тесты по психодиагностике

Предыстория психодиагностики насчитывает несколько тысячелетий. Первые «тесты», определяющие индивидуальные психологические различия, появились более 4000 лет назад. В Древнем Китае еще в III тыс. до н. э. была создана система тестирования для отбора чиновников, в рамках которой выявлялся и оценивался весьма широкий спектр «проявлений личности»: от умения писать до поведения в быту.

История психодиагностики начинается в конце XIX в. В это время в психологии становится очень популярной идея измерения. Применение статистических методов приводит к тому, что появляется возможность выражать в цифрах индивидуальные различия людей. Это обусловливает зарождение психодиагностики, формирование которой как самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. XX в. Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология. Это связано с тем, что экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. Экспериментальная психология возникает в 1878 г. Именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном низшие психические функции (ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции, периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т. д.). По образцу лаборатории Вундта создаются экспериментальные лаборатории во Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке.

Таким образом, на рубеже XX века в психологии утверждается объективный экспериментальный метод. Его появление во многом определило дальнейшее развитие психологии и способствовало зарождению внутри нее новых областей, в частности психодиагностики.

Создание психодиагностических методик было обусловлено развитием различных методологических подходов в психологии. В начале прошлого века в психологии оформилось несколько методологических подходов, в рамках каждого из которых было свое понимание того, что представляет собой психика и как она должна изучаться. В этой связи интересно проследить, как происходило формирование наиболее известных психодиагностических методов в рамках основных школ психологии.

В начале XX в. психологию охватил кризис. В XIX в. основным методом изучения психики был метод интроспекции (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь). Этот метод заключается в изучении человеком собственных переживаний путем наблюдения за ними и их описания. В начале XX в. начинается серьезная критика данного метода за его субъективность. Наблюдая явления своей психики, человек зачастую не может понять их смысл, искажает их содержание, приписывая им неприсущие качества и свойства. Кроме того, не все явления психики даны человеку в переживаниях.

Интроспективная психология и бихевиоризм в соответствии с присущими им особенностями обусловили появление двух типов психодиагностических методик. Опросные психодиагностические методикисвоим появлением обязаны интроспективной психологии. В опросниках представлен ряд вопросов, на которые обследуемый человек отвечает на основе наблюдения за собственными переживаниями и поведением. Результаты такого самонаблюдения порой бывают ошибочны. В связи с этим опросники относятся к группе субъективных психодиагностических методик.

Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. В соответствии с концепцией бихевиоризма цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном). Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин «интеллектуальный тест», был Дж. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind», приобрел широкую известность.

Тесты дают более объективную информацию, чем опросники, поскольку их результаты основаны не на субъективном мнении обследуемого, а на объективных показателях, полученных в ходе выполнения им тестовых заданий. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

В начале XX в. появляется психоанализ, направленный на выявление сути бессознательных явлений психики. Основателем психоанализа был врач-психиатр З. Фрейд. Бессознательное понималось первоначально как совокупность стремящихся к удовлетворению неосознаваемых мотивов, слепо действующих из таинственных глубин организма. Сознание при этом всеми силами стремится не допустить удовлетворения данных мотивов, вытесняет их. Для того чтобы понять скрытые в бессознательном мотивы и стремления, необходимо создать экспериментальную ситуацию, которая позволила бы проявиться им вопреки сознанию. Для этого в рамках психоанализа обследуемому человеку давались задания, выполняя которые, он непроизвольно выражал скрытые в его бессознательном тенденции. Такого типа задания обусловили возникновение проективных методик.

Проективные методики основаны на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам свойств, которые находятся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию и т. п.).

Таким образом, истоки психодиагностики мы обнаруживаем в экспериментальной и дифференциальной психологии. Происхождение основных групп психодиагностических методик связано с интроспективной психологией, бихевиоризмом и психоанализом.

Понятие психологическая диагностика появляется в 1921 г. Его вводит Г. Роршах, назвавший так обследование с помощью созданного им теста. Однако вскоре под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуально-психологических различий.

Развитие тестирования в нач. XX в. связано с именем французского врача и психолога А. Бине (1857–1911), создавшего самую популярную серию тестов. До А. Бине диагностика ограничивалась в основном сенсомоторными качествами (чувствительность, быстрота реакции и т. д.). Однако практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.

Следующий этап развития психологического тестирования связан с появлением новой формы тестовых испытаний. Тесты, создававшиеся в нач. XX века, были индивидуальными. Их могли использовать только специально подготовленные люди, имевшие высокую психологическую квалификацию. Это ограничивало их распространение. Развивающаяся экономика западных стран предъявляла новые требования к тестированию. В частности, необходима была такая форма тестирования, которая бы позволила диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Групповые (коллективные) тесты не только создали возможность для диагностики больших групп людей. Поскольку групповые тесты допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования, к проведению психодиагностического обследования получили доступ люди, не имеющие настоящей психологической квалификации. Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, – тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. Тесты достижений ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения.

На протяжении первой половины XX в. происходило развитие и опросных психодиагностических методик. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов).

Прототипом личностных опросников был разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом в 1919 г. бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности. Одним из наиболее известных является опросник «Шестнадцать личностных факторов», созданный Р. Кеттеллом в 1950 г. Данный опросник предназначен для изучения 16 черт личности, выделенных автором.

Одновременно с опросниками шло развитие и проективных методик. Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе.

Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. В тесте Роршаха используется 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят пояснить, что могло бы изображать данное пятно. На основе реакций испытуемого на это задание делаются выводы об особенностях его психики.

Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик – Тематической апперцепции тест (TAT) – была создана в 1935 г. X. Морган и Г. Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. Рассказы испытуемых затем анализируются с целью выявления их психических особенностей.

В настоящее время психодиагностика при помощи проективных методик занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью этих методик. Критические замечания в адрес проективных методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.

Период временного «затишья» в психодиагностике прекращается в 60-е гг. обращением исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение. Появляются работы, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально-психологическими различиями, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а ситуационными (см. тема 4).

Таким образом, психодиагностика имеет уже почти столетнюю историю, за время которой было создано и обосновано значительное количество методов, позволяющих выявлять и изучать индивидуально-психологические особенности людей. Дальнейшее развитие психодиагностики связано с разрешением ряда проблем, возникших в процессе ее развития. Одной из наиболее актуальных является проблема отставания теории от практики. Отсутствие высокого уровня теоретического осмысления явлений, на измерение которых направлена психодиагностика, обусловливает скептическое отношение исследователей к результатам, получаемым при помощи различных психодиагностических методик.

Психодиагностика в СССР

В развитии психодиагностики в СССР можно выделить два периода. Первый следует отнести к началу 20-х–до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для того уровня развития психодиагностики характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Создавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых могла бы способствовать развитию психодиагностики в нашей стране.

Большой вклад в развитие советской психодиагностики внес крупнейший психолог Л. С. Выготский. Его идея о психологическом диагнозе в работе «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняет свое значение и сегодня. Л. С. Выготский выделил три уровня психологического диагноза и охарактеризовал каждый из них (см. тема 1).

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине–Симона. Принципиальное отличие шкалы А. П. Болтунова от шкал Бине-Симона состоит в возможности проводить групповые испытания.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В 20-е гг. нынешнего века в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

В этой связи в начале 30-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики. Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу, этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об истоках психодиагностики.

2. Какие психодиагностические методики были созданы в рамках интроспективной психологии?

3. Какие психодиагностические методики связаны с методологией бихевиоризма?

4. Где находятся истоки проективных психодиагностических методик?

5. Назовите наиболее известные психодиагностические методики.

6. Расскажите о проблемах психодиагностики.

7. Назовите советских психологов, внесших вклад в развитие психодиагностики в нашей стране.

Достаточно часто люди путают понятия наук и их предназначений. Что такое психология, и чем она, например, отличается от философии? Для исследования философских категорий требуется применение логики, а для исследования психологических категорий проводят тесты, эксперименты, наблюдения и пр. Для психологии все-таки основным инструментом остается тест, так как именно тест показывает не видимые человеческому глазу психологические процессы человека.

Психология происходит из тестирования, если нет теста, то и нет психологии как таковой. Этим психология и отличается от философии, так как в этой науке необходимо использовать логический аппарат исследования, однако при работе в области психологии, необходим другой исследовательский аппарат – эксперименты, тесты и пр. Следовательно, «тест» является фундаментальной частью и инструментом в психологии. Поэтому в данной статье будет рассмотрена история, происхождение и развитие тестирования, особенности тестов, которые получили наибольшее распространение в мире, и являются актуальными инструментами в научном мире. В том числе раскрыта современная проблематика использования тестирования относительно предмета и категорий исследования, выделяются и характеризуются этапы использования тестов в мировой практике.

История предметов исследования тестами в разные годы.

Впервые в 1921 году термин «психодиагностика» ввел в науку Г. Роршах, назвав так процесс обследования, с помощью созданного им «теста чернильных пятен», названного позже тестом Роршаха.

В последующие года термин «психодиагностика» начал использоваться как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление. Следует отметить, что такое понятие, как «психодиагностика» появилось после становления проективного подхода, который помогал определить целостную картину личности и другие отдельные функции. В этот период начинают использоваться достаточно обширные теории проективного подхода, которые были разработаны различными психоаналитиками. Длительное время понятие «психодиагностика» отождествляется с проективными тестами, и используется в работах немецких и швейцарских психологов, поэтому родиной возникновения тестирования считается Германия, однако и в соединенных штатах Америки достаточно прогрессивно развивалось это психологическое направление вплоть до 1970-х годов, и обозначало все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. Во время Второй мировой войны в поисках лучшей жизни люди из Европы были вынуждены бежать в США и продуктивно там работать, поэтому за этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования.

Относительно происхождения и периода введения тестов существует множество концепций, которые переплетаются между собой, так как тестирование используется не только в области психологии.  Согласно классической истории первым, кто применил слово тест считается Френсис Гальтон, английский исследователь основатель дифференциальной психологии и психометрики. В 1693 был разработан тест для отбора вагоновожатых в трамваи.

Тем не менее, родиной тестирования является Европа (Германия, Швейцария) -именно там было создано большинство известных тестов и психологических концепций, которые эффективно используются по сей день.

Первым известным тестом, как уже упоминалось ранее, был тест швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха, разработанный в 1921 году, который используется для исследования личности, психики и ее нарушений. Некоторые психологи его используют для определения особенностей личности конкретного индивида. Тест проводится с помощью изучения реакций испытуемого на определенные «кляксы» или пятна Роршаха.

Тесты по психодиагностике

Карточки к тесту Роршаха

Следующим тестом был MMPI, разработанный в конце 30х – начале 40х годов в Университете Миннесоты Старком Хэтэуэйем и Джоном Маккинли. Этот тест имеет вид личностного опросника, следовательно, прост в использовании, поэтому очень часто применяется для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, используется в клинической практике как психодиагностическая методика.

Тесты по психодиагностике

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

В 1935 г. в мире психологии был представлен тест ТАТ — тематический апперцептивный тест, разработанный в Гарварде Генри Мюреем и Кристиной Морган. С помощью данного теста исследуются движущие силы личности, внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов индивида.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом: «Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности».

Тесты по психодиагностике

Тематический апперцептивный тест (TAT), стимульный материал.

В последующие годы (1946 г.) Рэймонд Кеттелл разработал 16-факторный личностный опросник (Тест Кеттелла), который сейчас широко используется различными университетами, предприятиями, государственными органами для отбора персонала.

Тесты по психодиагностике

В следующем году в мире психологии были представлены такие тесты, как тест Фрилинга и тест Сонди. Немецкий психоаналитик Генрих Фрилинг с помощью своего теста представил анализ внутренних стремлений человека, границ и горизонтов бессознательного и специфики восприятия окружающего мира на основе методики «Цветового зеркала». Хотя, этот тест получил огромное количество критики, он используется для быстрой оценки психического состояния человека, профориентации и работе с персоналом, анализа особенностей и склонностей человека и пр.

Тест Сонди разработан в 1947 году психиатром и психоаналитиком Леопольдом Сонди, как проективный личностный тест с методом портретных выборов, целью которого является изучение побуждений человека и выявление психических отклонений. Сонди ввел психологическую категорию судьбы. Он считал, что 8 побуждений формируют последствия в жизни человека, что формирует его судьбу.

C 1949 года начали практиковать тест Люшера как проективную методику исследования личности, впервые представленную Максом Люшером. Тест имеет некое сходство с тестом Фрилинга. Люшер утверждал, что восприятие цвета у человека является объективным, а цветовые предпочтения и выборы человека являются субъективными, поэтому он измерял субъективное отношение человека к определенным цветам, поэтому существует единственный подлинный тест именно с необходимыми оттенками и насыщенностью цветов.

Тесты по психодиагностике

Следующим появился Тест на тип межличностных отношений («Fundamental Interpersonal Relations Orientation» — «Базовые ориентации межличностных отношений»). В 1958 году в мире психологии эта система была представлена американским психологом В. Шутцем. Для русскоязычного пространства тест адаптирован как опросник межличностных отношений (ОМО), он позволяет определить особенности поведения конкретного индивида, взаимоотношения других людей в различных сферах. Тип поведения человека определяется относительно трех областей, как включение (I), контроль (С), и аффект (А), и по шести шкалам. Используя данные характеристики, можно создать межличностный профиль индивида.

Следующей разработанной в 1962 проективной методикой был тест Эдвина Е. Вагнера «Hand Test». В рамках проведения этого теста используются десять несвязанных карточек 3,5х4,5 дюйма, девять с простыми линейными рисунками из одной руки и одна пустая карта, чтобы измерить, как зритель интерпретирует то, что делает каждая рука (пустая карта оставляется для ​​воображения зрителя). Устные ответы даются или «проецируются» наблюдателем, а результаты записываются, оцениваются и интерпретируются. Вагнер представил «Hand Test» как «отправную точку» или «узкополосный» инструмент, который «не обязательно измеряет все основные аспекты личности, но оценивает поведенческие тенденции человека».

В 1970 году на основе теории «акцентуированных личностей», которая предполагает, что у каждого человека существуют свои собственные черты и свойства, которые изначально считаются патологическими, однако при определенных условиях они могут развиваться в положительном направлении, так и в отрицательном, был разработан опросник Леонгарда-Шмишека. Этот тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Леонгард выделил десять типов акцентуации, предполагая, что это некое «заострение» индивидуальных свойств человека, разделяя их на акцентуации характера и темперамента, поэтому основной целью использования этого инструмента является выявление акцентуированных свойств характера и темперамента человека.

Следующий тест был разработан учеником Леопольда Сонди, швейцарским психологом и педагогом Мартином Ахтнихом, который углубил свою практику в области профориентации, профессиональных заболеваний, в области клинической и глубинной психологии, разработал фото-тест профессионального ориентирования «Тест Мартина Ахтниха». Этот тест начал широко использоваться в Швейцарии и в некоторых европейских странах в середине 1980-х годов. Тест разработан на основе методики ассоциации, разработанной австрийским психологом и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, по принципу выбора фотографий, так как они являются наиболее подходящими для стимульного материала.

Тесты по психодиагностике

В 2015 году на базе науки судьбопсихологии (науки о судьбе человека), которую начал исследовать Леопольд Сонди, PHD Олегом Мальцевым был разработан «Квадро-тест», позволяющий определить судьбу человека. Процесс тестирования заключается в выборе стимульного материала, который состоит из 48 обложек книг, написанных и отобранных определенным способом. Человеку необходимо выбрать восемь обложек, которые ему нравятся и восемь других, которые не нравятся, и один портрет. Этот тест позволяет определить кратчайший путь достижения максимальной результативности человека, определить эффективную индивидуальную программу тренировки в зависимости от свойств личности человека и его потенциала. Данный тест был разработан и практикуется на базе Научно-исследовательского института «Международное судьбоаналитическое сообщество» и НИИ «Памяти». На данный момент времени не было зафиксировано ни одного ошибочного результата.

Тесты по психодиагностике

«Квадро-тест» разработанный академиком Мальцевым О.В.

Что интересовало психологическую науку в разные годы

В список основных тестов, которые наиболее часто использовались в психологической науке вошли следующие:

Однако, следует отметить, что этот список представляет в том числе и конфликт интересов и направлений психологической науки. Начнем с самого начала, с конфликта теста Роршаха и MMPI. Первый является проективным тестом, а второй – психометрическим. Можно было бы предположить, что все неурядицы и коллизии с тестом Роршаха и MMPI, европейской и американской школ заключаются в том, что этому немало посодействовали издатели MMPI.

Тест MMPI не породил никакой психологии, как и отдельного направления или теории, это психиатрический тест, в основу которого легли наиболее задаваемые вопросы психиатров. В этом тесте существует 12 определенных шкал, которые в итоге выдают цифровые показатели. Поэтому MMPI получил такое распространение, а применение теста Роршаха считается редким явлением, так как он не настолько прост в использовании, как опросник MMPI, который дается человеку для тестирования; а вторая часть интерпретации является крайне сложной, так как требует определенной подготовки в области устройства психики, памяти человека и прочие знания и навыки работы с тестом. Использовать тест MMPI просто, чтобы таким способом получить предполагаемую информации о человеке.

В зависимости от того, что существует некий «плавающий шаблон адекватности поведения», по сути, тест MMPI определяет характеристики адекватности поведения в той или иной ситуации, проводить его очень легко, также и интерпретировать не сложно. Для интерпретации этого теста необходимо иметь определенный ключ, подсчитать цифры и потом подвести итог.

Тест Роршаха – это потрясающая машина для психолога, которая позволяет узнать многое о человеке, исследовать психику и ее нарушения, также его можно использовать для исследования субстанции, на основании которой действует человек и пр. Этот тест порождает отдельную теорию личности и проективную среду, однако, научиться работать и интерпретировать его — это не простая задача, необходим определенный уровень подготовки и навыков, глубокое понимание психики человека и пр. Следовательно, из-за такой трудности работы с этим тестом он не получил широкого распространения в мире и с ним работают крайне малое количество ученых, потому что необходимо также быть ученым, чтобы использовать тест Роршаха, это требует серьезной проективной интерпретации, уметь досконально разбираться в психодиагностике и в других науках.

При сравнительных анализах этих двух тестов можно сказать, что MMPI состоит из 12 секторов и 12 шкал и каждая шкала показывает один замер, как модель «градусник». Если мы будем говорить о тесте Роршаха, то это некий «измеритель», который условно опускается в память человека на какую-то глубину, и который совершенно четко показывает, что там «происходит на разных глубинах» в памяти, и все данные из этого «измерителя» передаются на условную радиолокационную станцию, где расшифровуются.

Относительно предложенных психологических концепций можно выделить не только среду теста Роршаха, за которым стоит собственная теория личности, но также в современной психологии широко используется вторая концепция, которая предложена Леопольдом Сонди, как «Я-анализ».

Психология Сонди – это психология восьми побуждений, психология Роршаха – это отношение с восемью фигурами, психология Фрилинга основывается на восьми фигурах в составе прототипологического блока, когда фигура заменена на механизмы.

В заключении для понимания общей тенденции можно определить, что на протяжении всей истории психологической мысли тест MMPI постоянно конкурировал с тестом Роршаха. С помощью теста MMPI исследовалась степень адекватности к «плавающему эталону», то есть как человек поступит в определенной ситуации, можно ли ему поручать определенные задачи или нет, можно ли ему дать оружие в руки или нельзя, может он быть кем-то или нет и пр.

С помощью теста Роршаха проводится комплексный анализ личности и субстанции, которую использует личность и все препятствия, психотравмы, повреждения и пр.

Изначально американскую школу психологии интересовала степень адекватности человека, а европейскую школу – «Я-анализ», анализ личности человека. То есть это совершенно два разных направления исследования и потребности, так как Герман Роршах исследовал личность и субстанцию, опыт человека, а MMPI показывал адекватность и это два совершенно разных теста и направления.

ВЫВОДЫ

В итоге следует отметить, что у каждого ученого, психоаналитика, которые разработали тесты, представленные в этой статье,  — у Германа Роршаха, Леопольда Сонди, Германа Фриллинга, Олега Мальцева свои категории, своя теория психологии, тесты, однако, проанализировав историю психологической мысли, можно выделить два основных течения объектов исследования, европейской и американской школ при использовании различных психологических методов экспериментальной психологии, наблюдения, методы тестирования, как основной инструмент психологии, наблюдение и пр.

Автор статьи: журналист, научный сотрудник криминологического центра Филиппова Анна Олеговна

Кто ввел метод тестов?

С конца XIX века стала развиваться научная психология. А с ней и психодиагностика — разработка научно обоснованных методов проверки качеств личности. Родоначальниками научных тестов считаются англичанин Фрэнсис Гальтон и американец Джеймс Кэттелл

Кто из представителей гуманистической психологии ввёл термин самоактуализация?

Леонтьев, будучи представителем гуманистического направления психологии , утверждает: « Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей»

Оцените статью
Тест по истории