вспомогательные исторические дисциплины истории как науки вспомогательная историческая наука

1. История как наука.
Структура исторического знания.

2. Сущность, формы,
функции исторического знания.

3. Исторические
источники и их классификация.

4. Основные этапы
развития науки. Место истории в системе
наук.

5. Методология
исторической науки.

Любовь к истории
кажется неотделимой от человеческой
природы, потому что она неотделима от
любви к самому себе. Именно эта первопричина
влечет нас вперед и назад, в будущее и
к прошлым векам.

История как наука. Структура исторического знания.

Изучение любой
науки, как известно, начинается с ее
определения, раскрытия понятий и
категорий, которыми она оперирует.

Термин
«история» происходит от греческого
слова «ίστορία»–
исследование, рассказ. В Древней
Греции слово
«история» означало любое знание,
получаемое путём исследования, а не
только собственно историческое знание
в современном смысле.
Например, Аристотель использовал
это слово в «Истории животных». Оно
встречается также в гимнах Гомера,
сочинениях Гераклита и
тексте присяги Афинскому государству.

Первоначальное
значение этого слова продолжает широко
использоваться в бытовой лексике и
литературе. Это слово вошло во все
современные языки. В науке термин
“история” используется в большинстве
языков, в двух основных смыслах:

Геродо́т
Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος
Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484
до н. э. —
около 425
до н. э.) —
древнегреческий историк, автор первого
полномасштабного исторического
трактата — «Истории», —
описывающего греко-персидские
войны и
обычаи многих современных ему народов.
Труды Геродота имели огромное значение
для античной культуры. Цицеронназвал
его «отцом истории».

История общества
представляет собой совокупность
конкретных и многообразных действий и
поступков отдельных людей, человеческих
сообществ, находящихся в определенной
взаимосвязи, составляющих все человечество.
Следовательно, предметом изучения
историиявляется деятельность и
действия людей, вся совокупность
отношений в обществе. Известный
русский историк В. О. Ключевский (1841—1911)
так писал об истории как науке: «В научном
языке слово «история» употребляется в
двояком смысле: 1) как движение во времени,
процесс и 2) как познание процесса.
Поэтому все, что совершается во времени,
имеет свою историю. Содержанием истории,
как отдельной науки, специальной отрасли
научного знания, служит исторический
процесс, т.е. ход, условия и успехи
человеческого общежития или жизнь
человечества в ее развитии и результатах»
(Ключевский В. О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс
русской истории. Ч.1. — М.,1956. — С. 14).

В современной
исторической науке происходит заметное
слияние этих двух значений вследствие
повышенного внимания к изучению
влияния, во-первых, геологических и
биологических факторов на развитие
отдельного человека и человеческого
общества; во-вторых, через изучение
влияния человеческой цивилизации на
окружающую среду. Проблемы экологии
становятся тем мостиком, который
соединяет естественные, гуманитарные
и точные науки, и потому они постепенно
переходят в область практической
политики.

Таким образом:
История — это наука о прошлом человеческого
общества и его настоящем, о закономерностях
развития общественной жизни в конкретных
формах, в пространственно-временных
измерениях.

Содержанием истории
вообще служит исторический процесс,
ко­торый раскрывается в явлениях
человеческой жизни, сведения о которых
сохранились в исторических памятниках
и источниках. Явления эти чрезвычайно
разнообразны, касаются развития
хо­зяйства, внешней и внутренней
общественной жизни страны, ме­ждународных
отношений, деятельности исторических
личностей.

Структура
исторического знания.

Сегодня историческая
наука — это целый комплекс взаимосвязанных
между собой наук. Представим схему
исторических наук в виде трехгранной
усеченной пирамиды. Историческое знание
имеет несколько граней.

Во-первых,
это история
отдельных видов человеческой деятельности
– Основа исторической науки — собирание,
систематизация и обобщение фактов,
рассмотрение их в тесной связи и
совокупности, Благодаря постепенному
накоплению фактов сложились целые
отрасли исторических знаний:

Легко
заметить, что каждый из этих разделов
включает более частные деления, например
история экономики – историю земледелия,
историю ремесла, историю промышленности.
Политическая история – историю войн,
революций, государства и права,
наконец, историю династий и многое
другое.

