Странно, но похоже, что в победу «Мерседеса» на первом Гран-при правда почти не верят.
Позади остались предсезонные тесты Формулы-1, а уже совсем скоро — первый этап сезона-2022 в Бахрейне. Собрали самые интересные мнения журналистов по итогам испытаний в Сахире.
27 сентября, 18:42
Предсезонные тесты команд «Формулы-1» в 2023 году состоятся в Бахрейне в конце февраля, сообщает пресс-служба ФИА.
Гонщики получат три тестовых дня перед стартом сезона.
Трасса примет тесты 23-25 февраля. Там же пройдет первый этап чемпионата — «Гран-при Бахрейна» (3-5 марта).
Напомним, что в следующем году сезон «Ф-1» будет состоять из 24-х этапов — это рекордный показатель в истории «Королевских гонок».
Любой далекий от Формулы-1 человек знает о величии Михаэля Шумахера, Льюиса Хэмилтона или Айртона Сенны. Про доминирование «Мерседеса» в Кубке конструкторов последних лет в курсе уже куда меньшее количество людей, а названия Гран-при и вовсе легко назовут только постоянные зрители королевы автогонок. А что насчет более сложной задачи?
Metaratings.ru подготовил фото-тест специально для тех, кто уже хоть завтра способен устроиться в любую команду Формулы-1 и консультировать гонщиков перед очередным этапом Гран-при. Впереди 15 вопросов. Жмите на кнопку, делитесь результатами с друзьями, удачи!
Лучший букмекер для ставок на спорт
Сетевое издание «Metarating» (адрес в сети Интернет — www.metaratings.ru)
Свидетельство о регистрации СМИ серия ЭЛ № ФС77–74641 от 24 декабря 2018 года
выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций.
Издание может содержать информационную продукцию, предназначенную для лиц старше 18 лет.
Нашли опечатку в тексте? Выделите слово или предложение с ошибкой, нажмите Ctrl + Enter и сообщите нам об этом.
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. Вы должны указать имя автора (создателя) произведения (материала) и стороны атрибуции, уведомление об авторских правах, название лицензии, уведомление об оговорке и ссылку на материал, если они предоставлены вместе с материалом.
Кто из действующих гонщиков ни разу не стартовал с первого места?
Сколько нынешних гонщиков выступали за Торо Россо?
До того как стать “Торо Россо” команда называлась “Минарди”. Кто из действующих гонщиков дебютировал за эту команду?
Williams сейчас находится не в лучшей форме. А когда в последний раз команда из Гроу выиграла гонку?
Отец Макса Ферстаппена Йос был партнером Михаэля Шумахера в 1994 году. За какую команду они тогда выступали?
Помимо Макса Ферстаппена, чей отец тоже выступал в гонках Ф1?
Какая из трасс сезона 2018 приняла меньше всего Гран-При?
Кими Райкконен выступает в Ф1 с 2001 по настоящее время, но с перерывом на 2 года. Назовите эти года.
Райкконен и Алонсо дебютировали раньше всех из действующих гонщиков Ф1А кто из-них раньше одержал победу в гонке?
Последний раз титул в личном зачете гонщики Феррари выиграли в 2007 году — это был Райкконен. 11 лет без титула — много для итальянской команды, но в истории Феррари была печальная серия сезонов без титула намного больше. Сколько лет она продолжалась?
На скольких трассах Ф1 в сезоне 2018 движение происходит против часово стрелки?
Какая из этих команд ни разу не побеждала в гонках?
Российский гонщик Роберт Шварцман 13 июля провел тесты за рулем «Феррари» под израильской лицензией, сообщается на сайте команды «Формулы-1».
Шварцман, который также имеет израильское гражданство в силу того, что родился недалеко от Тель-Авива, вернулся на трассу «Муджелло» за рулем прошлогоднего SF21. Для россиянина это уже вторые тесты за «Феррари» в этом году, в январе он испытал модель SF71H 2018 года во Фьорано.
В среду Шварцман в общей сложности проехал 130 кругов, что составило 681 километр. Он работал с болидом с разными уровнями топлива, которые имитировали условия как квалификационных, так и гоночных заездов. Тесты стали частью программы подготовки Роберта к участию как минимум в двух пятничных тренировках на этапах «Формулы-1». По регламенту команды обязаны пригласить на свободные заезды молодых гонщиков.
Два последних сезона Шварцман выступал в «Формуле-2», где занимал в общем зачете четвертое (2020) и второе (2021) места. В декабре 2021 года было объявлено, что 22-летний Шварцман стал тест-пилотом «Феррари» на 2022 год.
21 декабря 2020, 15:09
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь). Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
вчера, 21:22В сезоне-2023 в «Ф-1» отменят необходимую вакцинацию от ковида для участниковвчера, 19:50Дебютант «Ф-2» Мэлоуни присоединился к молодежной программе «Ред Булл»вчера, 19:25В сезоне-2022 аварии Шумахера обошлись «Хаасу» почти в $4 млн – это самый высокий показатель в «Ф-1» (RN365)вчера, 17:28Тото Вольфф о переходе Бинотто в «Мерседес»: «Это невозможно»вчера, 14:55«Формула-1» утвердила шесть Гран-при в 2023 году, в рамках которых пройдут спринтывчера, 13:59Абитебуль будет руководителем спортивного подразделения «Хендэ»вчера, 13:41Роберт Шварцман о планах на сезон-2023: «Я получил несколько предложений. Цель – участвовать в гонках»вчера, 13:22Фернандо Алонсо: «Если Феттелю нужен мой совет – не стоит недооценивать трудности, с которыми можешь столкнуться при возвращении в «Ф-1»вчера, 12:10Вассер станет руководителем «Феррари» – официальное объявление будет сделано до конца 2022 года (Sport1)вчера, 11:59Кристиан Хорнер о возвращении Риккардо: «С нами он добился успехов, но потом решил сделать глупость и ушел попробовать себя в паре других команд»
3 июля 2020, 11:34
- Новости
- «Кое-кто отказывался играть за Марокко – окружение предпочитало Испанию, Францию. А во время ЧМ мнение меняется! Но нужно было ездить с командой в Гвинею в дни военного путча»
- Результаты второго дня тестов
- Результаты первого дня тестов
- Ранние годы, первые трагедии
- Безопасность растет, но трагедии продолжаются
- Трехкратный чемпион, ушедший в вечность
- Новейшая история и новые трагедии
- Представь, что тебе нравятся гонки и ответь на простые вопросы.
