как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 Тест по истории

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории Тест по истории

2022 год проходит под знаком 350-летия со дня рождения Петра I. Среди новаций монарха-реформатора, о которых продолжает рассказывать «Родина», одной из ключевых для становления Российского государства стала знаменитая Табель о рангах.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Александр Васильевич Суворов (1730-1800).

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Менеджер Анастасия Ветрицина — подберет специалиста, который займется выполнением вашего задания.Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Хочу поблагодарить за курс «История России» проект «Скороходы». Курс купила для дочки 10 лет, но в итоге смотрела вместе с ней.

Невероятно интересно подана информация, причем видно глубокое погружение в темы, очевидно создатели курса разбираются в том, что делают. Многих фактов в обычных статьях интернета нет. Потрясающая подача! Вообще детскую лекцию читать час это, конечно, подвиг. Отличительной особенностью курса является его интерактивность: дети постоянно отвечают на вопросы, а ведущий оперативно читает ответы с указанием имен. Моей дочери это вначале очень понравилось, однако час сидеть за компьютером она не может, поэтому на последние уроки мы отвечали вслух с дивана)) Вопросы составлены очень интересно, детей справшивают не какие-нибудь даты, а просят думать, выстраивать гипотезы, составлять логические связки. Это прекрасно.

Помимо замечательного рассказа лекции сопровождаются стильными рисунками, что сразу заметно, а также редкими историческими иллюстрациями и современными фотографиями. Этот баланс между историей и современностью выдержан на ура. Еще очень понравились увлекательные «лирические отступления». Это наглядный пример для детей, что История России — это не занудный материал из старых учебников. Что увлечение историей можно воплотить в современном невиртуальном увлечении — реконструкции.В общем, благодарю за курс! Всей команде, работавшей над курсом, огромная благодарность!

Тест по истории Внутренняя политика Николая I 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.Вариант 1А1. Что было основной чертой правления Николая I1) ослабление централизации управления страной
2) введение свободы слова и печати
3) опора власти на представителей третьего сословия
4) расширение функций Собственной его императорского величества канцелярииА2. Справиться с революционным влиянием Запада правительство Николая I намеревалось с помощью1) нового законодательства
2) закрытия всех университетов
3) нового цензурного устава
4) преобразования абсолютизма в конституционную монархиюA3. Указ о неделимости дворянских имений при наследовании свидетельствовал о стремлении Николая I1) уничтожить крепостное право
2) отменить сословное деление общества
3) ослабить остроту крестьянского вопроса
4) укрепить позиции дворянстваА4. Полное собрание законов Российской империи было издано в1) 1826 г.
2) 1830 г.
3) 1841 г.
4) 1848 г.А5. III Отделением Собственной канцелярии царя называли1) цензурный комитет
2) орган, осуществляющий контроль и надзор за умонастроениями
3) ведомство, разрабатывающее проекты указов и законов
4) ведомство, контролирующее деятельность высших государственных учрежденийА6. Николай I заявлял: «Россией правят столоначальники». Это свидетельствовало о том, что в период его правления1) усилилось влияние чиновников
2) улучшилось питание широких слоев населения
3) возросла роль прогрессивных государственных деятелей
4) возросли доходы государственной казны
В1. Укажите фамилию государственного деятеля XIX в., министра, осуществившего реформу управления государственными крестьянами.Вариант 2А1. Что было основной чертой правления Николая I?1) усиление контроля за духовной жизнью общества
2) постепенная ликвидация сословных пережитков
3) сокращение чиновничьего аппарата
4) усиление крепостничестваА2. Меры Николая I в области просвещения и печати привели к1) увеличению числа газет и журналов в России
2) усилению влияния идей западноевропейских мыслителей
3) ограничению возможности получить образование крепостным крестьянам
4) окончательному уничтожению освободительных идей в РоссииA3. Реформирование государственной деревни свидетельствовало о стремлении Николая I1) распространить крепостничество на государственные земли
2) ослабить позиции дворянства
3) ослабить остроту крестьянского вопроса
4) отменить крепостное правоА4. Проведение реформы управления государственными крестьянами началось в1) 1825 г.
2) 1830 г.
3) 1837 г.
4) 1847 г.А5. Как называлось в годы правления Николая I собрание всех действующих законов России?1) Конституционный проект
2) Свод законов Российской империи
3) Соборное уложение
4) Кодекс законов о крестьянахА6. Этот документ второй четверти XIX в. был столь строг, что, «пользуясь им, и Отче наш можно перетолковать якобинским наречием». Что заслужило такую оценку современников?1) указ об обязанных крестьянах
2) «чугунный» устав
3) закон о престолонаследии
4) Устав об управлении инородцевВ1. Укажите фамилию государственного деятеля XIX в., генерала, возглавившего III Отделение царской канцелярии при Николае I.
Ответы на тест по истории Внутренняя политика Николая I 8 класс

