Sondi проверяет свою историю и интерпретацию импульсных факторов

Леопольд Сонди родился 11 марта 1893 года в еврейской семье. Он был двенадцатым (восьмым из девяти детей от второго брака) ребёнком своего отца. Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания. В 1898 году семья переезжает в Будапешт, где Сонди поступил сначала в начальную школу, затем в гимназию, которую окончил в 1911 году.

После гимназии Сонди решает стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии. Несмотря на бедность, Сонди, благодаря помощи одного из братьев, поступает на факультет медицины Будапештского университета. Во время учёбы увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Во время Первой мировой войны Сонди был призван на военную службу, где был в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте.

После окончания войны, Сонди в 1919 году завершает образование в университете и начинает частную практику, совмещая её с работой в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период Сонди увлёкся экспериментальной психологией, которой занимался в лаборатории доктора Пауля Раншбурга. Раншбург проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим знаменитым тестом Л. Сонди сделал под компетентным руководством.

В этот период, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, Сонди обдумывает идею о семейной обусловленности психических болезней. Наблюдая за больными, Сонди приходит к выводу, что психопатология накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.

В 1926 году Л. Сонди женится на Илоне Радвани. В браке рождается двое детей — дочь Вера (1928—1978, умерла от эндокринных нарушений) и сын Петер (1929—1971, покончил с собой).

С 1927 по 1941 год Сонди был профессором и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Будапештской высшей школы медицинской педагогики. В этот период Сонди активно развивает идеи Судьбоанализа, который рассматривает как продолжение психоанализа. В 1937 году выходит первая знаменитая книга «Анализ брачных союзов». В данной книге Сонди писал, что брачный выбор партнера зачастую подсознательно диктуется тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией. Сонди назвал подобный бессознательный выбор генотропизмом.

В 1941 году, в результате проводимой антиеврейской политики, Сонди был лишен права заниматься частной и исследовательской деятельностью. В июне 1944 года Сонди вместе с семьёй попадает в концлагерь Берген-Бельзен, однако уже в начале декабря того же года получает разрешение выехать в Швейцарию.

В Швейцарии Сонди получает должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене. Также Сонди читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе.
В 1959 году Сонди получает Швейцарское гражданство.

В 1970 году под руководством Л. Сонди открывается обучающий и научно—исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа).

Леопольд Сонди скончался 24 января 1986 года в доме престарелых недалеко от Цюриха, оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.

Про Pro

«Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи» – Билл Гейтс.

Неа, Билл, ленивых не надо, меня самого уже достаточно. Знаете какой самый легкий путь написания кода? Правильно, поручить это кому-то другому. И так, я запостил объявление на модной, хипстерской фрилансбирже freelansim.ru. Результат не заставил себя долго ждать, пятнадцати минут и я уже получил первый ответ.

Первым отозвавшимся оказался Московский iOS мастер, он милейшим образом объяснил как качественно и в срок он выполняет работу, показал свои вылизанные до блеску приложения и попросил 2 000$ предоплаты (всего ему нужно было 5000$). Боевой дух и желание делать приложение резко устремилось вниз. ( Большинству трудоспособного населения у нас в селе, чтобы столько заработать, нужно трудиться как минимум два года.)

К счастью, не все фрилансеры такие жадные как московские специалисты. В течение двух трех дней нашлось пара тройка программистов, готовых взяться за проект и назвавших скромную сумму не превышающую 500$.

Адаптации и модификации

Несмотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Сонди, временами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терминологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на сопоставлении восьми факторов с восьмью индивидуально-типологическим свойствами на базе упомянутой выше теории ведущих тенденций, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции — это те устойчивые судьбореализующие факторы, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют стиль жизни, выбор профессиональной деятельности, сферы социальной активности, а также существенно влияют на формирование индивидуальной иерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены заново известным и весьма талантливым художником Б. И. Энским. При этом особая роль отводилась сохранению их психологической сущности и сходству с оригиналом. Затем валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы (765 человека) и на контингенте больных с пограничными психическими расстройствами (282 человека). В ходе дальнейшего использования данной методики численность обеих выборок многократно увеличилась.

