десятилетие хрущева Тест по истории

десятилетие хрущева тест по истории Тест по истории

Период нахождения у власти Никиты Сергеевича Хрущева часто называют «оттепелью», когда в несвободной стране появилась все-таки некая свобода действий и мысли. Реформы Первого секретаря ЦК КПСС затрагивали практически все сферы жизни общества. В этот период значительно снизились репрессии, на свободу были выпущены многие политзаключенные, отменено уголовное наказание за аборты.

Внутренняя экономическая политика Н.С. Хрущева была направлена, прежде всего, в сторону интересов самых широких масс народа:

Во время правления Хрущева во внешней политике вначале наметился курс на улучшение отношений с США, но после того, как был сбит американский самолет-разведчик, Первый секретарь ЦК КПСС вернулся к жесткой политике. Следствием чего можно считать операцию «Анадырь», на которую Соединенные Штаты ответили блокадой Кубы. Противостояние вошло в историю, как «Карибский кризис» 1962 года.

Тест по теме «Хрущевская оттепель»

Тестирование с ответами станет отличным способом самопроверки. Здесь собраны все самые важные и актуальные вопросы по эпохе Хрущева:

За счет опроса можно не только лучше запомнить даты и хронологию событий, но и расширить знания. Тест структурирует и систематизирует, полученную в школе информацию, что поможет впоследствии получить высокие баллы по ЕГЭ.

Этот тест относится к категориям

Проверочный тест по истории Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР 9 класс с ответами. Тест состоит из 10 заданий.1. Политика, проводившаяся в СССР, России со II половины 80-х годов, утверждающая свободу слова, открытость, доступность информации для общественности, связанная со свободой печати и отменой цензуры, получила название1) политика диалога
2) гласность
3) информационная революция2. Политика «перестройки», «гласность», «новое политическое мышление» связаны с именем руководителя СССР1) Н. С. Хрущева
2) Л. И. Брежнева
3) М. С. Горбачева3. Многопартийность начала возрождаться в СССР в1) 1988 г.
2) 1989 г.
3) 1990 г.4. Первой политической партией, основной оппозицией стал(а)1) Демократический Союз
2) Демократическая партия России
3) Союз конституционных демократов5. Одним из следствий проведения политики гласности в СССР было1) официальное осуждение политики КПСС в предшествующие десятилетия
2) издание ранее запрещенных литературных произведений
3) увеличение численности КПСС6. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?1) В. Молотов
2) М. Тухачевский
3) Н. Бухарин7. Решение о проведении политический реформы в СССР было принято на1) XVIII съезде КПСС
2) XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС
3) I съезде народных депутатов СССР8. XIX Всесоюзная партийная конференция проходила в1) 1988 г.
2) 1989 г.
3) 1991 г.9. Пост Президента СССР в марте 1990 года был введен решением1) XXVII съезда КПСС
2) I съезда народных депутатов
3) III съезда народных депутатов10. На III съезде народных депутатов (март 1990 г.) были приняты важные исторические решения, кроме одного, а именно1) отменена 6 статья Конституции
2) введен пост президента
3) решение об ускоренном строительстве коммунизма
Ответы на проверочный тест по истории Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР 9 класс
1-2
2-3
3-1
4-1
5-2
6-3
7-2
8-1
9-3
10-3

Что вы знаете о времени правления Хрущева?

После смерти Сталина в 1953 году к власти приходит Никита Хрущев. В истории Советского Союза начинается новая глава. Стала ли в тот момент жизнь обычного человека лучше, судить не нам, мы лишь можем проверить твои знания истории. Поехали!

Вопрос 1 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

Как назывался период с 1953 по 1963 год?Вопрос 2 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

Как назывался доклада, который сделал Н. С. Хрущев на XX съезде КПСС в 1956 году? О культе личности Сталина, репрессиях и политических заключенных О культе личности Сталина и его последствиях О культе личности Сталина Вопрос 3 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

На кого была возложена вина за репрессии 30-х годов? На Берию и Ежова На Молотова и Маленкова На органы НКВД Вопрос 4 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

десятилетие хрущева тест по истории

Какое понятие было изъято из Уголовного кодекса РСФСР с 29 декабря 1958 года?Вопрос 6 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

Какое решение было принято и исполнено в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года по отношению к захоронению тела Сталина? Тело оставили в Мавзолее, но перенесли в отдельную комнату Тело переправили в Грузию, на родину вождя Тело кремировали, а прах развеяли над Москвой-рекой Тело вынесли из Мавзолея и перезахоронили у Кремлевской стены Вопрос 7 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

Первым режиссером, который затронул тему десталинизации и «оттепели», стал Григорий Чухрай. Какую картину он снял? «Свинарка и пастух» Вопрос 8 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

В каком году прошли первые успешные испытания советской межконтинентальной баллистической ракеты? В 1955 году В 1956 году В 1957 году В 1958 году В 1959 году Вопрос 9 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

Когда началось освоение целинных земель? В 1954 году В 1955 году В 1956 году В 1957 году В 1958 году Вопрос 10 из 10

десятилетие хрущева тест по истории

десятилетие хрущева тест по истории

Период нахождения у власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущёва получил название «оттепель». Он был связан с рядом реформ в сфере управления государством, идеологии, экономике. Первым секретарём партии Никита Хрущёв стал в сентябре 1953 года, но партийный и государственный посты он стал совмещать только с марта 1958 года, после отстранения от власти Антипартийной группы. К активному реформированию СССР он приступил несколько раньше.

