Тест креативности торренса

Тест креативности торренса Тест по истории
Содержание
  1. Измеряемые показателиПравить
  2. Зачем развивать креативное мышление
  3. ДостоинстваПравить
  4. Генерируй идеи
  5. Придумывай, как улучшить
  6. Создавай ассоциации
  7. Расширяй кругозор
  8. Критерии креативности
  9. Продуктивность
  10. Гибкость
  11. Оригинальность
  12. Разработанность
  13. Открытость
  14. Личные качества креативной личностиПравить
  15. Критерии креативности по Торренсу
  16. Отличия креативности от творческих способностейПравить
  17. Виды креативностиПравить
  18. История креативностиПравить
  19. Простые упражнения для развития креативности от Юлии Горячевой
  20. Надежность и валидностьПравить
  21. Батарея тестов Вильямса
  22. ИсторияПравить
  23. Субтест 1 — Нарисуйте картинку
  24. Субтест 2 — Закончите рисунок
  25. Субтест 3 — Линии
  26. Как оценить результат
  27. Шкала ВильямсаПравить
  28. Способ примененияПравить
  29. Креативность для digital-специалиста
  30. Целевая аудиторияПравить
  31. Синектический штурм
  32. Шесть шляп
  33. Выход за рамки
  34. Техники повышения креативности
  35. Упражнение «Шесть шляп»
  36. Упражнение «Синектический штурм»
  37. Упражнение «Выход за рамки»
  38. Упражнение «Случайное число»
  39. СтруктураПравить
  40. Кем были созданы первые тесты креативности?
  41. Что такое тест Торренса?
  42. Когда придумали креативность?

Измеряемые показателиПравить

Вторая часть теста включает в себя 50 утверждений, отображающих в дальнейшем самооценку детей по вопросам любознательности, воображения, способности разбираться в сложных идеях и склонности к риску. По окончании теста проводящий получает общий сырой балл и четыре отдельные оценки по перечисленным выше переменным.

Третья часть тестирования — это опросник, в котором представлены по шесть характеристик для каждого из восьми факторов креативности из предыдущих тестов. Именно по ним экспертам (родителям или учителям) следует провести оценку ребенка. Кроме этого, в данную часть теста входят четыре открытых вопроса для характеристики ребенка. Результатом проведения третьей части являются баллы по каждому утверждению (от 1 до 4 баллов за утверждение), что демонстрирует уровень творческих способностей ребенка по мнению экспертов.

Зачем развивать креативное мышление

Любую задачу можно решить разными способами.

Креативность — это умение увидеть эти способы. Речь не только о школьных задачах, но и о рабочих ситуациях и жизненных проблемах.

Креативное мышление, как правило, ассоциируется с творческими профессиями: художниками, писателями, дизайнерами и любыми другими креаторами. Но навык искать решения за рамками шаблонов нужен и менеджеру, и бухгалтеру, и юристу. То есть практически любому современному специалисту.

Например, менеджер может придумать, как улучшить взаимодействие в команде. Бухгалтер поймёт, как перераспределить бюджет и сэкономить деньги компании. А юрист найдёт неочевидную «лазейку» в законах, чтобы помочь своим клиентам.

В жизни креативность помогает справляться с проблемами, а ещё принимать важные решения.

Посмотрев на задачи под другим углом, можно выбрать неочевидный вуз для поступления или найти действительно интересное и перспективное направление для обучения.

Ещё формулировки типа «умение нестандартно мыслить» и «креативность» всё чаще мелькают в требованиях вакансий. Так что этот навык пригодится в будущем при устройстве на работу.

ДостоинстваПравить

Тесты
П. Торренса были разработаны в связи с
задачами образования как часть
продолжительной исследовательской
программы, направленной на создание
таких методик работы с учащимися, которые
стимулировали бы их творчество. При
создании тестов автор стремился получить
модели творческих процессов, отражающие
их природную сложность. Но главной целью
исследований П. Торренса и его сотрудников
было доказательство надежности и
предсказательной валидности
(обоснованности) тестов творческого
мышления.

Эти
исследования, продолжительностью в 7,
12 и 22 года, привели к усовершенствованию
первоначальных версий тестов 1958-1966 it.
в сторону повышения их надежности и
валидности, разнообразия показателей
(версии 1974, 1979, 1984 гг.).

