- «Дерево» К. Коха
- Историческая справка
- Интерпретация «Типология рисунков»
- Тип 1 — «ель»
- Тип 2 — «синтетическое»
- Тип З — «педантичное»
- Тип 4 – «зимнее»
- Тип 5 — «пикническое»
- Тип 6 — «эстетическое»
- Тип 7 — «пальма», «экзотический тип»
- Тип 8 — «характерное дерево»
- Тип 9 — «сюжетный»
- Смешанный тип
- Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.
«Дерево» К. Коха
Графический тест
«ДЕРЕВО» К.КОХА
Историческая справка
Проективный графический тест «Дерево» встречается в практике
психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых
исследователей, применившим рисунок дерева для изучения
особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский
профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях
изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в
1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519
изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет.
В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку
дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ,
основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка.
Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась
Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось
символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об
использовании рисунка дерева в клинической практике, где
используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так
называемую нозологическую шкалу, полученную на основе
статистической обработки с помощью факторного анализа.
Цель методики: выявление
индивидуально-типологических
особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка
или карандаш.
С помощью теста «Дерево» можно осуществлять
обследование как индивидуальное, так и
групповое.
Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги
выполнить рисунок дерева. Вы можете
нарисовать любое дерево, которое сочтете
нужным. Рисунок выполняется ручкой или
карандашом».
Интерпретация «Типология рисунков»
При анализе значительного количества рисунков,
выполненных лицами различного пола и возраста
(авторами проанализированы более 2000
рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет),
удалось выделить несколько устойчивых типов
рисования дерева, а также определить ряд
конкретных деталей, использование которых в
изображении дерева свидетельствует о некоторых
индивидуальных различиях людей.
На рис.1 представлена схема дифференциации
изображений дерева.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Тип 1 — «ель»
Тип 1 — «ель»
Изображение ели весьма
разнообразно: от
схематически представленной
до детализированной, со
множеством веток и
вырисованных иголок. Для
лиц, выполняющих рисунок
ели, наиболее часто
характерна склонность к
доминированию,
организаторские способности,
активность.
Тип 2 — «синтетическое»
Тип 2 — «синтетическое»
Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие
деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое
выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к
синтетическому когнитивному стилю, для которых детали
большого значения не имеют, их более интересуют
вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц,
имеющих философское образование или обладающих
склонностью к «философствованию», т. е. наиболее
выраженному обобщению, это так называемый
«синтетический когнитивный стиль».
Тип З — «педантичное»
Тип З — «педантичное»
Этот тип рисунка противоположен
второму типу. Дерево тщательно
вырисовано, реалистично, с
множеством деталей: листики, кора,
ветки, почва у подножия дерева и т.
д. Обычно люди, которые в
изображении дерева прибегают к
большему числу деталей, отличаются
педантичностью, аккуратностью.
Наиболее часто такое рисование
дерена встречается у лиц,
работающих бухгалтерами,
экономистами, а также склонных к
бухгалтерской деятельности, для
которых каждая деталь имеет
значение. Можно обозначить это как
«аналитический когнитивный стиль».
Тип 4 – «зимнее»
Для этого типа дерева характерно изображение
голых веток, отходящих от ствола. Наиболее
часто такое дерево рисуют лица, у которых
довольно сильно выражены черты детской
непосредственности. Их умение удивляться и
видеть все как бы впервые часто создает
предпосылки для нетривиальных решений,
проявления творчества. Чаще встречается у
детей.
Тип 5 — «пикническое»
Тип 5 — «пикническое»
Для этого типа характерно подчеркивание
пышности кроны дерева. Это изображение дерева
часто присуще лицам, имеющим пикническое
сложение, но оно также встречается у лиц
интуитивного типа, о котором упоминалось
ранее.
Тип 6 — «эстетическое»
Тип 6 — «эстетическое»
Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами
изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать
настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда
имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время
своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для
художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами,
как это показано на рисунках.
Тип 7 — «пальма», «экзотический тип»
Тип 7 — «пальма», «экзотический тип»
Обычно встречается у
молодежи, у лиц, склонных к
экзотичности и
экстравагантности в одежде,
поведении, живущих мыслями о
путешествиях в дальние страны.
Они экстравагантно одеваются,
высказывают оригинальные,
экстравагантные суждения,
склонны к романтизму.
Тип 8 — «характерное дерево»
Тип 8 — «характерное дерево»
Изображение дерева данного типа
обычно крупного размера, обладает
вычурностью, оригинальностью. На
дереве могут быть изображены
экзотические цветы и плоды, необычная
крона с изломами и мощный ствол, а
также множество неожиданных
предметов, висящих на ветках:
технические устройства, детали,
игрушки. Встречается у лиц, также
обладающих оригинальностью
суждений, необычностью характера,
самобытной индивидуальностью.
Тип 9 — «сюжетный»
Тип 9 — «сюжетный»
Для данного типа характерно рисование пейзажа,
на котором изображено одно или несколько
деревьев, а также небо и на нем — солнце или луна;
с дерева под воздействием ветра опадают листья,
летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено
на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и
т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок,
склонны к придумыванию сюжетов, историй,
написанию сценариев.
