аванесов тесты история и теория

аванесов тесты история и теория Тест по истории

Ой! Такой страницы не существует.

Похоже, что ничего не было найдено. Может, попробуете воспользоваться поиском?

аванесов тесты история и теория

Форма тестовых заданий Доктор педагогических наук, профессор Вадим Сергеевич Аванесов

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже в России и СССР.

В СССР практика тестирования этого периода характеризовалась серьезными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запрета. В СССР практика тестирования этого периода характеризовалась серьезными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запрета. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменен. Его отменила сама жизнь. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменен. Его отменила сама жизнь.

В США большинству населения (90%) по меньшей мере один раз в жизни приходится тестироваться. В США большинству населения (90%) по меньшей мере один раз в жизни приходится тестироваться. Каждый год знания и способности учащихся проверяются там с помощью 47 миллионов тестовых бланков, выпускаемых примерно 400 тестовыми компаниями. Каждый год знания и способности учащихся проверяются там с помощью 47 миллионов тестовых бланков, выпускаемых примерно 400 тестовыми компаниями. Ежегодной проверкой интеллектуальных способностей и знаний подвергаются практически все студенты высших и учащиеся средних учебных заведений. Ежегодной проверкой интеллектуальных способностей и знаний подвергаются практически все студенты высших и учащиеся средних учебных заведений. Каждый вуз старается привлечь к себе тех абитуриентов, у кого тестовые показатели оказались сравнительно выше. Приводятся цифры: в течение года тестовый контроль прошли студентов. Каждый вуз старается привлечь к себе тех абитуриентов, у кого тестовые показатели оказались сравнительно выше. Приводятся цифры: в течение года тестовый контроль прошли студентов.

Хочется добавить Тестовые методы не призваны заменять преподавателя и его личный опыт, а наоборот, призваны помогать ему, освободив его от рутинной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания.

ДЕВИЗ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА От обучения всех – к образованию каждого!

КАК ПОНИМАТЬ И ПРАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВИТЬ ЭТОТ ДЕВИЗ? Для этого переходить к другой организации образовательного процесса. Для этого переходить к другой организации образовательного процесса. Роль новой технологии обучения на основе применения тестовых форм. Роль новой технологии обучения на основе применения тестовых форм.

КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Компетентность Компетентность Гуманистическая направленность Гуманистическая направленность Коммуникативность Коммуникативность

КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Толерантность Толерантность Организаторский и творческий потенциал Организаторский и творческий потенциал

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Фасилитатор (Facilitator ) — активный помощник в процессе самообразования;

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Тьютор (tutor), – Консультант (наставник), всегда готовый придти на помощь;

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Коммуникатор (communicator) — а не информатор

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Интерпретатор (interpreter) — а не транслятор информации

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Оратор, ритор (orator, teacher of rhetoric )

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Организатор ( organizer ) (vs. контролер, инспектор, начальник) (vs. контролер, инспектор, начальник)

НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА — НОВАТОРА Инициатор учебных действий, генератор идей, координатор совместных усилий

В педагогической деятельности активно используются задания в тестовой форме..

Разработка всякого теста начинается с выбора содержания и подходящей формы. Формы заданий 1 форма 1 форма 2 форма 2 форма 3 форма 3 форма 4 форма 4 форма

Требования к заданиям в тестовой форме: логическая форма высказывания; правильность формы; краткость; правильность расположения элементов задания; одинаковость правил оценки ответов; адекватность инструкции форме и содержанию задания

Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание понятна для всех испытуемых, позволяет дать оценку по заранее разработанным решающим правилам.

Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные для учащихся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные для учащихся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

1 форма Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов Такие задания труднее заданий с выбором только одного правильного ответа. Они оценивают знания полнее, глубже и технологичнее. Этим заданиям предшествует инструкция: Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов.

2. В БИТВЕ ПРИ ГРЮНВАЛЬДЕ УЧАСТВОВАЛИ 1) немцы 7) пруссы 1) немцы 7) пруссы 2) поляки 8) латыши 2) поляки 8) латыши 3) татары 9) эстонцы 3) татары 9) эстонцы 4) русские 10) французы 4) русские 10) французы 5) литовцы 11) голландцы 5) литовцы 11) голландцы 6) англичане 12) швейцарцы 6) англичане 12) швейцарцы

3. «НН» ПИШЕТСЯ В СЛОВАХ 1) львин_ый7) затаскан_ый 2) оловян_ый8) стеклян_ый 3) собствен_ик9) деревян_ый 4) одноимен_ый10) стран_ый 5) гостин_ица11) старин_ый 6) тружен_ица12) продовольствен_ый

2 форма Задания, в которых правильный ответ надо дописать; обычно это одно слово, или один знак. Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция – Дополнить:

4. ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ____________. 5. КАЖДАЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩАЕТСЯ ПО ЭЛЛИПСУ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ_____________.

3 форма Таким заданиям предшествует инструкция – Установить соответствие: Задания, состоящие из элементов двух столбцов.

