Тест: Неужели вы часть толпы? (Насколько ваша жизнь определяется стереотипами и заблуждениями?).Ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.1. Вам не нравится рутина?2. Вы предпочитаете носить «смелую» одежду?3. У вас необычная работа?4. Связана ли ваша работа с представителями противоположного пола? 3. У вас необычное хобби?6. Люди, придерживающиеся традиционных взглядов, для вас скучны?7. Держите ли вы дома каких-нибудь необычных животных?8. Вам нравится есть или готовить необычную еду?9. Большинство решений за вас принимают другие?10. Часто ли вы участвуете в спорах и дискуссиях?11. У вас есть сила воли?12. Вы настаиваете на своем, независимо от того, что говорят другие?13. Считаете ли вы себя хозяином своей судьбы?14. Приходится ли вам спрашивать совета у друзей, прежде чем принимать решение?13. Часто ли вы отстаиваете что-то необычное или непопулярное?Подсчитайте очки. Каждый положительный ответ дает одно очко, каждый отрицательный — ноль. В вопросах 9, 13 и 13 все наоборот: «да» — 0 очков, «нет» — 1 очко.От 9 до 13 очков: вы упорны и независимы. Вы знаете себя и готовы мириться с некоторой непопулярностью, если такова цена независимости. Кое-кто, вероятно, считает такое поведение ненормальным или оригинальным. Но люди нуждаются в общении с вами, чтобы скрасить свое серое существование.От 3 до 8 очков: вы обладаете индивидуальностью. Может быть, вам и приходится приспосабливаться во многих сферах жизни, но вы готовы выделиться из толпы, когда думаете, что это нужно.2 очка и меньше: вы, вероятно, чувствуете себя смущенно, если выделяетесь из толпы. Вам гораздо приятнее влиться в массу, чем быть одному.
От 11 до 15 очков. В своей жизни вы стараетесь не руководствоваться стереотипами, заблуждениями и иллюзиями, присущими большинству людей. Но вместе с тем существует опасность того, что во многом ваша жизнь определяется мифами, созданными вами самими.От 5 до И очков. Во многом ваша жизнь определяется общераспространенными стереотипами и заблуждениями. Однако у вас есть отличные шансы благодаря осознанию своих действий, эмоций, чувств, тех же заблуждений, стереотипов и иллюзий прийти к гармонии тела, души и духа.До 5 очков. Как это ни печально, но ваша жизнь практически на 100 % определяется заблуждениями и иллюзиями. Возможно, осознание этого факта поможет вам хоть немного освободиться от их влияния.Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Один неверный вывод чреват «взрывом», поэтому изучение наследия Гражданской войны помогает избежать повторения «хаоса», уверен историк
25-27 октября 2022 года во Владивостоке прошла большая научная конференция «Гражданская война на Дальнем Востоке: окончание, итоги, последствия» (12+), организованная Президиумом ДВО РАН, Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук совместно с Отделением Российского исторического общества в Приморском крае, Музеем истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Приморским краевым отделением Русского географического общества — Обществом изучения Амурского края, Дальневосточным федеральным университетом при поддержке Фонда «История Отечества».
В дни конференции ИА PrimaMedia продолжило ряд бесед со спикерами мероприятия. Сегодняшний собеседник агентства — академик РАН, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета (Москва) Ефим Пивовар.
— Ефим Иосифович сейчас в оценке Гражданской войны на обывательском уровне наблюдаются две крайности. Либо «какую страну просрали», либо «такую бомбу заложили большевики». Скажите, как вы относитесь к такой дихотомии, что либо была «чудесная Российская империя», либо «большевики навертели и накрутили, а мы сейчас это расхлебываем»?
— Считаю, что такая дихотомия антиисторична. Давайте начнем с эмиграции. Началась Вторая мировая война, и небольшая часть русского зарубежья, особенно живущая в Германии, тот же Краснов поддержали гитлеровское воинство (Краснов Петр Николаевич — русский генерал от кавалерии, атаман Всевеликого войска Донского, один из руководителей Белого движения на Юге России; во время Второй мировой войны занимал должность начальника Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии — Ред.).
Но значительная часть русского эмигрантского сообщества оказалась на другой стороне, например, пошла во французское Сопротивление. Гуру белого движения типа Деникина (Деникин Антон Иванович — русский военачальник, генерал-лейтенант; один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России — Ред.) не стали сотрудничать с гитлеровцами, потому что для них, независимо от того, что они проиграли Гражданскую войну большевикам, нападение иностранного врага на Родину означало борьбу Отчизны за независимость и свободу. По-другому они поступить не могли. Это был их осознанный выбор.
