Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений условно можно разделить на:
Методика «Родительское сочинение»
Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следующие задачи:
— выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;
— собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;
— получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.
Опросник родительских отношений А. Я. Варги В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Опросник стиля родительского воспитания (АСВ )
Родителей оценивают дети, РОД
Существует зеркальный вариант методики АСВ для подростков – РОД (Родителей оценивают дети).
Он предназначен для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания.
Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены.
Опросник родительских установок PARY
Опросник предназначен для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение родителей к семейным ролям, а 15 к родительско-детским отношениям.
Эти 15 признаков делятся на три подгруппы: — оптимальный эмоциональный контакт; — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; — излишняя концентрация на ребенке.
Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия, ОДРЭВ
Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) предназначен для выявления выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери (отца) и ребенка дошкольного возраста.
Подростки о родителях, ADOR/ПОР
Опросник «Подростки о родителях» (ПОР) – методика психологической диагностики детско-родительских отношений, раскрывающая содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Методика позволяет описать отношения с родителем (отдельно с матерью и отцом) по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность.
Методика «Детско-родительские отношения подростков»
Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в группы.1.Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношенийродителя и подростка: принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция.2.Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрениеавтономности.3.Блок контроля: требовательность, мониторинг, контроль,авторитарность, особенности поощрений и наказаний.4.Блок противоречивости/непротиворечивости отношений.
Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подростков и ихродителей представлены следующие 10 шкал.1. Нетребовательность—требовательность родителя.2. Мягкость—строгость родителя.3. Автономность—контроль по отношению к ребенку.4.Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю.5. Отвержение — принятие ребенка родителем.6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем8. Непоследовательность — последовательность родителя.9. Авторитетность родителя.10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
Ребенок и родитель расположены напротив друг к друга. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6 —8 клеток. Психолог рисует у одного из них в определенной клетке несложный рисунок. Обследуемые должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы партнер нарисовал у себя на листе бумаги такой же рисунок.
Методика «Царство-государство» представляет собой организованное психологом взаимодействие двух или более человек, в ходе которого, исходя из заданного психологом первоначального сюжета, создается и, по усмотрению участников, видоизменяется совместный рисунок.
Цели и возможности использования:
Тест «Кинетический рисунок семьи»
Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок.
Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Можно использовать модифицированные варианты теста: методика «Семья животных» или методика « Ссорящиеся животные».
«Рисунок семьи в виде дома»
Методика «Расскажи историю»
Методика Г.Х. Махортовой «Расскажи историю» позволяет оценить:• зависимость ребенка от родителей;• обделенность вниманием со стороны родителей;• переживание процесса отнятия от материнской груди, ревность;• привязанность к родителю противоположного пола, соперничество сродителем своего пола;• невысказанные желания и ожидания.
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.
I. Переменные, характеризующие конкретно-личностныеотношения ребенка с другими людьми: отношение матери и отцу в целом как к родителям и персонально, отношение к братьям и сестрам, бабушке и дедушке, к другу, подруге, к учителю (воспитателю).
II. Переменные, характеризующие самого ребенка ипроявляющиеся в его межличностных отношениях: степеньлюбознательности и стремления к общению с детьми в больших группах, к доминированию и лидерству, конфликтность, агрессивность, социальная адекватность поведения — реакция на фрустрацию, степень отгороженности от других, стремление к уединению.
Тест позволяет оценить отношения испытуемого к семье, друзьям, отцу, матери.
Ряд ответов отражает отношение к переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.
Детский апперцептивный тест (САТ)
Проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллак.
CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.
«Эмоциональные отношения в семье»
Тест позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе.
Цветовой тест отношений А. Эткинда
Методика позволяет обсудить с семьей гипотезы, касающиесямежличностных взаимоотношений отношений и наблюдать реакции (например, принятие или непринятие) клиентов на них.
Методика проводится в 3 этапа:1 этап – выяснение состава семьи.2 этап – выбор цвета, подходящегокаждому члену семьи по характеру.3 этап — ранжирование цветом по степенипредпочтения.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Тест творческого мышления П.
Торренса
Данный тест впервые Торренсом в 1962 г.
Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста
(5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах
(до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, —
получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.
В основе этого метода лежит способность к
дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность
порождать новые идеи и разрабатывать их.
