мир и россия на заре эпохи великих географических открытий экзаменационные ответы по истории россии и краткое изложение урока истории в 7 классе методическая подготовка к изучению истории по теме

Тест по окружающему миру по теме: «Современная Россия»

Тест проводится в разделе «История», по теме «Современная Россия» с целью проверки знаний территории на географической карте, озер и рек, а также численности народов и национальностей

Вопрос №
1

Что является основой современного общества?

Вопрос №
2

Как называется страна, в которой мы живем?

Вопрос №
3

На каком материке Расположена наша страна?

Вопрос №
4

4. Сколько часовых поясов расположено на территории нашей страны?

Вопрос №
5

5. На каком полуострове находится Долина гейзеров?

Вопрос №
6

. Сколько примерно человек проживает на территории России?

Вопрос №
7

7. Сколько национальностей существует на территории России?

Вопрос №
8

Вопрос №
9

9. Воды каких океанов омывают Россию?

Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый; Индийский и Атлантический.

Вопрос №
10

Самая крупная река Европы, протекающая на территории нашей страны:

Вопрос №
11

Самое большое озеро Земли, расположенное на территории России

Вопрос №
12

Самое глубокое озеро Земли, расположенное на территории России:

Вопрос №
13

Вопрос №
14

Сколько человек проживает в Москве?

Вопрос №
15

Знаменитый музей в Москве

Россия в мировом сообществе

Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире, показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства, направленной на обеспечение стабильности и национальных интересов России.

Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ?

Подчеркнуть, что для обеспечения стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе важнейшим аспектом, определяющим внешнеполитические подходы России к сотрудничеству и установлению связей с другими странами мира, являются равноправные взаимовыгодные отношения России и этих стран.
Россия стремится сохранить свое влияние в этих государствах и рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран СНГ в качестве приоритета своего военного планирования. Тесное сотрудничество с этими странами важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.
В России имеются крупные залежи полезных ископаемых (до 40% мировых запасов), необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем. Россия занимает первое место в мире по площади неосвоенных земель.

Что обозначает абривеатура СССР

Союз социалистических советских государств
Собрание союза социалистических государств
Союз советскихсоциалистических государств
Социалистический союз советских государств
Советский союз социалистических государств

Главными целями и задачами СНГ являются развитие сотрудничества в

политической
экономической
культурной
всех вышеперечисленных

Что обозначает абривеатура ЕС

Единый союз
Европейский союз
Единые страны
Единое содружество
Европейское собрание

Цели и задачи ОБСЕ

оказание гуманитарной помощи
развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами
поддержать мир и безопасность в Европе.
развитие культурного сотрудничества между государствами

Главные цели и задачи СНГ

развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами
развитие экономических,военных и политических отношений направленныцх на объединение и создание единой страны СССР
развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР

Входит ли Россия в ЕС

да
нет
частично

Что обозначает абривеатура СНГ

Союз Новых Государств
Содружество Независимых Стран
Союз Независимых Государств
Содружеств Независимых Государств

Общенациональной проблемой в России является

повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности
предупреждение ЧС природного, техногенного и социального характера
защита границ и территорий от террористов

Важнейшей составляющей национальных интересов является защита

Что лишнее

от ЧС природного и техногенного характера
от опасностей военного времени
от терроризма
от ДТП

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Составила у читель истории МБОУ гимназия №23 г. Краснодара Куницына Е. В.

Проблемное задание Какое значение имели Великие географические открытия для развития России?

Плавание финикийцев вокруг Африки — предполагаемое путешествие финикийских мореходов вокруг Африканского континента около 600 года до н. э., совершённое по приказу египетского фараона Нехо II .

Морские путешествия и колонии древних греков .

Макет китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньший по размеру каракки Колумба

Викинги открыли Исландию, Гренландию, Северную Америку

Географические открытия – это Посещение новых территорий. Хозяйственное освоение новых земель. Установление контактов с местным населением.

Географические открытия европейцев. I этап кон. 15- сер. 16 вв. Испанцы, португальцы. 1488 г. Бартоломеу Диаш 1497 г. Васко да Гама 1492 г. Христофор Колумб 1519-1521 гг. Фернан Магеллан II этап 16- сер. 17 вв. Англичане, голландцы, французы. 1553 г. Ричард Ченслер – причалил к Двинскому заливу Белого моря.

