Место тестов в изучении истории
Глава 1.
Тесты в обучении истории
1.2
Система использования тестов в школьном обучении истории
1.3
Разработка тестов по истории с учётом принципов психодиагностики
Глава
2. ЕГЭ как разновидность тестов
2.1 Централизованное
тестирование по истории
2.2.
ЕГЭ по истории России
2.3.
Анализ тестовых заданий
Список
использованных источников и литературы
Актуальность работы состоит в том, что одним из
значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество
обучения, существенные различия, методики. Их нужно изучать и расширять.
Считается, что тестовые задания ограничивают знания, но это не так, и чтобы это
доказать, нами был использован сборник тестов по истории, предназначенный для
школ, лицеев, гимназий, средних специальных учебных заведений.
Объектом курсовой работы являются тестовые задания.
Предметом работы являются виды, формы тестовых заданий,
их роль в проверке знаний и умений учащихся.
Цель работы – показать роль и место тестовых заданий по
истории в проверке знаний и умений учащихся. Тесты помогают всем не только
проверить свои знания, но и узнать много нового и интересного. Основное
внимание уделяется организации тестирования и использованию тестовых заданий на
разных этапах обучения и в различных видах занятий.
Задачами работы являются:
— рассмотреть организации тестирования;
— проанализировать результаты тестирования;
— показать роль и место тестовых заданий по истории в
проверке знаний и умений учащихся;
— изучить виды и формы тестовых заданий.
Изучение представленных задач позволит сформировать
собственное мнение, выработать свое отношение к проблеме обучения, методам
преподавания истории в связи с реформой образования.
О едином государственном экзамене (ЕГЭ). Закон РФ от 8
февраля 2007 года // Российская газета. 2007. 18 марта.
Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года //
Российская газета. 2000. 3 февраля.
Единый государственный экзамен. Сборник нормативных
документов, М., 2002. С.143.
Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник
статей. М., 2002. С.114.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из
введения, двух глав (глава 1. «Тесты в обучении истории», глава 2. «ЕГЭ как
разновидность тестов») заключения, списка использованных источников и
литературы
Глава 1. Тесты в обучении истории
1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что они
охватывают темы, изучаемые в течение определённого периода времени.
Составляются четыре блока тестов, по 30 вариантов в каждом блоке. Таким
образом, за время изучения курса истории России (1796-1894) можно провести
четыре итоговых тестирования. Варианты тестов указаны в скобках, например: тест
№ 1 (12), тест № 4 (25) и т.д.
На итоговом занятии, дата которого должна быть известна
заранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему
необходимо выбрать любые восемь вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них.
За восемь правильных ответов – оценка «5», за семь – оценка «4», за шесть –
оценка «3». Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговое
тестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен
дополнительный тест. На итоговое тестирование отводится не более 45 минут. Оценка
за итоговое тестирование ни в коем случае не должна рассматриваться как
итоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не более
40 % от всех видов работ, которые выполнял учащийся в течение определённого
времени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.
2. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могут
быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после
изучения какой – либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в
соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее
устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять.
Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях может быть
организовано, например, для слабоуспевающих учащихся.
3. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестов
предлагаются вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросы
могут быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболее
успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для
проверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец, при
проведении исторической олимпиады.
Вопросы в этом разделе достаточно сложные, предполагают
дополнительные знания по истории, чтение дополнительной исторической
литературы, поэтому, компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в них
меньшее количество вопросов, чем в обычный итоговый тест, например всего семь
вопросов, из которых ученику необходимо выбрать пять и найти на них правильный
ответ, что соответствовать оценке «5», на четыре вопроса – оценке «4», на три
вопроса – оценке «3».
4. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и для
самопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподаватель
может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором
неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы
исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами для того,
чтобы проверить свои знания по истории и подготовиться к вступительным
экзаменам в гуманитарные вузы.
Определите, какие контрольные знания и элементарные
умения диагностирует каждое следующее задание:
Рим был основан:
а) в 390 г. до н.э.;
б) в 509 г. до н.э.;
в) в 753 г. до н.э.
2) Какое из событий было раньше всех?
а) военные походы Тутмоса III;
б) постройка пирамиды Хеопса;
в) реформа Эхиатона.
3) Какие события произошли в одном веке?
а) основание Рима и захват Ниневии персами;
б) реформы Солона и установление республики в Риме;
в) Сомалийская битва и битва при Херонее.
4) Кто из них были современниками?
