Новое и Интересное на портале
До середины XVII века Европу еще сотрясали войны, начинавшиеся под религиозными лозунгами; в историю они вошли под собирательным названием «Тридцатилетняя война» (1618–1648). Противоборствующие стороны формировались не по вероисповедной принадлежности, а по политическим интересам, хотя борьба шла под религиозными лозунгами. Основной движущей силой религиозных войн на континенте было великодержавное соперничество между Испанией и Францией. Затем фронт соперничества расширился с образованием французско-голландско-английского блока, противостоящего контрреформаторским устремлениям Испании и габсбургской Австрии. Схватка переместилась из Италии на север; вооруженная борьба опустошила Германию.
В каких же державных условиях папство должно было найти свое место в европейской войне? Во Франции в 1598 году Генрих IV в Нантском эдикте закрепил религиозную свободу гугенотов, Этим он не только восстановил внутреннее единство в стране, но и сделал новый шаг к развитию королевского абсолютизма. Его планомерная экономическая политика и терпимость создали основы французской гегемонии на континенте. При нем начался подъем Франции, а затем при правлении кардиналов Ришелье и Мазарини это нашло свое выражение и в европейской политике. В то же время объективной причиной заката испанской империи, опиравшейся на богатые колонии, было то, что она отстала в развитии буржуазных отношений по сравнению с северными территориями. Постепенно ей все труднее стало выполнять и взятую на себя в контрреформации роль. Вместо испанской католической державы ведущая роль на континенте переходит к сражавшимся против турок австрийским Габсбургам. Итак, на двух полюсах Тридцатилетней войны мы находим кардинала Ришелье и католических императоров Габсбургов.
В Тридцатилетней войне религиозное размежевание могло бы быть определяющим фактором ориентации пап. В действительности, однако, и руководство католической церкви занимало позицию, сообразуясь с державно-политическими моментами: первые два папы XVII столетия выступали за Габсбургов, последующие же – за французов. Но эта ангажированность отнюдь не простиралась до таких масштабов, чтобы папство принимало непосредственное участие в военных действиях. Более глубокие причины такого сдержанного поведения крылись в контрреформации: новая активизация папства в эпоху барокко освободила универсальные католические интересы от собственных (итальянских) партикулярных державных интересов; поэтому папы больше не связывали себя с интересами какой-либо из держав. Они избегали также декларировать Тридцатилетнюю войну как религиозную войну, ибо тем самым они, несомненно, должны были бы согласиться на тесный союз с Габсбургами.
Непосредственной предпосылкой Тридцатилетней войны явилось создание блоков немецких князей по религиозному признаку. Немецкие протестантские князья образовали в 1608 году организацию самообороны – «Унию». В противовес ей в 1609 году под руководством баварского герцога Максимилиана была создана «Католическая лига». На востоке сложился союз поляков и Габсбургов, поддержанный испанцами и папой. Ему противостоял шведско-голландско-трансильванский союз.
Непосредственным поводом для войны явился на вид совсем незначительный чешский конфликт в 1618 году. В действительности же необходима была только casus belli, чтобы в защиту протестантских и национальных интересов взяться за оружие и выступить против державных устремлений Габсбургов, примкнувших к контрреформации. На сторону чешских протестантов, притесняемых Фердинандом II, стал в 1616 году трансильванский князь Габор Бетлен (1613–1629), который в 1622 году вновь закрепил в Никольсбургском мире религиозную свободу протестантов. Однако в Чехии победила «Католическая лига». Во второй половине 1620-х годов война перекочевала на территорию Северной Германии. Однако вторгшиеся в империю войска датских протестантов и союзных с ними протестантских князей были наголову разбиты современной наемной армией, сформированной императорскими полководцами (Тилли, затем Валленштейном). В 1629 году датчане вынуждены были заключить мир. Так, первый период войны принес успехи католическим Габсбургам в империи и Бетлену в Венгрии.