Первый сибирский поход 1483 г. Приращением Сибири Россия обязана вовсе не Ермаку. За сто лет до легендарного атаман войско московских воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина прошла от Устюга до верховий реки Обь, присоединив западную Сибирь к владениям Ивана III.

Русские географические открытия. В конце XV в. воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый предприняли большой поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть Уральских гор и определено их истинное направление «от моря до моря», т. е. с севера на юг.

Наряду с сухопутными экспедициями развивались и морские путешествия. Поморы — потомки русских, осевших на побережьях северных морей,— создали особый вид судна, приспособленного для плавания во льдах. На этих судах они открыли о. Колгуев , проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли и подошли к Медвежьему острову и восточным берегам Шпицбергена. Поморы совершали частые путешествия между устьями Оби и Северной Двины, а также поддерживали торговые связи со скандинавами, плавая в Балтийское море вокруг берегов Скандинавского полуострова.

Русские люди в XIV—XV вв. совершали длительные поездки в соседние страны. Среди них наиболее замечательным является путешествие тверского купца Афанасия Никитина, который первым из европейцев посетил Индию (1466—1472 гг.). Маршрут Никитина был очень большим и- по тому времени необычайно трудным. Он посетил Шемаху, Иран, Ормуз , Индию, пересек три моря (Каспийское, Черное и Аравийский залив) (рис. 4), провел в Индии больше трех лет и хорошо познакомился с народами и природой этой страны. Никитин не доехал до родной Твери и умер в пути. Находясь в Индии, Никитин вел записи, которые были доставлены его спутниками в Москву, где были изданы под названием « Хожение за три моря». В эти записки вошли путевые наблюдения и личные впечатления. В них приводится много интересных сведений о религии индусов, их образе жизни, о растительности, птицах, животных и богатствах природы Индии.

Тверской купец – Афанасий Никитин.

Почему Россия не приняла активного участия в ВГО в XVI в.? 1. Не развиты товарно-денежные отношения, как в Европе. 2. Не было много денег для снаряжения экспедиций. 3. Отсутствие выхода к незамерзающим морям. 4. Не было флота. 5. Не завершилось формирование единого государства.

Самостоятельная работа с учебником (стр. 11-12). Прочитать текст пункта «Последствия Великих географических открытий», найти и выписать в тетрадь последствия ВГО .

Домашнее задание: параграф 1, вопросы и задания для работы с текстом параграфа (устно). Подготовить сообщения о русских географических открытиях 16 века , об экспедиции Р. Ченслера (по желанию).

Тест по истории России Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Представители какого народа, как полагают историки, первыми совершили плавание вокруг Африки?

1) греки
2) римляне
3) египтяне
4) финикийцы

2. Как называют эпоху путешествий и крупнейших открытий, совершённых европейцами в конце XV — середине XVII в.?

3. Почему европейцам стали недоступны сухопутные пути из Европы в страны Индии и Китая к XV-XVI вв.?

1) в этот период прекратилось развитие транспорта
2) вследствие завоеваний турок-османов
3) вследствие возвышения Византии
4) в этот период стала популярной идея замкнутости и культурной изоляции Европы

4. Отметьте дату начала первого плавания Христофора Колумба.

1) 1450 г.
2) 1477 г.
3) 1492 г.
4) 1510 г.

5. Установите соответствие между путешественниками и совершенными ими открытиями.

А) описание открытых земель Нового Света
Б) открытие Америки
В) плавание к юго-западу Индии
Г) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию

1) Васко да Гама
2) Америго Веспуччи
3) Христофор Колумб
4) Ричард Ченслер

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В каком веке русский купец Афанасий Никитин совершил свое путешествие в страны Востока?

1) XIV в.
2) ХV в.
3) XVI в.
4) XVII в.

7. Какие территории преимущественно осваивали русские путешественники в XV-XVII вв.?

1) Урал и Сибирь
2) Северное побережье Африки
3) Южную Индию
4) Австралию

8. Какая страна из перечисленных получила колонии в результате путешествий европейцев в XV-XVI вв.?