А1-4
А2-3
А3-4
А4-2
А5-2
А6-1
В1. П.Д. Киселев

А1-1
А2-3
А3-3
А4-3
А5-2
А6-2
В1. А.Х. Бенкендорф

Тест по истории Национальная политика Николая I 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.Вариант 1А1. Каков был главный лозунг Польского восстания?1) обретение Польшей автономии
2) отмена крепостного права
3) отделение Польши от России
4) немедленный роспуск III ОтделенияА2. Какое событие произошло ранее других?1) Польское восстание
2) принятие конституции Польши
3) воцарение Николая I
4) восстание декабристовA3. Во главе русских войск, направленных на подавление Польского восстания, стоял1) И. Дибич
2) Николай I
3) А. Чарторыйский
4) наместник Константин ПавловичА4. Какая религиозная конфессия в России в первой половине XIX в. была самой многочисленной?1) ислам
2) католицизм
3) православие
4) иудаизмА5. Нарастание недовольства среди еврейского населения в середине XIX в. было вызвано1) проведением насильственной христианизации
2) отменой черты оседлости
3) запрещением заниматься ремеслом и торговлей
4) ликвидацией Еврейской автономииА6. В области национальной политики Николай I взял курс на1) усиление политики русификации
2) предоставление автономии национальным окраинам
3) поддержку национально-освободительных движений
4) введение запрета на использование финского и украинского языковВ1. В каком году был оглашен манифест, отрывок из которого приведен?
Желая с тем вместе, чтобы подданные Наши Царства Польского продолжали пользоваться всеми выгодами, кои нужны для счастья каждого из них и для общего благоденствия края, чтобы уважение к личной безопасности и собственности, свобода совести и все местные гражданские права и преимущества были ненарушимо охраняемы, чтобы Царство Польское, имея особое соответствующее потребностям его управление, не преставало быть нераздельной частью Империи Нашей, и чтоб отныне жители оного составляли с Россиянами единый народ согласных братий, Мы на сих основаниях начертали и постановили, в особой, в сей же день изданной Грамоте, новый порядок Управления и Образования Нашего Царства Польского.Вариант 2А1. Что было причиной Польского восстания?1) расправа над декабристами
2) введение для поляков черты оседлости
3) снятие с должности царского наместника Константина Павловича
4) проведение царским правительством политики русификацииА2. Какое событие произошло позднее других?1) Польское восстание
2) принятие «Органического статута»
3) воцарение Николая I
4) восстание декабристовA3. Руководителем Польского восстания был1) И.Дибич
2) Н. Огарев
3) Т. Шевченко
4) А. ЧарторыйскийА4. Кто пользовался максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка и обычаев в середине XIX в.?1) финны
2) евреи
3) поляки
4) украинцыА5. Старообрядчество во время правления Николая I1) подверглось гонениям
2) было признано официальной религией наряду
3) было упразднено
4) стало самой многочисленной конфессиейА6. В области национальной политики Николай I взял курс на1) переселение коренных народов Сибири в Центральную Россию
2) предоставление украинскому и белорусскому языкам статуса государственного
3) предоставление Польше и Финляндии независимости
4) насильственную христианизацию еврейского населенияВ1. Назовите полностью имя святого старца, о котором идет речь в отрывке из книги.Вскоре, однако, он стал вступать в душеполезные и наставительные беседы с приходившими к нему за советами и наставлениями членами братии. Все более и более увеличивалось число иноков и мирян, жаждавших его благословения и поучений. Слишком уж явным и ярким светом сияла его святость, чтоб она могла укрыться от взоров даже непосвященных и грешных людей. Наконец, 25 нояб. 1825 ему вновь явилась Божия Матерь и прямо повелела ему выйти из затвора, чтобы нести утешение и помощь ближним; следуя этому повелению, Серафим совершенно прекратил затвор, продолжавшийся 15 лет, и широко открыл двери тысячам и тысячам страждущих людей, приняв на себя новый крест — быть их духовным отцом и руководителем.Ответы на тест по истории Национальная политика Николая I 8 класс

А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
А6-1
В1. 1832 г.