Главная цель, которую преследовал автор модифицированного метода портретных выборов (МПВ), — это изучение концептуальной основы методики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом, лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того, модификация метода позволила использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру методики в контексте упомянутой выше типологии индивидуально-личностных свойств.

Второй план исследования (довыбор оставшихся портретов из каждой серии — двух более приятных и двух менее приятных — после первого, основного выбора) в модифицированном тесте используется в основном для выявления характера и профессионального тропизма у тех обследуемых, данные которых по первому выбору оказались маловыразительными и свелись к полной уравновешенности всех тенденций. При этом баллы высчитываются простым суммированием показателей первого (передне-планового) и второго (заднепланового) выборов, что позволяет расставить акценты в структуре личностных свойств и дать соответствующие рекомендации.

Для облегчения и большей эффективности труда психолога, избавления его от рутинной работы по отбору и обсчету данных С. Н. Собчик совместно с программистом Л. Я. Хвостовым разработана компьютерная программа по тесту Сонди. Она работает как в диалоговом режиме (с предъявлением шести серий по восемь портретов на экране монитора в каждом предъявлении), так и по данным, полученным при обычном обследовании, введением количественных показателей вручную. При этом компьютер дает как психоаналитическую, так и индивидуально-типологическую интерпретацию с рекомендациями по выбору профессии.

«Я»-влечение

У Фрейда влечения «Оно» (Ид) и «Я» (Эго) скорее противопоставляются, чем сводятся воедино. Именно конфликт между «Я» и «Оно» (представляющим инстинктивное, влеченческое начало) и приводит к неврозу. Но в этом парадоксе Сонди видит историческое развитие теории влечений Фрейда, ссылаясь на более поздние высказывания Фрейда о «матрице «Я»-«Оно» с выделением «недифференцированной фазы развития», а также на собственные выводы о возможности усмотреть в сублимировании не только нереализованную сексуальность, но и «нейтрализацию» сил влечения. Фактор влечения k является фактором сужения «Я» (эго-систолы). Он обеспечивает самосохранение личности путем приспособления к реальности и побуждения «Я» к обладанию (капитализации). Другой фактор — р — является фактором расширения «Я» (эго-диастолы) и питается потребностью бытия, то есть стремлением «быть» во всей своей многогранности. Сонди считает, что оба эти фактора функционируют в качестве «Я» в структуре «Оно» еще бессознательно. Единство «Я» и «Оно» в матрице материнский почвы бессознательного является основой судьбоанализа, который восходит своими истоками к 1937 году и отличается от психоанализа в основном тем, что делает больший акцент на наследственность матрицы «Я»-влечений. Судьбоанализ открыл «семейное бессознательное» как общую материнскую почву «Я»-влечений. Кроме того, как и X. Гартманн, Сонди на основании экспериментальных данных установил связь автономного «Я» с сексуальным, пароксизмальным и контактным влечениями, а также функции сжатия (систолы) и расширения (диастолы) «Я» под влиянием факторов k и p. Фактор k ограничивает бесконечность стремления к расширению «Я» за счет фактора р. В результате сужения «Я» личность приспосабливается к реальности. Фактор k как сдерживающий «Я» фактор соответствует во многих отношениях фрейдовскому «влечению к самосохранению», однако силой влечения, на взгляд Сонди, является не либидо, а наследственно обусловленная сила побуждения к обладанию. Эта позиция сближает взгляды Сонди с концептуальным подходом автора данного руководства, что позволяет в модифицированном варианте использовать индивидуально-личностную типологию как основу интерпретации факторов модифицированного теста — метода портретных выборов (МПВ). По сути дела, активное либидо приравнивается Сонди к преобладанию более общей категории — мотивации достижения. В терминах Сонди, фактор Р соответствует фрейдовскому стремлению к расширению личности, его первофункция — эго-диастола — питается генной силой влечения, которая в человеке усиливает стимул к бытию и расширению пространства бытия вплоть до всесторонней самореализации. Эту силу Сонди называет «Протестас».

В факторах k и р только по основному смыслу воплощается фрейдовское «Я»-влечение, так как функциональное пространство этих факторов значительно шире и проявляется четырьмя элементарными функциями: проекция, инфляция, интроекция и отречение, соотносящимися с интегративной функцией «Я», сводящей воедино все противоположности в рамках автономного «Я». Исходя из наследственных корней шизофрении, а именно, двух ее ведущих форм — кататонии и паранойи, Сонди вывел знак вектора — Sch и обозначения факторов k и р.

