- История
- Насколько хорошо вы знаете историю России
- Тесты по истории онлайн – хороший способ проверить уровень знаний
- Баллы ЕГЭ в 2022 году по истории
- Зачет
- Дифференцированный зачет
- Экзамен
- Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг
- Всероссийская (с международным участием) олимпиада учащихся музыкальных колледжей
- Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех»
- Международная олимпиада школьников «Искусство графики»
- Межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, композиция)
- Межрегиональная экономическая олимпиада школьников имени Н. Кондратьева
- Международная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»
- Олимпиада «Курчатов»
- Олимпиада школьников «Гранит науки»
- Открытая олимпиада школьников
- Вузовско-академическая олимпиада по информатике
- Олимпиада школьников по информатике и программированию
- Открытая олимпиада Северо-Кавказского федерального университета среди учащихся образовательных организаций «45 параллель»
- Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств
- Выбор профессии и вуза
- Поступление
- Учеба
- Университетский быт
- Жизнь после университета
История
Насколько хорошо вы знаете историю России
Итоговый тест по истории для 5 класса
Хорошо ли вы знаете историю Второй мировой войны?
Итоговый тест по истории для 11 класса
Хорошо ли вы знаете историю Великой Отечественной войны?
Проверьте свои знания мифов Древней Греции
Итоговый тест по истории для 8 класса
Тест на гражданство
Итоговый тест по истории для 6 класса
Хорошо ли вы знаете Древний Египет?
Проходите тесты по истории онлайн, чтобы не просто проверить и закрепить свои знания, но и узнать что-то новое, благодаря показу правильных ответов после прохождения тестов. Хорошо ли вы знаете историю России и тайны дворцовых переворотов? А что насчет Всеобщей истории и правления Цезаря? Или мифология Древнего Египта и Древней Греции? Ответы на эти и многие другие вопросы помогут найти тесты по истории!
Насколько хорошо вы знаете историю России
Михаил Ломоносов является автором знаменитых слов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Схожее высказывание принадлежит Джорджу Сантьяне: «Народы, не знающие своего прошлого, обречены пережить его снова». И великий русский ученый, и американский философ подразумевали одну важную вещь — история учит нас не допускать уже совершённых ошибок, ибо без опыта прошлого, нельзя построить будущее.
Проверьте свои знания о прошлом нашей страны, пройдя этот тест по истории России!
Встроить на сайт
Тесты по истории онлайн – хороший способ проверить уровень знаний
Как писал Михаил Ломоносов, у народа, который не знает своего прошлого – нет будущего. Только тот
человек, который отлично знает историю своей страны, своего рода, своей семьи и
мира в целом, может с уверенностью смотреть в завтрашний день.
История России – это очень полезная наука, которая позволяет каждому прикоснуться к
истокам, узнать, как начинался путь нашей страны, и через какие трудности пришлось пройти нашему
народу в течение столетий.
Всемирная история приоткрывает завесу тайны, показывает, как жили другие народы,
рассказывает о величии одних стран и упадке других, о том, как наша страна вписывается в общую
картинку калейдоскопа времен.
Тесты по истории помогут тебе определить, насколько хорошо ты знаешь историю – как
своей страны, так и мира в целом. Пройдя тесты по истории онлайн, и сверившись с
ответами, ты сможешь понять, где у тебя пробелы в знаниях, и какую тему нужно повторить или выучить
заново. Таким образом, попробовав тесты пройти бесплатно, и повторяя упражнения, ты
сможешь легко, играя, подготовиться к ЕГЭ по истории.
Попробуй – ты увидишь первые результаты уже после нескольких занятий.