А1-4
А2-2
А3-4
А4-1
А5-1
А6-4
В1. Саровский

1. Сперанский в 1826 г. начал работу над:
а) кодификацией законов +
б) составлением проекта Конституции
в) проведением крестьянской реформы2. Министр финансов, проводивший денежную реформу в 1839-1843 гг.:
а) Киселев
б) Канкрин +
в) Уваров3. Граф Уваров считал, что:
а) России необходима дворянская революция
б) Россию необходимо изолировать от влияния европейских стран
в) опорой России являются православие, самодержавие +4. Граф Уваров считал, что:
а) опорой России является крестьянская община +
б) Россию необходимо изолировать от влияния европейских стран
в) Россия должна следовать по пути развития европейских стран5. Кто является создателем «теории официальной народности»:
а) Погодин
б) Сперанский
в) Уваров +6. Кто возглавил с 1826 г. высший орган полиции:
а) Булгарин
б) Бенкендорф +
в) Балашов7. Что являлось органом высшей политической полиции при Николае I:
а) II отделение императорской канцелярии
б) I отделение императорской канцелярии
в) III отделение императорской канцелярии +8. Работа крепостного крестьянина на земле помещика в 1-й половине XIX в.называлась:
а) барщиной +
б) оброком
в) отработками9. Реформа управления государственными крестьянами была проведена Киселевым в:
а) 1801-1825 гг.
б) 1881-1884 гг.
в) 1837-1841 гг. +10. Николай I вступил на престол во время:
а) заграничного похода русской армии
б) восстания декабристов +
в) создания тайных обществ11. Николай I по отношению к царю Александру I был:
а) братом +
б) внуком
в) сыном12. Одна из черт социально-экономического развития России в первой половине XIX в.:
а) увеличение товарности помещичьих хозяйств
б) массовый перевод крестьян на оброк +
в) расширение посевных площадей13. Железнодорожное строительство началось в России:
а) в 30-е гг. XIX в. +
б) в 20-е гг. XIX в.
в) в 40-е гг. XIX в.14. Одна из особенностей промышленного переворота в России в 30-40-е гг. ХIХ в.:
а) высокие темпы развития тяжёлой промышленности
б) привлечение иностранных рабочих для работы на фабриках и заводах
в) переход к промышленному производству в условиях отсутствия широкого рынка наёмного труда +15. Введение крестьянского самоуправления, открытие школ и больниц проводились в рамках реформы под руководством:
а) Киселёва +
б) Мордвинова
в) Канкрина16. Секретный комитет под председательством Кочубея был создан с целью:
а) проведения реформы в сфере народного просвещения
б) разработки проекта реформы государственного управления +
в) разработки Конституции Российской империи17. Необходимо установить соответствие между понятием и определением:
бумажные деньги:
а) класс
б) барщина
в) ассигнации +18. Необходимо установить соответствие между понятием и определением:
обязательные работы крестьян на помещичьих землях:
а) ассигнации
б) барщина +
в) месячина19. Необходимо установить соответствие между понятием и определением:
группа людей, отличающаяся от других по своему месту в производстве и распределении его результатов:
а) месячина
б) барщина
в) класс +20. Для внутренней политики императора Николая I было характерно:
а) укрепление армии путём создания полков нового строя
б) усиление цензуры +
в) сокращение расходов на содержание армии21. Указ об «обязанных» крестьянах был издан в:
а) 1842 г. +
б) 1836 г.
в) 1826 г.22. Серебряный рубль был введён в обращение в результате:
а) реформы Киселева
б) реформы Канкрина +
в) «инвентарной» реформы23. Какое положение относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.:
а) лидирующие позиции России в мире по объему промышленного производства
б) завершение в России промышленного переворота
в) большая роль труда крепостных крестьян в сельском хозяйстве +24. Какое положение относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.:
а) преобладание машин в российском вывозе
б) появление фабричных сел +
в) завершение в России промышленного переворота25. Что было одной из причин консервативного курса Николая I:
а) убежденность царя в пользе крепостного права
б) консервативное влияние Англии и Франции
в) страх перед возможностью революционного выступления +26. Орган, занимавшийся в России в 1820-1870-х гг. политическим сыском, назывался:
а) Верховный тайный совет
б) III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии +
в) Верховная распорядительная комиссия27. Какое положение относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.:
а) возрастание роли хлеба в российском вывозе +
б) преобладание свободного труда в деревне
в) сокращение численности городского населения28. Какое положение относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.:
а) постоянное превышение доходов над расходами в государственном бюджете
б) преобладание свободного труда в деревне
в) рост числа «капиталистых» крестьян +29. Что из перечисленного было характерно для царствования Николая I:
а) непримиримая борьба самодержавия с революционным движением +
б) существование легальной оппозиции
в) свобода слова и вероисповедания30. Какое понятие возникло в период царствования Николая I:
а) экономические крестьяне
б) обязанные крестьяне +
в) вольные хлебопашцы

