07 декабря 2022
Тест-драйв уникальной «Нивы», у которой почти нет конкурентов
Каждый из нас видел классическую трехдверную «Ниву», реже встречается растянутая пятидверная версия, а в этот раз познакомимся с уникальным образцом – Lada Niva Kub.Делают ее на нижегородском заводе «Промтех» небольшими партиями. Вся часть кузова, что за передними дверями, отрезается, растягиваются и усиливаются лонжероны пола, потом ставится надстройка. Получается высокий минивэн, в котором без труда узнается «Нива». Цена – от 1 850 000 рублей. Конкурентов за такие деньги кот наплакал: в этой нише остались разве что ГАЗ «Соболь» да ульяновская «Буханка», и обе модели изрядно устарели.С салоном «Куба» надо знакомиться не с водительского места, а с пассажирского отсека – здесь все самое интересное. Два ряда на шестерых, плюс установлен люк и светодиодная подсветка. В багажник ведет не привычная подъемная дверь, а распашные створки. Для удобства погрузки установили дополнительную ступеньку. Полки или шторки не предусмотрены, но куда важнее объем – по вместительности «Лада Куб» затмевает любой вазовский универсал, включая «Ларгус».В серийном варианте при рабочем объеме 1,7 литра двигатель выдает всего 87 лошадиных сил, но для «Куба» его форсировали до 106 «лошадей». Это уже кое-что – машина поехала бодрее и уверенно разгоняется даже на пятой передаче. Обратите внимание: здесь три рычага управления трансмиссией. По нынешним временам архаизм, понижающую передачу и блокировку дифференциала давно пора задействовать электроприводом.Вы спросите: а что это за устройство рядом с рычагами? Отвечаю: это модуль управления задней пневмоподвеской. Грузоподъемность увеличена до 850 килограммов, поэтому шасси серьезно переработали. На заднюю подвеску установили рессоры и пневмобаллоны – они позволяют выравнивать кузов при полной загрузке. А еще такая «Нива» поехала мягче – на дороге она лишь вальяжно покачивается. Клиренс в 240 миллиметров и трансмиссия 4х4 остались. Но проходимость «Куба» хуже, чем у стандартной версии: на сложном рельефе мешает длинная колесная база. Но минивэн и не создан для покорения бездорожья, во главе угла стоит перевозка пассажиров, и с этой целью он справляется.Интересную машину построили нижегородцы. Ряд решений отсюда «АвтоВАЗ» вполне бы мог перенять для массового производства.
Ранее по теме
LADA «Нива» отмечает юбилей – знаменитому на весь мир советскому автомобилю исполняется 45 лет. 5 апреля 1977 года с конвейера АвтоВАЗа сошел первый серийный экземпляр ВАЗ 2121 «Нива».
Опытные образцы легкового автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», предназначенного для эксплуатации в сельской местности, 1975 год
Демонстрация автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» для индивидуального пользования в условиях сельской местности, 1975 год
Первые автомобили ВАЗ-2121 «Нива», выпущенные Волжским объединением по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», 1976 год
Внедорожники ВАЗ-2121 «Нива» на испытаниях в Сибири, 1977 год
Испытательный полигон Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива», 1980 год
Немецкая автомобильная фирма «Диркес» продает советские автомобили «Нива» и «Лада», 1982 год
Советский автомобиль «Нива» в одном из парижских салонов, 1986 год
Автомобильные соревнования. «Нива» во время участия в необычных автомобильных соревнованиях автоклуба «4х4» на Стадионе технических видов спорта в Крылатском, 1994 год
Автомобили участников во время гонки на внедорожниках в Волгоградской области, 2017 год
Болельщики сборной Исландии, приехавшие в Россию на автомобиле «Нива», перед матчем группового этапа чемпионата мира по футболу — 2018 между сборными командами Нигерии и Исландии, 2018 год
Участник трофи-фестиваля внедорожников «Осенний кураж» во время гонки по пересеченной местности с преодолением препятствий в Великолукском районе, 2018 год
Посетители у автомобиля волжского автозавода ВАЗ-2121 «Нива» в музее Уральской горно-металлургической компании (УГМК) «ХХ век Авто», 2021 год
Новый автомобиль LADA Niva Travel в Санкт-Петербургском дилерском салоне LADA, 2021 год
Автомобиль стал уникальной собственной разработкой советских конструкторов. Несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза – эти «легковые» атрибуты были впервые применены на внедорожнике такого класса. Постоянный полный привод тоже был в диковинку. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье.
Продолжение истории после рекламы
Некоторые эксперты считают «Ниву» лучшим автомобилем в истории Волжского автозавода и самой успешной экспортной моделью ВАЗа за всю историю.
За это время было выпущено около 3 млн внедорожников, пятая часть автомобилей отправлена на экспорт. «Нива» единственная LADA, покорившая все шесть континентов Земли, включая Антарктиду, где модель отработала 11 лет.
Сейчас знаменитый автомобиль выпускается под брендом LADA Niva Legend. Кроме того, у легендарного внедорожника есть обновленная версия под названием LADA Niva Travel.
Нива по итогам осени вошла в топ-5 российского рынка. Хороший повод освежить впечатлении о народной любимице.
Нива – машина действительная легендарная. Прекрасная проходимость и сравнительно невысокая цена позволяют ей даже в 45-летнем возрасте пользоваться хорошим спросом.Впрочем, Нива того времени и нынешняя – совершенно разные автомобили. Ведь конструкцию неоднократно модернизировали. Последнее обновление случилось относительно недавно.
Нива была и остается царицей бездорожья. А уж если обуть ее в шины позубастей, найти непроходимое препятствие будет непросто.Нива была и остается царицей бездорожья. А уж если обуть ее в шины позубастей, найти непроходимое препятствие будет непросто.Внутри стало лучше Материалы по теме
Взятая на тест Нива была в исполнении Урбан – с пластиковыми бамперами вместо более прочных и функциональных металлических. Установлены они неопрятно – щели сантиметровые. В оригинальном виде трехдверка нравится мне куда больше. Новая передняя панель и центральная консоль заметно освежили нивовский салон. Блок управления микроклиматом избавился от архаичных ползунков – их заменили три шайбы. На панели приборов появился более крупный и информативный экран трип-компьютера. Вместо натяжного потолка теперь формованный, а на нем – современный плафон освещения. Сиденье больше не люфтит и не впивается каркасов в спину. Но до современных стандартов еще далеко. Руль по-прежнему не регулируется, рычаг КПП отнесен далеко вперед – попробуй дотянись. Что он, что рукоятки управления демультипликатором и блокировкой безвольно крутятся вокруг оси. И таких претензий набегает немало.