Другой гранью
является всемирная история, которая
опирается на историю видов человеческой
деятельности, включает её в себя, но в
свою очередь, делится на

Третьей гранью
исторической науки является ряд
исторических дисциплин, которые
обслуживают собственно историческую
науку, разрабатывающих и общие вопросы
методики и техники исторических
исследований.

Такая структура
исторического знания соответствует
процессу специализации во всех областях
научного знания, который резко усилился
в конце XIX – начале XX века. Завершает
эту структуру «философия истории»или точнее,теория исторического
процесса, которая призвана на основе
накопленного сегодня исторического
материала раскрыть общие закономерности,
тенденции развития человеческого
общества, и при этом выделить совокупность
тех факторов, которые определили
различные этапах его развития.

История
— наука конкретная. Она требует точного
знания хронологии, конкретных фактов,
событий, что дает возможность их
сопоставления, обобщения, экстраполяции.
Многие проблемы современности, находящиеся
в поле зрения экономистов, социологов,
политологов, этнологов и других
специалистов гуманитарных наук, могут
успешно решаться только на основе
исторического подхода и исторического
анализа, на базе проделанной историками
работы по сбору, систематизации и
обобщению огромного массива фактов,
позволяющих выявить основные тенденции
общественного развития. В этом смысле
по способу познания общественных явлений
и процессов все общественные науки
являются историческими.

Сложившуюся
совокупность общественных дисциплин,
которые изучают различные аспекты
человеческой цивилизации (история,
философия, социология, политология,
юриспруденция, филология, языкознание,
этика и др.) в отличие от наук естественных
и точных, принято называть системой
гуманитарных наук. Будучи самостоятельными
и относительно независимыми, они
органически связаны между собой. Только
в совокупности гуманитарные науки
способны решить в диалектическом
единстве главную задачу, стоящую перед
человечеством: познание прошлого и
современного состояния общества с целью
познания его закономерностей, понимания
его настоящего и перспектив будущего.

Изучение
гуманитарных дисциплин со­ставляет
важную часть общеобразовательной и
мировоззренческой подготовки современных
специалистов и способству­ет
интеллектуальному развитию личности
и выработке творческого мышления. К
важнейшим общественным наукам относится
история.

В структуре
исторического знания четко видна
взаимосвязь истории, как с точными, так
и естественными науками, не говоря уже
о других гуманитарных науках. Попробуйте
сами определить наиболее видимые линии
этой взаимосвязи.

Запрос «Геолог» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Геология прошла длительный и сложный путь развития. Круг объектов её исследования расширялся, и распространился на всю Землю (науки о Земле) и объекты Солнечной системы. В геологии предметом исследования являются геологические объекты, их свойства, закономерности строения, взаиморасположения, происхождения и развития во времени и пространстве.

«Геология» на греческом языке

Первое оригинальное русское руководство по геологии. Д. А. Соколов, 1839

«Учение о Земле; знание состояния и природы Земли.»

«Я имею ввиду здесь под космологией только знание Земли, а не Вселенной. В этом смысле геология было бы правильным словом; но я не осмеливаюсь использовать его, потому что оно не используется.»

«Геология — это наука, которая исследует последовательные изменения, которые произошли в органическом и неорганическом царствах природы; она исследует причины этих изменений и влияние, которое они оказывают на видоизменение поверхности и внешнего строения нашей планеты.»

Науки о земной коре

Вулканология изучает вулканы

Или динамическая геология:

Науки об исторической последовательности геологических процессов

Ископаемые остатки изучает палеонтология

Пласты осадочных и вулканогенных горных пород изучает стратиграфия

Или историческая геология:

Смежные и прочие науки

В основном они связаны со смежными науками:

Геолог Х. Шмитт на Луне

Некоторые разделы современной геологии выходят за пределы Земли — космическая геология или планетология, космохимия, космология.

Основные принципы и методы

Первая геологическая карта У. Смита, 1815 год

Геология — наука историческая, и важнейшей её задачей является определение последовательности геологических событий. Для выполнения этой задачи с давних времён разработан ряд простых и интуитивно очевидных признаков временных соотношений пород.