1. Главной целью проведённой в 1718-1724 гг. «ревизии» было:
а) определение круга плательщиков подушной подати +
б) уточнение площади обрабатываемых земель
в) проверка финансовой отчётности государственных учреждений2. Государственный чиновник, главной задачей которого было изыскание дохода для государства назывался:
а) фискал
б) прибыльщик +
в) бурмистр3. Какое новшество в жизни крестьян появилось при Петре I:
а) уплата крестьянами оброка помещику
б) работа крестьян на барщине
в) запрет крестьянам уходить на заработки без паспорта +4. Указ о единонаследии был принят в:
а) 1714 г. +
б) 1708 г.
в) 1704 г.5. Термин, связанный с городской жизнью, появился при Петре I:
а) слобода
б) суконная сотня
в) магистрат +6. На польский манер, так называли в XVIII в. российское дворянство:
а) шляхство
б) шляхетство +
в) шляхтичи7. Какой запрет был установлен Петром I для дворян, не получивших образования:
а) наследовать отцу
б) иметь герб
в) жениться +8. В годы правления Петра I увеличилось массовое бегство крестьян как форма протеста. Почему:
а) увеличилось число налогов и обязанностей крестьян +
б) крестьяне были недовольны внешней политикой Петра I
в) крестьяне стремились участвовать в освоении Сибири9. Перепись податного населения 1718- 1724 гг. была связана с:
а) попытками государства ввести всеобщее образование
б) введением государственной программы экономического развития страны
в) введением нового налога — подушной подати +10. Государственные чиновники-прибыльщики:
а) подсчитывали прибыль владельцев мануфактур
б) придумывали новые виды налогов +
в) работали за крестьян, которые не могли трудиться11. Как назывались документы, которые были введены при правление Петра I для контроля за крепостными крестьянами:
а) паспорта +
б) перечни
в) удостоверения12. Особенность российских городов начала XVIII в. по сравнению с городами Европы состояла в том, что:
а) российские города юридически не входили в состав государства
б) российские города были военно-административными центрами +
в) российские города не подчинялись церковным правилам13. Что осложняло работу городского магистрата в начале XVIII в., почему служба магистратов имела слабые возможности для развития города:
а) у магистратов не было гарантированных законом источников доходов +
б) магистраты должны были действовать строго по образцу городских структур Западной Европы
в) магистраты были полностью самостоятельны, не контролировались государством14. Регламент «Главного магистрата», разделявший жителей города на «регулярных» граждан и «подлых» был издан в:
а) 1709 г.
б) 1703 г.
в) 1721 г. +15. Какой принцип прохождения службы вводила Табель о рангах:
а) выслуги лет +
б) родовитости
в) близости к государю16. Служебные обязанности дворян в годы правления Петра I:
а) дворяне служили семь лет, потом получали пенсию от государства
б) дворяне были обязаны служить либо в армии, либо на государственной службе +
в) дворяне освобождались от всех видов службы17. Значение Указа о единонаследии 1714 г. заключалось в том, что:
а) дворянин был обязан отдать всё своё имущество по наследству государству
б) дворянин назначал единственного наследника, который был обязан идти на государственную службу
в) дворянин мог передать наследство только одному из возможных наследников +18. Пётр I разрешил владельцам заводов и мануфактур покупать крестьян потому, что:
а) для развития сельского хозяйства страны
б) в стране не хватало свободных рабочих рук +
в) крестьяне обращались к царю с просьбой работать на мануфактурах19. Система формирования армии из крестьян, сложившаяся в годы правления Петра I:
а) ополчение
б) служба по контракту
в) рекрутские наборы +20. Как изменилась система налогообложения крестьян в годы правления Петра I:
а) налоги и сборы остались прежними
б) число налогов и сборов увеличилось +
в) число налогов и сборов сократилось21. В начале XVIII в. российские города не получили настоящего самоуправления потому, что:
а) горожане оставались в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод +
б) в городах вообще не было выборных должностей
в) города стремились к полному подчинению государству и церкви22. В категорию «подлых» граждан согласно «Регламенту Главного магистрата» входили:
а) люди без строгих моральных принципов
б) горожане, которые нанимались на «чёрные работы» +
в) крестьяне, переехавшие в город23. Пётр I учредил в российских городах магистраты в:
а) 1703 г.
б) 1710 г.
в) 1720 г. +24. Документ, позволявший сделать карьеру и достичь дворянского звания людям низших сословий, назывался:
а) Соборное уложение
б) Табель о рангах +
в) Судебник25. Это положение в статусе дворян, которое появилось в годы правления Петра I:
а) дворяне должны были отработать год в монастырях
б) дворяне отдавали часть поместий и вотчин в пользу крестьян
в) дворяне обязаны были учиться +26. Какова была продолжительность службы дворян в начале XVIII в.:
а) дворяне служили 25 лет
б) служба была пожизненной +
в) дворяне служили два года27. Сколько всего было Азовских походов:
а) 2 +
б) 3
в) 428. Какая слобода оказала влияние на Петра:
а) Английская
б) Голландская
в) Немецкая +29. Причина «Стрелецкого бунта»:
а) недовольство стрельцов результатам Азовских походов +
б) мобилизация полков, для участия в Северной войне
в) преобразование стрелецких полков на западноевропейский манер Лефорт30. Какой войны не было при правлении Петра:
а) со Швецией
б) с Францией +
в) с Крымом