6. ИМЯ СМЫСЛ ИМЕНИ 1) Флора Б) удача 2) Мегера В) борец 3) Нарцисс Г) верная жена 4) Пенелопа Д) злая женщина 5) Прометей Ж) растительный мир З) загадочный человек З) загадочный человек Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_, 5_, 6_.

4 ФОРМА Задания проверяют знания порядка (последовательности). Используется инструкция «Установить правильную последовательность»: Используется инструкция «Установить правильную последовательность»:

7. РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Бэла Бэла Тамань Тамань Фаталист Фаталист Княжна Мэри Княжна Мэри Максим Максимович Максим Максимович Предисловие к роману Предисловие к роману Предисловие к журналу Печорина Предисловие к журналу Печорина

8. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПУТИ — выбор машин и механизмов для производства работ — определение фронта работ — определение затрат труда — проектирование графика распределения работ — выбор верхнего строения пути — проектирование графика производства работ — определение срока потребности в «окнах»

9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ДИНАМИКЕ — в ыбрать систему отсчета — в ыбрать систему отсчета — записать 2 закон Ньютона — записать 2 закон Ньютона — записать в скалярном виде 2 закон Ньютона — записать в скалярном виде 2 закон Ньютона — решить систему — решить систему — расставить силы — расставить силы — проанализировать ответ — проанализировать ответ — получить систему уравнений — получить систему уравнений — сделать схематический рисунок — сделать схематический рисунок

Без таких заданий нельзя объективно проверить знания, создать автоматизированную контрольно-обучающую программу, наладить дистантное обучение. В идеальном случае каждая программа, и её части сопровождаются заданиями в тестовой форме.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФОРМЫ ЗАДАНИЙ 1) представлять задания в логической форме высказывания, а не вопроса; 2) устранять в заданиях повелительные слова типа «оцените», «назовите», «решите» и.т.п.; 3) прибавить число ответов, там, где можно, с целью уменьшить вероятность угадывания. Число ответов в разных заданиях может быть разным. Оно не должно быть одинаковым; 4) использовать, в основном, задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания практически исключают догадку; 5) в ответах вместо номера и точки лучше писать номер и круглую скобку, что даёт возможность писать текст ответов со строчных букв.

ТЕСТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Тесты могут быть востребованы, когда преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно — педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения. Тесты могут быть востребованы, когда преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно — педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения. Для этого придется уходить от привычной организации учебного процесса, абсолютизации классно — урочной формы обучения, с их огромными затратами времени на устные и письменные экзамены, зачеты, различные опросы. Для этого придется уходить от привычной организации учебного процесса, абсолютизации классно — урочной формы обучения, с их огромными затратами времени на устные и письменные экзамены, зачеты, различные опросы. Надо внедрять формы самостоятельной работы и самоконтроля. Надо внедрять формы самостоятельной работы и самоконтроля.

Тест определяется обычно как «испытание» и является заимствованием из английского языка. В настоящее время при наличии компьютерных технологий и дефицита времени тест является неотъемлемой частью обучения, так как позволяет за короткое время проконтролировать знания учащихся и выявить проблемные места в обучении, которые необходимо доработать как студентам, так и преподавателю. Однако долгое время в России и, тем более, в СССР тестовые технологии не признавались, и на страницах печати шла ожесточенная борьба против использования тестовых технологий как «враждебных и присущих только капиталистическому миру».

Тестовые испытания возникли достаточно давно, они связаны с измерением различных умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности. И многие исследователи относят первые упоминания о тестах к 3 тысячелетию до н.э., говоря об испытаниях для выпускников школы писцов в Древнем Вавилоне, где испытуемые должны были знать арифметические действия, уметь распределять рацион и, кроме этого, петь и играть на музыкальных инструментах. Тесты применялись для оценки умений и навыков будущих жрецов в Древнем Египте, для проверки способностей кандидатов на государственные должности в Древнем Китае, для переаттестации чиновников в средневековом Вьетнаме. В истории Греции даже Пифагор устраивал своим ученикам тесты, похожие на те, которые проходил сам. Но первым этапом применения тестов в мировой практике принято считать период с 80-х годов 19 века до 20-х годов 20 века, это период зарождения и становления тестовой системы как системы исследования индивидуальных различий личности. Первые тесты появились на Западе, принято считать, что Ф.Гальтон, английский психолог впервые разработал серию испытаний, в которой каждый, за небольшую плату, мог испытать свои физиологические возможности – быстроту реакции, мышечную силу – и психические свойства организма. Ф.Гальтон сформулировал три основные принципа тестирования, которые сохраняют актуальность по сей день:

Таким образом, Ф.Гальтон ввел понятие математической статистики для обработки полученных данных, а также необходимость корреляции результатов в зависимости от индивидуальных различий.