ЕГЭ по истории: шкала перевода первичных баллов в тестовые в 2022 году
Баллы ЕГЭ по истории 2022: шкала перевода баллов в оценки в таблицах
Единый государственный экзамен оценивается первичными баллами, которые впоследствии переводятся в стобалльную систему и формируют тестовый балл. Именно он будет РИА Новости, 31.05.2022
единый государственный экзамен (егэ)
федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор)
образование — общество
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Единый государственный экзамен оценивается первичными баллами, которые впоследствии переводятся в стобалльную систему и формируют тестовый балл. Именно он будет указан как результат ЕГЭ и будет учитываться при поступлении в ВУЗ. Шкала перевода баллов ЕГЭ по истории в 2022 году, а также критерии оценки ФИПИ – в материале РИА Новости.Баллы ЕГЭ в 2022 году по историиПри проверке экзаменационных работ каждое задание оценивается определенным количеством баллов, которые по итогу суммируются. Получившееся число – это первичный балл. Впоследствии его переводят в стобалльную шкалу и получается тестовый балл. Именно он будет иметь значение при поступлении в вуз.Таблица баллов ЕГЭ по историиПервичные баллыКаждое задание в ЕГЭ по истории оценивается определенным количеством баллов. «Вес» каждого вопроса зависит от его сложности. Именно итоговая сумма всех таких оценок формирует первичный балл.Тестовые баллыТестовые баллы – это результат перевода первичных баллов в стобалльную систему. Это окончательный результат ЕГЭ.Минимальные баллыМинимальный балл – это порог, через который необходимо преодолеть, чтобы иметь возможность поступить в вуз. В 2022 году на ЕГЭ по истории выпускнику необходимо набрать минимум 7 первичных баллов (32 тестовых, соответственно). Высшее учебное заведение вправе самостоятельно устанавливать значение минимальных баллов, но оно не может быть ниже утвержденных Рособрнадзором. Если планируется дальнейшее поступление в вуз Минобрнауки, то порог немного выше – 35 тестовых баллов.Максимальные баллыВ 2022 году на ЕГЭ по истории можно набрать максимум 38 первичных баллов (100 тестовых, соответственно).Распределение баллов за каждое задание и критерии оценкиОценивание правильности выполнения заданий с кратким ответом происходит с применением специальных аппаратно-программных средств. Такое задание считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или требуемое слово/словосочетание.Полный правильный ответ на задания № 2, 8–10 оценивается 1 баллом. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.Полный правильный ответ на задания № 1, 3, 5–7, 11 оценивается 2 баллами. Если допущена одна ошибка – 1 баллом. Если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.Полный правильный ответ на задание № 4 оценивается 3 баллами. Если допущена одна ошибка – 2 баллами. Если допущены две-три ошибки – 1 баллом. Если ошибок больше четырех, ответ неверный или отсутствует – 0 баллов.Результаты заданий во 2 части ЕГЭ по истории оценивается экспертами предметных комиссий. Оценка ответов зависит от их полноты и правильности. Так, за выполнение заданий № 12–15 и 18 ставится от 0 до 2 баллов. За выполнение заданий № 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
единый государственный экзамен (егэ), федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор), общество, образование — общество, образование, история
Баллы ЕГЭ в 2022 году по истории
Экзамены, дифференцированные зачеты и обычные зачеты — шок для первокурсника. Если в школе были только самостоятельные и контрольные работы, то в университете совсем другие правила. Давайте вместе разберемся в вузовской терминологии и поймем, как готовиться к новым испытаниям.
Зачет
Зачет — это один из способов проверки знаний по определенному предмету и допуск студентов к сдаче экзаменов. По формату зачет похож на экзамен: он проводится как устно, так и письменно, вы можете получить автомат или пересдать его, если с первого раза не удалось правильно ответить на вопросы. Теперь поговорим об основных отличиях зачета от других видов испытания:
Дифференцированный зачет
Этот вид испытания сложнее зачета, но задания все еще проще, чем на экзамене. Для дифференцированного зачета действуют те же правила, что и для обычного, — форма проведения, возможность получить автомат, пересдать в случае низкого балла. В чем же разница:
Экзамен
Экзамен — это итоговая проверка знаний по определенной дисциплине и самое сложное испытание за всю сессию. На подготовку дополнительно выделяется время — 2-3 недели, преподаватель выдает заранее вопросы и проводит консультацию по предмету. Вот еще несколько отличий:
Зачет и дифференцированный зачет — это промежуточная проверка знаний студентов, экзамены — итоговое испытание по пройденному предмету. Важно хорошо сдать и зачеты и экзамены, чтобы перейти на следующий курс и получать стипендию, если вы учитесь на бюджете.
Хотите уже сейчас попробовать себя в новой профессии и создать портфолио? Тогда переходите на сайт проекта «Твой Ход 2022», выберите интересующее направление и участвуйте в активностях — смотрите мастер-классы, воркшопы, проходите тесты, игры и выиграйте денежный приз.
Более 1500 родителей оценили работу репетиторов
Нужны были занятия по музыке. Ребенок в 4 классе школы имени Гнесиных. Хотели улучшить знания по сольфеджио. Со Светланой Викторовной занятия проходят хорошо, занимаемся дальше
Хотели заниматься дистанционно математикой. Ребенок в 7 классе, нужно было подтянуть школьный курс. Решили заниматься с Александрой Владиславовной. Занятие прошло отлично, лучше и желать не надо, ребенок в восторге.
Искали опытного педагога, чтобы помогал решать домашние задания по предметам начальной школы. Первое занятие с Татьяной Владимировной прошло очень хорошо, нам всё понравилось.
Хотели репетитора, который сможет подготовить к олимпиадам по физике 8 класс. Начали заниматься с Аркадием Михайловичем. Было одно занятие, все прошло отлично, будем продолжать
Ребенку нужно было подтянуть школьный курс, плюс в дальнейшем подготовка к ОГЭ по физике. Провели занятие с Кириллом Викторовичем. Моему сыну все понравилось, далее будем смотреть на результаты
Большинство вузовских олимпиад уже закончили регистрацию, но в некоторых еще есть шанс поучаствовать. Наш блогер Михаил Ланцман рассказал о 14 таких олимпиадах, которые помогут не только проверить свои знания, но и получить льготы при поступлении.
