1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
а) Государственному совету б) императору в) Сенату г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
а) “Негласный комитет” б) “Непременный комитет” в) “Избранный совет” г) “Комитет министров”
3. Годы правления Александра I:
4. “ Армией двунадесяти языков” называли:
а) армию М. И. Кутузова б) войска антифранцузской коалиции в) армию Наполеона г) армию Александра I
5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:
а) выкуп крепостных крестьян за счет казны б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания “военных поселений” было:
а) развитие торговли и промышленности б) облегчение положения старослужащих солдат в) сокращение офицерского состава г) сокращение средств на содержание армии
7. Поводом к выступлению декабристов послужила:
а) смерть Александра I б) избрание на царство Николая в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы б) Наполеон направил основные силы на Петербург в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
г) 1804 г. 4) учреждение министерств
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.
1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
а) Государственному совету б) императору в) Сенату г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
а) “Негласный комитет” б) “Непременный комитет” в) “Избранный совет” г) “Комитет министров”
3. Годы правления Александра I:
а)1800—1812 б)1801—1825 в)1801—1820 г)1800—1825
4. “ Армией двунадесяти языков” называли:
а) армию М. И. Кутузова б) войска антифранцузской коалиции
в) армию Наполеона г) армию Александра I
5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:
а) выкуп крепостных крестьян за счет казны б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания “военных поселений” было:
а) развитие торговли и промышленности б) облегчение положения старослужащих солдат
в) сокращение офицерского состава г) сокращение средств на содержание армии
7. Поводом к выступлению декабристов послужила:
а) смерть Александра I б) избрание на царство Николая I
в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы б) Наполеон направил основные силы на Петербург
в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
г) 1804 г. 4) учреждение министерств
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.
Контрольная работа по истории для учащихся 9 класса
«Россия в эпоху правления Александра
– систематизация и
контроль знаний, умений учащихся
по главе «Россия в эпоху правления Александра
Формируются следующие УУД
— образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России;
— эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
целеполагание, планирование путей достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
— корректировка действий на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
самостоятельный контроль своего времени и управление им.
— умение давать определения понятиям;
— установление причинно-следственных связей;
— осуществление логических операций установления родовидовых отношений;
— соотношение своих действий с планируемыми результатами;
— оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения.
— умение формулировать собственное мнение и позицию;
создавать письменные тексты для решения разных задач.
— использование накопленных знаний об основных направлениях деятельности Александра
— использование умения работы с историческими источниками;
— умение применять знания о социально-экономическом положении России в первой четверти
— характеризовать социальную ситуация в стране.
Инструкция по выполнению заданий контрольной работы
На выполнение заданий дается 20 минут. В контрольной работе используются следующие типы заданий:
задания базового уровня (часть А) оцениваются 1 баллом за каждый правильный ответ;
задания повышенного уровня (часть Б) оцениваются 2 баллами за каждый правильный ответ.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебными и справочными материалами.
Выберите один правильный ответ
1. Года правления Александра
А) 1825 – 1855
Б) 1801 – 1825
В) 1800 – 1825
2. Кто не входил в Негласный комитет
А) Н. Н. Новосильцев
Б) П. А. Строганов
В) А. Х. Бенкендорф
3. Причина незначительного применения на практике указа «о вольных хлебопашцах»:
А) крестьяне не хотели уходить от помещика
Б) указ не был реализован в жизнь
В) помещики не желали «раздавать свою собственность»
4. В каком году создан Государственный Совет:
5. Какое последствие Тильзитского мира:
А) прекращение торговли с Англией нанесло урок экономике России
Б) Россия признана на международной арене как великая держава
В) Россия расширила территория за счет присоединения Финляндии
6. Кто назначен главнокомандующим в Отечественной войне 1812 г.
А) М. Б. Барклай де Толли
Б) М. И. Кутузов
В) П. И. Багратион
7. О каком указе идет речь в документе?
А) указ о «кухаркиных детях»
Б) указ о «вольных хлебопашцах»
В) указ о создании военных поселений
8. Значение Тарутинского манёвра:
А) перекрыт путь к Калуге и Туле
Б) французская армия выиграла войну
В) Москву не сдали неприятелям
9. Военные поселение – это
А) войска совмещают военную службу с занятиями сельским хозяйством;
Б) местность, во время войны, где солдаты устраивают ночлег;
В) в мирное время место селения солдат
10. Одна из причин неудачи выступления 14 декабря 1825 г.