В первый период Тридцатилетней войны папа Павел V (1605–1621), в лице которого в число папских аристократических фамилий вошла и семья Боргезе, в интересах контрреформации поддерживал огромными суммами императора против протестантов. Однако большая часть его энергии и средств ушла на вспыхнувший конфликт с Венецией, восставшей против папского абсолютизма. Вообще же в поведении Павла V временно возобладала доминиканская линия контрреформации, строгое и аскетическое направление, вступившее в противоречие с иезуитами и с помпезностью, которая отличала эпоху барокко. На крестном ходе, устроенном в Риме в ознаменование победы в битве под Била Хора в Чехии в 1620 году, с папой случился апоплексический удар, и в 1621 году он умер.
Его преемником стал престарелый архиепископ из Болоньи Алессандро Людовизи, принявший имя Григория XV (1621–1623). Вместо него делами вершил его непот, 25-летний кардинал Людовико Людовизи. Григорий XV был воспитанником иезуитов. По их настоятельной рекомендации он своей буллой от 22 июня 1622 года «Inscrutabili divinae providentiae» создал Конгрегацию пропаганды веры, по существу, министерство папского миссионерства. Задачей новой кардинальской конгрегации было распространение веры, то есть миссионерская деятельность, частично в протестантских государствах (которые были объявлены миссионерскими территориями), частично же в Новом Свете. Однако деятельность конгрегации наряду с Америкой распространялась и на Африку и Азию. Конгрегация попала в руки иезуитов, которые возглавляли миссионерство среди «неверных» и, приспосабливаясь к местным обычаям, распространяли католическую веру. Ангажированность Григория XV по отношению к иезуитам показывает хотя бы тот факт, что в 1622 году он канонизировал Игнатия Лойолу и Франциска Ксавье.
С именем Григория XV связано и утверждение им в 1621 году одного из самых значительных монашеских орденов, занимавшихся педагогической деятельностью, – ордена пиаристов. Орден пиаристов призван был заниматься начальным обучением и воспитанием, подготовкой юношества к практической жизни. Позднее по образцу иезуитов они стали также создавать и средние школы, в которых важную роль получили реальные науки, например математика. Секрет их успеха состоял в том, что в этих школах процветал свободный дух и они демонстрировали свою способность приспособляться к существующим условиям.
Созданные в этот период в духе Тридента монашеские ордена – иезуиты, пиаристы, ораторианцы, орден милосердия, капуцины и лазаристы – вошли в полосу расцвета и с успехом проводили в жизнь решения Тридентского собора.
Важное новшество, введенное Григорием XV, касалось избрания папы: он распорядился, чтобы голосование осуществлялось на конклаве тайно, записками. Этим самым он хотел добиться демократизма выборов и способствовать избранию на папский престол наиболее достойных и пригодных для выполнения функций главы церкви. (Избрание папы с точки зрения канонов может осуществляться трояко:
один из кардиналов предлагает кандидатуру, и если остальные поддерживают ее, то они открыто и громогласно заявляют о своем согласии;
для избрания папы кардиналы выделяют из своей среды комиссию, и ее решение остальные кардиналы открытым голосованием или принимают, или отвергают;
члены конклава голосуют индивидуально и тайно.)