Осенью 2021 года Российский совет олимпиад школьников утвердил свежий список льготных вузовских олимпиад. В текущем учебном году в так называемый Перечень вошло 86 олимпиад и конкурсов. Большинство из этих олимпиад уже закончили регистрацию и отборочные туры. Но с февраля по апрель всё же можно успеть принять участие в 14 состязаниях по различным предметам. О том, какие льготы дают дипломы победителя или призёра олимпиад Перечня, что означают уровни олимпиад и какие баллы ЕГЭ нужно набрать, чтобы подтвердить льготы при поступлении, можно прочитать здесь.
Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг
Регистрация и тестирование: 1 сентября 2021 года — 1 апреля 2022 года
Эссе и финал: февраль 2022 года
Учебно-методические материалы для подготовки
Всероссийская (с международным участием) олимпиада учащихся музыкальных колледжей
2 уровень: инструменты народного оркестра, теория и история музыки, хоровое дирижирование, музыкальная педагогика и исполнительство, струнные инструменты
Отборочный этап: февраль 2022 года
Заключительный тур: март 2022 года
Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех»
2 уровень: педагогические науки и образование
Регистрация: с 22 октября 2021 года
Отборочный тур: 12 ноября 2021 года — 15 февраля 2022 года
Задания прошлых лет
Если вы в поиске опытного наставника, способного достойно подготовить к вузовской олимпиаде любого уровня, приглашаю присоединиться к новому потоку курсов ЕГЭ Lancman School («Ланцман скул»). Читателям моего блога обязательно сделаем скидку 10% по промокоду MEL2022.
Международная олимпиада школьников «Искусство графики»
1 уровень: рисунок (графика и дизайн),
2 уровень: графический дизайн
Регистрация — с 1 ноября 2021 года
1 отборочный этап: 1 ноября 2021 года — 15 февраля 2022 года
2 отборочный этап: с 24 по 30 марта 2022 года
Работы победителей и призёров прошлых лет
Межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, композиция)
2 уровень: искусство (рисунок и композиция)
1 отборочный онлайн-этап: с 1 сентября 2021 года по 14 февраля 2022 года
2 этап (заключительный): с 28 марта по 1 апреля 2022 года
Межрегиональная экономическая олимпиада школьников имени Н. Кондратьева
1 уровень: экономика
Регистрация и отборочный этап: 31 декабря 2021 года — 27 февраля 2022 года
Международная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»
3 уровень: математика, обществознание, история, политология, социология, русский язык, физика, филология
Регистрация: до 11 февраля 2022 года
Заочный отборочный этап: 11 октября 2021 года — 13 февраля 2022 года
Заключительный этап: с 26 февраля по 1 марта 2022 года
Олимпиада «Курчатов»
2 уровень: математика, физика
Отборочный этап: 24 января — 07 февраля 2022 года
Финальный этап: 6–7 марта 2022 года
Олимпиада школьников «Гранит науки»
2 уровень: химия
3 уровень: естественные науки (математика, физика), информатика
Регистрация и отборочный тур: с 26 ноября 2021 года по 24 февраля 2022 года
Открытая олимпиада школьников
1 уровень: информатика
Тренировочная сессия: с 18 октября 2021 года по 10 марта 2022 года
Вузовско-академическая олимпиада по информатике
2 уровень: информатика
Дистанционный отборочный этап: 28 февраля — 4 марта 2022 года
Заключительный этап: апрель 2022 года
Олимпиада школьников по информатике и программированию
Отборочные этапы: январь 2022 года — февраль 2022 года
Открытая олимпиада Северо-Кавказского федерального университета среди учащихся образовательных организаций «45 параллель»
2 уровень: география
Отборочный тур: 12 марта 2022 года
Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств
3 уровень: теория и история музыки
Приём заявок: до 15 марта 2022 года
Сроки олимпиады: 21–23 марта 2022 года
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Vector Point Studio / shutterstock
В связи с проведением независимой оценки качества образования (НОКО) в 2022 году в отношении Дальневосточного мореходного училища просим вас принять участие в онлайн-анкетировании получателей образовательных услуг оценки качества условий осуществления образовательной деятельности до 4 сентября 2022 года по ссылке:
Прохождение анкеты (quizer.pro)
или QR-коду ссылки:
С 1 по 3 июня в Дальневосточном морском тренажёрном центре МГУ им. адм. Г.И. Невельского проходил IV открытый вузовский чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по компетенции «Эксплуатация судов водного транспорта».
Конкурсные задания выполнялись командой (Экипажем), состоящей из двух конкурсантов: судоводителем и судомехаником. Дальневосточное мореходное училище (филиал Дальрыбвтуза) представляли Костенников Михаил и Чалых Данил.
Великая Отечественная Война — одно из самых страшных событий ХХ века.
Война, которая являлась труднейшим испытанием для всей страны. Испытанием, на которое история отвела 1418 дней и ночей.
Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат. Это была Война, где решался вопрос о самом существовании нашего Отечества.