Бывали и трагедии. Давайте вспомним Эфрона (Эфрон Сергей Яковлевич — публицист, литератор, офицер Белой армии, позже — агент НКВД; муж поэтессы Марины Цветаевой; по возвращении в Москву был арестован и в 1941 году расстрелян; посмертно реабилитирован — Ред.). Про Марину Цветаеву мы тоже знаем. В итоге и сам погиб, и члены семьи погибли. Выступал за идею новой России. Некоторые эмигранты были этим воодушевлены. Даже был большой общественный подъем. Внутри страны тоже. Кинохроника показывала девочек, которые месят бетон, строят Днепрогэс. Представляете, что такое — месить бетон? А они улыбаются. И улыбаются не потому, что они в кадре, а потому, что строят новую жизнь. Всё гораздо сложнее.
Я бы сказал, что существовала примитивизация самого процесса. Изначально модель работала за счет населения, имеющего начальный уровень образования или неполное среднее. Войну мы выиграли с населением, в основном имеющим начальный уровень образования. Конечно, это не относится ко всем командирам и тем более командующим.
СССР развалился, когда у нас уже было практически обязательное полное среднее образование для всех и у значительной части населения было высшее образование. Пропагандистские приемы, которые работали при Сталине, в то время вообще не могли работать.
Так, во время одного из политических процессов 1930-х года в газетах печатали, что нарком пищевой промышленности клал стекло в масло. И народ, имевший начальное образование и считавший, что печатное слово — это и есть истина, мог поверить этому. А вот народ, имеющий среднее образование, поверить в это уже не в состоянии. Потому что начинает размышлять, а как это технически возможно? Как именно он клал стекло в масло? И он не верит в это.
С годами этот процесс «неверия» нарастал. Общество потребления в условиях научно-технической революции разрасталось. Но у нас было псевдопотребление в отличие от потребления в США. В кино показывали машины, на которых разъезжали американцы, а у нас никто не мог на таких ездить.
В 1973 году на экраны вышел бельгийский фильм «Дом, милый дом» (12+) о бунте в доме престарелых. На Московском международном кинофестивале толпы стояли, чтобы на него попасть. Там в ходе бунта один старичок берет старый японский телевизор в руки и выбрасывает его в окно, а тот продолжает работать. Советский телевизор весил 70 кг, его можно было поднести к окну вдвоем или втроем, и в результате этого он уже мог не работать, не говоря о том, чтобы упасть с третьего этажа и сохранить рабочее состояние.
Общество потребления, урбанизация, информационная революция — всё это уже тогда началось, в 70-е годы. Это были объективные процессы. Появились спутники связи, которые уже нельзя было заглушить.
Конечно, и субъективный фактор имел место. Я не имею в виду мировую закулису. Вовсе не она «помогла» нам победить самих себя. Но вот отдельные персоналии, борьба внутри элиты между теми, кто был тогда у власти и хотел сохранить ее любой ценой, плюс объективные процессы, о которых я упоминал, — всё это вместе привело к трагедии. Конечно, развалили Советский Союз. Своими руками? Да.
— Кстати, об элитах. На открытии конференции ваш коллега-дальневосточник, академик РАН Виктор Ларин выразил удовлетворение по поводу того, что, по его оценке, нынешняя власть страны, представители элиты, начинают учить историю, в том числе историю Гражданской войны. Как вы считаете, сейчас российская власть учит историю? К экспертам прислушивается?
— Если брать в целом российскую власть, то это преувеличение. Но я могу подтвердить на основе обсуждения федерального образовательного стандарта в 2015 году, что первое лицо государства постоянно следит за тем, что в наши дни создают историки, к тому же у него весьма основательная гуманитарная база — юрфак Санкт-Петербургского госунивеситета.
Сам я стал историком по призванию. С детских лет увлекаюсь историей. Но когда я увлекался историей, мне не приходило в голову, что это — саперная работа.
Чем больше я живу, тем больше я понимаю, что это саперная работа. Когда какая-нибудь неудачная позиция или ошибочный вывод, или идея могут привести к взрыву. Мне кажется, что это доходит и до многих представителей элиты. Особенно национально ориентированных, думающих о стране. Старая истина «история ничему не учит», действительно, подтверждается. Но все-таки это не совсем так. К счастью, нельзя сказать, что человечество совсем уже ничему не учится. Да, порою мы наступаем на грабли, но все-таки стараемся этого не делать.
— Во Владивостоке недавно проходил фестиваль «Литература Тихоокеанской России» (6+). В его рамках прошел круглый стол, посвященный окончанию Гражданской войны на Дальнем Востоке (12+). Собрались ученые, реконструкторы, писатели, пишущие об истории и краеведении. В ходе живой дискуссии возник вопрос, а у нас Гражданская война в умах закончилась. По общему мнению, нет.