- «В «Ред Булл» весь день улыбались»
- «Со стороны выглядит, что машина «Мерседеса» ужасна в управлении»
- «Такие результаты «Хааса» были показаны с пустыми баками»
Новости
27 июня 2019, 21:47
«Кое-кто отказывался играть за Марокко – окружение предпочитало Испанию, Францию. А во время ЧМ мнение меняется! Но нужно было ездить с командой в Гвинею в дни военного путча»
Решив некоторые проблемы в первый день тестов, во второй команды сосредоточились на сравнении эффективности разных вариантов конфигурации, что приводило к задержкам между выездами машины из боксов. Сейчас крайне важно проехать максимальную дистанцию и собрать максимум информации с разными вариантами обвеса.
Одной из общих проблем стали вертикальные колебания машины на больших скоростях. Такого эффекта никто не ждал, он не проявлялся на симуляторе, хотя с подобной проблемой Формула 1 сталкивалась в 90-х.
На большой скорости граунд-эффект прижимает машину к асфальту, она его задевает, прижимная сила мгновенно падает – и машина дёргается вверх, начиная качаться. Проблема проявлялась у всех в разной степени, решить её ещё предстоит, но все соглашаются с тем, что потеря стабильности на большой скорости опасна.
День прошёл продуктивно, гонщики проехали большую дистанцию, продолжая собирать информацию о поведении машин на длинных сериях кругов.
Если в первый день тестов обошлось без красных флагов, то сегодня они появлялись дважды. В первой сессии Серхио Перес остановился на трассе из-за проблем с коробкой передач, потом отказал топливный насос у Никиты Мазепина – схожая поломка у Haas F1 была накануне.
Гонщики с оптимизмом говорили, что обгонять на новых машинах действительно легче, но позади машины соперника потеря прижимной силы всё же чувствуется.
Первый китаец в Формуле 1, уроженец Шанхая Гуаньюй Чжоу, сегодня впервые опробовал новую машину Alfa Romeo в официальной сессии – и в протоколе оказался не последним.
По ходу дня гонщики работали с относительно жесткими шинами С2 и С3, в квалификационном режиме никто не выезжал. Сейчас скорость – не главное, Хэмилтон в протоколе оказался последним, правда его программу пришлось сократить из-за отказа одного из датчиков.
Лучшее время второго дня оставил за собой Шарль Леклер, проехав круг за 1:19.689. Наибольшая дистанция у Пьера Гасли.
Результаты второго дня тестов
Первый день зимних тестов в Барселоне в 2018-м получился самым холодным за последние годы. Днём немного распогодилось, но небо затянули облака, подул холодный ветер и температура вновь начала снижаться – в сотне метров выше в горах лежал снег.
Собрать достоверную информацию в таких условиях сложно, гонщикам не удавалось прогреть резину и машины скользили, но в первый день важно провести базовую проверку систем на дистанции – и многие проехали достаточно много.
День прошел спокойно. Тесты лишь дважды прерывались красными флагами. В конце первого часа Фернандо Алонсо вылетел из-за проблем с гайкой заднего правого колеса. Попав в гравий, машина оказалась повреждена, так что испанец потерял почти три часа, но ещё в конце первой сессии вернулся на трассу.
На исходе третьего часа россиянин Никита Мазепин, начавший сегодня тестовую программу Force India, вылетел в гравий в четвёртом повороте – и больше на трассу не возвращался.
В трёх командах решили разделить программу. В Mercedes утром работал Валттери Боттас, а днём за руль сел Льюис Хэмилтон. В Renault Карлос Сайнс сменил Нико Хюлкенберга, а в Williams программу начинал Лэнс Стролл, а завершал Сергей Сироткин.
Тем, кто выехал во второй половине дня, не повезло – холодная трасса стала скользкой, а в последний час ещё и пошел дождь. Некоторые гонщики успели выехать на промежуточных и дождевых шинах, но многие решили досрочно завершить работу.
Протокол возглавил Даниэль Риккардо – его утренний результат остался лучшим, но важнее для команды была пройденная дистанция в сотню кругов – в прошлые годы добиться такого не удавалось. В Renault Хюлкенберг и Сайнс на двоих тоже проехали сотню кругов.
Позиция в протоколе на этой неделе значения не имеет – команды ещё не начинали работу над скоростью, решая другие задачи – более показательными будут результаты второй недели тестов. Завтра тесты продолжатся. В большинстве команд сменятся гонщики.
Результаты первого дня тестов
В предстоящие выходные состоится главное сражение Формулы-1 за последние несколько лет: Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон отправляются на Гран-при Абу-Даби с равным количеством очков, а чемпионом станет тот, кто сможет превзойти соперника в одном решающем заезде.
Ну а пока вся Формула-1 замерла в ожидании грандиозной развязки, вспоминаем десять самых драматичных финалов в истории чемпионата.
