Четвертый лишний и математика
Вдруг мне захотелось рассказать еще про один вариант. Этот вариант для тех, кто дружит с математикой.
Предлагаются картинки или проговариваются вслух числа:
2, 6, 9, 16. Задание: исключить лишнее число и объяснить, почему именно оно в этом ряду лишнее.
Три числа у нас в ряду четные, а одно нечетное. Оно и будет четвертым лишним.
Но есть еще вариант правильного ответа.
Ответ давать здесь не буду, чтобы вы хорошенько подумали.
Методика «Четвертый лишний» для подростков
У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».
Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:
Если вы придумали еще варианты методики, предлагайте в комментариях. Мы их обязательно добавим к уже перечисленным.
Методика «Четвертый лишний» для младших школьников
Младшие школьники уже могут быть обследованы не только картиночным вариантом методики, но и письменным. Предлагаю варианты методики «Четвертый лишний» для младших школьников.
Глава I
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории в 5 классе автор данной работы исходит:
— из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
— из задач исторического образования в школе — усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
— из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
— из уровня познавательных возможностей детей 10 — 11 лет.
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения пятиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты — основа для понимания пятиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 5 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения.
Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний.
Часть школьников испытывает затруднение при выяснении сущности раздельных исторических явлений. Раскрытие этой сущности требует подведения изученных фактов под понятие или же частных понятий под более общее. Некоторые же учащиеся из-за неразвитости абстрактного мышления склонны, наоборот, подменять более частными понятиями и даже описанием явлений.
Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.
У детей складывается понимание устойчивости и необходимости ряда причинно-следственных связей между историческими явлениями. Они начинают понимать, что однородные явления вызываются однородными причинами, например, классовая борьба является неизбежным следствием существования враждебных классов.
Учащиеся 5 класса устанавливают преимущественно двусторонние причинно-следственные связи: одна причина — одно следствие. Если названо несколько причин, ученики часто запоминают лишь одну из них, причем не всегда главную. Такой бывает причина, или названная первой, или оказавшая на учащихся наибольшее эмоциональное впечатление, или наиболее конкретная.
Многие пятиклассники склонны персонифицировать историю, объясняя причины явлений только стремлениями раздельных личностей. Склонность к персонификации связана с тем, что школьникам еще неизвестны наиболее общие законы развития общества. Имена исторических деятелей служат для них в известной мере опорными пунктами для запоминания исторических фактов. Сам факт, таким образом, связывается в сознании ученика с деятельностью исторической личности. Чтобы преодолеть эту тенденцию, важно постоянно вскрывать связь между действиями исторических личностей и интересами классов, с которыми эти личности связаны, а интересы классов — с потребностями развития общества.
Перед школьным курсом истории древнего мира в 5 классе стоят сложные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Содержание курса при правильной организации учебного процесса позволяет достичь поставленных задач.
Использование тестов может позволить решить проблему создания условий:
— для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;
— для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.
Интеллект (от латинского «понимание», «познание») – в широком смысле – умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле — ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности.
Умения. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Одна точка зрения Е.Н. Кабанова-Меллер определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка. Другая точка зрения Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, Н.А.Лошкарева определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности.
Таким образом, все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим:
— умения – это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка;
— умения – владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;
— умения – способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков;
— умения – сознательное владение приемом деятельности;
— умения – сознательное владение мыслительными операциями.
Так же в дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. Например, Лернер И.Я. классифицирует умения по способу действия на организационные (планировать свою деятельность); практические (умение составить план, доклад и т.д.); интеллектуальные (развитие мышления).
Данный опыт педагогической деятельности опирается на классификацию умений Бабанского Ю.К., так как в основе классификации умений положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знани. Он выделяет:
1) учебно-организационные умения намечать задачи и рационально планировать свою деятельность, создавать для нее благоприятные условия (режим дня, гигиена рабочего места);
2) учебно-информационные умения (работа с книгой, справочником, библиографией);
3) речевые (письменные) — умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;
4) учебно-интеллектуальные умения:
— умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;
— умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание);
— умение актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (воспроизведение);
— логическое осмысление информации;
— умение решать проблемные задачи;
— умение осуществлять самоконтроль, т.е. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа: вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающие могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием. Основной признак владения тем или иным умением – это способность ученика применять интеллектуальные действия в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач.
Современные контрольно-измерительные материалы (тесты) могут являться эффективным средством развития учебно-интеллектуальных умений.