А) отсутствие единой цели
Б) помешала непогода
В) войска остались без руководства
1. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов:
А) Битва под Малоярославцем
Б) Бородинское сражение
В) Битва народов
Г) Собрание в Филях
Д) Смоленское сражение
Е) Венский конгресс
Ж) Тарутинский маневр
З) Вступление в Париж
И) Переправа через Неман
2. Заполните пропуски
Южное Северное
3. Соотнесите определения
4. Выбрать из названных понятий ДВА термина, относящихся к первой четверти
Государственная Дума; 2) военные поселения; 3) вервь; 4) декабристы; 5) Просвещение; 6) дворцовый переворот; 7) Смута
Выбери один правильный ответ
1. Бабушка Александра
Б) Анна Иоанновна
2. Кто входит в Негласный комитет
А) В. П. Кочубей
Б) С. С. Уваров
В) М. М. Сперанский
3. В каком году принят указ «о вольных хлебопашцах»
4. Какую цель преследовал Кутузов, оставляя Москву неприятелям
А) устроить засаду в Москву;
Б) сохранить армию;
В) сдаться без боя
5. Партизан Отечественной войны 1812 г.
А) Д. В. Давыдов
Б) И. И. Пущин
В) Н. М. Муравьев
6. О ком идет речь?
Государственный деятель, после окончания санкт-петербургской Александро-Невской академии некоторое время работал учителем. В 1802 г. перешел на службу в Министерство внутренних дел. С 1807 г. был статс-секретарем императора, а с 1808 г. – заместителем министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената. Он подготовил ряд проектов, предполагавших проведение в стране либеральных реформ.
А) М. М. Сперанский
Б) Н. Н. Новосильцев
В) А. А. Аракчеев
7. Причина отказа Александра
от либеральных реформ в начале 20-х гг.
А) невозможность исполнить реформы в реальности
Б) противоречивость общего замысла преобразований: сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя;
В) непринятие обществом реформ
8. Значение восстания декабристов
А) народ добился проведения реформ, направленных на отмену крепостного права
Б) первое вооруженное восстание против царизма
В) восстание выиграно, установлена конституционная монархия
9. Одна из причин распространения либеральных реформ в первой четверти
А) отказ консерваторов от своих идей
Б) революции за либеральные идеи в западных странах
В) Заграничные походы показали возможность жить иначе, чем в России
10. В результате Венского конгресса Россия добилась:
А) объединения польских земель под властью России
Б) восстановление торговли с Англией
В) присоединение Финляндии
1. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов:
А) Бородинское сражение
Б) Собрание в Филях
В) Смоленское сражение
Г) Тарутинский маневр
Д) вступление в Париж
Е) Битва народов
Ж) Битва под Малоярославцем
З) переправа через Неман
И) Венский конгресс
2. Найдите сходства и различия идей Северного и Южного тайного общества
1. Захват власти насильственным путем
2. Создание республики
3. Административное устройство — федерация
4. Отмена крепостного права
3. Соотнесите определения:
Выбрать из названных личностей ДВЕ личности, относящихся к первой четверти
; 2) Алексей Михайлович; 3) Меньшиков; 4) Минин; 5) Аракчеев; 6) Сперанский; 7) Суворов
Для оценивания выполнения учащимися контрольной работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку по пятибалльной шкале:
История России. 9 класс. Учеб. для общеобазоват. организаций. В 2- х ч. Ч. 1. \ Н. М. Арсентьев Н. М., А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова – М.; Просвещение, 2019. – 160 с.
Задания по теме «Постсоветская Россия. 1991-2000 гг.»
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, получили распространение в России в период 1999 -2000 гг. Укажите термины, выпадающие из общего ряда.
приватизация; 2) СНГ; 3) ваучер; 4) дефолт; 5) госприемка; 6) рабфак
Ниже приведен перечень фамилий политических деятелей. Все они, за исключением двух, были председателями Правительства РФ в 1990-е гг. Укажите порядковые номера, выпадающие из общего ряда.
Е. М. Примаков; 2) Г. М. Маленков; 3) В. В. Жириновский; 4) В. С. Черномырдин; 5) С. В. Кириенко; 6) С. В. Степашин
- Какие три из перечисленных событий произошли в период с 1992 по 2000 гг.?
- учреждение должности Президента СССР
- отказ государства от оплаты внутренних и внешних долгов (дефолт)
- принятие Конституции РФ
- провозглашение суверенитета России
- проведение ваучерной приватизации
- международный конфликт в Нагорном Карабахе
- Прочтите отрывок из указа Президента РФ и укажите его фамилию.
- Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных рыночных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
- Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам».
- Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, непосредственно связаны с экономическими реформами 1990-х гг. Найдите термины, выпадающие из общего ряда.
- приватизация; 2) ваучер; 3) рыночная экономика; 4) либерализация цен; 5) национализация; 6) совнархоз
- Укажите пропущенный термин.
- Укажите пропущенный термин.
- Какие политические деятели являлись сторонниками рыночных реформ в РФ? Выберите три верных ответа.
- Какие из перечисленных событий произошли в период 1992-1999 гг.? Выберите три ответа.
- приватизация государственной собственности
- укрепление вертикали власти
- Прочтите отрывок из выступления и укажите фамилию автора.
«Я сделал все, что смог. Я ухожу. Не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение — поколение тех, кто может сделать больше и лучше. В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал Указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства. А через три месяца состоятся выборы президента. Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года. Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили счастье и спокойствие. С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!»
Прочтите отрывок из Указа Президента России о поэтапной конституционной реформе в РФ № 1400 и ответьте на вопросы А,Б, В.
«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993года.
Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и всё более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но и даже судебную функции. В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного договора, но
принимаемые решения зачастую противоречат федеративной природе Российского
государства.
Основываясь на статьях 1,2,5, 121
Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:
Президент Российской Федерации /подпись/
20:00 час. № 1400
А) Кто и в каком году подписал Указ № 1400?
Б) Назовите не менее трех аргументов, которые приводятся в Указе в обоснование того, что в стране сложилась ситуация, угрожающая безопасности Российской Федерации. Какой единственный выход предложен в Указе?
В) Какие последствия для государства и общества имел данный Указ? Назовите не менее трех таких последствий.
- В начале 1992 года президент Б. Н. Ельцин сформировал правительство молодых реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Правительство взяло курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими курс стал называться «шоковой терапией». Укажите два положительных и два отрицательных результата этой политики.
9*. В конце ХХ века Государственная Дума столкнулась с проблемами, которые стояли перед Государственными Думами начала ХХ века. Назовите две из них.
Укажите, какие преимущества получила Дума конца ХХ века по сравнению с Думами начала века (назовите одно любое преимущество).
Россия в 1985-2000 годах.
1. В каком году был принят закон «О государственном гимне РФ»
1. 1997 г. 2.1998 г. 3.2000 г. 4.2002 г.
2. Хасавюртовские соглашения были связаны с
1.грузино — абхазским конфликтом
2.урегулированием ситуации в Чечне
3.урегулированием отношений между Татарстаном и федеральным центром
4.установлением партнерских отношений между РФ и НАТО
3. Федеративный договор между федеральным центром и субъектами федерации был подписан в
1.1992 г. 2.1993 г. 3.1996 г. 4.1997 г.
4. В соответствии с Конституцией РФ нижней палатой Федерального собрания является
1. Государственный совет 2. Совет Федерации 3. Совет безопасности 4. Государственная дума
5. Финансовый кризис и девальвация рубля стали результатом решения правительства под руководством
1. С.В. Кириенко 2. В. С. Черномырдина 3. Е. М. Примакова 4. Е. Т. Гайдара
6. Когда произошло выступление ГКЧП
1. в 1986 г. 2.в 1988 г. 3.в 1990 г. 4.в 1991 г.
7. В каком году Путин В. В. был избран Президентом РФ во второй раз
1. 2001 г. 2.2004 г. 3.2006 г. 4.2008 г.
8. Начавшаяся в России в 1992 г. приватизация части государственной собственности проводилась в форме
1. распределения денежной стоимости собственности между всеми гражданами
2. организации продаж акций на аукционах
3. распределение акций предприятий среди населения
4. выдачи гражданам приватизационных чеков
9. В каком году отменили 6 статью Конституции СССР
1. 1985 г. 2.1987 г. 3.1990 г. 4.1991 г.
10. в декабре 1991 года в Беловежской пуще руководители трех республик провозгласили
1. ликвидацию КПСС 2.прекращение существования СССР 3.вывод советских войск из Восточной Европы 4.создание СНГ
11. Что из названного являлось причиной вооруженного противостояния Президента и Верховного Совета РФ в 1993 году
1.назначение главой правительства В. С. Черномырдина
2.неприятие Верховным Советом распада СССР
3.предложение Б. Н. Ельцина отправить в отставку правительство Е. Т. Гайдара
4.отношение к реформам Е. Т. Гайдара
12. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население СССР, по данным Госкомстата, млн человек
13. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
1) вывод советских войск из Афганистана; 3) избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР;
2) катастрофа на Чернобыльской АЭС; 4) выступление ГКЧП.
14. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов».
15. Сравните черты политических кризисов в нашей стране в 1991 г. и в 1993 г. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) участие в событиях Президента РСФСР Б. Н. Ельцина;
2) кризис стал одной из причин распада государства;
3) в событиях политического кризиса участвовали войска;
4) одной из причин политического кризиса были разногласия между Верховным Советом и Президентом по вопросу методов проведения экономических реформ.
16. Назовите фамилию руководителя страны в период, когда происходили события, описанные в данном отрывке. Укажите название этого периода.
Из сочинения историка
«Закон о государственном предприятии обобщил всё лучшее, что существовало в тогдашней практике хозяйствования и было апробировано в порядке эксперимента. Многим казалось, что невиданная свобода предприятий в одночасье сделает их эффективными. Однако уже первые результаты действия Закона были далеки от ожидаемых.
В первый год действия Закона госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия требовали его увеличения, так как отсутствие опыта, а также рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.) осложняли реализацию изготовленных изделий. Выборность директоров часто приводила к выдвижению не лучших профессионалов, в деятельности которых к тому же усиливался популизм. Многие предприятия, воспользовавшись возможностью поднять зарплату своим работникам, в то же время поднимали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешёвого ассортимента. Не всегда повышали уровень управления и советы трудовых коллективов, дублируя функции и профсоюзов, и администрации. « Зависала» статья 23 Закона (о возможном банкротстве): более 30% предприятий были убыточными, а ещё 25% получали небольшую прибыль; при переходе на самофинансирование и лишении господдержки они рисковали стать банкротами, вызывая взрывы безработицы. К такому повороту событий не было готово ни общество, ни государство».
17. Найдите в первом абзаце текста и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение этого положения.
Из сочинения историка
Но к 1989—1990 гг. оказалось, что большую часть обещаний выполнить не удалось.
Решение задач по техническому перевооружению экономики и реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Однако в 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений. Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлёк увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды».
18. В период 1985—1991 гг. в политической системе СССР произошли серьёзные изменения по сравнению с периодом 1964—1985 гг. Приведите не менее трёх фактов в подтверждение этого положения.
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) руководитель страны — М. С. Горбачёв;
2) название периода — «перестройка».
В ответе должно быть указано предложение: «Первые годы его руководства страной связаны с попыткой проведения активной социальной политики».
Могут быть указаны следующие факты:
1) в мае 1985 г. был принят документ, предусматривавший улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей;
2) в январе 1986 г. были повышены пособия для одиноких матерей;
3) постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях;
4) специальное постановление, принятое в данный период, касалось поощрения садоводства и огородничества;
5) была принята программа «Жильё-2000».
Могут быть приведены следующие факты:
1) начал работу Съезд народных депутатов СССР (в республиках — республиканские съезды);
2) Съезд народных депутатов выбирал из своего состава двухпалатный Верховный Совет и его Председателя;
3) введены альтернативные выборы (выбор из нескольких кандидатур);
4) введён пост Президента СССР;
5) отменена ст. 6 Конституции СССР, появились многочисленные политические партии.
Могут быль приведены другие верные факты.
1-12 – 1балл
13-18 – 2 балла (если 1 ошибка 1 балл)
«2» — 0 — 12
«3» — 12 — 16
«4» — 17 — 21
«5» — 22 — 24
Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
1 вариант
1.
Какое из событий относится к 1801 г.?
1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах
2.
Какой из законодательных актов был принят позже остальных?
1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам
3.
Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?
1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти
4.
Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?
1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян
5.
Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права
1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине
6.
Прочтите отрывок из статьи историка А. Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.
«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, — князь А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев и В. П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».
1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет
7.
Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце — Павле I — __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».
2 вариант
1.
Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в
1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.
2.
Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?
1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената
3.
Одним из последствий реформ Александра I стало создание
1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств
4.
Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?
1) А. И. Остерман
2) А. А. Безбородко
3) В. П. Кочубей
4) Г. А. Потемкин
5.
Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?
1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России
6.
Прочтите отрывок из указа и определите его название.
1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах
7.
Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест
Тест по истории Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского для 9 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, каждый включает по 11 заданий.
1 вариант
1.
Отметьте годы правления императора Александра I.
1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1812 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.
2.
Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влияние, был правовед, либерал
1) Вольтер
2) О. Мирабо
3) М. Робеспьер
4) Ф. Лагарп
3.
Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Н. Новосильцев
2) А. Чарторыйский
3) С. Витте
4) В. Плеве
5) В. Кочубей
6) Ф. Достоевский
4.
Одним из отличий министерств, учрежденных в годы правления Александра I, от коллегий является
1) введение принципа единоначалия
2) освобождение от подчинения государю
3) введение принципа коллегиальности
4) выборность всех категорий чиновников
5.
Общие вопросы управления были поручены
1) Совету министров
2) Комитету министров
3) Верховному совету
4) Государственной думе
6.
Как изменились функции Сената в начале правления Александра I?
1) Сенат стал полностью контролировать управление страной
2) Сенат стал заниматься вопросами управления церковью
3) Сенат стал личной канцелярией государя
4) Сенат стал высшим судебным органом
7.
Какой была реакция дворян на принятие указа о «вольных хлебопашцах»?
1) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу менее 1% крестьян
2) началось массовое освобождение крестьян от крепостной зависимости
3) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу около половины крепостных крестьян
4) дворяне не отпустили ни одного крепостного крестьянина на основании этого указа
8.
Орган власти, который согласно проектам М. М. Сперанского, должен был возглавить систему законодательной власти в России, — это
1) Сенат
2) Синод
3) Государственная дума
4) Верховная канцелярия
9.
Какие политические взгляды выразил в «Записке о древней и новой России» Н. М. Карамзин?
1) реформаторские
2) революционные
3) социалистические
4) консервативные
10.
Установите соответствие между событиями и датами.
А) учреждение Государственного совета
Б) предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселенные земли
В) создание министерств
Г) издание указа о «вольных хлебопашцах»
1) 1801 г.
2) 1802 г.
3) 1803 г.
4) 1810 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11.
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1) В каком году был издан данный документ?
2) Какой высший государственный чиновник утверждал прошение помещика?
3) Требовалось ли в случае, рассматриваемом в документе, согласие крестьян?
2 вариант
1.
В каком году взошел на престол император Александр I?
1) 1796 г.
2) 1801 г.
3) 1812 г.
4) 1825 г.
2.
Кем была по отношению к Александру I императрица Екатерина II?
1) матерью
2) тетей
3) бабушкой
4) сестрой
3.
Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Д. Милютин
2) К. Победоносцев
3) П. Строганов
4) Н. Новосильцев
5) Г. Потемкин
6) А. Чарторыйский
4.
Отметьте одно из первых решений Негласного комитета.
1) закрытие границ для всех военнослужащих
2) восстановление Жалованных грамот дворянству и городам
3) введение смертной казни для особо опасных преступников
4) отмена крепостного права
5.
Одним из первых министерств, учрежденных в Российской империи в годы правления Александра I, было министерство
1) народного просвещения
2) земледелия
3) экономики
4) благотворительности
6.
Каким образом министерствам подчинялись органы власти на местах?
1) работали автономно, не подчиняясь центру
2) утверждали решения, принятые министерствами
3) подчинялись министерствам по принципу линейности, что обеспечивало централизованное управление страной
4) были полностью отменены
7.
Какое право давал помещикам указ о «вольных хлебопашцах»?
1) продавать крепостных крестьян
2) определять методы управления собственным имением
3) владеть крепостными крестьянами
4) отпускать крепостных на волю с землей за выкуп
8.
В чем состояли функции Государственного совета, учрежденного по предложению М. М. Сперанского?
1) Совет был законосовещательным органом при императоре
2) Совет стал законодательным органом власти
3) Совет заменил правление императора
4) Совет занимался исключительно вопросами внешней политики
9.
Укажите автора «Записки о древней и новой России», выразителя консервативных взглядов общества.
1) М. В. Ломоносов
2) Н. М. Карамзин
3) В. А. Жуковский
4) С. Ю. Витте
10.
Установите соответствие между событиями и датами.
А) определение размера повинностей крестьян в Прибалтике, признание крестьян наследственными владельцами земли
Б) учреждение министерств
В) создание Государственного совета
Г) указ о «вольных хлебопашцах»
1) 1802 г.
2) 1803 г.
3) 1804 г.
4) 1810 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11.
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1) В каком году был издан данный документ?
2) Опираясь на данный документ, можно ли утверждать, что помещик отпускал крестьян на волю с землей?
3) Как назывался документ, составленный помещиком для рассмотрения высшими чиновниками?
Ответы на тест по истории Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского для 9 класса
1 вариант
1-3
2-4
3-125
4-1
5-2
6-4
7-1
8-3
9-4
10. А4 Б1 В2 Г3
11.
1) 1803 г.
2) Министр внутренних дел
3) Да
2 вариант
1-2
2-3
3-346
4-2
5-1
6-3
7-4
8-1
9-2
10. А3 Б1 В4 Г2
11.
1) 1803 г.
2) Да
3) Прошение
Россия в 1801-1825 гг.
1. Как назывались учрежденные при Александре I центральные исполнительные органы власти?
1) конференции 3) коллегии
2) министерства 4) приказы
2. Какое из названных событий произошло
1) создание Министерства народного просвещения
2) указ о «вольных хлебопашцах»
3) отмена крепостного права в Прибалтике
4) восстановление Жалованной грамоты дворянству
3. Когда в России был учрежден Государственный совет?
- в 1802 г.
- в 1807 г.
- в 1810 г.
- в 1815 г.
4. Негласный комитет — это:
- орган дворянского сословного самоуправления в XIX веке
- совещательный орган при императоре для обсуждения проектов реформ
- орган тайного политического сыска
- первое высшее элитное учебное заведение в Петербурге
5. Кто из перечисленных деятелей был автором «Государственной уставной грамоты Российской империи»?
6. Территория Финляндии была включена в состав Российской империи в результате войны:
1) с Англией 3) с Францией
2) со Швецией 4) с Пруссией
7. Присоединение к России Грузии стало в
1804 г. одной из причин войны с:
8. Одной из причин вторжения наполеоновской армии в пределы России стало:
- присоединение к России Финляндии
- нарушение Россией континентальной блокады
- участие России в войне с Турцией
- получение Россией права иметь флот на Каспийском море
8. Какое сражение произошло после оставления французами Москвы?
- Сражение на р. Березине
9. Кто из перечисленных деятелей являлся главнокомандующим русской армией в начале Отечественной войны 1812 года?
- М. Б. Барклай де Толли
10. Какое из событий произошло в период Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.?
- сражение при Аустерлице
- сражение под Лейпцигом
- подписание Тильзитского мира
11. В каком году возникло первое тайное общество в России?
12. Кто из названных лиц являлся автором программного документа Северного общества декабристов — «Конституции»?
1) С. П. Трубецкой 3) П. И. Пестель
2) Н. М. Муравьев 4) К. Ф. Рылеев
13. Что было одной из причин поражения выступления декабристов в Петербурге?
- смертельное ранение М. А. Милорадовича
- неудачное восстание Черниговского полка
- пассивная тактика декабристов
- отказ Московского полка явиться на Сенатскую площадь
14. Восстание Черниговского полка возглавили:
- С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин
- К. Рылеев и С. Трубецкой
- М. Лунин и И. Пущин
- Н. Муравьев и С, Трубецкой
15. Какое событие произошло
- восстание Черниговского полка
- создание «Союза спасения»
- выступление декабристов на Сенатской площади
выработка программных документов Южного и Северного обществ
из перечисленных обстоятельств способствовали формированию декабристской идеологии?
патриотический подъем народа и победоносное завершение войны 1812 г.
В2. Установите соответствие между сражениями, в которых участвовала Россия в период 1801- 1814 гг., и годами, когда они происходили
СРАЖЕНИЯ ГОДЫ
А) Бородинское сражение 1) 1805 г.
Б) под Лейпцигом 2) 1807 г.
В) под Аустерлицем 3) 1812 г.
Г) при Фридланде 4) 1813 г.
5) 1815 г.
В3. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
- восстание Черниговского полка
- создание «Союза спасения»
- выработка программы Северного общества
- отставка и ссылка М. М. Сперанского
В4. Ниже приведены термины, связанные с историей России в начале XIX в. Все они, за исключением одного, относятся к внутренней политике Александра I.
1) Негласный комитет, 2)Государственный совет,3) военные поселения, 4)аркчеевщина, 5)секуляризация, 6)»вольные хлебопашцы»
В5. Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) событие, изображенное на картине. произошло вскоре после Бородинского сражения
2) автор картины- В. И. Суриков
3) один из генералов, изображенных на картине,- П. И. Багратион
4) событие, изображенное на картине, происходило в избе крестьянина
5) в ходе беседы, запечатленной на картине, было принято решение сразиться с противником под Москвой
Россия в 1801-1825 гг.
1. Вместо 12 коллегий при Александре I было создано 8 министерств, отличавшихся:
1) сочетанием коллегиальности с персональной ответственностью
2) подотчетностью только Сенату
3) принципом единоначалия
4) принципом выборности министра и его заместителей
2. Какое из названных событий произошло
1) введение в Польше конституции
3) открытие Царскосельского лицея
4) учреждение министерств
Как назывался государственный орган власти, учрежденный в годы царствования Александра I, выполнявший совещательные функции и состоящий из министров и других высших сановников, назначаемых императором?
2) Верховный тайный совет
4) Государственный совет
4. Кто из перечисленных государственных деятелей занимался разработкой проектов государственных реформ в первой четверти XIX века?
5. Прочтите отрывок из воспоминаний А. М. Муравьева и определите монарха, о котором идет речь.
«После краткого и несчастливого царствования (отца) вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. никогда еще большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».
6. Тильзитский мирный договор был подписан в:
1) 1803 г. 3) 1807 г.
2) 1805 г. 4) 1810 г.
7. Какая задача внешней политики России была главной в первое десятилетие XIX века?
- борьба с наполеоновской агрессией в Европе
- борьба с Османской империей
- ликвидация Речи Посполитой
- завоевание Северного Причерноморья
8. Какое событие произошло 26 августа 1812 года?
- Соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском
- вступление наполеоновской армии в Москву
9. Кто являлся главнокомандующим русской армией в августе — декабре 1812 года?
10. Священный союз был создан с целью:
- экономического сотрудничества европейских стран, пострадавших от наполеоновской агрессии
- политического сотрудничества европейских стран в решении Восточного вопроса
- сотрудничества в борьбе с революционными движениями
- расширения культурного взаимодействия европейских стран
11. Когда произошло восстание декабристов?
- 5 декабря 1825 года
- 14 декабря 1825 года
- 16 декабря 1826 года
- 31 декабря 1826 года
12. Назовите автора «Русской правды» — программного документа Южного общества.
13. Политические воззрения декабристов сформировались под влиянием:
- революционных событий в Европе
- теории утопического социализма
- теории официальной народности
14. С.П. Трубецкому было поручено:
- возглавить восстание Черниговского полка
- стать диктатором восстания в Петербурге
- разработать программный документ Южного общества
- отстаивать интересы декабристов во время следствия и суда
15. Какое из тайных обществ возникло в России
из перечисленных мероприятий были проведены Александром I после Заграничных походов 1813-1814 гг.?
- дарована конституция Польше
- власть Александра I ограничена парламентом
- отменено крепостное право в Прибалтике
- введение военных поселений
- отменено крепостное право на всей территории Российской империи
Установите соответствие между годами и событиями внутренней политики России в первой четверти XIX века.
ГОДЫ СОБЫТИЯ
А) 1802 г. 1) введение в Польше конституции
Б) 1803 г. 2) учреждение Государственного совета
В) 1810 г. 3) отмена крепостного права в Прибалтике
Г) 1815 г. 4) учреждение министерств
5) указ о «вольных хлебопашцах»
В3. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
- Русско-турецкая война, Бухарестский мир
- Русско-персидская война, Гюлистанский мир
- Русско-шведская война, Фридрихсгамский мир
- Венский конгресс, создание Священного союза
- Русско-французская война, Тильзитский мир
В4. Ниже приведены термины, связанные с историей России в начале XIX в. Все они, за исключением одного, относятся к движению декабристов.
1) династический кризис,2) конституционная монархия, 3)нестяжатели, 4) республика, 5) революционная идеология, 6)»Русская правда»
В5. Какие суждения о данном изображении являются верными?
1) во все годы, указанные на медали, противникам, с которыми боролась наша страна, удавалась захватить Москву
2) на медали изображены военнослужащие в форме регулярной армии трех эпох
3) героем одного из событий, которым посвящена медаль, является Кузьма Минин
4) в течение одного из годов, указанных на медали, армия нашей страны смогла полностью очистить от неприятеля всю территорию страны
5) в один из годов, указанных на медали, нашей стране пришлось вести вооруженную борьбу с Англией
Проверочная работа по истории Внешняя политика Александра I в 1801-1825 гг. 9 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1.
С каким из названных ниже государств Россия воевала в 1804-1813 гг.?
1) Турцией
2) Польшей
3) Францией
4) Персией (Ираном)
2.
Какое событие произошло 4-7 октября 1813 г.?
1) союзные войска вступили в Париж
2) сражение под Малоярославцем
3) создание Священного союза
4) «Битва народов» при Лейпциге
3.
Союз Австрии, Пруссии и России, созданный с целью контролировать политическое развитие европейских государств и препятствовать революциям, назывался
1) «Союз сердечного согласия»
2) Священный союз
3) антинаполеоновская коалиция
4) Союз императоров
4.
Одной из причин войны между Россией и Францией в 1812 г. было
1) недовольство России Тильзитским миром
2) стремление Франции заставить Россию присоединиться к континентальной блокаде
3) недовольство Франции расширением влияния России в Причерноморье
4) стремление России усилить свои позиции в Европе
5.
Какое из названных ниже событий произошло в период правления Александра I?
1) в состав России вошёл Крым
2) Россия заключила союзный договор с Англией против Франции
3) Финляндия была включена в состав России на правах автономии
4) Россия заключила антинаполеоновский союз с Турцией
6.
На Венском конгрессе 1814—1815 гг. было принято решение о
1) создании герцогства Варшавского
2) переделе Европы и колоний между победителями Наполеона
3) континентальной блокаде
4) создании антинаполеоновской коалиции
7.
Установите соответствие между датами и событиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
A) 1805 г.
Б) 1809 г.
B) 1813 г.
1) присоединение Финляндии к России
2) сражение под Аустерлицем
3) Бухарестский мирный договор
4) Гюлистанский мирный договор
8.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) Венский конгресс
2) создание Священного союза
3) создание Негласного комитета
4) присоединение Финляндии на правах автономии
2 вариант
1.
В 1808-1809 гг. произошла война России с (со)
1) Францией
2) Ираном
3) Турцией
4) Швецией
2.
Какое из перечисленных ниже событий относится к 1807 г.?
1) заключение Бухарестского мира с Турцией
2) Венский конгресс
3) заключение Тильзитского мира
4) сражение под Аустерлицем
3.
Какое из указанных понятий появилось в период правления Александра I?
1) континентальная блокада
2) масонство
3) Жалованная грамота
4) просвещённый абсолютизм
4.
Одной из причин разрыва Русско-французского союза в 1811 г. стало
1) нарушение Россией условий Тильзитского мира
2) стремление России усилить своё влияние в Прикаспии
3) желание Франции захватить Финляндию
4) недовольство Франции присоединением Грузии к России
5.
Какое из перечисленных ниже событий произошло в период правления Александра I?
1) в состав России вошло Северное Причерноморье
2) Россия заключила союзный договор с Англией против Франции
3) Россия заключила антинаполеоновский союз с Турцией
4) в состав России вошла Бессарабия
6.
Конгресс, решавший вопросы послевоенного развития Европы, состоялся в
1) Лейпциге
2) Санкт-Петербурге
3) Париже
4) Вене
7.
Какие положения соответствуют итогам наполеоновских войн и изменениям в международной обстановке в 1815 г.? Найдите в приведённом ниже списке три
положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание Царства Польского в составе Российской империи
2) восстановление на французском престоле династии Бурбонов
3) установление континентальной блокады Англии
4) создание Священного союза
5) передача Финляндии в состав Швеции
6) установление контроля России над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы
8.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) заключение конвенции «О взаимной дружбе» между Россией и Англией
2) присоединение России к континентальной блокаде Англии
3) вступление России в 4-ю антифранцузскую коалицию
4) поражение австро-русской армии под Аустерлицем
Ответы на проверочную работу по истории Внешняя политика Александра I в 1801-1825 гг. 9 класс
1 вариант
1-4
2-4
3-2
4-1
5-3
6-2
7-214
8-3412
2 вариант
1-4
2-3
3-1
4-1
5-4
6-4
7-124
8-1432