Бразилия-2012: Феттель против Алонсо
Сезон-2012 завершался дуэлью двух двукратных чемпионов мира — Фернандо Алонсо на Ferrari и лидера Red Bull Себастьяна Феттеля, который двумя годами ранее стал самым молодым обладателем титула в истории Формулы-1. И перед финальной гонкой Себ на 13 очков опережал Алонсо и считался основным фаворитом — Феттелю в заключительном заезде достаточно было и четвёртого места.
Но первый поворот гонки развернул статус-кво на 180 градусов: Феттель получил удар от замешкавшегося Бруно Сенны и откатился в самый конец пелотона. Хуже того: на его Red Bull оказалась разбита выхлопная система — позже Эдриан Ньюи, технический директор команды, признавался в мемуарах, что молился, чтобы автомобиль продержался до финиша.
Столкновение Феттеля и Сенны на старте в Бразилии
И чудо произошло! Себастьян финишировал шестым, в то время как Фернандо Алонсо не смог опередить Дженсона Баттона и занял вторую позицию. Испанцу для победы в чемпионате не хватило трёх очков и за свой третий титул в Ф-1 он сражается до сих пор.
Феттель же после того сезона продолжил победную поступь и в 2013 году выиграл четвёртый титул подряд, а затем в сезоне-2015 неожиданно заменил Алонсо в Ferrari. Впрочем, как и Фернандо, привести «Скудерию» к титулу Себу так и не удалось — сейчас он выступает за Aston Martin.
Бразилия-2008: Хэмилтон против Массы
Концовка сезона-2008 неофициально считается самой драматичной в истории Формулы-1: на протяжении 40 секунд Ferrari праздновала чемпионский титул, который в итоге проиграла!
Весь год Льюис Хэмилтон — восходящая звезда McLaren — и любимец фанатов Ferrari Фелипе Масса сражались за чемпионство, но перед финальным этапом британцу удалось создать комфортный задел в семь очков (в те годы за победу давали десять баллов, а не 25, как сейчас). Заключительная гонка проходила на домашней для Массы трассы, и никто не сомневался, что там он будет недосягаем, но даже в случае победы Фелипе Хэмилтону для завоевания титула хватало и пятой позиции.
Вплоть до 66 круга всё так и шло: Масса уверенно лидировал, а Хэмилтон занимал четвёртую позицию, однако пошёл дождь, и пилоты один за другим поехали в боксы за шинами для мокрой трассы. Преимущество Массы позволило ему сохранить первую позицию, в то время как Льюис откатился на шестое место и терял все шансы на титул.
Масса пересёк линию финиша и победно вскинул руку, в боксах Ferrari его отец вместе с механиками прыгал от радости, празднуя чемпионство сына. Пока один из них не увидел в телевизоре, что Хэмилтон буквально в последнем повороте — уже после финиша Массы — прошёл Тимо Глока, вырвал пятую строчку на финише, а с ней — звание чемпиона мира.
Бразилия-2007: Райкконен против McLaren
Первый чемпионский титул Хэмилтон выиграл в свой второй сезон в Формуле-1, а годом ранее у него был шанс стать сильнейшим с первой попытки! Более того, за два этапа до конца Льюис опережал ближайшего соперника на двенадцать очков и считался главным претендентом на первое место.
Однако проблемы у молодого гонщика начались ещё в предпоследней гонке — Хэмилтон лидировал в Китае, но слишком долго оставался на трассе и на изношенной резине не смог заехать на пит-лейн: машина соскользнула в гравийную ловушку, из которой уже не смогла выбраться. Отрыв Льюиса от Алонсо, партнёра по McLaren, сократился до четырёх очков, по-прежнему в борьбе оставался Кими Райкконен на Ferrari, однако Хэмилтон всё равно был фаворитом.
После Райкконена никому не удавалось стать чемпионом на Ferrari
McLaren в итоге ожил, Хэмилтон продолжил борьбу и с 18-й позиции прорвался на седьмую, тем не менее чемпионство было упущено: Кими Райкконен одержал победу и набрал на одно очко больше. Для Ferrari этот титул так и остаётся последним — уже 13 лет.
Европа-1997: Вильнёв против Шумахера
За десять лет до появления в Формуле-1 Льюиса Хэмилтону одному из пилотов уже удавалось стать чемпионом на второй год в «Больших призах» — притом на пути к титулу Жаку Вильнёву пришлось побеждать Михаэля Шумахера — а тот, в свою очередь, даже спровоцировал столкновение, пытаясь не пустить соперника вперёд.
На старте Гран-при Европы — заключительной гонки сезона-1997 — Шумахер опередил Вильнёва и возглавил гонку, но канадец не отпускал немца и искал возможность для атаки. «Я заметил, что в одном из поворотов Михаэль теряет — именно там и был мой шанс, — вспоминал позже Жак. — Мне нужно было поймать правильный момент, когда он начнёт входить в поворот и перестанет следить за мной в зеркалах заднего вида».
Атака Вильнёва на Шумахера на 48-м круге
На 48-м круге Вильнёв пошёл в атаку — сместился на внутреннюю траекторию и предельно поздно выжал тормоз. Шумахер пропустил манёвр и лишь когда передние колёса его соперника оказались впереди вывернул руль в его сторону и ударил в боковую часть.
После удара машина Шумахера замерла на обочине, а Вильнёв, хотя и потеряв темп, продолжил заезд: машина была на ходу, но позже выяснилось, что аккумулятор буквально висел на проводах и мог оторваться в любую секунду. Жак в конце концов финишировал третьим и набрал достаточно очков, чтобы оформить титул, а Михаэля исключили из результатов чемпионата за неспортивное поведение.
Австралия-1994: Шумахер против Хилла
Это был уже не первый инцидент с участием Михаэля Шумахера в финальной схватке: тремя годами ранее перед Гран-при Австралии немец точно так же на один балл опережал Деймона Хилла — и тогда борьба тоже завершилась столкновением.
