Восстание на броненосце “Князь Потёмкин Таврический” – краток и причинах и ходе событий
Один из ключевых событий первой русской революции стало восстание на броненосце “Потемкин”. В историю России оно вошло как первый случай вооруженного выступления целой воинской части в революционном 1905 году.
Предыстория и причины
Даты восстания на броненосце Потемкин по новому стилю – с 27 июня по 8 июля 1905 года, но в начале века еще действовал старый юлианский календарь, поэтому событие можно датировать 14-25 июня.
Рис. 1. Броненосец Потемкин.
К лету 1905 года ситуация в Российской империи была тяжелой. В январе 1905 года началась первая в истории страны революция, она сопровождалась революционным террором. Более того, с января 1904 года Россия вела войну с Японией, которая не пользовалась популярностью в обществе из-за поражений на суше и на море.
На флоте происходило нарастание революционных настроений. На лето-осень 1905 года большевики планировали восстание на Черноморском флоте. Выступление на броненосце “Потемкин” спутало их планы.
Весной 1905 года происходило нарастание революционных настроений в Одессе. Они вылились в стачки и митинги, которые усложнили жизнь горожан. Забастовщики могли просто разгромить производство, работники которого отказались бастовать. Подавлением забастовок занимались казаки. Броненосец “Князь Потемкин Таврический” в 1905 году представлял собой самый современный корабль Черноморского флота. На настроения его экипажа влияла революционная агитация. Его штат насчитывал 730 человек, из них 26 – офицеров. На момент выхода в море, численность экипажа оказалась следующей:
На борту было много молодых матросов из призыва 1904 года, а также учеников кочегаров и машинистов. В целом, экипаж состоял из новобранцев с юга России.
12 июня броненосец вышел из Севастополя и направился в Одессу с целью проведения учений со стрельбами. Его командиром был капитан 1-го ранга Евгений Голиков. Он распорядился отправить в Одессу сопровождающий миноносец для закупки провизии. Из-за всеобщей стачки многие магазины оказались закрытыми и 13 июня снабженцы купили 28 пудов (450 кило) говядины сомнительного качества.
Холодильников на кораблях в те времена не было, поэтому мясо еще больше испортилось во время доставки миноносцем на борт броненосца. Его и подали матросам 14 июня. Все они отказались его есть, хотя старший врач корабля признал суп хорошим.
Рис. 2. Восстание на броненосце Потемкин.
Ход событий восстания
Командование решило разобраться с матросами. Был вызван караул и недовольство стало спадать, но командование, а именно капитан 2-го ранга Ипполит Гиляровский, решил кого-нибудь наказать и выбрал случайных матросов. У остальных возникла мысль, что невиновных расстреляют и они побежали в батарейное помещение за винтовками.
Предводителем восставших стали артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук и минно-машинный квартирмейстер Афанасий Матюшенко.
В числе первых бунтовщики убили командира корабля и некоторых офицеров, а корабельного священника избили прикладами. Далее они захватили сопровождавший их миноносец, а сам броненосец объявили “территорией Свободной России”. 14 июня к вечеру оба корабля прибыли в охваченную забастовкой Одессу. В городе они захватили транспорт с углем и судно “Веха”, которое планировали использовать в качестве госпиталя. 15 июня о восстании стало известно в столице, император Николай II сделал о нем запись в дневнике. Власти ввели строгую цензуру и запретили упоминать о восстании в газетах и частных письмах.
С 16 июня в Одессе было введено военное положение. Экипаж восставшего броненосца не нашел поддержки в городе и вечером 18 июня взял курс на румынский порт Констанца, куда прибыл вечером 19-го числа. Румынская сторона предложила им сдаться как дезертирам и обещала не депортировать в Россию.
Не найдя понимая, команда броненосца 20 июня поплыла к берегам Крымского полуострова и утром 22 июня добралась до Феодосии, где потребовал угля, воды и продовольствия. Пополнив запасы, экипаж сделал вид, что уплывает в Новороссийск, а на самом деле снова взял курс на Констанцу, именно поэтому корабли Черноморского флота долго не могли его найти. В румынский порт он прибыл в ночь на 25 июня и принял предыдущие условия румынской стороны. Матросы поделили корабельную кассу и уехали во внутренние районы Румынии.
На броненосце “Потемкин” несколько дней висел румынский флаг, до 9 июля, пока в Констанцу прибыли корабли Черноморского флота. К 14 июля его отбуксировали в Севастополь. Экономический ущерб от восстания на броненосце составил ½ годового бюджета Одессы. Оно негативно сказалось на международном престиже Российской империи.
Рис. 3. Броненосец Потемкин 1905.
Что мы узнали?
