PRO аккаунты для художников
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Дюжина любопытных фактов о Василии КандинскомЖивопись есть грохочущее столкновение различных миров»: этот тезис проиллюстрировала и сама судьба художника. Мы выбрали всего дюжину фактов о жизни и творчестве Кандинскогоно они — как яркие элементыпаззлов», которые стягивают к себе поле азартных исследований со множеством деталей. Представляем наш обзор к 155-летию мастера.
«Как причудливо тасуется колода!»Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного московского коммерсанта. По линии отца — родовая знать мансийского Кондинского княжестватунгусская княжна-прабабка. Дед — настоящий разбойникграбивший сибирские караваны. Попав на каторгуэтот неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом. Фамильные легенды не врут! А со стороны матери — рафинированные прибалтийские немцы. Гремучая смесь западных и восточных кровей обусловила склад характера Кандинскогов котором вспышки чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными манерами и педантизмом.
Любопытночто художественные критики тоже выявляли эту двойственность. Правдакаждый видел свою сторону медали: мюнхенская критика объясняла красочное богатство работ художникавизантийскими влияниями», в то же время критика российская твердилачто автор погибает под вредным немецким влиянием и пытается насаждатьдавно устарелые в Европе ценности».
С рождения тонко воспринимал энергию цветаКандинский был наделен мировосприятием особого типасегодня такой нейрологический феномен называют синестезией. Обладающие этим даром способнывидеть» в цвете мелодии и ароматы«слышать» краски«осязать» буквыцифры и слова. Синестезия Кандинского выражалась в его способности воспринимать музыку как цветовой вихрьа зрительные образы ощущать как вибрирующие и звучащие. Возможноэта особенность и определила специфику творческого метода художника Наряду с синестезией Кандинский обладал цепкойпамятью зрения», которая позволяла ему по впечатлению воспроизвести в краскахнапримерувиденные на выставке пейзажи. При этом юноша с большими муками усваивал точную информацию — заучивание именстихов и даже таблица умножения давалось ему с трудом.Одесса — место силы и вдохновенияКогда Васеньке было пять летКандинские перебрались из Москвы в Одессу. На новом месте отец приступил к руководству чайной фабрикой. Так уж случилосьчто после переезда родители расстались и воспитанием мальчика занималась старшая сестра матери. Тетя привила племяннику интерес и любовь к литературерисованию и музыке.
Памятный знак у арки дома № 17 на Дерибасовской, Одесса. Доску открыли в 1995 г., при почетном присутствии мадам Помпиду и мадам Ширак.
На знаке (работа скульптора Токарева) — слова: «В этом доме жил в 1901 г. художник Василий Васильевич Кандинский» (одесские фото — Ольга Потехина)
Здание некогда одесской мужской гимназии №3 (ул. Успенская, 1), где учился Василий Кандинский. Здесь жев «черноморском Вавилоне», Василий начал учиться живописи и свои первые масляные краски купил на накопленные деньгибудучи подростком. Смешение цветовизвлеченных из тюбиковказалось ему тогда таинством сродни алхимическому.Окончив гимназиюКандинский вернулся из Южной Пальмиры в Москвупоступил на юридический факультет и посвятил десятилетие юриспруденцииэкономикеуправлению. Но к тридцати годам решил всерьез заняться живописью и обосноваться в Мюнхенекоторый был одним из важнейших центров нового европейского искусства. Еще через два года Кандинский впервые представил свои работы для публичного обозрения — и это было опять-таки в Одессе на выставке Товарищества южнорусских художников в 1898 году.
Мог бы стать ученым, писателем или чиновником — но выбрал карьеру художникаВ молодые годы Кандинского манили самые разнообразные сферы деятельности. В студенческую пору он увлекся этнографией ипрервав учебуотправился открывать для себятайники души народной» в экспедиции по северу Вологодского края.
«Фаланга синих всадников авангарда»Мюнхенский период1896−1914) стал этапом экспериментов и становления Кандинского как мастера абстракции. Начинающий художник посещает различные учебные заведения и классызаводит знакомства в кругу мюнхенской богемыа в 1901 создает творческую группуФаланга». Позднее участвует в организацииНового мюнхенского художественного объединения»1909) и группыСиний всадник»1911). И хотяСиний всадник» существовал всего три годаэтот союз оказал заметное влияние на европейский обозначив этап перехода от символизма к абстракционизму.На вопрос о странном названии группы Кандинский обычно отвечалчто всегда любил всадникова его сподвижник Франц Марк — лошадейи оба они любили синий цвет. Действительноза 8 лет до возникновения группы Кандинский написал полотно с тем же названиема среди образов его импровизаций угадываются очертания призрачной конницы. Была в названии и символическая подкладка: верхом на лошади канонически изображается св. Георгий — поборник духовных идеалова синий — цвет небес — воплощает торжество нематериального.
Основоположник абстрактного искусства или один из его первопроходцев?В 1908 Кандинский пережил подобие мистического озарения: увидев издали собственный повернутый набоки не узнав егобыл заворожен необыкновенной энергией цветовых пятенв которых не распознал предметную конкретику. Так художник получил ясное понимание вектора художественных поисков и утвердился в мысличто предмет изображения не обязателен для создания мощного художественного впечатления.