Двенадцать тестов творческой
продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую
батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая —
образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творческое мышление.
Тест творческого мышления П. Торренса
предполагает возможность
различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось
множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н.
В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э.
Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П.
Торренса.
Подготовка к тестированию
Перед предъявлением теста необходимо
учитывать следующие аспекты работы.
1 . Тесты не допускают никаких изменений и
дополнений. Даже небольшие «импровизации» требуют повторной
стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время
выполнения теста, так как нормативные данные, представленные указанному лимиту
времени.
2 . Во время тестирования эмоциональную
атмосферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать,
так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих
проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий,
любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.
3. Оптимальный размер группы — 15-35
испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек,
а для дошкольников предпочтитель но индивидуальное тестирование.
4 . Бремя выполнения фигурной формы теста
— 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы,
необходимо для тестирования отвести 45 минут.
5. Если инструкция вызовет вопросы детей,
ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Необходимо избегать примеров и иллюстраций
возможных ответов- образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в
некоторых случаях — количества ответов.
Вербальное творческое
мышление (методика П.Торренса)
Вербальный буклет «А»
Инструкция. Предлагаю вам выполнить
увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать
новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого
задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не
сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился
интересный рассказ-картинка.
Время выполнения каждого задания
ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не
торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить
задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет
дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете
выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению
следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите
руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.
Первые три задания будут связаны с
рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли
вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и
последствиях. Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью
сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что
случилось, почему случилось и чем это может
закончиться?
Задание 1. Задай вопросы
Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к
этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в
столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые
необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на
которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько
захочешь.
Задание 2. Отгадай причины
Постарайся найти и записать как можно больше причин события,
изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы
случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после
него. Не бойся строить догадки.
Задание 3. Отгадай последствия
Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного
на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том,
что может случиться в далеком будущем.
Задание 4. Результаты усовершенствования
Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона (рис. 2).
Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее
и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его
изменения.
Задание 5. Необычные способы употребления
(картонные коробки)
Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти
коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления.
Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления.
Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о
каких слышал.
Задание 6. Необычные вопросы
В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных
коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и
привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные
вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в
голову.
Задание 7. Давайте представим
Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены
веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким
возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как
можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.
Изобразительное творческое мышление (методика Торренса)
Построение образа на основе графического
стимула
Невербальный буклет «А»
Субтест 1. Нарисуй картинку
а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры
может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не
только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные
карандаши.
Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую
картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет,
явление или рассказ.
С помощью клея поместите эту фигуру на
чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее
карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.
Постарайтесь придумать такую картину,
которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и
идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную
историю.
Когда вы закончите рисунок, придумайте к
нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более
необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами
историю.
Начинайте работу над рисунком, делая его
непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.
Субтест 2 . Закончи рисунок
а) простой карандаш; б) тестовый бланк,
состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной
формы (рис. 5).
Субтест 3. Линии
Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из
каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей
картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена.
Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий — где угодно.
Составьте как можно больше предметов или
картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую
картинку, придумав название.
По истечении десяти минут выполнение
задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам,
выясните у них названия сразу после тестирования.
Диагностика словесно-звукового творческого
мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.
Б первом тесте — «Звук и образы» —
используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые
и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные
звуки).
Второй тест — «Звукоподражание и образы» —
содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные
знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то
объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.
В обоих тестах испытуемый после
прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При
ответах дается полная свобода воображению ребенка.
Звуковые последовательности предъявляются
четыре раза.
Обработка экспериментальных данных
Характеристика основных показателей
творческого мышления
1. Легкость (беглость) — количественный
показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей
(ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
2. Гибкость — отражает способность выдвигать
разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим,
использовать различные стратегии решения.
Измеряется числом категорий. Категории:
• мир природы;
• животный мир;
• декоративные элементы;
• видовое (город, дом, шоссе, двор);
• динамические явления.
3.Оригинальность — характеризует
способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется
количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.
4. Разработанность (тщательность,
детализация образов) — фиксирует способность к изобретательству, конструктивной
деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при
разработке основной идеи.
При обработке экспериментальных данных
необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем
когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие
показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией,
разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут
свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие
показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или
низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют
«негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в
мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических
и невротических расстройствах.