Кроме
того, были выделены следующие характеристики
для оценки творческих достижений тех,
кто продемонстрировал высокие тестовые
показатели:

1)
количество достижений в естественных
и гуманитарных науках, искусстве,
организаторской деятельности (лидерство)
во время школьного обучения, определяемое
самим испытуемым по списку из 25 видов;

2) аналогичный
показатель достижений после окончания
школы;

3)
показатель творческого стиля жизни
(определяется самим испытуемым по списку
из 22-х видов творческого поведения);

4) оценка творческих
достижений независимыми экспертами;

5) экспертная оценка
профессиональных планов.

В
самом длительном лонгитюде П. Торренса
изучалась взаимосвязь тестовых
показателей креативности у младших
школьников и каждым из перечисленных
выше показателей их
творческих достижений 22 года спустя.
Все корреляции (связи) оказались высоко
достоверными. Коэффициент множественной
корреляции дня всех пяти критериев
достигал 0,63, что свидетельствует о
существенной взаимосвязи исследованных
показателей даже при таком длительном
промежутке времени между обследованиями.

Однако,
высокие показатели тестов креативности
у детей отнюдь не гарантировали их
творческие достижения, а лишь
свидетельствовали о высокой вероятности
их проявления.

Для
того чтобы объяснить роль творческих
способностей в понимании, предсказании
и развитии творчества П. Торренс предложил
модель из трех частично пересекающихся
окружностей, соответствующих творческим
способностям, творческим умениям и
творческой мотивации. Высокий уровень
творческих достижений может ожидаться
только при совпадении всех этих трех
факторов.

Другими
словами, при отсутствии творческой
мотивации (стремления к новому,
приверженности задаче и т. д.) высокий
уровень творческих способностей не
может гарантировать творческих достижений
ни в искусстве, ни в науке, ни в других
видах деятельности даже при полном
овладении новейшими технологиями. И
наоборот, наличие соответствующей
мотивации и овладение необходимыми
знаниями и умениями при отсутствии
творческих возможностей не могут
привести к творческому результату,
обеспечивая лишь исполнительское
мастерство.

Важными условиями
творческой реализации одаренных детей
являются также, во-первых, поддержка их
увлечений со стороны взрослых, во-вторых,
уровень их интеллектуальных способностей,
и в-третьих, опыт проживания и обучения
в других странах (раннее овладение
иностранными языками).

Первое
положение получило подтверждение в
исследованиях, проведенных учеными
разных стран. Так, например, даже
подростки, считающие независимость
необходимым условием для стабильности
своих увлечений, подчеркивают важность
поддержки своих интересов («но
без давления») со стороны родителей. В
то же время стабильность интересов и
внешкольных увлечений детей является
важной, но часто игнорируемой,
характеристикой их творческой
продуктивности.

Как
и П. Торренс, большинство психологов
включает в число обязательных признаков
одаренности интеллектуальное развитие
ребенка выше средневозрастного уровня,
так как только такой уровень обеспечивает
основу для творческой продуктивности.
При этом более благоприятным для прогноза
развития одаренности и творческих
достижений признается сочетание уровня
развития интеллекта выше среднего с
высоким уровнем творческого мышления,
чем даже очень высокий уровень развития
лишь одного из этих аспектов.

И
наконец, наблюдения за одаренными детьми
продемонстрировали благотворное влияние
на их развитие раннего знакомства с
различными типами поведения, речи,
обучения, которое способствует
формированию более разностороннего
взгляда на мир, более гибкого подхода
к проблемам, актуализации разнообразных
форм самовыражения.

Для развития креативности есть много способов и упражнений. Перечислим те, которые можно сразу внедрить в свою повседневность.

Тест креативности торренса

Генерируй идеи

Это означает, что придётся включать воображение даже для привычных дел. Например, продумывай удобный алгоритм уборки комнаты, интересный маршрут до магазина или список хобби, которыми можно заняться в свободное время.

Если нужно принять решение — возьми листок бумаги и запиши абсолютно все идеи, которые придут в голову. Делай так даже тогда, когда думаешь, что приготовить на завтрак.

Придумывай, как улучшить

Возьми любой предмет и представь, как можно усовершенствовать его. Это может быть рубашка, ежедневник для записей или любимая игра на телефоне.