Сущность эго-систолического фактора k — одобряющая или отрицающая позиция. Его функция связана с двумя противоположными тенденциями «Я»: включение в себя — интроекция (k+) и отрицание — отречение (k-).

Интроекция — это древнейшее бессознательное стремление «Я» к присоединению к себе и овладению ценными объектами внешнего и внутреннего мира, тенденция к всеобладанию. Это мост к восприятию внешнего и внутреннего мира; при разрушении этого моста происходит отчуждение мира и самого себя. Позитивная реакция (k+) выражается через интроекцию, негативная реакция (k-) означает отрицание и отречение, самая экстремальная форма отречения — негативизм и «Я»-деструкция. Отрицание по своей сути близко к механизмам вытеснения из сознания травмирующей психику информации, но отличается тем, что формами отречения являются приспособительные функции торможения, самоограничения, отчуждения и негативизма. Это наиболее общечеловеческая и наименее пагубная реакция «Я», часто определяющая судьбу индивида и его социальной общности. Таким образом, сущность фактора k- — в фрейдовском Супер-эго. Если k+ соответствует стремлению к материальным благам, к профессиональному знанию и техническому умению, собственническим тенденциям к объекту привязанности, то k- выявляет отчасти бессознательное, отчасти осознаваемое стремление к сомоограничению и вытеснению тех влечений, которые окружающими воспринимаются как несоответствующие морали и идеалам общества.

Итак, рассмотрим значения показателей фактора k, обозначающего сужение «Я» или эго-систолу.

Анализ нулевых k-реакций (k0)

По сути, это отказ от выражения личностной позиции, отсутствие контроля реальности, недостаточность «Я»-тормозов по отношению к собственным влечениям. Постоянная реакция k0 может говорить о врожденной слабости «Я», за которой стоят:

Уточненная интерпретация может быть предложена лишь в контексте толкования и сопоставления всех сопутствующих данных по другим показателям.

Противоположностью слабости «Я» является полностью интегрированное «Я» (Sch ± ±), подчиненное рассудку, неэмоциональное «Я».

Анализ позитивных k-реакций (k+)

Позитивные реакции с избыточным давлением (k+!, +!!,+!!!), гипертония эго-систолы всегда указывает на болезненную форму «включения в себя», особенно при р0 (Sch +! 0, Sch +!! 0, Sch +!!! 0). Такая реакция означает грозящее опасностью повышение эгоистических тенденций, нарциссизм или аутизм. Эта реакция может указывать на пережитую в раннем детстве травму, вследствие которой осталась привязанность к инфантильной сексуальности. В связи с этим реакция Sch +! 0 может выявлять фетишизм, садизм, мазохизм или эксгибиционизм неустойчивых психопатов как результат интроекции травмирующего переживания в детском возрасте.

Средние позитивные k-реакции (k+) выявляют интроекцию, то есть включение, присоединение, стремление к обладанию, реализующееся через заинтересованность. Как пишет Сонди, желая стать всемогущим, как Бог, человек мог бы сойти с ума. Реализуя свою тенденцию к самосовершенствованию, он довольствуется расширением круга интересов и защищает себя от безмерного увеличения своих притязаний. Вместо угрожающих его «Я» тенденций стать мужчиной (если это женщина) или женщиной (если это мужчина), вместо реализации агрессивных тенденций индивид становится гинекологом или урологом, венерологом или выбирает профессию судебного эксперта, судебного психиатра. Поэтому k-реакция имеет большое значение в формировании профессионального «Я». Через ограничение сферы бытия путем трансформации этого влечения в сферу интересов формируется профессиональный выбор и характер человека, что защищает психику от разрушающей болезни.

Таким образом, многие отторможенные диастолические тенденции оборачиваются судьбой и редуцируются в черту характера, запечатлеваются в индивидуальном «Я» и проявляются в выборе профессии. Формирование характера через интроекцию является бессознательным выражением позиции через эго-систолу, то есть путем самоограничения в антисоциальных тенденциях.