Родоначальником тестового метода по праву считается американец Дж. Кэттелл, долгое время работавший в лаборатории Ф.Гальтона, так как он первым увидел возможность измерения свойств человеческой психики и закономерности психических процессов с помощью тестового метода. Он также высказывался о необходимости применения одинаково однообразных тестов по отношению к достаточно большому количеству испытуемых, чтобы можно было сравнить результаты и проследить закономерности. Он предложил 50 тестов сенсорного различения и скорости реакции на воспроизведение после прослушивания серии вопросов, которые можно было использовать для измерения интеллекта. Его тесты позволяли определить только элементарные психофизиологические процессы и реакции человека, но они сыграли большую роль в становлении теории и практики тестирования. Кеттелл рассматривал тестирование как научный метод и выдвигал в дополнение к принципам, сформулированным Гальтоном, ряд дальнейших требований для того, чтобы результаты тестирования были объективными: он говорил о необходимости ограничения времени, отсутствии зрителей, необходимости создания одинаковых условий и получении одинаковых инструкций для всех испытуемых. И, конечно же, результаты должны были обрабатываться с помощью методов математической статистики, учитывая минимальный, максимальный и средний результаты, равно как и отклонения. Его работы и активная пропаганда нового метода оценки умственных способностей привели к тому, что в США к концу 19 века были созданы два национальных комитета для организации теоретических исследований и практического создания качественных заданий и проведения испытаний.

Следующий этап развития тестологии исследователи связывают с именем французского психолога Альфреда Бине, которого не устраивало в работах предшественников в первую очередь то, что попытки оценить интеллект строились на элементарных психофизиологических реакциях. Он разработал свою серию тестов, которые были направлены на дифференциацию детей, способных к обучению, ленивых или просто умственно отсталых. В своих тестах, рассчитанных на оценку способности к суждению, пониманию и рассуждению, что по его мнению, является основными компонентами интеллекта, он оценивал сложные интеллектуальные функции, и задания в его тестах составлялись с возрастающей трудностью. Совместная работа с Теодором Симоном дала возможность реализовать теорию на практике, и в 1905 году появилась первая серия тестов, переработанная чуть позднее – в 1908 и сгруппированная по возрастным уровням, что позволило определить нормы для детей разных возрастных категорий. Тесты Бине-Симона активно использовались, переводились и привлекли внимание многих психологов, а позднее на их основе был разработан и впервые опробован коэффициент интеллектуальности (IQ).

Изначально тесты использовались для индивидуального измерения и только в рамках эксперимента, но с началом первой мировой войны возникла необходимость группового измерения интеллектуального уровня миллионов, вступающих в армию новобранцев, особенно иностранного происхождения. С этой целью использовались тесты Артура Синтона Отиса, включающие в себя альфа-тест – вербальный, для владеющих английским языком, и бета-тест – невербальный, рассчитанный на неграмотных и иностранцев, не говорящих по-английски. После войны эти тесты, в переработанном виде стали использоваться для массовой оценки умственных способностей в образовательных учреждениях для взрослых.

В начале 20 века появляется идея использовать тесты в образовании для оценки уровня усвоения материала и педагогических измерений. Американский психолог В. Макколл предложил разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (определение уровня усвоения материала по предметам за определенный период времени), и на основании результатов тестов выделять и объединять учащихся с похожими показателями. Основоположником же педагогических тестов считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, создавший первые педагогические тесты, включавшие в себя решение арифметических задач, правописание, рассуждение и оценку умственного развития на основе анализа почерка испытуемого.

Таким образом, в 20-х годах прошлого века тестирование окончательно выходит за рамки эксперимента, и начинается его третий этап развития, который, по мнению исследователей, длится до конца 60-х годов. После окончания Второй Мировой войны в США создается служба тестирования в образовании (Educational Testing Service), которая разрабатывает и контролирует проведение тестов на всех уровнях образования в стране, а к 1961 году при поддержке этой организации уже создано более 2 тысяч стандартизированных тестов для многих областей применения. К 70-80 годам уже понятно, что педагогические тесты заняли прочное место в образовании, а с появлением компьютеров, математических моделей и средств программирования для обучения и контроля, они становятся неотъемлемой частью образования. К середине 70-х годов разработаны новые критерии, предъявляемые к тесту как способу оценки, в том числе – экономия ресурсов и времени, необходимых на проверку, адаптивность различных форм предъявления заданий, объективность педагогических измерений, ограничение места для записи выводов и др., и в настоящее время тестирование, уже признанное мировым сообществом, переживает свой очередной этап развития.