Реформы 1954–1957 годов

Целью преобразований в сельском хозяйстве Никита Хрущёв ставил скорейшее обеспечение СССР продуктами питания: зерном, мясом и молоком.

десятилетие хрущева тест по истории

Рис. 1. Никита Хрущев.

Для этого в 1954 году он начал освоение целинных земель в Казахстане. Следствием такого шага стал дисбаланс вложений в сельском хозяйстве и ставка на экстенсивное развитие. Несмотря на потраченные средства, после первых удачных урожаев на целине начались трудности, а сельское хозяйство ряда регионов европейской части СССР стало приходить в упадок.

В 1955 году в СССР началась масштабная кампания по внедрению кукурузы, которая хорошо себя зарекомендовала во время засухи в Украине в конце 1940-х. Эта мера также не дала ожидаемого результата. На большей части территорий, где сеяли кукурузу, она просто не вызревала.

В 1956 году последовало начало политической реформы. Она началась с развенчания культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Фактически была подвергнута пересмотру история партии за последние 20 лет.

К 1957 году относится также начало новой антирелигиозной кампании и начало масштабной экономической реформы с целью децентрализации управления народным хозяйством.

Начало десталинизации совпало с освобождением части заключённых ГУЛАГа и реабилитацией депортированных при Сталине народов: калмыков, балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев. Им разрешили вернуться в места прежнего проживания и восстановили соответствующие АССР. Однако депортированные при Сталине немцы и корейцы остались жить в Средней Азии.

десятилетие хрущева тест по истории

Рис. 2. Никита Хрущев. Освоение целины.

Реформы 1958–1964 годов

В промышленности суть реформы заключалась в ликвидации отраслевых министерств и замены их совнархозами, то есть органами управления по территориальному принципу. Сначала их было свыше 100, но к 1963 году количество снизилось до 47.

В 1959 году на XXI съезде КПСС Хрущёв заявил об окончательной победе социализма в СССР и о преобразовании шестой пятилетки в семилетку, которая должна была завершиться к 1965 году.

В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС Никита Хрущёв представил третью программу коммунистической партии. Она заключалась в построении коммунизма к 1980 году.

В 1958–1961 годах власти осуществили ещё ряд мер:

С 1 января 1961 года власти СССР провели денежную реформу. Старые рубли меняли на новые в соотношении 10 к 1. Суть реформы свелась к девальвации рубля. Импорт стал дороже, а доходы от экспорта выросли. Несмотря на все принятые Хрущёвым меры, рост экономики к 1964 году снизился.

Кратко реформы Н. С. Хрущева по сферам управления и народного хозяйства можно представить в таблице.

1954 год
Начало освоения целины

1955 год
Начало массового внедрения кукурузы

1956 год
Введение всеобщего пенсионного обеспечения и начало критики культа личности Сталина

1957 год
Создание совнархозов, начало укрупнения колхозов и уменьшения подсобных участков

1958 год
Ликвидация МТС

1959 год
Преобразование пятилетки в семилетку, массовое жилищное строительство

1961 год
Денежная реформа, курс на строительство коммунизма

В социальной политике крупным успехом рубежа 1950–1960-х стало массовое строительство дешёвых и простых по конструкции домов, получивших в народе название «хрущёвки». Резко вырос жилой фонд и среднегодовые объемы ввода жилья. Также власти ввели всеобщее пенсионное обеспечение.

десятилетие хрущева тест по истории

Рис. 3. Никита Хрущев. Денежная реформа.

десятилетие хрущева тест по истории

Что мы узнали?Период нахождения у власти Никиты Хрущёва изучают в школьном курсе по истории в 11 классе. Его политические и экономические реформы имели свои плюсы и минусы. Можно сделать вывод, что недостатков оказалось больше, так как правление завершилось падением темпов роста экономики и отставкой Никиты Сергеевича.

Пока никого нет. Будьте первым!

