В рамках проекта «Большая история» накануне Дня Неизвестного Солдата обучающиеся колледжа 02 декабря 2022 года приняли участие в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны». Акция была организована при поддержке Общественной молодежной палаты (Молодежный парламент) при Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации и регионального координатора – Молодежный парламент при Думе Ставропольского края. Онлайн-тест был посвящен событиям Великой Отечественной войны. Образовательная акция вызвала интерес у обучающихся колледжа.
2 декабря 2022 года Тверской государственный медицинский университет принял участие в Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны». Тестирование проходили студенты 1 курса педиатрического факультета в составе 69 человек. Из них 19 студентов правильно ответили на 21-25 вопросов из 40, 19 студентов правильно ответили на 26-30 вопросов из 40, 15 студентов правильно ответили на 30-35 вопросов из 40. Данное тестирование организовали преподаватели учебной дисциплины «История (история России; всеобщая история)» Буланов Владимир Владимирович и Потамская Вера Павловна, сотрудники кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества.
Главная
/
Тесты /Гражданская война в России
12 вопросов
• 10 минут на прохождение
Одним из самых трагических событий Новейшей истории России является Гражданская война. Она стала продолжением Первой мировой войны и революционных событий 1917 года, когда в стране произошел глубокий внутренний раскол, обострилась борьба различных социально-политических сил. Против большевистской власти выступила значительная часть интеллигенции, военных, духовенства и другие слои населения, поддержанные иностранными государствами. Началась Гражданская война.Министр культуры РФ, Председатель Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук В. Р. Мединский недавно отметил: «Сегодня можно сказать, что ты в Гражданскую воевал за Ярополка, – молодежь все воспримет». И действительно, эта война, к сожалению, стала белым пятном для большинства жителей нашей страны, но невозможно и нельзя забывать эту трагедию.Громадный ущерб на сумму более 50 миллиардов золотых рублей был нанесен народному хозяйству. Объемы промышленного производства по сравнению с 1913 годом упали в семь раз. За годы войны население сократилось почти на 13 миллионов человек. В эмиграции оказались сотни тысяч представителей творческой и интеллектуальной элиты.Этот тест о Гражданской войне в России поможет вам освежить свои знания и узнать дополнительные сведения о событиях столетней давности.
Книги
Спецпроекты
Министерство просвещения в экстренном порядке заменит тестовые вопросы для Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории России в связи с их чрезмерной сложностью и специфическими толкованиями. Причиной такого решения ведомства послужили слабые результаты пробных тестов, показанные ведущими историками страны, в их числе оказался и экс-министр культуры, советник Президента России и доктор исторических наук Владимир Мединский. Он не смог набрать количество баллов, соответствующее отметке «удовлетворительно».
Результаты ведущих историков страны серьёзно озадачили методистов Минпросвета и побудили их к полной замене вопросов для ЕГЭ.
«Безусловно, это наша недоработка, ведь доктора исторических наук не могут сдать ЕГЭ на «тройку» или «двойку» по старой системе. Если мы не заменим вопросы, то получим парадоксальную ситуацию, когда потенциально люди с более низкими баллами будут преподавать в вузе людям с более высокими баллами», — пояснила методист Ирина Ягельская.
«В тесте очень плохие вопросы, на которые можно дать совершенно разный ответ. Много вопросов несущественных: про петровскую эпоху, князей Потёмкина и Орлова. Смутное время, Лжедмитриев. И всё в весьма странной трактовке. Тесты надо срочно менять, ведь они не отражают реальные знания их сдающих», — прокомментировал свою неудачу Мединский.
Для написания новых тестов министерство просвещения привлечёт широкую группу экспертов. В неё войдут члены Российского военно-исторического общества, Минобороны, РАН, РПЦ и Кубанского казачьего войска.
10 марта 2022 18:45Программа выходит в эфир каждую неделю, а еще можно посмотреть интернет-архив
Это авторский курс доктора исторических наук Владимира Мединского, призванный погрузить зрителя самого широкого круга в перипетии и тонкости русской жизни из глубины веков.Увы, в школе мало кому везет с учителем истории. Довольно нечасто интереснейшую диалектику и реку времени преподают хотя бы на уровне динамики и сюжетности «Властелина колец» или хотя бы «Игры престолов». Так, чтобы дух захватывало и живые люди со страстями и грехами, а не скучное бу-бу-бу про даты и сражения.Однако век цифровых технологий позволяет перезагрузить курс российской истории в доступном формате. Хотя бы на ТВ и в интернете.