В 1630-х годах война принимает европейские масштабы. Протестантские немецкие князья оружием были поддержаны Швецией и Трансильванией, а материально – Голландией, Англией и католической Францией. В то время как Габсбурги своими военными успехами были обязаны в первую очередь гениальности их полководца Валленштейна, политические успехи антигабсбургской коалиции были выкованы кардиналом Ришелье. Второй тур войны был решен в пользу протестантов вступлением в войну в 1630 году шведского короля Густава Адольфа, и «Католическая лига» потерпела поражение. В 1635 году Пражский мир восстановил равновесие обоих вероисповеданий, но императорская власть и католицизм усилились. В 1620–1630-х годах Габсбурги успешно завершили контрреформацию на исконных австрийских территориях и в Чехии. В Венгрии значительная часть высшего дворянства – не в последнюю очередь в результате деятельности Эстергомского архиепископа (получившего в 1629 году сан кардинала) Петера Пазмани – вернулась в католическую веру. Однако Венгрия и в дальнейшем продолжала оставаться страной со смешанным вероисповеданием. Тесно переплетенная с интересами габсбурского абсолютизма, контрреформация стала официальной программой его государственной политики с принятием в 1629 году в момент кульминации военных успехов распоряжения о восстановлении (neoaquistica comissio). В этом документе Фердинанд II распорядился о возвращении церкви секуляризированных после Аугсбургского религиозного мира, то есть начиная с 1552 года, церковных земельных владений. Из религиозного мира он снова исключил кальвинистов. Это свое распоряжение император вынужден был отменить в Пражском мире 1635 года (австрийских провинций это, правда, не касалось).
В середине европейской религиозной войны папа Урбан VIII (1623–1644) решительным образом порвал с политикой своих предшественников и однозначно стал на сторону Франции. Флорентиец по происхождению, 55-летний папа из семейного клана Барберини ранее был нунцием в Париже, и, вероятно, его избрали папой по желанию Ришелье. Урбан VIII ненавидел испанцев и Габсбургов; естественным союзником против них была Франция. Урбан VIII снова зажил как светский князь, он показал себя приверженцем духа барокко и меценатом искусств.
Когда папа вступил в союз с Ришелье против Габсбургов, он и сам начал военные приготовления. В Церковном государстве по его приказу были возведены крепости и укрепления, в Тиволи был создан оружейный завод. Обладая тонким чутьем, папа повернул в сторону французской политики. В 1635 году началась война между Испанией и опирающейся на голландско-шведский союз Францией. Тем самым на своем завершающем этапе Тридцатилетняя война перестала носить религиозную окраску, поскольку противостоящие стороны являлись католическими державами. В конце концов возглавляемый французами союз одержал верх, и, хотя восточная монархия Габсбургов спаслась, свою гегемонию на Западе Габсбурги уже не смогли себе вернуть.
Урбану VIII не довелось пожать плоды своей профранцузской политики. В лице Иннокентия Х (1644–1655) на папский престол, несмотря на интриги кардинала Мазарини, взошел человек не профранцузской ориентации, а сторонник компромисса. Начавшаяся под религиозными лозунгами европейская война в конце концов окончилась без папы, даже можно сказать, вопреки ему. В соответствии с Вестфальским миром 1648 года Франция приобрела Эльзас, а Испания потеряла статус великой державы. Условия мира расчленили Германию на более чем 200 мелких независимых княжеств; таким образом императоры-Габсбурги уже не могли больше поставить ее на службу своим великодержавным целям. Победители, французы, были заинтересованы в том, чтобы на востоке от Рейна не образовалась единая, сильная Германия.
По этому миру интересы католической церкви были в значительной степени ущемлены. Основным принципом следующей эпохи стало признание равноправия протестантов во всех отношениях. Были закреплены условия Аугсбургского религиозного мира с тем дополнением, что и кальвинизм был признан религией, равноправной со всеми остальными. Было заявлено, что епископства – иначе говоря, княжества, образованные из епископств, – могут быть также и протестантскими. В результате этого были секуляризированы два архиепископства и 12 епископств,
Папе не было отведено никакой роли в заключении мира, хотя до этого именно папы выступали как международные арбитры при заключении мира. Напрасно против Вестфальского мира протестовали и папа, и германский нунций, претензии папства были оставлены без внимания. Иннокентий Х в своей булле «Zelo domus Dei», датированной 26 ноября 1648 года, торжественно выразил свой протест, но и он остался без последствий именно потому, что обида папы касалась основного вопроса, ведь признание протестантов оскорбляло контрреформаторское папство. Нетерпимость папы продемонстрировала его отрыв от истории, противодействие магистральному пути прогресса. В годы, последовавшие за европейским урегулированием, остававшимся в силе вплоть до 1713 года, папский престол перестал быть одним из центров европейской политики.