В то время, как Европа и США разрабатывали свои критерии оценки, в России лишь шли дискуссии о полезности и вредности выставления балльных оценок. Россия конца 19 века позаимствовала немецкий вариант проверки знаний, и на страницах печати в это время велась дискуссия о полезности и вредности введения экзаменов, о том, что экзамены на аттестат зрелости во многих гимназиях проходят «с большими послаблениями», что неблагоприятно сказывается на всем учебном процессе и на отношении учеников к обучению, а, кроме того, ученикам зачастую задаются вопросы не на знание материала в целом, а на знание несущественных деталей. В 1918 году оценки в школах были отменены постановлением Народного Комиссариата по просвещению РСФСР, а также отменены все экзамены – вступительные, переходные или выпускные, и выдача свидетельств, а также переход из класса в класс осуществлялись лишь на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета». Вступительные экзамены в высшие учебные заведения были также отменены, проводилась лишь проверка знаний желающих учиться, «т.к. путем экзамена нельзя составить правильное представление о знаниях и умственном развитии учащихся», а, кроме того, «экзамен оказывает разрушительное воздействие на учащихся и студентов». Введение массового контроля знаний школьников пришлось на 30-е годы, и именно в это время была запрещена педология (наука о комплексном развитии ребенка) с ее идеями тестирования. В 1936 году тесты были запрещены как «буржуазные и вредные», и ситуация отрицательного отношения к тестам не позволяла не только заниматься практическими исследованиями, но и публиковать что-то в их защиту. С тех пор отношение к тестам было неоднозначным – одни исследователи отвергали саму идею тестирования, считая, что такая форма контроля отрицает роль педагога, другие проявляли определенную настороженность, считая, что тесты есть форма недоверия к существующему порядку выставления традиционных отметок. И лишь немногие исследователи, такие как П.П. Блонский видели в тестах не просто средство радикального преобразования системы контроля знаний, умений и навыков, но и средство рационализации образования в целом. Таким образом, система тестирования в СССР значительно отставала от исследований в этом вопросе в США и других западных странах. Однако в 70-80-х годах в СССР традиционная система контроля знаний резко критиковалась, и развитие тестологии в это время связано с именем Н.Ф.Талызиной и ее работами в области программированного обучения.

В последние десятилетия развитие вопросов тестового контроля стало особо актуальным, так как происходит стандартизация образования, разрабатываются государственные нормативные документы в этой сфере, проводится массовое измерение усвоения обучающимися учебного материала в процессе подготовки по различным учебным предметам. Обычные устные и письменные опросы не дают возможности полно и качественно оценить знания учащихся, поэтому необходима специальная разработка материалов тестов, ориентированных на решение различных по уровню учебных задач.

Родоначальниками тестов по иностранному языку считаются американские психологи. Первый тест по иностранному языку был составлен в 1925 году и включал в себя задания по лексике, грамматике и чтению. С этого времени начинают закладываться теоретические основы педагогического тестирования в области иностранных языков, впервые создаются тесты, которые широко применяются в практике зарубежной школы. С начала 70-х годов новая теория языка и его применения стала оказывать все большее влияние на преподавание иностранных языков и, соответственно, на языковое тестирование. Это была теория коммуникативной компетенции Хаймза, который доказал, что знание языка – это не просто знание правил грамматики и владение неким лексическим материалом, это, в первую очередь, понимание природы языка и применение его в контексте. Поэтому для современных тестов характерна проверка расширенного коммуникативного действия – рецептивного (понимания) и продуктивного (говорение), а, кроме того, они учитывают различные роли обучаемых или испытуемых в реальных ситуациях общения и предлагают некие детальные определения для таких ролей, что означает готовность и возможность испытуемого осуществлять общение на иностранном языке. В нашей стране существует несколько центров, которые профессионально занимаются вопросами тестирования. Эта методика контроля доказала свою необходимость, стала важным методом оценки, позволяя достаточно точно интерпретировать результаты деятельности как учащихся, так и учителя, значительно сократив временные затраты учителя на проверку заданий и подведение итогов учебной деятельности.

Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития)

Сущность понятия тестирования. Существует несколько дефиниций этого понятия. На языке науки тестирование — это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные правила. Так, К. Ингенкамп определяет тестирование как «метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике».

И. П. Подласый также определяет тестирование как аспект диагностики, где тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса, эффективно обеспечивают различные виды контроля. Г.У. Матушанский рассматривает тестирование как метод в контексте внедрения контролирующих технологий, одним из самых перспективных методов, по его мнению, является тестовый метод.

В.С. Аванесов называет тестирование одной из наиболее технологических форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тестирование в контексте контролирующих технологий рассматривает и С.И. Денисенко, понимая под тестированием часть современных педагогических технологий и одно из направлений совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков обучаемых, когда представляется возможность, «формализовать учебный материал отдельных тем и разделов учебных дисциплин».

С.И. Григорьев, анализируя современные технологии образовательной деятельности, рассматривает проблему мониторинга качества образования в контексте развития практики тестирования, в формализации оценочных средств обучения, называет тестирование как форму контроля качества знаний, а тестовые методики как современную технологию качества образования. Тем самым С.И. Григорьев развивал концепцию А.Н. Майорова, который рассматривает тестирование как инструмент, средство мониторинга эффективности работы образовательных систем, где в качестве тестового инструмента используются тесты учебных достижений (другие синонимичные названия — тесты школьных достижений, педагогические, дидактические и т.д.).

П. И. Пидкасистый рассматривает в качестве эффективного метода контроля в современной образовательной практике дидактические тесты (тесты достижений), называя их сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. С точки зрения понимания контроля в широком смысле, как педагогическую диагностику, то такой метод проверки, контроля, как дидактические тесты, П. И. Пидкасистый рассматривает в качестве метода научного исследования педагогического процесса.

Следующая, данная В. А. Хлебниковым, дефиниция понятия тестирования связана с процедурой оценки учебных достижений, являющейся важнейшим показателем качества образования, который важен как для всей системы, так и для каждого отдельного ученика.

В русле данного тезиса объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Таким образом, под тестированием можно понимать процедуру предъявления теста, проведения тестирования, оценки и интерпретации результатов его выполнения.

Педагогическое тестирование — это «совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью и требованиями к педагогическому тесту и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления этого теста тестируемым, обработки, анализа, интерпретации и выдачи результатов педагогического тестирования».

Таким образом, тестирование является педагогическим явлением, имеющим многоаспектное определение, несколько дефиниций, сущность которых сводится к пониманию тестирования как исследовательского метода, как наиболее эффективного и объективного средства контроля, как часть современных образовательных технологий и как понятие, существующее независимо от нас.

Для нашего исследования важно понимание тестирования в русле концепции В. С. Аванесова и определение педагогического теста, приведенного в проекте «Стандарта отрасли».

Согласно этой концепции и вышеуказанному определению тестирование в инструментальном отношении представляет собой совокупность последовательных педагогических действий, направленных на выявление эффективности образовательной системы.

Сущность понятия тестирования тесно связана с понятием «тест» (от англ. Test — «проба, испытание, исследование»). Тесты рассматриваются как «стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого».

В работах ученых — исследователей (В. С. Аванесов, А. Анастази, В.П. Беспалько, Б. Блум, С.И. Григорьев, Н. Гронлунд, В. В. Гузеев, С.И. Денисенко, В.В. Зиновьев, К. Ингенкамп, Г.С. Ковалева, В.П. Левин, А.Н. Майоров, Г.У. Матушанский, Т.Г. Михалева, В.И. Огорелков, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Г. Полуаршинова, В.М. Соколов, Г. А. Стрюков, А. О Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, С.Е. Шишов и др.) признается, что тест — наиболее объективный инструмент, используемый для педагогических измерений, и современная научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.

В русле данного исследования нам представляется целесообразным остановиться на некоторых аспектах истории становления и развития педагогического теста как одного из методов педагогической диагностики с целью выявления формирования основ методики разработки педагогических тестов и более глубокого теоретического и методологического обоснования понимания сущности тестирования.

Анализ научной педагогической и психологической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными отечественными (В.С. Аванесов, Б.А. Ашарин, В.Г. Кузнецов, А.Н Майоров, А.И. Огорелков, С.С. Степанов, И.А. Цатурова, М.Б. Челышкова, и др.) и зарубежными (Д. Вилфорд, Д. Гласс, К. Ингенкамп, Дж. Стенли и др.) учёными.

История возникновения тестологии. Теория и методика современного педагогического тестирования имеет более чем столетнюю историю. Развитие психологии и педагогики в конце XIX века до начала первой мировой войны было тесно связано со становлением тестовых технологий.

Известно, что история любого предмета начинает прослеживаться четко только тогда, когда достаточно хорошо определен сам предмет. В связи с этим, если тест определять как простой перевод английского слова «test» (проверка или испытание каких-либо качеств, способностей), то можно утверждать, что тесты появились в древние времена. Если же исходить из определения педагогического теста как совокупности взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности, то следует признать, что « настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом, поразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеалистический фундамент психологии и педагогики. Они стали основой новой методологии этих наук».

Педагогическое направление в развитии тестологии определилось с начала ХХ века. Американец В. А. Маккол разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические — по определению уровня умственного развития (Intelligence Test). Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов преподавания и организации.

В. А. Маккол определил цель использования педагогических тестов — объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объему материал и усваивающих его с одинаковой скоростью.

История педагогически тестов началась ранее, чем психологических. Еще в 1864 году в Англии Дж.Фишер создал «A scale book» — градуированную книгу, где были даны вопросы и варианты ответов для выбора. Книга содержала вопросы по правописанию, арифметике, чтению, грамматике, навигации. Шкалированные книги по школьной успеваемости Джорджа Фишера признаются отечественными (В.С. Ава-несов, А.Н. Майоров) и зарубежными учеными-педагогами (К. Ингенкамп и др.) предтечей теста школьной успеваемости.

Согласно результатам исследований А.Н. Майорова, И.А. Цатуровой и др., начало систематических измерений в педагогике относится к 1894 году, когда появился первый педагогический тест доктора Райса по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. Райс считается одним из первых создателей тестов, при помощи которых определялся уровень усвоения отдельных учебных дисциплин. В 1894-1895 гг. были разработаны два теста по орфографии, которые должны были измерить эффективность более длительного или менее длительного обучения навыку письма, а затем тест по арифметике.

Однако разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Торндайку (1874-1949) — ученику известного американского психолога Д. Кеттела. Он считается основоположником педагогических измерений. Э. Торндайку принадлежат первые настоящие педагогические тесты.

