в истории реформ россии можно ли увидеть роль грозного

В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО Тест по истории

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Великий князь Иоанн IV Васильевич (миниатюра из Царского титулярника 1672 г.)

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897

Н. М. Карамзин (1766-1826). Н. М. Карамзин стремился в первую очередь к моральной оценке исторических событий и деятелей, «отношение к Ивану Грозному однозначно: «герой» в первый период своего царствования, он превращается в тирана во втором». Так Н. М. Карамзин выдвинул концепцию «двух Иванов» — героя и мудрого государя в первую половину царствования и тирана-деспота — во вторую. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 98.

Соловьев С. М. (1820-1879) По мнению С. М. Соловьева, Иоанн IV был первым царем не потому только, что первый венчался на царство, но потому, что «первый осознал вполне все значение царской власти, первый, так сказать, составил себе ее теорию, тогда как его отец и дед усиливали свою власть только практически». В связи с этим, С. М. Соловьев определяет его эпоху как «шаг вперед, к победе государственных начал». Соловьев С . М . История России с древнейших времен.

В. Б. Кобрин (1930 – 1990) Контекст эпохи, по мнению В. Б. Кобрина, позволяет «изучить некоторые общие особенности механизма личной власти. Режим индивидуальной диктатуры не может не опираться на террор, на всеобщий страх перед диктатором. Иначе не подавить думающих и рассуждающих. Террор этот должен носить тотальный характер, касаться не только подлинных врагов тирана, но и людей, которые ничего против него не замышляли и, более того, до момента своей гибели искренне верили (или старались верить), что властитель ведет страну к процветанию». Кобрин В. Б. Иван Грозный. Указ. соч. С. 163

С. В. Перевезенцев Современный историк считает, что именно с опричнины Ивана Грозного начался исторический путь царизма, уже в XVI в, формируется представление о «самодержавстве» как неограниченной власти монарха. Изучая переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, где, как пишет автор, сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и религиозно-философски обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов, выделив принцип: «полнота самодержавной власти», «Божественное происхождение самодержавной власти» и «главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным Заповедям». Перевезенцев С. В. Иван Грозный. М., 2003 .

Рассматривает модель поведения царя и сценарий его власти в контексте эсхатологических ожиданий эпохи. Современники связывали действия царя с приближением Страшного Суда. В эсхатологических религиях и верованиях, Страшный Суд — это «последний суд, определения награды первым и наказания последним» . По мнению А. Л. Юрганова, Грозный и его власть органична для этой эпохи, проникнутой эсхатологическим временем и, вместе с этим сложна для понимания как современниками так и исследователями. Царь, как представитель Бога на земле, помазанник Божий берет на себя функцию «наказания». Он не только имеет право, но и обязан это сделать, так как в наказании и есть спасение. Но перед Судом Божьим, он предстанет не только как царь, но и как человек. А. Л. Юрганов (род. 4 апреля 1959)

Разобравшись в предыдущих статьях с общим содержанием Историко-культурного стандарта (ИКС) и трудными вопросами № 1, 2 и 3, связанными с призванием варягов, формированием древнерусской народности, и историческим выбором Александра Невского, перейдём к следующей проблеме отечественной истории.

Как и было задумано, мы попытаемся:

– во-первых, кратко объяснить содержание каждого из «трудных вопросов», опираясь на научно-сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем;

– во-вторых, проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.

Начнём с научной сертификации. Трудный вопрос № 4 сформулирован в ИКС так: «Роль Ивана IV в российской истории: реформы и их цена».

Трудность этого вопроса связана с дискуссиями относительно двух проблем:

1) целей опричной политики Ивана IV – проводившейся им в 1565 – 1572 годах, – и

2) необходимости для России затеянной Иваном Васильевичем Ливонской войны (1558 – 1583).

Что же до опричной политики, то это был эксперимент по «обкатке» на части территории страны новой политической модели, а именно: самодержавия, абсолютной власти монарха. Ведь к тому времени монарх в России был ограничен Боярской думой и политической традицией – требовавшими считаться при назначении на должности с самолюбием аристократии. А на территории существовавших внутри страны порядка 20 автономных областей – удельных княжеств, – царь делил власть с удельными князьями.

Но в январе 1565 года Иван IV разделил Россию на две части – опричнину и земщину. Опричнина стала его личным уделом, где он распоряжался как абсолютный монарх. Земщиной он, как и раньше, управлял вместе с Боярской думой.

Зачем же Ивану Васильевичу была нужна абсолютная власть?

Из его собственных писем хорошо видно, что у царя – много читавшего и размышлявшего над прочитанным – очень рано сложилось убеждение, что монарх ограничен только Богом. И, например, историк Д. Н. Альшиц полагал, что «опричный эксперимент» и проводился для претворения этой идеи в жизнь, для установления в стране, так сказать, самодержавия ради самодержавия.

В. Б. Кобрин (развивая здесь взгляды А. А. Зимина и других исследователей, писавших до середины 1960-х годов) делал акцент на «прикладном» значении установления Иваном IV самодержавия: необходимо было усилить централизацию государства, покончить со своеволием удельных князей и другой знати.

Что же дала опричная политика?