1. Название созданного в результате кодифи­кационной деятельности, проводимой под руководством М.М. Сперанского в 1820-1830-х гг., сборник действующего российско­го законодательства?
А) Судебник
Б) Уставная грамота Российской империи
В) Русская правда
Г) Свод законов Российской империи+2. Какое из данных понятий появилось в период царствования Николая I?
А) вольные хлебопашцы
Б) посессионные крестьяне
В) обязанные крестьяне+
Г) экономические крестьяне3. Что из данных вариантов было характерно для царствования Николая I?
А) существование легальной оппозиции
Б) развитие самостоятельности национальных окраин Рос­сийской империи
В) свобода слова и вероисповедания
Г) непримиримая борьба самодержавия с революционным движением+4. Что послужило поводом к началу Крымской войны?
А) вход в черноморские проливы французского военного корабля «Шарлемань»
Б) противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами
В) спор православной и католической церквей за палестинские святыни+5.  Какой инженер сыграл важную роль в строительстве укреплений Севастополя?
А) Меньшиков А.С.
Б) Тотлебен Э.И. +
В) Истомин В.И.
Г) Кошка П.6. После какого события пал Севастополь в сентябре 1855 г.?
А) после захвата Малахова кургана+
Б) когда английские корабли вошли в Северную бухту
В) после падения крепости Карс на Кавказе7. Какова хронологическая последовательность событий Крымской войны?
А) осада турецкой крепости  Карс;
Б) оборона Севастополя
В) ввод русских войску в Дунайские княжества;
Г) высадка союзных войск в Крыму;
Д) Синопское сражение
Ответ: 1В  2Д  3Г  4Б  5А8. Что явилось одним из основных последствий реформы управления государственными крестьянами, которую провел генерала П.Д. Киселев в 1837-1841 гг. ?
А) некоторое улучшение быта государственных крестьян+
Б) массовое переселение крестьян в Сибирь и Среднюю Азию
В) переход земельных наделов в собственность крестьян
Г) ликвидация общинного крестьянского самоуправления9. Что из данного является характерными чертами социально-экономического развития России в первой половине XIX в.?
А) возрастание роли хлеба в российском вывозе+
Б) постоянное превышение доходов над расходами в государственном бюджете
В) рост числа «капитал истых» крестьян+
Г) преобладание свободного труда в деревне
Д) сокращение численности городского населения10. Кто из данных государственных деятелей сыграл важную роль в кодификации российского законодатель­ства и создании Полного собрания и Свода законов Рос­сийской империи в период царствования Николая I?
А) Д.А. Милютин
Б) Е.Ф. Канкрин
В) П.А. Строганов
Г) М.М. Сперанский+11. Как назывался орган в России, который занимался политическим сыском в 1820-1870-х гг.?
А) Верховная распорядительная комиссия
Б) III Отделение Собственной Его Императорского Величе­ства канцелярии+
В) Верховный тайный совет
Г) Тайная канцелярия12. Что было характерно для позиции императора Николая I в отношении проблемы крепостного права?
А) постепенное улучшение положения крестьян и меры по смягчению крепостного права+
Б) мнение об отсутствии необходимости что-то менять в сложившейся крепостной системе
В) расширение прав помещиков по отношению к крепост­ным крестьянам
Г) вынесение проблемы крепостного права на широкое общественное обсуждение13. Кто из ниже перечисленных был родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве?
А) В. Тропинин
Б) А.Веницианов
В) П. Федотов+14. Кому принадлежит опера « Русалка»?
А) А.С. Даргомыжскому  +
Б) М.И. Глинки
В) К.А. Кавосу
Г) А.Н. Верстовскому15. Какая из данных картин принадлежит А.Г. Венецианову?
А) « Свежий кавалер»
Б) « Явление Христа народу»
В) « Последний день Помпеи»
Г) « На жатве. Лето»+16. Какой архитектор создал проект здания Адмиралтейства в Петербурге?
А) А.Д. Захарова    +
Б) А.Н. Воронихина
В) К.И. Росси
Г) О.И. Бове17. Что являлось одним из положений реформы, которая проводилась в 1837-1841 гг. под руководством П.Д. Киселева?
А) передача части помещичьей земли в собственность крестьян
Б) создание для управления государственными крестьянами и землями Министерства государственных имуществ+
В) потеря помещиками власти над личностью крепостных крестьян
Г) создание сословия «вольных хлебопашцев»18. Реализм появился в какой период времени?
А) перед Отечественной войной 1812 года
Б) в первые десятилетия 19 века
В) после Отечественной войны 1812 года
Г) в 20-50 – е годы 19 века+19. Кто из данных деятелей является основателем  критического реализма в литературе?
А) И.С. Тургенев
Б) Н.В. Гоголь     +
В) Ф.М. Достоевский
Г) Д.В. Григорович20. Кому принадлежит опера « Жизнь за царя»?
А) А.С. Даргомыжскому
Б) М.И. Глинки+
В) К.А. Кавосу
Г) А.Н. Верстовскому21. Кто написал полотна « Кружевница», « Гитарист», « Золотошвейка»?
А) О.А. Кипренского
Б) В.А. Тропинину    +
В) А. А. Иванову
Г) П.А. Федотову22. Причина консервативного курса Николая I?
А) убежденность царя в пользе крепостного права
Б) страх перед возможностью революционного выступления+
В) консервативное влияние Англии и Франции
Г) влияние на царя идей философов-просветителей23. Отметьте, какие положения относятся к характерным чертам социаль­но-экономического развития России в первой половине XIX в.?
А) лидирующие позиции России в мире по объему промышленного производства
Б) преобладание машин в российском вывозе
В) большая роль труда крепостных крестьян в сельском хозяйстве+
Г) завершение в России промышленного переворота
Д) появление фабричных сел+24. Кого из данных правителей России Николай I выбрал как образец для подражания при организации управления государством?
А) Павла I
Б) Петра I+
В) Екатерину II
Г) Петра III25. Кого Николай I называл «оградой престола»?
А) духовенство
Б) крепостных крестьян
В) дворянство+
Г) казаков26. В понятие «восточный вопрос» входило:
А) борьба за присоединение к России Ирана
Б) установление мира на Востоке
В) противоречия между европейскими державами по вопросу раздела Османской империи+
Г) комплекс мероприятий по присоединению земель в Центральной Азии27.Сколько по времени продолжалась оборона Севастополя?
А) 18  месяцев
Б) 11  месяцев+
В) 24 месяцев
Г) 14 месяцев28. Соотнесите исторических личностей и сферу их деятельности?
1. В.А. Корнилов
2.А.П.Ермолов
3. А.С.Хомяков
4. Н.Г. Устрялов
А) лидер консервативного движения
Б) руководитель обороны Севастополя
В) командующий русскими войсками на Кавказе
Г) представитель славянофилов
Ответ: БВГА29. Какому из данных архитекторов принадлежит возведение храма Христа Спасителя?
А) К.И. Росси
Б) О.И. Бове
В) Д.И. Жилярди
Г) К.А. Тон+30.Соотнесите фамилии художников и их произведений.
А) П.Брюлов
Б) А.Веницианов
В) П.Федотов
Г) А.Иванов
Д) О.Кипренский
Е) В.Тропинин
1) «Сватовство майора»
2) «Всадница»
3) «На пашне. Весна»
4) «Кружевница»
5)»Явление Христа народу»
6) «Портрет А.С.Пушкина»
Ответ: А-2 Б-3 В-1 Г-5 Д-6 Е-4

Честь для дворянина

Разумеется, богатое и знатное дворянство стремилось избежать тяжкой солдатской службы. Так появился обычай записывать дворян еще в младенческом возрасте в полковые списки, получивший известное распространение в годы правления Екатерины II: недоросли официально числились в домовом отпуске для обучения наукам, им шли чины и к моменту начала действительной службы они были уже офицерами. «Меня производили в чины и выпрашивали мне паспорты до совершенного возраста. Наконец, когда мне минуло 19 лет, я вступил в службу сержантом; и через два месяца, в которые один только раз был в карауле, мне исходатайствовали отпуск на год. По окончании отпуска покровители мои посоветовали мне оставить военную службу и перейти в статскую»9.

Но бедные провинциальные дворяне не могли себе такого позволить, ибо у них не было ни влиятельных «милостливцев», ни средств для соответствующей мзды за продление домового отпуска.

Прошло сто лет после смерти Петра Великого. Сменилось четыре-пять дворянских поколений. Смягчились нравы. Два-три поколения выросли непоротыми. Не осталась неизменной и система ценностей: со времени Екатерины II дворяне служили престолу и отечеству, повинуясь не страху, а чувству чести. «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)»10, — писал Пушкин. Этот нравственный регулятор с некоторых пор действовал более эффективно, чем дубинка Петра. Сформировался характерный для дворянского сословия стиль жизни и мышления. Не служить было стыдно. Это понимал как владелец нескольких тысяч крепостных крестьян, так и бедный мелкопоместный дворянин.

И тот и другой не мыслили свою жизнь без службы: служба стала краеугольным камнем системы ценностей служилого дворянства.

«Чины сделались страстию русского народа»11, — очень точно заметил Пушкин. Никто не принуждал дворян к службе, однако никогда не служивший и не имевший никакого чина дворянин не имел права участвовать в выборах дворянством должностных лиц в уездах и губерниях. Такой нечиновный дворянин должен был испытывать постоянное чувство стыда: никто из порядочных людей не стал бы с ним общаться; никто бы не породнился, считая это унизительным для своего достоинства.

31 июля 1868 года князь Петр Андреевич Вяземский сочинил эпиграмму:

Мы за собой не примечаем,

А в нас китайский есть начин:

И упиваемся чаем,

И что ни шаг, то чин да чин12.

Дворяне еще не очень охотно учились, ибо образование вплоть до начала XIX века не давало существенных преимуществ по службе (регламент Российской академии наук 1747 года предусматривал для профессоров ранг армейских капитанов), но ментальность дворян уже изменилась: службой они оправдывали свои многочисленные сословные привилегии. Дворянство осознало само себя в качестве служилого сословия, причем видело свой долг в том, чтобы служить шпагой, а не пером.

Бедный воронежский дворянин Матвей Петров еще в малолетстве наслушался от «самоочевидцев» рассказов о Петре Великом, свято чтил строительство флота в Воронеже. Всех своих четырех сыновей Матвей Петров предназначал для военной службы, заявив жене:

Четыре брата совместно прослужили почти полтора столетия, повинуясь не страху наказания, а чувству чести; «восприняв 24 боевые кампании, запечатленные потоками и нашей крови и истощением всех сил жизни молодой». Самоотверженная и ревностная служба принесла братьям чины и знаки отличия, но не дала никаких ощутимых материальных выгод: они служили «без приращения карманных богатств»13. В этом не было ничего из ряда вон выходящего, так как офицерское жалованье было невелико.

«Россия никогда не славилась богатством — у нас служили по должности, из чести, из куска хлеба, не более!.. Честь, честь должна быть главною наградою!»14 — писал, обращаясь к императору Александру I, государственный историограф Николай Михайлович Карамзин.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Табель о рангах — своеобразная служебная лестница: все ступеньки расписаны.

Лестница для Суворова

По Табели о рангах все государственные должности разбивались на четыре ряда: воинские (сухопутные, гвардия, артиллерийские), морские, статские и придворные. Для всех должностей была определена единая служебная иерархия. Табель о рангах устанавливала 14 рангов — классов, классных чинов, из которых 1-й почитался высшим.