Первый стандартизированный педагогический тест, вышедший под руководством Э. Торндайка, был тест Стоуна на развитие арифметических задач, впервые снабженный « нормами».

В 1909-1914 гг. выходит шкала оценки детского почерка Э. Торндайка, шкала оценки сочинений на английском языке Хиллегаса, шкала правописаний Бекингема, оценочная шкала почерка и правописания Айреса, арифметические тесты С.А. Кортиса, определяющие знание 4 арифметических действий.

В 1915 году Йеркс создал свою серию тестов, главное отличие которой — изменение системы подсчета. Вместо возрастных долей, предложенных Бине, испытуемый получает за каждый правильно решенный тест известное количество баллов. Это повысило удобство в отношении проведения и подсчета результатов теста. Количество полученных баллов переводилось по приложенным стандартам и определялся коэффициент одаренности или успешности.

Анализ научной педагогической литературы показал, что важный вклад в развитие теории тестов принадлежит Ф. Гальтону (1822-1911) -английскому психологу и антропологу (В.С. Аванесов, С.С. Степанов), который считается основателем тестологии. В конце XIX века он разработал и широко применил ряд заданий для индивидуальных особенностей человека. Ф. Гальтон полагал, что измеряя элементарные сенсорные показатели, можно получить данные об интеллектуальном уровне человека. Именно Ф. Гальтон писал, что «практика вдумчивого и методичного тестирования — не фантазия, она требует рассмотрения и эксперимента». По мнению В.С. Аванесова, это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей для физической науки своими остроумными экспериментами. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX века как вполне приемлемая альтернатива идеализму, а эксперимент — как настоящий фундамент науки. В трудах Ф. Гальтона прозвучала мысль о необходимости внешнего критерия, независимого от эксперимента, что позволило бы «узнать, какой тест является наиболее информативным».

Существенным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов является, согласно результатам исследований А. Н. Майорова и М. Муравьева, определение следующих трех основных принципов: 1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; 2) статистическая обработка результатов; 3) выделение эталонов оценки.

Эти принципы используются и сегодня — на основе проведения серий испытаний получаются различного рода нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.

Теоретические воззрения Ф. Гальтона в значительной степени определили последующее развитие тестов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы по истории развития метода теста (В. С. Аванесов, А. А. Бодалев, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, А.И. Цатуров, М.Г. Ярошевский и др.) показал, что стремительному развитию тестологии способствовали труды американского психолога, первого в мире профессора по психологии Дж. Кеттелла (1860-1944). Дж. Кеттелл первым употребил слово «тест» (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику.

Дж. Кеттелл — пропагандист тестового метода, внес серьезный вклад в развитие идеи применения измерений для определения индивидуально-психологических качеств и обработки результатов с помощью статистического анализа. Статистический подход — применение серии тестов к большому числу индивидов — выдвигался Дж. Кеттеллом как средство преобразования психологии в точную науку. Дж. Кеттелл считал тест средством для проведения эксперимента с соответствующими требованиями к его чистоте. Такими требованиями он считал: одинаковость условий для всех испытуемых; ограничение времени тестирования приблизительно одним часом; отсутствие зрителей в лаборатории, где проводится эксперимент; оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию; одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать; результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.

Обозначенные идеи, выдвинутые Дж. Кетеллом, составляют в настоящее время основу для современной тестологии. На эти идеи мы опирались в процессе исследования; ведущими среди них являются следующие: одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми — принципы, положенные в основу стандартизации процедуры проведения тестирования; ограничение времени в зависимости от возраста испытуемых и особенностей применения инструментария; идеи статистической обработки результатов.

С.И. Денисенко определяет тестологию как науку о технике педагогических (дидактических) измерений с помощью тестов.

В процессе нашего исследования мы руководствовались определением тестологии, данным В.С. Аванесовым.

Значительный вклад в дальнейшее качественное развитие тестоло-ги внесли, согласно исследованию А. Н. Майорова, известные психологи конца XIX в. и начала ХХ в. из разных стран: А. Бине, (Франция), Гилберт, Йеркс (США), В.А. Макколл, Минстенберг (Германия), И.Т. Симон (Франция), Э. Торнадайк, Л. Термен, А. Отис, Уиппл, Хаггерти. В работах этих ученых тест рассматривается как вспомогательный инструмент изучения интеллекта и определения коэффициента интеллектуального развития. Термин «интеллектуальный коэффициент» (Intellectual quotient) был введен В. Штерном в 1911 году, а процедура его определения предложена Д. Векслером.

Переход от индивидуального к массовому тестированию приводит к необходимости разработки групповых тестов. Основные принципы, использованные при составлении этих тестов, были систематизированы М. Бернштайном и впоследствии легли в основу всей методологии групповых тестов. «К этим принципам относятся следующие:

— Принцип ограничения во времени — только 5% испытуемых могут окончить проработку всего теста, т.е. показатель развития прямо зависит от скорости выполнения заданий испытуемым.

— Принцип детализированной инструкции — как в отношении произведения, так и в отношении подсчета.

— Введение тестов с выборочным методом формирования ответа с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

— Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки».

Исследования на рубеже XIX — XX веков К. Пирсона, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Г. Томсона в области тестовых систем, методики обработки результатов тестирования приводят к созданию метода корреляции и факторного анализа, которые находят свое применение и в современных исследованиях по проблемам совершенствования качества теста, программной обработки результатов тестирования.

Согласно исследованию К. Ингенкампа, на работы в области тестологии по созданию первых тестов по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов по арифметике повлияло то, что в 1944 г. Союз американских школьных советов отстоял использование объективных методов оценки с помощью тестов школьной успеваемости. Настоящий бум тестов по школьной успеваемости захлестнул США. Этот фактор стимулировал дальнейшее развитие педагогического направления в тестологии.

На каждом этапе развития науки менялось требование к тестам, и они сами менялись. Игнорирование этого диалектического момента нередко приводило к упрощенчеству в его оценках. Появившись на рубеже ХХ века, педагогические тесты довольно быстро завоевали себе популярность. Появившиеся работы Э. Торндайка по стандартизации и нормированию тестов способствовали дальнейшему развитию педагогических измерений.

Таким образом, на рубеже ХХ века американскими тестологами были заложены научно-теоретические основы педагогического тестирования, включающие в себя:

— обоснование тестирования как наиболее объективного метода в педагогических измерениях;

— систему принципов, требований по конструированию педагогических тестов, методов оценки и анализа результатов тестирования;

— требования к процедуре тестирования.

Развитие тестологии в России (исторический аспект). Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития тестологии в России (В.С. Аванесов, В.Г. Кузнецов, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, И.А. Цатурова и др.) показал, что в России тесты начали применяться в начале ХХ века. Одна из первых методик была предложена Г.И. Россолимо (1860-1928) в 1910 году. Он разработал систему психологических профилей — графических представлений тестовых измерений психических процессов. А.П. Болтуновым в 1928 году была создана «измерительная шкала ума». М.Ю. Сыркин исследовал соотношение тестовых показателей и социальных факторов (1929г.). Однако, согласно результатам анализа работ отечественных ученых, по данной проблеме вопросам тестирования уделялось в России до 1917 года недостаточное внимание.

В развитии системы тестирования в России в русле исторического аспекта хронологически можно выделить, на наш взгляд, два этапа: I этап (1917-1936 гг.) и II этап — начало 70-х гг. ХХ века по настоящее время.

Первый этап, начавшийся сразу после революции 1917 года, был связан с деятельностью педологов и тестологов. Закончился этот этап после постановления ЦК ВКП (б) от 4.7.1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Тесты получили наиболее широкое распространение в России в 20-30-х гг. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была организована тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. Весной 1926 года Комиссия составила и выпустила на основе американских образцов стандартизированные тесты для школы по природоведению, обществознанию, счету, решению задач, знанию географической карты, на понимание чтения и правописание.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт и др. В 1927 г. вышла книга С.М. Василевского «Введение в теорию и технику психологического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию, тестов. Это был первый учебник в России, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов (включая корреляцию), методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.

Под руководством П.П. Блонского в педагогическом кабинете Академии коммунистического воспитания осуществлялась проверка шкалы Бине-Симона, создание школьных тестов и построение собственных стандартов. В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И. Герцена и Детском обследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

Однако к тридцатым годам в печати развернулась критика этого метода. По мнению В. С. Аванесова, это объясняется тем, что поскольку тесты получили признание и развитие только в рамках прикладных направлений — так называемой педологии (комплексной науки о развитии ребенка) и психотехники, размежевание между представителями этих направлений, с одной стороны, и традиционной педагогики и психологии — с другой, шло, в первую очередь, вокруг тестов. Помимо этого, обе стороны приступили к затяжным дискуссиям со взаимными обвинениями.

Методы и результаты педологии и психотехники лежали в сфере практики, в то время как методы, результаты традиционной педагогики и психологии были направлены на создание теории. Разрыв между фундаментальными и прикладными направлениями проявился болезненно как в психологии, так и особенно в педагогике.

В условиях набиравшего в 30-е годы силу субъективизма и авторитарного стиля руководства любой случай неправильной практики применения тестов легко идентифицировался с ошибочностью самого метода. Положительные примеры их применения во внимание не принимались Вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) « О педологических извращениях в системе Наркомпроса» негативно сказалось на развитии педологии в целом и тестологии, в частности. Метод тестов был признан буржуазным орудием дискриминации учащихся; на применение тестов был наложен официальный запрет. И в дальнейшем в течение многих лет тестирование официально не признавалось объективным методом и не находило практического применения, что надолго затормозило развитие психодиагностических исследований. Этот период, который можно условно назвать периодом «застоя» в развитии и применении тестов в России, длился фактически до конца 60-х — начала 70-х гг.