Централизация управления обширной, бедной ресурсами и окруженной большим количеством враждебных государств Россией в XVI веке в принципе должна была обеспечить более эффективную оборону страны. Но здесь реальным достижением стала лишь ликвидация всех (кроме одного) удельных княжеств. Абсолютную власть монарха Ивану Грозному утвердить не удалось. В 1572 году он от своего эксперимента отказался (любая абсолютная монархия должна опираться на разветвлённый бюрократический аппарат, а он тогда только начал создаваться).

Повысить качество военного управления не удалось. Деление армии на опричную и земскую повлекло за собой несогласованность действий той и другой – в конце концов приведшую в 1571 году к прорыву крымцев к Москве и гибели Москвы в огне.

То есть плюсов – как ни оценивай цели опричнины – минимум.

А минусов – масса.

Свыше 4000 (по данным самих опричников) казнённых за недовольство политикой опричнины и просто убитых «за компанию» с их господами крестьян и холопов.

Усугубление за счёт этого обезлюживания и разорения России, начавшегося после неурожаев три года подряд (1569–1571) и эпидемии чумы 1570 года.

Раскол служилых людей по отечеству (бояр и дворян) на «чистых» и «нечистых» – аукнувшийся потом в Смуту.

Но и земель Иван Васильевич никаких в той войне не приобрёл. Даже отдал шведам часть уже имевшихся.

В общем, улучшив в середине XVI века и внутри-, и внешнеполитическое положение России, в 1560-х – 1580-х годах Иван IV его однозначно ухудшил. Дискуссии среди историков об Иване Грозном продолжаются, но наиболее аргументированный вывод скорее пессимистичен: цена реформ оказалась очень разной и в случае опричнины с Ливонской войной – неподъёмной для страны.

  • Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988.
  • Володихин Д. М. Рюриковичи. М., 2015.
  • Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.
  • Филюшкин А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная Рада». М., 1998.
  • Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999.

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 4: Иван Грозный

Иван Зацарин. Встреча, которая их напугала: к 71-летию рукопожатия на Эльбе

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О становлении Киевской Руси

Иван Зацарин. Почему они с нами. К 101-й годовщине геноцида

Иван Зацарин. Хитрый план, который сработал. К 87-летию первой пятилетки

Александр Шубин. Ленин и деньги: бухгалтерия Октябрьской революции

Иван Зацарин. Россия, которую они распилили. К 98-летию Закавказской федерации

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 4: о борьбе с Англией за Константинополь

Андрей Сорокин. Деньпобедное обострение. Как нам доказывают, что мы проиграли войну

Михаил Борисёнок. Что и немцу хорошо: малоизвестный очерк о дорогах и людях России середины XIX века

Иван Зацарин. Поднебесная сотня. К 27-летию Тянаньмэнь

Валентин Жаронкин. Советская национальная политика: как мы побывали в будущем. Нет в русской истории «трудных вопросов», часть 11

Иван IV Грозный — великий князь Московский и первый русский царь. Это противоречивая фигура. В первой половине своего правления он добился больших успехов в войнах — присоединил Казанское и Астраханское ханство, позднее при нем (хотя и без его разрешения) началось покорение Сибири Ермаком. В результате внешней политики Ивана Грозного территория Руси увеличилась почти вдвое. Царь способствовал развитию книгопечатания и вообще сделал много для развития русской культуры.

Однако вторая половина царствования Ивана Грозного отмечена негативными событиями — введение опричнины, неудачное для России завершение Ливонской и Русско-шведской войны привели к голоду, обнищанию населения. Всё это привело к масштабному социально-экономическому кризису, который получил название «Поруха».

Таким образом, роль Ивана Грозного в истории Руси нельзя оценить однозначно.

Первый царь всея Руси Иван IV Васильевич (1530—1584), прозванный в народе Грозным за крутой и жестокий нрав, по сей день остается одной из самых известных и обсуждаемых фигур в русской истории. Однако и сегодня некоторые факты его биографии остаются спорными или малоизвестными. Мы собрали некоторые из них.

Ливонская война, начатая Иваном Грозным в 1558 году за выход к Балтийскому морю и длившаяся 25 лет, вызвала затяжной конфликт между Россией и Европой. Чтобы закрепить образ Ивана IV как опасного агрессора, в европейских странах распространялись листовки с изображением русского царя в платье турецкого султана и окружавших его воинов в османских доспехах.

Связано это было с тем, что Османская империя была для европейцев заклятым врагом и любые ассоциации с ней вызывали страх и ненависть. С той же целью Ивана Грозного называли многоженцем, проводя через это аналогию с гаремами османских правителей.

С начала 1550-х Иван Грозный наладил торговые связи с Англией, благодаря чему рядом с Московским Кремлем появилась первая в русской истории гостиница – Английский торговый двор. Однако мало кто знает, что царь сватался к английской королеве Елизавете I. Через этот брак он надеялся получить титул монарха от Англии до Урала и запастись политическим убежищем на случай необходимости. После отказа Иван Грозный ответил королеве возмущенной отповедью:

Тем не менее монархи сумели сохранить добрые отношения до конца дней. Елизавета была единственной женщиной, с которой русский царь вел переписку.