Программа выходит в эфир каждую неделю, а еще можно посмотреть интернет-архивДля этого программа «Рассказы из русской истории. XVIII век» и выходит на канале «Культура». Это авторский курс доктора исторических наук Владимира Мединского, призванный погрузить зрителя самого широкого круга в перипетии и тонкости русской жизни из глубины веков. Сформировать целостное и объемное восприятие становления Российской империи как крупнейшего государства Европы.
Всероссийский тест по истории отечества пройдет 26 ноября, начало запланировано 10:30 утра, в Москве его проведет министр культуры Владимир Мединский. Проверить свои знания сможет каждый в 85 регионах России, а также в странах СНГ и Соединенных Штатах. Над созданием вопросов работали ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, об этом m24.ru рассказали в пресс-службе Российского военно-исторического общества (РВИО).
Любой сможет проверить свои знания отечественной истории на специальных площадках, центральная располагается в здании РВИО. Помимо министра, на мероприятии в Москве будут присутствовать председатель Мосгордумы Алексей Шапошников и председатель молодежного парламента при Госдуме Наталья Кувшинова. Участникам предстоит ответить на 40 вопросов всего за 40 минут, проверку пройдут не только школьники, но и депутаты, общественные деятели и военнослужащие. Тест подготовили на русском языке, он будет анонимным и бесплатным. Акция состоится в рамках проекта «Каждый день горжусь Россией».
После тестирования участников ждёт военно-полевой концерт, военная реконструкция разных эпох, мастер-классы владения разными видами оружия, угощение солдатской кашей и чаем с баранками. Сбор гостей начнется в 10:00 по адресу: Москва, Российское военно-историческое общество, Петроверигский переулок, 4/1.
Ссылки по теме
Всероссийское тестирование по истории отечества проводится уже во второй раз. В прошлом году в нем приняли участие более 83 тысяч человек. В России для любого работали 1536 площадок в 80 регионах страны. Вопросы в тесте охватывали весь период истории страны.
Кроме того, в России ежегодно проходит добровольная образовательная акция по русскому языку – тотальный диктант. С помощью диктанта каждый человек может проверить глубину знания русского языка. Идея акции родилась в начале 2000-х годов в студенческом клубе гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета «Глум-клуб».
Никита Щуренков, Виталий Воловатов
В КГМУ ПРОШЕЛ ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Пятница, 02, Декабрь 2022, 00:00
В преддверии Дня Неизвестного солдата КГМУ выступил площадкой для проведения теста по истории Великой Отечественной войны.
День Неизвестного солдата был установлен в России в 2014 году в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.
Тест могли пройти все желающие, но не для того, чтобы получить баллы и оценки, а для того, чтобы узнать новое о Великой Отечественной войне, освежить свои знания и поставить новые задачи в изучении истории. В этом году были добавлены вопросы с историями о работе в тылу и героизме солдат, о подвигах молодых людей, учителей, женщин и врачей. Проблемы Великой Отечественной войны – это благодатный источник нравственного воспитания. Дело не только в знании фактов, событий, дат и прочего. Есть убеждения, нравственные ценности, а также примеры для подражания. Известный педагог С. Сухомлинский отмечал, что очень важно найти и вложить в души молодежи моральные ценности Отчизны и всего человечества.
«В тестировании в онлайн формате приняли участие более 100 студентов разных факультетов КГМУ и учащиеся МФК, которые захотели попробовать свои силы в знании истории Великой Отечественной войны. Для каждого в нашей стране война является святой темой. Нет такой семьи в странах бывшего СССР, которую не затронула война. Знать и помнить об ужасах того времени, чтобы не повторять ошибок – важнейшая задача гражданско-патриотического воспитания современной молодежи», — отмечает ректор КГМУ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор Виктор Анатольевич Лазаренко.
Тест имел базовый и профильный уровни. Тестирование в оф-лайн и он-лайн режимах (в он-лайн режиме можно пройти тест до 24.00 2 декабря 2022 г.). Участники акции ответили на 40 вопросов теста, среди которых были и о блокаде Ленинграда, и о героях страны, и об оружии ВОВ. Многие успешно справились с предложенными заданиями и показали хорошие результаты.