Значения позитивных k-реакций в зависимости от показателей р таковы:

Анализ негативных k-реакций (k-)

При негативных реакциях с избыточным давлением (k-!, -!!, -!!!) можно говорить о выраженной «Я»-деструкции. Личность, притязающая на любовь и приятие себя другим значимым лицом, отвергается, но при этом пытается включить в собственное «Я» этих других, ощущая их как жестких и переоценивая их значимость (фаза интроекции k+). Затем, в результате утраты доверия, происходит разрушение всех ценностей, сперва внешних, а затем и внутренних (аутодеструкция вплоть до самоубийства). Аллодеструкция (обесценивание ценностей мира) чаще всего сопровождается реакциями s+ или s+!, аутодеструкция, напротив, реакцией s- или s-!.

Не соглашаясь с Фрейдом, Сонди считает, что это два генетически самостоятельных процесса: один — в пространстве сексуальных влечений, другой — в сфере «Я»-негативизма. Гипертоническая k-реакция всегда указывает на опасность для «Я». Таков негативизм при кататонии, при саморазрушении у алкоголиков и наркоманов, при суицидальных тенденциях. По нашим данным, у женщин такой тип реакции, как правило, не сопровождается алкоголизмом.

Значение средней негативной k-реакции обусловлено констелляцией с фактором р:

Анализ амбивалентных k-реакций (k±)

Двойственная «Я»-функция с одновременным утверждением и отрицанием «Я» играет особую роль в понимании психологии «Я». Как вариант защиты «Я», она является связкой интроекции (k+) и отречения (k-) — интронегацией, образуя тем самым почву для явлений навязчивости. С другой стороны, интронегация является типично мужским вариантом выражения позиции по отношению к взаимоисключающим тенденциям. При этом одна тенденция принимается, а другая отрицается. Это — твердое мажорное «Я» (Sch ± 0), в отличие от женского мягкого минорного «Я» (Sch 0 ±), при котором выражение позиции отсутствует.

Амбивалентные реакции с избыточным давлением (k±! или k±i (k__+) трактуются следующим образом. Реакция «!» означает доминирование принятия над отрицанием. Реакция «i» — несмотря на амбивалентность в выражении позиции, тенденция отречения действует сильнее, чем тенденция утверждения.

Средние амбивалентные k-реакции интерпретируются следующим образом:

Этот фактор всегда проявляет себя как побуждение к диастоле, к расширению пространства бытия: в виде расширения власти над окружением (аллодиастола, партиципация, проекция) и в виде раздвигания рамок собственного «Я» (эго-диастола, инфляция).

Побуждение каждого человека быть в своем существовании единым с матерью, вскармливающей его грудью и ухаживающей за ним; быть с матерью в этом объединенном Я-Ты-мире, стремление переносить на мать всякую побуждающую к бытию силу и участвовать в этом всесильном дуальном существовании — это первопобуждение, которое влечет к единению с себе подобными, с кругом животных и растений, а культурного человека — и к единению с Богом (мистическая партиципация). Это чувство снижает страх одиночества и беспомощности. Данный фактор является (как считает Сонди) «поистине человеческим фактором влечения». Он представляет собой фундамент специфически человеческой потребности трансформировать в осознанные (р+) или в бессознательные (р-) акции влечения. Он дает «Я» экзистенциальную силу обособления от совокупной «Я»-«Оно»-матрицы и позволяет противопоставлять ему сознательное «Я». Таким образом, фактор р является творцом «Я», прародителем сознания и посредником между душой и Духом. Поэтому неудивительно, что именно фактор р при неблагоприятных наследственных и средовых условиях способствует разрушению здоровой связи между душой и Духом. Болезненная проекция (р-!) порождает проективные психозы. По Сонди, проекция означает приписывание своих представляемых переживаний другим лицам и аналогична бредовым построениям, поэтому р-! означает бредовую симптоматику и галлюцинации, а патологическое расширение «Я» (р+!) — параноидную инфляцию (расширение), характерную для бисексуальной эротомании, бреда величия, сутяжно-кверулянтского бреда и теомании (религиозного бреда). Сонди считает, что нет такой душевной болезни, при которой хотя бы в начале заболевания не играл бы решающей роли фактор р. При этом данный фактор обусловливает также счастье слияния с близкими и родными людьми и единства с Духом.