Несмотря на то, что традиционно Иван Васильевич Грозный представляется в истории варваром и тираном, он был одним из самых образованных людей своего времени и обладал феноменальной памятью. Его перу принадлежит множество посланий и сочинений, а не дошедшая до нас библиотека русского царя была одной из богатейших и ценнейших в мире. Иван Грозный внес немалый вклад и в развитие образования в стране. По его приказу в Москве был основан Печатный двор и налажено книгопечатание, а по всей территории России начали открываться бесплатные церковно-приходские школы для детей бедняков, желавших обучаться грамоте.

В частности, эту версию озвучивал академик Н. С. Лихачев еще в 1903 году. При этом череп царевича сохранился так плохо, что доказать наличие следов ударов практически невозможно.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

До чего легко делить на чёрное и белое, на героя и злодея! Но ведь обычно всё сложнее. Тот же Иван IV, который Грозный: первая часть правления — великий реформатор; а потом что-то случилось с мозгом и — великий маньяк. Попробуем найти границу. Узнать, в каком году он как-то мгновенно поменял формат.

Иван Васильевич (по прямому имени Тит и Смарагд, в постриге — Иона) родился 25 августа 1530-м. Номинально стал царём в три года. Официально — по достижении совершеннолетия в 1545-м.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Провёл ряд реформ, направленных на централизацию государства и построение общественных институтов. Созван первый Земский собор с представителями от всех сословий, кроме крестьянства.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Проведены земская и губная реформы, перераспределившие полномочия наместников и волостелей в пользу выборных представителей черносошного крестьянства и дворянства.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

И вот наступил 1564 год. В январе русская армия наголову разбита литовским князем Николаем Радзивиллом. Грозный обвинил в предательстве воевод Репнина и Кашина и велел убить их.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Череда поражений от поляков. Всё, завоёванное за четверть века на Северо-Западе, пришлось вернуть. Русское государство опять отрезано от моря. Страна разорена.

Формально Иван IV правил дольше любого из российских правителей — 50 лет и 105 дней. Прирост территории Руси при нём составил почти 100%. К завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.

В 2016 году в Орле на народные пожертвования установили первый в России памятник Ивану Грозному. Это вызвало многочисленные обсуждения на тему личности самого царя и оценки итогов его правления. В историю он вошел как неоднозначная личность, однако, последние исследования говорят о том, что негативный образ царя, растиражированный теперь в картинах и фильмах, сложился в основном после его смерти стараниями недоброжелателей и в корне отличается от той действительно выдающейся личности, которой он являлся. Зная так много о негативных сторонах его правления, причем зачастую на базе шатких источников, знаем ли мы о его реальных заслугах и значении в истории нашей страны?


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Памятник Ивану грозному в Орле

Предлагаем вспомнить лишь некоторые заслуги Ивана Васильевича Грозного, Государя, Царя и Великого Князя всея Руси (годы жизни 1530–1584):


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Территория Российского Государства в период правления Иоанна Грозного.

3. Было построено более 150 новых городов и крепостей! В том числе при Иване Грозном заложен и Орел, в котором теперь установлен его памятник. .

Начало темы: Задачи, удачи и неудачи реформ Ивана Грозного: что об этом нужно знать

Рассматривая в рамках нашего большого путешествия по Историко-культурного стандарту (ИКС) и содержащимся в нём трудным вопросам, мы продолжим изучение трудного вопроса № 4 и попытаемся проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.

Напомним, трудный вопрос № 4 сформулирован в ИКС так: «Роль Ивана IV в российской истории: реформы и их цена».

Сначала посмотрим, как излагают этот вопрос основные учебники истории для 6-го класса средней школы, т.е.:

1) Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времён до конца XVI века и

2) Пчёлов Е. В. История России с древнейших времён до конца XVI века?

Учебник Е. В. Пчёлова объясняет самое сложное в вопросе о роли Ивана IV в нашей истории – причины опричных экспериментов – тягой царя к неограниченной власти: «Его целью была полная и безраздельная власть над страной», и опричнина должна была помочь ему проводить эту политику. Правда, тут же добавляется, что с помощью опричнины Иван надеялся ещё «покончить с пережитками удельной системы». Но из предыдущего изложения ученик может понять, что «пережитки удельной системы» – это и есть отсутствие у монарха полноты власти.

Да, сводить действия Ивана IV лишь к «жажде власти» – не вполне корректно. Как мы с вами говорили в прошлый раз, «безраздельная власть», абсолютизм  – это не самоценность и не каприз конкретной личности, а принятый для данной эпохи инструмент решения объективных задач государственной политики. К тому же это лишь одна из существующих в науке версий относительно причин введения опричнины.

Однако можно признать, что Пчёлов справедливо не стал перегружать сознание шестиклассников сведениями о наличии в науке разных подходов. Вот в учебнике для 10-го класса о них можно и нужно будет рассказать, а в 6-м достаточно сформировать у ученика наглядный и внутренне непротиворечивый образ ивановой политики с изложением основных фактов, что и сделано в данном учебнике.

Рассказ об основных событиях времён опричнины, об опричном терроре – как и почти всё в учебнике Пчёлова – ярок и красочен, способен сформировать в сознании ученика цельные образы. Указан и масштаб людских потерь, вызванных опричниной, – тысячи человек, сказано и о роли опричнины в разорении страны.