В первом классе значились: высший сухопутный чин генерал-фельдмаршала, высший морской чин генерал-адмирала, высший статский чин канцлера. Формально «порода» чиновника не играла существенной роли при прохождении им государственной службы, и худородный дворянин мог дослужиться до высших чинов, а купец, мещанин или попович — выслужить дворянское достоинство. Уже первый офицерский чин давал его обладателю потомственное дворянство. «Офицерам всем дворянство и первое место»1, — пометил в своей записной тетради Петр I.

Табель о рангах предусматривала последовательное восхождение военных и гражданских чиновников по ступеням служебной лестницы.

Ты меришь лестницу числом ее ступеней,

Без мебели трудней на глаз измерить зал.

Без лестницы чинов,

без множества делений

Большим бы не был чином генерал2.

Сам Петр подавал пример подданным: царь постепенно, «по градусам», поднимался по карьерной лестнице и повышался в чинах только за реальные заслуги: например, после Полтавской баталии стал шаутбенахтом (контр-адмиралом), а «полным» адмиралом — «в знак понесенных трудов в сию войну» лишь после заключения Ништадтского мирного договора со Швецией в 1721 году.

По указу Петра от 26 февраля 1714 года дворянские недоросли начинали службу и знакомились с ней «с фундамента»: лишь прослужив несколько лет солдатом в одном из гвардейских полков, дворянин мог получить офицерский чин. Знаменитый поэт Гаврила Романович Державин стал прапорщиком лейб-гвардии Преображенского полка только в двадцать восемь с половиной лет, предварительно прослужив на действительной военной службе десять лет солдатом, капралом и сержантом: он, по его собственным словам, не имел «протекторов».

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов, с детства записанный солдатом в гвардию, блестяще реализовал на практике петровский завет: 17 лет от роду приступил к действительной службе в лейб-гвардии Семеновском полку, где последовательно был капралом, подпрапорщиком, сержантом. Лишь только через шесть лет Суворов получил первый офицерский чин и в возрасте 23 лет был выпущен в армию в чине поручика.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Плети для отказника

Табель о рангах устанавливала соответствие между чинами разных рангов и разных категорий. Гвардия первоначально имела старшинство в два чина, поэтому ранг гвардейского капитана был равен рангу армейского подполковника или флотского капитана 2-го ранга: все три чина находились в VII классе. «Сам царь — полковник Преображенского полка»4. По Табели о рангах любой статский чин мог быть приведен в соответствие с воинским чином, однако воинские чины соответствующих рангов обладали более высоким статусом.

При преемниках Петра Великого ситуация не изменилась. Вспомним гоголевского «майора» Ковалева. Герой повести «Нос», имевший статский чин коллежского асессора, предпочитал представляться майором. И тот, и другой чин значились в VIII классе, но военные чины обладали большей привлекательностью и ценились выше. Гоголевский Городничий, начавший, по словам автора, «тяжелую службу с низших чинов», хотел, благодаря мнимому родству с Хлестаковым, со временем стать именно генералом, а не тайным советником. Успех в жизни не мыслился Городничим без обретения высокого военного, а не гражданского чина.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Цифирная школа при Петре I.

Петр I настойчиво стремился приохотить дворян к учению и государственной службе. Учеба и служба рассматривались им в качестве важнейших обязанностей дворянского сословия. Дворяне не платили налоги, но должны были нести повинности и споспешествовать «общему благу»5. Петр действовал с неумолимой последовательностью и не упускал мелочей. Он был убежден в том, что «наши люди без принуждения не сделают»6. Тем, кто не освоил азов грамотности и не знал «геометрии и цыфири», царь запретил жениться: соответствующее повеление не венчать ослушников было дано архиереям. Периодически Петр устраивал смотры «недорослям от 10 до 30 лет», не состоявшим на службе. По итогам смотра одних надлежало определить на службу в гвардию, армию, артиллерию, на флот или же в канцелярию, других — направить на учебу, третьих — переписать и отпустить домой за малолетством до очередного смотра.

Действительная служба начиналась для дворянина в 15 лет и продолжалась до самой смерти, только тяжелые раны или же неизлечимая болезнь могли освободить от службы, ни о какой отставке не было и речи. Нетчиков — дворян, находившихся в нетях (то есть — неизвестно где), не явившихся вовремя на смотр или не желавших служить, — ожидали жестокие и позорные наказания, кнут, каторга, конфискация имущества — и даже смерть. Тем не менее нетчики Петровской эпохи — даже под страхом лишения чести, жизни и имущества — упорно не хотели расставаться с привольной жизнью в своих поместьях и вотчинах, менять ее на полную опасностей жизнь воина. Они резонно полагали, что хозяйство придет в запустение за время их многолетнего отсутствия, и не видели в том для себя никакой пользы. Некоторые дворяне попытались откупиться от государевой службы. Австрийский дипломат Иоганн Корб свидетельствует: «Они не считают делом постыдным покупать себе, нередко за большие деньги, позволение жить праздно за стенами своего дома и отделаться от военных опасностей»7.

Государь, не зная жалости и сострадания, один за другим издавал беспощадные указы, направленные против нетчиков и их укрывателей, но так и не достиг поставленной цели: само обилие однотипных указов говорит об их худом исполнении. Страх перед тяготами и лишениями государевой службы оказался сильнее страха неминуемой расплаты за ослушание воле Петра. «Дневные записки», которые в конце XVII века вел окольничий (второй после боярина чин Боярской думы) Иван Афанасьевич Желябужский, позволяют нам судить о тех жестоких средствах, к которым прибегал царь-реформатор, чтобы приохотить дворян к службе.

