Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Контрольно – измерительные материалы
для промежуточной аттестации
Учебный год: 2021-2022
Предмет: История России. Всеобщая история.
Учитель: Красносумова М.Н.
1 Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по предмету «История России. Всеобщая история» обучающихся 8 класса, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.
2. Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по предмету «История России. Всеобщая история».
24 задания 1 части и 6 заданий второй части
24 заданий с выбором ответа.
4 задания повышенного уровня сложности с выбором нескольких ответом и 2 задание с кратким ответом.
Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс 8 класса «История России. Всеобщая история».
Одним из эффективных способов проверки знаний учащихся является тестирование. Оно прочно вошло в практику работы школьного учителя. А в последние годы все чаще встречается на вступительных экзаменах в вузы, особенно по гуманитарным предметам. Следовательно, использование данной формы в школе готовит учащихся к последующим испытаниям.
Предлагаемые тесты представляют собой проверку не только знаний, но умений и навыков учащихся, носят развивающий характер.
3. Время выполнения работы – 40 минут
4. Критерии оценивания работы и заданий в работе.
За верное выполнение каждого задания 1-24 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 балов.
За верное выполнение заданий 2 части выставляется 2 балла.
5. Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы отводится 40 минут. Работа состоит из 30 заданий.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к нему.
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Ответы
Промежуточная аттестация по предмету
«История России. Всеобщая история» за 2021-2022 учебный год
ученика(цы) 8 класса
1. В период царствования Петра I появились:
1) земства; 2) коллегии3) приказы ; 4) министерства
2. По указу о единонаследии:
1) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы;
2) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании;
3) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины бояр;
4) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
3. Главная официальная цель Великого посольства 1697-1698 гг.:
1) укрепление связей с западными странами;
2) поиск союзников для борьбы с Швецией;
3) создание антитурецкого союза европейских государств;
4) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
4. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь. «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».1) при Гросс-Егерсдорфе; 2) у деревни Лесной 3) при Цорндорфе; 4) у острова Гренгам
5. Важнейший итог Полтавской битвы
1) перелом в ходе войны в пользу России; 2) распад Северного союза
3) потеря русскими войсками Нарвы; 4) отказ Карла XII от похода на Москву
6. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством
1) И. И. Болотникова ; 2) К. А. Булавина; 3) Т. Костюшко ; 4) С. Т. Разина
7. Как часто называют период засилья иностранцев при дворе Анны Иоанновны
1) «Годы бедствия»; 2) «Хованщина ; 3) «Бироновщина»; 4) «Смутное время»
8. Меркантилизм – это
1) политика, направленная на стимулирование производства отечественной продукции;
2) политика, направленная на стимулирование ввоза в страну иностранных товаров;
3) политика, направленная на строительство городов.
9. Как называлось открытое в 1764 г. в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения?
1) Петербургский университет; 2) Смольный институт;
3) Царскосельский лицей; 4) Гатчинский колледж
10. «Эпохой просвещенного абсолютизма» историки называют царствование
1) Павла I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Алексея Михайловича; 4) Екатерины II
11. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
1) «Домострой»; 2) «Часословец»; 3) «Книга о скудости и богатстве»; 4) «Юности честное зерцало»
Определите событие, которое произошло раньше других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу
3) Семилетняя война 4) Северная война
13. В ходе какой войны русские войска взяли Берлин?
1) Семилетней ; 2) Северной; 3) Ливонской ; 4) Русско-турецкой войны 1768—1774 гг
В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства?
1) 1762 г.; 2) 1764 г.; 3) 1767 г.; 4) 1775 г.;
15.В середине XVIII века Россия принимала участие в войне вошедшей в историю как
1) Семилетняя; 2) Северная; 3) Отечественная; 4) Крымская.
16. Золотым веком русского дворянства называли царствование:
1) Петра I ; 2) Анны Иоанновны; 3) Екатерины II; 4) Екатерины I.
17. Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления нового свода законов?
1) Негласный комитет; 2) Избранная рад; 3) Уложенная комиссия; 4) Конференция
18. В результате Северной войны Россия получила:
1) выход в Балтийское море; 2) Новгородские земли; 3)Смоленские земли; 4)Финляндию
19. Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца; 2) в результате дворцового переворота;3) в результате избрания на Земском соборе; 4) по завещанию своего брата.