Американские школьники каждое утро на протяжении 150 лет читают молитву во славу Америки, ее символов и флага, и российской системе образования необходимо ввести похожие традиции, считает помощник президента Владимир Мединский. Соответствующая рекомендация будет направлена министру просвещения Сергею Кравцову. Мединский также призвал ввести во всех технических вузах и техникумах России краткий курс истории XX века вместо нынешнего курса «истории всего, от Адама до сегодняшнего дня». Кроме того, бывший глава Минкульта выразил сожаление, что на посту министра «недоидеологизировал» российское историческое кино. Обо всех предложениях Владимира Мединского на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению — в материале «Газеты.Ru».
Председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) и помощник президента Владимир Мединский предложил перенять распространенную в американских школах практику воспевания флага и других государственных символов.
«Во всех государственных и частных школах США на протяжении последних 150 лет учебный день начинается с короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага, написанной американскими общественными деятелями во второй половине XIX века, с той поры не менявшейся», — заявил Мединский на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению, которую он возглавляет (цитата по ТАСС).
Политик уточнил, что в ряде штатов школьники могут «не произносить эти слова вслух», если они «противоречат их какой-то там толерантности», но присутствовать в классе во время совершения молитвы они обязаны.
Мединский попросил членов комиссии обратиться с соответствующей инициативой в Минпросвещения и внедрить подобную практику в учебных заведениях «прямо сейчас, прямо сегодня». «Пожалуйста, в силу тех полномочий, которые у вас есть, попробуйте это реализовать», — призвал он.
Предложение помощника Владимира Путина поддержали единогласно. «Мы подпишем протокол и направим министру просвещения», — заключил Мединский.
В большинстве американских школ и детских садов ежедневно проходит торжественная церемония поднятия флага страны и штата. Исполнение гимна практикуется, но не является обязательным. В 1962 году Верховный суд США постановил, что учителя не могут заставлять учеников молиться в государственных школах. Тем не менее, практика чтения молитв перед уроком по-прежнему распространена в ряде учебных заведений, особенно на юге страны. Так, 8% участников опроса исследовательского центра Pew Research Center заявили, что учитель организовывал совместное чтение молитв, и столько же сообщили, что учитель читал им Библию.
- Курс истории XX века — в технические вузы
- Внутри учебника
- Фильмы вместо передач
- Новости библиотеки
- Оставить заявкуна подкурсы по ЕГЭ/ОГЭ
- Тьма истории от Мединского. О чем рассказывает новый учебник под редакцией экс-министра культуры
- Реакция соцсетей на новые учебники истории под редакцией Мединского
- Реакция не заставила себя ждать
- Теперь пользователи предполагают, что история «немного» поменяется
- Будут ли подобные издания достоверными?
- Не забыли и прошлые ляпы Мединского
- Кто-то полагает, что это нужно для формирования и промывания мозгов будущему поколению
- Скоро нормальные учебники по истории придется читать подпольно
- Примерно так представляют новые учебники пользователи (на фото реальная книга)
- Идем дальше! Редакции подвергнутся не только учебники по истории
- Что ждет наше образование в будущем?
- Мединский после слов Путина назвал Украину историческим фантомом
Курс истории XX века — в технические вузы
Кроме того, во всех технических вузах и техникумах России, по мнению председателя РВИО, необходимо ввести краткий курс истории XX века, который заменит читаемый там сейчас курс «истории всего, от Адама до сегодняшнего дня». «Галопом по Европам, за год они это быстро проходят. Давайте уже не будем, давайте все это отменим и сделаем краткий курс — курс истории XX века. Простой и понятный, от революции до сегодняшнего дня», — предложил Мединский.
«Лучше мы хорошо будем знать новейшую историю, чем не знать никакую сегодня», — сказал он, добавив, что уже обсуждал инициативу с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева одобрила идею ввести в технических вузах отдельный курс отечественной истории, но не согласилась с тем, что это должна быть только история XX века.
«Я категорически против как историк — не может быть отдельной истории XX века, так не бывает. И объяснить школьнику и студенту первого курса, почему в XX веке происходило так, — это очень сложно. Поэтому нужно делать по-другому. Нужно все технические вузы без исключения обучать истории Отечества», — отметила Васильева на заседании комиссии.
Внутри учебника
Мединский также призвал мобилизовать «все возможности в сфере исторического просвещения», потому что сейчас «мы живем в учебнике истории» и от россиян зависит, «на каком языке» будет писаться следующая его глава.
«И если мы будем жить с вами по-старому, не мобилизовавшись и не перестроившись, то я думаю, что мы осознаем, что мы живем в последней его главе. И не факт, что эта глава будет написана на русском языке», — заявил политик.