«Января в 6 день в Преображенском чинено наказанье Дмитрию Иванову Дивову да Ивану Яковлеву сыну Колычеву: биты плетьми снем рубашки, вместо кнута, за то, что Колычев взял с Дивова 20 рублев денег да бочку вина, чтоб ему, Дивову, на Воронеже не быть у корабельного дела. А Колычев в то время сидел в судном Володимирском приказе.

Июня в 28 день в Преображенском Богдану Михайлову сыну Тевешову учинено наказанье: бит кнутом за то, что отбивался от пехотного строя, а добился было к межевому делу, и заорлен (на теле Тевешова палач поставил клеймо с государственным гербом в виде орла. — Авт.)»8.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Д. Кардовский. Смотр новиков. 1909 г.

Социальный лифт для небогатых

Государственная служба стала важнейшим каналом восходящей социальной мобильности. Введение Табели о рангах знаменовало торжество бюрократического принципа выслуги над родовитостью. Восходящая социальная мобильность шла рука об руку с мобильностью нисходящей. Об этом с грустью писал Пушкин:

Понятна мне времен превратность,

Не прекословлю, право, ей:

У нас нова рожденьем знатность,

И чем новее, тем знатней.

Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью, не один),

Бояр старинных я потомок;

Я, братцы, мелкий мещанин.

Чин сначала потеснил родовитость, а затем возобладал над ней. Новая бюрократическая элита стала успешно вытеснять старую родовую аристократию.

Героиня пьесы Островского «Воспитанница» (1858) помещица Уланбекова, владелица 2000 крепостных душ, с неприкрытым возмущением говорит о петровской Табели о рангах, которая заставляет ее сына-дворянина состязаться на государственной службе с сыновьями священников, купцов и даже мещан:

«Ты представь только себе, моя милая, когда он кончит курс, ему дадут такой же чин, какой дают приказным из поповичей! На что это похоже? В военной службе, особенно в кавалерии, все чины благородны; даже юнкер, уж сейчас видно, что из дворян. А что такое губернский секретарь или титулярный советник? Всякий может быть титулярным советником: и купец, и семинарист, и мещанин, пожалуй. Только стоит поучиться да послужить. Другой и из мещан способен к ученью-то, так он еще, пожалуй, чином-то обгонит. Как это заведено! Как это заведено! Ну уж! (Махнув рукой, отворачивается.) Не люблю я ничего осуждать, что от высшего начальства установлено, и другим не позволяю, а уж этого не похвалю. Всегда буду вслух говорить, что это несправедливо, несправедливо».

А ведь права была госпожа Уланбекова. Еще как обгоняли чинами!

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1757-1818).

Выдающийся полководец Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1757-1818), сын отставного поручика, стал генерал-фельдмаршалом, графом, а затем — князем, полным кавалером ордена Св. Георгиях всех четырех степеней и кавалером ордена Св. Андрея Первозванного — высшего ордена Российской империи.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), сын церковного причетника, стал действительным тайным советником, графом и кавалером ордена Св. Андрея Первозванного.

Герой Отечественной войны 1812 года и командир Севского пехотного полка Федор Алексеевич Луков (1861-1813), происходивший «из солдатских детей г. Москвы», четырнадцати лет вступил в полк солдатом в Севский полк и на тридцать седьмом году службы в том же полку был пожалован в генерал-майоры. Исполняя должность начальника 5-й пехотной дивизии, он был убит в Дрезденском сражении.

как изменилась система образования крестьян в годы правления николая 1 тест по истории

Александр Васильевич Никитенко (1804-1877).

Академик Императорской Академии наук, цензор и известный мемуарист Александр Васильевич Никитенко (1804-1877), крепостной графа Шереметева, стал тайным советником и кавалером ордена Белого Орла.

Благодаря петровской Табели о рангах, Российская империя стала «регулярным государством» с действующими социальными лифтами: талантливые и энергичные люди имели возможность сделать карьеру и повысить свой социальный статус. Десятилетиями эти лифты работали без сбоев, поломок и не требовали ремонта.

2. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. М., 1970. С. 173.

3. Дневник И.Г. Корба // Рождение империи. М., 1997. С. 205.

4. Дневник камер-юнкера Ф.-В. Берхгольца // Неистовый реформатор. М., 2000. С. 135.

5. Павленко Н.И. Петр Великий. М. 1994. С. 475-513.

6. Там же. С. 481.

7. Дневник И.Г. Корба. С. 198.

8. Дневные записки И.А. Желябужского // Рождение империи. М. 1997. С. 311, 317.

9. Мертваго Д.Б. Записки // Екатерина II. Фасад и задворки империи. М. 2007. С. 123-124.

10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1996. С. 205.

11. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 11. М., 1996. С. 44.

12. Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. Т. XII. СПб., 1896. С. 379.

13. 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. М., 1991. С. 115, 126.

14. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 104.

Оцените статью
Тест по истории