Стоит заметитьчто идеи витали в воздухеи наряду с Кандинским в нефигуративном искусстве экспериментировали ДелонеМондрианМалевичПикабиа. И хотя первым в истории в полном смысле абстрактным произведением считается безымянная работа Василия Кандинского1910), не так давно выяснилосьчто его опередила шведская художница Хильма аф Клинт. Первый цикл абстракций она создала на рубеже 1906/7 гг., погрузившись в эзотерические практики и рассматривая искусство как инструмент расширения сознания.
Две жены, три музы-вдохновительницыВо вторую свою жену17-летнюю Нину Андреевскую50-летний Кандинский влюбился заочно. Можно только гадать о тембре голоса девушкипозвонившей художнику по делу — но он настолько пленил Кандинскогоне забываемхудожник был синестетиком), что тот настоял на личной встрече и месяц ждал этого свидания. Через полгода пара обвенчаласьи Нина во всех обстоятельствах оставалась верной женой и спутницей мэтра до самого конца его жизни.У истоков советского дизайн-образования: «за попытку — спасибо»С началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательнымон вернулся в Россию и с 1914 до 1921 жил в Москве. Здесь он повстречал Нинуздесь родился и умер их общийи единственный) сын. После октябрьской революции Кандинский пытался встроиться в новую культурно-политическую систему — сотрудничал с ИЗО Наркомпросапринимая активное участие в развитии художественной педагогики и музейного делапубликовал предметные исследования. С 1918 преподавал в московском СВОМАСепосле реформы — ВХУТЕМАСелегендарной советской школе нового промышленного искусства), участвовал в создании ИНХУКа. Но идеи Кандинского встретили сопротивление и резкую критику в среде конструктивистовкоторые отвергали любые проявления иррациональногопризнавая исключительно аналитический подход к творческим задачам.
Дважды пережить отъезд как бегствоОщутив себя чужим на празднике пролетарской культурыразуверившийся художник в 1921 возвращается в Германию. Отъезд больше походил на изгнание под шквалом насмешек и уничижительных эпитетов. Через 7 лет Кандинский утратит советское гражданствоего имя забудута работы вычеркнут из общественного наследия на 70 лет.Чета Кандинских поселилась в Берлинено вскоре по приглашению Вальтера Гропиусаглавы новаторской школы дизайна Баухаусперебралась в Веймар и далее — вслед за школой — в Дессау. Василий преподавал аналитический рисунокчитал лекции о формообразовании и психологии цветаписал теоретические труды. В его абстракциях появилось точто он сам определил каклирический геометризм». Кандинский наконец был счастливуважаемвостребован.
Василий Кандинский и Пауль Клее в саду в Дессау1927Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухаус был закрыта искусство авангарда объявленодегенеративным». Картины Кандинского изъяли из немецких музеевего публикации попали под запрет. В 1933 художник уехал во Франциючто оказалось очень своевременным решением — еще немногои отверженные полотна запылали в кострах на окраинах Берлина.Необходимо отдать должное Габриэль Мюнтеротвергнутой невесте художника: не считаясь с рискомГабриэль спрятала и сохранила около тысячи картин возлюбленного и его единомышленников из «Синего всадника», а после войны передала их мюнхенской галерее Ленбаххаус.
Не любил давать названия своим картинамКандинский считал названия работнеобходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки. Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картинразделив их на три категории. Наименее спонтанные — идущиеот ума», тщательно подготовленные — называл композициями. Работысохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миромименовались импрессиямиа «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями. Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнениеуказывающее на геометрические или цветовые характеристики. Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!
Кого-только ни называли «отцом современного искусства» — от Франсиско Гойи до Эдуарда Мане. Но, кажется, никто не оказал на современную живопись, да и не только на нее, такое оглушительное влияние, как Василий Кандинский.
То ли русский, то ли немецкий, а на самом деле абсолютно интернациональный художник, Кандинский стал одним из основоположников абстракционизма, торжествовавшего в искусстве на протяжении большей части XX века.
По случаю полуторавекового «юбилея» Василия Кандинского мы предлагаем вам проверить, насколько вы знаете (а может быть, чувствуете) его живопись.
Нет связи с интернетом. Включен offline-режим.
Картины Василия Кандинского из Третьяковской галереи и Эрмитажа встретились на виртуальной выставке.
Куда пойти в сети
Многие русские живописцы стремились запечатлеть красоту осени. Один из наиболее известных пейзажистов — Исаак Левитан — посвятил этому времени года около ста работ. А кто еще из художников творил в эту пору?Давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с шедеврами изобразительного искусства, посвященными осени. Наслаждайтесь красочными пейзажами и отгадывайте авторов полотен.
Последняя родина Кандинского. Парижские годыПо большому счетунам лично особо не на что жаловаться, — писал из Парижа художник в марте 1942 года. — Из наших окон мы очень хорошо видели обстрелы 3 марта и какое-то время наивно полагаличто это был изумительный фейерверк». После прихода к власти нацистов 67-летний Василий Кандинский покинул Германию и выбрал Францию своим новым местом жительства. Как он считална некоторое время.