С поула в Аделаиде стартовал Найджел Мэнселл, но Шумахер и Хилл быстро вырвались вперёд и стали отрываться от пелотона. Михаэль был быстрее соперника и создал себе комфортный задел в несколько секунд, но на 36-м круге немец допустил ошибку: вылетел с трассы и ударился об отбойник, погнув рычаги подвески.
Столкновение Шумахера и Хилла в Аделаиде
Шумахер вернул Benetton на трассу, и как раз в этот момент из-за поворота выехал Хилл. Увидев пространство внутри поворота, Деймон пошёл в атаку, однако немец продолжил закрывать калитку так, словно нет на апексе никакого соперника. Машину Шумахера от удара отбросило в отбойник, а Williams Хилла дотянул до боксов, но больше из них не выехал. Своём чемпионство немец праздновал на обочине за защитной сеткой.
В Williams сочли борьбу Шумахера некорректной, однако не стали подавать протест в память о погибшем в том году Айртоне Сенне. «То, что произошло было нечестным, однако в сезоне-1994 мог быть только один чемпион — и это Айртон», — вспоминал позже Патрик Хэд, технический директор Williams в начале 1990-х.
Австралия-1986: Прост против Williams
В сезоне-1986 лучшая машина в чемпионате была у Williams — её автомобили выиграли девять гонок из пятнадцати. Борьбу за титул на протяжении всего сезона вели партнёры по команде Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, однако Алену Просту на McLaren удавалось держаться в чемпионате рядом с ними.
Перед этапом в Аделаиде однозначным фаворитом чемпионата был Мэнселл — Пике отстал от напарника на семь очков, а скорости McLaren Просту явно не хватало, чтобы отыграть шесть баллов. И тогда команда из Уокинга пошла на хитрость и пустила слух о том, что новая резина Goodyear настолько прочны, что выдержат всю дистанцию гонки — просто шинники стараются не привлекать внимание, чтобы не провоцировать пилотов на риск.
Чтобы слухи звучали убедительнее, Кеке Росберг, второй пилот McLaren, который завершал в конце сезона карьеру, атаковал и атаковал, не заезжал в боксы, словно его резина действительно не изнашивается. Но на 63-м его шина всё-таки лопнула, а буквально кругом спустя одна из покрышек взорвалась и у Мэнселла — только сейчас в Williams поняли, что никакой сверхдолговечной резины у Goodyear нет.
А что Прост? У него прокол возник ещё на 23-м круге — из-за обломков других машин, он спокойно сменил на пит-стопе шины и в итоге одержал победу! Мэнселл до финиша не добрался и очков не набрал, а потому француз с перевесом в два очка завоевал чемпионский титул.
Португалия-1984: Лауда против Проста
Двумя годами ранее Прост ещё не был чемпионом, но уже считался восходящей звездой и на равных боролся с легендарным Ники Лаудой, выступая с ним в одной команде. Причём по числу выигранных гонок француз опережал своего титулованного напарника — 6-5, однако в общем зачёте перед финальной гонкой с преимуществом в 3,5 очка был Лауда.
Ники считался фаворитом вплоть до квалификации, где австриец неожиданно провалился и занял лишь одиннадцатое место. Прост стартовал вторым и уже к девятому кругу прошёл Кеке Росберга, возглавив гонку.
Лауда тем временем героически прорывался из второго десятка и после трети дистанции шёл шестым, на 31-м круге Ники прошёл Росберга, двумя кругами позже опередил Айртона Сенну и погнался за Мэнселлом. Но догнать британца австриец уже не успевал — слишком быстр был его Lotus. А третьего места для победы в чемпионате Лауде было недостаточно.
Но австрийцу повезло: за 19 кругов до финиша на Lotus Мэнселла заклинило тормоза, британец вылетел с трассы и сошёл с дистанции, а второе место перешло к Лауде. На финише он уступил Просту более 13 секунд, но в общем зачёте остался на полбалла впереди — с тех пор прошло уже 37 лет, но эти 0,5 очка до сих пор остаются наименьшим разрывом в борьбе за титул.
Япония-1976: Хант против Лауды
До аварии Лауде не было равных — в девяти первых гонках чемпионата он набрал вдвое больше очков, чем кто-либо другой. Однако пока Ники восстанавливался, прибавил Джеймс Хант на McLaren и к последней гонке сезона — Гран-при Японии на трассе близ горы Фудзияма — уступал лидеру чемпионата лишь три балла.
Лауда после двух кругов гонки вернулся в боксы — инженеры предлагали прикрыть гонщика версией с техническими неполадками, но тот не стал скрывать, что не видит смысла рисковать жизнью. Хант гонку продолжил — он уверенно лидировал, затем вынужден был поехать в боксы из-за лопнувшей шины, но под конец всё же прорвался на третье место и с преимуществом в одно очко стал чемпионом мира.
Мексика-1964: Сертиз против Хилла и Кларка
Считается, что Ferrari всегда была и будет красной, однако даже из этого правила есть исключения — в конце сезона-1964 на старт выходили бело-голубые машины этой марки. И даже более того — одна из них принесла своему пилоту Джону Сертизу чемпионский титул.
Бело-голубыми Ferrari тогда стали из-за конфликта Энцо Феррари с итальянским автоклубом — формально гонщики «Скудерии» выступали за команду North-American Racing Team, а потому и раскраску использовали неофициальную. Раскраска, впрочем, была наименьшей проблемой Ferrari — куда больше её беспокоил Грэм Хилл на BRM, который приехал на финал сезона лидером.
Джон Сертиз на бело-голубой Ferrari
Хилл, впрочем, выбыл из борьбы за победу на 30-м круге — после столкновения с Лоренцо Бандини, вторым пилотом Ferrari. Теперь главным фаворитом стал лидер Lotus и действующий чемпион Джим Кларк — Сертиз шёл четвёртым и набирал недостаточное количество очков.