Может быть, у рубашки не хватает кармана? В ежедневнике неудобные поля для записей? Или у игры неудобное меню?

Создавай ассоциации

Вот классное упражнение:

Можно связать их одним предложением или придумать целую историю. Не ограничивай воображение!

Расширяй кругозор

Знания об окружающем мире и разных сферах питают наше воображение и вместе с ним креативное мышление. Читай книги, смотри документальные фильмы, слушай научно-популярные подкасты.

Критерии креативности

Э. Торренс определил критерии, которые влияют на степень креативности отдельной личности:

Продуктивность

Продуктивность — умение быстро генерировать разнообразные идеи. В идеале специалист должен за 1 минуту придумать 20 вариантов применения любого предмета. Например, шариковой ручки.

Начинающие digital-специалисты часто сталкиваются с тем, что для решения всех задач недостаточно рабочего времени. Развитый навык продуктивности позволяет работникам больше успевать, быстрее тестировать гипотезы, и решать задачи в краткие сроки. Digital-руководителю это умение помогает лучше понимать команду, эффективнее распределять рабочие процессы и отслеживать результаты.

Гибкость

Гибкость — навык анализа ситуации в комплексе и использования разнообразных стратегий для её решения. С помощью этой способности специалист выявляет закономерности и отличия, находит в них общие элементы и создает условия для адаптации к постоянно меняющимся условиям действительности.

Тренды в digital-сфере и предпочтения пользователей меняются каждый месяц. Хорошие специалисты должны периодически тестировать гипотезы и анализировать рынок, чтобы скорректировать рабочие процессы и добиться поставленных целей. Для этого им нужно постоянно развиваться, прокачивать навыки, получать новые знания и адаптироваться к постоянным изменениям, не испытывая стресса.

Оригинальность

Новизна — умение придумывать необычные идеи, действовать не по шаблону. Работник с успехом решает нестандартные ситуации, если обладает оригинальным мышлением.

Креатор — это специалист, который решает задачу клиента. Он должен продумать ключевое сообщение, проанализировать аудиторию, продумать каналы коммуникации и форматы продвижения. Чтобы придумать оригинальный спецпроект и добиться целей клиента, специалист должен думать о людях и искать инсайты. Часто для этого он берет традиционные механики коммуникации и трансформирует их в инсайт. Если сообщение попадет в цель, специалист добьется цели.

Пример: Каннский кейс от Crispin Porter & Bogusky для компании Burger King¹.

Идея 1: Есть мне нравится больше, чем общаться с людьми.

Идея 2: В моем аккаунте в социальной сети куча незнакомых людей. Я не замечу разницы, если нужно будет их удалить.

Механика коммуникации с клиентом: Удали 10 друзей — получи в подарок воппер.

Разработанность

Разработанность — навык тщательной проработки идей. Высокий уровень детализации характеризует профессиональных digital-специалистов, разработчиков и конструкторов.

Даже творческие digital-специалисты должны четко понимать поставленную задачу, уметь анализировать, избегать когнитивных ошибок и уметь отсеивать лишнее.

Открытость

Открытость — способность воспринимать новую информацию беспрерывно. Специалист каждый день узнает что-то новое, расширяет кругозор и накапливает полезные знания, которые помогут ему в обдумывании и реализации оригинальных идей.

Digital-специалист должен уметь решать смежные проблемы. Интернет-маркетолог будет лучше продвигать приложение, если разбирается в технических аспектах. Директор по маркетингу, который знает основы кода и специфику работы программистов, точно сформулирует задачу по разработке нового сайта и проконтролирует результат.

Итак, креативность — это навык, требующий постоянной тренировки. Но прежде чем рассказать, как развивать креативность, определите свой уровень творческого мышления.

Личные качества креативной личностиПравить

Дж. П. Гилфорд выделял поведенческие проявления, такие как:

Среди характеристик, коррелирующих с креативностью, Дж. П. Гилфордом были выявлены: независимость суждений, автономность, твердое ощущение себя как «креативного», интуиция, уверенность в себе.

Также, П. Торренс выделил повышенную проницательность к проблемам, нехватке знаний, действия по идентификации и поиску гипотетических решений этих проблем, по формулированию результата решения как характеристики креативной личности.

