«Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие России: старое и новое»
История России, 10 класс
Применяется в рамках изучения темы «Русское государство и общество в XVII веке
Процедура проведения теста
1) Учитель готовит перед уроком по числу учащихся листы ответов к тексту.
2) Перед началом теста зачитывает ученикам правила его проведения: «ВЫ получили листы, в которых содержатся по 4 возможных варианта окончания 12-ти утверждений. Каждая строка содержит варианты ответов на утверждение с таким же номером. Правильным может быть лишь одно. Его нужно отметить четко видимым значком. Будьте внимательны. Не забудьте подписать работу – фамилия, имя и класс.
3) Далее учитель зачитывает текст утверждений. В зависимости от подготовки класса зачитывать можно 1 или 2 раза, но нужно сохранять высокий темп работы. Оптимальное время на работу 2 – 4 минуты.
4) По окончании работы быстро собираются листы ответов. Допускается, чтобы сбор проводили ученики-помощники. Главное проверить, чтобы листы были сложены правильно (лицевой частью вперед, заголовком вверх).
5) Учитель сразу же обсуждает с учениками вопросы и определяет правильные ответы. Правильные ответы прокалываются шилом.
6) Учитель раздает листы с ответами детям, где они видят количество совпадений и, следовательно, результат. Учитель снова собирает листы ответов для проверки и выставления оценок (если эта форма работы детям привычна, они и могут сами поставить сразу себе оценки в соответствии с количеством верных ответов).
Тест из 12-ти утверждений, которые нужно закончить
(зачитывается учителем классу)
ЛИСТ ОТВЕТОВ К ТЕСТУ «Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие России: старое и новое»
Учитель называет номер вопроса и зачитывает текст вопроса. Внимательно слушай вопрос. В строке с номером вопроса выбери правильный ответ и отметь его значком
Тест по истории Социально-экономическое развитие страны в конце XIX — начале XX в. 11 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
А1. В 1880-1890-х гг. в России появились первые
1) банки
2) мануфактуры
3) монополии
4) железные дороги
А2. Процесс создания крупного машинного производства в экономике называется
1) люмпенизацией
2) национализацией
3) стратификацией
4) индустриализацией
A3. О процессе модернизации российского общества свидетельствует
1) существование общины
2) маргинализация населения
3) создание ремесленных цехов
4) многонациональный состав населения
А4. Особенность промышленного развития России в начале XX в.
1) высокая производительность труда
2) высокий уровень жизни населения
3) начало промышленного переворота
4) высокие темпы концентрации производства
В1. Каковы особенности социально-экономического развития России в начале XX в.? Запишите две цифры, соответствующие верным ответам.
1) малоземелье крестьян
2) отсутствие среднего класса
3) преобладание в составе населения рабочих
4) высокая политическая активность буржуазии
5) уменьшение численности городского населения
Вариант 2
А1. В 1880-1890-х гг. в России появляются
1) первые ярмарки
2) профсоюзы рабочих
3) первые железные дороги
4) новые промышленные районы
А2. Процесс перехода от традиционного общества к современному называется
1) люмпенизацией
2) национализацией
3) стратификацией
4) модернизацией
A3. О процессе монополизации экономики свидетельствует
1) появление картелей
2) наличие среднего класса
3) создание ремесленных цехов
4) экспорт зерна
1) отсутствие экономических кризисов
2) использование крепостнического труда
3) отсутствие государственного регулирования
4) большое количество иностранных инвестиций
В1. Укажите две особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX в. Запишите цифры, соответствующие верным ответам.
1) высокий уровень жизни населения
2) сохранение феодальных пережитков
3) низкие темпы роста промышленности
4) преобладание фермерских хозяйств в деревне
5) нестабильность внутриполитической обстановки
Ответы на тест по истории Социально-экономическое развитие страны в конце XIX — начале XX в. 11 класс
А1-3
А2-4
А3-2
А4-4
В1. 12
А1-4
А2-4
А3-1
А4-4
В1. 25
Тест по истории Социально-экономическое развитие страны 11 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.
А1. Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков
1) сохранить свою власть
2) выиграть Гражданскую войну
3) ускорить построение социалистической экономики
4) создать мощный военно-промышленный комплекс
А2. Договор о передаче в эксплуатацию на определенный срок природных богатств, предприятий, принадлежащих государству, — это
1) хозрасчет
2) концессия
3) декрет
4) уставная грамота
A3. Новая экономическая политика нацелена на
1) расширение государственного сектора в экономике
2) демократизацию всех сторон жизни общества
3) развитие рыночных отношений
4) монополизацию производства
А4. В годы нэпа в обращение были выпущены
1) червонцы
2) совзнаки
3) гривны
4) ленинки
А5. Причиной кризисов нэпа является
1) разрешение частной собственности на землю
2) большая доля иностранных капиталовложений в экономику
3) неэквивалентный товарообмен между городом и деревней
4) отказ от поддержки бедняцких хозяйств в деревне
В1. Расположите в хронологической последовательности события.
A) провозглашение на XIV съезде ВКП (б) курса на индустриализацию
Б) введение рабочего контроля в промышленности
B) переход к политике «военного коммунизма»
Г) переход к новой экономической политике
А1. Главной целью новой экономической политики было
1) построение коммунистического общества
2) создание топливно-энергетического сектора
3) обеспечение Красной армии всем необходимым
4) восстановление хозяйства после Гражданской войны
А2. Управление предприятием на основе экономической самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости называется
1) хозрасчет
2) концессия
3) автономия
4) национализация
A3. Основное содержание нэпа состояло в
1) введении продналога
2) отмене денежного обращения
3) централизации промышленности
4) запрещении частной собственности
А4. В политической сфере противоречие нэпа состояло в
1) отказе от строительства социализма в России
2) превращении нэпманов в правящий класс
3) наличии массовой оппозиции большевикам
4) сохранении однопартийной диктатуры
А5. « Командные высоты» в годы нэпа государство сохраняло в сфере
1) банковского дела
2) легкой промышленности
3) мелкой торговли
4) кустарного производства
A) XIV съезд ВКП (б)
Б) Кронштадтский мятеж
B) отмена продразверстки
Г) переход к политике «военного коммунизма»
Ответы на тест по истории Социально-экономическое развитие страны 11 класс
А1-4
А2-2
А3-3
А4-1
А5-3
В1. Б ВГА
А1-4
А2-1
А3-3
А4-4
А5-1
В1. Г БВА
Тест по истории Социально-экономическое развитие страны 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 5 заданий, в части В — 1 задание).
1 вариант
А1. Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков:
А2. Договор о передаче в эксплуатацию на определенный срок природных богатств, предприятий, принадлежащих государству, — это:
A3. Новая экономическая политика нацелена на:
А4. В годы нэпа в обращение были выпущены:
А5. Причиной кризисов нэпа является:
A) провозглашение на XIV съезде ВКП(б) курса на индустриализацию
Б) введение рабочего контроля в промышленности
B) переход к политике «военного коммунизма»
Г) переход к новой экономической политике
2 вариант
А1. Главной целью новой экономической политики было:
А2. Управление предприятием на основе экономической самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости называется:
A3. Основное содержание нэпа состояло в:
А4. В политической сфере противоречие нэпа состояло в:
А5. « Командные высоты» в годы нэпа государство сохраняло в сфере:
A) XIV съезд ВКП(б)
Б) Кронштадтский мятеж
B) отмена продразверстки
Г) переход к политике «военного коммунизма»
Ответы на тест по истории Социально-экономическое развитие страны 11 класс
1 вариант
А1-4
А2-2
А3-3
А4-1
А5-3
В1. Б ВГА
2 вариант
А1-4
А2-1
А3-3
А4-4
А5-1
В1. Г БВА
Тест по истории Социально-экономическое развитие пореформенной России 10 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
А1. Во второй половине XIX в. прогрессу крестьянского хозяйства мешало
1) занятие крестьян промыслами
2) использование наемного труда
3) наличие круговой крестьянской поруки
4) усиление имущественного расслоения крестьян
А2. Система ведения хозяйства, при которой работа на помещичьей земле является платой за арендованную землю, называется
1) фермерской
2) барщинной
3) отработочной
4) крепостнической
A3. Развитие отечественного машиностроения в 1870-е гг. было вызвано
1) началом промышленного переворота
2) широким железнодорожным строительством
3) снижением объема государственных заказов
4) невмешательством государства в экономику
А4. Увеличение оборотов хлебной торговли до 50% от всего экспорта в 1890-х гг. свидетельствовало о(об)
1) аграрном характере экономики
2) превращении России в мирового торгового лидера
3) отсутствии удобных путей сообщения внутри страны
4) высокой производительности труда в сельскохозяйственном секторе экономики
В1. Укажите две особенности, характерные для социальной структуры российского общества во второй половине XIX в.