А. А. Данилов и Л. Г. Косулина, как всегда, более академичны, но тоже указывают, что причиной введения опричнины стало стремление Ивана к самодержавию, что била эта политика по тем кругам, в которых Иван видел угрозу своему самовластию. Рассказ о временах опричнины, о её роли в разорении и запустении страны так же информативен, но, пожалуй, не так ярок, как рассказ Пчёлова.

Но есть и серьёзные упущения: в этом учебнике нет сведений о количестве жертв опричнины – даже о порядке чисел. Кроме того, Данилов и Косулина внятно не говорят о причинах отмены опричнины. А контекст, в котором они сообщают об этом факте, таков, что у ученика может возникнуть законное недоумение. « В период опричнины, – пишут авторы, – Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Осенью 1572 года опричнина была отменена».

Конечно, отсюда можно заключить, что её отменили как выполнившую свою задачу. Но первое, о чём подумает, прочтя эти две стоящие рядом фразы, средний ученик, это что тут какая-то ошибка. Как это так: царь стремился к усилению своей власти, опричнина помогла ему в этом – и вдруг он её отменил! А зачем, если она ему помогала? Неужто Иван Васильевич поменял профессию, как учит уже известное этому самому среднему школьнику кино?

Такая путаница – как раз и есть следствие упрощения причин опричнины. Если же исходить не из отдельно взятого «усиления власти», а из реальных задач, которые эта власть должна была решить, а потом сравнить задачи с результатами, – то противоречие снимается.

Придраться можно и к тому, что авторы приводят устаревшее в целом мнение о том, что опричные ссылки, казни и конфискации подорвали экономическое могущество княжеско-боярской аристократии. Да, после репрессий 1565 года против аристократии так можно было сказать – но ведь впоследствии Иван IV вернул большинству репрессированных «княжат» (служилых князей) конфискованные у них вотчины.

Настораживает и другое – то, что оба учебника не называют ещё одну (наряду с Ливонской войной и опричным террором) причину хозяйственного разорения России к концу царствования Ивана IV, запустения целых районов страны – приведшего к началу процесса установления крепостного права. А именно: полосу неурожаев и эпидемий рубежа 1560-х – 1570-х годов. Этот просчёт, помимо прочего, приводит к невольному преувеличению отрицательных последствий ивановых внутриполитических экспериментов.

Но ещё хуже то, что учебники истории для 10-го класса – те, что должны углубить и систематизировать знания, полученные в 6-м классе – вопрос о деятельности Ивана IV только запутывают.

Учебник под редакцией уже знакомого нам А. А. Данилова (История России. 10 класс. Ч. 1. М., 2013), добавляет к тому, что сказано в учебнике для шестиклассников, только обзор историографии вопроса, начиная аж с давно устаревших трудов XIX века. Этот обзор подошёл бы для учебника, адресованного тем, кто изучает профильный, углублённый курс истории. А тем, кто не собирается изучать историю углублённо, – зачем им эти чисто специальные подробности? Их надо познакомить с концепциями, существующими в науке сегодня – с последним словом науки. Этого в обзоре не сделано, «мухи от котлет» в нём не отделены.

Авторы другого учебника (Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. История. Россия и мир. Базовый уровень. М., 2013) поступили ещё хлеще. Давая понять, что вопрос – дискуссионный, они знакомят десятиклассника только с устаревшими взглядами советских историков 1930-х – 1950-х годов. Правда, их тут же опровергают, – но о современных концепциях ничего не сообщают. А сами предлагают концепцию невразумительную. В одном месте пишут, что опричнина была введена для укрепления самодержавной власти, а в другом – что для «внедрения новшеств» путём террора. Каких новшеств? Кто это должен объяснять подросткам, уже позабывшим даже «версию для 6-го класса»? И почему хозяйственное разорение России списывается исключительно на опричнину? А неурожаи, а эпидемии?

Но спустя четыре года новые учебники способны сформировать даже у самых пытливых школьников кашу, а то и разруху в головах – после этого у интересующихся молодых людей очень хорошо впитываются всякие нелепые «альтернативные» версии правления Грозного, потому как базового представления об эпохе сформировать не сподобились. Надо надеяться, что новые учебники, созданные на основе ИКС, эти недочёты сумеют исправить.

Иван Зацарин. Как перестали убивать их и взялись за нас. К 138-летию покушения на императора Германии

Иван Зацарин, Виктор Мараховский. Почему они ничего не придумали. К 110-летию начала работы первой Думы

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Чем защищали Родину в средние века: булавы, копья, мечи, топоры

Андрей Сорокин. Связанные одной лентой. Новая жизнь Дня Победы и современный национальный символ

Владимир Мединский. Зачем миру нужны русские победы. О концерте Мариинки в Пальмире

Виктор Мараховский. Защитники бесконечности. Ретро-рецензия на х/ф «Офицеры»

Виктор Мараховский. Бессмертный полк подарил вторую жизнь Дню Победы

Виктор Мараховский. Эстония пытается остановить Бессмертный полк. Ну пусть пытается

Иван Зацарин, Виктор Мараховский. Так Родину не спасают. К 111-летию основания партии черносотенцев

Иван Зацарин. Почему мы их не отдадим. К 141-летию договора о Курилах

Иван Зацарин. Матчи жизни. К 74-летию возвращения футбола в блокадный Ленинград

Методическая разработка урока истории в 10 классе

Тема урока: Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

Формирование целостного представления о роли Ивана Грозного в российской истории на основе анализа исторических источников.

: технология развития «критического мышления», технология продуктивного чтения

Оборудование и материалы: учебник, дополнительная историческая литература; выдержки из исторических источников; репродукция картины чувашского художника Николая Овчинникова «Навеки вместе», мультимедийное оборудование, фрагмент фильма «Царь» режиссёра П. Лунгина.

Задания учащимся к уроку: познакомиться с трудами представителей различных исторических школ (по группам) по изучаемой теме, подготовить выступления.

«Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»Василий Осипович Ключевский

«Не произнесёт историк слова оправдания такому человеку»

Сергей Михайлович Соловьев

Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке истории. Желаю всем нам продуктивной работы.

а в Орле  состоялось торжественное открытие памятника Ивану Грозному. Это событие вновь оживило дискуссию о его роли в истории. В СМИ появились статьи с заголовками: «В Орле всё-таки открыли памятник Ивану Грозному», «Открыт первый в истории России  Ивану Грозному», «Заслуживают ли подобные исторические личности такого увековечения?» и др.  Как вы думаете, с чем связана такая неоднозначная реакция общества на открытие памятника? (Ответы учащихся).

Имя Ивана Грозного для всех современников является символом истории России XVI века, когда из разрозненных северо-восточных земель оформилось единое Московское государство. Но удивительный факт: в России не было ни одного памятника этому правителю. И до сих пор не утихают споры о том, насколько его правление было полезным для России.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

«Роль Ивана IV Грозного в российской истории».

В российской истории нет, пожалуй, другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей его правления. Какую проблему предлагаете решить на уроке? (

Кто он, Иван Грозный, — жестокий деспот, тиран, увлёкший страну в Смуту, или– царь- реформатор, превративший страну в державу? Над этой проблемой мы и будем работать.

История, как и любая другая наука, требует объективных знаний. Наша цель — создать целостное представление о роли Ивана Грозного в российской истории на основе анализа трудов историков. Какие задачи поставим на урок?

3) Эпиграфом к уроку я выбрала 2 цитаты — слова историков В. О. Ключевского и С. М. Соловьёва. По окончанию нашей совместной работы мы вместе определим, какая цитата больше подходит к нашему уроку.

II. Стадия осмысления.

Я предлагаю провести урок в форме деловой игры – научной конференции историков. На заседание приглашены представители различных исторических школ. Тема нашей встречи «Иван Грозный и его роль в истории». Ваша задача — проанализировать и сформулировать основную идею о роли Ивана Грозного в истории с точки зрения той исторической школы которую вы представляете.

(Знакомство с группами

1-я группа — «Государственная школа»

2-я группа – концепция «Двух Иванов»

3-я группа – современная российская историография

4-я группа – чувашская историческая школа.

Чтобы «окунуться в эпоху», вспомним основные события, связанные с правлением Ивана Грозного (хронологическая работа).

2. Выступления 1-3 групп (регламент – 3 минуты).

Проанализируйте качества Ивана Грозного как человека и как государственного деятеля.

Используется приём «Корзина мыслей». Каждая группа после выступления называет главные, на их взгляд, черты Ивана Грозного. Итог – совместный  «Иван Грозный» (оформляется на доске).

: Как мы убедились, исторические школы не имеют единой точки зрения на роль Ивана Грозного в истории. Но что объединяет и в чём различие этих подходов? (

1) все школы признают прогрессивный характер реформ Ивана Грозного совместно с Избранной радой;

2) много общего в оценке личностных качеств царя;

3) различие – в оценке методов и необходимости осуществления преобразований.

А что дала вам работа с историческими источниками? (Работа с источником требует умения сопоставлять, анализировать, выделять главное в текстах. Убедились, что в истории нет однозначной оценки деятельности царя Ивана Грозного.)

Ученики записывают ответы на листочках

На все вопросы ответы — «Да». Вот такой многогранной личностью был Иван Грозный. Какие новые черты в нём для себя вы открыли после этой работы?

Допишите, пожалуйста, в нашем кластере качества царя, о которых узнали из этой работы. . Выделите в кластере личностные качества царя. Какие качества в нём характеризуют государственного деятеля? Какой вывод по проделанной работе мы можем сделать?

безнравственный просвещённый тиран, упрочивший государственную власть, превративший Россию в огромную державу. Он и злодей, и реформатор одновременно.

Игра в форме общественного опроса

Как бы вы ответили на предложение построить памятник Ивану Грозному в Чувашии?

(Голосование, аргументирование своего выбора).

Посмотрите на экран. Перед нами — картина «Навеки вместе». Автор — художник Николай Овчинников, уроженец нашего района. На картине запечатлён исторический момент —  встреча Ивана Грозного с посланцами чувашского народа по пути следования в Казань в 1554 году. Как автор изобразил характер этого события?

Празднично одетые чуваши встречают русского царя хлебом-солью, подарками, как самого дорогого гостя. На их лицах не читается испуга перед злым тираном).

Дадим слово представителям чувашской исторической школы

Говоря о последствиях присоединения Чувашии к русскому государству, многие историки видят больше положительного. Главное, о чём подчеркивают исследователи, – чуваши в составе русского государства сохранили свою народность.

III. Стадия рефлексии.

1. Слово учителя Вернёмся к нашим эпиграфам. Какое высказывание, по-вашему, больше подходит для нашего урока? Почему вы так решили?

Какие трудности вы испытали во время подготовки к уроку. Оправдались ваши ожидания от урока? Как вы оцените свою работу на уроке?

2. Домашнее задание:

: Я предлагаю вам посмотреть фильм Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году и тоже вызвал полемику среди общественности. Некоторые историки крайне негативно отнеслись к картине, утверждая, что там нет исторической правды. Но картина предоставляет предостаточно пищи для размышлений задуматься над вопросом сосуществования нравственности и власти. Мне будут интересны ваши мнения о фильме.

Спасибо за урок!

Какие города были построены при Иване Грозном?

В начале правления Ивана Грозного наибольшую угрозу для Русских земель представляли Княжество Литовское, Крымское Ханство и Казань, соответствующие направления оставались ключевыми и в плане военных походов и в плане создания рубежных сторожевых крепостей и городов.

1551 — основание Свияжска; 1552 — взятие Казани (после третьего военного похода);


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Коровин Петр Иванович. Взятие Казани Иваном Грозным.

При жизни Ивана Грозного было заложено множество крепостей, стрелецких стоянок и поселений, которые через некоторое время — уже после его смерти — превратились в крупные города. Так или иначе, первые шаги и предпосылки к созданию следующих населенных пунктов принадлежат Ивану Грозному: Самара (1586), Уфа (1586), Саратов (1590), Белгород (1593), Оскол (1593), Воронеж (1586) — в скобках указан год получения официального статуса города. Курск существовал уже до воцарения Ивана Грозного на престоле, однако, именно благодаря его политике был существенно расширен и заселен большим количеством людей.

4. Эпоха Ивана Грозного — время становления казачества и закрепления его на Дону.

5. Проведен ряд административных реформ, покончивших с произволом наместников. Теперь местная власть была крепко связана с центральной и собрание разрозненных княжеств и земель наконец обрело статус полноценной Державы.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

6. Созданы государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), введены наказания для чиновников;


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

8. Появляются отряды артиллерии, причем пушки изготовленный во времена и по приказу Ивана Грозного были настолько надежными и долговечными, что прослужили вплоть до военных реформ Петра!

9. Проведена судебная реформа и принят Судебник (1550 г.) — первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы. Помимо прочего он предусматривал право самоуправления для крестьянских общин, и позволял при оскорблении чести требовать компенсацию деньгами или кровью, причем это право давалось и представителям низших сословий в их спорах с высшими. Единственным условием было присутствие воеводы на поединке. Сравнение различных Судебников показывает, что законодательство Ивана IV было более гуманно, нежели предыдущее и последующее. Царь не только стоял на страже закона, но не нарушал и установленные обычаи.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

К. Лебедев. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Николай Егорович Сверчков. Ямская тройка на зимней дороге. -е

11. Запрещены частные подземные тюрьмы.

12. Пожары начали тушить организованно.

13. Особое внимание Иван Грозный уделял культуре и просветительству. При нем началась эпоха книгопечатания: в Москве созданы две типографии. При нем же был возведен один из наиболее узнаваемых символов России — храм Василия Блаженного. Кроме того, заложено более 100 новых монастырей. Введено системное школьное образование.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

14. Известно, что царь очень любил шахматы, слыл одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью, слыл отличным оратором. Он являлся автором многочисленных богословских стихов, которые использовались во время праздничных молебнов.

15. Иван Грозный не только любил читать, но и был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе. Поиски ее ведутся археологами и кладоискателями, которые нимало не сомневаются в ее реальности и ценности, до сих пор.

16. В народной памяти установилось почитание грозного царя в качестве святого. Факт включения Ивана IV в. каталоги святых признавался видным историком Церкви Е. Голубинским. Есть сведения о том, что даже сохранились иконографические изображения Ивана IV с нимбом. Вплоть до 1917 г. к гробнице Грозного в Кремле шел простой народ, прося его о заступничестве перед Господом.

Кстати, правление Ивана Грозного было самым длительным за всю историю нашего государства и насчитывало 51 год. На трон же он был возведен уже в 3 года (в 1533), в связи с ранней смертью отца и правил вплоть о своей смерти в 1584. Примечательно также и то, что это с подачи Карамзина за Иваном Грозным закрепилось именование Четвертого, так как историк начал отсчет с Ивана Калиты. Современники же именовали правителя не иначе как Иван Первый Васильевич, ведь он был первый Царем Руси в полном смысле этого слова, а не одним из многочисленных князей.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Илья Глазунов. Иван Грозный


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Кадр из фильма С. Эйзенштейна

Биография Ивана Грозного

Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Во главе государства оказались его мать Елена Глинская и боярский совет из семи вельмож, сформированный Василием. Елена Глинская и ее фаворит Иван Оболенский быстро расправились с советом. После смерти матери Ивана (1538) власть оказалась в руках боярской верхушки во главе с Василием и Иваном Шуйскими.

В 1549 году был созван Земский собор. В 1550 году принят новый судебник, то есть свод законов, по которому фактически Россия жила до времен Николая Первого. Проведены земская и губная реформы (местное управление), сформировано регулярное стрелецкое войско, перестроена система приказов (министерств). Стоглавый собор привел в порядок церковные уложения.

В 1552 году по итогам третьего казанского похода Казанское царство вошло в состав России. В 1556 году в состав России вошло Астраханское царство.

В 1558 году началась Ливонская война (она продолжалась до 1583 года), которая на первом этапе была успешной для России. Был уничтожен Ливонский орден, построен Иван-город напротив Нарвы.

Репрессии. Опричнина. Террор

В 1565 году царь объявляет о введении опричнины. Избранное войско вне закона страны помогло царю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Была уничтожена родовая аристократия. Произошло перераспределение состояний и владений.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

В 1571 году крымский хан Девлет Гирей совершил неожиданный поход на Русь, легко дошел до Москвы, поджег окраины, в результате чего город выгорел дотла. Царь, узнав о приближении татар, сбежал из столицы.

Девлет Гирей повторил поход на разоренную Русь в 1572 году, но был разгромлен в битве при Молодях земским войском.

Последние годы. Присоединение Сибири

В 1572 году опричнина была распущена. Основной причиной стала малая эффективность опричного войска и растущее влияние видных опричников в стране.

В 1575 Иван Грозный вновь отрекается от престола. На этот раз царем объявили Симеона Бекбулатовича, касимовского хана, чингизида (потомка Чингисхана). Симеон Бекбулатович понимал номинальный характер своего правления, а Ивану IV это позволило отменить все дарственные церквям и монастырям. После возвращения на трон царь был уже не так щедр, как раньше.

В 1577 году с новой силой продолжилась Ливонская война, которая к этому моменту уже стала войной русско-польской. Король Речи Посполитой Стефан Баторий провел успешную кампанию, осадил Псков, но город героически оборонялся, и полякам пришлось отступить. Тем не менее, по перемирию на 10 лет (1582) Россия фактически вернулась к своим границам, существовавшим к началу Ливонской войны. По Плюсскому перемирию (1583) со шведами Россия потеряла Ям, Копорье, Ивангород.

В 1582 году в Москву прибыли посланники от казачьего атамана Ермака Тимофеевича, сообщавшие о разгроме Сибирского ханства и о присоединении его к России. С этого момента началась колонизация Сибири русскими. Сибирь обеспечит материальное благополучие страны более чем на сто лет вперед. Но к концу правления Россия была разорена Ливонской войной, безнаказанными набегами крымцев, последствиями опричнины.

Иван Грозный умер в 1584 году. Его наследником стал Федор Иоанович, последний из линии Рюрика на российском престоле.

Жены, личная жизнь, любовницы и любовники Ивана Грозного

У Ивана Грозного было 8 жен. Но, как ни странно это звучит, скорее всего царь был однолюбом. Его первая супруга Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) была для него по-настоящему дорогим человеком. Во всяком случае именно после ее смерти (1560) природная жестокость Ивана вырывается наружу. Они поженились в 1547 году (Ивану было 17, Анастасии 15 или 17 по разным данным). У пары было шестеро детей (три дочери, три сына. Четверо умерли во младенчестве). После смерти Анастасии ее родственники сумели сохранить свое влияние, и в итоге именно Романовы в 1613 году после Смутного времени стали новой царствующей династией.

Новой избранницей царя стала Мария, 16-летняя дочь черкесского князя Темрюка. Они прожили 8 лет, у них был всего один ребенок — сын Василий — умерший во младенчестве. Достоверных сведений о Марии Темрюковне немного, но так как период жизни с ней совпал с самыми жестокими и разнузданными годами опричнины, в фольклоре за ней сохранился негативный образ женщины злобной и вредной.

По поводу следующей жены мнения разнятся. Скорее всего ею стала Анна Васильчикова (1575-1576), насильно постриженная в монахини после года супружества. Но до нее, якобы, супругой царя была Анна Долгорукова. Впрочем, скорее всего с ней Иван отношений не оформлял. Как и с Василисой Мелентьевой, якобы пришедшей на смену Васильчиковой. Такой разброд в данных объясняется тем, что Иван далеко не всегда считал необходимым официально оформлять свои отношения, а сделать своей наложницей он мог любую женщину своего государства. Да и церковь все браки после третьего ни по каким канонам одобрить не могла.

Последней супругой Ивана Грозного стала Мария Нагих. Какой бы по счету она не была (если не считать полулегендарных Долгорукову и Мелентьеву, то она шестая, если вычеркнуть Собакину, то пятая), этот брак никак не мог быть одобрен церковью. Скорее всего после отъезда в монастырь Анны Котловской Иван ни с кем из последующих жен не венчался. То есть формально их нельзя считать ни женами, ни царицами. Впрочем, законы, в том числе и церковные, Иван устанавливал сам.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Дети Ивана Грозного

Всего у Ивана Грозного было восемь признанных им детей. Из них пятеро умерло во младенчестве. Причем царевич Дмитрий, первый его сын в браке с Анастасией Романовой, погиб во время поездки на богомолье. Бояре уронили младенца в воду.

Их второй сын — Иван Иванович (1554-1581) должен был стать Иваном V. Женат был трижды. Первые две жены были насильно пострижены в монахини. Формально из-за бездетности. Третья супруга Елена Шереметова была на сносях, когда произошла самая страшная трагедия в семье царя. По рассказу весьма информированного в русских делах папского посла Антонио Поссевино царь, увидев невестку в непотребном, как ему показалось, виде, начал ее избивать. Царевич Иван пытался помешать отцу, но получил удар посохом по голове. От чего и скончался через несколько дней. Супруга его потеряла ребенка и была прострижена в монахини Новодевичьего монастыря.

Еще один сын Ивана Федор (р. 1557), стал последним русским царем из династии Рюриковичей (1584-1598). Он много молился, мало вникал в дела государства, полностью доверяя правление брату любимой супруги — Борису Годунову. Годы его правления стали весьма успешными для России. Грамотная внутренняя политика Годунова вывела страну из кризиса. Система пограничных городов стала эффективным заслоном от набегов крымских татар. Среди прочих достижений было и установление патриаршества на Руси (1589).

Последний сын Ивана IV Дмитрий родился в 1582 году от Марии Нагой. Этот брак церковью не признавался и царевич формально не мог претендовать на царский трон.

Сразу после смерти Ивана Грозного царица Мария Нагая с сыном были отправлены в Углич под присмотром царских управляющих.

Царь Иван вступил на престол в трехлетнем возрасте, находился во главе государства 51 год, и умер в 54, это довольно серьезный возраст для XVI века. Царь много пил, имел многочисленные половые связи с мужчинами и женщинами, страдал психическими расстройствами. Учитывая уровнь тогдашней медицины, можно смело сказать, что болезней у него было много. При том, что в молодости Ивана описывают довольно высоким по тем временам (около 180 см) и сильным человеком, в последние годы иностранные послы отмечали его излишнюю тучность, слабость и болезненный вид, а за три года до смерти уверяли, что он не протянет и нескольких месяцев.

В 1963 году советские ученые совершили вскрытие могилы Ивана Грозного в Архангельском соборе Кремля. Исследования доказали, что царь не был отравлен. Найденые в его останках следы ртути не выходят за пределы нормы и, скорее всего, являются следствием лечения. Скорее всего, по мнению ученых, царь страдал сифилисом.

Правда и ложь об Иване IV Грозном

4. При Иване Грозном Россия была довольно отсталым и закрытым государством. Во многом из-за нежелания Запада делиться своими техническими достижениями. Большим прорывом в этом отношении стал приход в Архангельск английского купца Ричарда Ченслора. Его корабль был частью неудачной экспедиции в Индию через Северный Ледовитый океан. Ченслора доставили в Москву. Английские купцы получили небывалые привилегии для торговли в России, а царь установил отношения с английским двором.

5. Иван постоянно боялся за свою жизнь. Маниакально опасался заговоров. Для него всегда была готова келья в Кирилло-Белозерском монастыре. Он построил альтернативный двор-крепость в Москве напротив Кремля (на месте нынешнего Манежа). Неприступную крепость в Александровской слободе. В период выбора новой жены в 1567 году Иван сватался к английской королеве Елизавете I. А в 1583 — к ее родственнице Марии Гастингс. Королева царя отвергла, но такие тесные связи позволили Ивану просить королеву об убежище для себя и для своей казны на случай очередного воображаемого (или нет, кто же теперь знает) заговора против себя.

7. Иван Грозный был одним из образованнейших людей своего времени, обладал литературным талантом, о чем свидетельствуют его письма князю Курбскому. Царь состоял в личной переписке с английской королевой, с представителями других царских домов. Отлично разбирался в церковных вопросах и знал Писание.

Иван Грозный — мифы о чрезмерной жестокости

Необходимо добавить и несколько контраргументов касательно тех расхожих тезисов, на основании которых Ивана Грозного иные любят объявлять кровавым тираном и чуть ли не садистом:


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Апполинарий Васнецов. Новгородский торг

Одним словом, был ли удар или нет — а смерь царевича в действительности случилась позже и обросла огромным количеством непроверенных слухов. ______________________________________


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Павел Рыженко. Царево молчание.

К сожалению, на сегодняшний день в сознании множества наших сограждан прочно укоренились именно негативные ассоциации связанные с Иваном Грозным, а вот осведомленность о его заслугах и поистине выдающихся (а иногда и просто революционных для своего времени) достижениях оставляет желать лучшего. Но не говорит ли сам факт установки памятника на народные пожертвования о том, что в обществе назрела необходимость пересмотра отношения к личности этого великого Царя, признания его выдающихся заслуг и восстановления его доброй памяти?


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме «межнациональный конфликт», то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.


В ИСТОРИИ РЕФОРМ РОССИИ МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ РОЛЬ ГРОЗНОГО

Палитра русских росписей чрезвычайно богата. Вот некоторые из них: Мезенская, Похлов-Майданская, Пижемская, Гуслицкая, Ракульская, Шекснинская золоченка, Хохломская, Борецкая, Петербургская, Городецкая, Жостовская, Гжельская, Великоустюжская чернь, Владимирская, Волховская, Вятская, Карельская, Кемеровская, Киевская, Курская, Липецкая, Онежская, Пермогорская, Петриковская, Полховско-Майданская, Пучужская, Тагильская, Урало-Сибирская, Шенкурская.

Оцените статью
Тест по истории
Добавить комментарий