- Функционирование системы
- История развития
- Объекты кормления
- Кормилицы как необходимость
- Как выбрать кормилицу
- Критика института кормилиц
- «Сам институт кормилиц — недостойный торг людьми, ограбление бедного ребенка богатым, который, так сказать, из уст бедного младенца выдергивает пищу, предназначенную ему самим Богом», — писал по этому поводу немецкий врач А. Вертэймбер.
- «не царица, а лишь мать»
- Только во второй половине XIX века великая княгиня Мария Павловна все-таки «пошла против системы» и начала кормить детей сама — и это воспринималось, мягко говоря, с недоумением.
- Определение понятия
- Когда кормить самой «не по статусу»
- Для обеспеченных женщин иметь кормилицу было вопросом удобства и престижа (в конце концов, даже выходная одежда тех времен была абсолютно несовместима с кормлением грудью), а для бедных это занятие было одной из немногих возможностей стабильного заработка.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
Грудное вскармливание — процесс естественный, но не такой уж простой, как может показаться. Одна из самых распространенных жалоб матерей — болезненные ощущения во время кормления ребенка. Почему так происходит и как решить проблему, рассказывает консультант по грудному вскармливанию, акушер-гинеколог Анастасия Маркова.
Вопрос. Столкнулась с серьезными проблемами с грудным вскармливанием. Врач и родители говорят, что нужно кормить ребёнка грудью, что это полезно для его иммунитета. Но у меня множество трещин на сосках. А любое прикладывание ребенка к груди вызывает адскую боль. Ощущение, что ребёнок недоедает. Рыдаем оба. Как быть?
Ответ. Грудное вскармливание не должно быть болезненным и причинять дискомфорт — ни матери, ни ребёнку. Разобраться с проблемой самостоятельно может не получиться, и лучше обратиться к грамотному специалисту по грудному вскармливанию.
Он не только назначит лечение трещин, подобрав препараты, совместимые с грудным вскармливанием, но и установит причину их возникновения. На время лечения при значительных повреждениях сосков можно будет кормить ребёнка сцеженным молоком либо кормить смешанно (с некоторым процентом смеси), а затем вернуться к полноценному грудному вскармливанию.
Причины появления трещин на сосках:
Короткую уздечку языка у ребенка может диагностировать педиатр или детский стоматолог — она нуждается в подрезании у хирурга-стоматолога. С подозрением на гипертонус лучше тоже обратиться к педиатру, а затем (по показаниям) к неврологу.
Однако всё-таки самая частая причина возникновения трещин на сосках — неправильное прикладывание ребёнка к груди. Отсюда же может проистекать и мамино ощущение, что ребёнок недоедает.
Вопрос недоедания стоит решать оперативно. Взвешивать ребенка после каждого кормления, как это нередко рекомендует старшее поколение, неэффективно, поскольку за одно кормление ребенок может съесть 60 г молока, а за другое — 160 г. Но можно смотреть динамику прибавок веса раз в неделю: она должна составлять минимум 130 г.
Что касается новорожденных, то ребёнок должен восстановить вес, который у него был при рождении, к 7–10-му дню жизни. В крайнем случае — после двух недель. Если этого не произошло, то педиатр может заподозрить недостаток питания, причина которого — либо дефицит молока у матери, либо (что случается значительно чаще) неэффективное сосание или редкие кормления.
Неправильное прикладывание к груди также может стать причиной её неполного опорожнения, вследствие чего может начаться застой молока и, как следствие, мастит. В таких ситуациях лучшим решением будет очная консультация специалиста. Он сможет показать, как правильно прикладывать ребенка, назначить лечение и, возможно, временный докорм. И постепенно ситуация нормализуется.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдем эксперта, который вам ответит. Это анонимно: не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.
Изображение на обложке: Dizitsyn / Shutterstock / Fotodom
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
https://youtube.com/watch?v=iG1hLu-rDNM
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Кормилицы как необходимость
Практика отдавать своих детей на вскармливание другим женщинам существовала, судя по сохранившимся документам, еще в Древней Месопотамии. Правда, тогда причины обращения к кормилицам были сугубо утилитарными: высокая смертность при родах, отсутствие у матери молока, ее слабость или болезнь, появление в семье приемного ребенка. Кроме того, согласно распространенному мнению, кормление грудью предохраняло от беременности. Поэтому семья, желавшая иметь как можно больше наследников (а учитывая невысокую продолжительность жизни и огромный уровень детской смертности, каждый год был на счету), могла нанять кормилицу, чтобы пропустить период лактации.
Взаимоотношения заказчиков с кормилицами прописаны даже в законах Хаммурапи. Один из членов семьи заключал с женщиной полноценный договор, где оговаривался срок кормления, оплата труда, права и обязанности.
Как правило, кормилицы происходили из низших классов, но сам статус был почетен. А уж если ее нанимала знатная (и тем более царская) семья, для кормилицы и ее собственных детей это могло стать мощным социальным лифтом.