Смешанный тип
Наряду с деревьями, которые можно отнести к
тому или иному типу, в рисунках встречаются
деревья, содержащие элементы различных типов
и относящиеся к смешанному типу. В этом случае
рисунок может представлять собой соединения
очертаний веток внутри схематично
изображенной кроны, либо детализированное
дерево, с ветками, листочками, окантованное
линией кроны. Любой тип дерева может быть
выполнен эстетически.
Проективный графический тест «Дерево» используется в практике психологической диагностики уже давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, использовавших рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Юккерт. В особенностях образа дерева он видел отражение жизненных проблем человека. Затем, в 1934 году, Й. Шлибе собрал коллекцию рисунков деревьев, состоящую из 4519 рисунков, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от четырех до 18 лет. Его инструкции заключались в том, чтобы изобразить поочередно «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «печальное» и «умирающее» деревья. Для рисунков этого типа уже были характерны определенные черты: «замершее» дерево обычно рисовалось самым маленьким, «мертвое» — в горизонтальном положении, «счастливое» — самым большим, с поднимающейся кроной.По мнению Й. Шлибе, на первом рисунке («только одно дерево») в наибольшей степени видны личные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются на всех рисунках.Й. Шлибе рассматривает рисунок дерева как застывший жест, отражающий не только характерное состояние моторики, которое сильно зависит от возраста рисующего (нажим, штриховка и т.д.), но и эмоциональные реакции человека, рисующего «испуганное», или «застывшее», или «счастливое» дерево. По данным Й. Шлибе, чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще так называемая чистая экспрессия выражается в заботе о форме образа.Как показывает анализ литературы по тесту «Дерево», инструкция и порядок применения этого теста могут быть изменены. Например, в исследовании П. Боера применялись различные инструкции. Было предложено четыре задания:
Методика «Дерево» (К. Кох)В 1949 году была опубликована работа К. Коха, посвященная рисованию дерева. В его тесте испытуемого просили нарисовать три дерева любого вида, кроме хвойных (три дерева нужны для распознавания устойчивости признаков). В опубликованной работе К. Коха был проведен тщательный психологический анализ, основанный на сравнении и комбинировании признаков на рисунке. Кох интерпретировал результаты теста с психоаналитической точки зрения, придавая большое значение символизации признаков картины дерева в целом и отдельных ее деталей. Например, яблоко, нарисованное на плодовом дереве, является знаком безответной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой.Для анализа данных теста «дерево» К. Коха использовалась следующая схема: Корона — область реального поведения; левая часть короны (ее размер); правая часть короны (ее размер); и ствол — область бессознательного поведения.Имеются свидетельства применения схемы Дерева в клинической практике, где выделенные К. Кохом признаки представляют собой так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки методом факторного анализа.Тест Tree валиден при использовании для диагностики умственного развития детей. Был выявлен ряд особенностей рисунка (размер и пропорции, расположение на листе бумаги и т.д.), указывающих на нарушения развития (получены статистически значимые различия между здоровыми детьми и детьми с органическими поражениями нервной системы).Как показали наблюдения, тест Баума обычно лучше работает с маленькими детьми (дошкольного, младшего школьного возраста) и хуже с подростками и взрослыми, поскольку они уже скованы социальными стереотипами (стереотипными образами).Цель использования этого теста: Выявление индивидуально-психологических особенностей человека, возможных личностных проблем; диагностика психического развития (у детей).С помощью теста «Дерево» можно провести как индивидуальное, так и групповое исследование.Материалы, необходимые для проведения опроса:
Процедура — психолог просит ребенка нарисовать дерево на листе бумаги.