В качестве источника энергии диастолической «Я»-функции судьбоанализ принимает экзистенциальную силу влечения к бытию «Протестас» (р-энергия) в противоположность влечению к власти обладания и капитализации (k-энергия). Согласно этому допущению, диастолическая функция состоит в том, что с самого начала своего бытия «Я» проецирует собственную экзистенциальную силу на мать. Так формируется «дуальное существование» матери и ребенка. Первоначальное «Я» ребенка существует только в бытии матери. Позднее «Я» проецирует силу бытия на иные объекты окружающего мира, тогда возникают вторичные проекции. Тем самым власть «Я» расширяется, приобретая патологические формы в рамках психического заболевания.

Анализ нулевых р-реакций (p0)

Такой тип реакции означает устранение акций влечения из осознанных потребностей. Вид устранения зависит от фактора k:

Анализ позитивных р-реакций (р+)

Позитивная р-реакция может означать: двойное существование, возможно — эротоманию; одержимость любовью, бисексуальность; инфляцию, безмерное расширение «Я», манию величия.

Инфляция (р+) — выраженная эго-диастола. Это тенденция быть всем. Функционально расширение «Я» реализуется посредством того, что бессознательные потребности с двумя полярными влечениями могут без сопротивления занять главенствующее место в сознании, вплоть до признаков одержимости. При этом «Я» не воспринимает противоположных тенденций, проникающих в сознание. Одержимое «Я» «полагает», что оно синхронно может быть матерью и ребенком, мужем и женой, животным и человеком, богом и рабом, ангелом и сатаной. Инфляция — это такое состояние, когда «Я» разрешает непереносимые для него противоречия тем, что просто их не воспринимает.

Проявление «Я»-инфляции у ребенка может реализоваться одномоментным сосанием и мастурбаций, когда он как бы удваивается в своем «Я». У взрослых в болезни инфляция проявляется манией или бредом величия, а также мошенничеством или даже убийством. Все эти состояния Сонди охватывает понятием инфлятивного параноида (эротомания бисексуального типа, бред величия, сутяжно-кверулянтские тенденции или религиозный бред).

Позитивные р-реакции с избыточным давлением (р+!, р+!!, р+!!!) экстремальны, они указываюет на опасность безмерного расширения «Я» и часто выявляюет инфлятивный параноид. Интерпретация средних позитивных р-реакций зависит от сочетания ее с различными показателями фактора k.

k0 р+ (Sch 0 +) — эта относительно частая реакция не всегда может толковаться как болезненное состояние. Мы имеем дело с одержимым человеком, у которого сила тормозящего контроля реальности относительно слаба. Личностный портрет зависит в значительной степени от сексуальных характеристик.

k+p+ (Sch + +) — перед нами человек, который хочет быть всем и иметь все, то есть стремящийся ко всемогуществу и с тотальным нарциссизмом. Такие типологические варианты встречаются среди лиц «духовных» профессий (учитель, профессор, психолог, психиатр), особенно среди женщин. В сексуальной патологии это прототипический, первичный гермафродитизм.

k- р+ (Sch — +) — тенденция к торможению, то есть к оттормаживанию расширяющих «Я» влечений.

k± р+ (Sch ± +) — явления навязчивости снимают напряженность инфляционных тенденций. Личностью утверждается некое, чаще всего социально позитивное, стремление из пары противоположностей (р+), а несущая опасность тенденция вытесняется или отрицается (k-). Ограничительные навязчивости способствуют тому, что, несмотря на болезненные отклонения, человек может оставаться трудоспособным. Это портрет личности свехрответственно относящегося к работе человека, не способного бросить свою профессиональную деятельность ни при каких обстоятельствах.