десятилетие хрущева тест по истории

Тест по истории Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. для 11 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий.1. Восстановление экономики СССР после Великой Отечест­венной войны было решено начать1) с тяжелой промышленности
2) с сельского хозяйства
3) с легкой промышленности
4) с оборонной промышленности2. Какие три события из перечисленных относятся к 1945-1953 гг.?1) введение в оборот «золотого червонца»
2) отмена карточек
3) создание военного блока из государств Центральной и Юго-Восточной Европы
4) денежная реформа с целью уменьшения денежной массы
5) испытание водородной бомбы
6) создание совнархозов3. Что из названного было характерно для экономического развития СССР в 1953-1964 гг.?1) освоение целины
2) вывоз из Германии промышленного оборудования
3) использование труда политзаключенных на строительстве промышленных объектов
4) репрессии в наркомате сельского хозяйства4. Установите соответствие между произведениями, научными открытиями и деятелями науки и искусства. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯА) создание атомной бомбы
Б) рассказ «Судьба человека»
В) художественный фильм «Война и мир»
Г) повесть «Оттепель»ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ИСКУССТВА1) С. Бондарчук
2) И. Курчатов
3) И. Эренбург
4) М. Шолохов
5) А. Фадеев5. Прочтите отрывок из доклада на партийном съезде и укажите год, когда он был сделан.6. Что из названного стало одним из результатов экономической политики Н.С. Хрущева?1) массовое бегство крестьян из деревни в город
2) увеличение поставок зерновых за границу
3) увеличение посевных площадей под кукурузу
4) введение платы за школьное образование7. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими бук­вами.А) демобилизация
Б) конверсия
В) репатриация
Г) андеграунд1) перевод военной промышленности на выпуск мирной продукции — товаров народного потребления
2) возвращение на родину военнопленных
3) ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массо­вой культуре
4) сокращение численности личного состава армии
5) подпольные политические организации8. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.А) 1949 г.
Б) 1956 г.
В) 1959 г.
Г) 1963 г.1) первая поездка советского лидера (Н.С. Хрущева) в США
2) первый полет женщины в космос
3) создание НАТО
4) первый кругосветный поход советской подводной лодки
5) развенчание культа личности И.В. Сталина9. Что из названного является одним из последствий процесса десталинизации?1) ухудшение взаимоотношений между СССР и Китаем
2) повышение авторитета СССР на международной арене
3) прекращение «холодной войны»
4) увеличение количества стран в Европе, вставших на путь социалистического строительства10. Назовите основные задачи, которые решались во внутренней политике СССР во второй половине 40-х — начале 50-х гг. ХХ в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры действий руководства страны, предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров).
Ответы на тест по истории Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. для 11 класса
1-1
2-245
3-1
4. А2 Б4 В1 Г3
5. 1956 г.
6-3
7. А4 Б1 В2 Г3
8. А3 Б5 В1 Г2
9-1
10.
Задачи внутренней политики России во второй половине 40-х — начале 50-х гг. ХХ в.:
1) укрепление власти И.В. Сталина
2) восстановление экономики, разрушенной войной 1941-1945 гг. увеличение производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности
3) увеличение темпов жилищного строительства
4) повышение уровня жизни населения
Примеры действий руководства страны, предпринимавшихся для решения этих задач:
1) подготовка и проведение новых политических процессов («Ленинградское дело», кампания по борьбе с космополитами, «дело врачей»)
2) утверждение четвертого пятилетнего плана развития экономики проведение денежной реформы (1947 г.)
3) отмена карточного снабжения (1947 г.)

Прошло почти шесть десятков лет. Первое декабря 1962-го. В аппарате то ли Суслова, то ли Ильичева, то ли Академии художеств, зная о консервативно «народных» взглядах Хрущева на искусство, подставили молодых художников-«белютинцев» под критику Никиты Сергеевича, вынудив их за одну ночь на втором этаже Манежа развесить свои картины в рамках выставки «30 лет МОСХ» (Московскому отделению Союза художников). Элий Белютин и Эрнст Неизвестный подозревали, что это провокация, но команда шла прямо из идеологических сфер ЦК, от секретаря Центрального комитета Леонида Ильичева, отказаться было невозможно. Сам Ильичев понимал, зачем это делается – он был коллекционером картин, не слишком типичное хобби для партфункционера. Эффект получился такой, что творческую интеллигенцию трясло еще долго, а весьма значительные художники потеряли заказы и/или ушли в катакомбную нон-конформистскую живопись.

Хрущев добрался до работ Бориса Иосифовича Жутовского, тогда 29-летнего «Бобы». Собственно, фотография есть: стоит Жутовский с улыбкой распекаемого, но с улыбкой, а Никита Сергеевич что-то ему возмущенно втолковывает. Из архивной стенограммы: «Хрущев: Вот какой красивый; если бы она на вас была похожа, я бы сказал – художник стоящий. Это же юродство. Зачем вы это пишете, для чего вы это делаете?!

Хрущев: Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит – это брат. Вы нормальный физически человек? Вы педераст или нормальный человек? Это – педерасты в живописи».