Интерпретация — существуют различные уровни анализа результатов теста дерева. У исследователя всегда есть некоторая свобода выбора — какой тип интерпретации использовать в своей работе. Однако во всех случаях необходим критический подход, чтобы результаты интерпретации были проверены на надежность и валидность.Экспрессивные проективные методыЭкспрессивные проекции связаны с исследованиями определенной специфики самовыражения субъектов в различных видах деятельности, в том числе и графической. А. Ребер называет экспрессивными техниками техники, в которых субъект «свободно играет («выражает») определенную роль или фантазию во время психодрамы, игровых методов и ролевых игр». Таким образом, экспрессивные методы очень тесно связаны с катарсическими методами. Л. Франк, А. Анастази, Г. Прошанский и другие, называя графические техники «свободным самовыражением», тем не менее, отделяют их от игровых приемов.Содержание экспрессивных тестов — это специфика свободного самовыражения испытуемых, зафиксированная в графическом (рисунок) или ином (игрушка) продукте экспериментальной деятельности.Существующая критика использования экспрессивных проективных тестов в психологической практике может быть успешно парирована, с одной стороны, авторитетом А. Анастази, который утверждает, что «большая и неструктурированная категория проективных методик включает в себя множество форм относительно свободного самовыражения. Эта характеристика позволяет использовать его как терапевтический, так и диагностический метод». Во-вторых, наличие достаточного эмпирического материала, подтверждающего относительно низкую валидность отдельных графических методов, указывает на необходимость их комплексного применения, где надежность батареи тестов достигает 0,6 и более.В списке выразительных техник ключевое место занимают графические выражения, то есть проективные техники рисования. С.Л. Рубинштейн говорил, что сознательные и бессознательные аспекты целостной психики индивида отражаются в продукте деятельности человека. Метод изучения экспрессивных продуктов при использовании графического стимула в качестве отправной точки заключается в анализе графического продукта деятельности человека. Типы могут включать психографический и психографический анализ. Исходным графическим материалом или объектом психографического анализа является почерк, а психография — это рисунок. На первый взгляд, график — это четкий и структурированный стимульный материал. При ближайшем рассмотрении она знакома сдающему тест, но «не конкретна, так что по мере прохождения теста он может выразить свои прогнозы, перенеся их на рисунки».Метод анализа продукта графической деятельности — это интерпретация внешних проявлений скрытых, иногда бессознательных аспектов человеческой деятельности. Таким образом, предметом экспрессивной проекции являются личностные характеристики субъектов, их субъективный эмоциональный опыт, передаваемый графическим продуктом.Этот метод в полной мере можно отнести к категории проективных технологий, которые основаны на концептуальных подходах психоанализа. С помощью экспрессивно-проективного метода осуществляется диагностика в виде взаимосвязанного единства сфер сознания и подсознания через трехэтапный социально-психологический, психологический и психосоматический анализ.Социальное бытие присваивается индивидом и входит в его психику. Социальные аспекты, присущие «графику», были отмечены К. Маховер, когда она писала: «Мы не можем отделить себя от соматической фиксации наших желаний, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит свое подтверждение в феномене самопрезентации в рисунке».Анализ графической информации показал, что характеристики рисунков связаны с возрастными и интеллектуальными особенностями испытуемых. Рисунки отражают структуру и особенности личности, ее характерные черты, индивидуальный опыт, эмоции и мотивацию человека. Психографическая информация «во многом несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, репрезентативные характеристики, установки и т.д.», в которой «остается нечто специфически индивидуальное». Корреляция между психографическими особенностями патологии и нормы наблюдается даже на уровне их регистрируемого проявления у людей с пограничными нервными расстройствами. Люди с определенным типом акцентуации характера имеют своеобразную графику, как в почерке, так и в рисунках. История создания психографического проективного теста предпочтений и его экспериментальная валидизацияВ ходе многолетнего исследования (1984-2006 гг.) индивидуально-типологических характеристик личности с помощью теста «Конструктивный рисунок личности из геометрических фигур™ (TiGr, тест идеографический)» нами было обследовано более 5000 человек. В качестве метода содержательной валидизации, а также формализации основных параметров теста, включая графическое представление, описание подтипов и восьми основных типов личности, были использованы 16-факторный опросник Кэттелла и MMPI, Тесты Айзенка, Шмишека, Русалова, Собчик, Либина и Томаса, а также проективные процедуры, такие как тест цветового выбора Люшера, рисунок человека Гудинафа-Харриса, рисунок дерева Коха, рисунок человека дерева Бак-Хауса, тест Вартегга и тест А. Методология пиктограмм Р. Лурии. Р. Лурия, включая его интерпретацию в работах Б. Херсонски (1984, 1988) и Л. М. Беккера (1998, 2000). Кроме того, интерпретация основных параметров теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (ТиГр, идеографический тест) проверялась путем изучения свойств нервной системы (сила, подвижность, пластичность) и темперамента, когнитивных стилей (по методикам Виткина, Гарднера, Кагана) и психомоторных тестов, стандартизированных и проективных измерений типологических характеристик личности.В более чем 30 000 рисунков детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет, принадлежащих к различным социально-экономическим, этнокультурным и профессиональным группам, на основе собственного эмпирического исследования были выявлены устойчивые параметры в структуре конструктивных рисунков и в соотношении типа рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических фигур, образующих подтипы. Наши данные показали, что психографические параметры изображений связаны с чертами личности разного уровня, от психофизиологического до характерологического. Основные таблицы и схемы интерпретации, представленные в краткой инструкции, более подробно описаны в полной инструкции «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур™ (ТИГР, Идеографический тест)» (см. В.В. Либин, Е.В. Либина, А.В. Либин, ЭКСМО, 2006).Типология, основанная на предпочтении семантики основных геометрических форм, позволяет сформировать своеобразную систему индивидуально-типологических различий, названную нами Периодической системой элементов индивидуальности. Основным параметром классификации является предпочтение семантики геометрических форм, проявляющихся в формировании единого соотношения количества или узора элементов в конструктивном рисунке человека. Поэтому для определения типов использовался принцип увеличения базового признака (см. схему 2).Для типов I, IV и VIII этой характеристикой является подавляющее преобладание (8, 7, 6) элементов одного типа в узоре по сравнению с двумя другими. Для типов II, V, VII характерным признаком является преобладание доминирующей геометрической формы в количестве, равном 5, в то время как сумма двух других форм также равна пяти. Тип III образован комбинациями предпочтительных форм на основе числового соотношения, равного (n — 1), т.е. количество одной из форм меньше на единицу по сравнению с двумя другими (например, четыре треугольника, три круга, три квадрата). Тип VI характеризуется численным соотношением элементов, где количество геометрических фигур двух типов превышает в два раза количество геометрических фигур третьего типа (например, четыре треугольника, четыре круга, два квадрата).Проективный графический тест «Дерево»С первой половины 19 века проективный графический тест «Дерево» встречается в практике психологической диагностики. Одним из первых исследователей, применивших рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский специалист Э. Юккерт, который увидел в особенностях образа дерева отражение жизненных проблем человека. Затем, в 1934 году, Дж. Шлибе собрал коллекцию рисунков деревьев, состоящую из 4519 рисунков, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет.Сегодня этот тест широко используется в клинической практике, а также при оценке персонала. Согласно инструкции, необходимо последовательно представить различные деревья («простое дерево», «замороженное», «испуганное», «счастливое» и т.д.). Однако сегодня чаще используется сокращенная версия теста, когда испытуемого просят изобразить «простое дерево» (которое, по мнению Й. Шлибе, является деревом, лучше всего выражающим личностные качества человека).Позже, в 1948 году, G. Бак разработал комплексный тест «Дом-дерево-человек». Важным элементом в нем является субтест «Дерево». В 1949 году К. Кох опубликовал работу, посвященную рисованию дерева. Он содержит тщательный психологический анализ, основанный на сравнении и сочетании признаков рисунка. Таким образом, те, кто изображает ель, обычно доминантные, активные и хорошие организаторы. Тщательно прорисованное дерево с множеством деталей — признак педантичной, аккуратной работы рисовальщика.Вариант теста Р. Стори, который также изучал и совершенствовал этот тест в 1970-х и 1980-х годах, просит пользователей нарисовать на втором листе бумаги дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). Таким образом, предполагается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает характеристики компромисса между желаемым и действительным, так что можно выяснить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем.На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».Читайте дополнительные лекции:
Проективный подход к интерпретации рисунка: идиографический анализ
Хотя в качестве психодиагностических средств были использованы почти все виды искусств, особое внимание было уделено рисованию человеческой фигуры как одному из самых устойчивых и легко актуализируемых архетипов. Хотелось бы отметить, что среди исследователей нет однозначной оценки предпочтения детьми человеческой фигуры в процессе создания свободного рисунка по сравнению с другими возможными темами, такими как животное, природа или неодушевленные предметы. В то же время большинство исследователей согласны в том, что свободный рисунок является графической проекцией образа Я ребенка в окружающем мире.
Каковы же механизмы проективного отражения личностных особенностей в графических образах?
Можно выделить три основные гипотезы о проективном отражении личностных, индивидуально-психологических характеристик в графических образах (Mahover, 1949; Маховер, 2001; Buck, 1992; Хоментаускас, 1987).
Гипотеза первая. В процессе общения различные части тела человека приобретают общий коммуникативный смысл, что выражается в невербальном сопровождении различных эмоциональных состояний мышечным напряжением. Большое влияние на нашу оценку людей также оказывает их физическая конституция. Отдельные части тела считаются носителями определенных функций. Таким образом, изображая человека, рисующий сознательно или внесознательно использует упомянутые выше выразительные средства для передачи внутреннего психологического состояния, собственного образа-Я.
Гипотеза вторая. В онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития, отдельные части тела могут приобретать для данного человека специальное значение. Те или иные части тела могут становиться выражением эмоций или значимой сферы Я, так сказать, «осью адаптации». Очень часто этот феномен наблюдается у людей с физическими дефектами и невротическими состояниями. Графические образы, релевантные значимым переживаниям, в процессе рисования подвергаются влиянию прошлых эмоциональных состояний. Речь идет не только о влиянии личностно значимого содержания на протекание различных психических процессов, но также о нейрофизиологическом обеспечении процесса рисования. Явный или скрытый физический дефект человека имеет свое «представительство» и в высших «инстанциях» – коре или подкорке головного мозга. В мозговой зоне, адекватной проекции физического дефекта, происходит изменение в кровообращении, а также нарушаются иные обменные процессы. В свою очередь, мозговые нарушения проективно отражаются в графике. Возможно поэтому, изображая какую-либо часть тела или предмет, вызывающий схожую по семантике ассоциацию, человек невольно искажает ту область графического изображения, которая соответствует «поврежденной зоне» в функциональной системе головного мозга, обеспечивающей процесс рисования. Разумеется, значимым является также учет такого психологического параметра, как отношение личности к своему дефекту. Однако эта область сама по себе требует более тщательного изучения.
Гипотеза третья. Психическое содержание может выражаться в рисунках при помощи символов. Символическое обоснование интерпретации строится на принципах психоанализа, психосемантики и семиотики.
В психографическом тесте «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) также учитываются следующие закономерности графического проявления психических черт и состояний:
а) зафиксированные во внесознательной сфере психики представления человека о своих индивидуально-типологических особенностях;
б) параметры символического отношения к себе, другим людям и обществу в целом;
в) соотношение в субъективном семантическом пространстве архетипичных представлений о явлениях внешнего мира.
Одной из основных задач создающейся на основе ТиГр системы психодиагностики является разработка комплексного, систематического подхода, учитывающего широкий спектр возможностей психографических методов.