30 марта в Москве состоится очный тур конференции «Наука, творчество, духовность». Я, курсант Дальневосточного мореходного училища Богачев Семен, буду представлять училище с исследованием «Стресс. Управление стрессом».
Почему именно эта тема?
Через месяц я и мои одногруппники будем бороздить Японское море на учебно-парусном судне «Паллада». У нас начинается практика. Наступает волнующий момент, так как мы будем оторваны от земли, от дома, в совершенно чужой обстановке и даже без ежедневной связи. Естественно, что многие переживут стресс.
Как сказал классик психологии Курт Левин: «Бороться со стрессом бесполезно, его нужно узнать и приручить».
В рамках всероссийского праздника «День студента» и в соответствии с планом воспитательной работы ДМУ, с 13 января по 25 января 2022 года в училище проводился традиционный конкурс социальных видеороликов «Моя позиция».
19 января 1965 года в водах Бристольского залива Берингова моря, что у берегов США, произошла трагедия — потерпел кораблекрушение средний рыболовецкий сейнер Находкинской базы активного морского рыболовства «Бокситогорск».
18 октября курсанты 621 группы встретились с представителями общественной организации «Дети войны» Совета ветеранов находкинского городского округа. Председатель Лактионова Валентина Ивановна и Гамс Людмила Михайловна очень интересно и доступно рассказали курсантам об окончании Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
С Казанским кафедральным собором нашего города, что расположен на сопке Тобольской, нас связывает давнее сотрудничество.
Это и совместный проект по нравственному воспитанию молодежи «Истина через объективы», и участие курсантов в крестном ходе, и приглашение представителей епархии на торжественное мероприятие училища «В первый рейс».
Сергеевское крестьянско-фермерское хозяйство снабжает овощами практически всю социальную сферу района, в том числе и Дальневосточное мореходное училище. Места в Партизанском районе плодородные. Уборочная страда подходит к концу, овощи убирают по мере созревания. Своей очереди ждут картофель, морковь, лук, свекла, капуста.
На поле в селе Сергеевка трудились и наши студенты. Стахановскими темпами второкурсники нашего Мореходного училища собирали урожай в сентябре и октябре 2021 года.
9 мая во время торжественного мероприятия, посвященного Дню Победы, курсанты Дальневосточного мореходного училища возложили гирлянду к Вечному огню мемориала Победы.
Трансляция церемонии была показана на экране, установленном на Центральной площади, где проходил Парад Победы.
На Центральной площади Находки 9 мая прошли торжественные мероприятия в честь Дня Победы.
В торжественном построении вместе с военнослужащими Службы в г. Находке пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, учащимися кадетских и оборонно-спортивных классов учебных заведений города приняли участие и курсанты Дальневосточного Ордена Трудового Красного Знамени мореходного училища. Открыл и провёл мероприятие военный комиссар г. Находки, подполковник Рафаил Ахметов.
Эстафета Памяти – легкоатлетический турнир в Находке, участвуя в котором, любители спорта отдают дань уважения ветеранам войны и чтут память не вернувшихся с полей сражений.
В этой легкоатлетической эстафете студенты ДМУ участвуют регулярно. Дистанция разбита на этапы. На финише каждого из них члену команды необходимо как можно быстрее передать эстафетную палочку своему товарищу.
В результате забегов среди студентов быстрее всех оказались обучающиеся Дальневосточного мореходного училища. Все призеры праздничных соревнований получили кубки, медали от администрации городского округа.
24 апреля 2021 года проходили игры открытого турнира по волейболу среди мужских команд на кубок профсоюзного комитета Преображенской базы тралового флота, посвящённого памяти ветерана спорта Буданцева Бориса Тихоновича.
Председатель профкома Пётр Киселёв поздравил всех присутствующих с открытием турнира и пожелал участникам стремления к победе, удачи и отличного настроения.
На волейбольной площадке за кубок профкома боролись шесть команд. Игра была напряжённая, упорная, зрелищная. Соперники были достойные. Участники команды ДМУ проявили характер и вошли в тройку призеров, заняв третье место.
На базе КГА ПОУ «Дальневосточный судостроительный колледж» в г. Большой Камень 2 апреля 2021 года состоялась краевая олимпиада по учебным дисциплинам «Общее устройство судов» и «Теория и устройство судна». Наши курсанты участвуют в этом мероприятии ежегодно.
В команду ДМУ вошли два курсанта четвертого курса судоводительского отделения: Туманов Даниил, Мунтян Кирилл. А также два курсанта судомеханического отделения: Афанасьев Вадим, Самокиш Михаил.
По итогам соревнований в тройку призеров вошел Туманов Даниил, который занял третье место.
Вышел выпуск курсантской газеты Кубрик за февраль-март 2021 года. Над выпуском работали курсанты Тимонин Тимофей (321 группа), студенты Литвинов Марк (741 группа) и Щербаков Игорь (831 группа). Подготовили статьи и преподаватели: преподаватель английского языка Крюкова Ирина Юрьевна и педагог-организатор Цымбалистенко Ольга Дмитриевна.