1) отсутствие среднего класса
2) тесная связь рабочих с деревней
3) отсутствие социальных конфликтов
4) высокий жизненный уровень населения
5) преобладание в составе населения пролетариата
А1. Во второй половине XIX в. прогрессу промышленности способствовало
1) строительство железных дорог
2) начало использования паровых двигателей
3) использование труда посессионных рабочих
4) открытие месторождений газа в Западной Сибири
А2. Крестьянские хозяйства, в которых используется наемный труд на собственной или арендованной земле
1) фермерские
2) барщинные
3) отработочные
4) общинные
A3. Кризис помещичьих хозяйств в пореформенное время был вызван
1) ликвидацией общины
2) изъятием лучших земель у помещиков
3) отсутствием государственной поддержки помещичьих хозяйств
4) необходимостью приспосабливать хозяйство к новым условиям
А4. Создание новых экономических районов, рост городов во второй половине 1880-х гг. в России свидетельствовали о
1) росте рождаемости
2) ликвидации внешней угрозы
3) завершении промышленного переворота
4) превращении страны в индустриальную державу
В1. Укажите две особенности социальной структуры российского общества во второй половине XIX в.
1) низкий жизненный уровень населения
2) преобладание в составе населения работников сферы услуг
3) высокая степень социальной напряженности
4) большая доля предпринимателей среди дворянства
5) большая доля высококвалифицированных рабочих
Ответы на тест по истории Социально-экономическое развитие пореформенной России 10 класс
А1-3
А2-3
А3-2
А4-1
В1. 12
А1-1
А2-1
А3-4
А4-3
В1. 13
Тест по истории России Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.
1. Провозглашение политики ускорения социально-экономического развития СССР относится к
1) 1982 г.
2) 1984 г.
3) 1985 г.
4) 1990 г.
2. Какое событие из перечисленных произошло раньше других?
1) антиалкогольная кампания
2) принятие Закона «О кооперации в СССР»
3) авария на Чернобыльской АЭС
4) программа «500 дней»
3. Какой из нормативных актов был принят в середине 1980-х-начале 1990-х гг.?
1) закон «Об укреплении социалистической собственности»
2) закон о преобразовании СНК в Совет министров
3) указ, устанавливающий судебную ответственность за самовольный уход с предприятий, прогулы и опоздания на работу
4) постановление о борьбе с нетрудовыми доходами
4. Какие три термина из перечисленных связаны с экономическими реформами второй половины 1980-х гг.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческие банки
2) машинно-тракторные станции
3) индивидуальная трудовая деятельность
4) ударники
5) ускорение
6) личное подсобное хозяйство
5. Ниже приведён перечень фамилий государственных и политических деятелей. Все они, за исключением двух, принимали активное участие в процессе реформ в 1985-1991 гг.
1) Г. А. Явлинский
2) М. С. Горбачёв
3) Г. М. Маленков
4) С. С. Шаталин
5) Н. И. Рыжков
6) Г. Я. Сокольников
Найдите и запишите порядковые номера фамилий деятелей, относящихся к другому историческому периоду.
6. Установите соответствие между событиями и датами.
А) закон о государственном предприятии
Б) авария на Чернобыльской АЭС
В) курс на ускорение социально-экономического развития
Г) разработка программы «500 дней»
1) 1985 г.
2) 1986 г.
3) 1988 г.
4) 1990 г.
5) 1991 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Запишите термин, о котором идёт речь.
Последний период советской истории, в который была предпринята масштабная попытка реформирования социалистической системы, завершившийся распадом СССР, получил название ___________.
1. Какое понятие из перечисленных связано с экономическими реформами в СССР в 1985-1991 гг.?
1) национализация
2) конфискация
3) огосударствление
4) кооперация
2. Авторами программы перехода к рыночной экономике «500 дней» были
1) С. С. Шаталин и Г. А. Явлинский
2) Н. И. Рыжков и Л. И. Абалкин
3) Г. Я. Сокольников и Н. А. Вознесенский
4) Г. М. Маленков и А. Н. Косыгин
3. Одно из последствий экономических реформ середины 1980-х-начала 1990-х гг. — это
1) создание планово-директивной модели экономики
2) преодоление экономического кризиса
3) возрождение частной собственности
4) усиление роли государства в экономике
4. Какие три положения из перечисленных можно отнести к последствиям экономических мер, осуществлённых в СССР во второй половине 1980-х-начале 1990-х гг.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ликвидация советской хозяйственной системы
2) снижение реальных доходов населения
3) инфляция
4) переход страны к инновационному развитию
5) преодоление экономического кризиса
6) переход к регулируемой рыночной экономике
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают перемены, произошедшие в СССР в 1985-1991 гг.
1) кооперативы
2) совнархозы
3) приватизация
4) фермеры
5) госприёмка
6) продразвёрстка
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
А) закон об индивидуальной трудовой деятельности
Б) начало антиалкогольной кампании в СССР
В) Закон «О кооперации в СССР»
Г) избрание Б. Н. Ельцина Президентом России
1) 1985 г.