Чтобы полнее представить контекст, в котором разрабатывается проективная часть интерпретации теста ТиГр, в следующем разделе дается обзор наиболее известных проективных рисуночных методов.
Проективные рисуночные тесты в работе практического и клинического психолога
Подъем интереса к рисуночным тестам особенно возрос после выхода монографий Mahover (1949) и Buck (1948). Среди психологов-практиков проективные рисуночные методики приобрели большую популярность в 1950-1960-е годы XX века. Авторы обзорных работ в этой области исследований отмечают, что тест рисунка человека, например в клиниках и больницах США, по частоте применения уступал лишь тесту чернильных пятен Роршаха.
Тест «Нарисуй человека»
В тесте «Нарисуй человека» (Draw-A-Person, Mac hover, 1949) обследуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека (Прим. авт. В отличие от теста Гудинаф, где по инструкции требуется изобразить «фигуру человека»). Маховер отмечает, что для сохранения личностной направленности теста инструкцию необходимо адаптировать с учетом возраста обследуемого. Для детей среднего возраста в инструкции может быть сделано уточнение: «Нарисуй кого-нибудь». Дети младшего возраста могут изобразить мальчика или девочку (Mahover, 1951). После выполнения первого задания обследуемого просят нарисовать человека противоположного пола по отношению к уже изображенной фигуре. Наблюдая за процессом рисования, экспериментатор отмечает сопровождающие рисунок реплики и последовательность, в которой изображаются различные части тела.
За рисованием следует анализ изображения, в ходе которого тестируемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «словно это персонаж пьесы или романа». Во время словесного анализа рисунка задается серия вопросов о возрасте, образовании, профессии, семье и о других фактах из жизни изображенных персонажей.
Определение показателей теста «Нарисуй человека» в основном носит качественный характер и включает описание личности на основе анализа особенностей изображения. Среди факторов, которые достаточно легко поддаются формализации, можно назвать абсолютный и относительный размер фигуры, ее расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигуры, заданный фронтальный или профильный угол восприятия изображения, положение рук, изображение одежды, наличие фона и опорных точек. В последнем случае оценивается, «висит ли фигура в воздухе» или стоит на земле. Специальное внимание обращается на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, качество и распределение деталей, направления движений и другие особенности стиля рисующего. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждому из основных частей тела – голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, торсу, бедрам и конечностям. Ряд исследований указывает, что общие субъективные оценки рисунков в ряде случаев являются даже более надежными и валидными, чем оценки данного проективного рисунка по конкретным деталям.
Тест «Дом-Дерево-Человек»
Следующим по популярности проективным личностным методом является предложенный Баком (Buck, 1948/1992) рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», который первоначально создавался в качестве дополнения к традиционным тестам измерения интеллекта. В то же время тест «Дом-Дерево-Человек» становится одним из наиболее известных проективных тестов, измеряющих не только интеллектуальную, но и личностную зрелость, а также особенности межличностного взаимодействия.
Согласно двухуровневой инструкции теста, обследуемого сначала просят в свободной манере нарисовать дом, дерево и человека. Свободная форма инструкции дается с целью обеспечения творческого самовыражения человека. Следующая вербальная инструкция является более структурированной. Обследуемого просят назвать, описать и дать объяснение нарисованным образам дома, дерева и человека, а также окружающей их среде.
Предпочтение образу дома, дерева и человека было отдано не случайно. Согласно Баку, выбор именно этих трех объектов для рисуночного теста был продиктован следующими причинами:
(1) все три объекта знакомы даже детям младшего возраста;
(2) было установлено, что люди всех возрастов, включая детей, более охотно рисуют эти объекты по сравнению с другими;
(3) дом, дерево и человек легче всего поддаются вербальному описанию (Buck, 1992).
Тест «Рисунок Дерева» (Тест «Дерево»)
Рисуночная тестовая батарея «Дом-Дерево-Человек» интегрировала в рамках единой концепции три самостоятельно развивающихся теста. Выше были коротко рассмотрены варианты теста «Нарисуй человека» Тудинаф и Маховер. Хотя нам не удалось встретить специального исследования, полностью посвященного непосредственно анализу рисунка дома, существуют довольно подробные интерпретации рисунка дома, который символизирует собой отношение личности к процессам воспитания и социальной поддержки (DiLeo, 1983; Malchiodi, 1997).
Тест «Рисунок Дерева» имеет интересную историю создания. Автор теста, немецкий психолог Чарльз Кох, не указывает на связь этого теста с батареей Бака, но отмечает, что идею теста он получил от швейцарского психолога-консультанта Эмиля Жюкера в начале двадцатого столетия (Koch, 1952/2003). Как сообщает сам Жюкер, он стал систематически использовать рисунок дерева в своей профориентационной консультации с 1928 года с целью получения скрытой характеристики личности. Кох продолжил начатую Жюкером традицию и опубликовал в 1952 году руководство по использованию теста «Рисунок Дерева», в котором интегрируются принципы графологии и психотехники.
Рис. 264. Рисунок дерева 30-летнего Валерия, выполненный по инструкции теста «Дерево» Коха.