Методика «Четвертый лишний» для дошкольников
Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.
Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».
Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.
Примерные группы карточек для дошкольников:
Тест
Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье
1) Выберите лишнее
2) Выберите лишнее
3) Выберите лишнее
4) Выберите лишнее
5) Выберите лишнее
6) Выберите лишнее
7) Выберите лишнее
8) Выберите лишнее
9) Выберите лишнее
10) Выберите лишнее
11) Выберите лишнее
12) Выберите лишнее
13) Выберите лишнее
14) Выберите лишнее
15) Выберите лишнее
16) Выберите лишнее
17) Выберите лишнее
Задание по выбору правильного ответа
Самым простым тестом будет являться задание по выбору правильного варианта ответа. Данные тесты удобны тем, что могут быть использованы уже в конце каждого урока и могут быть быстро проверены. Но при ответе на данный тест, велика вероятность того, что ученики, не зная правильного ответа, могут просто случайно его угадать. Поэтому, чтобы уменьшить шанс случайного выбора правильного ответа, желательно увеличить число вариантов ответа, не менее пяти, а также увеличить количество правильных вариантов ответов до двух и даже трёх. При использовании в тесте не соответствующих правильному выбору варианта ответов, лучше использовать уже изученные ранее учениками события, факта, даты, войны и т.д. Это позволяет им ещё раз их вспомнить, что способствует лучшему закреплению, использования логического мышления, умения сопоставлять и т. д. Кроме того, если ученик не знает правильного варианта, он может прийти к верному варианту ответа путём взаимоисключения уже известных ему вариантов.
Данные тесты могут быть использованы при выявлении следующих знаний и умений учеников:
В каком году был основан Рим?
А) 753 г до н.э.
Б) 776 г до н.э.
В) 509 г до н.э
2. Мест Событий
Место морского сражения между Октавианом и Антонием?
а) мыс Акций.
б) бухта Пирей.
в) остров Саламин.
г) Александрийская бухта.
Первым сражением Греко-персидских войн, в котором эллины одержали победу была(о).?
а) битва при Платеях.
б) Марафонская битва
в) Саламинское сражение
г) битва при Фермопильском ущелье
Триера — это?
А) персидский военный корабль с тремястами гребцов-рабов
Б) греческий военный корабль с тремя рядами вёсел
В) скифский торговый корабль с тремя рядами вёсел
Г) египетский военный корабль с тремя рядами вёсел
Задание на исключение лишнего
Оно во многом аналогично заданию по выбору правильного варианта ответа. Здесь ученику предъявляется список исторических дат, имён, событий, понятий и т. п., в котором он должен найти несоответствие. В данном случае велика случайность выбора учеником правильного ответа. Чтобы этого избежать, необходимо увеличить число вариантов ответа, а также увеличить количество правильных выборов до двух-трёх.
Данные тесты могут быть использованы при выявлении следующих знаний и умений:
1. Умения выделять существенных признаков.
Что из перечисленного относится к VIII веку до н.э.?
а) Троянская война;
б) появление греческого алфавита;
в) Марафонская битва;
г) создание Гомером поэт «Илиада» и «Одиссея»;
д) первые Олимпийские игры;
е) гибель Критского царства;
ж) начало освоения железа в Древней Греции;
з) деятельность Солона в Афинах
1. Какие из перечисленных географических названий связаны с Афинами?
а) Средняя Греция;
б) Южная Греция;
Данные тесты будут являться заданиями открытого типа, т. е. с вопросом. Но задания могут быть и закрытого типа, когда отсутствует сам вопрос. В данном случае ученик должен с начала прочитать варианты ответом, а потом, в результате мыслительной деятельности, сопоставить перечисленные события, исторических деятелей, явления и т. д., отобрать неверные. Чтобы не вызвать у учеников больших затруднений лучше использовать один неверный вариант. Данное задание позволяет не только выявлять знания и умения, но и его уровень развития логического мышления.
Задание на соответствие
При данном задании ученикам предлагается восстановить соответствие элементов двух списков. Здесь можно проверить историческую информированность, сосредоточив проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме, чем в тестах выбора ответа, и надёжнее, чем в альтернативных заданиях. Списки должны быть длинными, чтобы уменьшить вероятность угадывания.
В столбцах задания могут быть представлены все структурные компоненты учебного исторического содержания.
1. Установите соответствие между названием сражения и именем военачальника, принимавшего в нём участие. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) Марафонское сражение
Б) Саламинское сражение
В) битва при Фермопилах
Задание на определение последовательности
Задание на определение последовательности лучше всего предлагать в конце изучаемой темы и даже раздела, охватывающего большие исторические периоды насыщенной динамичными фактами и событиями для систематизации и обобщения. Ученикам предлагается в хронологической последовательности расставить перечисленные события, явления и т.д. Данное задание даёт возможность выявить не только знания и умения учащихся, а также степень мышления.
Можно предложить следующие варианты тестовых заданий:
1. Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
а) гибель Критского царства
б) начало Троянской войны
в) военные походы фараона Тутмоса
г) гибель Ассирийской державы
В данном задании преследуются цели, которые позволяют выявить знания учеников целых исторических эпох.
2. Расположите правителей Древнего Рима в порядке их правления.
б) Гай Юлий Цезарь
в) Октавиан Август
Задание на продолжение ряда
На уроках истории можно использовать задание на продолжение ряда в заданной закономерности. Данное задание возможно применять уже после изучения нескольких тем. При выполнении данного задания ученик будет вынужден применять не только свои знания, но и умения, в первую очередь логическое мышление.
Можно использовать следующие задания.
1. Укажите следующего императора.
а) Октавиан Август;
Данное задание может быть усложнено в результате исключения самого вопроса. Так в задании только перечислены события, факты, императоры, страны и т. д., но отсутствует сам вопрос. Поэтому в первую очередь ученик должен найти между этими условиями нечто общее, и лишь потом сформулировать вопрос и дать ответ. Всё это способствует развитию навыков ученика. Данное задание позволяет выявить широту знания, но и уровень его мышления. Но его следует давать только сильным ученикам, которые его могут выполнить с большим энтузиазмом, потому что оно потребует от него не только знания, но и творчества.
Задание на аналогию
Эффективным способом проверки предметных знаний и интеллектуальных способностей учеников являются задания на аналогию. Данные задания могут быть созданы на любом историческом материале: фактическом и теоретическом, строиться на разнообразных видах отношений: принадлежность автору, классу, явлений, историческому периоду; противоположности; синхронности или хронологической последовательности; пропорциональности и др.
1. Самым простым тестом может являться задание на принадлежность политических деятелей к одной исторической эпохе.
При ответе на данный тест велика вероятность случайного правильного выбора. Поэтому задание можно усложнить.
2. Расположите перечисленных ниже деятелей культуры в графетаблицы в соответствии аналогии их рода деятельности.
В данном случае вероятность случайного попадания сокращается. Усложняется и само задание, так как приходится анализировать все варианты.
3. Расположите в таблицу ниже перечисленные даты в соответствии их аналогии.
Первоначально придётся проанализировать все даты, после чего прийти к выводу, что даты относятся к одному определенному событию. После чего их следует разместить в таблице по их аналогии. Такое задание только по силам ученикам с высоким уровнем интеллекта и развитым мышлением.
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся пятого класса. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довольно большой объём новой для них информации и овладеть учебными умениями сравнительно-аналитического характера. Учитывая это обстоятельство, большая часть тестов была направлена на проверку умений учащихся выполнять задания с подсказкой или по памяти. Так, тест «Страны Древнего Востока» включает в себя девять заданий, где были сформулированы цель, ситуация и действия по их решению, а от учащихся требовалась только правильность каждого решения из предложенных вариантов ответа.
Используя тесты на контрольном уроке, учитель имеет возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учеником и класса в целом.
После самостоятельной работы учащихся над ошибками, допущенными при первом тестировании, можно провести повторное решение тех же тестов.
В этом случае учитель имеет возможность оценить как степень усвоения учебно-исторического материала за определённый промежуток времени, так и эффективность самостоятельной работы школьников.
Тест по теме «Страны Древнего Востока».
Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
в) высокие горы;
г) плодородные реки.
2. Жители Двуречья строили дома:
а) из глиняных кирпичей;
б) из папируса;
в) из ливанского кедра;
г) из камней.
3. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
г) пурпурные ткани.
4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:
а) предотвратить побеги рабов;
б) поддержать правопорядок в стране;
в) удержать отвоёванные у гуннов земли.
5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
б) знатные воины;
6. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
д) поэма «Рамаяна».
7. Система письма, используемая жителями Финикии, называлась:
в) иероглифическое письмо;
г) рисунчатое письмо.
8. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестины в Х в до н.э.:
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:
Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности учащихся выявляет данный вид теста.
Компактность и точность: насколько кратко и чётко формулируются вопрос и основная часть теста.
Объективность: насколько велика или малозначительна вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.