После хрущевского разноса Жутовский вышел покурить (действо продолжалось, но курить-то хотелось). Вслед за ним на улицу вышли придворный президент Академии художеств Серов и человек из Союза художников Преображенский – радостные. Не обращая внимания на Жутовского, который потом в течение двух лет будет отлучен от работы, поздравляли друг друга, что все у них получилось. В том смысле, что надолго из сферы изобразительного искусства после этого разноса отныне изгнаны талантливые, молодые, способные изображать не только вождей и рисовать картины вроде «Последний патрон». У них и вправду получилось. Только вот по странной иронии истории надгробие Хрущеву делали именно разнесенные им в пух и прах Эрнст Неизвестный и Борис Жутовский.

17 декабря того же года, Дом приемов правительства на Ленгорах, встреча с интеллигенцией. Хрущев то заводится, то его заводят, то успокаивается после того, как с ним спорят Евтушенко, Эренбург и даже Степан Щипачев, защищавший «стадионную» поэзию – в ноябре 1962-го прошел первый вечер поэтов во Дворце спорта в Лужниках и уже прошли поэтические встречи в Политехе, увековеченные в «Заставе Ильича» Хуциева. То опять заводится после выступлений консерваторов Грибачева («Космополитизм есть один из троянских коней американской идеологии, а назначение таких коней известно») или Серова (того самого главы Академии художеств: «Вас же ничтожное меньшинство. Что же вы будете ссылаться на этих буржуазных снобов, которых тоже ничтожное меньшинство»).

И уже под конец Хрущев вдруг снова вспомнил художника «ЖуТковского»: «Когда я к этим художникам, так сказать, новаторам пришел, то там довольно приличный молодой человек выставил картину и тоже назван автопортрет – Жутковский. Вы извините, может быть, за некоторую грубость, я хотел вот взять два автопортрета, поставить рядом и сказал, чтобы мне подготовили (но сейчас уже некогда) лист картона, вырезать дыру, и если эту дыру наложить на автопортрет этого Жутковского, отойти метра на четыре и спросить вас: какая часть тела человека показана здесь? (веселое оживление), да, товарищи, 95 процентов ошибется (веселое оживление), кто скажет лицо, а кто скажет другое, потому что сходство. (Веселое оживление. Смех.) Это — «живопись», товарищи».

Ну, а уж 8 марта 1963-го, когда в Свердловском зале Кремля снова происходило общение с той же самой интеллигенцией, досталось и Андрею Вознесенскому, и Василию Аксенову («Вы нам мстите за расстрелянного отца». – «Мой отец жив». – «Как жив?»), и тому же Неизвестному. И опять: «А кого изобразил Жутовский. Урода! Посмотрев на его автопортрет, напугаться можно».

Слухи ходили разные. То ли Суслов это все устроил, чтобы Ильичеву досадить, то ли наоборот. Основными бенефициарами в любом случае стали советские придворные художники. Ильичева-то вскоре при Брежневе сослали в замы министра иностранных дел. Свою коллекцию картин (или часть ее) он передаст потом в Краснодарский музей, там и Крамской, и Айвазовский, и Поленов, и Саврасов – как мог чиновник, пусть и высокопоставленный, это все собрать?

В 1971-м Жутовский помогал Неизвестному при поддержке сына Хрущева Сергея работать над черно-белым надгробием и головой первого секретаря. Покрыли каким-то секретным лаком голову, от «старения» все равно не помогло. А черно-белая идея сработала, хотя по нынешним временам Никита Сергеевич отрицательный персонаж – расшатал основы.

В том же 1962-м – расстрел в Новочеркасске. И в то же время – после того, как к нему прорывается Александр Твардовский с «Иваном Денисовичем», – публикация Александра Солженицына, которого Хрущев ставит в пример непутевым художникам, поэтам и писателями, потому что правильно показан рабочий человек. В марте 1963-го он даже заставил будущего изгнанника и Нобелевского лауреата встать и показаться публике под аплодисменты.

В том же 1962-м – Карибский кризис, про который 17 декабря он скажет: «Борьба не терпит компромиссов. Нет компромисса в борьбе. С Кеннеди мы пошли на компромисс тоже разумный. Это было правильно. Но это не может быть перенесено на практику жизни нашего общества. Поэтому здесь компромиссы невозможны». И в то же время – добро на публикацию в «Правде» «Наследников Сталина» Евгения Евтушенко («Куда еще тянется провод из гроба того? / Нет, Сталин не умер. Считает он смерть поправимостью. / Мы вынесли из мавзолея его. / Но как из наследников Сталина – Сталина вынести?»).

И вот – Манеж. «Кровоизлияние в МОСХ», как тогда шутили. Заморозки в культуре.