Анализ негативных р-реакций (р-)

Негативная реакция может иметь много значений, в их числе:

Негативные реакции с избыточным давлением (р-!, р-!!, р-!!!) носят экстремальный характер. Сонди сравнивает эту проекцию с первичной мистической партиципацией (присоединением), описанной впервые Леви-Брюлем. Это как бы единобытие с тотемным животным, растением, и в особенности с тотемным предком. Этому тотемному объекту (то есть объекту поклонения) приписывается всемогущая сила, а единение с ним в дуальном существовании дает возможность ощутить укрепление собственной позиции тому, кто находится в дуальюнионе (двойственном союзе). Так в результате партиципации возникает «Я»-идентичность и первичное доверие. Сонди не считает необходимым разделять мистическое и реалистическое начало в формировании данного типа реагирования. Исследования, проведенные Э. Перси на примитивных племенах, позволили сделать вывод о том, что постоянная партиципация этих людей со своими тотемными объектами так же сильна, как преходящие переживания ребенка в отношении своей матери. При этом отмечено, что современная культура не может дать человеку такой защищенности посредством партиципации, как это позволяют ритуалы и культы первобытных народов. Однако эта тенденция остается постоянной потребностью современного человека. Это подтверждается наличием эрзац-партиципации с техникой (радио, телевидение, автомобиль и др.). Культурный человек обречен подпадать под действие обманчивых партиципации, стремясь уйти от одиночества.

Отсюда возникает вторая возможность интерпретации гипертонии проекции: бредовые идеи и галлюцинации.

На репрезентативном экспериментальном материале доказано, что реакции гипертонии тотальной проекции в 84,3% случаев указывают на бред преследования, отношения, наблюдения, вредительства. У 80% всех бредовых больных были обнаружены галлюцинации, а проективное «Я» (с избыточным давлением или без него) наблюдалось у 82,5%. Проективная гипертония тем чаще указывает на наличие параноида, чем большее напряжение выявляется в серии обследований культурного человека, особенно при k0 или k+ (Sch 0 -!! или Sch + -!!).

Анализ средних негативных р-реакций следует осуществлять с учетом их констелляции с различными показателями фактора k.

k0 p- (Sch 0 -) — у детей и эмоционально незрелых невротиков в первую очередь следует думать о побуждении к партиципации, а не о параноиде. Особенно правомерно такое предположение при С — +, — ± или — 0.

k+p- (Sch + -) — реакции упрямства в детском возрасте, аутистически-недисциплинированное поведение в более взрослом возрасте. В бредовой форме манифестируется как проективный бред мнимого всеобладания или как бред самоуничижения при меланхолии.

k- p- (Sch — -) — проекция является одним из признаков муштрованного «Я», реакции приспособления.

k± p- (Sch ± -) — проекция, которая носит навязчиво-пароксизмальный характер, проявляющийся как бегство от непереносимой ситуации (внешней или внутренней). Это преодоление (k±) проекции (р-).

Анализ амбивалентных р-реакций (р±)

Эта реакция представляет собой одновременное функционирование проекции и инфляции.

При избыточном давлении типа р±! сила инфляции больше, в то время как при р±i (р _+) сильнее проекция.

Средние амбивалентные р-реакции интерпретируются в соответствии с констелляцией двух факторов.

k0 р± (Sch 0 ±) — покинутость «Я» после разрушения дуальюниона с матерью или любовным партнером. У невротиков — комплекс кастрации. Отсутствие мужской стороны полного «Я»-влечения. При психотических нарушениях — синхронное состояние проективного бредообразования и инфляционной одержимости, например при гебефрении. У лиц психической нормы это означает женственную мягкость минорного «Я» у женщин, а у мужчин — знак феминизированного «Я».

k+ p± (Sch + ±) — трансформация осознанной покинутости в профессиональную занятость (детский воспитатель, психолог). Женственность позиции. Двойственное, нарциссическое стремление к всесилию. Аутистически-недисциплинированное поведение с одержимостью.

k- p± (Sch- ±) — интегрированное «Я», позволяющее не доводить до крайности ни одно из влечений.

k± p ± (Sch ±±) — предчувствующее катастрофу «Я» с максимально напряженными защитными силами перед вспышкой психоза или перед припадком.

Анализ вектора Sch

Соответствует ли «Я»-влечение пяти судьбоаналитическим критериям? Проверим это.

Первый критерий — наследственная обусловленность «Я»-влечения — аргументируется результатами экспериментальных исследований, проведенных Сонди в равных группах однополых и разнополых двуяйцовых близнецов.