Геологические науки используют описательный метод в изучении размещения и состава геологических тел, в том числе их форма, размер, взаимоотношение, последовательность залегания.

Тектонические плиты Земли

Геологическая временная шкала включает в себя историю Земли. Охватывает период с возникновения самого раннего твёрдого образования в Солнечной системе (4,57 млрд лет) и формирования Земли в начале Катархейского эона (4,54 млрд лет). Оканчивается шкала сегодняшним днём (эпохой голоцена).

Ч. Лайель в 1830 году ввёл понятие времени в геологию. Он превратил внезапные катастрофы в цепь длительных незначительных изменений:

Ключевые геологические события

История Земли в хронологическом порядке, организованная в таблицу, известна как геохронологическая шкала. Шкала разбита на основе стратиграфического анализа на четыре интервала. Первый охватывает весь период от формирования Земли до настоящего времени. Каждая следующая шкала показывает самый последний сегмент предыдущего интервала, отмеченный звёздочками, в увеличенном масштабе.

Геологическим событиям можно присвоить точную дату в конкретный момент времени — абсолютный возраст, или же они могут быть привязаны к определённым интервалам геохронологической шкалы — относительный возраст. Геологи используют различные методы, чтобы выявить как относительный так и абсолютный возраст геологических событий. До открытия метода радиоизотопного датирования (начало XX века), который предоставил возможность определения абсолютного возраста, геологи были в значительной степени ограничены использованием относительных методов датирования для определения возраста геологических событий. Хотя относительная датировка может определить только последовательный порядок событий, а не дату когда они происходят, она остается эффективным методом в особенности при наличии материалов лишенных радиоактивных изотопов. Геологические пласты, состоящие из горных пород, поверхностных отложений, окаменелостей и осадочных пород, используются для сопоставления одной стратиграфической единицы с другой. Относительный возраст обычно определяется палеонтологическим методом. Абсолютный возраст, как правило, основывается на физических или химических свойствах горных пород. Чаще всего определяется методом радиоизотопного датирования — по накоплению продуктов распада радиоактивных элементов, входящих в состав материала. Полученные данные показывают примерную дату возникновения каждого события, позиционируя его в определённую точку общей геологической шкалы, что очень важно в построении более точной последовательности.

Джеймс Хаттон — отец современной геологии

Многотомное издание «Геологическая изученность СССР» обобщило литературу по регионам СССР до 1990 года.

Проекты в Википедии:

Геологические организации и общества:

Как
историки пишут историю (История в системе
социально-гуманитарных наук. Основы
методологии исторической науки)

§ 1. Место истории в системе наук Понятие «истории»

История
представляет собой сложное, многоплановое
явление. Историю счита­ют одной из
древнейших наук. Основоположником
истории считается древнегре­ческий
историк Геродот (V в. до н. э.). Истории
как науке около 2500 лет. Древние очень
ценили историю и называли ее
«magistra ькае»
(наставница жизни).

История
как наука.
Самым простым переводом слова «история»
является «рассказ о прошлом». Это рассказ
о том, что произошло с людьми, народами,
государствами, миром. История является
коллективной памятью многочисленных
народов, населя­ющих землю.

Покровительницей
истории в Древней Греции была Клио —
богиня, которая прославляет. В ее руках
свиток и грифельная палочка символизируют
то, что ничто не должно исчезнуть
бесследно, все должно быть зафиксировано
для потомков.

В
понимании древних греков история
представ­ляла собой процесс
«расследования», «узнавания»,
«установления» подлинных событий и
фактов. В эпоху Возрождения под историей
нередко понимали разно­видность
литературы, функцией которой было
уста­новление и фиксирование истины.

Долгое
время история считалась органической
ча­стью общей системы знаний и не
выделялась в качестве самостоятельной
научной дисциплины. Она существо­вала
и развивалась в тесной связи с мифологией,
рели­гией, литературой, географией,
политической теорией, философией.

Систематизация
и классификация научных знаний происходила
на протяжении ХУН-Х1Х вв.