Папы эпохи барокко частично сделали из этого соответствующие выводы. При папском дворе сложилась аристократия духа, которая пополняла аристократические семьи. Эти семьи Папского государства, поставлявшие кандидатов на папский престол – Альдобрандини, Боргезе, Барберини, – стремились уже не к приобретению собственных княжеств, а к захвату ключевых позиций в центральном церковном управлении.
Возмущенные женским господством римляне, а еще больше кардиналы, оттесненные на задний план настырной родственницей папы Олимпией, возненавидели Иннокентия X. Когда он умер, то никто якобы в течение трех дней не желал отдать ему последний долг, пока, наконец, один посторонний каноник не похоронил его, заплатив за это полскудо. (Вообще же по установившемуся обычаю усопшего папу всегда хоронил кардинал-непот. Поскольку же Олимпия умерла раньше Иннокентия X, то на исполнение этой возлагаемой на родственников обязанности не нашлось желающего. Это все свидетельствует о том, что ликвидация непотизма была не таким уж простым делом.)
Никколо Макиавелли можно считать одним из основоположников политологии Нового времени. Главной причиной бедствий Италии он считал раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства он допускал любые средства, в том числе и пренебрегающие нормами морали. – Примеч. ред.
Вульгата (Vulgata – лат.) – латинский перевод Библии, признанный католической церковью подлинным. – Примеч. ред.
Аннаты – единовременные сборы в пользу папской казны с лиц, получавших вакантные церковные должности и связанные с ними статьи доходов. – Примеч. ред.
Речь идет о знаменитой Сикстинской капелле, в росписи которой позднее принял участие и Микеланджело (потолок, люнеты, распалубки и алтарная стена). Сейчас капелла превращена в музей, но в ней до сих пор проводятся конклавы. – Примеч. ред.
Фуггеры – банкирский дом, снабжавший деньгами папскую курию. – Примеч. ред.
Сапиенца – название Римского университета (Sapientia (лат.) – мудрость).
Sacco di Roma (лат.) – разграбление Рима.
Мохач – небольшой город на юге Венгрии. В 1526 году в битве под Мохачом венгерские войска потерпели сокрушительное поражение от турок. – Примеч. ред.
Cuius regio, eius religio (лат.) – чье государство (регион), того и религия (тот и определяет религию).
Потир – литургический сосуд для освящения вина – Примеч. ред.
Надьсомбат – венгерское название города Суботица
Нунциатура – постоянное представительство Ватикана в странах, с которыми он поддерживает дипломатические отношения. Возглавляет нунциатуру – нунций (от лат. nuntius – вестник), посол, который кроме дипломатических функций осуществляет также наблюдение за деятельностью католической церкви в стране пребывания. В ряде стран нунций является дуайеном (старшиной дипломатического корпуса). – Примеч. ред.
Папский Григорианский университет (Pontificia Universita gregoriana) был создан в 1552 г. Игнатием Лойолой с одобрения папы Юлия III. Григорий XIII окружил университет заботливой опекой, выделил ему в 1582 г. из папской казны крупную дотацию и отдал ряд зданий. Задачей «Григорианума» является подготовка квалифицированных кадров для центральных и периферийных церковных учреждений. – Примеч. ред.
Гугенотами назывались во Франции последователи кальвинизма, среди которых преобладали представители провинциальной буржуазии и ремесленников, но к ним примкнула и часть дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольная централизаторской политикой королевской власти. Преследования гугенотов со стороны государственной власти прекратились лишь после Великой французской революции. – Примеч. ред.
Перевод заключительной части (Победил Лев племя Иудино), может быть, и не точен.
По страницам библейской истории. Книга II. От Иосии до вавилонского плена
Книга 1 * * Книга 3
Иосия
Блаженны непорочные в пути,
ходящие в законе Господнем.