В Древней Греции и Риме философы и медики впервые заговорили о том, что связь между матерью и младенцем устанавливается в том числе через грудное вскармливание — а значит, отказ от него может нарушить эту связь. Несмотря на это, обеспеченные гречанки и римлянки охотно отдавали процесс кормления «на аутсорс». Здесь эту профессию тоже уважали: нередко случалось, что рабыня, которую привлекали в качестве кормилицы, впоследствии получала свободу.
Кстати, именно в Древней Греции и Риме появились первые тесты на качество молока. Например, тест с лавровым листом: если капелька молока сохраняла форму после падения на лист, его считали оптимальным. Другой тест, «ногтевой», благополучно дожил до XIX века: помещенная на ноготь капля молока не должна была растечься по всей его поверхности, когда палец двигался, и не должна была прилипать к ногтю, когда палец указывал вниз. Так проверяли, что молоко не слишком водянистое, но и не слишком густое: и то, и другое считалось вредным.
Как выбрать кормилицу
Критерии выбора кормилиц в разные времена и разных странах различались в деталях, но в целом совпадали.
Молоко тоже оценивалось: оно должно было быть не слишком водянистым (тогда ребенок будет голодать), но и не чересчур густым (это может привести к несварению). Для улучшения качества молока кормилицам предписывалось специальное питание: в некоторых странах их закармливали сладким (считалось, что это улучшит вкус и качество молока), в других — в меру, но регулярно поили пивом.
Критика института кормилиц
Первые голоса в пользу самостоятельного кормления стали раздаваться еще в Древней Греции и Риме. В Средние века и Новое время духовенство и медики тоже неоднократно высказывались о вреде кормилиц — по разным причинам. Но особенно часто об этом стали говорить начиная с XIX века.
Первое возражение — этического характера. Невозможно было игнорировать, что кормилицы выкармливали чужих детей в ущерб своим.
«Сам институт кормилиц — недостойный торг людьми, ограбление бедного ребенка богатым, который, так сказать, из уст бедного младенца выдергивает пищу, предназначенную ему самим Богом», — писал по этому поводу немецкий врач А. Вертэймбер.
Действительно, в подавляющем большинстве случаев и в России, и в Европе кормилицу брали в дом без ребенка. Собственного младенца она оставляла в лучшем случае родственникам, в худшем — в воспитательном доме (где просто выжить было большой удачей).
Но практика обращения к кормилицам вредила, по мнению некоторых врачей, и вскармливаемым детям. Как отмечает историк Александра Плетнева, кормилица всегда принадлежала к более низшему социальному слою, чем родители ребенка, была менее образованной — а поэтому придерживалась крестьянских практик и игнорировала более современные (и подкрепленные наукой) теории по уходу за младенцем. А так как именно кормилица, а не мать, зачастую проводила с ребенком большую часть времени, то именно ее воззрения на уход были определяющими.
Практика отдавать детей кормилицам начинает сходить на нет ближе к концу XIX века — именно тогда, когда начали появляться первые более-менее качественные смеси для искусственного вскармливания. Первая запатентованная смесь, разработанная немецким химиком Юстусом ван Либихом, появилась уже в 1865 году: она представляла собой коровье молоко с добавлением солодовой муки, пшеницы и карбоната калия. Активно развивавшиеся во второй половине XIX века методы консервации пищевых продуктов тоже способствовали переходу на искусственное вскармливание.
Впрочем, в XIX веке всё еще считалось, что искусственное вскармливание — самая крайняя мера, и если уж выбирать между ним и кормилицей, то второй вариант однозначно лучше. Но в начале XX века случился перелом. К этому времени и выбор смесей стал больше, и качество их — лучше, повсеместно стали доступны стеклянные бутылочки с резиновыми сосками — искусственное вскармливание стало более доступным и безопасным.
«не царица, а лишь мать»
В Российской империи уже начиная с XVIII века обеспеченные женщины, следуя европейскому тренду, редко кормили сами. И это несмотря на то, что медицинские труды тех времен советовали матерям отказаться от услуг кормилиц и кормить самостоятельно — апеллируя и к физиологии, и к законам природы, и к чувствам матери, и к порочности самого института кормилиц. «Женщина, которая кормит чужого ребенка вместо своего, дурная мать: как же может она быть хорошей кормилицей?» — писал по этому поводу Руссо. Желание аристократки кормить самостоятельно в те времена воспринималось как вызов обществу; только сильные духом женщины были на это способны. Вот как об этом говорится у Толстого в «Войне и мире»:
«Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пьеру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был совершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. Следующим ребенком, несмотря на противудействие матери, докторов и самого мужа, восстававших против ее кормления, как против вещи тогда неслыханной и вредной, она настояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама».
Отдельная история — кормилицы в царской семье. Жены российских императоров и великих князей не кормили грудью с петровских времен — и даже если хотели, им запрещалось.
Только во второй половине XIX века великая княгиня Мария Павловна все-таки «пошла против системы» и начала кормить детей сама — и это воспринималось, мягко говоря, с недоумением.
А когда жена Николая II, императрица Александра Федоровна, решила кормить детей самостоятельно — хотя для подстраховки кормилицы при ней все-таки были, — при дворе неодобрительно говорили, что она «не царица, а только мать».
Кормилиц для членов императорской семьи практически всегда брали из крестьянок. Историки считают, что это имело в том числе политическое значение: так поддерживался миф о неразрывной духовной связи царя и народа. За несколько недель до предполагаемых родов губернские власти получали указания по поиску кормилиц в подведомственных деревнях. Подходящих кандидаток осматривал местный медик, лучших из них отправляли в Петербург и уже там, на месте, оставляли одну или нескольких девушек. Так, в 1806 году, когда искали кормилицу в семью Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны, в Новгородской губернии отобрали 34 кормилицы, в Петербург отправили 8 из них, а при дворе оставили троих.
Положение кормилицы в царской семье было почетным. Большинство из них потом получали огромные — 100 рублей в год и даже больше — пенсии (это при том, что пенсии в начале XIX века отнюдь не были повсеместной практикой: скажем, они были далеко не у всех чиновников), приданое, ценные подарки. У них были и другие преференции: например, их собственные дети — «молочные» братья и сестры великих князей и княжон — могли впоследствии получить вольную.
Но и ограничения были жесткими: кормилице запрещали не только видеться с собственными детьми, но и просто выходить в город самостоятельно: вдруг подхватит заразу и передаст ее венценосному младенцу! Во второй половине XIX века правила смягчились: собственным детям кормилицы иногда позволялось жить с ней при дворе. После тщательного медосмотра, конечно.
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
Когда кормить самой «не по статусу»
В Средние века приветствовалось самостоятельное кормление. Кормилицы, конечно, никуда не исчезли, но теперь с ними связывали массу суеверий. Например, если у ребенка впоследствии обнаруживалось заболевание или просто дурные наклонности, винили в этом именно кормившую его женщину. Даже в относительно просвещенном XVII веке французский врач Жак Гийемо писал, что кормилица может передать ребенку болезнь или «несовершенства собственного тела». Другие авторы того времени и вовсе утверждали, что через молоко могут передаваться черты характера и привычки кормилицы, так что со временем ребенок может стать более похожим на нее, чем на биологических родителей.
Золотым веком для кормилиц стали XVII–XVIII столетия: тогда женщины из высших слоев общества пользовались их услугами практически повсеместно. Пуритане, правда, протестовали, проповедники клеймили эгоистичных матерей, но помогало это мало.
Для обеспеченных женщин иметь кормилицу было вопросом удобства и престижа (в конце концов, даже выходная одежда тех времен была абсолютно несовместима с кормлением грудью), а для бедных это занятие было одной из немногих возможностей стабильного заработка.
К этому моменту действительно можно говорить о выкармливании детей как о полноценной профессии: скажем, во Франции в эпоху Возрождения кормилицы уже регистрировались в муниципалитете и существовали законы, которые регламентировали их трудовую деятельность — например, обязывали проходить медосмотры.
Как правило, кормилица находилась при младенце неотлучно и не только собственно кормила, но и купала, пеленала, укладывала спать. Грудное вскармливание длилось иногда до 2–3 лет, и можно представить, какой травмой для ребенка становилось отлучение.
Интересно, что с конца XVIII века кормилиц стали повсеместно нанимать не только богатые, но и бедные родители. Правда, не от хорошей жизни. Дело в том, что с началом промышленной революции многие крестьянские семьи мигрировали в города, а там, чтобы выжить, женщинам приходилось искать работу наравне с мужчинами. Кормить собственных детей у них при таком образе жизни возможности не было — приходилось отдавать их на попечение еще более бедных крестьянок.
Во второй половине XIX века это явление переросло в так называемые детские фермы: частные учреждения, куда родители могли отдать ребенка на вскармливание и воспитание с единовременной или ежемесячной платой. У «бэби-ферм» была дурная репутация, и не зря: уход там был обычно небрежным, а смертность — чудовищной, причем в некоторых случаях «бэби-фермеры», получив от родителей единовременную выплату, просто убивали младенца или оставляли умирать без ухода.
Детская смертность в те времена и так была высокой, а клиентами «детских ферм» были самые бедные и незащищенные слои населения, которые редко жаловались, поэтому такие преступления почти не расследовали. Только когда число смертей на конкретной «ферме» становилось вопиюще большим, дело все-таки доходило до суда. В период с 1870 по 1909 годы в одной только Великобритании повесили восемь «бэби-фермерш», обвиненных в массовых убийствах вверенных им младенцев.