Рис. 265. Рисунок дерева 30-летнего Валерия и схема интерпретации рисунка дерева, основанная на принципе симметрии Коха-Пулвер.
В своей работе Кох подчеркивает связь основного интерпретационного положения рисуночного теста дерева, основанного на принципе симметрии, с чернильными пятнами Германа Роршаха (Rorshach, 1921).
1 – Вехняя часть: выражение – впечатление; раскрытие изображения; развитие рисунка (снизу кверху, от левого поля к правому, вперед, назад).
2 – Линия перехода от кроны к стволу: реальное поведение.
3 – Нижняя часть: Я (это), приобретенное наследие, сущность, примитивный уровень, инстинкты, эмоции, жизненный потенциал, потенциальные влечения.
4 – Почва: среда, окружение, зачастую линия отделения корней.
5 – Корни: подчеркивание всего, что расположено в нижней части. Почва под ногами, различные отягощения и подавления, иногда усиление примитивного начала.
Симметрическое расположение пятен по обеим сторонам центральной оси Роршах считал необходимым стимулом для адекватного отражения психики в пространстве рисунка.
Рис. 266. Рисунок дерева 30-летнего Валерия и схема интерпретации графического поля по Пулверу.
Так, устремленный к левой стороне пространства листа рисунок символизирует стремление индивида к отстранению от окружающей среды и концентрации на собственных интересах. Направление рисунка к верхней части листа интерпретируется как выражение тенденции к рационализации. Сдвиг рисунка по диагонали символизирует преобладание в поведении инстинктивного поведения и биологически поддерживаемой мотивации.
Из области графологии наибольшее влияние на интерпретацию теста дерева, как и на многие другие проективные тесты, оказала исследовательская схема немецкого графолога Пулвера (Pulver, 1931). Пулвер соединил принципы графологии с символизмом психоанализа, связав расположение рисунка на листе бумаги с символикой движения. Согласно Пулверу, размещение рисунка в свободном пространстве листа имеет особое психологическое значение.
В оценке изображения дерева также учитывается ряд формальных параметров, характерных для анализа многих рисуночных тестов. Речь идет как об общей схеме рисунка, его размере и пропорциях, так и о сенсомоторной координации обследуемого во время процесса рисования. Автор теста отмечает, что соотношение левой и правой стороны кроны дерева часто является постоянным, а именно 1: 1,13. Асимметрия в соотношении левой и правой стороны кроны дерева соотносится с латеральностью головного мозга.
Важно отметить, что размещение дерева на листе бумаги в течение онтогенеза также изменяется. Дети дошкольного возраста чаще рисуют дерево в центре. Среди детей отклонение от середины листа к краю встречается довольно редко. Отклонение изображения дерева от середины листа наиболее характерно для детей с органическими нарушениями центральной нервной системы, а также с функциональными нарушениями поведения.
Тест «Незаконченные рисунки»
Интересный вариант формализации проективной графической методики предложен Вартеггом (Wartegg, 1939; Вартегг, 2002). Его знаковый, или рефлексографический, тест интегрирует принципы графологии, рефлексологии и характерологии. Рефлексографический тест Вартегга заключается в графическом продолжении планомерно варьированных визуальных стимулов.
В качестве стимульного материала обследуемому предлагается лист бумаги с белыми на черном фоне плоскостями для завершения рисунка. Всего в тесте «Незаконченные рисунки» восемь таких квадратов-плоскостей. Каждый квадрат содержит определенные знаки-стимулы. На первом квадрате изображена точка, на втором – короткая волнистая линия, на третьем – три прямые линии разной длины, на четвертом – заштрихованный квадрат, на пятом – две перпендикулярные линии, на шестом – две линии под прямым углом, на седьмом – пунктирная полуокружность, на восьмом – полуокружность из сплошной линии.
Обследуемому необходимо завершить каждый из квадратов своим рисунком. Уже внесенные в квадраты знаки предлагается рассматривать в качестве отправной точки или неотъемлемого элемента рисунка. Последовательность заполнения квадратов и необходимое для этого время не регламентируется.
Рис. 267. Восемь квадратов-плоскостей теста Вартегга (Wartegg, 1939).
Интерпретация в тесте Вартегга осуществляется по следующим признакам:
(1) диффузная чернота (распределение штриховки и зачернений) рисунков;
(2) асимметричная и скученная персеверация (устойчивая повторяемость) знака, являющаяся отражением преобладания в коре головного мозга процессов возбуждения;
(3) персеверативные, или повторяющиеся, штрихи на краю поля рисунка;
(4) симметричное повторение знаков или штрихов, отражающее доминирование коркового торможения в головном мозге.
Рис. 268. Андрей, 36 лет, рисунки по инструкции теста Вартегга.
По результатам теста строится присущий каждому обследованному рефлексографический профиль, также сопровождающийся содержательной психоаналитической интерпретацией.
Исследователи графических тестов проводят некую параллель между методами Вартегга и Роршаха, отмечая, что оба теста построены на переработке семантики заданных стимулов.