Восстание на броненосце “Князь Потемкин-Таврический” стало одним из самых ярких эпизодов первой русской революции.
Восставшие матросы на краткий период, около 10 дней вызвали переполох в некоторых городах Причерноморья. Они не смогли перенести свое выступление на сушу и получить там поддержку.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
А какая ваша оценка?
Восстание на броненосце «Потемкин»
Восстание на броненосце “Потемкин”Петр Иванович СтраховСССР, г. Ленинград. 1957 г.ОригиналХолст, масло
Петр Иванович Страхов родился в 1921 г. в городке Пучеж Юрьевецкого уезда Ивано-Вознесенской губернии. Его мечта заниматься живописью осуществилась уже в зрелом возрасте. Среднюю школу окончил накануне войны, ушел на фронт. Лишь в 1948 г., демобилизовавшись из армии, поступил в Одесское художественное училище.
Затем была учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище, Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, откуда в 1952 г. перевелся на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.Картина “Восстание на броненосце “Потемкин” была его дипломной работой, представленной комиссии в 1957 г. На выбор такой темы дипломной работы, думается, повлиял ряд факторов.
Во-первых, вспыхнувший 14 июня 1905 г. бунт на броненосце “Потемкин” остался в народной памяти как одно из значимых событий Первой русской революции. Неизменной в советское время оставалась абсолютная героизация как самого восстания, так и его участников.Во-вторых, на выборе темы мог сказаться и такой факт из личной биографии самого автора: после окончания школы он проходил военную службу на Северном флоте. “Морская” тема, видимо, его не отпускала.
В-третьих, работа над картиной пришлась на время начала “хрущевской оттепели”, когда в общественную атмосферу вновь возвращался романтический пафос, оживлявший революционный миф, а исторический фокус направлялся на тему классовой борьбы.
Совсем по иному это было летом 1905 г. Эскадренный броненосец “Князь Потемкин-Таврический”, введенный в строй 29 мая 1905 г., был самым мощным кораблем в своем классе. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.Овладев кораблем, матросы избрали новый командный состав и судовую комиссию – орган политического руководства.В тот же день корабль подошел к Одессе, где в это время началась всеобщая забастовка рабочих, но судовая комиссия не решилась высадить десант в поддержку рабочих, ожидая присоединения к восстанию других кораблей Черноморского флота.
Но этого не случилось, присоединился только броненосец “Георгий Победоносец”.
Император Николай II счёл восстание на “Потемкине” очень опасным сигналом. Командующим Черноморской флотилией был получен приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу. До выполнения приказа дело не дошло: через 11 дней, истощив запасы топлива и продовольствия, “Потемкин” прибыл в порт Констанцу и сдался румынским властям.Свой приказ готовил и лидер большевиков Ленин, находившийся в ту пору в Женеве. Со специальным заданием им был направлен в Одессу М.И. Васильев-Южин. Он должен был склонить матросов броненосца подготовить десант, захватить Одессу и затем поднять бунт на всем юге России. Важно, инструктировал его будущий вождь Октября, сделать все, чтобы «захватить в наши руки остальной флот». Ленинский посланник прибыл в Одессу с опозданием, когда восставший броненосец уже покинул одесский порт.
И хотя этот план Ленина потерпел фиаско, это никоим образом не поменяло его оценки всей потемкинской эпопеи.
Он продолжал считать взбунтовавшийся броненосец “непобежденной территорией революции”.
Таврический дворец, Дворцы Санкт-Петербурга
Таврический дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на одной из центральных магистралей города, входит в число самых узнаваемых достопримечательностей города. Однако многие не осознают, что история этого шедевра связана с важными вехами русской истории.
Дворцом в разное время владели Екатерина II, Павел I и Александр I. А ведь Таврический дворец, построенный в 1783-1789 годах, изначально задумывался как центральная достопримечательность северной столицы и петербургская резиденция князя Григория Потемкина-Таврического, известного государственного деятеля, фаворита императрицы Екатерины II.
Князь Григорий Потемкин был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Он получил титул Таврического в 1783 году после присоединения Крыма к России, что дало России господство на Черном море. Для управления новоприобретенными землями, которые со времен эллинов и до XV века назывались Таврическими, Екатерина II назначила Потемкина великим князем.
Князь Потемкин часто гостил у Екатерины II, но вскоре ему стало неудобно останавливаться в Зимнем дворце, и поэтому через месяц после присоединения Крыма он начал строительство собственной петербургской резиденции. Дворец построен по проекту архитектора Ивана Старова, бывшего однокашника Потемкина и одного из самых одаренных, прославленных мастеров архитектуры 18 века. В то время как имя Старова связано со многими зданиями Санкт-Петербурга и всей России, Таврический дворец является крупнейшим из его сохранившихся произведений.