Экспериментальный анализ «Я» позволяет Сонди утверждать, что путь развития «Я» походит по наследственно предустановленному «круговороту» элементарных функций «Я» со следующими фазами: 1) первичная парти-ципация (дуальное существование) и последующая вторичная проекция; 2) инфляция; 3) интроекция; 4) отречение. Если этот порядок нарушается, развиваются болезненные отклонения. Тогда происходит сперва одновременная интеграция всех функций, а затем дезинтеграция и распад «Я». Все эти фазы круговорота «Я», по мнению Сонди, тоже наследственно обусловлены.

Функция, обладающая преимуществом, чаще всего имеет определенный семейный корень. Ссылаясь на экспериментальные данные, полученные также при изучении близнецовых пар, Сонди утверждает, что фактор «Я»-влечения соответствует требованиям данного критерия.

Комплекс показателей, определяющих вариант «Я»-защиты, также наблюдался в пределах одной семьи как определенная унаследованная реакция.

Функция «Я»-влечения содержит в себе внутреннюю полярность двух составляющих влечение потребностей и четырех тенденций, что подтверждает и представленный выше анализ.

«Я»-влечение соответствует также требованиям третьего критерия: оно содержит в себе показатели внутренней напряженности и динамизма, вытекающих из разнонаправленности комплектующих фактор составляющих.

Исследования показали, что закономерности развития «Я» не зависят о региональной и национальной принадлежности индивида, что подтверждает физиологическую обусловленность фактора. Однако то же самое можно сказать и о психопатологическом критерии, поскольку кататоническая и параноидная формы шизофрении являются болезненно заостренными проявлениями негативистически-систолической и инфляционно-диастолической функции «Я»-влечения.

Самостоятельность наследования такого заболевания, как шизофрения, не требует специальных доказательств, поэтому существование «Я»-влечения отвечает и пятому критерию судьбоанализа.

Про это

Все мы очень мало знаем о себе. Да, это именно так, и если кто-то из вас говорит, что знает себя как облупленного, то он глубоко ошибается. Я тоже так думал какое-то время, пока не стал обнаруживать в себе некоторые черты, которые, как я думал, совершенно не свойственны мне. Я мог вспылить на пустом месте или, например, вдруг понять, что боюсь тех или иных вещей. В такой довольно дискомфортной ситуации я долго находиться не собирался, поэтому стал искать ответы на возникавшие на этом фоне вопросы.

После некоторых мытарств по просторам интернета я наткнулся на пару психологических тестов, в частности на героя сегодняшнего вечера – тест Сонди. Заинтересовал он меня своими откровенными результатами, которые явно дают понять, что ты все время обманывал себя в оценке своей личности. Конечно, кто-то из вас скажет, что все это обман, что результаты подходят к большому количеству людей, и я не буду с вами спорить, потому что согласен с этим, но когда человек, читая результат, узнает себя, это заставляет его задуматься и трезво взглянуть на свое поведение, и возможно он начнет менять сложившееся положение вещей, что уже большой плюс. А если к тому же у него проявлялись какие-то симптомы психического расстройства, это будет ему напоминанием все же сходить к психиатру.

Поэтому, когда пришел момент выбора идеи для приложения, я сразу вспомнил об этом тесте. Вообще в App Store полно психологических тестов, но данной методики нет, что странно, ведь тест очень интересный и своеобразный. Сию несправедливость по отношению к Сонди захотелось исправить. И вот наконец я принялся за дизайн.

Публикации на русском языке

  • Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. — М.: Когито-Центр, 2005.
  • Сонди Л. Судьбоанализ. — М.: Три квадрата, 2007. ( Bibliotheca Hungarica)
  • Зонди Л. Каин. Образования зла // Когито-Центр. — Москва, 2013.
  • Зонди Л. Моисей. Ответ Каину // Когито-Центр. — Москва, 2013.
  • Зонди Л. Экспериментальная диагностика побуждений // Когито-Центр. — Москва, 2017.
  • Зонди Л. Судьбоанализ. Выбор в любви, дружбе, профессии, заболевании и смерти // Наука. — Москва, 2017.
  • Зонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений // Наука. — Москва, 2017.
  • Зонди Л. Патология побуждений // Наука. — Москва, 2017.
  • Зонди Л. Я-анализ. Основа объединения глубинной психологии // Наука. — Москва, 2021
  • Зонди Л. Судьбоаналитическая терапия // Наука. — Москва, 2019.
Оцените статью
Тест по истории
Добавить комментарий