Интерьер выглядит гармонично. Штатной медиасистемы не предлагается – только однодиновая магнитола.Интерьер выглядит гармонично. Штатной медиасистемы не предлагается – только однодиновая магнитола.
Как и у всех современных ВАЗов, приборка – с оранжевыми акцентами. Радиальная оцифровка – на любителя.Как и у всех современных ВАЗов, приборка – с оранжевыми акцентами. Радиальная оцифровка – на любителя.В тесноте, но не в обиде Материалы по теме
Новые передние сиденья помимо более удачной формы располагают иным механизмом складывания – забираться назад стало проще. Но второй ряд по-прежнему тесен. Запаса для коленей нет. В плечах тоже жмет – трое взрослых тут не поместятся (да и подголовников только два). Согласно данным производителя, багажник вмещает всего 265 л, а по нашим замерам даже еще меньше – 216 л. Чтобы было понятно: столько же места в пяти маленьких чемоданах, которые можно брать в салон самолета. Зато в багажнике появилась 12-вольтовая розетка.
Задний ряд откровенно тесен. Выпирающие колесные арки крадут драгоценное пространство. В пятидверке, кстати, они не мешают.Задний ряд откровенно тесен. Выпирающие колесные арки крадут драгоценное пространство. В пятидверке, кстати, они не мешают.
Чтобы хоть как-то увеличить вместимость багажника, то и дело приходится складывать спинку второго ряда. Она цельная – производитель никак не разрежет ее на половинки.Чтобы хоть как-то увеличить вместимость багажника, то и дело приходится складывать спинку второго ряда. Она цельная – производитель никак не разрежет ее на половинки.Куда распихать мелочевку? Материалы по теме
В качестве сатисфакции за мелкий багажник Нива предлагает удобный и продуманный интерьер. Очень понравился вместительный двухъярусный перчаточный ящик.На центральном туннеле есть два полноценных подстаканника и просторная площадка для телефона (гаджет диагональю 6,7 дюйма спокойно помещается). Такое внимание к мелочам для отечественных автомобилей нехарактерно. Продолжение — на следующей странице
Подпишись и будешь всегда в курсе!За рулем в Дзен
Нижегородская компания «Промтех» превратила Ниву в маршрутку. А заодно поставила на нее модернизированный восьмиклапанный мотор.
Фирма «Промтех» (ранее «Самотлор-НН») известна своими оригинальными моделями, сделанными на базе различных коммерческих автомобилей (ГАЗелей и иномарок), а также Лады Ларгус. Но из-за дефицита автомобилей в последние полгода компании пришлось подбирать новые шасси. Одним из исходных вариантов для переделки стала Нива Legend. Несущий кузов Материалы по теме
Грузовички ВИС, сделанные из легковых Лад, – полурамные. Модели Куб от «Промтеха» построены принципиально иначе.Машины сохраняют несущую конструкцию, хотя заводской кузов обрезается сразу за передними дверями. Дальше сооружается оригинальная надстройка. Ее пол составлен из фрагментов кузовов серийных Лад. Стены и крыша – это стальной каркас, обшитый пластиковыми панелями. Удлиненный и надстроенный кузовМатериалы по теме
У трехдверной Нивы от «Промтеха» расстояние между осями увеличено с 2200 до 3050 мм, общая длина – с 3640 до 4900 мм. Плюс высокая крыша. В таком варианте исполнения объем грузового отсека за передними сиденьями составляет почти 5 м3, а грузоподъемность автомобиля — 850 кг. Пассажирский вариант вмещает три ряда сидений с приличным багажником за ними.Допустимая полная масса составляет 2150 кг, но тормоза при этом остаются штатными.
В семействе Куб возможны любые сочетания исходной модели и типа надстройки. «Маршруткой» могут сделать и Гранту.В семействе Куб возможны любые сочетания исходной модели и типа надстройки. «Маршруткой» могут сделать и Гранту.Девятиместный салонМатериалы по теме
Второй и третий ряды сидений в Ниве Куб обычные: по три посадочных места, складывающиеся спинки для увеличения багажника. У среднего ряда полностью откидывается одна секция для облегчения прохода на «галерку». Свободы вдоволь для людей любой комплекции. В задней части салона пол очень высокий. Взгляд пассажиров упирается в наращенную вертикальную стенку, на которой расположено управление отдельным климатическим блоком. Удивительно, что на первом ряду формально тоже могут сидеть трое! Пассажирское сиденье рассчитано на двух пассажиров. Расширенной спинке со вторым подголовником ничего не мешает. А вот под двухместную подушку пришлось подрезать накладку тоннеля, пожертвовав клавишами обогрева сидений.
Третьему (лишнему) пассажиру спереди не остается места для ног. А чтобы он не заваливался на водителя под натиском соседа справа, поставили разделитель-подлокотник.Третьему (лишнему) пассажиру спереди не остается места для ног. А чтобы он не заваливался на водителя под натиском соседа справа, поставили разделитель-подлокотник.Показанный вариант Нивы – пробный. Чтобы запустить такую машину в серию, нужно иначе расположить рычаг стояночного тормоза и замком ремня безопасности – сейчас они под подушкой. И с ремнем для третьего пассажира надо что-то придумать.Возникает еще один, куда более важный вопрос: какой комплекции должны быть двое пассажиров, чтобы уместиться на этой «лавочке» одновременно?