а) Хаммурапи и Тутмос;
б) Эней и Ромул;
в) Соломон и Перикл.
5) Римское государство было расположено:
а) в Северной Африке;
б) на Аппенинском полуострове;
в) на Балканском полуострове.
6) Первым занятием древнейших людей было:
7) Главный бог древних египтян:
в) Амон – Ра.
8) Река в Египте:
9) Шадуф – это:
а) приспособление для подачи воды на поля;
б) жертвоприношение богам;
в) оросительный канал.
Кроме тестов с несколькими вариантами ответов существуют
ещё и другие тестовые задания:
Тест на восстановление соответствия.
Соедините стрелками имена изобретателей, название и даты
их изобретений:
Джеймс Уатт
1733
Прядильная машина
Джеймс Стефенсон
1793
Процесс пудмипования чугуна
Э. Картрайт
1807
Прялка «Дженни»
Роберт Фултон
1784
Механический ткацкий станок
Ричард Аркрайт
1764
Паровоз
Генри Корт
1814
Паровой двигатель
Сэмюель Кромптон
1784
Машина для отделения хлопчатобумажных волокон от семян
Эли Уитни
1785
Мюль – машина
Джеймс Харгривс
1779
Пароход
Тест «Исключение лишнего» или продолжение ряда в
установленной закономерности.
А. Что лишнее?
Кондиция, Ледяной дом, Бироновщина, Московский
университет.
Б. Продолжите ряд, определив закономерность:
Распределите по соответствующим колонкам таблицы имена
собственные, обозначения исторических реалий и т.п.
Египет
Междуречье
Индия
Китай
Персия
Финикия, Палестина
Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций,
Вавилон, Амока, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия,
Иерусалим, Ганг.
Тест на установление хронологической последовательности.
Расположите перечисленные события в порядке их
совершения:
Установление в Риме республики,
Законы Двенадцати таблиц,
Битва при Пидне,
Битва при Каннах,
Тест на субъективное ранжирование исторических фактов.
Какие из нижеприведённых черт были наиболее важным для
средневекового человека? Пронумеруйте их в порядке убывания:
Благочестие _ , забота о спасении души _ , служение богу
_ , достижение социального возвышения _ , богатство и успех в делах _ , тяжёлый
и упорный труд _ , семейное счастье _ .
Тест на определение логической последовательности.
Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже события
и явления так, чтобы слева оказалось наиболее раннее из них, далее – следующее
за ним по времени и т.д. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом как
причины и следствия:
А. Возникновение земледелия и скотоводства.
Б. Собирательство и охота начинают давать больше
продуктов, чем необходимо для пропитания общины.
В. Разделение общинного хозяйства на ряд семейных
хозяйств.
Г. Появление излишков.
Д. Увеличение урожайности земли.
Е. Переход от родовой общины к соседской.
Ж. появление плуга и орудий из металлов.
Тест с ограничением на ответ.
Тест на аналогию.
Найдите подходящее слово в знаменателе второй дроби,
восстанавливающее отношения, аналогичные заданным в первой дроби:
Тест со свободными ответами.
Почему в орбиту кризиса 1930-х гг. оказались вовлечёнными
страны Азии, Африки, Латинской Америки?
Отметьте наиболее существенные причины из перечисленных
ниже и выскажите собственное мнение:
А. Эти государства перестали получать большие кредиты от
промышленно развитых стран.
Б. Эти страны в силу однобокости развития экономики были
поставщиками продовольствия и сырья, цены на которые резко упали.
В. В этих странах не была достаточно развита
инфраструктура (дороги, мосты, средства связи и др.).
1.2 Система использования тестов в школьном обучении
истории
При составлении тестов учитывается требование стандарта к
уровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающая
сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные
особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить
довольно большой объём новой для них информации и овладеть учебными умениями
сравнительно-аналитического характера. Учитывая это обстоятельство, большая
часть тестов была направлена на проверку умений учащихся выполнять задания с
подсказкой или по памяти. Так, тест «Страны Древнего Востока» включает в себя
девять заданий, где были сформулированы цель, ситуация и действия по их
решению, а от учащихся требовалась только правильность каждого решения из предложенных
вариантов ответа.
Используя тесты на контрольном уроке, учитель имеет
возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учеником
и класса в целом.
После самостоятельной работы учащихся над ошибками,
допущенными при первом тестировании, можно провести повторное решение тех же
тестов.
В этом случае учитель имеет возможность оценить как
степень усвоения учебно-исторического материала за определённый промежуток
времени, так и эффективность самостоятельной работы школьников.
Тест по теме «Страны Древнего Востока».
Сходными природно-климатическими условиями для Египта и
Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
в) высокие горы;
г) плодородные реки.
2. Жители Двуречья строили дома:
а) из глиняных кирпичей;
б) из папируса;
в) из ливанского кедра;
г) из камней.
3. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
г) пурпурные ткани.
4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:
а) предотвратить побеги рабов;
б) поддержать правопорядок в стране;
в) удержать отвоёванные у гуннов земли.
5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы
появились:
б) знатные воины;
6. Культурно-историческими достижениями древних индийцев
являются:
д) поэма «Рамаяна».
7. Система письма, используемая жителями Финикии,
называлась:
в) иероглифическое письмо;
г) рисунчатое письмо.
8. В разные периоды истории столицами древневосточных
стран были:
9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестины
в Х в до н.э.:
1.3 Разработка тестов по истории с учётом принципов
психодиагностики
Уже более десяти лет в нашей стране разрабатываются
тестовые методы проверки знаний и умений, учащихся по конкретным школьным и
вузовским дисциплинам. Критериев оценок много, содержание тестов постоянно
меняется, что, впрочем, нормально. Но современная ситуация в образовании вновь
ставит на повестку дня вопрос об объективности оценки учебных достижений: 2004
год — итоговый в эксперименте с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Нужда
же в научно обоснованных критериях оценки и инструменте контроля качества
обучения и воспитания, их результатов сейчас, когда реформируются и форма и
содержание государственных экзаменов, стоит как никогда остро.
В большинстве своём возможности отдельно взятого теста
ограничены. Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные их
виды для наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.
Возможности того или иного теста зависят от четырёх
главных параметров: объективности, надёжности, валидности и точности
психодиагностической методики. Объективность заключается в стандартизации
тестовой процедуры. Надёжность достигается при устойчивости результатов
тестирования, их неоднократной повторяемости. Валидность – определённость
области измерения; соответствие требований, которые мы выдвигаем к измерению,
содержанию и сущности самого объекта измерения, а также совпадение результатов
измерения одного объекта различными методами. Говоря проще, Валидность
свидетельствует о том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность –
статистический параметр, определяющий минимальную погрешность или
систематическую ошибку при диагностике.
Противоречивость ЕГЭ заключается ещё и в самом подходе к
построению теста, вернее, к попытке объединить два разных вида контроля: выпускной
экзамен преследует цель оценить базовые предметные знания, усвоенные учащимися
в школе, а вступительный – ранжировать абитуриентов по уровню развития определённых
способностей и степени владения знаниями применительно к профилю вуза.
Однако на ближайшие годы тенденция в сфере организации
итогового контроля вырисовывается достаточно ясно – как постепенно охват ЕГЭ
всей страны. Новый министр образования и науки не отказывается от ЕГЭ,
допускает параллельно с ним и другие принципы отбора абитуриентов, в частности
через систему олимпиад и традиционный устный экзамен. Это означает, что ЕГЭ
постепенно интегрируется в отечественную систему образования. Поэтому необходима
настойчивая работа по совершенствованию этого инструмента. Одно из возможных
направлений работы – использование широко известных в психодиагностике тестов
интеллекта.
Спецификация теста по истории России для IX – XI классов
средней школы:
Цели: диагностика уровня развития абстрактно-логического
мышления; проверка знаний по курсу истории России.
— умение устанавливать логические связи;
— умение анализировать;
— умение образовывать аналогии;
— умение обобщать;
— умение использовать понятия;
— умение систематизировать знания по отечественной
истории (термины, даты и факты).
Структура теста: тест включает в себя задания, содержание
которых охватывает в самом общем виде курс отечественной истории с древнейших
времён до начала XXI века. Он состоит из пяти тестовых заданий (ТЗ).
1ТЗ – на образование сложных аналогий; рабочий материал
задания включает в себя 20 пар, отношения которых нужно определить.
2ТЗ – содержит ряды, построенные по определённой логике,
уяснив которую, испытуемые должны продолжить каждый ряд двумя элементами. Всего
дано 10 рядов.
3ТЗ – на обобщение; состоит также из рядов, где один
содержательный элемент лишний, а остальные 3-4 элемента имеют общее основание,
которое и нужно определить.
4ТЗ – заключает в себе операции сравнения, анализа и
синтеза мышления. Рабочий материал состоит из 10 пар, для каждой из которых
нужно установить сначала существенное сходство, а затем различие.
5ТЗ – на проверку способности абстрагироваться. Задание
включает 10 рядов. Нужно выявить и подчеркнуть два общих признака, которые
существенно характеризуют главное понятие.
На выполнение всего теста должно отводиться 40 минут.
Глава 2. ЕГЭ как разновидность тестов
2.1 Централизованное тестирование по истории
Существуют два подхода к составлению таких тестов: критериально
— ориентированный; нормативно – ориентированный.
Оценка
2
3
4
5
Баллы
0-12
13-28
29-44
45-50
При такой системе оценивания каждому ученику и родителю
ясно, за что получена та или иная оценка.
При нормативно – ориентированном подходе происходит
сравнение учебных достижений каждого учащегося страны с уровнем знаний всех
остальных выпускников данного учебного года. Это достигается путём сопоставления
результата каждого учащегося с результатами всех других, выполнявших тот же
самый тест. Этот подход позволяет выставить баллы уже не по четырёх бальной
шкале, а по сто бальной. Результат выполнения теста зависит от разности между
уровнем подготовленности тестируемого и уровнем трудности задания.
2.2 ЕГЭ по истории России
Рассмотрим демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2007
год, часть 1, она состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию даётся
четыре варианта ответа, только один из которых верный:
А1. Какие из перечисленных дат относятся к
монголо-татарскому нашествию на Русь?
А2. Кто из названных исторических деятелей были
современниками?
Иван Калита и Ярослав Мудрый
Андрей Рублёв и Александр Невский
Дмитрий Донской и Мамай
Владимир Мономах и хан Ахмат
А3. В XVI – начале XVIII в. приказами называли
рассылаемые царём указы
органы центрального управления
решение Земского собора
распоряжения Боярской думы
А4. Что из названного было одним из итогов военной
реформы середины XVI в.?
создание регулярной армии
создание стрелецкого войска
появление «полков иноземного строя»
А5. К какому веку относится провозглашение России
империей?
А6. Историческое полотно В.И.Сурикова «Меншиков в
Березове» воссоздаёт события, связанные
с дворцовыми переворотами
с Северной войной
со стрелецкими бунтами
с крестьянским восстанием под руководством Кондратия
Булавина
А7. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в
ходе государственных преобразований Петра I?
Табель о рангах
Укажите верный ответ.
АВГ 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД
А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?
запрещение передавать поместья по наследству
установление «Юрьева дня»
объявление крепостного состояния крестьян наследственным
А9. Что было условием получения Анной Иоанновной
российского престола?
ликвидация Верховного тайного совета, восстановление роли
Сената
сосредоточение в руках императрицы командования
гвардейскими полками
освобождение дворян от обязательной военной службы
совместное правление императрицы с Верховным тайным
советом
А10. Прочтите отрывок из исторического источника и
укажите, о каком церковном деятеле в нём идёт речь.
А11. В каком году было создано III отделение Собственной
канцелярии Николая I
А12. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение
проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования
А13. В России в XIX в. представителей общественной мысли,
отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и
современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права,
называли
А14. В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась
повинность крестьян в пользу
А15. В результате отступления русских войск в начале
Отечественной войны 1812 г.
Наполеон разбил русские армии по отдельности
французская армия захватила Киев
французская армия подошла к Санкт — Петербургу
1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под
Смоленском
А16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1
марта 1881 г.?
создание «Петербургского союза борьбы за освобождение
рабочего класса»
убийство Александра II
баррикадные бои в Москве
созыв Государственной думы
суд над народовольцами
1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД
А17. Прочтите отрывок из сочинения В.О.Ключевского и
укажите дату событий, о которых идёт речь.
Благодаря таинственности, которой облечён был вопрос о
престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий
князь Николай принёс присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин,
принёс присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14
декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества
распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух,
что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется
насильственный захват власти и даже что великий князь арестован».
А18. Сепаратный мир между Германией и Советской Россией
был подписан в
декабре 1917 г.
марте 1918 г.
марте 1920 г.
июне 1921 г.
А19. Переход в собственность государства земли,
промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществлённый в Советской
России в 1917 -1918 гг., называется
А20. Коллективизацию в СССР характеризует
создание системы крупных агрогородов
возрождение крестьянской общины
развитие фермерского хозяйства
объединение индивидуальных крестьянских хозяйств
А21. Что из перечисленного ниже относится к причинам
острого кризиса 1920 – начала 1921 г.?