20. Россия стала называться империей с:
1) 1709г; 2) 1714г.; 3) 1721г; 4) 1725г.
21. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел
1) Кючук-Кайнарджийский договор; 2) Сан-Стефанский договор;
3) Ясский договор; 4) Георгиевский трактат
22. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) А.Д. Меншиков; 2) А. В. Суворов; 3) П.С.Салтыков ; 4) П. А. Румянцев
23. Кто изображён на картинке?
24. Здание какого музея изображено на картинке?
Какое из перечисленных ниже положений стало главным содержанием промышленной революции?
1) замена ручного труда машинным трудом 2) развитие мануфактур
3) развитие фермерского хозяйства 4) использование водяных двигателей
. Какие из перечисленных положений явились причинами войны британских колоний в Северной Америке за независимость?
а) британское правительство запретило колонистам переселяться на Запад за Аллеганские горы
б) запрет на применение любого языка, кроме английского
в) запрет со стороны Англии на открытие в колониях мануфактур и на производство готовой продукции
г) запрет колониям принимать новых переселенцев
д) отсутствие представительства жителей колоний в английском парламенте
е) запрещение местного самоуправления
Укажите верный ответ: 1) б, г, д 2) а, в, д 3) а, б, е 4) в, д, е
. Декларация независимости США провозгласила:
а) создание независимого государства Соединенных Штатов Америки
б) отмену частной собственности
в) принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа)
г) принцип «чья страна — того и вера»
д) принцип естественного равенства людей
е) принцип «цель оправдывает средства»
Укажите правильный ответ: 1) б, д, е 2) а, в, д 3) а, б, г 4) а, г, е
. Конституция 1791 г. утвердила во Франции:
1) существование абсолютной монархии
3) конституционную монархию
4) военную диктатуру
1. Важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи:
1) Петропавловский собор и Петропавловская крепость;
2) церковь Ильи Пророка в Ярославле;
3) ансамбль Ростовского кремля;
4) здание Двенадцати коллегий;
5) Меншиковский дворец в Петербурге
2. О каком нашем земляке идёт речь?
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года:
1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий Сенат
2. Какое событие произошло в России в 1722 году:
1) был принят Табель о рангах; 2) подписан указ о единонаследии;
3) создана Тайная канцелярия 4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России:
1) 1721 г; 2) 1741 г; 3) 1783 г.; 4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева;
2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу;
3) Семилетняя война ;
4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I:
1) упразднил патриаршество; 2) конфисковал обширные владения церкви;
3) отделил церковь от государства; 3) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны:
1) борьба за выход в Северное море
2) борьба против владычества шведов на Балтике;
3) вторжение шведов на территорию Украины;
4) разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год?
1) произошло сражение под Нарвой; 2) русские войска овладели штурмом крепостью Нотебург;
3) был заложен Санкт-Петербург; 4) Дания вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это:
1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии;
3) государственный налог с крестьян на содержание армии;
4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат
9. В 1721 г. произошел (о):
1) заключение перемирия с Турцией; 2) морское сражение у острова Гренгам;
3) заключение Ништадтского мира4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут
10. Первая печатная газета в России называлась:
1) «Четьи-Минеи»; 2) «Апостол» ; 3) «Ведомости»; 4) «Часослов»
11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о):
1) указ об учреждении Академии наук и художеств;
2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры;
3) формирование системы профессионального образования
4) указ об организации государственной горно-разведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов?
1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.
13. Политика протекционизма и меркантилизма, проводимая Петром I способствовала:
1) развитию отечественной промышленности и защите ее от иностранной конкуренции;
2)снижению пошлин на товары с Востока;
3)снижению пошлин на все иностранные товары;
4)запрету торговли иностранным купцам.
14. При правлении Екатерины I реальная власть сосредоточилась в руках:
1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
15. Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность:
1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4) колонизация.
16. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:
1) указ о единонаследии; 2) Табель о рангах;
3) «Манифест о вольности дворянства»; 4) «Жалованная грамота дворянству».
17.Эпоха дворцовых переворотов – это период:
1) 1700-1721 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1762-1796 гг.; 4) 1796-1801 гг.
18. Современником Екатерины II был:
1) Симеон Полоцкий; 2) Степан Разин; 3) Александр Радищев; 4) патриарх Никон
19. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии; 2) принятие Табели о рангах;
3) созыв первого в истории Земского собора; 4) принятие Указа о единонаследии
20. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?
1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг. 2) присоединения украинских земель в 1654 г. 3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг.4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
21. Кто изображён на картинке?
1) Пугачев; 2)Петр I; 4) Суворов; 5) Григорий Орлов
22. А.В. Суворов, П. А. Румянцев известны в истории России как :
1) художники-портретисты XVIII века;
2) полководцы, одержавшие крупные победы в войнах XVIII века;
3) государственные деятели периода Смутного времени;
4) представители духовенства периода церковного раскола
23. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.; 4) 1783—1786 гг.
Какой дворец изображён на картинке?
1. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.:
1) средством передвижения стали кареты; 2) ношение европейской одежды; 3) использование таких тканей, как парча и тафта; 4) введение нового летосчисления; 5) введение ассамблей
. Источниками средств, необходимых для строительства фабрик с применением машин, явились:
а) земельные спекуляции внутри страны
б) средства, полученные из королевской казны
в) ограбление колоний
д) введенный парламентом специальный налог
е) пожертвования ремесленников и мастеров
Укажите верный ответ: 1) а, в, д 2) б, д, е 3) а, в, г 4) в, д, е
. Кто был изобретателем паровой машины, нашедшей широкое применение в промышленности?
1) Ричард Аркрайт 2) Нэд Лудд 3) Джеймс Уатт 4) Джон Уилкинсон
. Значение промышленного переворота для Англии заключалось в следующем:
а) на смену мануфактуре пришла фабрика, ручной труд сменился машинным
б) увеличилось число наемных работников и предпринимателей
в) увеличилось число крестьян-землевладельцев
г) увеличилась работорговля
д) произошел подъем производительности труда, и Англия стала самой развитой промышленной европейской страной
е) уменьшилось городское население
Укажите верный ответ: 1) б, г, е 2) а, б, д 3) а, в, д 4) б, в, е
. Какое из перечисленных ниже событий считается началом Великой французской революции?
1) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собранием
2) голодный поход бедноты на Версаль
3) падение Бастилии
4) Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием
Внутренняя политика Екатерины II. «Золотой век» русского дворянства.
В царствование Екатерины II дворянство окончательно формируется как самое привилегированное сословие государства. Для укрепления роли дворянства на местах в 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на 50 губерний по 300-400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ. Губернии возглавляли назначенные правительством губернаторы. Подчинявшиеся непосредственно императрице, наиболее важные губернии по 2-3 объединялись под властью генерал-губернатора. Генерал-губернаторы назначались и в столицы. Губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций. Общими делами губернии руководило губернское правление. Финансами занималось Казенная палата. Судебными инстанциями становились Палаты уголовного и гражданского суда, Верховный земский суд и Совестный суд, в уездах — Нижний земский суд. Судебная система была сословной. Уездом управлял капитан-исправник. Город управлялся городничим, назначенным правительством, и делился на части во главе с частным приставом и кварталы во главе с надзирателем. Центр тяжести в управлении перемещался на места. Коллегии, таким образом перестали функционировать, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской.
Продолжением реформ местных органов власти стала «Жалованная грамота городам» (1785), которая определила систему управления в городах. Она закрепила сословную структуру населения города, деля его на 6 разрядов с различными правами. Жители города избирали орган самоуправления — общую городскую думу, городского голову и судей. Городская дума избирала исполнительный орган Шестигласную думу. Компетенция думы ограничивалась вопросами благоустройства, соблюдения правил торговли, народного образования и т. п. Ее деятельность находилась под контролем городничего, назначенного правительством.
В 1785 г. была опубликована и «Жалованная грамота дворянству» — «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства». Привилегии дворян получали статус закона. Грамота подтверждала право дворян не служить государству. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами. Дворянство получало свое сословно-корпоративное устройство — уездные и губернские дворянские собрания, которые избирали соответственно уездных и губернских предводителей дворянства. Дворянам присваивалось звание «благородного сословия».
Во времена Екатерины II происходит рост дворянского землевладения за счет раздачи земли из государственных фондов. В частные руки было роздано более 800 тыс. крестьян. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и ликвидирована Запорожская Сечь. Были уничтожены последние оплоты демократии на окраинах страны.