Изгнание из раяБудущий художник стал космополитом с самого рождения: появившись на свет в Москвепервые пять лет жизни вместе с семьей он провел в путешествиях по России и Европе. Гимназию Кандинский окончил в Одессеа юридическое образование получил в Московском университете. Увлечение живописью привело его в Мюнхен в 1896 году. Он много лет наездами проживал в Германииа в 1928 году он и вовсе получил немецкое гражданство. Начиная с 1922 года Василий Кандинский преподавал в Баухаусе — прогрессивной архитектурной и художественно-промышленной школегде также вел свой курс его единомышленник и близкий друг Пауль Клее. Десять лет спустякогда нацисты стали составлять большинство в муниципальных властях Дессаугде находился Баухаусначались гонения на преподавателей: их дома подвергались обыскаммногих из них увольняли. Школу объявилирассадником культурбольшевизма», а Гитлер заявлялчтоконструктивистская архитектураабстрактная живопись и плоские крыши — еврейское изобретение».
Василий Кандинский и Пауль Клее в Дессау1927 годПосле закрытия Баухауса в 1933 году Кандинские принимают решение сдать свою берлинскую квартиру в аренду и перебраться во Францию. Как и многие другие в то времяони не могли представить себечто время правления нацистского режима затянется надолго. Нина Кандинская вспоминалачто первоначально они планировали пожить один год в Парижеа затем снова вернуться в Германиюно если ситуация не изменитсято поехать в ИталиюШвейцарию или Америку.Картины Кандинского неплохо продавались в СШАпоэтому он размышлял о поездке туда еще до начала печальных событий в Германии. Еше в 1931 году он планировал отправить свои лекции в Чикаго и приступил к изучению английского языка. Пару лет спустя его друзья Анни и Джозеф Альберс поехали в Америкучтобы преподавать в новом колледже Блэк Маунтин — экспериментальном учебном заведенииобъединившем в одно направление такие дисциплины как живописьтеатрмузыкулитературуархитектуруматематикуфизикугеографию и историю. Они приглашали Кандинского присоединиться к нимно он скептически отнесся к идее создания в Америкенового Баухауса» и остановил свой выбор на французской столице.
На приезде художника в США также настаивал Альфред Барр — первый директор Музея современного искусства в Нью-Йоркеон представлял там его картины на выставках и абстрактное искусство» и «Баухауз 1938». И хотя Кандинский так и не отправился за океанон никогда не исключал такого развития событий: «Ничего невозможного в этом нет. Я считаючто Нью-Йорк — прелестный город-садудивительная мечта».Чужой среди чужихХудожник с женой опасались стрессасвязанного с бурной жизнью в центре французской столицыпоэтому они селятся в тихом пригороде — городке Нейи-сюр-Сен. «Наш бульвар на Сене — настоящая поэзияблагодаря каштановой аллее», — . Первое время у супругов возникли сложности с ассимиляцией: для тамошних властей они были немцами русского происхожденияи несколько склонные к языковому шовинизму французы отказывались общаться с ними на немецком. К счастьюКандинский знал французский язык в достаточной степеничтобы разговаривать на нем не только с местнымино и с франкоговорящими представителями других стран: ВеликобританииСШАИспании и Италии.
За несколько лет до этого работы художника выставлялись в двух парижских галереяха одна из них — Сabare d’Art — опубликовала большую статью о его творчестве в 1931 году. Несмотря на этоне готовые к восприятию абстрактных работ Кандинского критики весьма сдержанно отнеслись к приезду художника в Париж. В столичной прессе его имя то и дело упоминали в одной связке с Марком Шагалом, который в то время пользовался гораздо большим признанием во Франции. Однажды Кандинскому даже пришлось указывать своему итальянскому переводчику на точто Шагал никогда не входил в состав художественного объединенияСиний всадник».С бывшими соотечественникамипроживающими во французской столицеу художника отношения тоже не особо складывалисьхотя он был не прочь сделать первый шаг. Когда в 1936 году он готовился к своей первой экспозиции в галерее Жанны Бушето попросил племянникафилософа Александра Кожевапригласить на нее русских мигрантовв числе которых были композитор Стравинский с женой. Однако Кандинский был глубоко разочарован реакцией русскоязычной публики на его авангардное искусство.
Очередным разочарованием для художника стал отказ большинства выходцев из России посетить выступление его друга — композитора Фомы Гартмана. После всех этих событий в его близком кругу остались лишь два русских мигранта — писатель Алексей Ремизов и скульптор Антон Певзнер.Окно в ПарижКвартира Кандинских была очень небольшойно уютной. Художник обставил ее совей старой мебелью из Мюнхенакоторую вернула ему после расставания Габриэль Мюнтер. По воспоминаниям его друганемецкого искусствоведа Уилла ГроманнаКандинский стремился повторить обстановкугде он жил во время преподавания в Баухаусе: «Он обустраивал все с особой тщательностьюсделав очень маленькую столовую похожей на тучто была в Дессау». С этой же целью он выкрасил стены в белыйчерный и розовый цвета.Несмотря на скромные габариты парижского жилищахудожник смог разместить там и мастерскую. Его жена описывала ее аскетичную обстановку: «Кандинский решил использовать самую большую комнату в качестве студии. После размещения картинполоктрех мольбертов и остального он понялчто комната слишком мала для работы. Со времени его смерти я почти ничего не изменила в квартире. Коллекция маленьких китайских разукрашенных статуэток стоит на книжной полке в гостиной так жекак расставил их он. Античные иконы в его студии развешены на тех же самых местах. Он ничего не хотел кроме тех икон в студии; ничто не должно было отвлекать его от работы; студия с голыми стенами помогала ему сконцентрироваться».