— Я как раз сегодня в докладе («Гражданская война и российская эмиграция» (12+) — Ред.) пытался объяснить, что нет. Этап Великой российской революции и Гражданской войны начался осенью 1917 года и закончился в 1922 году. А вот последствия этого исторического этапа и его наследие не закончатся никогда.
— Думаю, что нет. Отголоски будут всегда. Последствия и наследие? Конечно. Это процесс, не означающий, что это плохо. Наоборот, наследие нужно сохранить и пестовать. Во-первых, как предупреждение обществу, что Гражданская война — самая худшая страница в истории любого социума. Если предупреждению не внять, возможно повторение этого хаоса.
Во-вторых, наследие заключается и в том, что надо беречь достижения этого социума, несмотря на то, что твоя позиция может быть другой.
Что было бы плохого в том, что Сикорский остался бы здесь? Или Зворыкин? Или даже Питирим Сорокин? Это тоже наследие, которое никогда не закончится (Сикорский Игорь Иванович — русский и американский авиаконструктор; Зворыкин Владимир Козьмич — русский инженер, изобретатель телевидения; Сорокин Питирим Александрович — русский и американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности — Ред.). Его надо продолжать в новых поколениях, чтобы они это помнили. В этом я не вижу ничего трагичного. А последствия мы ощущаем даже сейчас. Какие-то с радостью, какие-то с тревогой.
Сессии в университете — серьезная проверка не только знаний, но и нервной системы.
Недавно читатели Тинькофф Журнала поделились историями про самые трудные экзамены в их жизни, а теперь рассказывают про те, что удалось сдать играючи — с помощью грамотной стратегии, удачи и чувства юмора.
- История № 1 🍀 Когда попалось именно то, что учила
- История № 2 ⏳ Когда терпение принесло плоды
- История № 3 🚣 Когда одногруппники пришли на помощь
- История № 4 🍸 Когда алкоголь добавил красноречия
- История № 5 🔥 Когда череда несчастий закончилась большой удачей
- История № 6 😎 Когда не пришлось отвечать сложный билет
- История № 7 😹 Когда преподаватель оценил юмор
- История № 8 💡 Когда помогли смекалка и удача
- История № 9 👻 Когда реальность не совпала со страшными слухами
- История № 10 💤 Когда спас недосып
- Как мы ежедневно теряем деньги
- Правила аукциона
- Никто не хочет отступать
- Боязнь потери
- Кругом сплошной феномен
- Чемодан без ручки
История № 1
🍀 Когда попалось именно то, что учила
В моем вузе была такая дисциплина — медицина. Это был микс из ОБЖ, десмургии, про инфекции. Учились делать уколы, измерять давление — считалось, что учителю в школе может пригодиться.
Наш естественно-географический факультет считался профильным, и в основном проблем со сдачей этого экзамена не было. Но остальные факультеты крепко попадали: на пересдачи ходили строем и целыми потоками.
К нашей старосте обратилась ее знакомая с филфака, мол, дай хоть почитать перед казнью. Староста, девка с юмором, дает ей брошюру про венерические инфекции со словами: «Все болезни от нервов, один сифилис от удовольствия». Будущий филолог с этим напутствием честно читает брошюру и идет на сдачу. Ну и сдает на пятерку, вытянув билет именно про венерические болячки.
История № 2
⏳ Когда терпение принесло плоды
Очень запомнился один экзамен. Готовилась я к нему не особо, шла с надеждой на удачу. Все взяли билеты, сели писать. Минут через пять преподаватель говорит: «Кто согласен на три, подходите с зачеткой». Человек семь-восемь, довольные, подошли, а я решила не идти — думаю, раз так, на тройку точно сдам, а сейчас хоть еще напишу, может, что вспомню, может, кто подскажет. В общем, осталась сидеть.
Не успели счастливые троечники выйти за дверь, как преподаватель говорит: «А теперь подходите с зачетками те, кому четыре». Тут уж я пошла, конечно, — почти все пошли. Остались человек пять, кто на повышенную стипендию или красный диплом претендовал, но их уже спрашивал, просто так не ставил. Объяснил он это так: кто за тройкой не встал, значит, точно учил, поэтому четверку можно смело ставить.
История № 3
🚣 Когда одногруппники пришли на помощь
Училась на вечернем отделении. В группе был Василий, парень после армии, работающий, его жена тоже студентка, двое детей. Времени ни на какую учебу и даже на шпоры просто не было.
Экзамен проходил в аудитории на четвертом этаже. Василий вытянул билет, потихоньку сообщил нам его номер с надеждой, что пришлют шпору, а сам сел на последней парте около окна. Мы быстренько приклеили лист с ответами по его билету на длинную указку и с окна соседней аудитории высунули эту указку таким образом, чтобы она оказалась на расстоянии вытянутой руки от нашего Васи. Он с умным видом задумчиво смотрел в окно, а потом, в озарении, писал ответы. И ведь на четыре!
История № 4
🍸 Когда алкоголь добавил красноречия
Странно, но два самых запомнившихся экзамена связаны с алкоголем. Я практически его не употребляю, но тут бес, видимо, попутал. Первый — экзамен по патологической анатомии во Втором московском меде Не вышел на сессию вовремя и пошел на пересдачу. Их оставалось всего две, поэтому права на ошибку не было.
Предмет я знал, но вот накануне занес черт на день рождения подруги, и там я реально превысил дозу. Плохо помню, как добрался до кафедры. Все мысли были, не свалиться и не сделать страшное на стол экзаменатора. Может, это меня и спасло. Не знаю уж, как я отвечал, но минут через десять старый профессор внимательно на меня посмотрел и спросил: «Очень тяжело?» Я честно ответил «да» и, получив пятерку, выполз с экзамена.
Второй раз был через 20 лет: я защищал дипломную работу после курса МВА и тоже припозднился. Зашел в кафе, где сидели первые защитившиеся и отмечавшие это дело. За разговорами тоже немного превысил дозу и пошел на защиту сильно не в кондиции. Как ни странно, получил потом приз за самую быструю и лучшую защиту диплома.
История № 5
🔥 Когда череда несчастий закончилась большой удачей
Сдавал госэкзамен. Как типичный студент, заранее к нему не готовился — совсем. В последний вечер накануне решил посмотреть примерные темы, полистать талмуды. Но буквально через 15 минут выключилось электричество.
Выглянул в окно посмотреть, у меня одного свет выключили или во всем доме. И увидел, что во дворе стоят пожарные машины: горит соседняя квартира. Я взял кошку и вышел на улицу, так как дым медленно заполнял и мою квартиру.
Спустя время пожарные разрешили вернуться домой, вырубив при этом свет и газ. В квартире дым — хоть топор вешай. Ни о каком сне речи не шло. Проветрить в феврале ночью помещение оказалось замерзшей идеей. В итоге я, пытаясь заснуть, дождался-таки звона будильника.
Настало утро — время со свежими силами и ясной головой собираться на экзамен. Утренний душ и бритье под свет мобильного телефона. Завтрак не приготовить: газа нет. Костюм весь пропах жуткой гарью.
Поехал. Сажусь, тяну билет — и впадаю в ступор. Выпадает тема по предмету, который я пытался пересдать кучу раз принципиальной позиции преподавателя. Когда пересдал его, преподаватель сказал, что теперь могу преподавать вместо него, настолько я был крут в этом вопросе. И на госэкзамене этот билет — вот так поворот судьбы. В итоге госы сдал на пять. Хеппи-энд в дистиллированном виде!
История № 6
😎 Когда не пришлось отвечать сложный билет
История со сдачей экзаменов была такая. С 1994 по 1999 год я учился в военном училище. В конце второго курса в 1996 году во время летней сессии сдавал экзамен по физике. Его принимала начальник кафедры — женщина строгая и отличный специалист своего дела. Она хорошо преподавала, но на практических занятиях спрашивала со всей пролетарской ненавистью, так что приходилось попотеть.
Первое, что она сделала перед началом экзамена, — определила, кто за кем идет сдавать. Сначала шли те, кто учился на тройки, затем хорошисты и в конце отличники. Я учился хорошо, поэтому после меня в списке было только четыре человека.
Пока дошла очередь сдавать, мои самооценка и настроение поднялись на недосягаемую высоту. В аудиторию я зашел с самой широкой улыбкой, на какую только был способен.
Как во многих студенческих анекдотах, мне попался билет под номером 13. Я, радостный, взял листок для подготовки и сел за парту напротив преподавателя. Прочитал вопросы билета внимательно. И тут моя радость стала быстро улетучиваться. Вопросы были по темам, на которых я мало-мало «шланганул». Я понимаю, что в лучшем случае наблею на слабую троечку — и то если у начальника кафедры будет хорошее настроение. Моя улыбка померкла и превратилась в улыбку обреченного.
Ну что мне оставалось делать? Только улыбаться и надеяться на чудо. Я начал копаться в глубинах подсознания и вытаскивать на свет хоть знания по вопросам билета. Даже начал писать. И вдруг услышал вопрос от начальника кафедры: «Билет легкий?» «Да», — на автомате брякнул я. «Дай посмотрю».
Она посмотрела мой билет. Пробормотала: «Действительно легкий». Сделала запись в моей зачетке, отдала ее мне и отправила из аудитории. Вышел я с легким сердцем.
были мое удивление и радость, когда вместо ожидаемой четверки я увидел оценку «отлично». Вот так позитивный настрой и вера в чудо помогли мне не опозориться.
История № 7
😹 Когда преподаватель оценил юмор
Были забавные экзамены по кандидатскому минимуму в аспирантуре. Философию я знал неплохо, но поспорил с преподавателем по поводу Гегеля — они вообще странные все, эти философы в техническом вузе, — и получил четверку.
А по английскому, который я знал плохо, — пятерку. Потому что преподаватель все пыталась вывести меня на беседу по теме диссертации, а я ей и отвечал, мол, «центрифуджикал пампс фор кулинг системс, термостабилизэйшн, дескать». А она пристала, для каких именно «системс». У меня кончились цензурные английские слова, и я честно ответил: «Итс сикрет информейшн, вепонс технолоджис, миссайл вархеадс», мол, про боеголовки. Она засмеялась и поставила пятерку. А Гегеля я и тогда не любил, и сейчас.
История № 8
💡 Когда помогли смекалка и удача
И халяву в форточку дикими воплями призывала, и шпаргалки с флагами писала, и пятаки под пятку вкладывала.
Самыми фееричными в моей жизни были два экзамена. Первый — по анатомии человека. Подружка открыла «тайну», что препод выкладывает билеты на столе по порядковым номерам. Оставалось только понять, как из трех блоков вопросы формируются в билет. Это мы выяснили на консультации, попросили зачитать один из вариантов билетов. Я честно выучила один — один! — билет и пошла на экзамен.
Пришли с подружкой первые — надо было, чтобы порядок выкладки никто не сбил. И — бинго! Все было именно так, как она просчитала! Я от волнения ответила на четверку, но ведь сдала.
Второй, не менее эпичный эпизод случился на сдаче зачета по экологии. У препода был прикол про счастливый билет: вытягиваешь его и отвечать не надо — , как пельмень.
Накануне сдачи случился последний звонок у выпускников нашего курса. Был здоровский концерт, много пива, все как надо. В конце мероприятия стояли в одном кругу с преподом, которому я собиралась завтра сдавать зачет, и пили пиво всей толпой из одной полторахи.
История № 9
👻 Когда реальность не совпала со страшными слухами
Помню, у нас в универе была одна очень неприятная преподавательница. Ходили слухи, что после ее предмета половину студентов отчисляют. На лекциях она вела себя не очень: критиковала внешний вид, язвила и стращала. В итоге ни один человек из группы не сдал зачет. Я даже не стала пытаться. Одногруппники в один голос говорили, что она исчадие ада и валит всех. Вторая пересдача — сдали 10% от группы, я снова испугалась и не пошла.
Третья пересдача. За месяц подготовки я похудела на 15 кг, изучила просто все что можно, даже практику зарубежных стран. Пришла сдавать, смотрю по сторонам — почти все пытаются списать, причем очень нагло. И это в аудитории на четыре стола, где все как на ладони. Им делают замечание, на второй раз просят удалиться. Остальные просто несут полную пургу, преподаватель пытается вытянуть, дает возможность брать бесконечное количество билетов, пока студент не найдет тот, на который он может ответить, задает наводящие вопросы, но безрезультатно — опять куча незачетов.
Получила зачет, выхожу и слышу, что все, кто вышел раньше меня, повторяют одно и : «Я все правильно написал, правильно отвечал, но она тупо валит, задает новые вопросы, заставляет отвечать все билеты». Wtf???
Единственным правдивым оказался слух про отчисление: после этого предмета действительно отчислили треть группы.
История № 10
💤 Когда спас недосып
Первый курс, первая сессия. Экзамен рассчитан на одну пару, но по куче внешних причин за нее никто не успевает ответить, и он растягивается на вторую. Преподавателя выгоняют из выделенной аудитории, он переходит в преподавательскую и начинает принимать экзамен, приглашая студентов по одному.
Я захожу первой, отвечаю на билет. Преподаватель смотрит на меня и протягивает веером бумажки. Я ничего не понимаю — так как, естественно, не выспалась перед экзаменом, — смотрю на него, смотрю на бумажки, не двигаюсь. Он тоже с минуту не двигается, а потом убирает бумажки, вздыхает: «Ладно, пять». Я, счастливая, выметаюсь из преподавательской.
Бумажками были дополнительные вопросы, практически никто на них ответить не мог. Мой сонный тупняк позволил мне их не взять.
В каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках истории зависит качество усвоения знаний учащихся. Проблему усвоения учениками специальных терминов осложняют следующие обстоятельства: большое количество терминов для запоминания, сложная формулировка термина в учебнике, а иногда и нежелание учащихся работать с терминами. Поэтому учителю необходимо разрабатывать новые формы и методы терминологической работы.