1) Франция
2) Испания
3) Россия
4) Китай

9. Впишите недостающее слово в название торговых компаний Голландии, открытых после начала путешествий европейцев: Ост-__________ и Вест-__________ компании.

10. Отметьте положительное последствие путешествий европейцев в XV-XVI вв.

1) вооруженные конфликты
2) уничтожение цивилизаций и культуры Америки
3) соперничество за колонии
4) появление новых рынков сбыта готовой продукции

Вариант 2

1. Какое открытие историки относят к географическим открытиям, совершенным викингами?

1) открытие Китая
2) открытие Исландии
3) открытие Египта
4) открытие Португалии

2. Когда началась эпоха Великих географических открытий?

1) конец XV в.
2) середина XVI в.
3) конец XVI в.
4) середина XVII в.

3. Одной из причин Великих географических открытий было стремление европейцев найти новые пути в

1) Россию и Монголию
2) Индию и Китай
3) Испанию и Португалию
4) Египет и Алжир

4. Мореплаватель Христофор Колумб, отправляясь в первое путешествие, находился на службе у

1) России
2) Италии
3) Англии
4) Испании

5. Установите соответствие между путешественниками и совершёнными ими открытиями.

А) плавание к юго-западу Индии
Б) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию
В) открытие Америки
Г) описание открытых земель Нового Света

1) Христофор Колумб
2) Васко да Гама
3) Америго Веспуччи
4) Ричард Ченслер

6. Назовите сочинение тверского купца Афанасия Никитина, в котором он описывал свое путешествие.

7. Одна из особенностей России, вследствие которой страна была позднее вовлечена в процесс открытий и освоения новых территорий, — это

1) отсутствие выхода к незамерзающим морям
2) контроль над Черноморскими проливами
3) развитый морской флот
4) идея культурной замкнутости России

8. Какая страна из перечисленных в результате географических открытий стала крупнейшей колониальной державой?

1) Россия
2) Португалия
3) Франция
4) Китай

9. Как назывались морские парусные суда нового типа, на которых отправлялись в плавание моряки в период Великих географических открытий?

10. Отметьте одно из отрицательных последствий Великих географических открытий.

1) распространение христианства
2) появление новых продуктов питания в рационе европейцев
3) развитие торговли и мореплавания
4) вооруженные конфликты и столкновения

Ответы на тест по истории России Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 7 класс

1-4
2. Великие географические открытия
3-2
4-3
5. А2 Б3 В1 Г4
6-2
7-1
8-2
9. Индская
10-4

1-2
2-1
3-2
4-4
5. А2 Б4 В1 Г3
6. Хождение за три моря
7-1
8-2
9. Каравеллы
10-4

Тест по истории России Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. 9 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 12 заданий.

1. Как называется процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике?

1) неолитической революцией
2) промышленной революцией
3) монополизмом
4) протекционизмом

2. Отметьте имя изобретателя «прялки Дженни» — одной из первых машин, заменявших труд человека.

1) Т. Ньюкомен
2) И. П. Кулибин
3) Дж. Харгривс
4) Дж. Уатт

3. Первая товарно-сырьевая биржа в России была создана в царствование

1) Петра I
2) Ивана IV Грозного
3) Петра III
4) Павла I

4. Укажите одну из новых сельскохозяйственных культур, появившуюся в Европе в результате открытия стран Нового Света.

1) пшеница
2) картофель
3) репа
4) просо

5. Как называются массовые перемещения населения, тесно связанные с развитием экономики и освоением новых территорий?

1) колонизация
2) экспедиции
3) интервенции
4) миграции

6. Против какого вирусного заболевания разработал вакцину английский врач Э. Дженнер?

1) малярии
2) гриппа
3) оспы
4) ангины

7. Примерная численность населения Российской империи к началу XIX в. составляла

1) менее 2 млн человек
2) более 43 млн человек
3) 100 млн человек
4) 150 млн человек

8. Какая религия была государственной в Российской империи в начале XIX в.?

1) католицизм
2) ислам
3) буддизм
4) православие

9. Самой многочисленной группой крестьян в начале XIX в. в Российской империи были крестьяне

1) государственные
2) частновладельческие
3) удельные
4) дворцовые

10. В чем состояла особенность положения податного населения в Российской империи?