Даже третий ряд в пятиметровой Ниве очень просторный. Шесть человек в задней части салона на недостаток места жаловаться не будут.Даже третий ряд в пятиметровой Ниве очень просторный. Шесть человек в задней части салона на недостаток места жаловаться не будут.Форсированные моторы Материалы по теме
Нива Куб стала первой, куда установили новый мотор. С виду — обычные жигулевские восьмиклапанники. Однако на девятиместном внедорожнике двигатель выдает 106 л.с. вместо штатных 83. Кто дорабатывал моторы и чем они отличаются от серийных – специалисты «Промтеха» пока не рассказывают. Известно только, что разработчик двигателей — из Тольятти. И форсировка точно не ограничилась чип-тюнингом: добиться такой прибавки для древних атмосферников невозможно без вмешательства в «железо».Подробности появятся не раньше, чем агрегаты обретут финальный вид. Помимо мощности (она тоже еще может измениться) другие параметры на называют. Скоро в продажеПроцесс получения ОТТС на обе машины запущен. Заказы планируют принимать уже в этом году. Диапазон цен предварительно обозначен: от 1,6 до 2 млн рублей.
Наверное все уже знают что Нива была выпущена в количестве 2.5 миллионов штук, и при этом 700 тысяч из них были поставлены за рубеж.Это большая история и большое количество автомобилей, так почему же Нива стала такой успешной и по сути главным достижением ВАЗа?История проста: сами того не ведая и не гадая о таком, советские инженеры по сути выпустили первый кроссовер в мире — до сего полноприводные модели разрабатывались отдельно, были рамными внедорожниками! И вот, от бедности и неимения ничего лучше, советские инженеры вынуждены были разрабатывать полноприводный автомобиль на базе легкового автомобиля (всем известной классики, то есть копии Фиат 124) на несущем кузове и с постоянным полным приводом. Хотя такая машина еще до Нив существовала, но в серию не пошла — я о ней писал, это ИЖ-14. И многие производители кроссоверов откровенно подсматривали при их создании за Нивой!
Но в итоге получилась машина очень удачная — недорогая, унифицированная с легковой линейкой, с доступными запчастями, достаточно простая и надежная, она проехала и Дакар и колхозные поля и дважды была модернизирована, но в итоге стоит на конвейере до сих пор!Но в целом машина выпускается просто нереально долго — 45 лет! Это целая эпоха по современным меркам. Это уникальный случай в мировом автопроме, такие машины становятся легендарными просто по умолчанию. И на самом деле Нива это ретро автомобиль который можно купить новым и с какой-никакой гарантией! Да, многие на них до сих пор ездят как на основном автомобиле, не воспринимая его как ретро, мирясь с его косяками и качеством, с которым есть большие проблемы.
Тем не менее, сейчас, когда все производители уходят, а на ВАЗ Рено ищет покупателей, когда у ВАЗа, если Рено уйдет или его национализируют, есть только три модели для выпуска — Гранта, Нива Тревел и Нива Легенд, в этот сложный период, я считаю единственный шанс, ездить на Ниве и продавать ее, гордится ею, это усиленно рекламировать в сложный для страны период как ностальгию, как ретро технику именно Ниву! Если человек вынужден покупать Ниву из финансовых соображений — просто нет денег на нормальный кроссовер или внедорожник, то он столкнется со множеством объективных недостатков — отсутствие комфорта, устаревший внешний вид, интерьер и эргономика 60х годов, тщедушный двигатель со слабой динамикой, вой трансмиссии, высокий уровень шума, теснота, в общем ездить на Ниве — целое испытание и дискомфорт!
Но все дело в восприятии человека на самом деле! Если заставить воспринимать Ниву как легендарный ретро автомобиль, как историю великой и большой страны, как удачный в мировом масштабе автомобиль (много ли таких из нашей страны?), гордится ею, человек будет с гордостью ездить на Ниве, и воспринимать ее совершенно по другому, да все огрехи и несовршенности будут восприниматься как минусы которые с легкостью можно простить легенде ретроавтомобилей!
В первую очередь для этого нужна большая работа пиарщиков — не искусственно молодить Ниву, когда она выглядит как престарелая проститутка обколатая ботоксом и неумело намалеванная дешевым пластиком, а наоборот, искусственно состарить Ниву, до аутентичного состояния! Добавить ретро элементы — хромированные бампера, треугольные форточки в боковых стеклах, хромированую октановку фар, тонкий руль в салоне, шестерочные или даже троечные круглые приборы взятые еще с Фиата, ручки кпп в старом стиле, хромированные ручные стеклоподъемники, сиденья-табуреточки, натяжной потолок в дырочку, и начать рубить бабло, педалируя так теперь модную тему олдскула!
И продажи пошли бы в гору без сомнения! Причем ведь тема модная не только в России, но и во всем мире! Притом что у развитых стран таких машин не найти уже несколько десятков лет — так давно их сняли с производства, а те старички что еще в ходу, либо уже сгнили, либо их ничтожно мало, а тут новый, интересный, да еще и полноприводный автомобиль, задешево! Но, конечно, нужно так же сильно подтянуть качество, потому что в том виде что продаются Нивы сейчас, так делать нельзя!Давайте возрождать теплое и трепетное отношение к нашей истории, к нашим автомобилям, а не потребительское. Давайте гордится в сложные времена тем что у нас было, и не просто ором кругом какие мы крутые, а делами! Нужно объяснить на ВАЗе как перестать портить автомобили и начать делать недорогие, качественные, удобные, красивые автомобили. Хватить портить последнее достояние и по сути единственный уникальный, интересный и пользующийся спросом во всем мире за всю историю ВАЗа автомобиль! Нужно вечное, доброе, классика всегда в моде в конце концов!
И мы сможем спокойно покупать, ездить и гордиться своей историей, и легко мирится с недостатками Нивы, получая не муки от своего восприятия, а удовольствие от вождения, благо Нива способна его дарить! Но все же важен посыл, важно восприятие человека который машиной владеет, и тех кто на нее смотрит, дизайн, внешний вид, интерьер. Нужно смотреть на Ниву так что бы не видеть кривых зазоров, а смотреть на известные с детства детальки и улыбаться, что бы тепло на душе возникало. Только так у Нивы есть еще один шанс пожить еще, и стать легендой, а не проклятьем!И обязательно продавать в качестве дополнительного оборудования оплеточку разноцветную на тонкий руль, розочку на рычаг КПП, палатку на крышу АП-1 и так далее.
«Нива» обросла массой историй, и немудрено: она стоит на производстве с 1977 года практически без изменений. Не знаем точно, но это похоже на мировой рекорд. Временами старушка попадает во всякие иностранные рейтинги самых крепких автомобилей (мы тоже такой делали, вот он: «Самые неубиваемые автомобили»). Это, конечно, недоразумение. Ресурс у нее небольшой, а кузов несущий, поэтому классическая трагедия на бездорожье — отрыв задней части «Нивы» от остального кузова вследствие сильного рывка тросом.Однако при бережной эксплуатации «Нива» может долго служить верой и правдой. Она, правда, печальна в плане эргономики и динамики, но к этому привыкаешь. Зато проходимость у нее фантастическая. Как, впрочем, и биография. Мы уже писали о ней: «9 фактов о „Ниве“, лучшем автомобиле СССР», но про такую модель в одной статье не расскажешь.
Инициатива сверхуРазрабатывать ВАЗ-2121 «Нива» начали в 1970 году, по рекомендациям сверху. Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР, попросил тольяттинских конструкторов сделать автомобиль для села. Как «Жигули», но с полным приводом. Сначала так и хотели поступить — просто доработать классику, увеличить клиренс и сделать полный привод, — но потом все же решили создать оригинальную конструкцию.
Первая в своем родеСейчас многие забыли о том, что «Нива» стала первым в мире внедорожником с несущим кузовом. Комфортабельные «проходимцы» делали и до нее — Range Rover, Jeep Wagoneer, — но первые поколения этих автомобилей имели раму. Так что именно наша «Нива» — основоположник и первопроходец.
Технологичность — от бедностиПостоянный полный привод «Нива» получила не от любви конструкторов к красивым решениям, а чтобы снизить нагрузку на задний мост с дифференциалом от «классики»: ведущие колеса создают меньшее сопротивление качению, да и крутящий момент делится пополам между осями.
Привод — любой!Опытные образцы «Нивы» имели уникальную раздаточную коробку. Можно было ездить с постоянным полным приводом, только передним или только задним. Увы, запускать в серию такое решение было слишком дорого.
Румынский FIATПока разрабатывали несущий кузов, решения по компоновке и трансмиссии обкатывали на рамном прототипе «Э2121» по прозвищу «крокодил». Машина была угловатая, несуразная и внешне с будущей «Нивой» имела мало общего. На нее присобачили логотип со словом Formica и во время ходовых испытаний говорили интересующимся, что это такой румынский «Фиат».
Новый ГОСТ для небывалой машиныДля испытаний готовой «Нивы» пришлось разработать новый ГОСТ (государственный стандарт). До нее существовал регламент для испытаний вездеходов, регламент для испытаний легковых автомобилей, но такая универсальная машина, как ВАЗ-2121 «Нива», требовала нового, гибридного подхода.
ВАЗ-2121 «Нива» на испытаниях в Сибири. 1977 год
Лучше, чем УАЗ и Land RoverПри испытаниях «Нивы» на Дмитровском полигоне для сравнения задействовали УАЗ-496Б, Range Rover и Land Rover 88. За счет геометрических параметров и малой массы новый внедорожник превосходил их везде, кроме затяжных участков тяжелого бездорожья. Тогда же стал понятен способ прохождения сложных мест на «Ниве» — ходом, с разгона. Именно так «нивоводы» поступают и в наши дни.
«Этой „Ладе“ нет равных»Значительная часть «Нив» шла из СССР на экспорт. Если в СССР «Нива» стоила 9000 рублей, то в Германии советский вседорожник продавали за 22 тысячи дойчмарок. Впрочем, экспортные варианты часто дорабатывали дилеры — ставили лебедки, кенгурятники, удобные сиденья и многое другое. И все равно получалось сравнительно недорого с учетом выдающейся проходимости.Завод не успевал удовлетворять зарубежный спрос, в той же Германии на «Ниву» была очередь. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой „Ладе“ нет равных, показывает: русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу». В начале 80-х в Австрии 90% парка внедорожников приходилось на «Ниву». А еще она была невероятно популярна в странах Южной Америки, богатых бездорожьем.
Советский автомобиль «Нива» в одном из парижских салонов. 1986 год
Как ненадежное сделать надежнымЗарубежные владельцы «Нив» были (да и остаются) довольны не только проходимостью, но и надежностью. И дело не только в экспортной сборке, но и в подходе к обслуживанию. Визиты на сервис по регламенту (а не самостоятельная замена масла в гараже), диагностика и замена неисправных деталей до того, как они развалятся, творят чудеса. Тем более что стоят запчасти недорого.
Потерянное будущееКак видишь, у «Нивы» были все шансы стать родоначальницей славной плеяды внедорожников марки Lada. Но в маркетинге советские управленцы были несильны. Chevrolet Niva и нынешняя Lada Niva Travel не в счет — современного потребителя трудно соблазнить автомобилями со средней проходимостью и эргономикой и разгоном до сотни за 19 секунд. А вот классической «Ниве» за ее проходимость до сих прощают многое.
Cперва погрузим сумки, предварительно выслушав громкий щелчок центрального замка. «Что твой Гелик!» — поиронизируют эстеты. Да нет же, «десятка!» — вспомню я свои студенческие годы. Впрочем, двери стоят ровно и закрываются мягко, зазоры между панелями равномерные. Оливково-зелёный металлик лежит хорошо, а кузов сам по себе не производит впечатление какого-то страшного анахронизма: разрабатывали его в первой половине девяностых, почти одновременно с Калиной, которая здравствует до сих пор (теперь как Лада Гранта).
Открываю дверь — и яркий флешбек из детства, когда родители купили наш первый автомобиль, вазовскую «четвёрку» за 6400 долларов. Запах нового автомобиля! База — яркий аромат свежего пластика, средняя нота синтетических ковров с оттенком дешёвой обивочной ткани и лёгкий шлейф бензина с нотками горячего металла. На ВАЗе этот парфюмерный секрет успели утерять за годы работы в альянсе Renault-Nissan. А на бывшем СП GM-АвтоВАЗ, теперь переименованном в «Лада Запад Тольятти», бережно пронесли сквозь года!