Блаженны хранящие откровения
Его, всем сердцем ищущие Его.
В этот период произошло событие, рассказу о котором в 4-й Книге Царств посвящено целых две главы (22–23). В современной науке описанные события получили название религиозной реформы Иосии и датируются совершенно точно – 622 год. Целенаправленные и последовательные религиозные реформы стали своеобразным Ренессансом, который проходил одновременно с освобождением от иностранного господства.
Уже в начале правления Иосии обстановка в Передней Азии существенно переменилась. Сказалось слабеющее влияние Ассирии в последние годы царствования Ашшурбанипала (669–630). Ещё в 674–672 гг. Мидия, а в 655–653 гг. Египет и Лидия сбросили ассирийское иго и отвоевали независимость. У Ашшурбанипала не было сил вновь покорить их. А в 626 г. поднял восстание против ассирийского владычества Вавилон. Восстание возглавил халдейский царь Набопаласар (626–605), который и стал основателем независимого Нововавилонского царства. Отпадение Вавилонии нанесло окончательный удар по Ассирии. Кроме того, на западе иудейский царь Иосия не только перестал платить дань, но и стал захватывать ассирийские провинции в Палестине.
Хронологическая таблица царствования Иосии (640–609 гг. до Р.Х.)
Пользуясь ослаблением Ассирийского царства Иосия занял северную Палестину, населённую самаритянами и распространил свои реформы на них. Из Библии следует, что территория бывшего Израильского царства с самарийскими городами стала его владением (. ). Не случайно реформы Иосии совпали с первыми военными неудачами Ассирии. Итак, при Иосии Иудея получила независимость, но когда это произошло нельзя сказать точно, так как имеющиеся исторические источники не дают точной даты. Однако известно, что уже вскоре после начала правления Иосии южная часть Палестины стала его владением. Этим самым исполнились слова пророчества Софонии (2:7). С приобретением независимости из иудейского культа были изгнаны все чуждые ему элементы.
В 12-й год правления (628), когда ассирийское владычество стало ослабевать, царь Иосия приступил к религиозной реформе (), подобно той, что проводил его прадед Езекия, но куда более обширной и глубокой по размаху. Реформы начались с разрушения идольских жертвенников – начиная с Иудеи и Самарии и до Гевы и Вирсавии (). Иосия очистил храм от всех ассирийских идолов, которым поклонялся его дед Манассия (. ). Были уничтожены и те идолы, которые построили иудейские цари для поклонения Солнцу и которые стояли перед входом в храм (). Эти меры принесли Иосии небывалую славу.
Согласно рассказу ветхозаветного историка, реформы царя Иосии начались с того, что при ремонтных работах в Иерусалимском храме первосвященник Хелкия нашёл Книгу Закона и передал её царскому писцу Шафану. Последний доложил о случившемся царю. Когда царь услышал слова Закона, то понял, что все беды государства оттого, что предки его нарушили законы, установленные Богом для Его народа в давние времена. По приказанию Иосии, Хелкия и некоторые придворные обратились к пророчице Алдаме узнать, что её устами скажет Бог. «За то, что оставили Меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет», – так сказал Бог устами пророчицы о Своём намерении погубить иудеев за их вероотступничество. Но по отношению к царю Иосии Бог смягчил Свой гнев, – за то что он глубоко раскаялся в нечестии своих отцов и самого себя ().
Тогда Иосия направился к Иерусалимскому храму, куда были созваны «все Иудеи и все жители Иерусалима, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочёл вслух все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место, и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет». Этот завет соблюдался народом во все дни жизни Иосии: «И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих» ().