Критерии креативности по Торренсу

Психолог Элис Пол Торренс изучал творчество и творческое мышление. Он создал тесты, с помощью которых определяют уровень развития креативности по четырём критериям:

Отличия креативности от творческих способностейПравить

Основное различие заключается в определениях, креативность — это комбинация известной информации, необходимой для создания новой. Творческие способности — это умение мыслить креативно.

Каждый термин сочетает в себе несколько аспектов, креативность включает в себя интеллект и воображение, возможность думать и работать с информацией, а также способность человека выходить за пределы привычных инструментов и шаблонов. Творческие способности отличает смекалка — способность быстро находить нестандартный подход к решению задач.

Теоретический анализ научных исследований, проведенный В. Н. Дружининым, позволяет выделить три ключевых подхода, касающихся творческих способностей:

1. Творческие способности включают в себя мотивацию и личностные качества. Качества творческой личности включаются в себя развитое воображение и мышление, восприимчивость к проблемам, самостоятельность в решении сложных ситуаций.

2. Творческие способности — это самостоятельный фактор, независимый от каких-то отдельных познавательных процессов, а также и от интеллекта. К особенностям творческой личности относят креативность как общую творческую способность, не сводимую к определённым мыслительным процессам, таким как память, мышление.

3. Высокая степень интеллектуального развития подразумевает высокую степень творческих способностей, как и наоборот. К главным составляющим творческих способностей относят интеллект как единственный показатель и фактор творческой личности.

Таким образом, творческие способности — это комплекс мотивационных и личностных черт, образующих психологическую систему, побуждающую личность к созидательной деятельности, поиску новых оригинальных идей, ценностей и т. д.

Как видно из представленного определения, креативность как таковая является составной частью творческих способностей. Отличие творческих способностей от креативности заключается в том, что творческие способности определяются как качества личности, а креативность как проявление этих качеств в мыслительной деятельности. Креативность, предполагает возможность для личности воспринимать, преобразовывать и создавать новую информацию. В соответствии с этим, по мнению Р. Стернберга, для креативности недостаточно проявлений творческих способностей и высокого интеллекта. Необходимо обладать набором определённых психологических свойств, таких как низкая потребность в стремлении к успеху, повышенный уровень самооценки и уровень притязаний.

Виды креативностиПравить

В начале 21 века принято использовать все вышеперечисленные классификации в зависимости от ситуации, в которой рассматривается креативность.

История креативностиПравить

Согласно словарю Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary, впервые слово creative появилось в 1678 году, а слово creativity упоминалось в 1875 году.

Исследования креативности неоднозначны и вызывают разнообразные споры, в связи с различными эмпирическими фактами. В XX в. появились многие исследования, связанные с изучением этого понятия. Одним из таких исследований занимался З. Фрейд, который вначале XX в. предположил, что творческие личности, такие как писатели и художники творят для того, чтобы показать свои скрытые желания, с помощью средств, которые приемлемы с точки зрения культуры. К этому выводу он пришел, опираясь на идею того, что истоки креативности появились из противоречий между осознанными и неосознанными побуждениями человека.

Сам термин «креативность», появился уже после исследований З. Фрейда. Впервые его можно найти в работе Д. Симпсона(1922 год), в которой креативность понималась, как навыки человека отказываться от стереотипных и исторически сложившихся способов мышления.

В 1950-е годы, появилось множество работ, в которых можно найти определения термина «креативность», полученные в результате исследований, к концу 1960-х годов, таких определений было уже больше 60. Наиболее популярным исследователем в этой области стал Дж. Пол Гилфорд, который в 1950 году предложил термин «креативность» и описал, что это способность порождать новые идеи, отличающиеся от традиционных схем мышления, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций. Позднее в 1967 году Гилфорд выпустил книгу «Природа человеческого интеллекта», эта работа стала важнейшим этапом в исследовании понятия креативности. В книге выделялось конвергентное и дивергентное мышление. В 1958 году американского психолога Элис Пол Торренса привлекли тесты о креативном мышлении Гилфорда и, основываясь на них, в 1972 году была создана исследовательская программа, которую он посвятил изучению психометрических свойств данных тестов. В исследовании изучалась применимость тестов Гилфорда на людях разных возрастов. А как же была проведена работа над исследованием прогностической валидности и влиянием особенностей инструкции на исходящие данные тестов. Результатом этих исследований стали тесты Торренса, на определение креативного мышления.