Одна из таких форм – создание «Терминологического теста-тренажера» в программе PowerPoint, с использованием кнопок-триггеров и гиперссылок. Такой тест-тренажер представляет собой несколько вопросов, каждый из которых содержит значение термина. Учащимся нужно выбрать из трех вариантов ответа один правильный. Данная форма работы способствует закреплению и повторению изученного материала. Тест-тренажер можно использовать при проведении повторительно-обобщающего урока в 6 классе по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века», а также для организации самостоятельной, индивидуальной работы учащихся. Тест-тренажер прост в применении. Занимательная форма выполнения заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Описание ресурса: ЭОР «Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6 классе.
Цель: формирование терминологического аппарата и понятийного мышления у учеников.
Порядок работы с тестом-тренажером:
Обучающимся при работе с тренажером необходимо:
Как мы ежедневно теряем деньги
Вы ещё не слышали, как профессор Гарвардской школы бизнеса «наживается» на своих студентах? Тогда вам, наверное, будет интересно узнать о том, как продать 20 долларов за гораздо большую сумму. Скажем, долларов за 200.
Профессор Макс Базерман придумал эксперимент, который демонстрирует необъяснимое иррациональное поведение будущих профессиональных бизнесменов и менеджеров в их родной стихии — управлении проектами. Кстати, в эту же ловушку попадают и топ-менеджеры крупных компаний, с которыми профессор проводит свои семинары.
Правила аукциона
У эксперимента простые правила:
20 долларов США / Wikimedia Commons
Никто не хочет отступать
Это 20 долларов. Их можно обменять на товары и услуги.Гомер Симпсон
Кому же не захочется получить 20 долларов по сниженной цене? Студенты охотно начинают торговаться. Ставки растут, постепенно приближаясь к номиналу купюры — к 20 долларам. В этот момент большинство участников чувствуют подвох и выходят из игры — перестают повышать свои ставки. Одно дело — купить двадцатку по дешёвке, совсем другое — переплачивать за неё.
Самое интересное начинается, когда в игре остаётся два студента. После того, как сумма ставок превысит 20 долларов, оба участника в итоге будут в минусе:
Но победитель всё же потеряет меньше — ведь ему достанется компенсация 20 долларов. В такой ситуации оба участника стремятся минимизировать свои неизбежные потери — каждый хочет оказаться первым. Игра продолжается — никто не хочет быть вторым, ставки растут.
А что бы вы сделали, если бы были вторым со ставкой 18 долларов, а ставка вашего соперника равнялась бы 19 долларам? Что лучше — потерять 19 долларов или сделать ставку 20 долларов и выйти в ноль? А как после этого поведёт себя ваш соперник, который оказался вторым?
Хотя каждый из участников может в любой момент выйти из игры, эксперимент обычно завершается, когда у одного из них заканчиваются деньги. В этом и состоит парадокс — вместо того, чтобы признать свои потери и выплатить небольшую сумму, участники продолжают раз за разом увеличивать ставки. Нередко профессор зарабатывает несколько сотен долларов за купюру номиналом в 20 долларов.
Боязнь потери
Давайте поразмышляем, зачем профессор Базерман проводит свой эксперимент.
Во-первых, хитрый профессор так зарабатывает деньги. Ведь второй участник по правилу 4 отдаёт ему сумму своей ставки. (На самом деле — нет. Все заработанные в эксперименте деньги профессор перечисляет на благотворительность).
Во-вторых, он хочет показать, как работает модель поведения под названием loss aversion — неприятие потери. Когда над нами нависает возможность потери, многие из нас начинают вести себя иррационально, продолжая повышать ставки, только бы не оказаться проигравшим.
Весь этот эксперимент — сильно упрощённая модель ведения переговоров и управления проектами. Важное умение заключается в том, чтобы вовремя выйти из игры, смирившись со своими потерями. Это надо сделать до того, как расходы перерастут возможную выгоду. Но даже если этот момент уже наступил, нужно уметь признать и списать уже неизбежные расходы, вместо того, чтобы бесконечно их увеличивать.
Всегда есть точка — те самые номинальные $20, — за которой прибыль уже не получит никто из участников процесса.
Занятия в Harvard Business School / Wikimedia Commons
Кругом сплошной феномен
Вы, наверное, скажете: «Это всё про бизнес и менеджмент: поучительно, но непрактично». На самом же деле феномен Базермана — та самая боязнь потери — может проявиться почти во всех наших делах и проектах. И это не только про финансы, ведь впустую также можно потратить время, энергию и усилия.