История
относится к группе гуманитарных и
социальных наук, которые с разных сторон
изучают человека и сообщество людей
как сложнейший феномен всего мирового
развития. У политологов, экономистов,
социологов, этнологов, социальных
психологов и других специалистов
гуманитарно-социального цикла есть
свой предмет исследования. Но многие
проблемы прошлого и современности могут
быть решены только на основе исторического
подхода и исторического ана­лиза.
Поэтому огромную работу по сбору,
систематизации и обобщению обширного
фактического материала, позволяющего
представить всю совокупность жизни
общества на протяжении всего исторического
процесса, проводят, прежде всего,
профессиональные историки.

Объект
и предмет исторической науки

История
— это всякий процесс развития природы,
общества и человека. У каж­дого
политического или социального явления,
у каждой науки есть своя история. Земной
шар движется вокруг своей оси и по своей
орбите вокруг Солнца. Сменяют друг друга
день и ночь. Мелькают недели, месяцы,
годы. Более заметны столетия и тысячелетия.
Непреложно одно: все, что не происходит
в данный момент, отходит в область
прошлого, получает шанс стать Историей.

Процесс
исторического развития или движение
истории представляет собой безграничный
объект исторических исследований.
Объектом
собственно историче­ской науки
является развитие человеческого
сообщества во всем его многообразии. А
предметом
исторической науки является деятельность
людей, т. е. вся совокуп­ность конкретных
и многообразных действий и поступков
отдельных физических лиц, групп людей
или человеческих сообществ, находящихся
в определенной взаимосвязи и составляющих
все человечество. « В поле зрения историка
включен широкий круг явлений — от
хозяйственной и политической жизни
страны до про­блем частного существования,
от изменений климата до выявления
представлений людей о мире. Предметом
изучения оказываются события, модели
поведения людей, системы их ценностных
установок и мотиваций. Современная
история — это история событий, процессов
и структур, частной жизни человека.
Подобная диверсификация исследовательского
поля связана с тем, что вне зависимости
от предпочтений конкретных исследовательских
направлений
объектом историче­ского знания
является человек, природа и поведение
которого разнообразны сами по себе и
могут быть рассмотрены в разных ракурсах
и взаимосвязях»,
— пишут современные авторы.1

История
возникла как эмпирическая наука, главной
целью которой было ис­следование
событий политической жизни, развития
государственных образований. Постепенно
историческая наука превращалась в
дисциплину, изучающую общество в его
динамике.

Роль
теории в познании прошлого

История
относится к числу так называемых
теоретических дисциплин. Истори­ки
создают историческую картину, предлагают
ее обществу в качестве значимого опыта.
В этом качестве история является мощным
инструментом воздействия на общественное
сознание, что хорошо понимали все
выдающиеся правители.

Знание
истории необходимо для принятия
адекватных политических решений, для
выработки стратегии развития тех или
иных стран. В противном случае воз­никает
знаменитый эффект «граблей». Выражение
«наступить на те же грабли» означает у
нашего народа неумение учесть прошлый
печальный опыт.

Исторический
опыт позволяет каждому народу осознать
свое место среди дру­гих народов.
Социальная, этническая и культурно-историческая
самоидентифика­ция позволяет определить
различным человеческим сообществам
свою траекторию развития, а человечеству
в целом с оптимизмом смотреть в будущее.

Историческое
сознание,
которое является результатом сохранения
и осмысления исторического опыта
общества, является важной частью
коллективной памяти.

Теория
и методология исторической науки

История
стала наукой только тогда, когда появились
различные
концепции, объясняющие
смысл, тенденции исторического развития.
Оформилось понятие методологии
истории,
или философии истории, включающее в
себя принципы, способы и формы исторического
познания.

Большинство
историков декларирует свою приверженность
таким принципам исторического
исследования, как
научность, объективность, историзм,
диалек­тика.
Очень немногие признаются в своей
тенденциозности
или партийности. Концепция, методология
конкретного историка проявляется в
периодизации
исто­рии, в выделении в ней наиболее
крупных этапов, качественно различающихся
по своему содержанию.

Долгое
время в истории главное внимание
обращалось на правления монархов,
крупные войны, события религиозной
жизни. Историю вели от сотворения мира.
Затем на исторической сцене появились
Адам и Ева, Ной с семейством до и после
всемирного потопа. У христиан рождение
Иисуса Христа стало считаться началом
нашей (новой) эры. У мусульман летоисчисление
ведется с 622 г. н. э., с
хиджры, т.
е. бегства Мухаммеда из Мекки в Медину.

В
советской историографии преобладал
формационный подход,
в соответствии с которым человеческое
сообщество на любой территории должно
пройти через пять эпох, общественно-экономических
формаций: первобытно-общинную,
рабо­владельческую, феодальную,
капиталистическую и коммунистическую.
Главной движущей силой К. Маркс
(1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин
(1870-1924) считали развитие производительных
сил, которое через социальную революцию
заставляет меняться более консервативные
производственные отноше­ния. В
пролетариате, классе, лишенном
собственности, марксисты видели будущего
устроителя жизни на принципах Свободы,
Равенства и Братства.

В
западной историографии весьма популярен
цивилизационный подход,
в соот­ветствии с которым в мировой
истории выделяется разное количество
историче­ских сообществ. Русский
ученый Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял
10 культурно-исторических типов. Англичанин
А. Д. Тойнби (1889-1975) оста­новился на 13
синхронных и эквивалентных по
реа­лизовавшимся в них духовным
ценностям «мировых ансамблях культуры».

Цивилизацию
можно определить как способ
жиз­недеятельности человека в
специфических условиях (климатических,
географических, геополитических,
историко-культурных и т. д.). Облик
цивилизации определяется творческой
продуктивностью людей, инновационным
потенциалом данного человеческого
сообщества. Российская цивилизация
возникла от­носительно поздно. Среди
российских и зарубежных историков есть
сторонники различной классификации
цивилизационной принадлежности России.
Кто-то относит российскую цивилизацию
к западному типу,

кто-то
видит в российской цивилизации черты
восточного цивилизационного типа. В
20-х гг. X X в. группа авторов стала
рассматривать Россию как евразийскую
цивилизацию. Немало исследователей
говорит об уникальной и единственной
рос­сийской (русской) цивилизации как
самобытном и самодостаточном явлении
в ми­ровой истории. Вызывает споры
реальность и характер «советской
цивилизации».

В
отечественной исторической науке всегда
была сильна
«государственная шко­ла».
Наиболее распространенной является
периодизация отечественной истории в
соответствии с характером государственного
строя.

Сущность,
формы, функции исторического знания

Объект
исторического исследования огромен,
крайне сложен и многообразен. Поэтому
историческое знание, которое добывается
усилиями историков, пред­ставляет
весьма сложную картину. Исторические
события, процессы, явления из­учались
и изучаются в разное время в разных
странах под разными углами зрения.
Какие-то проблемы изучены лучше. Некоторые
исторические сюжеты служат предметами
бесконечных дискуссий. Сохраняется и
немалое число «белых пятен» и «серых
ниш».

Большинство
историков разрабатывает вопросы в
какой-то крупной отрасли исторического
знания. Традиционно привлекают внимание
исследователей поли­тическая история,
военная история, история культуры,
история религий, история государства
и права и т. д.

По
широте изучения объекта принято выделять
историю мира в целом (все­общая
или всемирная история),
историю мировых цивилизаций, историю
конти­нентов (историю Азии, Африки,
Европы, Латинской Америки), а также
историю отдельных стран и народов
(историю Англии3,
Германии, Китая, России, США и т. д.).
Крупные, иногда многотомные исследования
создаются коллективами специалистов.

Важный
вклад в общее дело вносят
вспомогательные исторические дисципли­ны,
разрабатывающие вопросы методики и
техники исторических исследова­ний.
К вспомогательным историческим
дисциплинам относятся: историческая
география, историческая демография,
ономастика (изучение имен собственных),
топонимика (изучение географических
названий), историческое языкознание,
палеография (история письма)4,
геральдика (наука о гербах)5,
сфрагистика (изуче­ние печатей),
дипломатика (наука о документах),
нумизматика (изучение монет)4,
метрология (наука об исторических мерах
длины, площади, объема и веса), генеа­логия
(изучение родословных), археология
(изучение памятников материальной
культуры).

История
России — неотъемлемая часть всемирной
истории: обшее и особенное в историческом
развитии

Всемирная
история
изучает и представляет весь долгий и
сложный путь, прой­денный человечеством
с древнейших времен до наших дней.
История России является
частью
всемирной истории.
Объектом изучения нашей
отечественной истории
является процесс возникновения и
развития человеческого сообщества на
территориях, которые входили и в настоящее
время входят в состав российского
государства.
История России
не может не быть одновременно и
русской историей, или
историей русского народа,
который составляет 80% населения Российской
Федерации. Русский человек с его
характером, традициями, менталитетом
стал творцом самобытной российской
(русской) цивилизации, главной фигурой
рос­сийской жизни и истории.

Основные
направления современной исторической
науки

На
протяжении длительного времени, вплоть
до XIX в., историков интересовали войны,
восстания, политические преобразования,
деятельность выдающихся людей. Отношения
простых людей, различные стороны
экономического бытования долгое время
находились на периферии исследовательских
интересов.

На
протяжении XX в. в сознании многих людей
в самых разных странах про­изошли
серьезные изменения. Историческая наука
не могла не отразить эти слож­ные
изменения.

Методологическую
революцию в мировой исторической науке
связывают с творчеством французских
ученых Люсьена Февра (1878-1956) и Марка
Блока (1886-1944), которые с 1929 г. выпускали
научный журнал «Анналы социальной и
экономической истории». Ученые
школы «Анналов»
начали широко применять междисциплинарный
подход.
Они привлекли к совместной исследовательской
работе представителей других общественных
наук — экономики, социологии, социальной
психологии и др.
Тотальная («глобальная») история
формировалась как история целостная,
синтетическая, нацеленная на изучение
истории людей и от­дельных человеческих
сообществ, всех аспектов их жизни и
деятельности. Истори­ки школы «Анналов»
перестали делить жизнь людей на
политическую, хозяйствен­ную,
религиозную и другие сферы. Они стали
воссоздавать стереоскопическую,
многоуровневую и «очеловеченную»
картину исторического прошлого. М. Блок
многое сделал для распространения
компаративного
(сравнительно-историче­ского) подхода.
На место истории-рассказа, в соответствии
с принципом «Исто­рик не тот, кто
знает, а тот, кто ищет», стала приходить
история-проблема.

Во
второй половине XX в. на основе
междисциплинарного взаимодействия
сформировалась «новая
история», или «новая историческая
наука».
Для этого на­правления характерным
стало критическое отношение к позитивизму
и марксизму. Историки этого направления
выступали против событийно-описательной
истории и объяснения событий прошлого
действием универсальных закономерностей.
Крупнейший французский историк,
основатель «Дома наук о человеке»
(1962), Фернан Бродель (1902-1985) главное
значение придавал творческой активности
историка. Путем нового отбора и
интерпретации источников историки
призваны изучать все, из чего складывается
жизнь человека, включая взаимоотношения,
желания, идеалы, ценности и правила,
регулирующие индивидуальное и
коллек­тивное поведение. Так возникло
понятие
«история ментальностей».

Появление
такого направления в исторической науке
как
«новая социальная история»
связано с пониманием истории как
социального взаимодействия людей.
Важную роль сыграло использование
терминологического аппарата социологии,
описывающей внутреннее состояние
общества, его отдельных групп и отношений
между ними. В 80-е гг. X X в. в русле социальной
истории появились такие суб­дисциплины,
как
«новая рабочая история», «история
женщин», «крестьянские иссле­дования»,
«локальная»
и
«устная»
истории. Локальные исследования, в
центре ко­торых оказалась семья,
локальные общины, стали называть
микрокосмическими.

Параллельно
развивалась
историческая антропология,
которая стремилась всю историческую
действительность показать через
состояние и развитие человече­ского
сознания.

Применение
культурологического или социокультурного
подхода, методов культурной антропологии,
социальной психологии, лингвистики,
признание активной роли языка, текста
в описании исторической реальности
привело к воз­никновению
«новой культурной истории»,
близкой к исторической антропологии.
Это позволило лучше представить то, как
именно люди прошлого вели себя по
отношению друг к другу, что именно
считалось нормальным или аномальным в
раз­личные исторические периоды и т.
д. Стала интенсивно разрабатываться
история интеллектуальной жизни, история
ментальностей
(коллективных автоматизмов исторического
сознания), история ценностных ориентаций.

В
рамках новой культурной истории появилась
и приобрела значительный размах
гендерная история.
В 60-е гг. X X в. внимание исследователей
привлекло женское движение, возникшее
в XIX в. До середины 70-х гг. X X в. исследователи
стремились «восстановить историческое
существование женщин», написать осо­бую
«женскую историю». Они, в соответствии
с модными феминистскими теория­ми,
считали, что женщины в исторической
ретроспективе незаслуженно оказались
«в тени» мужчин. В 80-е гг. X X в. появляется
понятие тендер (англ.
gender

род), существенно отличающееся от понятия
«пол». Предметом
гендерной истории являются
не просто «женские проблемы», но изучение
важнейших институтов социального
контроля, с помощью которых в конкретных
исторических социумах регулируется
неравное распределение материальных
и духовных благ, власти и престижа,
обеспечивается социальный порядок,
основанный на тендерных раз­личиях.
В тендерных исследованиях важное место
занимает проблема соотноше­ния
приватного и публичного. Исследуется
«women’s
power»
(власть женщин), т. е. их роль в экономике,
воздействие на принятие политических
решений и т. д.

До
последнего времени в исторической
антропологии недостаточно внимания
уделялось самоидентификации личности,
личному интересу, индивидуальному
выбору. На вопрос о том, каким образом
унаследованные культурные традиции,
обычаи, представления определяют
поведение людей в специфических
истори­ческих обстоятельствах, дают
ответ работы, выполненные в рамках
«новой био­графической истории».
Анализ индивидуального сознания, опыта,
деятельности раскрывается через
исторические биографии. Историки
пытаются понять своих героев в контексте
тех эпох, в которых они жили. Персональная
история — это не просто биография
исторического персонажа. Это жанр
исторического исследова­ния. Это
история, показанная через историческую
личность.

К
числу популярных современных направлений
относится
история повсе­дневности.
Предметом исследований стала частная
жизнь в самых разных про­явлениях —
отношения между родственниками, условия
существования и труда, эмоциональная
жизнь людей и т. д.

В
советский период отечественная
историческая наука была поставлена в
жест­кие рамки
формационного подхода.
Советские историки были оторваны от
про­цессов, развивавшихся в европейской
и мировой исторической науке. В последние
десятилетия ситуация стала меняться.

История в переводе
с греческого языка означает рассказ о
прошедшем, об узнанном. История – это
процесс развития природы и общества.
Также историей называют комплекс
общественных наук (историческая наука),
изучающих прошлое человечества во всей
его конкретности и многообразии. История
входит в группу гуманитарных наук,
изучающих тот или иной регион
(африканистика, балканистика), народ
(синология и т. п.) или группу народов
(славяноведение).

Всемирная
(всеобщая) история
– это история,
изучающая период человечества от
появления первого Homo sapiens до настоящего
времени.

История Отечества
– это история, изучающая историю
отдельных стран и народов (история
России, история Германии).

История подразделяется
на следующие разделы по хронологическому
принципу:

Органические части
истории как комплекса наук:

История входит в
группу гуманитарных наук, изучающих
тот или иной регион (африканистика,
балканистика), народ (синология и т. п.)
или группу народов (славяноведение).

Исторические
источники –
все объекты, непосредственно отражающие
исторический процесс и дающие возможность
изучать прошлое человечества.

Исторические
источники условно делят на несколько
групп:

Роль геологии в жизни

Многие люди задают вопрос, геология – что это? Геология является одной из основополагающих естественных наук, которая играет важнейшую роль в развитии современных технологий, в частности:

Без точных знаний о строении земной коры и физических процессах, которые в ней происходят, невозможно развитие современного строительства, а безопасность человечества, с учётом стремительного роста населения на планете последние 100 лет и освоение людьми новых территорий для проживания, была бы под угрозой.

Оцените статью
Тест по истории
Добавить комментарий