Рисунок в исследовательской и консультативной практике
Индивидуальные особенности самого автора изображения оказываются в центре внимания многих авторов рисуночных методов. Так, Роте (Rote, 1939) различает «рисовальщиков» двух типов:
1) конструкторов (экспрессионистов) – рисующих аналитически, формирующих фигуру из частей, рисующих скорее то, что они знают, а не то, что видят;
2) наблюдателей (импрессионистов) – воспринимающих очертания и точные пропорции фигур и изображающих их контурной линией, синтезирующих.
В тесте ТиГр на основе дифференциально-психологического анализа способов конструирования графических изображений выделяется семь типов «рисовальщиков», или авторов рисунка:
1) инициативные – те, кто начинает рисовать сразу после получения инструкции по выполнению теста;
2) инертные – начинающие рисовать только после тщательного обдумывания полученной инструкции, несмотря на установку рисовать сразу же после получения инструкции;
3) сопротивляющиеся – те, кто придерживается защитной тактики рисования, все время подчеркивая, что не умеют рисовать, или оправдываясь, что умели хорошо рисовать в детстве, но теперь разучились и т. д. Тем не менее они точно следуют инструкции;
4) сомневающиеся – почти сразу же начинают рисовать после получения инструкции, но тщательно проговаривают все детали конструктивного рисунка, сопровождая рисование целым рассказом;
5) самоироничные – сразу же после получения инструкции приступают к рисунку, но делают это с юмором, подшучивая над своей способностью к рисованию или над своим изображением;
6) конформные – не приступят к рисунку, пока не зададут серию вопросов о том, как можно и как нельзя рисовать человека;
7) отвергающие – составляют небольшую группу людей, которые, внимательно выслушав инструкцию, под любым предлогом наотрез отказываются рисовать, мотивируя отказ неумением или плохим воображением, отсутствием времени или занятостью более важными делами, несерьезностью задания и т. д. Даже когда обследуемых удается вдохновить на рисование, они все равно оставляют незавершенным наполовину сделанный рисунок. Как правило, именно этим людям свойственны наибольшие затруднения в самовыражении и межличностной адаптации.
Преимущества использования графических методов в работе практических и клинических психологов обоснованы самой спецификой психографических методов. Прежде всего, процесс рисования оказывает уникальное растормаживающее действие на человека. Любое психологическое исследование эффективнее всего начинать именно с использования психографического метода. Рисование уменьшает возникающее при психологическом обследовании напряжение и способствует быстрому установлению эмоционального контакта.
Маховер совершенно справедливо считает рисунки «психомоторным посредником» между автором рисунка и его внутренним миром, между психологом и рисующим (Mahover, 1949).
Обладая магическим свойством снимать барьеры между консультантом и клиентом, рисуночные методы несут в себе элемент игры. Предложение психолога «порисовать» зачастую расценивается обследуемыми как приглашение к забавному занятию. В процессе игры можно сбросить с себя, хотя бы на время, всякие условности и почувствовать себя свободно и раскованно. Игровой метод по праву считается одним из основных способов, обеспечивающих объективность получаемых сведений о сложном внутреннем психологическом мире обследуемого.
Тест «История в картинках»
Тест «История в картинках» разрабатывается как часть психографической системы диагностики. По инструкции предлагается нарисовать несколько связанных одной темой или сюжетом свободных рисунков. Рассказ в рисунках может описывать любое реальное или нереальное переживание или событие. Дети особенно охотно используют графический язык, чтобы выразить свои чувства наиболее доступным способом, а также рассказать окружающим о своем видении мира или текущих событий. Довольно часто они делают это самостоятельно, спонтанно.
Так, 5-летняя Абби Фокс сочинила интересную историю в картинках об удивительном улыбающемся листике, найденном в лесу. История в картинках рассказывает о том, как листочек посадили рядом с домом и как из него выросло целое дерево, все листья на котором приветливо улыбались (см. рис. 269).
Первый фрагмент рисунка Абби Фокс.
Второй фрагмент рисунка Абби Фокс.
Третий фрагмент рисунка Абби Фокс.
Четвертый фрагмент рисунка Абби Фокс.
Пятый фрагмент рисунка Абби Фокс.
Шестой фрагмент рисунка Абби Фокс.
Седьмой фрагмент рисунка Абби Фокс.
Рис. 269. Тест «История в картинках», «Улыбающийся листок», Абби Фокс, 5 лет (Abby Fox, 5 у.о., Virginia, USA).
Удобство в применении рисунков связано с использованием достаточно простых технических и тактических приемов, например использование одного размера бумаги и карандашей определенного цвета и мягкости. Тем не менее явные достоинства психографических методик и простота выполнения заданий не заменят критического осмысления принципов интерпретации полученных результатов. Применение в клинической практике психографических методов требует от консультанта серьезного отношения и высокого профессионального опыта.
Глава 16. Психографический анализ психических процессов и личности
Предлагаемый в тесте «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) психографический подход к исследованию личности также использует принцип психотехники, определяемый как искусство ориентации в психологических явлениях и управлении ими. В этой связи особый интерес представляет механизм обратного воздействия на психику человека образов, в данном случае «овеществленных» в виде графических изображений, извлеченных из глубин структур субъективного опыта.
Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.