Петербургский Таврический дворец был, по сути, самым большим дворцом своего времени во всей России и Европе.
Этот величественный двухэтажный комплекс был задуман скорее как резиденция, чем дворец-усадьба для приемов и фестивалей. Построенный в период расцвета классического зодчества, его внешний вид максимально соответствует строгим канонам классицизма: желтые фасады дворца лишены всякого декора, кроме четкого геометрического орнамента карнизов и удлиненных окон. Комплекс Таврического дворца состоит из четырех основных залов: Большой галереи (Екатерининский зал), Купольного зала, вестибюля и Зимнего сада.
Гранитные и яшмовые колонны напротив входа создают подобие триумфальной арки, позволяя посетителям пройти прямо из вестибюля в Домский зал и в Большую галерею, которую определяют тридцать шесть колонн, идущих в два ряда.
В Купольном зале до сих пор можно увидеть четыре оригинальных барельефа с изображением муз живописи, музыки, архитектуры и скульптуры. Поскольку Потемкин предпочитал музыку превыше всего, в каждой из его резиденций был поставлен орган, в том числе два небольших кабинетных органа в Таврическом дворце.
На северном балконе Купольного зала стояли большие позолоченные трубы, а на южном балконе была изображена иллюзорная картина.
Князь Потемкин любил подшучивать над гостями, создавая всякие иллюзии. На западной стене Домского зала художник Федор Данилов под руководством Потемкина изобразил продолжение дворца, с настолько искусно расписанными колоннами, что гости не замечали стены и со смехом врезались в нее. К сожалению, эта картина не сохранилась до наших дней.
Потолок Купольного зала — еще одна искусно выполненная иллюзия. Арка почти не имеет изгиба, но кажется сферической из-за покраски, в то время как кессонный потолок, заполненный фресками с эффектом паутины, вероятно, создавал иллюзию купола. Этот стиль первоначально был вдохновлен куполом римского Пантеона и был отреставрирован в Таврическом дворце по приказу Александра I в начале 19 века.века, когда этот стиль был в моде.
Самый просторный зал дворца — Екатерининский зал. До начала 20 века его колоннада была открытой и вела в огромную оранжерею с экзотическими деревьями и цветами, соловьями и лавандовыми фонтанами, наполненными золотыми рыбками.
Окна выходили на Таврический сад, продолжение Зимнего сада.
В центре темно-зеленой крыши дворца находится низкий сферический купол того же цвета, над которым развевается флаг. Главный корпус соединен с невысокими одноэтажными галереями и двухэтажными боковыми корпусами, построенными по аналогичному проекту. Центральную часть дворца выделяет шестиколонный римско-дорический портик, выходящий на просторный парадный двор, открывающийся проходящему миру.
Хотя дворец был построен за шесть лет, работа над торжественным интерьером продолжалась еще много лет. Таврический дворец был наполнен неслыханной роскошью: помимо печей в большинстве комнат устанавливались и камины, появившиеся в России только в XVIII веке. Многие предметы мебели были новыми для страны и вошли в моду только после грандиозного бала, устроенного Потемкиным в 1791 году в честь взятия турецкой крепости Измаил. После того, как гости наслаждались диванами, расставленными, например, по всему дворцу, они стали неотъемлемым атрибутом особняков и светских салонов по всей России.
На строительство и отделку Таврического дворца было затрачено более 400 000 золотых рублей, и даже современники Старова высоко оценили его простоту и ясность архитектуры, подчеркивающую его величие.
После смерти князя Потемкина в 1791 году дворец купила Екатерина II. В то время как Екатерининский дворец в Царском Селе был ее любимым летним домом, а знаменитый Зимний дворец служил официальной резиденцией, последние пять лет своей жизни Екатерина II проводила осень и весну в Таврическом дворце. В 1797 по указу Павла I земли дворца были переданы Михайловскому замку, а сам дворец Конногвардейскому полку. В 1801 году дворец был восстановлен как резиденция императоров.
Николай II распорядился о преобразовании Зимнего сада в зал Государственной думы в 1905 году. В 1907 году обрушился потолок и во время реставрации вместо потолка был возведен пирамидальный стеклянный купол, который позволял проникать в помещение естественному свету в ясную погоду.
В революционные годы начала 20 века в Таврическом дворце размещались временное правительство и Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет.
Известно, что во дворце собирался ВЦИК Советов, а во время собрания большевиков здесь выступал Ленин. Таврический дворец был восстановлен после Великой Отечественной войны и до 1990 года в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа.
Сегодня во дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Расположенный недалеко от знаменитого Смольного института, Таврический дворец в Санкт-Петербурге продолжает удивлять посетителей своей оригинальной роскошью и грандиозным замыслом.