17 марта 2021 года в ДМУ прошла лекция по профилактике зависимого поведения среди молодежи на тему: «Скажи, где торгуют смертью?»
Мероприятие проведено совместно с Находкинским Линейным отделом МВД России. Перед курсантами выступили старший юрисконсульт Терлянская Е.Г. и заведующий Краевым наркологическим диспансером Ли В.В.
18 февраля 2021 года в училище прошел урок мужества «У них есть долг, что предками завещан», посвященный всем защитникам Родины, которые честно выполнили и выполняют свой воинский долг; мужеству тех, кто не щадил себя, не прятался за спины товарищей по оружию служа Отечеству.
Вышел декабрьский выпуск курсантской газеты Кубрик. Над выпуском работали курсанты Тимонин Тимофей (321 группа), Лисица Артем (321 группа), Елисеев Тимур (111 группа), студент 831 группы Щербаков Игорь. Подготовили статьи и преподаватели: зав.методическим отделом Куропаткина Ирина Алексеевна и педагог-организатор Цымбалистенко Ольга Дмитриевна.
Кубрик, декабрь (2020)
3 декабря 2020 г., в День Неизвестного солдата в нашей стране и во всем мире прошла международная акция «Тест по истории Великой Отечественной войны». Тест включил в себя 30 вопросов, значительное количество которых было посвящено героическим личностям, участникам данных событий.
Вопреки пандемии коронавируса и переходу на дистанционное обучение вышел октябрьский выпуск курсантской газеты Кубрик. Над выпуском работали курсанты Казанцев Владислав (421 группа), Тимонин Тимофей (321 группа) и студенты 831 группы Барышников Никита и Щербаков Игорь.
КУБРИК (октябрь 2020)
Это история читателя из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии и вуза
Я родился в 1998 году в Калининграде в православной семье, вырос тоже там, а сейчас живу в Москве. Сколько помню, мама была при храме: преподавала в воскресной школе, помогала настоятелю в приходе, работала с молодежью. Словом, я с детства был погружен в церковную жизнь. Приход, храм, в который я ходил, — люди оттуда для меня до сих пор как большая семья, где я чувствую себя как дома. С ними мне всегда есть о чем поговорить, там меня любят и ждут.
При этом я бы не сказал, что в детстве церковь занимала большую часть моей жизни. Она просто была, и мне в ней было хорошо. Алтарником я не служил, в хоре не пел, лишь ходил на службы по воскресеньям. Я учился в обыкновенной школе в обыкновенном классе, всю жизнь любил историю и все, что связано с искусством, окончил музыкалку. Храм был органичной частью моей жизни, я не отличался от сверстников.
Еще я ходил в воскресную школу, и у меня там появились друзья. Но это были просто друзья, мы с ними любили потусить, сходить, хорошо проводили время.
Мое венчание в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Калининграде
Вместе с тем вера оказала важное влияние на мой образовательный путь. У любого подростка в церковной среде в момент случается своего рода кризис. Может быть, это просто этап взросления, когда веру, которую ты с детства принимал как данность, начинаешь осмыслять, искать истину. У меня этот этап начался в районе девятого-десятого класса, в Я интересовался другими религиями, задавал вопросы, которые меня беспокоили, например о смысле обрядов, пытался понять, почему все устроено так, а не иначе. Наверное, это и сподвигло меня к более глубокому изучению церкви: ее вероучения, истории, устройства и традиций.
В одиннадцатом классе, когда христианство стало моим осознанным выбором, я задумался о вузе для поступления. Не скажу, что хотел связать жизнь со священническим служением или работой в церковных организациях, но внутренний религиозный мотив присутствовал. я комфортно чувствовал себя в церковной жизни, и она меня увлекала. Еще я всегда интересовался историей, гуманитарными предметами — как науки о человеке, они тесно переплетаются с вопросами веры и религии.
В момент я отыскал вуз, куда и поступил, — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ПСТГУ, в Москве. Все будто сошлось: я понял, что вуз отвечает моим интересам. С одной стороны, я мог получить там обычное светское образование и профессию, а с другой — побольше узнать о вере и обо всем, что с ней связано.
Поступление
В ПСТГУ легко поступить, но сложно там учиться. Поступить легко, потому что проходные баллы не такие высокие, как в других московских вузах. Насколько помню, ребята, набравшие по , проходили на бюджетные места. Кажется, университет привлекает этим многих студентов, но во время учебы нагрузка очень большая, да и не все комфортно там себя чувствуют в плане мировоззрения и устройства быта.
Из ЕГЭ понадобились русский, история и обществознание. Рекомендация от духовника не требовалась, и у меня ее не было, но многие заручаются поддержкой священника. Экзамены я сдал хорошо, в общей сложности набрал 290 баллов. С репетиторами не занимался. У меня были классные преподаватели в школе, сам я много участвовал в олимпиадах и в целом был эрудированным — все это и помогло.