Функциональность: какие ещё роли, помимо контрольно – оценочной, способен выполнить конкретный вид теста.
План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:
Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели, и каким образом?
Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки?
Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средства проверки знаний и умений школьников?
На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?
Какими приёмами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?
Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?
История методики «Четвертый лишний»
Методика «Четвертый лишний» отличается от аналогичных методов диагностики своей простотой и оригинальностью одновременно. Автор методики (имею в виду того, кто разработал первый вариант, не известен).
Известно, что пятидесятые годы эта методика уже применялась. Карточки изготавливались в лаборатории института психиатрии, а затем пересылались специалистам — диагностам.
С.Я. Рубинштейн была издана книга, в которой подробно описывались психологические методики.
Там же был представлен стимульный материал, включающий 17 карточек методики. Но сейчас их уже мало кто использует, так как изображались на них предметы, давно устаревшие для нашего времени. Глядя на эти карточки, уже мало кто сможет узнать эти вещи (детские зыбки, мукомолки, лошадиные повозки и т.п.).
Поэтому стимульный материал Рубинштейн считается очень устаревшим. Но вместо него стали разрабатываться адаптированные под современные предметы обихода карточки для проведения методики «Четвертый лишний».
Известно много адаптированных вариантов этой методики от известных педагогов и психологов.
Одним из исследователей образно-логического мышления детей стала Наталия Львовна Белопольская. Под ее руководством методика «Четвертый лишний» была адаптирована именно для диагностики мышления и успешно используется на практике вот уже более 30 лет.
Данная адаптированная методика стала оптимальным вариантом для исследования маленьких «мыслителей».
Целью диагностики является выявление особенностей таких мыслительных процессов у детей, как: анализ, сравнение, синтез.
Очень легко можно понять, насколько сильно искажено у ребенка обобщение, выявить и вовремя устранить некоторые психологические патологии.
Методика замечательно диагностирует умение испытуемых логически мыслить и правильно давать объяснение.
Очень полезны тестовые задания данной методики при работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Краткие ответы дают возможность детям участвовать в разговоре, не использую длинные фразы, что облегчает процесс их речевой деятельности с одновременным участием в ней.
Сильные речевые дефекты мешают использовать методику полноценно, но не исключают возможности исследовать данным методом мыслительные способности путем не объяснения, а просто выбора исключительного объекта.
Суть методики «Четвертый лишний» следующая: испытуемому предлагается выбрать из четырех объектов один, который чем-либо отличен от трех предыдущих по какому-либо определенному отличительному признаку.
Приложение №2
Западная Азия в древности
А) жрецы в городе Ур
Б) писцы в Двуречье
В) народ, создавший перые государства в Двуречье
Г) чужеземцы, закупавшие товары в Двуречье
а) ограничивали срок долгового рабства тремя годами
б) разрешали продажу долговых рабов
в) разрешали убийство долгового раба
А) между Нилом и Красным морем
Б) Между Средиземным морем и Ливанскими горами
В) Между реками Тигр и Евфрат
Г) Между Красным морем и Персидским заливом
А) При Сауле, в XI веке до н.э.
Б) При Давиде, в X веке до н.э.
В) При Соломоне, в XI веке до н.э.
Г) При Соломоне, в X веке до н.э.
А) строительство царской дороги
Б) завоевания Вавилонии, Лидии, Мидии, Египта
В) чеканка первой в мире монете из сплава золота и серебра
Г) слежка за населением с помощью тайных осведомителей, называемых «глазами и ушами царя»
Д) завоевание Ассирии и уничтожении Ниневии
Е) возведение в Вавилонии ступенчатой башни
Ж) войны с филистимлянами
З) создание личной охраны царя из десяти тысяч воинов, именуемых «бессмертные»
А) добыча олова
Б) выращивание льны
В) морская торговля
Г) выращивание пшеницы
А) к 1950 г до н.э.
Б) к 1792-1750 г до н.э.
В) к 1650 г до н.э.
Г) к 1500 г до н.э.
Г) древних евреев
В) глиняные кирпичи
а) царского раба
б) храмового раба
в) чужеземного торговца
г) свободного вавилонянина
А) Любой город с которым вели торговлю
Б) Город, в котором располагался главный храм страны
В) поселение где жили рабы
Г) Поселение, основанное выходцами из какого-либо государства за его пределами
Это колония располагалась
А) в Двуречье
Б) в Малой Азии
В) в Северной Европе
Г) в Северной Африке
Глава II
Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:
Рассмотрим несколько способов использования тестов в изучении истории:
1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что они охватывают темы, изучаемые в течение определённого периода времени. Составляются несколько вариантов теста, по 2-4 варианта. Таким образом, за время изучения курса истории Древнего мира можно провести четыре итоговых тестирования. Варианты тестов можно увидеть в Приложении 1,2,3 дипломной работы.