Всё изменилось на предпоследнем круге: на машине Кларка отказал двигатель, а Сертиз, опередив Бандини, вышел на второе место и завоевал чемпионство, хотя до этого момента никто на трибунах не верил в титул гонщика Ferrari! Победу в том заезде одержал Дэн Герни, но на это уже никто не обращал внимания: столь драматичных развязок в борьбе за чемпионство в Ф-1 к тому моменту не было.
США-1959: Брэбэм против Мосса и Брукса
На старте финального Гран-при сезона-1959 не было ни одного чемпиона Формулы-1: Аскари и Хоторн погибли, Фарина и Фанхио — повесили шлемы на гвоздь. Зато в Себринге на звание нового обладателя титула претендовали сразу трое пилотов: Стирлинг Мосс, Джек Брэбэм и Тони Брукс.
В общем зачёте лидировал Брэбэм, однако Мосс выиграл квалификацию и удержался на старте на первой позиции — но лишь до того момента, пока на шестом круге не отказал коробка передач. Инициативу перехватил Брэбэм, которому нужно было просто добраться до финиша, и всё шло именно по этому плану.
Но на выходе из последнего поворота автомобиль лидера замедлился. Партнёр по команде — Брюс Макларен — шёл позади и не обгонял Джека, пока его машина не встала окончательно — кончилось топливо. Макларен проехал мимо и выиграл гонку, вторым к финишу пришёл Трентиньян, а Брукс стал третьим.
Брэбэм же выбрался из кокпита и буквально дотолкал автомобиль до финиша — его Cooper № 8 в итоге классифицирован на четвёртой позиции с отставанием в пять минут от лидера! Правда, смысла в этом не было: даже без пересечения линии автомобиль был бы зачтён классифицированым, пусть и с отставанием в круг, а набранных очков хватило бы для чемпионства.
Не стоит лишний раз говорить, что любые автогонки всегда сопряжены со смертельным риском. Потому что по другому быть не может — формульный болид может разгоняться до 350 км/ч, и малейшая ошибка гонщика, техническая неисправность или просто неудачное стечение обстоятельств могут привести к трагедии. Формула-1 знает немало примеров того, как даже опытнейшие пилоты и многократные чемпионы погибали, совершив всего одну незначительную ошибку. И даже не совершая её, а просто став жертвой обстоятельств.
Ранние годы, первые трагедии
Самая первая смерть в «Королевских гонках» показала, что на гоночной трассе все равны — и новичок, и опытный гонщик — и что скорость не прощает ошибок никому. 15 мая 1953 года американец Чет Миллер, выступавший за команду Kurtis Kraft, погиб во время тренировки перед Гран-При США на знаменитой «кирпичнице» Индианаполиса.
Самая жуткая авария за всю историю мирового автоспорта произошла во время суточного марафона «24 часа Ле-Мана» 11 июня 1955 года. И хотя к Формуле-1 этот марафон отношения не имеет, в нем участвовало большое количество пилотов «королевских гонок», включая французского гонщика Пьера Левега, который, собственно, и стал главным действующим лицом этой трагедии. На 35 круге гонки Mercedes-Benz 300 SLR под управлением Левега, на скорости 240 км/ч врезался в болид другого гонщика, Ланса Маклина, и отлетел на защитную земляную насыпь, которая сыграла роль трамплина.
От удара машина Левега начала разваливаться и масса обломков, включая элементы подвески и двигатель, полетели в зрителей. После падения обломков болида на трибуну взорвался топливный бак, а сам французский гонщик погиб, вылетев из машины. По официальным данным в тот день погибло 84 человека, включая Пьера Левега, и более 120 было ранено. Правда, при этом забывают про машину Ланса Маклина, которая после удара Левега также потеряла управление и вылетела с трассы, убив ещё одного зрителя.
В мировой автоспортивной истории ни до 11 июня 1955 года, ни после не было аварий с таким количеством погибших и раненых, и именно после этой аварии стали ежегодно совершенствоваться стандарты безопасности. Это может показаться диким, но в 1955 году гонщики не знали, что такое ремни безопасности, что стоило Левегу (и не только ему) жизни.
Чемпион мира Альберто Аскари
Безопасность растет, но трагедии продолжаются
Несмотря на то, что в шестидесятые годы формульные болиды стали безопаснее, а требования к гоночным трассам жестче, пилоты «королевских гонок» и зрители продолжали погибать. Самая известная трагедия шестидесятых годов произошла 10 сентября 1961 года на итальянской трассе Монца. Немецкий гонщик Вольфганг фон Трипс имел очень хорошие шансы стать чемпионом мира в том году, выступая за Ferrari. Но на Гран-При Италии, на одной из самых скоростных трасс чемпионата, он столкнулся с будущим двукратным чемпионом, британцем Джимом Кларком. Неуправляемый болид фон Трипса, вылетев с трассы, убив 13 зрителей. Сам немецкий гонщик также погиб.
Но если фон Трипс разбился на одной из самых скоростных трасс мира, то другой гонщик Ferrari, Лоренцо Бандини, попал в смертельную аварию 7 мая 1967 года на одной из самых медленных трасс — Монте-Карло. Выиграть Гран-При Монако мечтают все без исключения гонщики, но городская трасса Монте-Карло требует от них ювелирного управления машиной и не прощает ошибок.
Так как скорости на этой изобилующей поворотами трассе относительно небольшие, то шанс попасть в серьезную аварию невелик. Однако Лоренцо Бандини стал одним из немногих гонщиков, кто попал не просто в серьезную аварию, а в смертельную. Под самый занавес гонки он потерял концентрацию, врезался в отбойник, его машина перевернулась и загорелась. Пожарные долго не могли потушить пламя, к тому же в те годы ещё не были созданы огнеупорные гоночные комбинезоны. Всё это привело к тому, что Бандини получил серьезные ожоги и через три дня скончался в госпитале Монте-Карло.