Поэтому при обработке эмпирических данных
существенным является не только количественный результат (баллы), но и причины
этого результата.
Построение образа на основе графического
стимула. Адаптация теста осуществлена сотрудниками
центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И.
Шелбановой, Н. П. Щербо.
Оценка выполнения задания по субтесту 1
«Нарисуй картинку»
При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте
встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев,
получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля»,
«груша», «яйцо».
Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%,
оцениваются 1 баллом, в 3,00- 3,99% — 2 баллами, в 2,00-2,99% — 3 баллами, в
1,00-1,99% — 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.
Не засчитываются ответы, которые не
соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.
В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое
включает понятие простейшего ответа — минимального и первичного. Во втором —
придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой
способности, определяющей уровень разработанности идей.
При оценке тщательности разработки баллы
даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную
стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом
основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не
оценивается.
Один балл дается за каждую существенную
деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при
повторении не учитывается);
• цвет, если он дополняет основную идею;
• штриховку (но не за каждую линию, а за
общую идею);
• украшение, если оно имеет смысл;
• каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных
повторений), значимую по отношению к основному ответу;
Оценка выполнения задания по субтесту 2
«Закончи рисунок»
Этот показатель определяется числом различных категорий ответов.
Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их
названия (что иногда не совпадает).
Оценка выполнения задания по субтесту 3
«Линия»
Производится аналогично первым двум
технологиям.
Дополнительные премиальные баллы за
оригинальность идеи.
Такие баллы даются:
1. За нестандартность мышления и
отклонение от общепринятого, которая проявляется в объединении нескольких
исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П.
Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие
дети видят возможности там, где они скрыты от других.
В связи с этим необходимо присуждать
дополнительные баллы за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух
пар линий — 2 балла; трех — пяти пар — 5 баллов, шести — десяти пар — 10
баллов, одиннадцати — пятнадцати пар — 15 баллов, более пятнадцати пар — 20 баллов.
Эти премиальные баллы добавляются к общей
сумме баллов за оригинальность по всему третьему заданию.
2. За эстетические художественные
компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что
художественно одаренные дети включают эстетические и художественные элементы в
выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:
а) эмоциональная выразительность
воплощения (экспрессия);
б) целостность композиции при высоком
уровне разработанности.
Эти проявления творческих способностей
стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные
характеристики личности; поэтому оценка в баллах — прерогатива экспериментатора
совместно с экспертной группой — специалистов в области эстетического
воспитания и художественного образования.
( по тесту Торенса фигурная форма А построение образа на основе
графического стимула)
Дата проведения
_______________________ Возраст ____________________
Класс _________________________
Пол ___________________________
Общие
оценки модификации теста П. Торренса
Интерпретация результатов теста Торренса.
баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость»,
«оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и
«разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по
Торренсу:
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
Шкала эмоционального содержания рисунка
Диагностика эмоциональных нарушений с применением арт-терапевтических методик
Использование всего диагностического потенциала специалистами, не прошедшими подготовку по арт-терапии, не всегда возможно, существуют методики, которые могут использоваться и без специальной подготовки. Одними из наиболее известных являются тесты Роули Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов начиная с 70-х годов ХХ в.
Ежегодно растет число педагогов-психологов, использующих в своей работе различные методы арт-терапии. Несмотря на то что изобразительная продукция, создаваемая в рамках арт-терапевтического сеанса, в большей мере направлена на решение задач коррекции и профилактики, зарубежные и отечественные специалисты (Э. Крамер, Р. Сильвер, Р. Гудман, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.Е. Свистовская) подчеркивают ее высокий диагностический потенциал.
Диагностические процедуры в арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». Некоторая информация не может быть передана словами, ее усвоение сознанием возможно лишь посредством образов, цветов, линий и т. д. В процессе формирования и создания визуальных образов происходит оживление воспоминаний и фантазий, клиент зачастую не осознает, какое психологическое содержание раскрывается в созданных им рисунках. Поэтому информация не подвергается цензуре и оценке сознания. В тех случаях, когда переживания нельзя выразить словами из-за их связи, например, с периодом развития, когда речь еще не была сформирована, либо из-за перенесенной психической травмы, изобразительные средства обеспечивают доступ к этим переживаниям, облегчают процесс коммуникации и осознания.