Абсолютное дворянское государство достигает своего расцвета при Екатерине II.
Аттестационное испытание по истории России в 8 классе.
На выполнение работы отводится – 1 час Работа охватывает содержание курса по истории России конца XVII – XVIII вв. Общее число заданий в экзаменационной работе — 28. Каждый вариант состоит из двух частей. Часть 1 включает 23 задания с кратким ответом (один верный вариант ответа). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, событий, процессов, явлений, причин и следствий событий. Часть 2 включает 5 заданий с развёрнутым ответом. При работе в данной части проверяются умение производить поиск информации в источнике; умение анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике. Полный правильный ответ на задания 1 части с кратким ответом оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 2 части с развёрнутым ответом оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.
«5» — 27 — 33 правильных ответов
«4» — 22 — 26 правильных ответов
«3» — 17 — 21 правильных ответов
«2» — 16 и менее правильных ответов
Ключи для тестов по итоговой (промежуточной) аттестации, 8 класс, история России
1 вариант. Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 год: 1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий Сенат
2. Какое событие произошло в России в 1722 году: 1) был принят Табель о рангах; 2) подписан указ о единонаследии; 3) создана Тайная канцелярия 4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России: 1) 1721 г; 2) 1741 г; 3) 1783 г.; 4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других. 1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева; 2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу; 3) Семилетняя война ; 4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I: 1) упразднил патриаршество; 2) конфисковал обширные владения церкви; 3) отделил церковь от государства ; 4) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны: 1) борьба за выход в Северное море ; 2) борьба против владычества шведов на Балтике; 3) вторжение шведов на территорию Украины; 4) разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год? 1) произошло сражение под Нарвой ; 2) русские войска овладели штурмом крепостью Нотебург; 3) был заложен Санкт-Петербург; 4) Дания вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это: 1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; 2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; 3) государственный налог с крестьян на содержание армии; 4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат
9. В 1721 г. произошел (о): 1) заключение перемирия с Турцией; 2) морское сражение у острова Гренгам; 3) заключение Ништадтского мира 4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут
10. Первая печатная газета в России называлась: 1) «Четьи-Минеи»; 2) «Апостол» ; 3) «Ведомости»; 4) «Часослов»
11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о): 1) указ об учреждении Академии наук и художеств; 2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры; 3) формирование системы профессионального образования 4) указ об организации государственной горно-разведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов? 1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.
2)снижению пошлин на товары с Востока; 3)снижению пошлин на все иностранные товары; 4)запрету торговли иностранным купцам.
14. При правлении Екатерины I реальная власть сосредоточилась в руках: 1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
15. Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность: 1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4) колонизация.
16. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II: 1) указ о единонаследии; 2) Табель о рангах; 3) «Манифест о вольности дворянства»; 4) «Жалованная грамота дворянству».
17.Эпоха дворцовых переворотов – это период: 1) 1700-1721 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1762-1796 гг.; 4) 1796-1801 гг.
18. Современником Екатерины II был: 1) Симеон Полоцкий; 2) Степан Разин; 3) Александр Радищев; 4) патриарх Никон
19. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II? 1) созыв Уложенной комиссии; 2) принятие Табели о рангах; 3) созыв первого в истории Земского собора; 4) принятие Указа о единонаследии
20. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море? 1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.; 2) присоединения украинских земель в 1654 г. 3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг. ; 4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
21. А.В. Суворов , П. А. Румянцев известны в истории России как : 1) художники-портретисты XVIII века.; 2) полководцы, одержавшие крупные победы в войнах XVIII века.; 3) государственные деятели периода Смутного времени; 4) представители духовенства периода церковного раскола
22. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в: 1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.; 4) 1783—1786 гг.
23. Годы правления Павла 1: 1) 1700 – 1721 гг.; 2) 1762 – 1796 гг.; 3) 1754 – 1801 гг.; 4) 1796 – 1801 гг.
Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Табель о рангах: 1) уравнивала в положении все посадское население; 2) уравнивала в служебном положении старую и новую аристократию; 3) разделила службу на гражданскую и военную; 4) устанавливала порядок назначения на службу с учетом знатности и происхождении; 5) давала возможность служебного роста служилому человеку вне зависимости от его происхождении
2. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.: 1) средством передвижения стали кареты; 2) ношение европейской одежды; 3) использование таких тканей, как парча и тафта; 4) введение нового летосчисления; 5) введение ассамблей.