Год спустя, 7 июля 1968 года, в аналогичной аварии на Гран-При Франции погиб французский гонщик Жо Шлессер, родной дядя известного раллийного гонщика Жан-Луи Шлессера. Заводская команда Honda решила попытать счастья в «королевских гонках» с революционным болидом Honda RA302. Машина разрабатывалась по личному указанию Соитиро Хонды, имела сверхлегкий кузов из магниевого сплава и двигатель воздушного охлаждения. Тесты машины проводил чемпион Формулы-1 Джон Сёртис, которому машина очень не понравилась. Он отказался её пилотировать, считая небезопасной и откровенно «сырой».
К сожалению, Джо Шлессер не внял его предупреждениям. Он смог проехать менее трех кругов Гран-При Франции, после чего вылетел с трассы. От удара о заграждение машина развалилась, топливный бак был поврежден, и моментально начался пожар. Как и во время знаменитой аварии Пьера Левега в Ле-Мане в 1955 году, крайне негативную роль сыграл магниевый кузов болида, потушить который не удавалось долгое время. Шлессер сгорел заживо, а компания Honda приняла решение уйти из Формулы-1.
Магниевый кузов сыграл роковую роль и в аварии британского гонщика Пирса Кариджа на Гран-При Нидерландов 21 июня 1970 года. На 23 круге гонки De Tomaso 505 в цветах гоночной конюшни Williams вылетела с трассы, перевернулась и загорелась. Как и в случае с Левегом и Шлессером, пожарные долго не могли потушить машину, поэтому шансов у Кариджа не было.
А менее двух месяцев спустя, 5 сентября 1970 года, во время квалификации Гран-При Италии погиб австрийский гонщик Йохен Риндт, который на момент смерти уже досрочно выиграл чемпионский титул. Если бы Риндт ушел в загул, отмечая чемпионскую корону, или вообще не вышел бы на гонку, автоспортивный мир от этого только выиграл бы. Но Риндт отличался бескомпромиссным характером и, несмотря на выигранный титул, хотел сражаться до конца. Поэтому в квалификации он боролся за лучшее время с таким упорством, как будто чемпионский титул ему только предстояло завоевать.
Но, как уже неоднократно было доказано, трасса Монца была и ещё долгое время оставалась одной из самых коварных и опасных. Несмотря на весь свой опыт, Риндт не удержал свой Lotus 72 на трассе и врезался в отбойник. Как позже выяснилось, неправильно установленный. Учитывая те скорости, какие машины развивали в Монце и их несовершенные по части безопасности конструкции, можно сказать, что только чудо могло спасти Риндта в тот день. Но чуда не произошло, и австрийский гонщик останется, скорее всего, единственным пилотом за всю историю Формулы-1, ставшим чемпионом посмертно.
Через восемь лет, 10 сентября 1978 года, опять таки на Гран-При Италии, произошел едва ли не самый массовый «завал» в истории Формулы-1, когда на первых секундах гонки столкнулись сразу десять машин. Девять гонщиков отделались, можно сказать, легким испугом, чего не скажешь про шведского пилота Ронни Петерсона, получившего в результате аварии несколько переломов. И хотя травмы были признаны не опасными для жизни, на следующий день после гонки Петерсон скончался в миланском госпитале от тромбоза, вызванном полученными травмами.
Международная автоспортивная федерация (FIA) предпринимала титанические усилия для того, чтобы сделать гонки более безопасными, и эти усилия приносили свои плоды. Если с 1973 по 1977 год на гоночных трассах погибли 12 человек и более тридцати получили ранения, то в восьмидесятые годы в гонках погибли всего два гонщика. Одним из которых был любимец Энцо Феррари, канадец Жиль Вильнёв, отец будущего чемпиона мира Жака Вильнёва.
8 мая 1982 года во время квалификации Гран-При Бельгии Ferrari Вильнёва задела заднее колесо March немецкого гонщика Йохена Масса, взлетела в воздух и, совершив несколько кульбитов, буквально рассыпалась на части. Вильнёва выбросило из машины, при падении он сломал позвоночник, но остался жив. Врачи долго боролись за его жизнь, но при травмах такой тяжести спасти его не представлялось возможным. Энцо Феррари и раньше очень тяжело переживал гибель своих пилотов, но после смерти Вильнёва замкнулся, ушел в себя, стал крайне раздражительным и малообщительным. Так что и для него участие в «королевских гонках», пусть и в статусе руководителя гоночной команды, не прошло бесследно.
Трехкратный чемпион, ушедший в вечность
Долгих двенадцать лет, вплоть до «чёрного первомая» 1994 года, в гонках Формулы-1 не погиб ни один гонщик, но 30 апреля 1994 года в скорбный список погибших пилотов было вписано имя австрийца Роланда Ратценбергера, разбившегося во время квалификации Гран-При Сан-Марино. Однако самое большое потрясение мировой автоспорт ждало впереди.
1 мая, во время гонки, в повороте Tamburello, в бетонную стену на скорости более 200 км/ч врезался болид трехкратного чемпиона, бразильца Айртона Сенны. После аварии сразу стало ясно, что Сенна серьезно пострадал: сидя в машине он не подавал признаков жизни, из кокпита его доставали спасатели и сразу же отправили в госпиталь на медицинском вертолете. По прибытии в госпиталь бригада реаниматологов констатировала клиническую смерть и обнаружила травмы головы, несовместимые с жизнью. По официальной версии, смертельную рану «Бразильскому Волшебнику» нанес элемент подвески, пробивший шлем гонщика. А неофициальных версий было столько, что до сих пор многие эксперты спорят, из-за чего именно погиб один из лучших — а может и самый лучший — гонщик всех времен.
Гибель Сенны и Ратценберга, плюс другие тяжелые аварии нескольких пилотов в сезоне 1994 года показали, что, несмотря на все принятые FIA меры, «королевские гонки» остаются чрезвычайно опасным видом спорта. В FIA сделали выводы из случившихся трагедий и за последующие годы как сами болиды, так и гоночные трассы, были серьезно переделаны. Скоростные повороты обзавелись большими зонами безопасности, а где этого нельзя было сделать, то там появились снижающие скорость шиканы. Проектирование новых трасс было доверено немецкому архитектору Герману Тильке, который в прошлом сам был автогонщиком и не понаслышке знал, как должна выглядеть безопасная трасса. Именно он создал все современные гоночные трассы, включая автодром в Сочи, на котором проводилось Гран-При России.
Что касается гоночных болидов, то они стали в обязательном порядке проходить ежегодный краш-тест. Кроме того их конструкция отныне предусматривала крепление колес тросами к кузову машины, а гонщики получили систему HANS, защищающую шею и голову пилота от больших перегрузок.
Новейшая история и новые трагедии
В отличие от своего трагически погибшего отца Жиля Вильнёва, канадский гонщик Жак Вильнёв смог стать чемпионом Формулы-1. Однако и он сам несколько раз был на волосок от смерти. Самая серьезная авария с его участием произошла на Гран-При Канады в 2001 году. На пятом круге гонки канадец не поделил трассу с немецким гонщиком Ральфом Шумахером, родным братом семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. В результате столкновения болид канадца взмыл в воздух и упал в зоне безопасности, теряя колеса, антикрылья и прочие детали. По невероятному стечению обстоятельств одно из колес угодило точно в амбразуру защитного ограждения и убило 52-летнего маршала гонки. Помимо этого обломками болида Вильнёва было ранено ещё 11 зрителей. Сам Жак получил незначительные травмы, но впоследствии признавался, что никогда ещё не был так близко к смерти, как в тот день.
Казалось бы, усиление мер безопасности должно было исключить повторение трагедий со смертельным исходом, но 5 октября 2014 года на Гран-При Японии в тяжелейшую аварию попал французский гонщик Жюль Бьянки, выступавший за российскую команду Marussia. Несмотря на режим желтых флагов, обязывающих гонщиков снизить скорость, Бьянки этого не сделал, его болид вылетел с мокрой трассы и столкнулся с трактором, который эвакуировал с трассы другую машину. В результате аварии французский пилот получил тяжелую травму головы, впал в кому и скончался 17 июля 2015 года. По состоянию на сегодняшний день, Жюль Бьянки является последним пилотом Формулы-1, умершим в результате аварии на гоночной трассе.
После гибели Бьянки возобновились разговоры о том, что пора закрыть последнюю «брешь» в системе безопасности гонщиков, а именно — защитить голову пилотов. Но прошло только три года, как на формульных болидах стала обязательной титановая дуга, получившая название Halo. Именно этот элемент безопасности, позволил сохранить жизнь как минимум одному гонщику. 29 ноября 2020 года французский пилот команды Haas Ромэн Грожан врезался в ограждение трассы во время Гран-При Бахрейна. Его болид на скорости 200 км/ч пробил металлическое ограждение, и если бы не защитная дуга Halo, то Грожан, вне всякого сомнения, погиб бы. Однако он смог самостоятельно выбраться из горящей машины и серьезных травм не получил. Попади он в такую аварию тремя годами ранее, его имя однозначно пополнило бы список погибших пилотов «королевских гонок».
Представь, что тебе нравятся гонки и ответь на простые вопросы.
в
4 сент. 2016 г.
Какие мультики ты любишь?
Что из алкоголя ты заказываешь чаще всего?
Какой размер груди у твоей подружки?
Как ты проводишь середину дня?
Какой вид спорта на Олимпиаде тебе не понравился сильнее всех?
These are 10 of the World CRAZIEST Ice Cream Flavors
Created by Tal Garner
«В «Ред Булл» весь день улыбались»
После отличного круга Макса Ферстаппена ближе к окончанию тестов в Бахрейне «Ред Булл» назвали фаворитом нового сезона Ф-1. С этим мнением согласен экс-пилот Ф-1, эксперт Sky Sports Мартин Брандл.
«Для меня «Ред Булл» — очевидный фаворит. У меня нет сомнений, что с новым аэродинамическим пакетом они сделали существенный шаг вперёд. «Ред Булл» продвинулся в плане скорости, включая длинные серии кругов. Они весь день улыбались. Думаю, новинки внезапно сделали лучше общую работу машины. Однако «Ред Булл» предстоит сразиться с «Феррари». Эти двое — в роли первого номера и претендента, тут нет сомнений», — заключил британец.
«Произведённое «Ред Булл» впечатление ещё сильнее, потому что обычно на тестах они особо не выделяются, — напоминает Эндрю Бенсон из BBC. — Это не обязательно значит, что Ферстаппен и «Ред Булл» подойдут к первой гонке в роли единственного фаворита. Но они точно будут среди них. Если говорить об их потенциальных соперниках, то сильное впечатление произвела «Феррари»: они были быстры и стабильны с самого начала тестов в Испании».
Гэри Андерсон из The Race поделился своим мнением насчёт расклада сил. В группе лидеров — «Ред Булл» и «Феррари». Во второй — «Мерседес», «Макларен» и «Альфа Ромео». В третьей — «Альпин», «Альфа Таури», «Хаас» и «Астон Мартин». В четвёртой — «Уильямс».