Подвергнув таким образом очищению всю страну, Иосия созвал народ в Иерусалим на праздник опресноков – Пасху, согласно постановлению новооткрытого закона. Этот праздник иудеи не праздновали уже от дней судей (). Произошло это знаменательное событие в 18-й год царствования Иосии (622), в 14-й день первого месяца (). Царь подарил народу 30 тыс. молодых козлят и ягнят и 3000 волов для принесения жертв всесожжения. Иосия совершил Пасху с такой торжественностью, с какой она уже не совершалась до самого падения Иудейского царства. Праздник проходил в реконструированном храме, который стал своеобразным памятником благочестию царя.
Политику Манассии продолжил его сын Амон (642–640), который сменил его на престоле в 642 году (). Процарствовав только два года, он пал жертвою заговора своих приближённых, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. О том что Иосия с детства имел представление об истинной религии, свидетельствует тот факт, что уже за шесть лет до того, как была обнаружена Книга Закона, он начал проводить в жизнь свои реформаторские идеи.
Без всякого сомнения, в маленькой Иудеи напряжённо следили за международными делами. После поражения Ниневии последний ассирийский царь Ашшур-убаллит (612–609) сделал Харран своей столицей и к этому городу устремились остатки ассирийской армии, преследуемые войсками Вавилонии (во главе с Набопаласаром) и Мидии (во главе с Киаксаром). И тут у ассирийцев появился неожиданный союзник – египетский фараон Нехо II (библейский Нехао), сын и преемник скончавшегося Псамметиха I. Страх перед новыми великими державами объединил бывших соперников: гибнущую Ассирию и пытающийся возобновить завоевательную политику древний Египет.
Египетский фараон, спеша на помощь Ассирии, выступил со своей армией, направляясь в Месопотамию, чтобы поддержать гибнущего гиганта. И в этой ситуации иудейский царь Иосия совершил роковую ошибку; он не хотел, чтобы через Иудею шли египетские войска, а тем более – на помощь Ассирии. Иосия вмешался в борьбу между мировыми державами, представителями которых являлись Нехо II и Набопаласар. Собрав своё войско, он пытался преградить путь фараону, опасаясь, что тот, вернувшись с победой, будет претендовать на власть в Палестине. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто. «И послал к нему Нехо послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война» (). Иосия не поверил в искренность фараона и преградил путь египтянам у Мегиддо при входе в Израильскую долину, где в прошлом происходило уже немало сражений. «И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его» (). Иосия был смертельно ранен египетской стрелой, остатки его армии бежали. После смерти Иосии для Иудеи настали печальные времена. Поражение у Мегиддо превратило Иудейское царство в вассала египетского фараона Нехо. Иосия погиб в сражении с фараоном Нехо II в 609 г. и это явилось началом конца Иудейского царства, наступившего в 586 г., когда вавилонский царь Навуходоносор II взял Иерусалим, разрушил город и храм, выселил в Вавилонию население Иудеи.
То мнение, что Нехо II собирался поддержать сторону Ассирии разделяют и историки, которые считают, что египетский фараон двинулся к Евфрату с целью помочь ассирийским войскам, а не с враждебными намерениями против них. После падения Ниневии Ассирия уже не представляла серьёзной опасности для Египта. Напротив, в интересах последнего было спасение остатка Ассирийской державы, ибо гибель её способствовала усилению Вавилонии и Мидии, что должно было тревожить египетского фараона.
Итак, поражение иудеев под Мегиддо, о котором повествует Библия, подтверждается вавилонскими хрониками. Что касается действий Иосии при данной раскладке сил между воюющими сторонами, становится понятным, почему он счёл нужным преградить дорогу воинам фараона. Ведь ещё совсем недавно Ассирия была самым грозным врагом Иудеи и когда Вавилон сокрушил её, это восприняли в маленькой палестинской стране как освобождение. Иудейского царя не устраивала перспектива восстановления былой военной мощи грозной Ассирии. А между тем войска фараона были разбиты при Харране и обратились в бегство. На обратном пути, не встречая сопротивления, он вторгся в Иерусалим, убрал Иоахаза в Египет, а на иудейском престоле оставил его брата, Иоакима ().
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину