Функциональная грамотность на уроках истории
Примеры заданий по функциональной грамотности для уроков истории 5-х -9-х классах, которые учитель может использовать на своих уроках для повышения интереса при приведении занятий, а также во внеурочной деятельности.
Задания по формированию функциональной грамотности
Стимул: «Неизвестный европейский путешественник XIX в. заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.
Задачная формулировка: Вы, выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были выполнить следующие задания: составить карту — схему пути «из варяг в греки»; соотнести древние географические названия и современные; исправить ошибки, допущенные европейскими путешественниками; написать письмо путешественникам с указанием допущенных ими ошибок.
Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».
Бланк для выполнения задания — работа выполняется в раздаточном материале. Работа выполнялась в группах. ( формирование естественнонаучной и читательской грамотности).
Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.
Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»
(формирование читательской и математическая грамотности)
Тема: «Жизнь египетского вельможи». 5 класс.
Задание для учащихся: в учебнике (§ 8, с. 44) прочитайте и выпишите в тетрадь поручения, которые давал фараон своим вельможам.(функциональное чтение)
Тема: «Военные походы фараонов». 5 класс. Расскажи от имени фараона Тутмоса, за что ты так любишь военные походы.(функциональное чтение)
Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. (читательская и математическая грамотность).
Задание 1 Какова основная мысль фрагмента текста? А) Причины Смутного времени. Б) Сменяемость царей в период Смуты. В) Последствия Смутного времени. Г) Положение высших сословий. Умение: Выбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста
Задание 2 Как назывался документ о закрепощении крестьян? Умение: Выделение из текста явной информации Задание
3 Прочитайте разговор между двумя ребятами. Приведите факты из текста, которыми участники разговора могли бы подтвердить свою точку зрения.
1 участник: ________________________________________________________ __________________________________________________________________
2 участник: ________________________________________________________ __________________________________________________________________ Умение: Выявление содержащейся в тексте противоречивой, конфликтной информации; нахождение доводов (фактов), подтверждающих данную информацию Задание 4 Объясните, почему, по мнению автора, международный авторитет страны был ничтожен? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________ Умение: Интерпретация содержания текста (восстановление внутреннего смысловой стороны содержания) Задания 5 Используя информацию из источника, раскройте смысл высказывания В.О Ключевского. Умение. Обосновывать собственную позицию с помощью фактов. Выстраивать собственную систему аргументации
Задания 6 Какие задачи, по вашему мнению, стояли перед Россией после Смуты? _____________________________________________________________________________ _______________________________________
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/516041-funkcionalnaja-gramotnost-na-urokah-istorii
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
учитель истории и обществознания
Задания по функциональной грамотности для 5-9 классов. Предмет: история, обществознание, география. Данные задания разработаны мной самостоятельно к конкретным урокам и опробованы.. Задания представлены с системой оценивания.
Задание на креативное мышление 5 класс (6 заданий)
Работа в паре.
Изучите таблицу и подумайте
— Вам нравится египетская школа? Что бы вы хотели в ней изменить?
— Предлагаю вам задуматься над этими вопросами при выполнении последующих заданий.
Проявите воображение! Успехов!
Запишите два примера.
2. Что вам НЕ нравится в египетской школе?
3. Что бы вы хотели в этой школе обязательно изменить?
4. Прочтите идеи, предложенные одноклассниками (Запись на доске)
Отметьте идею, которая на ваш взгляд, самое важное, необходимое, на ваш взгляд, изменение в египетской школе.
5. Как вы думаете, какие идеи, вами предложенные могут не прижиться в египетской школе? Как вы думаете, кто будет против этих идей? ____________________________________________
Запишите хотя бы один аргумент ПРОТИВ. Аргумент ПРОТИВ___________________________________________________
6. Как можно доработать эту идею, чтобы учесть возможные возражения? Запишите ниже уточнённую идею.
Задание на развитие читательской грамотности 5-6 класс (5 заданий)
Прочтите краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха».
Обратите особое внимание на текс выделенный курсивом.
В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякого добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.
Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь.Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно«иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
-Ребята давайте постараемся объяснить некоторые правила «Поучения».
1. -Как вы понимаете выражение:
1. «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне»;
2. — Какие нравственные качества воспитывает это произведение в человеке? Перечислите их
3. — Как вы думаете, для кого было написано «Поучение»?
4. — Так что такое «Поучение»? Объясните значение слова «Поучение».
Задание на развитие креативного мышления. (8-9класс)
Работа с понятием.
Толерантность. (лат. tolerantia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению, чувствам, идеям и ценностям.
В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие.
Ребята, наша страна, Россия, является многонациональным государством. На территории России проживает более 190 народов. А теперь представьте сколько народов проживает на нашей Земле. Официальная наука считает, что на нашей планете проживает от 2 до 4 тысяч народностей и народов. Мы отличаемся по языку, традициям, обычаям, религиозной принадлежности и даже цвету кожи, но на этом наши различия заканчиваются. Мы все принадлежим к роду человеческому, одинаково мыслим, чувствуем, мечтаем и все хотим жить в мире и согласии.
Нашим общим домом является планета Земля. А мы её большая семья. Чтобы в семье был лад, её члены должны уметь договариваться, проявлять толерантность.
— Как бы вы, ребята, хотели изобразить толерантность жителей нашей планеты?
— Какую модель вы можете предложить?
Учитель выслушивает предложения ребят. Записывает их на доске.
Затем голосованием было принято общее решение.
Ребята приступили к созданию модели цветка, в центре которого было решено поместить нашу планету. На лепестках цветка ребята решили написать названия народов, проживающих на нашей планете. Выполненная модель отражает главную мысль темы – все мы дети одной Земли, мы равны в своих возможностях, способностях и должны жить в мире и согласии.
(Используемый материал: цветная бумага, ножницы, фломастеры)
Задание на развитие глобальной компетенци. 7 класс
-Ребята, прочтите внимательно текст и выполните задание.
Как люди на нашей планете встречают Новый год?
Традиция встречать Новый год уходит в очень давние времена. Встреча Нового года у разных народов происходила и происходит по-разному. Однако Новый год для всех символизирует наступление чего-то нового и светлого и связан у людей с радостью и с надеждой на будущее.
В Италии Новый год начинается 6 января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью, открывает двери маленьким ключиком и наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы и уголёк. Обидно, но кто что заслужил.
В новогоднюю ночь из окон квартир в самую последнюю минуту старого года итальянцы выбрасывают старую одежду, и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Принято считать, что если в новогоднюю ночь выбросишь старую вещь, то в новом году купишь новую.
Подарки маленьким итальянцам дарит не только Бефана, но и итальянский Дед Мороз. Зовут его Баббо Натале. У него даже есть настоящий почтовый адрес, по которому можно отправить письмо. Этот адрес известен всем детям Италии: Баббо Натале, Бульвар Европы, 175, Рим, Италия.
Новый год для англичан желанный и любимый праздник. За несколько дней до 1 января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие народные песни.
В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. Лорд Беспорядок ведёт за собой весёлое шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Мартовский Заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии же возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Английские дети в новогоднюю ночь по традиции играют в прятки.
Французский Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на праздничном столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запечённый в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.
В Германии традиция приносить под Новый год еловые ветви и украшать ими жилище родилась ещё 300 лет назад. Древние земледельцы верили, что вечнозелёные деревья благотворно влияют на будущий урожай. А уже позднее в домах стали ставить ёлку и украшать её пылающими свечами.
В Германии обязательная принадлежность новогоднего стола – поросенок. Когда-то кабана люди считали животным Фрайра, бога древних германцев, посылавшего дождь и солнце, плодородие и неурожай. Таким образом, новогодний кабан олицетворял Солнце, которое в декабре показывается лишь на короткое время, а после Нового года задерживается на небосводе всё дольше и дольше.
В Швеции в день Нового года сжигают многометрового козла, а старый год прогоняют выстрелами в воздух. Устраивается весёлый маскарад, а шведская детвора в новогоднюю ночь бьёт старую посуду о двери своих знакомых.
Шведский Дед Мороз называется Томте-Гном. А новогодние подарки раздает «Королева света» Люсия. Её в каждом городе выбирают по конкурсу. Самая очаровательная девушка удостаивается чести пощеголять в короне из горящих свечей. Это символ возрождения солнца, новой жизни, новых надежд. Люсия, в сопровождении свиты обходит дома и раздаёт подарки, помогает больным и старикам.
В Японии в канун Нового года принято дарить открытку с изображением животного, под знаком которого наступает Новый год. Перед праздником необходимо расплатиться со всеми кредиторами.
Цифры 100 и 8 японцы считают счастливыми, поэтому в храмах о наступлении Нового года извещают 108 ударов колокола, что означает: в новом году все прошлое зло, грехи, несчастья канут в вечность. С последним ударом колокола полагается ложиться спать, чтобы встать перед рассветом, выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца.
Дом убирают ветками сосны, сливы, бамбука, пучками соломы, что имеет особое толкование: сосна – символ долголетия, пучки соломы – символ чистоты, бамбук – символ стойкости, цветущая сирень – символ молодости. Перед домом ставится пихта – символ долголетия.
Родители дарят детям символ благополучия – монетку, положенную в бумажный конвертик.
Новый год в Индии встречается не в полночь, а с восходом солнца. В этот день запрещается ссориться, сердиться. Утром надо рано встать, привести себя в порядок, не спеша вспомнить прошлое и подумать о будущем. Днём проводятся состязания по стрельбе из лука, запускаются воздушные змеи.
В России традицию встречать Новый год с 1 января 1700 года ввёл царь Пётр Великий. Для этого был издан специальный указ: «Считать Новый год не с первого сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак этого доброго начинания в веселии друг друга поздравлять с новым годом.
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинять некоторое украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Чинить стрельбу из небольших пушек и ружей.
Новый год в Колумбии отмечается, как и в большинстве стран мира, с 31 декабря на 1 января. Каждый год родные традиционно собираются все вместе и готовят вкусные национальные блюда. У них есть традиция на Новый год кушать 12 ягод винограда и загадывать 12 желаний, которые должны сбыться в следующем году. Также для новогоднего стола обычно готовят свинину, цыпленка и индейку, которые начинают есть с наступлением Нового года.
В отличие от России мадагаскарцы вначале отмечают Рождество, а уж затем Новый год. До 25 декабря открываются большие городские рождественские ярмарки. Здесь можно купить различные новогодние и рождественские аксессуары и подаркиВечером 31 декабря жители Мадагаскара отмечают Новый год в компании друзей или коллег в барах, ресторанах и т.д, но уже 1 января собираются всей семьей, готовят праздничные угощения. Обязательным блюдом новогоднего стола на Мадагаскаре является курица. Самому старшему и уважаемому члену семьи отдается куриная гузка. По народным поверьям именно эта часть курицы приносит здоровье, удачу и благополучие не только старейшине, но и всей семье. Подарки на новый год в этой стране принято также преподносить старейшим членам семьи: родителям, дедушкам и бабушкам или пожилым соседям.
Во Вьетнаме Новый год самый веселый праздник. Ветви расцветающего персика – символ Нового года – должны быть в каждом доме. Дети с нетерпением ждут полночи, когда можно начать пальбу маленькими самодельными хлопушками.
Выберите все верные ответы, поставив напротив верного ответа галочку.
Выбери несколько близких тебе вариантов ответа
Данное задание проверяет, насколько учащийся способен преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур, сохраняя свою культурную самобытность, одновременно осознавать сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей.