъявляется
фраза, которую один человек говорит
другому в определенной ситуации.
Испытуемый должен среди других трех
заданных ситуаций общения найти ту, в
которой данная фраза приобретет другое
значение, будет произнесена с другим
намерением. Субтест измеряет фактор
познания преобразований поведения, то
есть способность понимать изменение
значения сходных вербальных реакций
человека в зависимости от контекста
вызвавшей их ситуации.
Субтест
№ 4. «Истории с дополнением».
В данном субтесте появляются персонажи
комикса «Фердинанд», включенные в
семейные, деловые и дружеские контакты.
Каждая история состоит из четырех
картинок, причем одна из них всегда
пропущена. Испытуемый должен понять
логику развития, сюжет истории и среди
четырех других картинок, предлагаемых
для ответа, найти пропущенную. Субтест
измеряет фактор познания систем
поведения, а именно способность пониматьлогику развития
ситуаций взаимодействия и значение
поведения людей в этих ситуациях.
Время,
отведенное на каждый субтест, ограничено
и составляет:
6
минут (1 субтест — «Истории с завершением»);
7
минут (2 субтест — «Группы экспрессии»);
5
минут (3 субтест — «Вербальная
экспрессия»);
10
минут (4 субтест — «Истории с
дополнениями»).
Общее
время тестирования, включая инструкцию,
составляет 30-35 минут.
Для
обработки результатов используются
бланк ответов, ключ к обработке и
нормативные таблицы для определения
стандартных значений.
Бланки
ответов обрабатываются с помощью
специальных ключей. Результаты
подсчитываются по каждому субтесту в
отдельности и по всему тесту в целом.
Результаты по отдельным субтестам
отражают уровень развития одной (или
нескольких) способностей фактора
познания поведения. Результат по тесту
в целом называется композитной оценкой
и отражает общий уровень развития
социального интеллекта.
Суммы
«сырых баллов» за каждый субтест,
подсчитанные с помощью «ключей»,
записываются в первую строку итоговой
таблицы на бланке ответов. За каждый
правильный ответ испытуемому начисляется
один балл. «Сырые баллы» переводятся
в стандартные с помощью нормативных
таблиц и записываются во вторую строку
итоговой таблицы.
Таблица
3. Ключ по субтестам
Композитная
оценка представляет собой сумму «сырых
баллов» по каждому субтесту. Полученная
сумма тоже переводится в стандартное
значение.
При
совпадении ответа с ключом испытуемый
получает 1 балл по соответствующей
шкале. При несовпадении – 0 баллов.
Таблица
4. Нормативные таблицы для определения
стандартных значений
После
завершения процедуры обработки
результатов получаются стандартные
баллы по каждому субтесту, отражающие
уровень развития соответствующих
способностей к познанию поведения. При
этом общий смысл стандартных баллов
можно определить следующим образом:
1
балл — низкие способности к познанию
поведения;
2
балла — способности к познанию поведения
ниже среднего (среднеслабые);
3
балла — средние способности к познанию
поведения (средневыборочная норма);
4
балла — способности к познанию поведения
выше среднего (среднесильные);
5
баллов — высокие способности к познанию
поведения.
Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни — это лысый мужчина, по профессии — официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.
На выполнение субтеста отводится 6 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.
В каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа Вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека. На выполнение субтеста отводится 7 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл.
В каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.
На выполнение субтеста отводится 5 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
«ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ»
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены истории про Фердинанда. У Фердинанда есть жена и маленький ребенок. Он работает начальником, поэтому в историях будут также принимать участие его сослуживцы.
Каждое задание состоит из восьми картинок. Четыре верхние картинки отражают определенную историю, происходящую с Фердинандом. Одна из этих картинок всегда пропущена. Вам необходимо выбрать среди четырех рисунков нижнего ряда тот, который при подстановке на место пустого квадрата вверху будет дополнять историю с Фердинандом по смыслу. Если Вы правильно выберете отсутствующий рисунок, то смысл истории полностью прояснится, чувства и намерения действующих в ней персонажей станут понятными.
Ф.И.О.__________________________________ Дата _____________ Возраст _____________________ Пол ______________
Ключ к обработке методики
Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)
Интерпретация отдельных субтестов:
После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения.
При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:
1 балл – низкие способности к познанию поведения.
2 балла – способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые).
3 балла – средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма).
4 балла – способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные).
5 баллов – высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.
Субтест №1 «Истории с завершением»
Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:
1. способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии.
2. способностью к расшифровке невербальных сообщений.
3. дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.
Субтест №2 «Группы экспрессии»
Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» – интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
1. с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии.
2. с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения.
3. с разнообразием экспрессивного репертуара в общении.
4. с открытостью и проявлением дружелюбия в общении.
5. с эмоциональной стабильностью.
6. с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью.
7. с высокой самооценкой и степенью принятия себя.
8. с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности.
9. с глубиной рефлексии.
10. с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации.
11. с эмпатией, с невербальной чувствительностью.
Субтест №3 «Вербальная экспрессия»
Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.
Субтест №4 «Истории с дополнением»
Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.
Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).
Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.
Интерпретация композитной оценки социального интеллекта:
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:
1 балл – низкий социальный интеллект.
2 балла – социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый).
3 балла – средний социальный интеллект (средневыборочная норма).
4 балла – социальный интеллект выше среднего (среднесильный).
5 баллов – высокий социальный интеллект.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.
Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.
Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
Социальный интеллект – это способность
понимать намерения, чувства и эмоциональные
состояния человека по вербальным
(словесным) и невербальным проявлениям.
Социальный интеллект – это, также,
проявление дальновидности в межличностных
отношениях. Социальный интеллект
связывают со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические суждения
о людях, прогнозировать наиболее
вероятные реакции человека. Это особый
«социальный дар», обеспечивающий
гладкость в отношениях с людьми, продуктом
которого является социальное
приспособление.
Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал
социальный интеллект как систему
интеллектуальных способностей, не
зависимых от фактора общего интеллекта
и связанных, прежде всего, с познанием
поведенческой информации.
Согласно концепции Гилфорда, социальный
интеллект включает в себя 6 факторов,
связанных с познанием поведения:
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены
В этом субтесте Вы будете иметь дело с
картинками, на которых изображены
житейские ситуации, происходящие с
персонажем Барни. Барни – это лысый
мужчина, по профессии – официант. В
ситуациях также принимают участие жена,
маленький сын и друзья Барни, с которыми
он встречается дома или в кафе.
В каждом задании слева расположен
рисунок, изображающий определенную
ситуацию. Определите чувства и намерения
действующих в ней персонажей и выберите
среди трех рисунков справа тот, который
показывает наиболее правдоподобный
вариант продолжения (завершения) данной
ситуации.
На рисунке слева Барни, зацепившийся
за край крыши, испуган и просит помощи
у своего маленького сына. Мальчик
взволнован тем, что видит отца в таком
трудном положении.
Выбор рисунка №1 является правильным
ответом в данном случае. Поэтому на
Бланке ответов цифра 1 обведена кружком.
Рисунок №1 наиболее логично и правдоподобно
продолжает заданную ситуацию: жена и
сын Барни приставляют к стене лестницу,
для того чтобы помочь ему спуститься.
Выбор рисунков №2 и №3 является менее
корректным. Что касается рисунка №2, то
маловероятно, что, вися в воздухе в таком
испуганном и беспомощном состоянии,
Барни сможет залезть на крышу
самостоятельно. Поскольку положение
Барни опасно, жена и сын вряд ли стали
бы насмехаться над ним, как это изображено
на рисунке №3.
Итак, в каждом задании Вы должны
предсказать, что произойдет после
ситуации, изображенной на левом рисунке,
основываясь на чувствах и намерениях
действующих в ней персонажей.
Не выбирайте рисунок для ответа только
потому, что он показался Вам наиболее
забавным продолжением. Предлагайте
наиболее типичное и логичное продолжение
заданной ситуации. Номер выбранного
рисунка (обозначенный в правом нижнем
углу рисунка) обходится кружком на
Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях
никаких пометок делать нельзя.
На выполнение субтеста отводится 6
минут. За минуту до окончания работы Вы
будете предупреждены. Работайте, по
возможности, быстрее. Не тратьте много
времени на одно задание. Если затрудняетесь
с ответом, переходите к следующему
пункту. К трудным заданиям можно будет
вернуться в конце, если хватит времени.
В затруднительных случаях давайте
ответ, даже если не совсем уверены в его
правильности.
Соседние файлы в папке Metoduku
404
Страница не найдена. Возможно, она была удалена по причине нарушения Правил размещения материалов на портале pandia.ru, или ее вовсе не существует.
Если Вы уверены что перешли по правильной ссылке, сообщите администрации.
Чтобы отыскать нужный материал, воспользуйтесь поиском вверху страницы.