В продолжение
прошлой статьи
надо сказать, что
, разработавший рисуночную методику “Дом-дерево-человек”, выделил в нем и субтест
. В инструкции к этому субтесту предлагалось нарисовать любое дерево.
После этого испытуемому нужно было ответить на вопросы по рисунку дерева, “возвращающие» его в реальность. Например, о виде дерева, его возрасте, пространственном расположении по отношению в автору рисунка (выше, ниже его или на одном с ним уровне).
Далее задавались вопросы для оживления ассоциаций (например, на кого дерево похоже: на мужчину или на женщину, и почему) и на предмет выявления пережитых потрясений (например, живое ли дерево, есть ли у него мертвая часть и почему).
После этого испытуемому предлагалось выполнить рисунок дерева, используя 8 цветных карандашей, а затем снова ответить на вопросы.
К
рисунку дерева
исследователи будут еще не раз возвращаться. А пока и другие
рисуночные тесты
продолжают свое развитие.
Женщина 54-х лет первым изобразила мужчину.
Как вы помните,
рисуночный тест
разработала
, и это был тест для оценки интеллектуального развития ребенка. Но американский психолог
(Karen Machover) посчитала, что этот рисуночный тест «способен на большее», чем просто измерять уровень интеллекта. Основываясь на своём богатом клиническом опыте по анализу рисунков детей, К. Маховер стала использовать этот рисуночный тест для оценки личностных особенностей. В ее обработке
тест «Нарисуй человека»
стал называться
(сокращенно – DAP). Тогда как у Ф. Гудинаф он имел название «Draw A Man Test». В переводе с английского языка Man – мужчина, человек, Person – человек. В отличие от теста Ф. Гудинаф, рисуночный тест Маховер не имеет возрастных ограничений.
К. Маховер выделила ряд признаков интерпретации рисунка человеческой фигуры, касающиеся не уровня развития интеллекта, а
личностных особенностей человека
, и обобщила их в своем труде «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры: метод исследования личности». Книга была опубликована в
году, а на русском языке она была издана только в 1996 году и называлась «Проективный рисунок человека». В ней тест «Нарисуй человека» предстал уже не как интеллектуальный, а как
проективный рисуночный тест
. Большинству практических психологов именно в этой модификации он и знаком.
Второй рисунок — женщина.
Процедура рисуночного тестирования
по К. Маховер заключается в следующем. Обследуемому предлагают карандашом нарисовать человека. По завершении рисунка дают новое задание – нарисовать человека противоположного пола. Когда все рисунки выполнены, испытуемого просят рассказать историю по рисункам в свободной форме или ответить на вопросы из специального перечня, составленного К. Маховер, относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, семейном положении, целях, взглядах на семью и жизнь, привычках.
При обработке рисунка человека особое внимание уделяется анализу разнообразных деталей. В первую очередь – особенностям изображения основных частей тела (головы, конечностей, туловища), которые имеют психоаналитическую символику. При интерпретации этого
рисуночного теста
К. Маховер исходит из идеи о том, что рисунок – это выражение обследуемым своего “Я”.
И снова рисунок дерева.
Исследователи продолжают изучать и анализировать уже существующие
рисуночные тесты
.
В том же
году опубликовал результаты своей исследовательской работы
. Он сопоставлял и комбинировал различные признаки
рисунка дерева
, а затем подвергал их тщательному анализу. В результате возник рисуночный тест «Дерево».
Рисуночный тест «Дерево»
по К. Коху предполагал проведение теста для работы с детьми и включал в себя три этапа в процедуре тестирования:
Интерпретацию результатов
проводил с позиции психоанализа. Большое значение он придавал символизации признаков изображения дерева. Учитывалась манера исполнения рисунка дерева, пропорции и рассказ о переживаниях по отношению к рисунку.
Вообще,
рисунку дерева
уделяли внимание многие исследователи еще до К. Коха. Об
, считавшем, что рисунок дерева может многое рассказать о внутреннем мире человека, и
, я упоминала. Кроме них, рисунок дерева как психометрический инструмент использовал
.
После Ж. Шлибе проводил свои исследования в изобразительной деятельности и
. Он давал задание нарисовать
в такой последовательности:
♥ Сначала нарисовать дерево.
♥ Второй рисунок – повторить первое задание.
♥ Затем нарисовать лес.
Карельский лес — родина моей мамы 🙂
♥ Четвертый рисунок – представить себя деревом и нарисовать, как оно выглядит, т.е. идентифицировать себя с каким-либо деревом.
считал, что в первом
рисунке дерева
отражается позиция испытуемого по отношению к экспериментатору, во втором – по отношению к себе, в третьем – просматривается связь с другими людьми, в четвертом – отражается личностная идентификация (кем человек себя чувствует в этом мире).
Автором еще одной интерпретации
рисуночного теста “Дерево”
является французский ученый
, который также проводил исследования рисунков дерева.
Он считал, что для изображения дерева нужно, прежде всего, вспомнить его схему. Исходя из этого, Р. Стор
классифицировал рисунки деревьев
по следующим
:
Таким образом,
рисуночный тест
“Дерево” приобрел довольно широкое распространение.
Но
второй этап развития
рисуночных тестов
на этом еще
завершился.