С моей суммой баллов можно было попробовать поступить еще, но у меня не было нужды. Я уже сделал выбор — и впоследствии ни капли не пожалел. В качестве запасного варианта был только Калининградский университет: мама, конечно, хотела, чтобы я остался в родном городе.
В время она понимала, что учеба и самостоятельная жизнь в Москве важнее и полезнее.
Неожиданно для себя в университет я поступил не по ЕГЭ, а благодаря результатам олимпиады по основам православной культуры. Специфика олимпиады — все, что связано с православной культурой, поэтому в ней много вопросов на стыке истории, МХК и литературы, задачек о памятниках культуры, литературных и архитектурных произведениях. Мне запомнилось задание о стихотворном диалоге Пушкина и митрополита Филарета (Дроздова).
Олимпиаду проводят раз в год для школьников с пятого класса, организует ее как раз Свято-Тихоновский университет. У победителей и призеров олимпиады в одиннадцатом классе есть особое право — поступить в ПСТГУ без вступительных испытаний, оно действует четыре года. Нужно только подтвердить знания на ЕГЭ, набрать не меньше 75 баллов по истории. Такое условие указано в нормативных документах вуза.
Я постоянно участвовал в олимпиаде, потому что детей из воскресной школы — из обычных немного — туда всегда старались отправить. Я не сопротивлялся, наоборот, мне нравилось. Лучший результат не помню, кажется, получал диплом второй или первой степени. Я не знал, что благодаря своим успехам смогу поступить в вуз бесплатно.
Я попал на исторический факультет, на направление «История». В момент его переименовали — теперь он историко-филологический. Поступал туда целенаправленно, хотя центральный факультет университета — богословский. Мне хотелось согласованных исторических и богословских знаний, для чего истфак православного вуза отлично подходил. Кроме того, в перспективе было интереснее поработать именно в области истории, а диплом историка давал возможность выстраивать широкую карьерную траекторию.
В университете три категории мест для поступления: платные, бюджетные и грантовые. Последние работают так: студент учится на коммерческом отделении, но университет покрывает стоимость учебы. Эти места созданы для церковных людей, например детей священнослужителей: благотворитель хочет оплачивать обучение членов церкви. Чтобы претендовать на это место, как раз обязательно иметь письмо от духовника. У меня были друзья, которые получили гранты, даже если не очень хорошо сдали ЕГЭ.
Нынешняя стоимость учебы — 244 000 за год в бакалавриате, но в мое время однокурсники платили около 70 тысяч. Подорожание случилось после пандемии и обусловлено тем, что вуз частный.
Учеба
Предметы. Плюс университета и его отличие от семинарии, где готовят именно священников, — совмещенное светское и духовное образование. На историческом факультете мы получили обычную светскую специальность, но при этом у каждого курса был комплекс дополнительных богословских дисциплин.
На разных факультетах объем такой подготовки варьировался. На историческом ее было больше всего после богословского, поэтому мы учились в полтора раза больше остальных ребят из нашего вуза. Насколько помню, богословские дисциплины мы проходили три года, отказаться от них было нельзя — по крайней мере полностью.
Дело в том, что почти на всех направлениях в ПСТГУ есть две программы: основная, у меня это была история, и дополнительная — профессиональная переподготовка, в моем случае христианская теология. Большая часть богословских дисциплин включена в вариативную часть основной программы — это позволяет ФГОС. От них нельзя отказаться, но несколько предметов не входят в эту программу, и вот ими можно не заниматься, но на моей памяти такого не случалось.
По богословской программе мы изучали Ветхий и Новый Завет, литургику — эта дисциплина охватывает вещи, связанными с богослужением. У всех было введение в вероучение с разбором основ христианства: символа веры, канонов и постановлений вселенских соборов. Патрология — изучение трудов святых отцов церкви — шла отдельным предметом. Также занимались сравнительным богословием, на котором изучали вероучение других христианских конфессий, сектоведением, где рассматривали учение и принципы работы сект. Еще меня вдохновляли пары по иконоведению, церковному искусству. У нас были молитвы до и после каждой пары — так принято во всех духовных учебных заведениях.
Завершением богословской программы было написание дополнительной дипломной работы. Поэтому у выпускников исторического факультета два документа об образовании:
На факультетстком богослужени, я стою по центру в первом ряду
Историю мы изучали беспристрастно. В основе лежала работа с источниками: разными трактатами, документами из архивов. Но молодому уму сложно подступиться к большим массивам источников без подготовки, поэтому преподаватели уделяли много внимания литературе по теме, историографии, методологии, чтобы мы понимали, на каких основаниях и с помощью каких инструментов рассматриваем источники.
Богословская составляющая не определяла наш взгляд, хотя и обозначала круг вопросов, к которым был повышенный интерес. Например, многие увлекались отношениями церкви и государства. В этом случае вообще нецелесообразно проводить разделение между светским и церковным: наука есть наука. Хотя на каждом факультете были священники, но здесь они профессиональные преподаватели, ученые и исследователи.