Но денег на освоение даже такой «секвестированной» Нивы-2 не хватало, и её отдали концерну General Motors. Это был брак по расчёту: американцы профинансировали постройку нового сборочного производства специально для новой «Нивы», а взамен получили гарантированный хит. Производство стартовало в 2003 году, а примерно в 2015-м уже устаревшую «Шниву» должны были заменить совершенно другой машиной — разработанной уже за пределами ВАЗа, с новой «начинкой» и внешностью в духе современных моделей Chevrolet.
К счастью, в ходе обновления не стали экономить на оптике, как это случилось с Грантой (на которую поставили посредственно светящие фары с двухнитевыми лампами). Спереди использованы рефлекторные фары с раздельными секциями ближнего и дальнего света. А сзади — вообще полностью диодные фонари. Выглядят они не очень гармонично, зато срабатывают быстрее традиционных.
Тем не менее, нормально рассесться получится даже рослым людям вроде меня. Разве что от «чувства локтя» никуда не деться, да на втором ряду будет тесно в коленях. Команда, более тридцати лет назад создававшая компоновку салона, поработала на славу! Даже отсутствие регулировки руля по вылету не мешает — посадка продумана на совесть. Но рулевая колонка установлена со смещением, и это, увы, не лечится.
Андрюха, по коням
Проникаешься жалостью к этому агрегату — в семидесятом он отлично справлялся с 89 ньютон-метрами 1200-кубового моторчика на лёгких «Жигулях» ВАЗ-2101. Но «Нива» в полтора раза тяжелее, и момента у двигателя тоже в полтора раза больше (127 Нм). Да, с тех пор коробку не раз модернизировали, но сейчас она уже достигла своего предела. Именно слабая коробка передач мешает появлению более тяговитого мотора, хотя 16-клапанник 1.8 от «Весты» на заводе уже адаптировали для продольной установки. Впрочем, переключаются передачи исключительно чётко: и то дело.
Конечно, с 80-сильным мотором «Нива» степенна до крайности: как ни шуруй длинным рычагом «пятиступки», а быстрее 19 секунд до «сотни» не разгонишься. Хоть какая-то динамика заметна на первых трёх передачах. На пятой же любое нажатие на газ лишь меняет тон шума, издаваемого мотором. Хотя и здесь есть что похвалить: тщательной калибровкой системы впрыска вазовцы придали двигателю замечательно ровный характер, удобный на бездорожье. Трогаться можно практически с холостых!
Чем хуже, тем лучше
От всего вышеперечисленного вам могло показаться, что Лада Нива Travel безнадёжна. Нет, нет и ещё раз нет!
Да, чтобы вести жизнь городского кроссовера, ей откровенно не хватает энерговооружённости. Но чем хуже дорожные условия, тем ярче раскрывается «Нива».
А в текущем виде «Ниву» обещают выпускать до 2026 года. И кажется, самое время её купить — ведь несмотря на все недостатки, аналогов по сути не осталось. Даже среди машин в несколько раз дороже! Благо «Нива Travel» — один из самых доступных внедорожников на российском рынке: цены начинаются от 747 900 рублей. А машина как у нас, в исполнении Off-road со шноркелем стоит от 844 900 рублей.
Нива-крокодил
Из-за недостатка опыта по созданию собственных кузовов первые прототипы для испытания агрегатов Нивы были сделаны наспех по упрощенной схеме. Экспериментальные автомобили были открытыми, с брезентовым верхом и без какой-либо защиты от переворота — испытатели сами наварили сверху дуги безопасности
Из-за зеленого цвета кузова одного из прототипов их прозвали «крокодилами» — примерно в этот же период времени на советские экраны вышел тот самый мультфильм про крокодила Гену.
Фальшивые логотипы
Чтобы избежать лишних вопросов, на ранних прототипах Нивы использовались вымышленные логотипы и названия моделей. Так на «крокодилы» по просьбе испытателей были выточены таблички Formika, что по-латински переводилось как муравей, а спереди на их решетки радиатора вешался фальшивый логотип в виде креста.
Более поздние прототипы украшали логотипами с буквой «F» на решетке радиатора, а на боковинах внедорожника и багажнике были надписи латиницей Free way — вполне в духе последующих экспортных названий Нивы на Западе.
Не узнаю вас в гриме
После «крокодилов» первые экспериментальные Нивы получили куда более привычные на вид кузова, которые постоянно дорабатывались. Какие-то части разрушались на бездорожье — у инженеров АвтоВАЗ просто не было опыта самостоятельного создания оригинального несущего кузова, а сотрудничество с Fiat уже подходило к концу.
Запроси завод лицензию на внедорожник у итальянцев, те могли бы предложить только аппенинский «Гелендваген» — архаичный, военный Fiat Campagnola. Впрочем, глядя сколько времени производится G-Wagen, Campagnola легко представить в шоу-румах Lada и сейчас. Кстати, разница в возрасте «Гелендвагена» и Нивы составляет всего два года и советская машина на первых порах была не только комфортнее, но и, судя по продажам, популярнее.
Первые версии будущего серийного кузова имели округлые формы передка и круглые задние фонари. Более поздние тестовые экземпляры выглядели более знакомо, но все равно отличались характерными круглыми лампочками в «бровях» над решеткой радиатора и задними фонарями от ВАЗ-2103, которые были дополнены отдельными круглыми фонарями заднего хода.
К моменту запуска внедорожника в производство на конвейер уже встала «новая» модель ВАЗ-2106, где лампочки заднего хода были интегрированы в фонарь, и их удачно позаимствовали и для Нивы — они продержались на производстве следующие 16 лет.
Крокодил Нива и «Чебурашка»
Одновременно с прототипами Нивы на АвтоВАЗе проходил испытания другой проект, который еще раньше «крокодилов» нарекли «Чебурашкой». На этой машине ставили эксперименты по созданию первой советской переднеприводной малолитражки.
«Чебурашка» имел внутризаводской индекс Э1101, где буква «Э» означала экспериментальную разработку, но его судьба сложилась не так удачно.
Нас же больше интересует вторая версия «Чебурашки» ВАЗ-2Э1101, дизайн которой оказал большое влияние на Ниву. В итоге этот проект малолитражки так и не пошел в серию, но оказал большое влияние и на создание моделей ВАЗ-2121, и ВАЗ-2108 и даже запорожской «Таврии».
Дизайн Нивы
Экстерьер Нивы, пожалуй, стал самым оригинальным и запоминающимся в истории советского автомобильного дизайна.
Во всяком случае, другие красивые советские автомобили, как, например, ГАЗ-21 «Волга», были нарисованы под большим влиянием западных автомобилей, а вот ВАЗ-2121 был очень самобытен.
Автором экстерьера внедорожника был Валерий Павлович Семушкин, но немногие знают, что Семушкин отвечал и за внешность и Chevrolet Niva, и даже УАЗ Симбир — АвтоВАЗ тогда помогал ульяновцам в запуске новой модели.
Что касается ведущего конструктора Нивы, Петра Михайловича Прусова, то он после работы над внедорожником участвовал в создании «Оки», а также семейства ВАЗ-2110, Chevrolet Niva и Lada Kalina.
Странное запасное колесо
Необычное расположение запаски под капотом конструкторы АвтоВАЗ подсмотрели у европейских автопроизводителей.
Запасное колесо под капотом Renault 14
И если расположение запасного колеса сбоку от нивовского двигателя вам кажется неудачным, то у какого-нибудь Renault 14 тех же лет его клали прямо на мотор. Представьте как нагревались и двигатель, и запаска.
Еще одна Нива
Название «Нива» должно было навевать ассоциации с привычной сельской средой, для которой предназначался автомобиль — ведь это слово означает поля, обработанные для нужд сельского хозяйства.
Комбайн СК-5 «Нива»
Zimin Vas/Wikimedia Commons
Впрочем, была и другая версия появления этого имени. Ведущий конструктор внедорожника, Петр Михайлович Прусов, как-то сказал, что название собрали из имен Наталья, Ирина, Вадим и Андрей — так звали детей главных конструкторов.
Кстати, в это же самое время с 1972 года в Ростове производили зерноуборочный комбайн СК-5 Нива, и на АвтоВАЗе не побрезговали сделать модель с аналогичным названием, хотя не знать они о нем не могли — СК-5 был самым распространенный советским комбайном.
Постройка первой партии ВАЗ-2121 была приурочена к XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, как одно из первых достижений будущей пятилетки.
Тогда связывать эти вещи было в порядке вещей. Именем этого же съезда даже называли улицы в селах, завод радиодеталей и гидроусилителей. В итоге про съезд уже давно никто не помнит, а Нива живее всех живых.
Надо сказать, предложение создать Ниву тоже исходило от партийного деятеля — председателя Совета министров СССР Косыгина. Приехав на АвтоВАЗ, он заметил, что выпуская для советских граждан вполне современные на тот момент Жигули, село опять оставили без достойного транспортного средства.
По задумке новый автомобиль должен был не уступать по проходимости УАЗ-469 и ЛуАЗ-969 и при этом обеспечивать комфорт легковых Жигулей. Сперва зашел разговор о ВАЗ-2101 с повышенным клиренсом, который планировалось оснастить передним ведущим мостом — всё по образу подобию уже создававшихся советской промышленностью Москвич-410 или ГАЗ М-72.
Это означало предельную унификацию и короткие сроки разработки. Возможно, создатели первой Нивы и пошли бы таким путем, но расчеты показали крайнюю хлипкость и плохую геометрическую проходимость 4-дверного кузова на бездорожье. Так ВАЗ-2121 получил крепкий и короткий трехдверный кузов. Так родилась идея Нивы.
Завод специальных автомобилей «Промышленные технологии» продемонстрировал концепт полноприводного фургона Lada Niva Kub с цельным кузовом увеличенного объема и двигателем повышенной мощности. Мы испытали новинку на Дмитровском автополигоне.
Lada Niva Kub. Полная масса: 2200 кг. Начало продаж: октябрь 2022 г.Цена: 2 150 000 р.
Нижегородская марка «Промтех» становится, пожалуй, главным автомобильным ньюсмейкером сезона 2022 года в сегменте легкого коммерческого транспорта. Напомним, весной журналистам представили компактный хлебный фургон на базе Lada Largus Prima, а спустя всего три месяца на Дмитровский полигон привезли сразу два «каблучка» с семикубовым кузовом на базе Lada Granta и Niva Legend (см. «Автопарк» № 5, 2022). Кстати, тем самым завод дал урок, как нужно действовать на упреждение, учитывая, что судьба слишком импортозависимой Lada Largus висит на волоске.
Дорожный просвет — 240 мм.
И вот на сертификацию прибыл еще один необычный автомобиль, построенный на базе Lada Niva Legend. Его особенность — кузов не просто устанавливается на шасси, а становится единым целым с кабиной. А называется эта модель Lada Niva Kub.
На тестируемой машине есть и кондиционер, и электрические стеклоподъемники, и подогрев сидений.
Опционально предлагается автономный отопитель.
Легкие фургоны семейства Kub, разработанные инженерами завода спецавтомобилей «Промышленные технологии», продаются с 2015 года. Правда, ранее все они имели «лицо» Lada Largus. Теперь технология «кубизации», обкатанная «Ларгусами», нашла применение на Niva Legend, и Kub с новым обликом приобрел брутальность. При этом дизайнерам удалось сделать внешность машины не настолько «кубической», как у дорожной модели. И в целом такой полноприводной фургон со стильным аэродинамическим обвесом выглядит весьма гармонично.
В задней подвеске отсутствует стабилизатор.
Так же, как и в Niva Legend Prima, передняя часть автомобиля тут остается полностью заводской. А вот все остальное — это работа нижегородских инженеров-конструкторов. Оригинальный кузов режут позади дверей, оставляя целыми лонжероны и усиливая их металлическим коробом. Надстройка не просто устанавливается на шасси, а становится частью пространственной рамы. Прочный каркас фургона связывается и с лонжеронами кузова, и с задней стенкой кабины «Нивы», и даже с крышей кабины — специальные кронштейны спрятаны под спойлером.
Манометр нужен для контроля давления в пневматической подвеске.
В результате базовое шасси получает увеличенную длину (4900 мм) и высоту (2080 мм). В кабине рядом с водителем одно или два места для пассажиров. Полезный объем фургона, отделенного от кабины жесткой перегородкой, составляет 4,9 м3. В грузовом отсеке габаритами 2400х1460х1350 мм, рассчитанном на размещение трех европалет, имеются две боковые и задние распашные двери. Высокая крыша получила металлический силовой каркас, стенки фургона изготовлены из пластиковых панелей, а пол выстлан рифленым алюминиевым листом. Заявленная грузоподъемность 850 кг.
Полезный объем фургона, отделенного от кабины жесткой перегородкой, составляет 4,9 м3. Детали пластиковой обшивки собственного производства «Промтех».
Задняя подвеска Niva Kub комбинированная: в дополнение к усиленным листовым рессорам (взяты от ВИСа) установлены пневмобаллоны, для крепления которых изготовлены специальные кронштейны. Жесткость подвески, а заодно и погрузочную высоту, можно регулировать, подкачивая или стравливая давление. Для этого систему оборудовали компрессором (опция) и манометром — они размещены в кабине справа от водителя.
Новинка оснащается бензиновым мотором ВАЗ-21214, мощность которого в результате доработки увеличена до 106 л. с. По словам представителя «Промтеха», подход к увеличению мощности комплексный, начиная от хромирования коллектора, установки поршней с другой формой днища и заканчивая расточкой блока. Правда, когда машина пойдет в серию, параметры двигателя могут поменяться, уточнил наш собеседник. Что касается агрегатов трансмиссии «Нивы», они стандартные: пятиступенчатая МКП, раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. И все это с хорошо знакомым механическим управлением. Впрочем, при подготовке к серийному производству инженеры «Промтеха» планируют доработать эргономику, убрав неудобные рычаги с центральной консоли.
Мощность бензинового мотора ВАЗ-21214 в результате доработки увеличена до 106 л. с.
И еще один важный момент. Так как база автомобиля по сравнению с трехдверкой выросла на 400 мм, пришлось ставить более длинный кардан. А в качестве бонуса вместо крестовин в карданной передаче использовали ШРУСы. И это хорошо: хотя бы чуть-чуть трансмиссия Niva Legend станет тише.
Конечно, мотор повышенной мощности не сделал популярный российский внедорожник спортивным болидом. Тем не менее тест-драйв показал, что динамика автомобиля заметно улучшилась, несмотря на увеличение его снаряженной массы. Ездить с этим мотором стало однозначно проще. Управляемость тоже оказалась вполне достойной, а посадка водителя удобна как для городской, так и для пригородной езды: сиденье имеет типичный диапазон регулировок. Вероятно, инженеры «Промтеха» учли замечания, выявленные на предыдущем тесте Niva Legend Prima. Отметим также: на тестируемой машине есть и кондиционер, и электрические стеклоподъемники, и подогрев сидений.
Пневмо-рессорная подвеска — оптимальный вариант для грузовичка.
Сертификацию Niva Kub планируется завершить в этом году. Анонсируемый модельный ряд будет включать грузовой фургон, грузопассажирский автомобиль на пять мест с полезным объемом 3,0 м3, рефрижератор полезным объемом 4,0 м3 и пассажирский вариант. Что касается последнего, то с ним была возможность познакомиться вживую на одной из специализированных выставок. В салоне полноприводного минивэна девять посадочных мест: два пассажирских рядом с водителем, три во втором ряду и еще три в заднем. Вход в автомобиль — через двери первого и второго ряда. Багажный отсек доступен через задние распашные двери. Есть двухконтурная система кондиционирования: на кабину и пассажирскую зону. По большому счету, у нас сейчас вообще нет семи- или восьмиместных машин («Ларгус», увы, уже не в счет), так что, может быть, кого-то заинтересует и такая версия Legend Kub.
Также на базе Niva Kub будут создавать спецавтомобили: медслужба, АСМП класса А, машины для коммунального хозяйства, лесной охраны и энергетических компаний. Оно и понятно: проще экстренно приехать и перекрыть протекший стояк в доме на легковушке, чем на трехосном КАМАЗе. Рациональное зерно есть.
В фургоне две боковые и задние распашные двери.
А еще такой транспорт может быть адресован сегменту сельской мобильной торговли, поскольку остается большое число отдаленных населенных пунктов, куда ни на какой другой легковушке не проехать. Поэтому использование шасси «Нивы» для коммерческого автомобиля — очень удачный ход. Покупатели найдутся. В этом в «Промтехе» уверены.
В зоне распашных дверей предусмотрена ступенька.
Также на презентации был показан практически уже конвейерный автомобиль Niva Legend Prima 4х4, АСМП класса В (самого распространенного в России). Изделие предлагается под брендом «Швабе-СпецАвто». Внешние габариты автомобиля 5150х1730х2565 мм по длине, ширине и высоте соответственно. Скорая помощь получила увеличенный салон внутренними габаритами 2505х1685х1710 мм, что соответствует требованиям ГОСТ-33665 «Автомобили скорой медицинской помощи». В таком салоне можно перевозить на носилках до двух пациентов и бригаду из трех медицинских работников. Салон оборудован поворотными сиденьями и металлопластиковой мебелью, которая соответствует ГОСТу по ускорению в 10 g. Толщина теплоизолирующих сэндвич-панелей — 40 мм. Зимой в таком салоне не будет холодно.
Дополнительный комфорт создает двухконтурный кондиционер, один контур которого обслуживает кабину водителя, а второй — медицинский салон. Дверца отсека для кислородных баллонов открывается снаружи, заменять баллоны очень удобно. Этот вариант кареты скорой медицинской помощи повышенной проходимости на усовершенствованном для бездорожья шасси идеально подойдет, например, для доставки пациента из деревни в центральную районную больницу и из районного центра в областную больницу. Несмотря на высокий центр тяжести, автомобиль обладает хорошей устойчивостью.
Редакция рекомендует
Я о ней мечтал. Ну разве Нива Бронто не игрушка, которую должен вожделеть почти каждый человек с бензином в крови? Однако как хорошо, что я не успел купить ее до того, как провел этот тест.
рупные колеса, широкая колея, накладки на выпиленные арки. И без того стильная Нива стала неотразимой. Причем этот обвес появился сравнительно недавно, в 2017-м, а вот история самой Нивы Бронто гораздо длиннее. Напомню, что предприятие по производству спецавтомобилей возникло в Тольятти в конце 1992 года как подразделение Научно-технического центра АВТОВАЗа, отвечающее за создание бронированных автомобилей на базе Нивы (отсюда и название — Бронто). Но главный конструктор предприятия Сергей Самойлов мыслил значительно шире. В НТЦ он занимался, например, компоновкой Жигулей с роторным двигателем. Первая самостоятельная разработка Бронто — снегоболотоход Марш, представленный в 1995-м. Параллельно шла подготовка к выпуску длиннобазной Нивы ВАЗ-21218 по имени Фора. Интересно, что идея растянутой на триста миллиметров Нивы родилась у Самойлова еще до появления Бронто. И несколько таких машин под именем Сахара даже были выпущены.
Но Фора образца 1996 года была, на мой взгляд, лучшей версией Нивы. Просторная, с нормальным задним диваном, не зажатым между колесными арками. Жаль, что ее сняли с производства в 2011-м и на базе этого кузова не появилась Рысь — Нива, подготовленная для более серьезного бездорожья. Первые такие машины в Бронто сделали еще в 2008-м.
Собственно, именно Рысь и есть то, что сегодня продается как Лада Нива Legend Бронто. Разве что теперь на нее ставят новый салон, как и на обычные Нивы. Кстати, самой компании Бронто уже давно нет, она теперь часть дочерней вазовской ВИС-Авто. Однако имя, которое прочно ассоциируется с нестандартными Нивами, было решено сохранить.
Чем Нива Бронто, она же экс-Рысь, отличается от обычной? В передней подвеске — более жесткие пружины от бронированных машин и оригинальные амортизаторы с увеличенным ходом штока (иногда, впрочем, это могут быть детали от Нивы Travel). Сзади на балку моста наваривается мощная площадка-усилитель высотой 40 мм. На нее устанавливаются нижние опоры пружин, а сверху над ними помещается резиновая проставка. Общее увеличение высоты кузова сзади — 50 мм. Задние пружины стандартные, но амортизаторы опять-таки оригинальные, с большим ходом.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Коррида и Кориандр
Встречать день рождения лучше всего в компании друзей. Повспоминать веселые истории и сделать что-нибудь для появления новых. Два c половиной миллиона выпущенных вседорожников, а сколько миллионов интересных случаев за пределами асфальта! Петр Михайлович Прусов придумал не только новый тип автомобиля, но и вид активного отдыха.
Внутри угрюмо. Черная панель, черная консоль, у многих кнопок нет подсветки, руль смещен вправо, сиденье жесткое, и далеко назад его не отодвинуть — приходится поджимать ноги. Зато запах праздничный: так же пахли новые Жигули в 80-х и 90-х.
Но чем больше я находился в этом салоне, тем сильнее привязывался к нему. Тут ведь особая эргономика — с кондачка ни черта не найдешь, особенно в темноте. Однако как только руки запомнят положения тумблеров, щелкать этими широкими клавишами становится в радость. И ведь есть чем щелкать: у Нивы теперь обогрев передних сидений и кондиционер! Но у печки всего две скорости вентилятора, и уже на первой он шумит так громко, что включать его не хочется, — с прогревом небольшого салона вполне справляется приточный воздух.
А на ходу эта Лада 4х4 очень похожа на Ниву, которая Chevrolet. После череды точечных модернизаций они прилично унифицированы по деталям подвески, и это здорово. Великолепная плавность хода на любых дорогах и, что особенно важно, на бездорожье. Подбросы, волны, ямы, колеи поперек — без разницы, еду куда хочу. А в городе можно не тормозить перед «лежачими полицейскими». Я накрутил на этой Ниве более тысячи километров и теперь просматриваю объявления о продаже свежих машин. Все-таки 500 тысяч рублей за нее многовато, а вот 300 уже заманчиво.
Мне нравится такая Нива. У нее великолепная обзорность, она маневренна — это удобно не только в лесу, но и во дворах. Подобная четкость переключения передач недоступна даже самым удачным тросовым коробкам на переднеприводных Ладах: круглый набалдашник рычага, который не меняется уже четверть века, ходит очень коротко. Управляемость и та теперь вполне вменяемая. Руль с гидроусилителем информативен, а как только подломится боковина покрышек, Лада хорошо откликается на просьбы водителя. Крены, конечно, внедорожного масштаба, зато энергоемкость ого-го. На стандартной машине можно даже прыгать!
У новой Нивы карданы со ШРУСами вместо крестовин, виброгаситель на раздаточной коробке, а задние амортизаторы стоят ближе к вертикали
«Автомобиль не коньяк, с возрастом лучше не становится», — любил повторять создатель Нивы Петр Михайлович Прусов, который всего две с половиной недели не дожил до очередного дня рождения своего детища. Приятно, конечно, что модернизированная Нива прилично ведет себя на асфальте, ездить на ней легко, и в некоторых регионах такой автомобиль незаменим. Но за сорок лет накопилась уже критическая масса минусов. Прежде всего, проблемы с безопасностью: Нива набрала в нашем краш-тесте ноль баллов из 16! Да, у нее есть преемник ВАЗ-2123, который превратился в Шевроле Ниву. Но там такие же мотор и трансмиссия, а для более тяжелого автомобиля это приговор. Как бы ни было приятно поностальгировать, глядя сквозь вертикальное лобовое стекло и нажимая самолетные клавиши, но нам давно нужна новая Нива. Только подключаемый полный привод оставьте Дастеру.
Рядом с Нивой 1978 года морковного цвета «коррида» думаешь совсем о другом. Какой же она казалась необычной. Где отдельный багажник, почему всего две двери, как у Запорожца, что за рычаги между сиденьями? Помните, сколько людей искренне считали, что ими подключается «передний мост»? Внешне старая машина, конечно, милее — с хромированными кантиками и большими фонарями от «шестерки». Ранняя дверь багажника с шильдиком NIVA 1600 по центру и без стеклоочистителя открывается кнопкой — это гораздо удобнее, чем тугой убогий курок в салоне нынешних Нив. Но большая погрузочная высота рано или поздно обернется новыми записями в вашей медицинской карте.
Дорожный просвет у старой Нивы больше: 229 против 210 мм. И нет уязвимого нейтрализатора. Интересно, что, несмотря на кондиционер и гидроусилитель, новая машина легче старой: 1187 и 1205 кг соответственно