3. Расположите события в хронологическом порядке войны (запишите цифры в последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ; 2) учреждение Академии наук;
3) введение нового летоисчисления ; 4) создание Сената
4. Установите соответствие
5. Прочитайте отрывок з сочинения современного историки Е.З. Анисижова и ответьте на вопросы.
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. 2.Под каким названием вошел в историю этот период?
2 вариант. Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. В период царствования Петра I появились: 1) земства; 2) коллегии ; 3) приказы ; 4) министерства
2. По указу о единонаследии: 1) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы; 2) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании; 3) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины бояр; 4) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
3. Как часто называют период засилья иностранцев при дворе Анны Иоанновны 1) «Годы бедствия»; 2) «Хованщина ; 3) «Бироновщина»; 4) «Смутное время»
4. Главная официальная цель Великого посольства 1697-1698 гг.: 1) укрепление связей с западными странами; 2) поиск союзников для борьбы с Швецией; 3) создание антитурецкого союза европейских государств; 4) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
5. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь. «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».1) при Гросс-Егерсдорфе; 2) у деревни Лесной 3) при Цорндорфе; 4) у острова Гренгам
6. Меркантилизм – это: 1) политика, направленная на стимулирование производства отечественной продукции; 2) политика, направленная на стимулирование ввоза в страну иностранных товаров; 3) политика, направленная на строительство городов.
7. Как называлось открытое в 1764 г. в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения?
1) Петербургский университет; 2) Смольный институт; 3) Царскосельский лицей; 4) Гатчинский колледж
8. Важнейший итог Полтавской битвы: 1) перелом в ходе войны в пользу России; 2) распад Северного союза 3) потеря русскими войсками Нарвы ; 4) отказ Карла XII от похода на Москву
9. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством
10. «Эпохой просвещенного абсолютизма» историки называют царствование 1) Павла I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Екатерины II ; 4) Алексея Михайловича
11. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось: 1) «Домострой»; 2) «Часословец»; 3) «Книга о скудости и богатстве»; 4) «Юности честное зерцало»
12. Определите событие, которое произошло раньше других. 1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу 3) Семилетняя война 4) Северная война
13. В ходе какой войны русские войска взяли Берлин? 1) Семилетней ; 2) Северной; 3) Ливонской ; 4) Русско-турецкой войны 1768—1774 гг
14. В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства? 1) 1762 г.; 2) 1764 г.; 3) 1767 г.; 4) 1775 г.;
15.В середине XVIII века Россия принимала участие в войне вошедшей в историю как 1) Семилетняя; 2) Северная; 3) Отечественная; 4) Крымская.
16. Золотым веком русского дворянства называли царствование: 1) Петра I ; 2) Анны Иоанновны; 3) Екатерины II; 4) Екатерины I.
17. Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления нового свода законов?
19. Каким образом Екатерина II пришла к власти? 1) по наследству после смерти своего отца; 2) в результате дворцового переворота;3) в результате избрания на Земском собора 4) по завещанию своего брата.
20. Россия стала называться империей с: 1) 1709г; 2) 1714г. ; 3) 1721г; 4) 1725г.
21. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел 1) Кючук-Кайнарджийский договор; 2) Сан-Стефанский договор; 3) Ясский договор ; 4) Георгиевский трактат
22. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это 1) А.Д. Меншиков; 2) А. В. Суворов ; 3) П.С.Салтыков ; 4) П. А. Румянцев
23. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 2) 1768 г., 1774 г., 1791 г. 3) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
1. Какие события относятся к правлению Петра I?
1) Северная война 2) взятие крепости Измаил
3) Взятие Казани 4) создание стрелецкого войска
5) Учреждение Сената 6) Полтавская битва
2. Важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи 1) Петропавловский собор и Петропавловская крепость; 2) церковь Ильи Пророка в Ярославле; 3) ансамбль Ростовского кремля; 4) здание Двенадцати коллегий; 5) Меншиковский дворец в Петербурге
3. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите цифры в последовательном порядке): 1) Полтавская битва ; 2) Гангутское сражение ; 3) сражение у деревни Лесной; 4) Нишатдский мирный договор
4. Установите соответствие между правителем России и временем его правления
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».