Ближе к концу XX в. большинство работ в изучении креативности, основывались на влиянии неких факторов, влияющих на её развитие. В 1980-х годах в основном исследования были посвящены влиянию окружающей культурной среды, на креативность личности. Наиболее успешным в этой области стал Дин Саймонтон. В своих «историометрических» исследованиях он пришел к выводу, что некоторые характеристики социального общества, напрямую влияют на показатели креативности его членов на протяжении всего исторического развития. Другим фактором стала внутренняя мотивации человека, связанная с проявлением его креативности. Её изучением занимались специалисты в области социальной психологии, которых в 1990-х годах привлекла связь креативности с конативными переменными. Наиболее популярными стали исследования Терезы Амабиле, которая пришла к выводу, что внутренняя мотивация стимулирует развитие креативности человека, в то время как внешняя мотивация способна её подавить или даже убить.

В 2002 году М. А. Холодная в своей работе отметила, что изучение креативности необходимо разделить на 2 направления и исследовать его в узком и широком плане. Креативность в узком плане — дивергентное мышление, которое выделял Дж. Гилфорд. Креативность в широком плане, рассматривалась интеллектуальные способности человека и его творческие особенности.

Л. Я. Дорфман в 2010 году выделил несколько предметных областей в исследовании креативности. Это креативное мышление, а также связанные с ним когнитивные процессы, креативная личность и иные особенности личности, вносящие вклады в креативность, креативное поведение и внешние креативные продукты, социально-культурные факторы, фазы творческого процесса и креативный процесс, рассматриваемый как поток сознания.

С каждым годом тематика креативности становится более востребованной. По данным библиографической базы EBSCO, в 2008 году было обнаружено около 400 публикаций, связанных с исследованиями различных аспектов креативности и к 2015 году их стало более 500. Особенно интенсивно проблематика креативности исследуется в странах с бурным развитием экономики.

Простые упражнения для развития креативности от Юлии Горячевой

Есть и другие более простые упражнения, которые можно выполнять каждый день:

Возьмем в пример карандаш. Деревянный, простой, цветной, коричневый, красный, — правильно, слова не имеют эмоционального окраса. Тяжелый, красивый, длинный — неправильно, слова имеют субъективную характеристику.

Так, например, читают книги подписчики Telegram-канала «СУПЕРЧТИВО». Они делят книгу на 14 блоков и читают каждый день по одной части. В конце каждого дня участники готовят отчет — изложение на листе о прочитанном и отправляют его в бот. В ответ им приходит два электронных отчета от других участников, выдача рандомная. В отдельном чате они задают вопросы, углубленно изучают тему и делятся полезной информацией.

Старайтесь выбирать не только специализированную литературу, но и развлекательную. Вы научите мозг быстро обрабатывать большие объемы информации, замечать незначительные детали на листе, смотреть на ситуацию с разных сторон и при необходимости менять план действий.

Упражнение: придумайте 10 ассоциаций к одному или двум разным словам. Например: слова «стол» и «пельмень» — ассоциации: круглый, объёмный, красивый и т.д. Чем больше слов на листе, тем выше навык креативности.

Для развития творческих способностей выполните упражнение: попробуйте объяснить какое-либо слово с помощью сравнений и ассоциаций наоборот. Например, слово «стол» — такой же низкий, как Эльбрус, или слово «свет» — такой же синий, как солнце. Выписывайте на лист все сравнения, а затем выделите наиболее яркие. Чем разнообразнее варианты, тем лучше.

— Засеките 5 минут и придумайте все слова, которые придут в голову на одну букву по конкретной теме. Например: тема «еда», слова — арбуз, абрикос, аппетит, анорексия, антракт, аромат.

— Сформулируйте задачу, придумайте к ней ассоциацию и выпишите слова на две последние буквы из этой фразы. Например, тема «фундамент дома», слова — домострой, дом, доставка, досуг.

— Выберите цвет и придумайте фразы с этим словом. Например: слово «синий», сочетания слов — синие джинсы, синие шторы, синие небо, а вот яблоки синими не бывают.

— Выпишите слова одного рода, которые видите вокруг. Кажется, что просто, а вы попробуйте!