«Довести до каждого преподавателя, работника культуры, до каждого музейщика, кинопродюсера, режиссера: все, другое время, другая эпоха», — цитирует Мединского РИА «Новости».
Фильмы вместо передач
Экс-министр культуры, помимо прочего, считает необходимым сократить количество развлекательных передач в телеэфире, заменив их «хорошим российским и советским кино».
«У нас есть члены комиссии — представители телеканалов, передаю вам зов с мест: коллеги, давайте все-таки поменьше развлекательных передач. Это как-то выглядит довольно нелепо в наше время. Мы все пытаемся сделать вид, что все по-старому, но нет», — обратился Мединский к представителям комиссии.
«Даже иностранное хорошее кино без авторских прав — кому сейчас нужны эти авторские права? Люди будут вам признательны», — добавил он.
Мединский выразил сожаление, что, будучи главой Минкульта (он занимал этот пост с 2012 по 2020 год. — прим. «Газеты.Ru»), «недоидеологизировал» историческое кино и не смог побороть «очернение» исторических событий. Все восемь лет на посту министра его «клевали за излишнюю идеологизированность», подчеркнул он.
«Я вот теперь каюсь, что недоидеологизировал. Не доделал, когда была возможность», — отметил помощник президента. Тех, кто на государственные деньги снимает фильмы, очерняющие историю России, в том числе День Победы, – «хуже, чем предатели», заключил Мединский.
Новости библиотеки
2 декабря 2022 года, накануне Дня Неизвестного солдата в России прошла акция «Тест по истории Великой Отечественной Войны» в рамках Международного проекта «Большая история», который реализуется Молодежным парламентом при Государственной Думе и региональными парламентами с 2015 года. Студенты колледжа под руководством преподавателей Кафедры гуманитарных дисциплин: Мальцевой Н.А; зав. кафедрой Лифинцевой М. В. в составе 268 человек, включая Невинномысский филиал, прошли тест с уверенным результатом (средний балл 34).
Оставить заявкуна подкурсы по ЕГЭ/ОГЭ
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ В ПРИЁМНУЮ КОМИССИЮ, И МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ, чтобы рассказать всё ещё подробнее
Тьма истории от Мединского. О чем рассказывает новый учебник под редакцией экс-министра культуры
«Фонтанка» от корки до корки прочла только что вышедший учебник истории России XX — начала XXI века. Производя весьма уважительное впечатление почти на всем своем протяжении, к концу он не оставляет места сюрпризам.
Нет, если вы решительно настроены найти объяснение, почему этот учебник — плох и ангажирован, вы, несомненно, с легкостью его отыщете, и не одно. Но куда интереснее взглянуть на него шире и — вот именно что — честнее. Тогда он способен очень приятно удивить.
Давно было пора
Новый учебник по истории России XX — начала XXI века — последнее в общем ряду самого современного комплекса учебников для 5–10 класса. Его написал большой коллектив заслуженных педагогов, методистов и историков. На обложке красуется логотип Российского военно-исторического общества, а общая редакция была отдана экс-министру культуры Владимиру Мединскому. Скептически настроенная общественность уже заклеймила учебник как однобокий и ангажированный.
История появления этого курса связана с давней критикой со стороны общественных деятелей патриотического толка существующих учебников. Их и правда довольно много (не менее десятка). Дошло до того, что в одном из них кто-то не нашел упоминания Сталинградской битвы и на этом основании поставил нелицеприятный диагноз всей индустрии учебных пособий страны.
Так что приход на этот рынок Российского военно-исторического общества и, тем более, одного из его активных членов Владимира Мединского — автора как серии аналитических исторических эссе, так и серьезных работ по истории Великой Отечественной войны, — был ожидаем. Как ожидаемым было и то, что там будет написано и как к этому отнесутся политические оппоненты «патриотов».
Найти этот учебник для 10 класса пока нелегко. В доставшемся «Фонтанке» экземпляре указан тираж — 600 штук. Учителя истории призывают не видеть в этой цифре ничего многозначительного или, тем более, провального. Логика школьного курса подразумевает, что в полной мере он понадобится лишь через пять лет, — когда сегодняшние пятиклашки, получившие в 2021 году первую книгу из серии «учебников Мединского», дорастут до десятого класса. В теории возможно, что где-то на местах школьные администрации будут форсировать события и заменять ими используемые сейчас учебно-методические комплексы. Но это будет именно что перегиб на местах, а не исполнение задумки авторов.
Существует точка зрения
«Существует следующая точка зрения: «Коллективизация была необходима для осуществления в стране индустриализации, ее издержки окупились результатами экономического развития». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающие эту точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих ее». Подобные задачки есть почти после каждого параграфа в учебнике. И когда только начинаешь читать его, не устаешь удивляться здравому и взвешенному подходу их авторов к снаряду.
Опрошенные «Фонтанкой» три практикующих преподавателя школьной истории в целом отзываются о новом учебном пособии весьма позитивно. С оговоркой — идеальных учебников ведь не существует. Если возникнет задача назвать ляпы и странности — это не составит труда, но это будут именно придирки. Ну что-то вроде: почему-то явно незнакомые среднему подростку термины «аннексия» и «контрибуция» в тексте никак не поясняются, а, казалось бы, очевидный штамп «России нужна твердая рука» объясняется — «сильная личность». Ну, или что в разделе «Любопытные детали» оказывается довольно запутанная классификация социал-демократов. Куда уж любопытнее!
Но если не углубляться в эти придирки, почти весь учебник для 10 класса из учебно-методического комплекса (УМК) под общей редакцией Владимира Мединского можно честно назвать выражающим разные точки зрения, глубоким, умным и полезным. И это будет правдой, если считать, что он заканчивается 2000-м годом. Потому что последние 40 страниц — это чистая политпублицистика, а не образование или наука.
«Если сравнивать с другими учебниками, линия Мединского как минимум не хуже других учебников, потому что события и процессы описываются достаточно подробно. В предвзятости эту учебную линию в целом обвинять тяжело, так как после параграфов присутствуют разные выжимки из трудов великих историков», — делится с «Фонтанкой» своими впечатлениями от УМК (то есть от всей линейки от 5 до 10 класса) Андрей Ощепков, преподаватель истории и обществознания, автор пособия «Аргументация точки зрения» для ЕГЭ по истории, снявший видеообзор этих учебников. «Отрицательными чертами вижу выпячивание религиозной идеологии. Слишком много внимания уделяется малозначительным фактам. Например, в учебнике за 7 класс в параграфе «Внешняя политика Ивана Грозного» про взятие Казани написано, что Ивану Грозному почудилось, что он слышит колокола московского Донского монастыря. И таких подобных моментов много. Излишняя демонстрация суеверий — главный недостаток учебника, по моему мнению», — говорит педагог.
«Если анализировать подробно и дотошно это издание, то минусы, конечно, можно найти. Но в целом обвинения в некоей предвзятости, ангажированности, однобокости изложения исторических событий, на мой взгляд, достаточно надуманны», — оценивает Артём Виноградов, петербургский учитель истории и обществознания, преподаватель образовательного центра «Proect104». Он считает, что в целом всё изложено достаточно обобщенно, объективно, и делается упор на исторические документы, методический аппарат выстроен достаточно грамотно, хвалит хорошую подборку иллюстративного и справочного материала, хорошо подготовленные задания. «Да, разумеется, учебник дает официальную позицию в оценке событий XX века, но какой-то излишней политизированности я не заметил», — отмечает Артём Виноградов, давая учебнику Мединского положительную оценку и считая, что он отлично подойдет для базовой подготовки десятиклассников.
«Прочитав первые главы, ничего такого ужасного я не нашел. Возможно, я что-то сделал бы по-другому, но в целом он выглядит вполне достойно. Есть хороший методический аппарат. Он написан достаточно просто — для среднего или ниже среднего школьника. Достаточно жеваный, но все основные моменты отражает, главное выделено, ключевые точки ставятся. Страшного впечатления он на меня не произвел. Надо понимать, что это не книга для домашнего чтения и не хрестоматия, а пособие для учителя. Который может задать задание, растолковать какие-то вещи, на что-то обратить внимание, расставить акценты. Да, можно заниматься придирками, но боже ж мой! Я ни разу в жизни не видел идеального учебника», — хвалит и Константин Северинов, историк, учитель истории и обществознания петербургского Физико-математического лицея № 30.
На рубеже веков
Однако вся эта благодать с методическим аппаратом и разными точками зрения в учебнике заканчивается аккурат на параграфе № 42 — «Политическое и экономическое развитие страны в начале ХХI века», которое начинается 2000 годом. Говоря о нем и трех оставшихся параграфах, учителя истории будто отзываются о принципиально другом учебнике, не имеющем отношения к тому, о котором шла речь ранее.
«Подборка фактов очень однобокая, всё «лишнее» игнорируется. Оценки происходящего ангажированы», — оценивает последние главы Константин Северинов.