Еще одна версия – отыгрывался Хрущев за Карибский кризис, который счел поражением. Хотел показать, что противостояние двух систем не закончено, а обостряется. Но ведь жаловался же он в те же месяцы посланцу Кеннеди Норману Казенсу, что не все решает сам, что вынужден в своем президиуме ЦК бороться со сторонниками войны и консерваторами.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

В Издательском доме НИУ ВШЭ готовится к публикации второе издание книги «Государственные реформы в России: от Петра до Путина» Анатолия Кирина, директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ. IQ.HSE предлагает ознакомиться с главой из неё, в которой показано, что эпоха правления генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева хотя и считается временем общественно-культурного, политического и экономического застоя — на деле была насыщена реформами, во многом ставшими контрреформацией председателя Совмина Алексея Косыгина против нововведений Никиты Хрущёва.

После отстранения от власти Н.С. Хрущева на пленуме ЦК КПСС 14 октября 1964 года Л.И. Брежнев, избранный на пост Первого секретаря ЦК КПСС (с 1966 года — Генерального секретаря ЦК КПСС), фактически стал новым руководителем советского государства. Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин, а Председателя Президиума Верховного Совета СССР — А.И. Микоян (позднее, с ноября 1965 года — Н.В. Подгорный).

Начался 18-летний этап в истории СССР, не без юмора названный советскими гражданами периодом застоя (в сравнении с хрущёвской оттепелью). Хотя в реальности, после 30-летнего жесткого сталинского режима и противоречивого по решениям и методам хрущёвского десятилетия управления огромной страной, годы брежневского застоя оказались самым спокойным периодом существования СССР и жизни советского общества.

Реформа государственного управления экономикой (косыгинские реформы). С 1965 года, после спорных, непродуманных, а потому неудачных экспериментов Н.С. Хрущева с системой управления народным хозяйством, в советской экономике и механизме государственного управления начали проводиться так называемые косыгинские реформы, инициированные председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным.

Основная идея предложенных им преобразований заключалась в отказе от «планового фетишизма» и сочетании централизованного государственного управления промышленностью с хозяйственной самостоятельностью предприятий при активном использовании хозяйственного расчёта, прибыли, рентабельности и других новых для СССР экономических стимулов. Эта концепция реформ (проект которой был опубликован харьковским экономистом Е.Г. Либерманом на страницах газеты «Правда» в 1962 и 1964 годах) стала известна в западной прессе и советологии как «либерманизм». С целью реформирования экономики государственным предприятиям были предложены хозрасчётные три «С» — самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, а кроме того, сокращение втрое плановых показателей, оценка эффективности работы по объёмам реализации, а не «вала» произведенной продукции, и т.д.

С учётом этих воспринятых А.Н. Косыгиным предложений (которые хотел, но не успел реализовать ещё Н.С. Хрущев) советское правительство взялось за проведение серьёзных изменений в сфере управления промышленностью и строительством. Уже в 1965 году упразднили созданные в ходе хрущёвских реформ территориальные органы государственного управления народным хозяйством — СНХ, ВСНХ СССР и республиканские совнархозы. Была восстановлена разрушенная Н.С. Хрущёвым производственно-отраслевая система управления промышленностью и центральные (союзные) промышленные министерства. На предприятиях стали создаваться комитеты народного контроля и технического творчества. К управлению производством начали привлекать членов трудовых коллективов предприятий через производственные совещания (ПДПС).

Принципиальные вопросы развития экономики стали рассматривать и коллективно обсуждать на партийных съездах, где в том числе принимались планы экономического развития страны (на 9, 10 и 11-ю пятилетки) и намечались меры по совершенствованию хозяйственного механизма и системы управления.

Затем решения КПСС оформлялись совместными постановлениями Партии и Правительства СССР, имевшими юридическую силу нормативных правовых актов. Эта практика, как нам представляется, требует отдельного пояснения.

Так, следует в данном контексте напомнить, что сохранявшийся в СССР вплоть до развала страны в 1991 году принцип политико-правового доминирования КПСС в практическом регулировании общественных отношений, включая сферу государственного управления, нашёл уникальную (немыслимую до абсурдности в условиях любого правового государства) непосредственную правовую форму своей реализации — путем издания совместных правовых актов партийных и государственных органов (а именно упомянутых выше постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК компартий союзных республик и республиканских правительств, местных партийных и советских органов), имеющих юридическую силу и обязательных для исполнения.

Причем зачастую такие совместные постановления руководящего органа КПСС и советского правительства окончательно утверждались ещё и партийными пленумами. Кроме того, в целях столь необходимого коммунистической власти идеологического обособления от «буржуазной» и потому «классово чуждой» теории права и практики государственного управления царской России (во избежание политически вредных аналогий) в теорию советского права была внедрена идея об отсутствии при социализме преемственности в основополагающей классификации права на публичное и частное, признаваемой всеми юристами со времён римского права.