Скажем, декан историко-филологического факультета — священник, кандидат исторических наук, занимается проблемами благотворительности и женского служения в церкви. Он знает несколько языков и классно преподавал историю 20 века на четвертом курсе. На семинарах мы читали Фрейда, Ницше и Хайдеггера, непредвзято рассматривали острые вопросы, например международную политику первой половины века. То есть все изучали во вполне светском контексте.
Да, в университете всегда рассматривался вопрос, как христианину относиться к этим вещам, но не с точки зрения «вы должны смотреть вот так, потому что иначе нельзя».
Из семинаров по истории мне больше всего запомнилось, как мы вырабатывали совместный взгляд на разные проблемы.
Многое я открыл для себя на занятиях по церковной истории — русской и вселенской. Этот предмет буквально разрушил картинку, сформированную в воскресной школе на основе житий святых. По совету преподавателя на первом курсе прочел книжку протопресвитера Александра Шмемана «Исторический путь православия», которая стала важной для формирования моего мировоззрения.
сказал, что мне удалось иначе осмыслить историю церкви, увидеть различные пласты традиции, присутствующие и в современном церковном сознании, — и понять, как они формировались. я осознал важную вещь: церковь состоит из людей со всеми вытекающими последствиями в виде ошибок и эгоистичных стремлений отдельных ее членов.
Языков было мало — только английский и латынь по две пары в неделю. Знаю, что хорошая языковая подготовка на богословском факультете, там есть классическая программа: ребята учат и греческий, и латынь, и английский, и немецкий. Есть программа по языкам христианского Востока, по которой занимаются арабским и другими ближневосточными языками. Есть филологический факультет, где в зависимости от направления изучают английский или романские языки.
На историческом факультете требовали много письменных работ, и я хорошо научился их делать, что впоследствии помогло в карьере. С первого курса мы писали по две курсовые в год: одну — по истории России, другую — по всемирной. Предметы шли синхронно. Такой принцип перекочевал из МГУ: истфак в ПСТГУ тесно связан с истфаком МГУ, некоторые преподаватели работают и тут и там, например мой научный руководитель, заведующий кафедрой. За счет курсовых мы отрабатывали навык работы с источниками. не справлялся, и это был критерий отсева. На моем курсе до конца обучения дошло ребят: некоторые не совпали с вузом по мировоззрению, а просто не справился с нагрузкой.
Первый курс, как и везде, сложный, потому что на студентов сваливается множество светских и богословских дисциплин, сессии. Спрашивали жестко: на экзамене мы отвечали на вопросы по Причем мало было знать факты, нужно было увидеть их взаимосвязь, знать концепции разных историков и так далее. Конечно, спали всего по несколько часов и готовились к экзаменам с большим трудом.
Научная и миссионерская жизнь. Совмещать работу и учебу на первом-втором курсе было тяжело, хотя один мой приятель умудрялся. Со временем я привык к нагрузке и с третьего-четвертого курса подрабатывал в университете секретарем, потом занимался репетиторством по истории. Сейчас понимаю, что я посвятил это время учебе. Опыт был классный, но образование проседало. Некоторое время после выпуска продолжал заниматься с детьми, теперь это в прошлом.
Я учился на бюджете и получал стипендию 4000 или 5000 как отличник. Был и еще один способ заработать. Некоторые преподаватели брали гранты на исследования или запускали проекты, привлекая студентов, которые могут и хотят участвовать. Я был в их числе. Заработок варьировался от 10 000 до 50 000 за период действия гранта.
Например, один из профессоров занимался старорусской эпиграфикой. Она изучает надписи на твердых носителях — в нашем случае это были надгробные плиты. Преподаватель организовал проект по созданию цифрового свода таких памятников. Мы собрали студенческую команду на факультете, которая выезжала в поле, чтобы искать и чистить плиты, а потом описывала и систематизировала их .
В целом научная жизнь в университете была, но не в масштабах МГУ или «Вышки». Мне это представляется не совсем возможным в силу размеров ПСТГУ. Впрочем, среди студентов сформировалось научное студенческое общество: мы делали доклады, участвовали в ежегодных сессиях, конференциях. Друзья, которые сейчас учатся в ПСТГУ, кажется, даже сильнее моего потока вовлечены в науку. Сотрудники деканата и преподаватели ратовали за то, чтобы мы выступали. В целом сложилось три направления:
В ПСТГУ проходили интеллектуальные турниры
Как я говорил, истфак ПСТГУ близок к МГУ. В смысле университет давал уникальную возможность пообщаться с преподавателями поближе: в МГУ, условно, аудитория на 200 человек, а мы лампово сидели по 15 студентов на паре, болтали и пили чай после занятий, шли вместе до метро. Узкий круг помогает выстроить неформальные отношения с преподавателями, держать с ними более тесный контакт. Наверное, одно из самых важных моих впечатлений — близкое соприкосновение с крутыми людьми.