1) выплачивало налоги в казну
2) было освобождено от всех обязанностей в пользу государства
3) имело право подавать особые прошения, в отличие от других групп населения
4) не обладало никакими правами

11. Почему в Российской империи начала XIX в. были ограничены источники формирования рынка наемной рабочей силы?

1) сохранялось крепостническое хозяйство
2) государство запрещало открытие новых фабрик и мануфактур
3) трудовое законодательство детально регламентировало правила поведения и права рабочих
4) машинный труд полностью заменял труд наемных работников

12. Каким термином можно характеризовать политический строй России в начале XIX в.?

1) буржуазная республика
2) парламентская республика
3) самодержавная монархия
4) конституционная монархия

1. Что в истории развития промышленности считается началом промышленной революции?

1) переход от присваивающего труда к производящему
2) возникновение первых мануфактур
3) создание первых монополий
4) изобретение и применение рабочих машин

2. Кто является создателем механической прялки, получившей название «прялка Дженни»?

1) Дж. Харгривс
2) И. П. Кулибин
3) Т. и Д. Кранедж
4) К. и И. Шапп

3. Как называется налог, который взимается с физического или юридического лица и является одним из основных видов прямых налогов?

1) акционерный
2) подоходный
3) работающий
4) прибыльный

4. Назовите одно из последствий аграрной революции.

1) увеличение производства зерна, мяса и молока
2) сокращение производства основных сельскохозяйственных структур
3) переход значительной части населения к ручному сельскохозяйственному труду
4) изъятие из оборота сельскохозяйственной продукции

5. Как изменилась численность населения Европы на протяжении XVIII в.?

1) существенно не изменилась
2) значительно сократилась
3) выросла почти в два раза
4) выросла на 2-3 %

6. Какое явление способствовало увеличению миграции населения в XVIII-XIX вв.?

1) сохранение традиционных обычаев и правил
2) развитие транспорта
3) распространение обычаев общины
4) сокращение числа городов

7. Крупнейшей по территории державой мира в начале XIX в. была

1) Франция
2) Россия
3) Индия
4) Османская империя

8. Какого вероисповедания придерживались около 87 % населения в Российской империи в начале XIX в.?

1) православия
2) католицизма
3) ислама
4) иудаизма

9. Какая группа населения составляла абсолютное большинство в Российской империи в начале XIX в.?

1) дворяне
2) горожане
3) крестьяне
4) военнослужащие

10. Укажите категорию привилегированного населения Российской империи начала XIX в.

1) удельные крестьяне
2) мещане
3) частновладельческие крестьяне
4) дворяне

11. Как называлась форма зависимости крестьян, выражавшаяся в даровом принудительном труде в хозяйстве помещика?

1) оброк
2) трудодни
3) барщина
4) посевная

12. Средоточием высшей законодательной и распорядительной власти в Российской империи начала XIX в. был(а)

1) император
2) Боярская дума
3) Государственная дума
4) Святейший Синод

Ответы на тест по истории России Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. 9 класс

1-2
2-3
3-1
4-2
5-4
6-3
7-2
8-4
9-2
10-1
11-1
12-3

1-4
2-1
3-2
4-1
5-3
6-2
7-2
8-1
9-3
10-4
11-3
12-1

Тест по истории Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. для 9 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, каждый включает по 12 заданий.

1 вариант

1) Т. Ньюкомен
2) И. П. Кулибин
3) Дж. Харгривс
4) Дж. Уатт

1) выплачивало налоги в казну
2) было освобождено от всех обязанностей в пользу государства
3) имело право подавать особые прошения, в отличие от других групп населения
4) не обладало никакими правами

11. Почему в Российской империи начала XIX в. были ограничены источники формирования рынка наёмной рабочей силы?

2 вариант

1) Дж. Харгривс
2) И. П. Кулибин
3) Т. и Д. Кранедж
4) К. и И. Шапп

1) существенно не изменилась
2) значительно сократилась
3) выросла почти в два раза
4) выросла на 2-3%

8. Какого вероисповедания придерживались около 87% населения в Российской империи в начале XIX в.?

11. Как называлась форма зависимости крестьян, выражав­шаяся в даровом принудительном труде в хозяйстве помещика?

Ответы на тест по истории Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. для 9 класса
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-2
5-4
6-3
7-2
8-4
9-2
10-1
11-1
12-3
2 вариант
1-4
2-1
3-2
4-1
5-3
6-2
7-2
8-1
9-3
10-4
11-3
12-1

РОССИЯ В XVI ВЕКЕ

Урок 2. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.

предметные: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Великие географические открытия».

урок открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Ответьте на вопросы, используя знания, полученные в 5 и 6 классах при изучении всеобщей истории.

— Всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?

— Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?

— Какие морские путешествия совершали древние греки?

— Какие открытия были сделаны древними китайцами?

— Кто первым высадился на берега Америки?

III. Мотивационно-целевой этап

В 1492 г. этот мореплаватель вступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, а затем им были открыты еще два острова — Куба и Гаити. В результате последующих трех экспедиций началась колонизация Пуэрто-Рико, Ямайки, побережья Южной и Центральной Америки. При этом мореплаватель до конца своих дней верил, что он обнаружил новый путь в Индию. А открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка.

— Как звали этого мореплавателя? (Христофор Колумб.)

Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий».

— Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.

2. Начало русских географических открытий и их специфика.

3. Последствия Великих географических открытий.

— Почему Великие географические открытия изменили картину мира?

IV. Введение в новый материал

В XV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мрака». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан. Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия? К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Попробуем и мы принять в ней активное участие в обсуждении этих вопросов и воссоздать далекие страницы прошлого нашей страны.

V. Работа по теме урока

Мы выяснили, что еще в далекой древности человечество постоянно осваивало новые земли. Но можно ли назвать путешествия древних финикийцев, китайцев и греков географическими открытиями?

— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.

Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.

Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале XVIII в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский авантюрист, этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899—2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским.

«Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа — сына Эйрика, прозванного впоследствии Счастливым. Он с командой из 35 человек предпринял далекий поход и достиг берегов бесплодной страны, названной им Хеллюландом (страной камней). Потом, взяв курс на юг, викинги через несколько дней увидели перед собой поросшие лесом холмы и белые песчаные отмели. Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки. Затем они решили перезимовать и построили «большие дома» (возможно, скандинавские «длинные дома» — longhouse). После зимовки Лейф, нагрузив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию.

Через некоторое время в Винланд (по всей видимости, промежуток был небольшим) отправился брат Лейфа — Торвальд (на корабле Эрика). Состав экспедиции — один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.

В течение этого времени викинги предприняли несколько походов по местной территории. Во время похода на втором году пребывания в Винланде в стычке со «скрелингами» — вероятно, индейцами или эскимосами — от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке. Информации о других потерях, как и о строительстве викингами новых домов, нет.

(По материалам сайта «Истории Земли» — историиземли.рф)

Вопросы по тексту

— Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?

— А путешествие викингов в Америку?

Следовательно, географические открытия — это не простое посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.

— Разделитесь на три группы. Работая с п. 1 § 1 и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), определите предпосылки, причины и хронологию Великих географических открытий.

Первая группа — предпосылки Великих географических открытий.

Вторая группа — причины Великих географических открытий.

Третья группа — хронология Великих географических открытий.

(Первая группа представляет работу в форме таблицы.)

(Вторая группа представляет работу в виде схемы.)

(Третья группа представляет работу в форме таблицы.)

(Обсуждение результатов работы групп.)

Россия также была вовлечена в процесс освоения новых территорий. С 1580-х по 1640-е гг. русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь. Предлагаю убедиться в этом, совершив виртуальную экспедицию в прошлое.

(Во время рассказа учитель демонстрирует обозначенные им на карте маршруты экспедиций, а также репродукции гравюр с изображениями Ивана III, Афанасия Никитина.)

В конце XV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван III приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири.

В 1483 г. в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы (в старину их звали Камень или Каменный Пояс) и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Манси, возглавляемые сыном Асыки Юшманом, собрали свое воинство и встретили русских возле устья р. Пелым, но потерпели сокрушительное поражение.

Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который находился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они «повоевали» Югру, захватив в плен кодского князя Молдана и еще нескольких князей. Летописец отмечал: «От Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю».

В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские земли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отправились в практически не заселенную землю. Да, мужество нужно было немалое. Пройдя по протоку реки Печоры, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским промысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через «Камень щелью» — проход в Уральских горах.

Уже на перевале им пришлось принять бой, в результате которого войско северных князей было разбито. Русским ратникам удалось захватить 200 оленьих упряжек, которые они использовали во время дальнейшего похода как средство передвижения.

Очутившись на Югорской земле, русские отряды направились по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достигли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и захватить в плен 58 человек — князьков, вождей племен, старейшин. Поняв, что сопротивляться опытным в воинских делах русским полкам не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, проживающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обратно и вернулись на Русь в 1500 г.

Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.

Афанасий Никитин, купец из Твери, по праву считается не только первым русским торговцем, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы), но и первым русским путешественником.

Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.

Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, т. е. пушнина. Очевидно, что в состав каравана входили и суда других купцов.

Путешествие Афанасия Никитина можно условно разделить на четыре части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии;

4) обратное путешествие через Персию в Россию.

— Как вы считаете, почему Россия (по сравнению с Испанией и Португалией) не приняла активное участие в Великих географических открытиях?

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Специфика русских географических открытий:

1) недостаточное развитие товарно-денежных отношений, что препятствовало включение открытых земель в хозяйство страны (до XVII в.);

2) недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;

3) отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4) отсутствие флота.

— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.

Значение Великих географических открытий:

1) географическое исследование Земли, развитие многих областей естествознания;

2) развитие науки и техники, появление судов нового типа;

3) развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;

4) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики;

5) открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;

6) изменение в социальной структуре общества — появление новых слоев;

7) приток драгоценных металлов в Европу;

8) освоение новых сельскохозяйственных культур — в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.

Однако Великие географические события имели и негативные последствия. Например, приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции. Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля. Начала создаваться колониальная система. Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов.

(Проведение мини-дискуссии на тему «Положительные и негативные последствия Великих географических открытий».)

Вопросы для дискуссии

— Как вы думаете, какие последствий Великих географических открытий было больше: позитивных или негативных?

— Почему приток драгоценных металлов в Европу привел к инфляции?

— Почему колонизаторы уничтожали культуру народов, проживавших в Новом Свете?

— Можно ли было этого избежать?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 13 учебника.

— Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника.

— Составьте предложение со словом «каравелла».

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы:

1. Прочитать § 1.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 13, 14 учебника (на выбор).

Из письма в Испанию:
«Их высочества могут
убедиться, я дам им
столько золота,
сколько нужно;
пряностей и хлопкасколько соизволят их
высочества повелеть.
Я дам так же и рабов,
сколько будет угодно и
сколько мне повелят
отправить».

Значение экспедиции Магеллана

Экспедиция Магеллана
окончательно доказала,
что Земля имеет форму
шара.
Обогнув этот шар, можно
вернуться в порт
отплытия.
Хуан Себастьян Элькано

Великие географические открытия

В эпоху Великих географических
открытий выделяют два этапа. Первый –
с конца до середины в. Главными
морскими державами в это время были
Испания и Португалия. В поисках
морского пути в сказочно богатую, по
представлениям европейцев, Индию
испанские и португальские корабли
устремились в дальние плавания через
Атлантический океан.

Географические открытия XV — первой половины XVII в.

совершили
Гудзон Генри
Фернан Магеллан
Бартоломеу Диаш
Васко да Гама
Дрейк Фрэнсис

Англия

Фамилия
путешественника
Френсис
Дрейк
Дата
Открытия
1577—
Осуществил второе
1580
кругосветное
путешествие
В Северной Америке
открыл реку, залив и
Генри Гудзон 1607— пролив, которые были
1611
названы его именем

Первые колониальные империи

На землях Нового
Света строились
крепости, основывались
поселения для
переселенцев из
Испании, Португалии,
прокладывались пути,
создавались плантации
сахарного тростника
Эрнандо Кортес с с крошечным отрядом солдат –
конкистадоров обманом и коварством покоряет громадную
страну ацтеков Мексику и захватывает добычу, перед
которой меркнут сокровища любого из европейских королей,золото верховного вождя ацтеков Монтесумы.

Проверьте правильность заполнения таблицы

Этап Время
ы
1.
2.
Конец
XV–
середина
XVI вв.
Страны
Участники Открытия
Испания,
Христофор
Португалия Колумб,
Васко да
Гама,
Фернан
Магеллан.
Середина Англия,
XVI –
Голландия,
середина Франция.
XVII вв.
Френсис
Дрейк,
Генри
Гудзон
Джеймс
Кук
1492 г. – Америка
1498 г. – достиг юго -западного
побережья Индии
Первое кругосветное приключение
1577—1580 — Осуществил второе
кругосветное путешествие.
1607—1611 — В Северной Америке
открыл реку, залив и пролив,
которые были названы его именем
Открыл Австралию.

Из истории мореплавания

В IX – X вв. викинги
открыли Исландию,
Гренландию, достигли
берегов
Америки

12 октября 1492 г. генуэзец Христофор
Колумб, находившийся на службе у
испанских монархов, открыл для
европейцев Америку. Местных жителей,
населявших открытые им земли, он
назвал индейцами, полагая, что его
экспедиция достигла берегов Индии.
Европейцы стали называть открытые
земли Новым Светом (в отличие от
Старого Света – Европе, Азии и Африке).

Фернан Магеллан

Его экспедиция совершила
первое кругосветное
путешествие, открыл
пролив, названный его
именем.
В 1520 году был убит в
схватке с местными
жителями.
Плавание завершил Х. С.
Элькано, обогнув с юга
Африку.
(ок. 1480 – 1521).

Васка да Гама

В 1497- 1499 годах
совершил плавание из
Лиссабона в Индию,
проложил морской путь
из Европы в Южную
Азию.
В 1502 – 1503 гг. и 1524
году, совершил плавания
в Индию.
(1469- 1524).

Причины
Великих географических открытий
развитие производства
расширение торговли
потребность в золоте и серебре
невыгодная торговля с Востоком после
завоеваний турок
поиск золота
поиск новых морских путей в
страны Востока

История открытия Австралии:
первыми открыли континент
голландцы В. Янсзон (1606 г. ) и А.
Тасман (1642 г. ) в начале XVII в.
Однако, официально Австралию
открыл Джеймс Кук. В 1770 году он
объявил материк собственностью
британской короны.

Карта похода Кортеса 1519—1521 гг.
Испанцы подвергли варварскому уничтожению
самобытную, достигшую высокого развития культуру
ацтеков, разграбили и разрушили их великолепную
столицу — Теночтитлан.

Великие географические
открытия – крупнейшие
географические открытия
сделанные европейскими
путешественниками в конце
XV – середине XVII века.
ВСПОМНИТЕ:
1. Кто и в каком году открыл Америку?

В 1531—1533 гг. с таким же варварством был разграблен и
уничтожен испанцами другой очаг древней культуры Америки —
культуры инков. Ими была захвачена огромная территория, на
которой в сейчас размещаются три государства — Эквадор,
Боливия и Перу.

Россия также была
вовлечена в процесс
Великих географических
открытий и освоения новых
территорий.

Словарные слова

КОНКИСТАДО́РЫ — участники Конкисты, то
есть завоевательных походов европейцев (в
основном испанцев) в Новый Свет.
Пай – часть, доля участия, акционерном
обществе.
Поморы – жители побережья Белого моря.
Колонии — это зависимая территория,
находящаяся под властью иностранного
государства (метрополии).

Значение Великих географических открытий

• Новые достоверные знания о мире.
• Развитие наук: географии, истории,
астрономии.
• Образование единого мирового рынка, рост
торговых связей.
• Перемещение главных путей из внутренних
морей в океаны, новые океанские порты.
• Создание первых колониальных империй.
• Гибель древних культур Нового света.
• Падение цен на золото, удорожание других
товаров.
• Изменения в повседневной пище европейцев,
новые сельскохозяйственные культуры,

Домашнее задание

Параграф 1. вопросы 3,4,5,7

Оцените статью
Тест по истории
Добавить комментарий