В результате в течение всего советского периода (вплоть до конца 80-х годов ХХ века) в учебниках по теории государства и права СССР деление права на публичное и частное трактовалось как принадлежность правовой системы исключительно буржуазных государств.

В соответствии с этой идеологической установкой советские теоретики права утверждали, что разделение права на частное и публичное есть объективное качество исключительно буржуазного государства, отражающее свойственные только капитализму антагонистические противоречия между интересами общества и отдельной личностью, которые порождаются капиталистической частной собственностью. Обосновывался такой тезис словами Карла Маркса, что буржуазное государство и право «зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими интересами и интересами частными».

Итак, в октябре 1965 года были приняты совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». В целях развития и поддержки активности тружеников предприятий были образованы фонды материального стимулирования предприятий. Все эти меры дали положительные результаты.

Так, объём промышленного производства в тяжёлой индустрии и машиностроении вскоре вырос в 1,5 раза; увеличились объёмы жилищного и дорожного строительства; строились и формировались единые энергетические и транспортные системы; расширилось строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления.

В период с 1965 года до начала 1980-х годов были достигнуты значительные успехи в повышении качества и материального уровня жизни советских людей:

пенсионеры, инвалиды, участники Великой Отечественной войны получили отсутствовавшие ранее ощутимые льготы; и т.д.

Стабилизировалась демографическая обстановка: был зафиксирован постоянный прирост населения на уровне 1,5% в год. СССР оказался единственной в мире самодостаточной страной, обеспеченной всеми основными ресурсами.

Экономическим преобразованиям сопутствовала и начатая по инициативе А.Н. Косыгина реорганизация механизмов государственного управления за счёт развития, наряду с укреплением отраслевой системы промышленных министерств, также «межотраслевых» органов — государственных комитетов планирования (Госплан СССР), материально-технического снабжения (Госснаб СССР), науки и техники (ГКНТ СССР) и других, реализовавших в организации своей деятельности функциональную модель государственного управления.

В результате к середине 1970-х годов в СССР сложилась новая (но слишком громоздкая и многоступенчатая, а потому неэффективная) «функционально-отраслевая» система органов государственного управления экономикой, в иерархическую структуру которой были включены не только союзные и республиканские промышленные министерства, но и органы управления всесоюзных промышленных объединений (ВПО) и производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО).

На фоне временного экономического подъёма и финансовой стабилизации народного хозяйства страны, прежде всего за счёт значительного увеличения с начала 1970-х годов добычи и экспорта подорожавшей на мировом рынке нефти, инициированная А.Н. Косыгиным реформа управления народным хозяйством оценивалась руководством СССР как успешная.

Однако возросшие нефтяные валютные поступления в бюджет активно «проедались» в результате огромных трат на гонку вооружений и массовую закупку импортных потребительских и бытовых товаров для повышения уровня жизни бедного населения страны. Достаточно быстро это привело к стагнации и последующему спаду в экономике, протестным выступлениям рабочих и колхозников, «диссидентским» акциям представителей научной и творческой интеллигенции.

Состояние экономики СССР продолжало ухудшаться и уже не соответствовало выросшему на нефтяных доходах страны уровню потребностей населения. Бюрократизм и медлительность в работе излишне централизованных общесоюзных и республиканских органов управления мешали и деятельности самих этих органов, и развитию активности и самостоятельности хозяйствующих субъектов. Несмотря на принятые меры по стимулированию экономической самостоятельности предприятий, сохранялась их зависимость от решений центральных органов управления.

Косыгинская реформа государственного управления экономикой не «посягнула» на коммунистические догмы, а потому была проведена без внедрения в советскую практику каких-либо реальных рыночных механизмов (что, кстати, позднее учёл руководитель Китая Дэн Сяопин в своих реформах 1980-х годов). Реформа в СССР оказалась половинчатой, противоречивой и заведомо «обречённой» в условиях исключительно государственной собственности в промышленности; чрезмерной милитаризации экономики; «общинно-колхозной» формы ведения сельского хозяйства, не оправдавшей надежд коммунистической власти, а также при сохранении строго централизованной «административно-командной» системы государственного управления, руководимой и контролируемой КПСС.

Реформа законодательства об административных правонарушениях

На негативном фоне стагнации и кризисных тенденций в народном хозяйстве, ухудшения социально-экономического положения страны и снижения уровня жизни советских граждан одним из наиболее позитивных примеров административной и правовой реформ в СССР стала успешная кодификация административно-деликтного законодательства.

Как известно, создание института административной ответственности и развитие законодательства об административных правонарушениях явились следствием выделения в самостоятельный вид публично-правовой ответственности наказаний за маловажные (административные) проступки на традиционных ещё для России второй половины XIX века основах внесудебной «полицейской» юрисдикции.