Однако использование всего диагностического потенциала художественной продукции специалистами, не прошедшими подготовку по арт-терапии, не всегда возможно, что приводит к недооценке арт-терапевтических методов диагностики и их малому внедрению в практику педагогов-психологов. Тем не менее существуют методики, которые могут использоваться и без специальной подготовки в области арт-терапии. Одними из наиболее известных являются тесты Роули Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов начиная с 70-х годов ХХ в. Созданные ею три графических теста – «Нарисуй историю», «Рисуночный тест Сильвер» (или РТС), «Техника стимульного рисования» – предназначены для использования в рамках арт-терапевтического консультирования в ДОО. Первые две методики переведены на русский язык. Работа по их межкультурной адаптации и дальнейшему изучению диагностического потенциала проводилась начиная с 1999 г. под руководством А.И. Копытина, одного из создателей российской арт-терапии, президента Арт-терапевтической ассоциации. Обе методики имеют комплексный характер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоциональной сфер, а также образа «Я» ребенка.
Рассмотрим более подробно методику «Нарисуй историю».
Содержание и процедура проведения теста «Нарисуй историю»
Учитывая, что дети, особенно дошкольного возраста, зачастую не могут описать свое состояние словами, выявление у них депрессии представляет особую сложность, а следовательно долгое время ребенок не получает необходимой помощи, его состояние усугубляется, а коррекционные мероприятия не приносят результата.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Маскированная депрессия – это психические состояния, которые «скрываются» за соматическими симптомами. При маскированной депрессии классические аффективные компоненты депрессии (пониженный эмоциональный фон, апатия, уход от контактов с внешним миром и т. д.) могут быть очень незначительными или даже совсем отсутствовать. У детей и подростков маскированная депрессия может проявляться в виде агрессии или нарушения поведения, что затрудняет ее своевременную диагностику и коррекцию.
Как отмечают Р. Сильвер и Д. Эллисон исходя из результатов многолетних исследований, депрессивное расстройство может определяться по характеру детских рисунков, в том числе по преобладанию в них негативной тематики (изображение печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей). Исходя из клинических данных, специалисты предполагают, что агрессивность может маскировать депрессивное состояние, что затрудняет назначение адекватной и своевременной помощи ребенку, в том числе и медицинскими специалистами.
Тест «Нарисуй историю» предназначен для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений (в том числе депрессий, включая их маскированные варианты) у детей, начиная с пятилетнего возраста.
Групповой вариант проведения тестирования возможен с подросткового возраста. Диагностика детей старшего дошкольного возраста проводится строго индивидуально.
Время выполнения задания не ограничивается, но обычно требуется не более 10 минут. Испытуемому должны быть предоставлены изобразительные материалы – бумага формата А4, простой карандаш, ластик (хотя допустимо использование и иных материалов, в особенности в тех случаях, когда тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий).
Тест включает два набора стимульных изображений – варианты А (рис. 1) и Б (рис. 2). Последний может использоваться при повторном тестировании.
Рис. 1. Стимульные рисунки (вариант А)
Рис. 2. Стимульные рисунки (вариант Б)
Инструкция к обоим вариантам звучит одинаково: «Выбери из этих картинок две и придумай, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда будешь готов(а), нарисуй то, что ты придумал(а). Изобрази на рисунке то, что происходит. При этом ты можешь изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дай своему рисунку название и запиши историю на строчках ниже рисунка»1.
Оценка эмоционального состояния ребенка по его рисунку осуществляется с помощью двух шкал – шкалы эмоционального содержания рисунка (табл. 1) и шкалы оценки образа «Я» (табл. 2).
Шкала эмоционального содержания рисунка
Шкала оценки образа «Я»
Для того чтобы оценить образ «Я» ребенка, необходимо понять, с каким из изображенных персонажей он себя идентифицирует. Иногда это бывает достаточно очевидно, а иногда ему необходимо задать поясняющие вопросы, например: «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». Чаще всего ребенок идентифицирует себя с персонажем своего пола.