Навык латерального мышления, а также совмещение традиционных подходов к решению нетрадиционных задач, помогают digital-специалистам придумывать и реализовывать принципиально новые идеи.

2 — Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто

Надежность и валидностьПравить

Ретестовая надежность оригинального теста была вычислена для смешанной по возрасту выборки (256 человек, учащиеся 3-12 классов), коэффициент корреляции Пирсона равен 0,60 и является статистически значимым. Также была выявлена высокая значимая корреляция между отдельными частями теста: коэффициент корреляции между тестом дивергентного мышления (первая часть теста) и опросником личностных свойств (вторая часть) равен 0,71 на уровне значимости 0,05; между тестом дивергентного мышления и оценкой родителей (0,59) и учителей (0,67) на уровне значимости 0,05. Общая оценка по тесту дивергентного мышления и опроснику личностных свойств коррелирует с общей оценкой родителей и учителей (0,74).

При анализе данных, полученных при адаптации теста в России, было выявлено, что все кривые распределения близки к нормальному. Тестирование проводилось на разных возрастных группах и выявило, что отсутствует прирост с возрастом по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность. Эти данные соответствуют данным теста Торренса, что повышает внутреннюю валидность батареи тестов. По остальным факторам наблюдается увеличение среднего значения с увеличением возраста, что связано с развитием креативности как увеличением сложности и асимметричности рисунков (фактор Разработанности) и с развитием речи, вербального компонента как способности с помощью слов выражать смысл рисунка (фактор Названия).

В качестве испытуемых были выбраны 185 учащихся 5-9-х классов школ Кировской области. Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г.

Батарея тестов Вильямса

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2019 года; проверки требуют 22 правки.

Батарея тестов Вильямса изначально использовалась при отборе одаренных и талантливых детей в школы, специализировавшиеся на программах развития творческих способностей детей. Однако теперь измерение творческого потенциала с ее помощью возможно для всех детей их учителями или родителями.

ИсторияПравить

Тест творческого мышления Торренса² часто используют HR-менеджеры крупных компаний и психологи. Он помогает провести собеседования с соискателями на вакансии, определить профессиональные качества работника, в том числе уровень креативного мышления.

Для участия в тестировании нужно полчаса времени и карандаши. Участники рисуют ответы на вопросы и придумывают названия к картинкам, ограничений по времени нет. Для прохождения теста не нужны художественные навыки, только креативные способности тестируемого.

Субтест 1 — Нарисуйте картинку

Тест креативности торренса

Субтест взят из теста Э. Торренса. С его помощью психологи диагностируют уровень творческих способностей тестируемого. Но, если его слегка модифицировать, можно использовать для тренировки креативности. Например, подумайте частью чего является овал? Как можно его использовать? Где вы могли видеть подобный овал? Практикуйтесь каждый день, упражнение помогает развивать ассоциативное восприятие.

Субтест 2 — Закончите рисунок

Тест креативности торренса

Этот субтест тоже можно изменить и использовать для тренировки креативности. Пример: доделайте рисунки из задания так, чтобы получились картины, связанные с морем. Пробуйте объединять изображения в пары по горизонтали или рандомно, постепенно усложняйте задание для совершенствования способностей.

Юлия Горячева психолог

Субтест 3 — Линии

Тест креативности торренса

На основе этого субтеста также можно сделать упражнение для развития креативности. Дорисуйте, раскрасьте линии так, чтобы получилась мозаика или картина. Цель — превратить линии в уникальный, не абстрактный объект со смыслом.

Как оценить результат

Для расчета уровня креативности выполнение субтестов последовательно оценивают 5 критериям:

Низкая продуктивность наблюдается у специалистов с низким уровнем мотивации и заторможенностью, а также педантичных работников, зацикленных на деталях и качестве результатов.

— Частый ответ — 0 баллов. Чем чаще встречается ответ, тем хуже.

— Остальные ответы — 1 балл.

— За не проработанный рисунок начисляют 0 баллов.

— За каждую деталь — 1 балл. Повторяющиеся детали засчитывают только один раз.

— 0 баллов — фигуру замкнули самым быстрым и очевидным способом по прямой или кривой линии, сплошной штриховке или закрашиванию. Наличие букв и цифр в рисунке — 0 баллов.