негативные последствия продразвёрстки
наступление А.И.Деникина на Москву
проведение денежной реформы
недовольство крестьян введением продналога
А22. Какие из перечисленных положений соответствуют
программе Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)?
А) сохранение единства и неделимости России
Б) свержение монархии
В) сохранение крестьянской общины
Г) установление 8 – часового рабочего дня
Д) развитие широкого местного самоуправления
Е) предоставление политических преимуществ русской нации
АБЕ 2) АГД 3) БГД 4) ВГЕ
А23. Прочтите отрывок из воспоминаний лидера П.Н.Милюкова
и определите, к какому году они относятся:
А24. Кто из указанных военачальников внёс выдающийся
вклад в разработку и осуществление Висло — Одерской и Берлинской операций в
ходе Великой Отечественной войны?
А25. Прочтите отрывок из воспоминаний военного советника
президента США Г.Трумэна и укажите, когда происходили описываемые события.
в июне 1941 г.
в феврале 1943 г.
в декабре 1944 г.
в августе 1945 г.
А26. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
проведение экономических реформ в промышленности
проведение полётов в космос на пилотируемых кораблях
ввод советских войск в другие страны
первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы
А27. Имя какого государственного деятеля связано с
внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?
А28. Какое новое положение было включено в Конституцию
СССР, принятую в 1977 г.?
осуждение культа личности Сталина
построение за 20 лет коммунистического общества
введение принципа разделения властей
построение в СССР развитого социализма
А29. Что было одной из причин возврата к довоенному
варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной
войны?
осложнение международной обстановки, начало «холодной
войны»
задача приоритетного развития сельского хозяйства
активизация национальных движений во всех республиках
СССР
многочисленные выступления рабочих против тяжёлых условий
жизни и труда
А30. Что из названного относится к причинам разрядки
международной напряжённости в 1970-е гг.?
А) испытание первой атомной бомбы в СССР
Б) осознание руководителями мировых держав опасности для
мира в ядерный век даже обычной войны
В) ликвидация Организации Варшавского договора
Г) возможность перерастания локальных войн в конфликт
между военно-политическими блоками
Д) установление стратегического паритета между СССР и США
в ядерном вооружении
Е) вывод советских войск из Афганистана
1) АБВ 2) АВЕ 3) БГД 4) ВГЕ
А31. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда
он был принят.
«Содружество Независимых Государств в составе республики
Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств –
членов Союза ССР и также для иных государств, разделяющих цели и принципы
настоящего Соглашения».
А32. Объявление чрезвычайного положения в Москве в
октябре 1993 г., обстрел Белого дома были связаны с
проведение референдума о сохранении СССР
противостоянием между президентом и Верховным Советом.
2.3 Анализ тестовых заданий
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:
Содержательность задания: какие структурные компоненты
исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности
учащихся выявляет данный вид теста.
Компактность и точность: насколько кратко и чётко
формулируются вопрос и основная часть теста.
Объективность: насколько велика или малозначительна
вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.
План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:
Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели,
и каким образом?
Какие исторические знания и познавательные умения стали
предметом данной проверки?
Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средства
проверки знаний и умений школьников?
На каких уровнях познавательной деятельности была
запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?
Какими приёмами и познавательными заданиями учитель
планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и
сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько
учеников можно оценить в ходе такой проверки?
Как при организации проверки были учтены возрастные и
индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Какие функции выполняет проверка знаний и умений в
представленном варианте?
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным
экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого
профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах
России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной
оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; повышение
доступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из
малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; повышение
объективности вступительных испытаний приемы в ВУЗы; обеспечение
преемственности общего и профессионального образования; обеспечение
государственного контроля и управления качеством образования на основе
независимой оценки подготовки выпускников.
Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертиза
по единым правилам, это способ создать определенные тенденции в развитии
системы образования, это способ управлять качеством системы, ввести элементы
конкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работы
системы и учреждений. Совершенствование преподавания истории с учетом
результатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в процессе
предэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого раскрытия и
проработки понятий высокого уровня обобщения. При их изучении следует активно
привлекать не только учебники, но и хрестоматийные материалы, сборники задач и
познавательных заданий и другие дидактические пособия, акцентировать внимание
на усиление внутрипредметных и межпредметных связей. Проведение ЕГЭ позволило
получить в целом объективную картину состояния общеобразовательной подготовки
выпускников средней школы по всем предметам, в частности, по истории России и
обществознанию. Сейчас представляется возможность осмыслить некоторые
статистические данные и сделать первые выводы. Состав участников ЕГЭ по истории
и обществознанию (как, впрочем, и по другим предметам) определился, в основном,
под влиянием следующих факторов: принятием частью российских ВУЗов результатов
ЕГЭ – в основном, этот фактор повлиял на выбор учащихся, имеющих годовой
результат “отлично” и “хорошо”; возможностью улучшить итоговую оценку (т.к. в
аттестат выставляется оценка, полученная на ЕГЭ в том случае, если она выше,
чем годовая) – этот фактор оказал влияние на выбор тех учащихся, которые имеют
спорную годовую оценку по предмету; необходимостью обязательной итоговой
аттестации в любой форме (ЕГЭ даже в случае получения не удовлетворительной
оценки гарантировал удовлетворительный итоговый результат)– этот фактор, в
основном, повлиял на выбор тех учащихся, главной целью которых являлось
получение аттестата об окончании школы.
Анализ соотношения годовых результатов и результатов ЕГЭ
приводит к выводу об их значительном несоответствии как по обществознанию, так
и по истории России (фактически на 1 балл по пятибалльной шкале). Можно
выделить несколько комплексов предпосылок для анализа проблемы причин
указанного несоответствия:
образцовые (ценностные): несоответствие КИМов
обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования; недостаточный
уровень владения учащимися техникой сдачи теста;
ресурсные (материальные): невозможность для части
родителей учащихся при их подготовке к ЕГЭ использования услуг репетитора;
технологические (методологические): аморфность методологических
схем изучения гуманитарных предметов; отсутствие апробированных технологий
подготовки к ЕГЭ по гуманитарным предметам;
субъектные (субъективные): недостаточная деятельность
школы для формирования у учащихся современной модели мыследеятельности,
основанной на конкуренции, рациональности, управлении перспективами.
Список использованных источников и литературы
1.
О едином государственном экзамене. Закон РФ от 8 февраля 2007 года //
Российская газета. 2007. 18 марта.
2.
Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года // Российская газета.
2000. 3 февраля.
3.
Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. М., №
3,1998. С.26.
4.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник:
программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у
младших школьников. М., 2000. С.112.
5.
Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М., 2002.
С.114.
6.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.
2003. С.36.
7.
Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред.
Л.Н.Боголюбова. – М., 2003. С.14.
8.
Егоров Е.В. Преподавание истории в школе. №2, М.,2005. С.54-58.
9.
Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М.,
2002. С.143.
10.
Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии
истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах
//Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.
11.
Корнилов В.А., Шумарина О.П., Жог В.И., Дмитриенко В.П. Тесты. М., 1993.
С.9-12.
12.
Кузьмина Э.М., Набатова О.В. Преподавание истории в школе. № 5, М..2004. С.63.
13.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы
философии. № 4, М., 1995. С.67.
14.
Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315.
15.
Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и
параметризации педагогических тестов. М., 2000. С.213.
16.
Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. М., 2002.
С.127.
17.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2000. С. 246.
18.
Хлебников В.А. Развитие системы тестирования в России. – Материалы
ежегодной Всероссийской конференции. М., 2001-2003.
19.
Шмелев А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. М., 2000. С.124 —
132.
Методика обучения истории
04.10.2021.
Тест. Прочее, Прочее
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест по курсу «Методика обучения истории» проверит базовые знания по предмету.
Список вопросов теста
Методика обучения истории как наука связана со следующими дисциплинами
Варианты ответов
Кто определяет цели обучения истории?
Вопрос 3
Какие три фактора влияют на развитие познавательного интереса обучающегося?
Вопрос 4
Какие виды школьных программ существуют?
Вопрос 5
Оцените правдивость утверждений о содержании учебных программ
Вопрос 6
Определите истинность утверждений
Вопрос 7
УМК по истории включает в себя:
Вопрос 8
Структура исторических знаний включает в себя:
Вопрос 9
Оцените истинность утверждений
Вопрос 10
Приемами временной локализации исторических фактов являются
Вопрос 12
Определите истинность высказываний
Вопрос 13
Традиционная классификация методов по источнику знаний учащихся включает в себя
Вопрос 14
Основными элементами классно-урочной системы являются
Вопрос 16
самый распространенный тип урока по истории в школе
Вопрос 17
Выделяют следующие виды результатов учебной деятельности по истории
Вопрос 18
Основным подходом к преподаванию истории по ФГОСТ является
Вопрос 19
В технологической карте урока по истории должны быть обязательные разделы:
Вопрос 20
Соотнесите века истории и классы, в которых они изучаются