2) 1986 г.
3) 1988 г.
4) 1990 г.
5) 1991 г.
7. Прочитайте отрывок из книги М. С. Горбачёва и укажите хронологические рамки политики, о которой идёт речь.
«Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества.»
Ответы на тест по истории России Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. 10 класс
Вариант 1
1-3
2-1
3-4
4-135
5-36
6-3214
7. Перестройка
Вариант 2
1-4
2-1
3-3
4-123
5-26
6-2135
7. 1985-1991 гг.
Тест по истории России Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.
1. Назовите один из главных признаков развития индустриального общества.
1) преобладание сельского хозяйства в экономике
2) бурное развитие сферы услуг
3) преобладание промышленного производства над сельским хозяйством
4) преобладание традиционных ценностей в общественной жизни
2. Какая транспортная магистраль была построена в Российской империи на рубеже XIX-ХХ вв., что способствовало развитию промышленного производства?
1) Волго-Донский канал
2) Байкала-Амурская магистраль
3) Беломорско-Балтийский канал
4) Транссибирская магистраль
3. Какова была доля государственного сектора в экономике России рубежа XIX-XX вв.?
1) доля государственного сектора была минимальной
2) государство не имело доли в экономике, все предприятия принадлежали частным структурам
3) государственный сектор занимал важное место, доля государственного сектора была значительной
4) предприятия были исключительно государственными, частного сектора экономики не существовало
4. Денежная реформа 1897 г. была проведена в Российской империи по инициативе министра финансов
1) Н. Х. Бунге
2) А. А. Аракчеева
3) П. А. Столыпина
4) С. Ю. Витте
5. Какова была доля иностранных инвестиций в российскую экономику на рубеже XIX-ХХ столетий?
1) иностранных инвестиций в российскую экономику не было совсем
2) около 10 %
3) около 40 %
4) около 80 %
6. На какой период пришёлся мощный экономический кризис в развитии экономики европейских стран?
1) 1897-1899 гг.
2) 1900-1903 гг.
3) 1903-1905 гг.
4) 1905-1909 гг.
7. Какой российский синдикат из перечисленных контролировал к 1912 г. около 80 % металлургической продукции всей страны?
1) «Металлург»
2) «Продамет»
3) «Сверхметалл»
4) «Российские металлургические заводы»
8. Какой размер земельного надела в среднем приходился на одно крестьянское хозяйство России рубежа XIX-ХХ вв.?
1) около 1 десятины земли
2) около 2-3 десятин земли
3) около 7 десятин земли
4) около 10 десятин земли
9. Назовите одну из причин малоэффективного развития сельского хозяйства в России начала ХХ в.
1) значительная доля частных крестьянских хозяйств
2) применение сельскохозяйственной техники, вытеснение ручного труда
3) сохранение крестьянской общины
4) преобладание крупных и середняцких крестьянских хозяйств
10. Какое место занимала Россия в мировой экономике начала ХХ в. по общему объёму сельскохозяйственной продукции?
1) первое
2) второе
3) третье
4) пятое
1. Как можно определить многоукладную экономику?
1) экономика страны, занимающей огромную территорию
2) экономика, в которой сочетаются различные виды хозяйствования
3) экономика, в которой производится большое количество товаров
4) экономика, где преобладает хозяйство традиционного типа
2. Какие отрасли российской экономики развивались особенно быстрыми темпами на рубеже XIX-XX вв.?
1) топливная и нефтяная промышленность
2) сельское хозяйство
3) лёгкая промышленность
4) химическая промышленность
3. Как назывались заводы, которые составляли основу государственного сектора российской экономики?
1) важнейшие
2) царские
3) казённые
4) офисные
4. В каком году была проведена денежная реформа министра финансов С. Ю. Витте?
1) 1881 г.
2) 1884 г.
3) 1894 г.
4) 1897 г.
5. Как обеспечивался рубль согласно денежной реформе С. Ю. Витте?
1) золотом
2) серебром
3) медью
4) акциями международных компаний
6. Какими были 1900-1903 гг. в истории экономики европейских стран?
1) экономического подъёма
2) постепенного экономического спада
3) экономического кризиса
4) пика роста экономики
7. Какая форма монополий стала основной в российской экономике рубежа XIX-ХХ вв.?
1) тресты
2) картели
3) синдикаты
4) хозяйства
8. Назовите картель, который контролировал большую часть нефтяной промышленности России рубежа XIX-XX вв.
1) «Продамет»
2) «Продуголь»
3) «Нефть»
4) «Нобель-Мазут»
9. Какой размер земельного надела, по подсчётам специалистов, был необходим для нормального существования крестьянской семьи в чернозёмной полосе России в начале ХХ в.?
1) 1 десятина земли
2) 2-3 десятины земли
3) 8-10 десятин земли
4) 15-20 десятин земли
10. Какое положение из перечисленных характеризует положительное влияние крестьянской общины в России начала ХХ в. для развития сельского хозяйства?
1) возможность развития крупных отдельных крестьянских хозяйств
2) перераспределение земли в пользу самых эффективных собственников
3) поддержка слабых хозяйств, бедняков
4) ориентация общинного хозяйства на рынок, на сбыт продукции
Ответы на тест по истории России Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. 9 класс
Вариант 1
1-3
2-4
3-3
4-4
5-3
6-2
7-2
8-3
9-3
10-1
Вариант 2
1-2
2-1
3-3
4-4
5-1
6-3
7-3
8-4
9-3
10-3
А.
Николай I. Усиление борьбы с революционными
настроениями.
1.
Николай I был третьим сыном Павла I.
Воспитатель Николая I готовил его к
военной карьере, особенно он увлекался
военно-инженерным делом, прусскими
военными уставами.
2.
Николай I отвергал идеи либерализма,
конституцию, с пренебрежением относился
к духовной стороне жизни. Это был
милитарист, суровый и неприхотливый в
быту. В людях и чиновниках больше всего
ценил исполнительность и покорность.
Понимал неизбежность реформ, но не
решался отменить крепостное право,
укреплял самодержавие, опираясь на
армию и чиновничество.
3.
После подавления восстания декабристов
было создано III Отделение, которому
поручались все политические дела и
контроль за умонастроениями. Прежде
всего, стали выявляться и преследоваться
любые оппозиционные кружки. Под жесткий
цензурный контроль была поставлена
печать. Цензоры должны были запрещать
статьи и книги, в которых порицался
монархический строй, критиковалась
церковь.
Б.
Укрепление роли государственного
аппарата при Николае I. Сущность
бюрократизма
1.
В первые годы правления Николай I
самостоятельно решал многие государственные
вопросы, лично контролировал министерства
и ведомства. В своей работе он опирался
на чиновничество, появилось много новых
министерств, ведомств, которые курировали
практически все отрасли, в том числе
религию, искусство, литературу, науку.
Росла численность чиновников, усиливался
бюрократический аппарат.
В.
Кодификация законов. Реформы П. Д.
Киселева и Е. Ф. Канкрина
1.
С 1649 г. накопилось огромное количество
манифестов, указов, которые противоречили
друг другу. Необходимо было составить
единый Свод законов, т. е. провести
кодификацию. Для этого был привлечен
М. М. Сперанский. Под его руководством
была осуществлена систематизация
российских законов. В 1833 г. были
опубликованы «Полное собрание законов
Российской империи» (начиная с Соборного
уложения 1649 г.) и «Свод действующих
законов» в 15 томах. В статье I «Свода»
было записано: «Император всероссийский
есть монарх самодержавный и неограниченный».
«Свод законов» был одобрен Николаем I
и Государственным советом; Сперанский
был награжден орденом Андрея Первозванного.
«Свод», безусловно, облегчил жизнь
миллионов людей, уменьшил произвол
чиновников.
2.
Император понимал, что главной проблемой
российского общества является крестьянский
вопрос, поэтому было принято решение
провести ряд частичных реформ. В 1837 г.
было создано Министерство государственных
имуществ, которое возглавил граф П. Д.
Киселев. Он провел реформу управления
государственными крестьянами. В деревнях
государственных крестьян было введено
самоуправление, стали открываться
школы, больницы, ветеринарные пункты.
Малоземельные крестьяне переселялись
на свободные земли. Местные чиновники
часть лучших земель выделяли под
«общественную запашку», где крестьяне
работали сообща. На этих землях начальство
насильственно заставляло сажать
картофель, что было непривычно для
крестьян и вызвало «картофельные бунты».
Были сделаны попытки улучшить положение
крепостных крестьян. Запрещались продажа
крепостных с аукциона за долги, розничная
продажа членов одной семьи. Было дано
разрешение освобождать крестьян без
земли. В 1847 г. крепостные получили право
выкупа на свободу, если помещик продавал
поместье за долги. Все эти позитивные
изменения носили частный характер,
крепостное право в своем классическом
варианте продолжало сохраняться.
3.
В 1825 г. внешний долг России достиг 102
млн. рублей серебром. Стоимость бумажных
ассигнаций падала. Министр финансов
Е. Ф. Канкрин хотя и был консерватором,
не хотел глубоких реформ, но считал, что
Россия должна жить по средствам и
возможностям. Он стремился ограничить
государственные расходы, осторожно
пользовался кредитом, проводил политику
покровительства русской промышленности
и торговли, облагал высокими пошлинами
ввозимые в Россию промышленные товары.
В 1839— 1843 гг. Канкрин провел денежную
реформу. Главным платежным средством
стал серебряный рубль. Затем были
выпущены кредитные билеты, которые
можно было свободно обменять на серебро.
Сохранялась пропорция между количеством
кредитных билетов и государственным
запасом серебра. Благодаря этим мерам
Канкрин добился бездефицитности
государственного бюджета, укрепил
финансовое положение страны.
Г.
Итоги внутренней политики Николая I
1.
Итак, кодификация законов, реформа
управления государственными крестьянами,
денежная реформа — это основные
достижения царствования Николая I. С их
помощью Николаю I удалось укрепить свою
империю.
2.
Больших успехов достигла постоянная
торговля, которая стала превосходить
традиционную ярмарочную торговлю. Но
крепостничество тормозило развитие
торговли в центре, поэтому национальные
окраины быстрее втягивались в
общероссийский рынок.
3.
Возникли новые города на вновь
присоединенных территориях: Новочеркасск,
Нальчик, Пятигорск, Новороссийск,
Махачкала и др. Некоторые фабричные
центры становились городами.
4.
Но в середине XIX в. начался кризис
самодержавной системы. Крепостное
хозяйство было малодоходным. Активная
внешняя политика требовала огромных
военных расходов. Резко увеличился
внешний долг. Военная отсталость России
привела к жесточайшему поражению в
Крымской войне.
Характеристика экономического
развития страны при НиколаеI
позволяет говорить о кризисе
феодально-крепостнической системы.
А) Крестьянский вопрос – был
самой острой проблемой России.
«Крепостное право – зло» — понимал сам
Николай. Оно являлось пороховым погребом
под самодержавием. Необходимость
изменений в этой области осознавалась
многими наверху. В 1842 г. вышел Указ
об «обязанных крестьянах»,
согласно которому крестьянин по воле
помещика получал личную свободу и землю,
но не в собственность, а в пользование.
При этом он обязывался выполнять
определенные повинности. За время
действия Указа 1842 – 1858 гг. освободилось
около 30 тыс. душ мужского пола.
Серьезные изменения правительство
провело лишь в отношении государственных
крестьян. Им было разрешено заводить
заводы и фабрики, а позже и переходить
из деревни в город. Но начавшаяся в
Европе революция 1848 – 1849 гг. еще более
убедила царя в невозможности отмены
крепостного права в России.
В первой половине XIX
в. Россия оставалась аграрной страной.
С/х развивалось в основном на базе
примитивной техники, было низкоурожайным.
Многие крестьянские хозяйства сохраняли
натуральный характер. Земледелие было
зерновым. Из хлебных злаков на первом
месте стояла рожь, на втором – овес, на
третьем – пшеница. Пшеница составляла
большую долю экспорта. Развитие с/х в
России происходило экстенсивно за счет
расширения посевных площадей на юг и
восток (за полвека площадь посевов
выросла на 53%). В 1840-е годы расширялись
посадки картофеля, но в глубинной России
крестьяне саботировали эту овощную
культуру. При Николае I
был учинен показательный расстрел
крестьян во время «картофельного бунта».
Нередко эти бунты были продолжительнее,
чем крестьянские войны Разина и Пугачева.
Помидоры же начали культивировать в
России только в 1850-е годы в Крыму. Более
интенсивно развивался юг Украины,
Заволжье, Прибалтика. На этих территориях
начала появляться новая техника. Сеялки,
жатки, молотилки, веялки, льномялки,
соломорезки стали применяться не только
в помещичьем, но и в крестьянском
хозяйстве
Б) В начале XIX
в. промышленность была развита слабо.
Основные промышленные районы располагались
вокруг Петербурга, Москвы, на Урале.
Промышленность была и государственной,
и частной. Государство контролировало
крупное производство, тяжелую
промышленность, ж/дорогу, военные заказы.
Необходимо подчеркнуть, что при
феодализме промышленные предприятия
финансируются государственным капиталом,
а при капитализме – частным. Отсюда
следует вывод, что в России в это время
в экономике преобладали феодальные
черты. Капиталистические рыночные
элементы пока еще только робко проникали
в хозяйственную жизнь страны. В частном
владении в основном была легкая
промышленность. Она принадлежала как
российскому, так и иностранному капиталу.
Для России было характерно широкое
распространение крестьянской
промышленности – промыслов (Иваново,
Павлово, Богородское и т.д.). Эти крестьяне
совсем не занимались земледелием. Многие
помещики стали создавать мануфактуры
в своих поместьях, используя крепостных
крестьян на заводской барщине. На рубеже
30-40-х годов XIX в. в России
происходит промышленный переворот
(скачок в развитии производительных
сил, который заключается в переходе от
мануфактуры к пром. производству,
применению машин в производстве).
В первой половине XIX в. в
промышленности России растет, хотя и
медленно, применение паровых машин.
Рыночная конкуренция толкала к механизации
производства. Наемный труд широко
использовался в хлопчатобумажной
промышленности. Новая техника
применялась в горнодобывающей
промышленности. В 1823 г. в Моздоке братьями
Дубиниными был построен первый в мире
нефтеперегонный (керосиновый) завод.
Первыми российскими машиностроительными
предприятиями были небольшие мастерские
по изготовлению с/х машин. Но появляется
и ряд крупных судостроительных предприятий
(Сормово, Петербург). Росло число крестьян,
отправляющихся на заработки в город.
Такой приток рабочей силы на мануфактуры
и фабрики привел к росту предприятий
(1830 г. – 1200; 1850 г. – 2800). Но рабочие из
крестьян не имели высокой квалификации,
т.к. помещики в любое время могли вернуть
своих крепостных в поместье или
перепродать их на другое промышленное
предприятие.
3. Развитие торговли С ростом
промышленности и углублением разделения
труда в стране оживилась торговля. В
России насчитывалось до 4000 ярмарок
(Нижегородская, Ростовская, Ирбитская).
Осн. товаром была продукция с/х, изделия
крестьянских промыслов, а также
текстильной промышленности. В больших
городах быстро росла постоянная
(магазинная) торговля. В Москве, Петербурге
возводились богатые гостиные дворы
(вспомните, почему крупные магазины
стали называть гостиными дворами).
Российская внешняя торговля была
нацелена на поставку сырья (хлеб, лен,
лес, железо) в Западную Европу, ввозя
оттуда промышленные товары. Кроме машин
и инструментов, ввозились хлопок, чай,
пряности, кофе, предметы роскоши.
4. Развитие отечественного транспорта.
Основными видами транспорта оставались
водный и гужевой. Первый пароход появился
на Неве в 1815 г., а потом на Волге. В
1817 г. началось строительство шоссейной
дороги между Москвой и Петербургом.
Отец и сын Черепановы построили первый
русский паровоз (паровая телега). 30
октября 1837 г по первой ж/дороге из
Петербурга в Царское Село ехал сам
император Николай I. Через
10 лет ж/дорога соединила Петербург и
Москву, а еще через 15 лет общая протяженность
ж/д в России составила 1500 верст (1 верста
– 1060 м). ( Дополнительно можно прочитать
описание современниками Царскосельской
железной дороги в учебнике «История
России. X IX век». А.А. Данилов и Л. Г. Косулина
стр.121).
5. Финансовая реформа Министр финансов
Е. Ф. Канкрин в 1839-1843 гг. провел в России
денежную реформу, согласно которой
главным платежным средством стал
серебряный рубль, на который можно было
обменять бумажные ассигнации. Это
укрепило финансовую систему страны.
Тест «Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине 20 века»
Что не относится к особенностям российской модернизации
а) охватывала отрасли экономики, работающие на оборону
б) проходила по инициативе и под контролем государства
в) Россия оставалась самодержавной монархией
Что из перечисленного относится к особенностям развития капитализма в России?
а) наличие крупного государственного сектора экономики
б) широкое привлечение иностранного капитала
в) высокая концентрация производства
г) существование общинного землевладения
. Когда был принят закон о выборах в 1 Государственную думу?
а)17 октября 1905 г.
б)11 декабрь 1905г.
в)20 февраля 1906
. Какие категории населения были лишены избирательных прав? (возможны несколько вариантов)
б)молодежь до 25 лет
. Правильно соотнесите политическую партию и её лидера
а)большевики 1) П. Н. Милюков
б)кадеты 2) В. И. Ленин
в)меньшевики 3) Л. Мартов
. Одной из целей Столыпинской аграрной реформы было?
а) разрушение крестьянских общин
б) расширение помещичьего землевладения
в) укрепление крестьянской общины
г) ликвидация помещичьего землевладения
Расставьте события в хронологическом порядке
а) первая российская революция
б) Столыпинская аграрная реформа
в) 1-я мировая война
в) Русско-Японская война
г) созыв 1-й Государственной Думы
. Каковы основные черты Столыпинской аграрной реформы? (выберите правильный ответ)
а) переселенческая политика
б) поддержка общинного землевладения
в) выделение отрубов
г) выселение на хутора
д) частичная конфискация помещичьего землевладения
. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период 1первой мировой войны?
а) Николай II
б) великий князь Николай Николаевич
в) А. А . Брусилов
. Какой регион называли в начале 20 века «пороховым погребом Европы»?
а) Польские земли, входящие в состав России
в) Австрийскую империю
Правильно соотнесите даты и события:
а) 1914г. 1)Подписание Портсмутского мир
б)1904г. 2)Созыв 1 Государственной Думы
в)1916г. 3)Вступление России в 1 мировую войну
г)1906г. 4)Брусиловский прорыв
д)1905г. 5)Начало русско-японской войны
. Соотнеси имена исторических деятелей и событий?
а) В. И. Ленин 1) министр внутренних дел
б) С. Ю. Витте 2) лидер большевиков
в) В. К. Плеве 3) командующий Юго-Западным фронтом в I мировой войне
г) Г. Гапон 4) председатель Совета министров
д) П. А. Столыпин 5) священник
е) А. Брусилов 6) министр финансов
ж) Г. Распутин 7) «великий старец»
По какому принципу образованы ряды?
1. Франция, Англия, Россия.
2. Мукден, Шахе, Чемульпо, Лаотян
3. Казаки, крестьяне, мещане
4. А. А. Брусилов, Н. Н. Романов, А. В. Самсонов
Что объединяет их имена?
а) И. И. Павлов, И. И. Мечников.
Б )А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. И. Крупин, М. Горький
в) И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Рерих, М. Врубель
г) А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский
д) К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов
Верны ли следующие суждения:
А) В губерниях центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства
Б) Россия в начале XX века была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной.
1. верно только А 2. Верно только Б
3. оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
а) модернизация разрушала сословные перегородки
б) представители российской буржуазии были образованными людьми
в) наличие крупного государственного сектора в экономике
. Что из перечисленного относится к особенностям развития капитализма в России?
а) влияние правительства на хозяйственную деятельность предприятий
б) быстрые темпы развития сельского хозяйства
в) создание крупных монополий
г) активное привлечение иностранного капитала
. Когда был принят Манифест, наделивший Государственную Думу законодательными полномочиями?
Какие категории населения были лишены избирательных прав?(возможны несколько вариантов)
а) национальные меньшинства
б) молодежь до 25 лет
а)большевики 1) А. И. Гучков
б) октябристы 2) В. И. Ленин
а) создание широкого слоя мелких собственников
б) указ о разрушении общины
г) Русско-Японская война
д) роспуск 2-й Государственной Думы
а) разрушение крестьянской общины
в )выделение отрубов
г) создание слоя мелких собственников
д)частичная конфискация помещичьего землевладения
в) А. В. Самсонов
а) северный Кавказ
а) 1914г. 1) начало первой русской революции
б)1904г. 2) Созыв 1 Государственной Думы
г)1906г. 4) Брусиловский прорыв
д)1905г. 5) Начало русско-японской войны
а) В. И. Ленин 1) министр внутренних дел
б )С. Ю. Витте 2) лидер большевиков
в) В. К. Плеве 3) командующий Тихоокеанской эскадрой
г) Г. Гапон 4) председатель Совета министров
д) П. А. Столыпин 5) священник
е) З. П. Рожественский 6) министр финансов
ж) Г. Распутин 7) «великий старец»
2. Верден, Галиция, Западный фронт
3. Казаки, крестьяне, священнослужители
. Что объединяет их имена?
а) Н. Е. Жуквский, К. Э. Циолковский
б)А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, С. Есенин, М. Горький
3) К. С. Петров-Водкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. Врубель
4)А. Скрябин, С. Рахманинов, С. И. Танеев
5)К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов
А) Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства, Россия отставала от мировых держав
Б) Активное привлечение иностранного капитала не привело к зависимсти России от иностранных государств.
2. а, б, в
4. а, б, д
5. а – 2 б- 1 в – 3
7. 1- в 2- а 3 –г 4-б 5 –в
8. а, в, г
11. а- 3 б- 5 в — 4 г- 2 д- 1
12. а – 2 б – 6 в – 1 г – 5 д – 4 е – 3 ж- 7
13. а – страны Антанты б- места сражений русско-японской войны
в- сословия в России г – командующие периода первой мировой войны
14. а – учёные б- писатели в) художники г) композиторы д) театральные режиссёры
в — сословия в России г – командующие периода первой мировой войны