На итоговом занятии, дата которого должна быть известна заранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из 12 вопросов. Ему необходимо выбрать любые десять вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 12-10 правильных ответов — оценка «5», за 9-8 — оценка «4», за 7-6 — оценка «3». Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест или поставлена неудовлетворительная отметка. В связи с тем, что моя работы связана именно с тестированием в 5 классе, где дети только недавно переступили порог начальной школы, то учитель должен учитывать период адаптации ребенка на новой ступени обучения и то, что предмет история для него новый, в этом случае не стоит ругать ребенка, а дать ему шанс исправиться, указав на его ошибки, чтобы не отбить интерес в столь сложном предмете. На итоговое тестирование отводится не более 45 минут, оптимально, если оно будет составлять 30 минут, всё зависит от объема работы и предложенных вариантов теста. Оценка за итоговое тестирование ни в коем случае не должна рассматриваться как итоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не более 40 % от всех видов работ, которые выполнял учащийся в течение определённого времени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.
2. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения какой — либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях может быть организовано, например, для слабоуспевающих учащихся.
3. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестов предлагаются вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросы могут быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболее успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для проверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец, при проведении исторической олимпиады.
Вопросы в этом разделе достаточно сложные, предполагают дополнительные знания по истории, чтение дополнительной исторической литературы, поэтому, компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в них меньшее количество вопросов, чем в обычный итоговый тест, например, всего семь вопросов, из которых ученику необходимо выбрать пять и найти на них правильный ответ, что соответствовать оценке «5», на четыре вопроса — оценке «4», на три вопроса — оценке «3».
4. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и учениками для того, чтобы проверить свои знания по истории и подготовиться к итоговым работам в виде того же тестирования или контрольной работы, зачета.
Тестовые задания, прежде всего, ценятся за:
Тестовые задания имеют и ряд недостатков:
Педагогический тест несет в себе широкий спектр дидактических функций, основными из которых являются следующие:
Важно отметить, что тест выполняет все функции средств обучения:
На различных этапах урока тестовые задания могут выполнять различные функции:
Таким образом, тесты можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.
Чаще всего на уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. В следующей главе рассмотрим типы используемых мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 5 классе.
Анализ литературы показал, что наиболее разработанным является понятие теста как средства обучения и контроля. Однако, для целостного представления об использовании тестов в процессе обучения, наиболее важным является понятие теста как метода обучения и контроля. Хотя тестирование имеет и недостатки, но в своей работе, используя тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива.
Когда используется методика «Четвертый лишний»
Применяют этот метод диагностики как для исследования психических и мыслительных процессов, так и для их развития.
Поэтому можно включить в группу тестируемых как детей (и взрослых) с отклонениями в развитии, так и здоровых.
Использовать можно методику при работе с детьми и взрослыми, имеющими любые сенсорные нарушения (глухие, слепые, не говорящие). Разница лишь в подаче материала для обследования.
Например, слепые могут обследоваться методом с заданиями на слух; глухие — картиночные варианты или в письменном виде.
Приложение №3
Итоговая контрольная работа
А) Дарий I
Б) Дарий II
В) Дарий III
А) взятием Трои при помощи деревянного коня
Б) похоронами Гектора
В) возвращением Одиссея на Итаку
А) военным делом
Б) граждане Афин
А) «власть народа»
Б) «власть знати»
В) «власть тирана»
А) полуоткрытое помещение с колоннами
Б) главная площадь Афин
В) военный корабль
Имена События
А) Мильтиад 1) Битва при Херонее
Б) Перикл 2) введение платы за исполнение выборных
В) Филипп 3) битва про Соломине
Г) Фемистокл 4) битва при Марафоне
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) 15 лет
А) в Аттике
Б) на севере Греции
В) на о.Крит
Б) оливковое масло
В) Народное собрание
. Главными врагами Греков в V в. До н.э. были:
Предводителем греков в Троянской войне был:
Понятия Определения
А) демократия 1) человек, умеющий произносить речи
Б) полис 2) сомкнутый строй воинов
В)фаланга 3) порядок управления государством, когда
верховная власть принадлежит народу
Г) оратор 4) битва при Марафоне