Некоторые выпускники ПСТГУ становятся священниками. Для этого в университете даже есть своеобразная тьюторская служба: если студент хочет принять сан раньше выпуска, ему помогают с бытовыми и учебными вопросами.
идут в церковные структуры вроде отдела социального служения или продолжают учебу в магистратуре, аспирантуре другого вуза: хорошая гуманитарная и языковая подготовка позволяет. Мой друг с филологического факультета недавно поступил в аспирантуру РАН, а ребята, которые учились чуть раньше, уже защитили кандидатские диссертации и вернулись преподавать — для меня это показатель качественной образовательной среды.
На многих факультетах сложилась практика миссионерских поездок, раньше даже работал миссионерский факультет, а на богословском такие поездки и вовсе обязательны. Главная цель — духовное окормление там, где местному священнику не хватает сил. Мы ездили в Удмуртию, Архангельскую область, Карелию, как правило в глубинку. В Пермском крае после одной из поездок даже построили храм. Миссия похожа на университетскую практику, когда ты на деле применяешь теоретические знания, получаешь опыт служения церкви. Мы совершали богослужения, проводили уроки в школах и говорили с людьми о вере в Бога.
Богослужение в одной из миссионерских поездок
Университетский быт
Внеурочные мероприятия во многом формировали как повседневную жизнь студентов, так и их идентичность. На каждом факультете служил священник, проводивший богослужения, — на истфаке минимум раз в неделю. В них все участвуют по желанию. Были и общеуниверситетские богослужения. Вуз назван Тихоновским в честь святителя Тихона — патриарха Московского, избранного в 1917 году. Он возглавил церковь, когда на нее начались гонения со стороны советской власти. В день его кончины, 7 апреля, собирается весь университет: сначала служба в университете, потом молебен у мощей святителя в Донском монастыре в Москве.
, все это никогда не было насильственным, на службы шли только желающие. Плюс на каждом факультете есть хоры: студенты собираются, репетируют, поют на службах, выступают на университетском Пасхальном хоровом фестивале и других хоровых конкурсах и концертах.
Ректор и отцы-основатели университета — выходцы из московской интеллигентской среды, для них важно поддерживать культурный уровень выпускников. Поэтому нам прививали правила поведения в культурном обществе, этикета, которые выдают знающего человека. Конечно, никто не живет по правилам позапрошлого века, но университет ориентируется на эту культурную традицию, специфика общения во многом консервативная.
Например, мы участвовали в Сретенских балах, нам даже читали лекции о дворянском бале 19 века. На празднике мы следовали определенным правилам: нельзя танцевать без перчаток и приглашать одну даму больше трех раз. Для кавалеров обязательны белые рубашки, для дам — платья в стиле ампир. В общем, вуз старался задавать планку на уровне не только письменных работ, но и культуры поведения и досуга.
В образовании есть понятие «учебный процесс между строк», когда ты получаешь знания не напрямую, а за счет самой среды. сказал, что многому научился в ПСТГУ именно так. Мне кажется, в этом уникальность университета: он сочетает консерватизм с открытостью и дружелюбием. К примеру, в общежитии были достаточно строгие правила, по крайней мере в сравнении с МГУ и «Вышкой», как я слышал. Мы должны были ежедневно отмечаться, что присутствуем в общежитии, с 21:00 по 23:00, после 23:00 выход и вход из общежития запрещены. Студентов пускали и позже, но с объяснительной, почему ты опоздал. Для студентов такой распорядок тяжел. За общежитие я платил 3000 в месяц.
В студенческом городке, переделанном из бывшей воинской части, находились общежитие, столовая, библиотека, учебный корпус и храм. Несмотря на всю строгость, жизнь в общежитии показалась мне классным опытом. Когда приезжаешь в чужой город и сам устраиваешь быт, многому учишься. Общежитие находилось в Марьине, недалеко от центра города и учебного корпуса: 20 минут на электричке до Курского вокзала, оттуда 15 минут на метро до «Новокузнецкой» и 5 минут пешком до аудитории. Сам университет тоже хорошо оборудован, у меня не было претензий.
Жизнь после университета
Учеба прошла классно, и я был уверен, что свяжу жизнь с наукой. Написав диплом, я понял, что научная и кабинетная работа не мое. Однако университетские знания применимы в разных сферах, и этот фундамент помог найти себя.
Я работаю методистом в «Синхронизации» — это образовательная платформа с гуманитарными курсами. Чувствую, что я на своем месте. Туда был достаточно большой отбор, я проходил трехэтапное собеседование. Понимаю: не вузовский бэкграунд, я попал бы в компанию.
Преподаватели научили меня мыслить системно, отличать главное от второстепенного, задавать правильные вопросы, стратегически формулировать цели, задачи и подбирать для них оптимальные пути достижения. Все это теперь нужно мне для проектирования образовательных курсов. Еще в вузе я научился аргументировать свои решения на каждом этапе — этот навык мне привили развернутые ответы на экзаменах, общение на семинарах, защита письменных работ и многое другое.