— 1 балл — тестируемый быстро замыкает фигуру, но дополняет ее деталями снаружи. Детали внутри фигуры не засчитывают.

— 2 балла — специалист не замыкает исходную фигуру из упражнения или замыкают оригинальными линиями.

— 0 баллов — очевидные названия, простые заголовки.

— 1 балл — простые описательные названия с конкретными свойствами объекта и описания действия на рисунке.

— 2 балла — образные описательные названия «волшебная палочка», «SOS», «попробуем сделать».

— 3 балла — абстрактные, философские названия «зачем идти на работу, если вечером возвращаться обратно».

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов и поделите эту сумму на пять:

Если делать тест Торренса так, как он задуман можно легко понять свою креативность. Чем выше уровень креативного мышления, тем лучше. Оно помогает видеть ситуацию в комплексе, смотреть с разных сторон, не зацикливаться на непосильных решениях. Помните — правильных вариантов решений может быть несколько.

Шкала ВильямсаПравить

По сути креативность — это способность человека анализировать ситуацию с разных сторон и использовать творческое мышление, чтобы найти нестандартные пути решения.

Творчество и креативность связаны, но это не одно и тоже.

Тест креативности торренса

В процессе творчества человек создаёт что-то принципиально новое: рисует иллюстрации, пишет рассказы, сочиняет музыку. Он может делать это для кого-то, если это источник заработка, или просто для самовыражения.

Креативный человек генерирует новые идеи, которые нужны для конкретной цели. Например, решить на работе проблему с недовольным клиентом или улучшить продукт компании.

Способ примененияПравить

Тест дивергентного мышления и опросник личностных творческих характеристик проводятся психологами или учителями.

Для второй части предусмотрено 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.

Материалы для третьей части должны быть переданы для заполнения эксперту или розданы во время личных встреч.

Креативность для digital-специалиста

Чтобы добиться успеха в digital-профессии, специалист должен обладать определенными способностями:

Эрудиция и интеллект — одни из основных качеств, по которым оценивают компетенции работника. Раньше считалось, что у всех специалистов, добившихся успеха, высокий IQ, поэтому работодатели учитывали коэффициент интеллекта соискателей. Они выбирали лучших. Но психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс опровергли эту идею и доказали, что высокий интеллект часто свойственен рациональным, прагматичным, расчетливым людям с логическим мышлением, а низкий IQ — менее 100% — также не свидетельствует о творческом начале.

Творческое мышление помогает digital-специалистам анализировать ситуацию с разных сторон, придумывать нестандартные способы ее решения. В 2020 году этот навык входил в тройку ключевых способностей по мнению экспертов из экономического форума в Давосе.

Тест креативности торренса

Специалисты с развитыми креативными навыками не бояться мозговых штурмов, могут генерировать нестандартные идеи и реализовывать их. В digital-сфере такие работники пробиваются через информационный шум, привлекают внимание аудитории и доносят до них нужную информацию.

Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали «коэффициент креативности», чтобы выявить связь между интеллектом и креативным мышлением, и определить критерии его развития. Параметр показывает степень творческой активности взрослого и ребенка. По результатам исследований для развития креативных навыков нужен интеллект чуть выше среднего и склонность к дивергентному, то есть разнонаправленному мышлению.

Креативность также связана с эмоциональной стабильностью — у людей со склонностью к креативности гораздо реже бывают эмоциональные реакции на стресс, нежели у людей, склонных к пассивному поведению. В этом проявляется взаимосвязь креативного поведения и интеллекта: человек с повышенным уровнем интеллекта склонен к творчеству и нестандартному мышлению.

Целевая аудиторияПравить

Для развития творческого мышления и генерации креативных идей придумано множество методик и упражнений. Перечислим несколько из них.

Тест креативности торренса

Синектический штурм

Это одна из версий мозгового штурма. Можно применять в группах до 8 человек.

В время синектического штурма группа генерирует идеи для решения определённой проблемы, последовательно проходя пять этапов:

Методику синектического штурма можно использовать не только в группе. Это эффективное упражнение для самостоятельной прокачки креативности.

Шесть шляп

Метод похож на синектический штурм, тем, что нужно последовательно рассмотреть проблему с разных сторон — надеть шляпы разного цвета:

Синяя шляпа — организация. Эту шляпу надевают в начале, чтобы определиться с планом действий, и в конце, чтобы подвести итоги.