«Я должен сказать, что каждый раз, когда «Феррари» под управлением какого-либо из пилотов выезжала на трассу, то её темп был в порядке, — похвалил Андерсон «Скудерию». — Будет ли «Феррари» на поуле и вырвется ли вперёд в гонке? Вероятно, нет, но если она отработает уик-энд чётко, то «Феррари» окажется способна попортить кровь тому, кто возьмёт поул.
Как всё-таки сильно «Ред Булл» опережает «Феррари»? Разрыв попробовал прикинуть авторитетный обозреватель Марк Хьюз из The Race.
«Правда ли RB18 на семь десятых быстрее F1-75? Вероятно, нет. Для начала отметим, что лучшее время Шарля Леклера было поставлено перед красным флагом из-за сломавшейся машины Боттаса, а время Ферстаппена — после, когда трасса стала прохладнее и быстрее. Между двумя кругами было где-то 15 минут. Во-вторых, после установки своего времени Леклер заехал за ещё одним комплектом шин. Он был на три десятые быстрее на втором секторе, но потерял время на первом и третьем. Потенциально его лучший круг на три десятые быстрее. Таким образом, Шарль проиграл бы Ферстаппену четыре десятые. Но часть этого отставания можно отнести на счёт уровня сцепления трассы.
После красного флага, когда Ферстаппен показывал свои круги внутри 1:31, Леклер провёл впечатлящий отрезок из 12 кругов на шинах С3 со средним временем 1:38.44. До красного флага Ферстаппен проехал на комплекте С3 девять кругов со средним темпом 1:38.27. Но тут сцепление с трассой играло уже, скорее, на пользу Леклеру. В целом у «Ред Булл» есть небольшое, но существенное преимущество над «Феррари».
Из различных длинных серий кругов мы можем предположить, что «Ред Булл» быстрее «Феррари», которая, в свою очередь, быстрее «Мерседеса», который — может, да, а может, нет — быстрее «Макларена». Но у «Макларена» было не так много длинных серий. «Хаас» медленнее «Мерседеса» (и заодно «Макларена»), но, похоже, слегка быстрее, чем «Альпин», которая быстрее «Астон Мартин» и «Альфа Таури», которая, в свою очередь, быстрее «Альфа Ромео», которая опережает «Уильямс».
«Со стороны выглядит, что машина «Мерседеса» ужасна в управлении»
Насколько всё плохо у команды Льюиса Хэмилтона и Джорджа Расселла? Все сходятся во мнении, что у немцев пока проблемы на фоне двух лидеров тестов, но недооценивать их никто не собирается.
«Не списывайте «Мерседес» со счетов, — предупреждает Мартин Брандл. – Уверен, когда они поднимут обороты мотора, то окажутся быстрее».
С коллегой соглашается Энтони Дэвидсон: «Я всё равно считаю, что там есть потенциал. Но не выглядит так, что машина хороша в управлении, ей мешают проблемы с раскачиванием».
«Да, мы их не списываем, но у них правда проблемы, — добавляет со своей стороны комментатор Sky Sports Дэвид Крофт. – Со стороны выглядит, что машина ужасна в управлении. Джордж и Льюис говорили про это, и Льюис отметил, что команда сейчас не в том положении, чтобы выигрывать гонки на старте сезона. Но они — восьмикратные обладатели Кубка конструкторов, и это не просто так. Они всё исправят, но вопрос, какую фору получат «Ред Булл» и «Феррари»? Если бы Гран-при прошёл в прошлые выходные, «Мерседес» не выиграл бы. Но как много времени понадобится «Мерседесу», чтобы выйти на должный уровень?»
Как всегда глубокую аналитику, с инсайдами, предлагает Михаэль Шмидт из Auto Motor und Sport.
«Мерседес» теряет время на прямых и в скоростных поворотах. Причина — проблема с раскачиванием машины, которая тормозит «серебряные стрелы» сильнее, чем другие болиды в пелотоне. «Когда мы сможем взять дельфинирование под контроль, это принесёт нам больший отыгрыш во времени, чем любое обновление. Потому что тогда мы сможем оптимально настроить машину. А пока приходится идти на компромисс», — признаёт инженер».
«Такие результаты «Хааса» были показаны с пустыми баками»
Из анализа портала The Race выделим высказывания, посвящённые «Альпин» (8-е место в их раскладах), «Астон Мартин» (6-е) и «Хаасу» (5-е).
«На протяжении прошлой недели в разные моменты «Альпин» смотрелась так, что могла занять любое место от лидирующего в средней группе до её задней части. Эта группа настолько плотная, то попробовать предугадать, выйдет ли «Альпин» в Бахрейне в третий сегмент или вылетит в первом, невозможно.
Что привлекло всеобщее внимание, так это темп «Астон Мартин» AMR22 на длинных сериях. Он позволяет предположить, что болид в борьбе за лидерство в средней группе — пусть и в компании ряда других команд.
«Хаас», вероятно, работал с малой загрузкой топливом и более мощным режимом мотора, чем некоторые другие, да и условия на трассе были другими. Но он в любом случае впечатлял — говорим ли мы про время на круге, поведение машины на телекартинке или при взгляде своими глазами на трассе».
По мнению Энтони Дэвидсона, позади тройки топ-команд идут «Макларен», «Астон Мартин», «Альпин» и «Альфа Таури».
«Определённо, «Альфа Ромео» не последняя, — добавляет эксперт Sky Sports. — Исходя из увиденного мною на тестах, а я говорю как про время на круге, так и поведение машины, то, увы, я бы поставил в самый низ «Хаас» и «Уильямс».
И напоследок — мнение о потенциале «Хааса» от Гэри Андерсона: «Не позволим себя одурачить: очевидно, что такие результаты были показаны с пустыми баками и во время эксклюзивной работы на трассе вечером. Как бы то ни было, «Хаас» явно сильнее, чем был в прошлом году».