Приведу несколько примеров.
1. Мы боимся поменять неподходящую работу
Например, некий программист Сеня давно трудится на привычном месте и не хочет менять работу. При этом Сеня прекрасно знает, что ему крупно недоплачивают, что рыночная стоимость его опыта и знаний гораздо выше его текущего оклада. Но Арсению сложно решиться на смену работы: ведь столько сил уже вложено в программу, столько времени ушло на оптимизацию её кода. Здесь всё родное: и баги, и костыли, и коллеги-разработчики, и даже начальство.
С каждым новым рабочим днём Сеня вкладывает в программу всё больше своего труда — повышает свои ставки. Потери Арсения исчисляются не только суммами, которые ему недоплачивают. На новом месте работы он уже давно мог бы получать новый опыт, изучать новые инструменты, расширять свои знания.
Но для смены работы Сеня должен признать все свои потери, вернуться немного назад и кое-что начать заново. А это, согласитесь, очень нелегко.
2. Мы продолжаем развивать устаревшие системы
Разработка и поддержка любой системы стоит денег. Переход на новую систему стоит огромных денег. Именно поэтому часто можно встретить компании, в которых продолжают использоваться морально и технически устаревшие решения.
Чем старше система, тем больше её legacy. Дорабатывать эту систему становится всё сложнее и, самое главное, дороже. С такой системой тяжело всем: программистам сложно её развивать, тестировщикам приходится затрачивать огромные усилия на регрессионное тестирование, пользователям неудобно работать с устаревшими интерфейсами.
Но для того, чтобы решиться на небольшую революцию по смене системы, требуется определённое мужество. Нужно признать потери, списать суммы, уже затраченные на поддержание старого решения в рабочем состоянии, и двигаться дальше.
Такие революции происходят редко. Чаще бывает так, что все всё понимают, но денег на новую систему никто не даёт.
3. Мы используем устаревшие технологии
Технологии — это все те инструменты, которые мы используем в своей работе: язык программирования, платформа, тулкит, даже операционная система. Технологии постоянно устаревают, им на смену приходят новые, более эффективные и удобные.
В самом начале всё складывается замечательно: мы узнаём новые возможности технологии, учимся использовать её для решения различных задач. Наш опыт растёт, мы получаем прибыль. На этом этапе 20 долларов всё ещё можно купить по меньшей цене.
Но рано или поздно наступает такой момент, когда стоимость использования технологии превышает прибыль от её применения. Появляются новые сложные задачи, повышаются требования к решениям, развиваются и меняются системы в окружающем ландшафте. Всё это приводит к тому, что использовать технологию становится всё сложнее и дороже.
К тому же мы начинаем упускать всё больше возможностей, которые не поддерживает устаревшая технология. Некоторые современные страницы можно открыть с помощью Netscape Navigator, но много ли пользы мы от этого получим?
Главное — не упустить момент, когда технологию ещё можно сменить с наименьшими потерями. Дальше будет всё сложнее.
Чемодан без ручки
Феномен loss aversion — это тот самый пресловутый чемодан без ручки, который «нести тяжело, а бросить жалко». В следующий раз, когда у вас возникнет ощущение, что на какой-то проект вы тратите слишком много средств, времени или усилий, вспомните профессора Базермана и его самоуверенных студентов. Возможно, ваши вложения уже давно превысили ожидаемую прибыль и вы покупаете 20 долларов за 200.
Статья была впервые опубликована на другом ресурсе 7 июля 2021.
Применение мультимедийной программы
Power Point делает урок ярким, интересным, насыщенным
визуальным сопровождением. Использование
компьютера на уроке привлекает к теме внимание
детей не только со способностями к гуманитарным
предметам, но и склонных к точным дисциплинам,
что позволяет втянуть в работу всех учеников
класса. Процесс повторения сложной темы
становится игрой, в которой учащиеся проявляют
свои знания и умения как по истории так и по
информационным технологиям, узнают новые факты.
В процессе соревнования развивается быстрота
мышления, реализуется интеллектуальный
потенциал учеников.
Компьютерная викторина у ряда
старшеклассников вызывает желание
самостоятельно создать работу по информационным
технологиям с использованием знаний, как по
истории, так и по другим предметам.
— обобщить знания учащихся по теме: “Россия в
первой четверти XX века”;
— через игру реализовать интеллектуальный
потенциал учащихся;
— развивать быстроту мышления и коммуникативные
способности;
— формировать понимание взаимной
ответственности и потребности в сотрудничестве;
— воспитывать чувства патриотизма и гордости за
историю страны.
— разделить класс на команды по 5-6 человек;
— подготовить мультимедийный вариант викторины;
— ознакомить команды с категориями вопросов;
компьютер, проектор, экран, таблица для
подсчёта результатов.
Порядок проведения викторины.
Команды по очереди выбирают категорию
и стоимость вопроса, за правильный ответ баллы
плюсуются команде, а за неверный ответ команда
теряет баллы. Среди вопросов есть
“вопросы-аукционы”, которые команды могут
перекупать друг у друга, а также “кот в мешке”,
вопросы которые можно передать соперникам.
Заработанные командой баллы заносятся в таблицу.
После розыгрыша последнего вопроса проходится
подсчёт заработанных баллов, подводятся итоги
викторины.
— даты и события,
— личности,
— документы,
— факты,
— это любопытно.
10 балов. Когда произошло событие,
получившее название “кровавое воскресенье”.
9 января 1905 года
20 балов. Когда поезд подошёл к станции,
Государем был прислан дежурный адъютант
Мордвинов. Он провёл депутатов прямо с поезда в
салон-вагон государя.
Назовите дату и событие.
2 марта 1917 года, отречение Николая II от престола.
30 балов. Кого награждали этим крестом.
Участников обороны Порт-Артура.
40 балов. Война прервала процесс
модернизации, диктуя свои условия жизни обществу
и государству. Могла ли Россия избежать войны?
Скорее всего, нет. Не позволял статус великой
державы. О какой войне идёт речь?
Речь идёт о Первой мировой войне 1914-1918 г.
О каком событии идёт речь, когда оно
происходило.
Кронштадтское восстание, февраль-март 1921 года.
10 балов. В завещании он писал:“Хочу быть
похороненным там, где меня убьют”. Его убили в
оперном театре Киева и похоронили в
Киево-Печерской лавре.
Пётр Аркадьевич Столыпин.
20 балов. Назовите самый известный псевдоним
революционера, работавшего также под фамилиями
Карпов, Тулин, Ильин.
30 балов. Юрист, мировой судья, избирался
депутатом II, III, IV Государственных дум, был
председателем в III Думе. Назовите политического
деятеля.
Николай Алексеевич Хомяков.
40 балов. Воевал против белых и против
Красной армии. Трижды вступал в соглашение с
руководством Красной армии для борьбы против
белогвардейцев. Во главе Повстанческой армии
участвовал в штурме Перекопа.
Махно Нестор Иванович
50 балов. За успешные действия на фронтах
Гражданской войны этот командир Красной армии,
был первым награждён орденом Красного знамени и
орденом Красной звезды.
Речь идёт о Григорие Распутине.
20 балов. Даровать населению незыблемые
основы гражданской свободы на началах
действительной неприкосновенности личности,
свободы совести, слова, собрания, и союзов.”
Манифест Николая II, подписан 17 октября 1917
года
30 балов. Тут и там валялись резные
деревянные изображения российского двуглавого
орла, сорванные с правительственных зданий, и эти
эмблемы империи летели в огонь по мере
возбуждения толпы. Старая власть исчезла,
превращаясь в прах, и никто не жалел о ней”.
Речь идёт о событиях февраля 1917 года
Михаил Александрович Романов, 3 марта 1917
года
50 балов. Каждый день, что проходит, я
благословляю Господа и благодарю его за то
счастье, каким он меня наградил. Моя любовь и
почитание к дорогой Аликс растёт постоянно”.
Николай II пишет о своей жене Александре
Фёдоровне.
10 балов. Какое историческое событие
произошло на известной нам станции, где была
обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей
багаж.
На станции Дно Николай II подписал отречение
от престола.
20 балов. В каком году красный флаг
становится государственным знаменем Советской
России?
В 1918 году
30 балов. Как началась “борьба с немецким
засильем” в Петербурге, после того как Германия
объявила войну России в 1914 году.
Петербург был переименован в Петроград.
40 балов. Из крестьян, участник Первой
мировой войны, унтер-офицер. Летом 1919 г. —
командир конного корпуса, с ноября 1919 г. —
командующий 1-й Конной армией.
Семён Михайлович Будённый
50 балов. Кто стал первым народным артистом
России в 1918 году?
Фёдор Иванович Шаляпин.
10 балов. Где Владимир Ульянов был изображён
без усов, без бороды и с курчавой головой.
На значке октябрят
20 балов. Южный Сахалин по Портсмутскому
договору Россия уступила Японии. Как после этого
прозвали Сергея Юльевича Витте?
30 балов. Как называли красноармейский
суконный головной убор в виде шлема с красной
звездой.
40 балов. Назовите современное
государство на территории которого погиб
Василий Иванович Чапаев.
50 балов. Назовите две войны, в которых
будущий президент Финляндии Карл Маннергейм
сражался на стороне России.
В Русско-Японской и Первой мировой.