Белая шляпа — информация. Надев шляпу, участник перечисляет все данные о проблеме и стандартные способы её решения.

Красная шляпа — эмоции. В шляпе озвучивают интуитивные предчувствия, опасения и эмоциональные переживания о проблеме и способах её решения.

Чёрная шляпа — критика. Тот, кто надевает шляпу, перечисляет риски и минусы разных решений.

Жёлтая шляпа — оптимизм. В этой шляпе озвучивают только плюсы разных идей.

Зелёная шляпа — креативность. Участник в шляпе ищет нестандартные решения.

Выход за рамки

Суть упражнения — представить, что возможности для решения проблемы ничем не ограничены, и сгенерировать множество идей. Потом каждую идею внимательно изучают и придумывают, как адаптировать к тем возможностям, которые есть в реальности.

Техники повышения креативности

Специалисты, которые профессионально занимаются творчеством, часто описывают этот процесс, как что-то спонтанное. Их будто несет на волнах вдохновения: тело напрягается, зрачки расширяются, а в голову приходят идеи. Подобный процесс можно инициировать искусственно.

Упражнение «Шесть шляп»

Британский психолог Эдвард Де Боно, изучая медицину, физиологию и психологию, вывел метод, позволяющий оценить ситуацию с разных сторон, своеобразный аналог мозгового штурма.

Один человек или группа специалистов последовательно примеряют разные «шляпы» — они рассматривают ситуацию с разных ракурсов.

Тест креативности торренса

Упражнение «Шесть шляп» — это психологическая ролевая игра. Участник надевает шляпу определенного цвета и рассматривает проблему с определенного угла. Он будто включает отдельный режим сознания:

Техника «Шесть шляп» основана на единстве. Специалисты принимают решение после комплексной оценки ситуации. Упражнение помогает составить целостное мнение по вопросу, разрешить спорные ситуации. С помощью этого метода участники фокусируются на разных аспектах и развивают креативность.

Упражнение «Синектический штурм»

Синектика — это способ совмещения несовместимого. Технику синектического штурма разработал американский ученый Уильям Гордо, вдохновившись идеями Эдварда Де Боно. Упражнение помогает придумать максимальное количество решений и исключить очевидные способы. Таким образом участники учатся латеральному мышлению и генерируют нестандартные решения.

Для выполнения упражнения сформулируйте задачу и придумайте несколько аналогий к ней. Выпишите на отдельный лист:

Последовательно выполняйте каждый этап. Сначала задействуйте логику и рациональное сознание, а после — свободные ассоциации и фантазии. Упражнение помогает избавиться от стереотипов и разрушить шаблоны.

Упражнение «Выход за рамки»

Работая над задачей, специалист чувствует давление со всех сторон: дедлайны, корректировки, непонимание коллег и другие раздражители. Эти рамки часто мешают правильно оценить ситуацию и придумать креативное решение. Упражнение «Выход за рамки» помогает освободиться от всего, что тяготит.

Представьте, что вам ничего не мешает творить: нет ограничений, жестких сроков, пожеланий работодателя, требований закона и т.д. Вы можете реализовать любую идею. Всё, что придет вам в голову.

Выпишите на отдельный лист то, что пришло вам в голову, а на следующий день структурируйте информацию. Идеи понравятся вам и руководству.

Упражнение «Случайное число»

Это упражнение применимо в индивидуальной и коллективной работе, когда нужно придумать новые идеи. Предложите каждому участнику группы назвать первое, пришедшее в голову, слово, а затем проведите связь с задачей. Это поможет найти новое решение и посмотреть на задачу с другой точки зрения.

Ваша задача связать максимальное количество слов. Чем лучше результат, тем выше креативность.

СтруктураПравить

Креативный тест Вильямса разделен на три части.

Кем были созданы первые тесты креативности?

Батарея тестов для оценки креативности была создана Франком Вильямсом в 1980 году для восполнения этого пробела

Что такое тест Торренса?

Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок». Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 – 6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним

Когда придумали креативность?

«Креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. И в этой формулировке важны обе части. Креативное мышление — это процесс, прежде всего процесс генерации идей. Поэтому компетенция « креативное мышление» = Умение генерировать идеи»

Оцените статью
Тест по истории