Интерпретация результатов теста «Нарисуй историю»
Проведенные в США и Российской Федерации исследования показали высокую корреляцию между депрессией у детей и оценками в 1 балл согласно шкале эмоционального содержания и шкале оценки образа «Я». Так, для депрессивных детей рисунки с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемые в 1 балл) характерны значительно чаще, чем для клинически здоровых. При этом преобладают изображения одиноких, беспомощных, страдающих, находящихся в опасности персонажей, а также деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни (по данным А.И. Копытина, Е.Е. Свистовской, более 60% детей и подростков с клинической депрессией создают такие рисунки). Испытуемые идентифицируются в основном с грустными, беспомощными, пытающимися покончить жизнь самоубийством, находящимися в опасности или даже мертвыми персонажами.
Дети, получившие низкие баллы по диагностическим шкалам теста, входят в группу риска развития депрессии (в том числе маскированного агрессией или психосоматикой) и суицидов (для подростков и детей старше 7 лет) и нуждаются в более тщательном обследовании, в том числе медицинскими специалистами, и включении в программы ранней профилактики и коррекции эмоциональных проблем.
Исследования указывают на существование статистически значимой связи между агрессивностью у детей и оценками в 1 балл по шкале эмоционального содержания рисунков. При этом в рисунках преобладают изображения раздраженных, страшных, что-либо разрушающих или даже кого-то убивающих персонажей. Авторы рисунков идентифицируются с этими персонажами. Если на рисунке присутствуют несколько персонажей, переживающих разные состояния, то авторы идентифицируют себя с агрессорами (людьми, хищными животными). В отличие от депрессивных детей, у которых оценка по шкале образа «Я», как правило, снижена, у их агрессивных сверстников оценка по этой шкале может быть как высокой, так и низкой.
В ходе исследований А.И. Копытин с коллегами выделили такие группы испытуемых, как «здоровые» и «патологические» агрессоры.
«Здоровые» агрессоры в результате тестирования получают оценку в 5 баллов по шкале образа «Я». Это связано с тем, что они идентифицируются с сильными персонажами, которые, нападая на кого-то или что-то разрушая, достигают своих целей и испытывают удовлетворение. Возможна идентификация с героическим персонажем, который вступает в единоборство с противниками и побеждает их. Такие дети стремятся к первенству, имеют высокий уровень притязаний, часто обладают хорошим интеллектом и воображением.
«Патологические» агрессоры имеют низкие оценки по шкале образа «Я». Они идентифицируются с персонажами, которые, что-то разрушая или на кого-либо нападая, удовлетворения не ощущают. Они продолжают испытывать негативные чувства раздражения, фрустрации, гнева, либо их эмоциональное состояние не проявлено, и они затрудняются его охарактеризовать. Агрессивность таких детей имеет социально неприемлемые проявления, они импульсивны, не могут себя контролировать, самооценка снижена, присутствуют признаки дезадаптации. Иногда их агрессивность сочетается с эмоциональными расстройствами. Их агрессия, как правило, носит защитный характер, однако сила ответной реакции часто не соответствует раздражителю. В рисунках ответные агрессивные действия провоцируются извне. Дети, создающие такие рисунки, нуждаются в тщательном обследовании, в том числе медицинскими специалистами.
Кроме того, существует категория детей, в рисунках которых могут проявляться агрессивные фантазии, однако какой-либо агрессивности и враждебности в реальной жизни они не демонстрируют. Для их рисунков, так же как и для рисунков «здоровых» агрессоров, характерно сочетание оценки в 1 балл по шкале эмоционального содержаниярисунка и оценки в 5 баллов – по шкале образа «Я». Роули Сильвер считает это признаком успешного сдерживания агрессивных проявлений, реализуемых исключительно в фантазиях. Тем не менее таким детям могут быть показаны профилактические мероприятия, помогающие справляться со сдерживаемой агрессией, а также использование успешных копинг-стратегий.
Важное значение для правильной квалификации результатов тестирования имеет оценка устойчивости тех или иных проявлений в эмоциональном содержании рисунков и образе «Я» ребенка. Неоднократное применение теста «Нарисуй историю» в работе с одним и тем же испытуемым позволяет, например, определить, имеет ли его агрессивность «патологический» характер либо представляет собой относительно кратковременную реакцию на травмировавшую его ситуацию. Часто в процессе рисования дети сами помогают определить природу травматического переживания, что может носить в том числе и коррекционный характер. Иногда проявления агрессивности в рисунках могут иметь ситуативный характер и указывать на активизацию механизмов копинга в сложных для данного возраста ситуациях.