Выбор данного примера в контексте не только правовых, но и административных реформ объясняется прежде всего тем, что административно-деликтные отношения, механизм их правового регулирования, генезис и развитие напрямую связаны с функционированием органов исполнительной власти, их контрольной (надзорной) и административно-юрисдикционной деятельностью. Полное самоопределение административной ответственности в советском праве 1920-х годов с соблюдением преемственности дореволюционных правовых традиций стало одной из важнейших правовых и законодательных реформ в СССР.

К концу 1970-х годов массив действующего в СССР законодательства об административных правонарушениях составляли уже сотни разрозненных правовых актов (изданных, начиная с 1922 года, различными по статусу и видам государственными органами), содержащих материальные и процессуальные административно-деликтные нормы.

В связи с этим объективной необходимостью и очевидной для власти того периода задачей (в том числе на фоне удачного примера реформирования и кодификации уголовного законодательства в СССР после принятия в 1958 году Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и разработки в 1960-е годы новых уголовных кодексов в союзных республиках) стала уже не просто частичная консолидация норм в рамках отдельных административно-деликтных институтов, а их объединение на основе кодификации законодательства об административных правонарушениях как единой самостоятельной подотрасли союзного законодательства.

Знаменательным шагом в этом направлении следует считать принятие Верховным Советом СССР 23 октября 1980 года Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (далее — Основы 1980 года). Впервые в СССР на общесоюзном законодательном уровне в этом документе было сформулировано официальное определение понятия «административное правонарушение (проступок)», которое до этого, пусть и достаточно единообразно, формулировалось и использовалось лишь в научной и учебной юридической литературе по административному праву.

Основами 1980 года были установлены общие правила действия законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве, а также ряд других общих правил и положений правового регулирования административно-деликтных отношений. В частности, предусматривалось, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во времени и по месту его совершения. Акты, смягчающие или отменяющие административную ответственность за правонарушения, были признаны имеющими обратную силу, а устанавливающие или усиливающие ответственность — не имеющими обратной силы.

Основы 1980 года также впервые (после 60 с лишним лет игнорирования советской властью федеративных принципов организации правовой системы в административно-деликтной сфере) на законодательном уровне разграничили предметы ведения Союза ССР и союзных республик в рассматриваемой сфере правового регулирования. К ведению Союза в лице его высших органов государственной власти и управления были отнесены:

определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, отнесенных к ведению Союза ССР (т.е. решение процессуальных вопросов общесоюзного значения).

Ведению союзных республик в соответствии с Основами 1980 года подлежало законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР. Прежде всего это означало установление республиканскими органами государственной власти административной ответственности за нарушение правил, имеющих республиканское значение, т.е. системы административно-правовых запретов в виде конкретных составов проступков в республиканских кодексах об административных правонарушениях, сгруппированных по объектам посягательств. Кроме того, к ведению союзных республик было отнесено определение круга органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также регламентация процессуального порядка рассмотрения данной категории дел.

В РСФСР в 1980-е годы самым важным шагом в направлении реализации заложенных Основами 1980 года базовых концептуальных положений, касающихся трансформации существовавшей до этого разрозненной системы законодательства об административной ответственности, уже на республиканском уровне, стала разработка, а затем и принятие Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 года Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

КоАП РСФСР был первым в истории российского права кодифицированным административно-деликтным законодательным актом, который унифицировал и объединил на общей предметной основе как материальные, так и процессуальные нормы об административной ответственности.

В рамках этого предметного единения норм Кодексом, наряду с систематизацией материальных норм об административной ответственности и норм о полномочиях субъектов административной юрисдикции, были установлены процедуры упрощённого (в сравнении с уголовным процессом) юридического механизма возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, обжалования наложенных за эти нарушения взысканий и их исполнения, а также законодательно закреплены гарантии обеспечения процессуальных прав участников производства по делам об административных правонарушениях.

В противовес позитивному примеру успешной и долгожданной (первой за 150 лет развития административной ответственности) кодификации российского законодательства об административных деликтах начало 1980-х годов ознаменовалось обрушением мировых цен на нефть и полным провалом 15-летних реформаторских усилий А.Н. Косыгина, что привело к его отставке в 1980 году с поста председателя Совета Министров СССР.

В народном хозяйстве СССР стали нарастать серьёзные проблемы, заметно снизились темпы экономического роста. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе. Престарелое руководство в лице Политбюро ЦК КПСС перестало реально контролировать ситуацию в стране.

В СССР всё больше стало проявляться несоответствие и противоречие политических деклараций и экономической действительности. Монопольное руководство со стороны одной партии привело к усилению коррупции, расцвету бюрократии и другим негативным явлениям.

Коррупция и семейственность в высших эшелонах власти вызывали у советских людей политическую апатию и отчуждённость. Вместе с тем в сочетании со стагнацией экономики это способствовало и росту оппозиционных настроений в обществе.

В ноябре 1982 года умер Л.И. Брежнев, который в последние годы своей жизни в силу престарелого возраста и болезней был уже практически не в состоянии выполнять свои обязанности руководителя советского государства.

В последующие два с половиной года на посту генерального секретаря ЦК КПСС и руководителя страны короткое время побывали один за другим Ю.В. Андропов и К.У. Черненко, также ушедшие из жизни по возрасту и болезням. Народ тогда в шутку назвал первую половину 80-х годов ХХ века «пятилеткой пышных похорон». В 1985 году на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв.
IQ

Реформа права и законодательства

Одним из немногих реальных достижений периода правления Л.И. Брежнева стало развитие и совершенствование правовой и законодательной системы СССР. Прежде всего речь идет о подготовке и принятии новой Конституции СССР 1977 года и новой Конституции РСФСР 1978 года.

Идея подготовки новой Конституции СССР получила широкое распространение ещё в начале 1960-х годов, когда был сделан теоретико-политический вывод о новом характере и сущности советского государства. Однако подготовка проекта началась лишь в середине 1970-х годов, а новая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Она состояла из преамбулы, девяти разделов, 21 главы, 174 статей. В преамбуле давалась краткая характеристика основных этапов развития нашей страны, утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС в развитии общества и государства. СССР объявлялась развитым социалистическим обществом, в котором сложилась новая историческая общность людей — советский народ, а высшей целью советского государства провозглашалось построение коммунизма.

В Конституции определялся характер и содержание политической системы, устанавливалось, что организация и деятельность государства основываются на принципе демократического централизма, выборности всех органов власти снизу доверху, подотчётности их народу и обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Статья 6 Конституции закрепила руководящую роль КПСС, определив её как ядро политической системы, основными направлениями развития которой являются дальнейшее развёртывание социалистической демократии, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

Основой экономической системы СССР была объявлена социалистическая собственность на средства производства в государственной и колхозно-кооперативной форме. Как и в Конституции 1936 года, фиксировалось, что исключительной собственностью государства являются: земля, её недра, воды, леса. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Основой личной собственности граждан признавались только трудовые доходы. Принцип социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» был назван ведущим принципом оплаты труда.

Конституция более широко определила основные права, свободы и обязанности граждан и их взаимоотношения с государством; гарантировала всем гражданам независимо от расовой принадлежности и национальности равные права и подтвердила, что СССР олицетворяет государственное единство, основанное на свободном союзе 15 Советских Социалистических республик. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Каждая союзная республика имела свою конституцию.

систему и организацию деятельности правоохранительных органов: судов и прокуратуры.

Впервые конституционными нормами предусматривалось право граждан на обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов в суде; обеспечивалось право обвиняемого на защиту; определялись цели и задачи адвокатуры. Для практической реализации этих прав 30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принял Закон «Об адвокатуре в СССР», а 20 ноября 1980 года Верховный Совет РСФСР утвердил Положение об адвокатуре в РСФСР.

В 1978 году была принята Конституция РСФСР, которая соответствовала основным положениям Конституции СССР. В 1960–1970-е годы в мире особенно активно обсуждались и получили международно-правовое освещение права человека. Конституция РСФСР ввела ряд новых норм о правах человека: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры и др. Однако на практике некоторыми правами человека, провозглашёнными в Конституции, долгое время нельзя было воспользоваться, так как не были приняты соответствующие законы, а нормы Конституции не имели прямого действия. Например, право на обжалование в суд незаконных действий должностных лиц нельзя было сразу реализовать, поскольку ещё в течение десяти лет отсутствовал специальный профильный российский закон.

Деятельно осуществлялась в период брежневского застоя и начальная кодификация многих ранее разрозненных норм, которые содержались в новых для советского права отраслях союзного и республиканского законодательства.

Так, в 1968 году Верховный Совет СССР принял Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в июле 1970 года в развитие Основ — Земельный кодекс РСФСР. В том же году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (соответственно в 1969 году — Кодекс о браке и семье РСФСР), а в 1970 году — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (вслед за ними, в 1971 году — новый Кодекс законов о труде РСФСР).

В целях законодательного закрепления и систематизации профильных норм и усиления правовых мер по охране природных ресурсов, животного мира и атмосферного воздуха в 1970 году были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в 1975 году — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 году — Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1980 году — Закон СССР об охране атмосферного воздуха и Закон СССР об охране и использовании животного мира.

На базе принятых в 1981 году Верховным Советом СССР Основ жилищного законодательства Верховный Совет РСФСР в 1983 году разработал и принял Жилищный кодекс РСФСР.

Особое значение в этой важной работе по совершенствованию системы законодательства имела первая в отечественном праве кодификация разрозненных ранее материальных и процессуальных норм об административной ответственности.

Оцените статью
Тест по истории