В студииНейи-сюр-СенФранция), 1937 год. Фотограф Борис Липницкий.Источник этой и других фотографий в статье — wassilykandinsky.ruВдохновением для художника служили виды и сцены городской жизничто открывались ему из окна седьмого этажа. Он часто следил за темкак небо меняет цветкак по нему плывут облака и дым из заводских трубнаблюдал за темкак трудятся рыбаки на Сене и цветут каштаны на бульваре вдоль реки. Художник много и методично работал — живопись была всемчто что занимало его ум. Исключением из ежедневной рутины были лишь редкие поездки в отпуск.
Когда в военном Париже начались проблемы с обеспечением самым необходимым — продуктами питания и отоплением — многие люди искусства поспешно выехали в более безопасные части Франции. Но даже начало активных боевых действий в городской черте не могло выбить Кандинского из творческой колеи. Когда у него закончились запасы холстаему удалось добыть набор картона немецкого производства формата 42×58 см — именно на нем написана значительная часть его работ последних лет.Художник продолжал трудиться невзирая на регулярные канонады. «По большому счетунам лично особо не на что жаловаться, — писал он коллекционеру Пьеру Брюгиеру в марте 1942 года. — Из наших окон мы очень хорошо видели обстрелы 3 марта и какое-то время наивно полагаличто это был изумительный фейерверк. Моя жена несколько обеспокоена количеством заводских труб в Путо прямо за рекой. Однако я все же уверенчто англичане не будут бомбить жилой районгде дома тесно обступают фабрики со всех сторон. Хотя после длительного „антракта“ мы снова слышим песню сирен — очень странную и тревожную музыку. Ничего из этого не мешает мне много работатьи я с большим удовольствием покажу вам мои новые картины».
Мир искусстваДо обострения военного конфликта в Европе Кандинский вел активную социальную жизнь и охотно принимает в своей квартире-студии как молодых художниковтак и маститых критиков. Однажды он обменялся визитами вежливости с Питом Мондрианом, творчество которого он находил несколько ограниченнымно уважал его интеллект. «Однажды мы отправились навестить его в его студии недалеко от железнодорожной станции Монпарнаса, — вспоминала Нина Кандинская. — Мы были очень удивлены темкак выглядела его студия внутри. Стены и мебель были точно таких же цветовкакие Мондриан использует в своих картинах. Как только мы снова оказались на улицеКандинский сказал самым изумленным тоном: «Я действительно не понимаюкак он может писать среди такого единообразия цветов».
Кандинский выбрал Парижа не какой-либо другой город для пережидания тревожных временпотому что считалчто французская столица по-прежнему задает направление художественной мысли во всем мире. Однако он не особо приветствовал процветание там кубистских настроений в 1930-х годах. Он считал всего лишь переходной формой к абстракции — промежуточной станцией без особых перспектив к развитию. В то же время он с уважением относился к Пикассо, который безраздельно царил в богемной тусовке того времени. Они никогда не пересекалисьнокогда племянник Кандинского Кожев прислал несколько язвительных комментариев после посещения им выставки Пикассо в 1930 годухудожник возразил ему: «Как и васменя не оставляет чувствочто Пикассо просто развлекается. Но он большой мастери мы должны простить ему его озорные выходки».
За работой над картинойДоминирующая кривая», 1936 год. Фотограф Борис Липницкий.Кандинский также охотно посещал мастерские молодых художников и был открыт к восприятию их поисков новых средств выразительности. Но он уже был слишком стар для тогочтобы обрасти новыми близкими отношениямикакие связывали его в Германии с Францем Марком или Паулем Клее. Хотя он был достаточно близок с Жоаном Миро, с которым они обменивались картинами и даже проводили вместе отпуск. Кандинский отзывался о нем: «Маленький человеккоторый всегда пишет большие холсты. Настоящий вулканкоторый действительно выплескивается за пределы своих картин». В конце 1943 годакогда общественный транспорт отсутствовал в Париже как таковойКандинский проделал значительный путь для тогочтобы побывать на выставке Миро в галерее Жанны Буше.
