Тест сказка незаконченные метафорические истории луиза дюсс

тест сказка незаконченные метафорические истории луиза дюсс Тест по истории

Тест «Неоконченная сказка»

16 мая 2015 00:22

Тест «Неоконченная сказка» составлен детским психологом Луизой Дюсс.Вам надо будет рассказать начало сказки и закончить её вопросом. Ребенок, включаясь в игровую ситуацию, продолжает рассказанную вами историю, первым пришедшим ему в голову ответом. позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»Типичные нормальные ответы: — он тоже полетит и сядет на ветку; — полетит к маме, потому что испугался; — полетит к папе, потому что папа сильный; — останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в себе, самостоятелен и умеет принимать решения. Ответы, на которые следует обратить внимание: — останется на земле, потому что не умеет летать; — умрет во время падения; — умрет от голода или холода; — о нем все забудут; — на него кто-нибудь наступит.Такие ответы характеризуют сильную зависимость ребенка от своих родителей, неуверенность в своих силах. сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»Типичные нормальные ответы: — будет есть больше травки; — заплачет, потом станет есть больше травки; — пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.Ответы, на которые следует обратить внимание. — умрет от голода; — уйдет к другой овце и больше не вернется к маме; — не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока; — будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.Отлучение от груди – это всегда стресс для ребенка. Из ответов ребенка можно узнать, насколько глубоко ранило ребенка отсутствие маминого молока. В зависимости от этого постараться окружить своего малыша соответствующей заботой, вниманием и любовью. позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»О плохих отношениях между ребенком и родителями, братьями и сестрами или другими людьми будет свидетельствовать отправка ребенком именно этого человека «далеко и надолго». рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»Типичные нормальные ответы: — сегодня к нам придут гости; — кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился; — мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору; — вечером мы пойдем к бабушке; — папа принес тебе щенка и т.д.Ответы, на которые следует обратить внимание. — мама и папа уезжают; — мама с папой идут в кино, а его оставляют одного; — завтра его поведут к врачу; — кто-то умер; — мама хочет отругать ребенка за что-то; — мама хочет что-то запретить, наказать и т. д. Выявить наличие страхов у своего ребенка.«Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?» — вел себя плохо и теперь боится, что его накажут; — испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать; — боится темноты; — боится собаки; — ничего не боится, просто пошутил и т.д.Ответы, на которые следует обратить внимание: — боится, что его украдут; — боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть; — боится, что его оставят одного; — боится Бабу Ягу; — боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать; — боится, что придет вор и ударит его ножом; — боится, что умрет мама (папа)» и т.д.Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов. Сказка «Песочный замок»выяснить отношение ребенка к собственности и его способность проявлять альтруистическое поведение.«Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама (папа, брат, сестра) попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?» — немножко поиграет, а потом подарит маме; — прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку); — поделит его с мамой; — отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть и т. д.Ответы, на которые следует обратить внимание: — захочет оставить себе, потому что замок очень красивый; — никому его не отдаст; — поиграет, а потом разрушит его; — будет играть всегда один; — почему он должен отдавать замок маме» и т. д.Данные ответы свидетельствуют о том, что ребенок еще не готов делиться с окружающими, так как не сформировалось уважение к чужой собственности. Опираясь на полученные ответы, Вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, искать к нему подход, корректировать его поведение. Даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата в семье.
Автор-составитель: Дарья Колдина

тест сказка незаконченные метафорические истории луиза дюсс

Цель:
определить эмоциональные проявления,
сферу тревоги ребенка; исследовать
межличностные отношения между детьми
и родителями в семье.

Цель:
выявить степень зависимости ребенка
от одного или обоих родителей.

В
гнездышке на дереве спят птички: папа,
мама и маленький птенец. Вдруг налетел
сильный ветер, ветка ломается, гнездышко
падает вниз: все оказываются на земле.
Папа летит и садится на одну ветку, мама
– на другую.

Цель:
определить наличие страха, тревоги.

Один
мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как
страшно!» Чего он боится?

Цель:
выявление у ребенка чувства неоправданной
тревожности или страха, наличие
невысказанных желаний и ожиданий.

Один
мальчик возвращается с прогулки (из
школы, со двора, где он играл в футбол),
и мама ему говорит: «Наконец – то ты
пришел. Я должна сообщить тебе одну
новость». Какую новость хочет сообщить
ему мама?

Цель:
определение взаимосвязи ответов с
предыдущими ответами.

Однажды
утром один мальчик резко просыпается
и говорит: «Я видел очень плохой сон».
Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования Тест «Сказка»

Дата
проведения обследования_______________________

Тест «Кинетический рисунок семьи» (крс).

Цель:
выявление особенностей внутрисемейных
отношений

Этот
вариант методики разработан Р.Бернсом
и С. Кауфманом в1972 году.

Эта
методика доступна детям с 5 лет. Тест
помогает выявить отношение ребенка к
членам всей семьи, семейные отношения,
которые вызывают тревогу и страх
рисующего, показывает, как ребенок
воспринимает взаимоотношения с другими
членами семьи и свое место в семье. Тест
состоит из двух частей: рисования
ребенком своей семьи и беседы после
выполнения рисунка.

Инструкция:
«Пожалуйста,
нарисуй свою семью так, чтобы её члены
были чем – либо заняты».

Во
время рисования следует записывать все
высказывания ребенка. Отмечать его
мимику, жесты, а также фиксировать
последовательность рисования. После
того, как рисунок закончен, с ребенком
проводится беседа по схеме:

Качественный
анализ рисунков проводится с учетом их
формальных и содержательных аспектов.
Информативными признаками рисунка
считаются:

Для
анализа рисунка используется 3 аспекта
оценки – детали рисунка, их пропорции
и перспектива.

Детали
рисунка отражают значимые аспекты
каждодневных житейских ситуаций.
Пропорции рисунка отражают психологическую
значимость и ценность вещей, ситуаций.
Пропорция может рассматриваться как
отношение целого рисунка к данному
пространству бумаги, как отношение
одной части к другой.

Содержательными
характеристиками рисунка являются вид
изображаемой деятельности, в которую
включены представленные на рисунке
члены семьи, их взаимодействие и
расположение.

Для
теста разработана система количественных
оценок. Выделено 5 симптомо-комплексов:

Чем
больше сумма баллов, тем ярче выражен
тот или иной признак. Выраженность
признака оценивается от 0 до 3 баллов.

Симптомо-комплексы
кинетического рисунка семьи.

Методики
исследования эмоционально – личностного
развития дошкольника

Цель:
исследование психоэмоционального
состояния ребенка.

Перед
ребенком (или детьми) психолог раскладывает
восемь карандашей (красный, желтый,
синий, зеленый, фиолетовый, коричневый,
серый и черный) и бланк методики (рис.
1).

Но
однажды случилась беда. На страну налетел
страшный ураган. Порывы ветра были
настолько сильными, что срывали крыши
с домов и ломали ветви деревьев. Жители
успели спрятаться, но домики спасти не
удалось.

И
вот ураган закончился, ветер стих. Жители
вышли из укрытий и увидели свои домики
разрушенными. Конечно, они были очень
расстроены, но слезами, как известно,
горю не поможешь. Взяв необходимые
инструменты, жители вскоре восстановили
свои домики.

Пожалуйста,
помоги жителям нарисуй и раскрась
домики.

Таким
образом, детям предлагается поработать
с первой колонкой — где написано слово
«Домики».

Инструкция
2:
«Спасибо
тебе от лица всех жителей. Ты восстановил
страну. Настоящий волшебник! Но дело в
том, что во время урагана жители были
так напуганы, что совсем забыли, в домике
какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста,
помоги каждому жителю найти свой домик.
Закрась или подчеркни название чувства
цветом, соответствующим цвету его
домика».

Здесь
ведущий предлагает ребятам поработать
со второй колонкой, в которой перечислены
названия чувств. В результате мы узнаём,
с каким цветом ассоциируется у ребенка
определенное чувство.

Инструкция
3:
«Спасибо!
Ты не только восстановил страну, но и
помог жителям найти свои домики. Теперь
им хорошо, ведь очень важно знать, где
твой дом. Но как же мы будем путешествовать
по этой стране без карты? Ведь каждая
страна имеет свою территорию и границы.
Территория страны наносится на карту.
Посмотри — вот карта страны чувств
(ведущий показывает силуэт человека).
Но она пуста. После восстановления
страны карта еще не исправлена.

Только
ты, как человек, восстановивший страну,
можешь раскрасить карту. Для этого
возьми, пожалуйста, свои волшебные
карандаши. Они уже помогли тебе
восстановить страну, теперь помогут и
раскрасить карту».

Для
этого возьми, пожалуйста, свои волшебные
карандаши. Они уже помогли тебе
восстановить страну, теперь помогут и
раскрасить карту».

Если,
рассматривая карту страны, ребенок
скажет, что это — человек, можно объяснить
ему, что на карте очертание разных стран
может быть похоже на что угодно. Например,
очертание Италии похоже на сапог (при
этом хорошо иметь под рукой атлас и
подкрепить свои слова рассматриванием
карт).

Когда
карта будет раскрашена, ведущий благодарит
ребят.

При
обработке результатов важно обращать
внимание на следующее.

1.
На то, все ли цвета были задействованы
при раскрашивании домиков.

2.
На адекватность подбора цвета при
«заселении» чувств в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие
«радости» и «удовольствия» черному,
коричневому или серому цветам. Однако
несмотря на то, что данный выбор может
считаться неадекватным, тем не менее,
он является диагностичным.

3.
На распределение цветов, обозначающих
чувства, внутри силуэта человека. Причем
целесообразно символически разделить
силуэт на 5 зон:

— голова
и шея (символизируют ментальную
деятельность);

— туловище
до линии талии, исключая руки (символизируют
эмоциональную деятельность);

— руки
до плеч (символизируют коммуникативные
функции);

— тазобедренная
область (символизирует область творческих
переживаний);

— ноги
(символизируют чувство «опоры»,
уверенность; а также возможность
«заземления» негативных переживаний).

Исследуя
«карту», мы узнаём, какие чувства «живут»
в разных частях тела. Например, чувства,
«живущие в голове», окрашивают мысли.
Если в голове «живет» страх,
наверное,
осуществлять мыслительную деятельность
будет непросто. В руках «живут» чувства,
испытываемые в контактах с окружающими.
В ногах находятся чувства, которые дают
человеку психологическую уверенность,
или же (если в ногах поселились «негативные»
чувства) человек имеет стремление
«заземлить», избавиться от них.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

— все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее:

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и .

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

— он тоже полетит и сядет на ветку;

— полетит к маме, потому что испугался;

— полетит к папе, потому что папа сильный;

— останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и умеет принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

— останется на земле, потому что не умеет летать;

— умрет во время падения;

— умрет от голода или холода;

— о нем все забудут;

— на него кто-нибудь наступит.

Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Первый вариант сказки

Цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»

— будет есть больше травки;

— заплачет, потом станет есть больше травки;

— пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

— умрет от голода;

— уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

— не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

— будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

Второй вариант сказки

Цель: позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

«Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс:

— Постарается, есть меньше молока и больше травки;

— Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку и т.д.

Те же, что и в первом варианте плюс:

— Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму;

— Постарается прогнать маленького ягненка;

— Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко;

— Найдет другую маму для маленького ягненка;

— Будет бить маленького ягненка и т.д.

Сказка-тест » Годовщина свадьбы родителей»

Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

«Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?»

— Пошел за цветами для мамы;

— Пошел немного поиграть;

— Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;

— Ему надоело находиться на празднике;

— Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.);

Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

— Ушел, потому что разозлился;

— Хотел остаться один;

— Ему стало грустно (одиноко);

— Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти.

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

Цель: Выявить наличие страхов у своего ребенка.

— вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

— испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

— боится темноты;

— боится собаки;

— ничего не боится, просто пошутил и т.д.

— боится, что его украдут;

— боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

— боится, что его оставят одного;

— боится Бабу Ягу;

— боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

— боится, что придет вор и ударит его ножом;

— боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

«У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

— Слоненок перекрасился в другой цвет;

— Слоненок вырос и стал большим;

— Слоненок написал в постель;

— Он ушел, потому что ему захотелось погулять;

— Он поранил ногу, и ему сделали гипс и т.д.

-У слоненка нет хобота, потому что его отрезали;

— Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот;

— Хобот ему мешает, и он не знает, что делать;

— Слоненок умер;

— Вместо слоненка оказалось другое животное и т.д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика

«Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?»

Вариант для девочки

«Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?»

— У него довольное лицо, потому что они вернулись домой;

— У него усталое лицо, потому что он был на работе;

— У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них;

— Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов;

— Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить.

— Ему плохо, потому что он заболел;

— Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного;

— Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома;

— Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли;

— Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться и т.д.

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

«Один мальчик (девочка — в варианте для девочек) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?»

— Сегодня к нам придут гости;

— Вечером мы пойдем к бабушке;

— Папа принес тебе щенка;

— По радио объявили, что будет гроза;

— Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию;

— Кто-то умер;

— Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения;

— Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа;

— Мама и папа уезжают;

— Они с папой идут в кино, а его оставляют дома;

— Папа пришел домой пьяный и ударил маму;

— Завтра его поведут к врачу;

— Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу и т.д.

Сказка-тест «Дурной сон»

Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

«Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?»

— Не знаю, что ему приснилось;

— Сначала помнил, а потом забыл, что снилось;

— Один страшный фильм ужасов;

— Ему приснился страшный зверь;

— Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т.д.

— Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла;

— Ему приснилось, что он умер;

— Его забрали незнакомые люди;

— Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.

Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Проектный тест «Сказка» (автор доктор Луиза Дюсс) – это тест, направленный на выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей, в возрасте от 4-х до 10-ти лет.

Характеристика и правила проведения теста

Проективный тест «Сказка» был разработан Луизой Дюсс – детским психологом и доктором наук. Данный тест рассчитан на проведение диагностической методики среди детей в возрасте от 4-х лет. Однако он может быть использован и с детьми младшего возраста, в том случае если они способны выразить свои чувства и мысли.

Цель теста «Сказка» — выявление наличия в поведении детей спонтанных и эмоциональных реакций, посредством их идентификации с героями определенных сказок.

Тест может проводить психолог, учитель, воспитатель, родители. Полученные ответы на вопросы, которые исследователь задает в конце каждой сказки, тщательно фиксируют, а затем анализируют. В процессе ответа ребенка, исследователь ни в коем случае не должен его поправлять или комментировать ответ.

В том случае, если во время чтения сказки у ребенка проявляются такие реакции как невнимательность, волнение, безразличие или он прерывает процесс рассказывания, отказывается отвечать на вопросы, то всё это указывает на патологическую реакцию ребенка на тест, наличие возможных психологических расстройств, которые необходимо исследовать более тщательно с использованием других методик.

В процессе тестирования исследователь должен отбирать не только положительные, но и отрицательные результаты, сопоставлять их с данными, которые были получены в рамках проведения других диагностических методик (если таковые проводились).

Стимульный материал теста представлен десятью сказками, которые исследователь по очереди зачитывает детям, после каждой ребенку задают вопрос.

Полезно для написания работы по теме «Проектный тест «Сказка» Луизы Дюсс» 👇

Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.

80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.

Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.

Суть сказки заключается в том, что её герой (животное или ребенок), оказывается в конкретной ситуации, представляющей собой стадию развития бессознательного.

Гипотеза всех сказок следующая: история, которую рассказывает исследователь, должна потрясти ребенка своей реалистичностью, вызвать у него ассоциативную цепочку, которая укажет на определенный комплекс.

В том случае, если ребенок входит в так называемую «статистическую норму», то он дает повторяющиеся и чаще всего банальные ответы.

По своей природе тест является динамическим, предусматривающим глобальную интерпретацию результатов, учитывающую все полученные ответы в комплексе.

Качество интерпретации теста зависит от того как именно исследователь осуществлял анализ. К интерпретации необходимо подходить вдумчиво, кропотливо анализируя каждый ответ. Также в процессе интерпретации необходимо опираться на психоаналитическую концепцию, обязывающую учитывать возраст ребенка.

Инструкция проведения теста «Сказка» Л. Дюсс:

Таким образом, процесс проведения теста достаточно прост, так как все дети любят слушать сказки.

При чтении сказки исследователь должен внимательно следить за реакцией ребенка, а также обращать внимание на то, как он отвечает на заключительный вопрос. Следует фиксировать телесные реакции, поведение, мимику, жесты. Кроме того, педагог фиксирует, есть ли разница между поведением ребенка во время теста и его повседневным поведением. Согласно Л. Дюсс, особо необходимо обратить внимание на следующие нетипичные поведенческие реакции ребенка:

Все эти проявления в поведении Л. Дюсс считала признаками определенной патологической реакции на тест, которую необходимо рассматривать как сигналы некоего психологического расстройства и ни в коем случае не допускать их игнорирования.

Во время проведения тестирования исследователю также необходимо помнить, что всем детям свойственно после прочтения сказок и их пересказывания, придумывать истории, при этом искренне выражать и проявлять свои чувства, вне зависимости от того положительные они или негативные (агрессия). Важно только, чтобы процесс прослушивания и пересказа были добровольными и не носили навязчивого характера.

В том случае, если ребенок не желает слушать сказки, избегает этого, сам процесс вызывает у него беспокойство и тревогу, то необходимо обратить на это внимание и принять соответствующие меры. Избегание сложных жизненных ситуаций – это признак страха и неуверенности.

Виды сказок

Сказки, используемые в проективном тесте Л. Дюсс:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Оцените статью
Тест по истории