«В той части, где идёт повествование о современной России, проблемные места смягчены, хотя страна до сих пор переживает негативные последствия распада СССР. Моё мнение — идеализируется наше время», — говорит Андрей Ощепков.
Даже невооруженным глазом видно — последние параграфы писал не педагог и не историк, а публицист. Так и есть. В выходных данных указан их автор — Армен Гаспарян. Личность куда более известная в медийных кругах, чем в среде академических ученых. По образованию — журналист (МГУ). Возглавлял русскую службу «Голоса России», был топ-менеджером в МИА «Россия сегодня», лауреат конкурса СМИ «Патриот России». Специализируется на исследовании мифов об истории России ХХ века, в частности, времен Великой Отечественной войны. Как попал в обойму авторов школьного учебника, написанного под патронажем Российского военно-исторического общества, понятно — он член его центрального совета.
Еще в тех частях учебника, где говорится о закате СССР, уже начинают проскальзывать публицистические штампы, которые до этого момента другим авторам удавалось избегать или, по крайней мере, давать им определение «так называемый». Однако там, где дается оценка участия СССР в Афганской кампании — «выполнили интернациональный долг», появляется уже без объяснения, о каком долге идет речь. Штамп из официозных речей дается подросткам как нечто понятное и без объяснений.
А в параграфах, описывающих Россию в XXI веке, присутствует уже полный набор тезисов и оборотов, характерных для официальных СМИ современности. «В условиях недостаточной зрелости гражданского общества, в России, чтобы не допустить использования при выборах губернаторов административного ресурса, с 2004 г. их, по представлению президента, начали назначать местные законодательные органы». О том, что это решение мало кому до сих пор понятным образом было увязано с терактом в Беслане, в учебнике опускается. И каким образом такая максимальная кристаллизация идеи административного ресурса должна была бороться с этим явлением, школьникам не объясняется.
Еще проще им предлагается подходить к вопросам решения одной из самых больных тем для России «нулевых» — чеченскому вопросу: «Под руководством избранного в 2007 году президентом Р. А. Кадырова (сына Ахмата Кадырова) Чеченской Республике удалось залечить нанесенные войной раны и превратиться в один из динамично развивающихся регионов Российской Федерации». Откуда в Чечне на всё это взялись деньги, Рамзан Ахматович в свое время исчерпывающе объяснил: Аллах дает. Это одна точка зрения. Другая — согласно данным статистического ведомства республики, по итогам 2020 года из 127 миллиардов рублей всех доходов бюджета Чечни почти 107 миллиардов пришлись на т. н. безвозмездные поступления — дотации, субсидии и субвенции федерального бюджета. И примерно такой уровень — плюс-минус 80 % — сохраняется уже многие годы. Подумать над этими точками зрения в заданиях к параграфу не предлагается — ни одна из них не излагается в учебнике.
Именно стабильность политической ситуации — главная причина экономических успехов страны в конце нулевых и начале десятых годов, по версии Армена Гаспаряна. А мешал им лишь пришедший к нам из США мировой финансовый кризис. Спорить с этим или приводить альтернативные точки зрения, как это делалось в начале учебника, школьникам не предлагается.
В одном из самых острых моментов современной истории страны — присоединении Крыма также есть недосказанное. Так, ни словом не упомянуто разрешение, данное Советом Федерации президенту на использование на полуострое российских войск. Судя по учебнику, подавление украинских частей и отражение угрозы вторжения украинских вооруженных националистов проводилось силами уже и так давно там находившихся военных — вместе с крымской милицией и добровольцами. Хотя даже уже сам президент признал природу появления в конце той зимы в Крыму т. н. «вежливых людей».
«От Советского информбюро»
В рассказе о сочинской Олимпиаде говорится, что «наша сборная показала высокие результаты в общекомандном первенстве». Но нет ни слова о том, как потом эти результаты пересматривались и какая катастрофа чуть позже постигла отечественный спорт высоких достижений по итогам допингового скандала. Куда больше места уделено пространным рассуждениям о том, какую роль в жизни человека играет компьютеризация — особенно для тех, «кто склонен к домоседству или ограничен в финансовых ресурсах», и о том, как кредиты закабаляют страну.
В сухом остатке мы имеем отличный (насколько это вообще возможно) учебно-методический комплекс для уроков истории России. Ложкой дегтя в котором оказываются лишь заключительные главы. «Но это не страшно, так как на едином государственном экзамене вопросы по этой теме присутствуют крайне редко, а школьники вряд ли поверят тексту учебника про современность», — предлагает не сгущать краски Андрей Ощепков.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»
Реакция соцсетей на новые учебники истории под редакцией Мединского
На днях Минпросвещения одобрило новые учебники истории под редакцией Мединского. Еще в 2017 году его предлагали лишить ученой степени после публикации диссертации, а сегодня под контролем депутата выпускают издания для школьников целой страны. В один голос пользователи твердят: «Хана истории!».
Реакция не заставила себя ждать
Теперь пользователи предполагают, что история «немного» поменяется
Будут ли подобные издания достоверными?
Не забыли и прошлые ляпы Мединского
Кто-то полагает, что это нужно для формирования и промывания мозгов будущему поколению
Скоро нормальные учебники по истории придется читать подпольно
Примерно так представляют новые учебники пользователи (на фото реальная книга)
Идем дальше! Редакции подвергнутся не только учебники по истории
Что ждет наше образование в будущем?
Необщительный Карл XII, методички Пентагона и петровское завещание французского шпиона. Такими образами жонглировал на марафоне «Знание» главный — хотя и не коронованный — историк страны.
Бывший министр культуры, помощник президента России и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский 18 мая рассказал школьникам и студентам в ходе просветительского марафона «Новые горизонты» «как просто запоминать и понимать историю». Так звучала тема выступления, набросанного широкими мазками. «Фонтанка» запомнила шесть ярких образов, но не уверена, что правильно поняла.
Правление без абстракций
Мединский начал с того, как важно для правителя учитывать интересы простых людей. «Любимая всеми историками — и либералами, и консерваторами — государыня Екатерина II говорила: «Править несложно, нужно лишь делать то, что хотят твои подданные, и тогда все будет хорошо». Задача истинного лидера — выстраивать свою политику так, чтобы она совпадала с национальными интересами. Не с какими-то абстракциями, придуманными политологами, не со сформулированными этими же политологами в телевизоре благомудростями или благоглупостями в соцсетях, а истинными стремлениями простых людей», — объяснил он.
Стремления эти, по мнению историка, очень просты: мирная, счастливая, свободная жизнь, где у каждого есть право общаться на своем языке, и так далее. «Это то, что называется всегда традиционные ценности, как бы ни иронизировали по поводу этих понятий», — добавил он.
Гуманитарная помощь, Карл
Первая историческая аналогия, которую провел спикер, относилась ко времени Северной войны. По словам Мединского, Петр I на протяжении 20 лет пытался заключить со своим оппонентом мир, а накануне Полтавской битвы даже направил Карлу XII, по его просьбе, «гуманитарную помощь»: медикаменты, снаряжение, фураж. Но «Карл не хотел мира и переговоров, он хотел воевать».
На примере Речи Посполитой Мединский объяснил важность взвешенной политики для многонационального и многоконфессионального государства: «Мы видим с вами, что Киев, вопреки интересам своего народа, фактически рвал все исторически сложившиеся связи и дружбу с Россией. Делал то же самое, что делала раньше Польша, не желая учитывать интересы русскоязычного населения. Так же, как король Карл XII, Киев маниакально хочет воевать, вопреки здравому смыслу, вопреки интересам простых граждан Украины».
Карл XII не общался с женщинами. Вообще. С мужчинами тоже
При этом, противопоставляя главу могущественного Шведского государства Киеву, зампред Наблюдательного совета Российского общества «Знание» отметил несколько качеств хорошего военачальника.
«Карл XII хотя бы был профессиональным военным. В этом было его призвание. Практически, как военный, не имел недостатков. Карл XII не пил, не курил, не играл в азартные игры, не общался с женщинами. Вообще. Ничего не подумайте, он с мужчинами тоже не общался. Его интересовала только война», — объяснил Мединский.
«Обязательно должен быть убитый велосипедист»
Во все времена Россия сталкивалась с агрессивным мифотворчеством со стороны Запада, считает Мединский — «начиная с фейкового завещания Петра Великого, написанного, кстати, французским шпионом», заканчивая «баснями Геббельса о миллионах поголовно изнасилованных немок в возрасте от 7 до 70 лет».
В связи с этим он вспомнил, как в свое время писал дипломную работу, посвященную Public relations в государственных учреждениях США, для которых набрал огромное количество американских книг и методичек.
По его словам, также в методичках содержались подробные правила фотографирования и расположения на них людей: «Обязательно должен быть убитый велосипедист. Велосипедист — это страшно, он беззащитный. И посмотрите, там сразу были велосипедисты, убитые «русскими орками», зачем-то брошенные на дорогу при отступлении».
Польша отгрызет у Украины западные земли
Экс-глава Минкульта возглавляет делегацию России на переговорах с Украиной, которые в настоящий момент, по признанию сторон, фактически прекращены. Он отметил, что в ходе обсуждения представители украинской делегации не скрывали, что у них «несколько центров принятия решений». Один из них, по словам Мединского, — «их западные друзья».
«Но это такие друзья, что и врагов не нужно. Зная историю, я ни секунду не сомневаюсь, что друг-Польша при первом же удобном случае с удовольствием отгрызет у друга-Украины западноукраинские земли», — уверен он. Мединский припомнил, как во время раздела Чехословакии ее «друг» Польша «отгрызла у них Тешинскую область под шумок». «Даже Черчилль от этого, по простому говоря, немного прибалдел и назвал тогда Польшу «главной Гиеной Европы»», — подчеркнул спикер.
Угадай, кто гадитЗаканчивал Мединский, по его словам, любимой загадкой: какие страны могут похвастать историей непрерывного суверенитета на протяжении 500–600 лет? Одна из них, понятное дело, Россия, даже если отсчитывать от стояния на Угре. Вторая? Правильно. «Мы и англичане — всё, — подытожил Мединский. — Это две страны на планете с самой большой историей непрерывного суверенитета. Им хочется, чтобы осталась одна, но этого не будет. История учит нас одному, что любые попытки в конечном счете поставить нашу страну на колени, — и тут я могу, затянув выступление, привести вам десятки исторических примеров разных нашествий — все эти попытки заканчивались крахом. Все, кто пытался, они в этом разочаровывались. Они понимали, что не нужно было. В основном, правда, понимали слишком поздно для себя. И в этом главный урок истории. Помните это». На этом лекция была окончена.
Запоминала Евгения Горбунова,«Фонтанка.ру»
Мединский после слов Путина назвал Украину историческим фантомом
Мединский: экскурсы Путина доказывают преемственность и непрерывность истории России
Помощник президента назвал историческим решение о признании ДНР и ЛНР. Говоря об истории Украины, от отметил, что страна «не просто неразрывно связана с тысячелетней историей» Российского государства, а «есть сама русская история»
Заявления президента России Владимира Путина об истории Украины доказывают преемственность и непрерывность истории России, которой, «как и всей исторической цивилизации — Россия» ни конца ни края нет, заявил помощник главы государства, бывший министр культуры Владимир Мединский. Так он прокомментировал обращение Путина, в котором тот заявил о признании Донецкой и Луганской народных республик.
Президент, обращаясь к россиянам, отметил, что Украина для России — это не просто соседняя страна, а неотъемлемая часть российской истории, культуры, духовного пространства. С давних пор жители юго-запада древнерусских земель называли себя русскими и православными — «так было и до XVII века, когда часть этих территорий воссоединилась с Российским государством, и после», а современная Украина была создана «большевистской, коммунистической Россией», указал он.
«В результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать «Украина имени Владимира Ильича Ленина». Он ее автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жесткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины», — пояснил Путин.
По словам Мединского, глава государства принял историческое решение.
«Неслучайно поэтому он еще раз напомнил всем нам хорошо известные историкам факты: современное государство, которое мы привыкли называть Украиной, — исторический фантом, скроенный конкретными тактическими решениями конкретных политиков в конкретных обстоятельствах», — отметил помощник Путина. И высказал мнение, что Украина «не просто неразрывно связана с тысячелетней историей» Российского государства, а «есть сама русская история».
По его словам, «малороссийские земли», присягнувшие царю Алексею Михайловичу в XVII веке, — «лишь 15% территории будущей «незалежной». «Потом была «покупка» Киева у Речи Посполитой по Вечному миру 1686 года. Потом — войны Потемкина и Суворова с Османской империей — за Новороссию, Кубань и Крым», — заявил Мединский.
Накануне Путин объявил о решении признать ДНР и ЛНР. Он объяснил это нежеланием Киева выполнять минские соглашения о Донбассе и его незаинтересованностью в мирном решении конфликта. Позже президент подписал соответствующие указы, а также договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с главами ДНР и ЛНР Денисом Пушилиным и Леонидом Пасечником. Во вторник парламенты обеих республик, Госдума и Совет Федерации ратифицировали эти договоры. Украина, США и Евросоюз осудили действия России.