К концу 60-х годов в отечественной педагогической теории и практике сформировалась в окончательном своем варианте традиционная система педагогического контроля учебных успехов учащихся общеобразовательной школы. Анализ научно-педагогической литературы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.Н. Скаткин и др.) и практического опыта школ показал, что для данной системы контроля наряду с положительными аспектами были присущи и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, эта система была недостаточно эффективной, т.к. не всегда позволяла получать достоверную, полную и объективную информацию о достижениях учащихся и причинах ошибок, «сбоев» и отклонений в их деятельности. Недостатки этой системы наиболее отчетливо проявляли себя в аспекте оценок и оценивания учащихся: они не всегда позволяли достичь требуемого уровня объективности и достоверности оценки, иногда допускали неоднозначную их трактовку и применение различными учителями. Все это стимулировало развитие в начале 70-х гг. ХХ века объективных предпосылок, обусловивших поиски путей совершенствования традиционной системы контроля и учета знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы. Одним из перспективных путей решения этой проблемы стала разработка тестов и тестовой технологии контроля уровня обученности учащихся.

С начала 70-х годов начинается второй период в создании педагогических тестов и тестовых систем; возобновляются исследования и разработки по этой проблеме. Для реализации тестовых технологий широко используются современные программные средства, что расширяет возможности оценки качества обучения на разных уровнях, делает ее более совершенной. Эта проблема вновь актуализируется в конце 80-х гг. ХХ века в связи с реформированием российской системы образования на принципах гуманизации, демократизации, регионализации и дифференциации, обозначенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992). И сегодня эта проблема не потеряла своей значимости в связи с модернизацией образования в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ученые-педагоги и практические работники школ вновь обращаются к тестированию как к одному из наиболее объективных методов оценки и контроля результатов обучения, отвечающего главным критериям современности; научности, технологичности, эффективности.

Большая исследовательская и практическая работа по созданию и применению тестов проводится в зарубежных педагогических поисках, особенно в США. В этой стране ежегодно знания и способности учащихся проверяются с помощью 47 миллионов тестовых бланков, выпускаемых примерно 400 тестовыми компаниями, среди которых самой крупной является компания ETS (Education Testing Service), со штатом сотрудников 2000 человек. В течение 1977-1978 гг. тестовый контроль прошли 1.488.300 студентов.

Американские авторы тестов обычно применяют так называемую эмпирическую стратегию, т. е. создают как можно больший набор тестовых задач без какой-либо системы или внутренней логики, а после применения этой экспериментальной формы на большом количестве испытуемых результаты подвергаются корреляционному и факторному анализу. Практически во всех странах Европы для нужд системы образования активно используются американские тесты. Только во Франции осуществляется попытка создания оригинальных тестовых методик, основанных на концепции Р. Заззо.

Специальные теоретические и экспериментальные исследования по созданию педагогических тестов, проводившиеся в период 60-80-х гг. в ряде западных стран, выявили существенные недостатки сложившейся классической теории тестов. Эти недостатки были в основном связаны с измерениями уровня трудности тестовых заданий и с вопросами объективных значений параметров трудности заданий теста. В этот период начинается использование другого подхода к созданию тестов на основе, так называемой современной теории педагогических измерений и конструирования педагогических тестов. Под современной теорией понимается распространенная на западе Item Response Theory (IRT), нацеленная на оценивание латентных качеств личности и параметров заданий теста на основе математико-статистических моделей измерения (М.Б. Челышкова).

В целом IRT рассчитана на создание индустрии тестов и требует как значительных финансовых, технических усилий, так и подготовленных специалистов. Попытки использования IRT при создании педагогических тестов тестовой технологии в России связаны с экспериментом по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который начался в 2001 г.

Таким образом, в начале ХХ века появляется новая наука тесто-логия на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Зарубежные психологи называют ее психометрией (теория педагогических и психологических тестов), педагоги — педагогическим измерением.

По определению В.С. Аванесова, тестология призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики. Ключевыми понятиями тестологии являются: измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и т.д.

В процессе исследования мы руководствовались тем, что рассматривали тестовую технологию как разновидность педагогической технологии. Это продиктовано тем, что исследования многих ученых, например, Л.В. Загрековой, Г.К. Селевко, и др., позволяют использовать понятие «педагогическая технология» в образовательной практике на трех взаимосвязанных уровнях: педагогическом, частно — методическом, локальном и тем, что педагогическая технология «представляет собой интегративную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационные, предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств обучаемых, заданными целями». Исходя из вышеизложенного, мы понимаем под тестовой технологией такую, которая включает в себя необходимые элементы:

— тест как инструмент педагогического измерения;

— процедуру, алгоритм, способы использования этого инструмента для объективизации эффективности, репрезентативности измерения уровня обученности, подготовленности обучающихся;

— программную обработку, интерпретацию результатов тестирования.

Данное определение мы рассматриваем как не противоречащее приведенному определению педагогической технологии и включающее ее основные положения, а также базирующееся на разработанных научно-теоретических основах тестирования.

Оцените статью
Тест по истории