Художник также активно продвигал итальянских футуристов и даже рекомендовал включить работы одного из нихЭнрико Прамполини, в парижскую экспозицию. Поскольку он безоговорочно поддерживал все лекциивыпускаемые имиКандинского даже начали подозревать в склонности к фашистской идеологиипоскольку некоторые из них участвовали в пропагандистских мероприятиях. Сильные симпатии Кандинского к футуризму довольно быстро испортили его отношения с французскими сюрреалистаминесмотря на восторженный приемкоторый они ему оказаликак только он поселился в Нейи. Многочисленные эссе в печатных изданиях сюрреалистов и коммунистов высмеивали футуристов за их сотрудничество с режимом: к примерутот же Прамполини выполнил ряд картин для фашистских молодежных центров. Аполитичность Кандинского и его довольно буржуазный образ жизни продолжительное время отталкивали от него верных соратников Андре Бретона.Замки из пескаЗа все время проживания во Франциидо момента своей смерти в 1944 году от кровоизлияния в мозгКандинский написал 144 картины масломболее двух с половиной сотен акварелей и гуашейа также бесчисленное множество рисунков тушью и карандашом. Он был консервативен в вопросе выбора материалов и продолжал закупать немецкие краскихолсты и картон. Всякий разкогда его племянник ехал в Берлинхудожник просил его привезти оттуда темперукоторую он вопреки традициям использовал в чистом видене смешивая с маслом. Кандинский также оставался верен своим приемам: он не поддался моде на коллажикоторая прокатилась в артистической среде Парижа в начале 1930-х годов. И хотя художник восхищался техникой фроттажапереноса рельефа предметов на бумагу при помощи натирания карандашомпастелью и так далее), изобретенной Максом Эрнстом, он не стал ее применять. Единственным нововведением в его работе стало нанесение песка на отдельные участки картин. Кроме этогоон часто использовал смешанную технику в рамках одного полотна.
В интервью итальянской прессеприуроченном к его выставке в парижской галерее Cahiers d’Art в 1935 годуКандинский рассказывал: «В большинстве композиций на холсте я более или менее последовательно применял песочную технику. Хотя обычно я не делаю различий между традиционным письмом масляными краскамигуашьютемперой или акварелью. Более тогоя одновременно использую разные техники в одной и той же работе. Главное для меня — четко выражать точто я хочуточно передать свой замысел. Я считаючто и техникаи форма являются лишь инструментами выраженияа мои картины не являются историческими или повествовательными в своей сутино предстают чистой живописью».
Последнюю работу на холсте художник выполнил в 1942 годупосле чего переключился на рисование миниатюр на картоне в смешанной технике — гуашьютемперойакварелью. Почему он оставил работу с полноразмерными картинамидо конца не ясно: то ли сказалась острая нехватка материалов в военное времято ли 76-летнему художнику уже было сложно заниматься станковой живописью.
Подобно томукак Мюнхен и Берлин в 1913 году не были готовы к восприятию новизны ярко раскрашенных беспредметных полотен и жестко высмеивалиэтого русского», который подвергал их доселе неведомой напаститак и Париж 1930-х не мог понятькакбывший грубиян» мог обратиться к декадентской негеа критики язвительно надсмехались над егоженственными» картинами.Кандинский сразу понялкакая пропасть лежит между приемной родиной и его новой манерой письма. В статьекоторую он написал в память о Франце Марке для галереи Cahiers d’Art: «Времена были тяжелыено героические. Мы продолжали создавать картины. Публика плевала на них. Сегодня мы продолжаем писатьи публика называет их „прелестными“. Однако эти перемены не означаютчто времена для художников стали хоть сколько-нибудь проще».По материалам публикации Кристиана Деруэ Кандинский в Париже 1934 — 1944» из каталога музея Соломона Гуггенхайма приуроченного к одноименной выставке в 1985 году.
Тест: сможете ли вы отличить картину Кандинского от вещества под микроскопом?Василий Кандинский считается одним из основателей абстракционизма. Попробуйте угадать, что изображено на картинке — полотно Кандинского или фото вещества под микроскопом.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
оговорили с искусствоведом Кириллом Алексеевым о том, как современному зрителю понять Кандинского.
— Почему Кандинский все еще важен сегодня?
— В начале ХХ века два художника — Кандинский и Малевич — заложили основы современного искусства. Малевич создал геометрическую абстракцию, Кандинский — органическую. Влияние этих концепций современный человек ощущает все время. Причем если раньше преобладало в основном наследие Малевича (геометричность — в архитектуре, в дизайне), то сейчас начинает доминировать органика. Например, творчество недавно скончавшейся Захи Хадид тоже растет из этого корня.
— В чем Кандинский был новатор?
— Он выступал за идею смешивать все со всем, за синтез искусств. Кандинский соединял живопись и музыку. Он не только писал полотна, в которых будто оживала музыка, но и создавал сценические композиции с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Эти как бы театральные постановки и названия имели говорящие — «Зеленый звук», «Желтый звук». То же — в его картинах: он использовал энергичные цвета и пастозные мазки (с явно выраженным направлением), чтобы создать ощущение движения, кипящей направленной энергии.
Василий Кандинский. Секущая линия, 1923 год
Василий Кандинский. Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами. 1913 год
— Насколько сильно было влияние Кандинского?
— В тот период Россия с точки зрения искусства была крайне передовой страной. Покинув ее, Кандинский поселился в Германии и дал ее искусству прививку этого новаторства, встряхнул его. Он создал ключевую немецкую художественную группу «Синий всадник». Вокруг него собирались не десятки, а сотни людей — подражателей, учеников. Импульс, который он задал, огромен.
— Рисовать «как Кандинский» легко любому?
— Кандинский на аукционах — весьма дорогой художник, и некоторым бы, конечно, хотелось, чтобы подделывать его было легко, однако это не так. Уж не говоря о том, что он чуть ли не единственный русский художник-авангардист, у которого есть свой каталог-резоне. И все появляющиеся ниоткуда картины, которых в этом каталоге нет, крайне подозрительны. Главное — то, что кажущаяся беспорядочность абстракций Кандинского на самом деле весьма логична и продуманна (например, абсолютно зеленый цвет у него равен средним тонам скрипки, а светло-красный — фанфарам с призвуком трубы). И воспроизвести это, не будучи самим Кандинским, невозможно.
15 декабря 2021 1:0018 декабря в музее «Новый Иерусалим» открывается выставка «Азбука шедевра», на которой представлены работы великих русских живописцев разных эпох
Борис Кустодиев. «Купчиха, пьющая чай». 1923. Нижегородский государственный художественный музей.Это, может, и пафосно звучит, но из песни слов не выкинешь: несколько лет назад крупнейший подмосковный музей «Новый Иерусалим» совершил настоящую арт-революцию. Он своим примером доказал, что региональные музеи могут успешно конкурировать по числу посетителей своих выставок со столичными музеями. Залог успеха — грамотная концепция и уникальные экспонаты. Так, в 2018 — 2019 годах в «Новом Иерусалиме» с огромным успехом и аншлагами прошел выставочный проект «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». В 2019 — 2020-м — выставка «Шагал. Между небом и землей» собрала более 100 тысяч (!) посетителей. В 2020 — 2021-м настоящий фурор вызвала выставка младших Брейгелей. Новый проект, который наверняка станет таким же хитом, откроется в рамках ежегодного фестиваля «Зима в Подмосковье» — 18 декабря «Новый Иерусалим» представит выставку «Азбука шедевра».
Василий Кандинский. «Импровизация № 209». 1917. Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.«ЧАСТЬ НАШЕГО КУЛЬТУРНОГО КОДА»«Азбука шедевра» объединяет более 120 работ русских художников, представляющих разные эпохи. От романтика Карла Брюллова до авангардистов Казимира Малевича, Натальи Гончаровой и Аристарха Лентулова, от пейзажиста Ивана Шишкина до символиста Кузьмы Петрова-Водкина, от реалиста Ильи Репина до мариниста Ивана Айвазовского.- 18 декабря мы открываем главное событие губернаторского проекта «Зима в Подмосковье» в этом году — выставку «Азбука шедевра» в музее «Новый Иерусалим», — говорит вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. — Представленная экспозиция вызывает огромный интерес и является очень значимой. Выставка «Азбука шедевра» — отличный пример объективного комплексного взгляда на произведения великих русских художников, которые в большинстве своем неизвестны широкой публике. Такие шедевры, как «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Колхозное изобилие» Бориса Щербакова, «Старая мельница» Василия Поленова, — часть русской души и нашего культурного кода.
Михаил Нестеров. «Два лада». 1922. Вариант одноименной картины (1905, Нижегородский государственный художественный музей).РУССКОЕ ИСКУССТВО ОТ А ДО ЯПо словам министра культуры Московской области Елены Харламовой, подготовка выставки «Азбука шедевра» длилась около двух лет, было проведено множество встреч в регионах.- В результате этого сотрудничества гости нашего подмосковного музея «Новый Иерусалим» смогут увидеть более сотни работ лучших русских живописцев из разных уголков страны. По работам Айвазовского, Дейнеки, Кандинского, Кустодиева, Лентулова, Малевича, Серова, Шагала можно будет изучить историю русской живописи с ее яркими эпизодами и образами, — отмечает Харламова.- «Азбука шедевра» — самый амбициозный проект музея «Новый Иерусалим», — объясняет генеральный директор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов. — Это результат сотрудничества именно региональных, а не крупных столичных музеев. Мы постарались показать нашим гостям целый спектр интереснейших работ лучших русских живописцев, собранных со всей России. Причем работ не столь «насмотренных» и знакомых, как произведения, представленные в экспозициях музеев Москвы или Санкт-Петербурга. В этом уникальность выставки.Кстати, «Азбука шедевра» — вовсе не спонтанное название, не ради красного словца выдуманное, а продуманная концепция. Вся экспозиция тематически построена вокруг тридцати трех букв русского алфавита. Каждая буква — это сюжеты, жанры, авторы, эпохи. Например, «В» в «Азбуке шедевра» — означает воздух, «З» — зеркало, «О» — орнамент, «Ф» — фактура и так далее. С одной стороны, получается этакая временная выстроенная эклектика, с другой — все детали этого пазла соединены между собой четко и гармонично.
Илья Машков. «Натюрморт». 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Изображения предоставлены пресс-службой МВК «Новый Иерусалим»Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЁВ:«Для наших жителей и гостей в рамках проекта «Зима в Подмосковье» организованы великолепные выставки. Особые точки притяжения — легендарные усадьбы. Так, уникальна Музей-усадьба Достоевского в Зарайске, те усадьбы, где написали свои великие произведения Чайковский и Чехов. Экскурсии туда очень популярны. Я надеюсь, что все мероприятия пройдут в доброжелательной и гостеприимной атмосфере и с соблюдением всех мер безопасности».Какие картины можно увидеть на выставке:• «Купчиха» Бориса Кустодиева,• «Косарь» Казимира Малевича,• «Кацапская Венера» Михаила Ларионова,• «Импровизация № 209» Василия Кандинского,• «Закат» Архипа Куинджи и другие.
• Выставка «Азбука шедевра» будет проходить с 18 декабря 2021 года по 19 июня 2022-го.• Адрес музея: Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1.• Сайт njerusalem.ru• Телефон для справок: +7 (498) 314-02-36.• Стоимость билета: от 300 рублей.• На выставку продаются только электронные билеты — по сеансам с фиксированным временем входа. Посещение музея возможно только в маске и с соблюдением социальной дистанции между гостями в 1,5 — 2 метра.• Программа проекта «Зима в Подмосковье»: welcome.mosreg.ru.
Тест по истории Развитие культуры в 1900-1930 гг для учащихся 9 класса с ответами. Тест состоит из 14 заданий и предназначен для проверки знаний по соответствующей теме.1. Новые течения, появившиеся в художественной культуре первых десятилетий ХХ века, получили общее название1) реализм
2) импрессионизм
3) фовизм
4) модернизм2. Кто из названных писателей относился к представителям литературы «потерянного поколения»?1) А. Чехов
2) В. Шоу
3) Э.М. Ремарк
4) Ф. Кафка3. Какое из названных произведений относится к жанру антиутопии?1) «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси
2) «Американская трагедия» Т. Драйзера
3) «О дивный новый мир» О. Хаксли
4) «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя4. К числу основоположников сюрреализма в живописи принадлежал1) П. Пикассо
2) С. Дали
3) Д. Сикейрос
4) В. Кандинский5. Мексиканские художники Д.А. Сикейрос, Д. Ривера, Х.К. Ороско получили широкую известность как1) создатели нового стиля монументальной живописи
2) основатели национальной школы авангарда
3) последователи импрессионизма
4) организаторы эпатажных художественных выставок в Париже6. Картину «Герника» написал под впечатлением событий Гражданской войны в Испании1) Р. Гуттузо
2) М. Шагал
3) П. Пикассо
4) К. Малевич7. Какой из названных стилей получил широкое распространение в архитектуре 1920-1930-х гг.?1) ар-нуво (модерн)
2) ампир
3) неоготика
4) конструктивизм (рационализм)8. Какие два из названных музыкальных жанров, стилей распространились в 1920-1930-е гг.? 1) джаз
2) рок-опера
3) мюзикл
4) оперетта9. Какие три из названных фильмов созданы Ч. Чаплином?
1) Унесенные ветром
2) Новые времена
3) В джазе только девушки
4) Огни большого города
5) Великий диктатор10. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.А) О. Шпенглер
Б) Ч. Чаплин
В) П. Пикассо1) Закат Европы
2) Герника
3) На Западном фронте без перемен
4) Огни большого города11. Установите соответствие между названиями художественных течений, явлений и именами их известных представителей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.А) рационализм, конструктивизм
Б) жанр «антиутопии»
В) абстракционизм1) Дж. Гершвин
2) Ш.Э. Ле Корбюзье
3) В. Кандинский
4) Е. Замятин12. Установите соответствие между именами мастеров культуры, являвшихся коллегами по роду занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.А) Ч. Чаплин
Б) П. Пикассо
В) Т. Драйзер1) К. Малевич
2) М. Горький
3) Д. Шостакович
4) С. Эйзенштейн13. Распределите по группам черты, характерные для художественных стилей первых десятилетий ХХ века.1) стремление украсить среду обитания человека с помощью искусства
2) отражение подсознательных видений художника
3) синтез искусств (архитектуры, скульптуры, живописи и т.д.)
4) причудливое, искаженное изображение предметов
5) декоративность, плавные линии, растительный орнамент14. Укажите, по какому признаку составлены ряды, что объединяет приведенные в них имена, названия.1) Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон — __________
2) «Девочка на шаре», «Авиньонские девицы», «Герника» — __________
3) Х.К. Ороско, Д. Ривера, Д.А. Сикейрос — __________
Ответы на тест по истории Развитие культуры в 1900-1930 гг.
1-4
2-3
3-3
4-2
5-1
6-3
7-4
8-13
9-245
10-142
11-243
12-412
13.
А-135
Б-24
14.
1) Писатели «потерянного поколения».
2) Картины П. Пикассо.
3) Художники, основавшие мексиканскую школу монументальной живописи.
155 лет назад, 16 декабря 1866 года, в семье селенгинского купца первой гильдии родился первенец. Дело было в Москве, куда этот самый купец переехал по вполне логичным соображениям — он занимался торговлей чаем. Древняя столица России, будучи самым крупным потребителем этого продукта, конечно, была наиболее перспективным местом. Звали купца Василием Кандинским.
Точно так же, Василием, он назовёт и своего сына, которому будет суждено стяжать роду Кандинских небывалую мировую славу. Потому что словосочетание «Василий Кандинский» уже больше ста лет означает только одно: «Русский живописец, художник и теоретик искусства, стоял у истоков абстракционизма».
Хотя на отсутствие славы этот род, в общем, никогда не жаловался. Если даже оставить в стороне семейные предания о предках — князьях мансийского Кондинского княжества, то всё равно будет, чем похвастать. Правда, слава эта была с отчётливым криминальным душком, но для наших палестин это, наверное, даже прибавляет авторитета и веса.
Скажем, прапрадед нашего героя, якутский посадский Пётр Кандинский был в 1752 году посажен в острог за ограбление церкви, а потом сослан в Нерчинск. Зато его женой была Дарья Атласова — судя по всему, родственница знаменитого первопроходца Владимира Атласова, подарившего России Камчатку.
Прадед пошёл по стопам отца. Хрисанф Петрович Кандинский был знаменитым разбойником, грабил купцов на таёжных дорогах и тропах в Китай. Разбогатев на грабежах, стал купцом, а впоследствии даже «коммерции советником». Между прочим, это звание приравнивалось к VIII классу статской службы по Табели о рангах и соответствовало коллежскому асессору, а в армейском эквиваленте — к майору. Кстати, его брат Алексей принимал у себя дома ссыльных декабристов, например, князя Сергея Волконского.
Дед, Сильвестр Хрисанфович, легально занимался торговлей пшеницей, а по непроверенным данным — ещё и ростовщичеством. Вроде бы даже промышлял тайной — в обход казны — добычей золота, но здесь уже нет совсем никаких достоверных данных, а сплошь наветы недоброжелателей. То, что в недоброжелателях ходила чуть ли не вся Нерчинская волость, опутанная кабальными долгами всесильному клану Кандинских, никого не волнует.
Отец художника, Василий Сильвестрович, был интеллигентным светским человеком. Он женился на барышне, происходящей по матери из рода остзейских немцев. Дома у них царило двуязычие, и будущая мировая знаменитость заговорила по-немецки едва ли не раньше, чем по-русски. Однако криминальные наклонности никуда не делись и в этом колене рода. Правда, перешли в другую плоскость. Василий Сильвестрович ездил в Лондон, встречался там с «первым русским социалистом» Александром Герценом и нелегально ввозил в Россию его журнал «Колокол» и альманах «Полярная звезда».
Словом, Кандинские — это люди беспокойные, с явным авантюрным складом характера, склонные к крутым поворотам. Это в полной мере проявилось и в жизни Василия Васильевича. Но не сразу.
Поначалу его карьера развивалась более чем логично. Дальние предки — разбойники, потом — торговцы, а потом что? Правильно, юристы.
Василий Васильевич учился на юрфаке Московского университета. Учился очень даже неплохо. Диплом выпускника Кандинского насчитывает двенадцать отметок «весьма удовлетворительно», что соответствует нынешнему «отлично». И всего три отметки «удовлетворительно» — аналог современного «хорошо». В целом — более чем заслуженный диплом «первой степени». С дальнейшими очень хорошими перспективами — его оставили в университете «для подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации».
Но тут знаменитая родовая авантюрность взяла своё. В возрасте тридцати лет Кандинский оставляет юриспруденцию и решает стать художником. В истории отечественного искусства случай уникальный. Можно вспомнить только Павла Федотова, который в двадцать девять лет оставил офицерскую карьеру и подался в вольные художники. Правда, автор «Свежего кавалера» и «Сватовства майора» к тому моменту был уже признанным живописцем-любителем. Его работа «Встреча Великого князя» была куплена самим Великим князем, Михаилом Павловичем. У Кандинского же не было ничего, кроме воспоминаний о детских занятиях рисунком, да о запахе скипидара «таком обворожительном, серьёзном и строгом».
Понятный Кандинский. Ранние работы художника
Правда, была ещё удивительная способность. Некоторые называют её даже девиацией, отклонением от нормы. Называется это явление синестезией. Описывается оно так: «Особое восприятие, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств». То есть такие люди могут в прямом смысле слова видеть музыку и слышать цвета. Для композиторов это нормально — так, Ференц Лист и Николай Римский-Корсаков видели окраску музыкальных тональностей.
Для художника это тоже нормально, но мучительно. Потому что именно художник сталкивается с вопиющей несправедливостью. Во всяком случае, художник традиционный, которому «положено» изображать людей, животных, и вообще мир вещей. Пусть даже фантастический.
Потомок разбойников, юрист Кандинский обладал обострённым чувством справедливости и безупречной логикой. Почему нельзя? Почему музыке разрешено быть абстрактной, а живописи — нет?
Собственно, секрет абстрактного искусства в этом и состоит. Когда ты слушаешь музыку, ты не думаешь, а чувствуешь. То же самое должно, по идее, происходить и перед беспредметным полотном. Простая мысль, которая вызывает смуту, а иной раз и бешенство вот уже больше ста лет.
Импрессия, импровизация, композиция. Знаменитые картины Василия Кандинского
— В тот период Россия с точки зрения искусства была крайне передовой страной. Покинув ее, Кандинский поселился в Германии и дал ее искусству прививку этого новаторства, встряхнул его. Он создал ключевую немецкую художественную группу «Синий всадник»