Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном
использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Из-за скорой смерти политика документ стали называть его фактическим завещанием. В нем Ленин назвал Сталина «грубым» и предложил ЦК рассмотреть вопрос о его отставке с должности Генерального секретаря РКП (б). Неожиданная приписка был вызвана конфликтом Сталина с женой вождя Надеждой Крупской. Генерального секретаря так и не сняли. Более того, неприятные факты о «ленинском завещании» долгое время не предавались огласке. Текст со скандальной оценкой Сталина стал достоянием общественности во время XX съезда (его использовал в своей речи Хрущев).
- Письмо к съезду
- Добавление к письму от 24 декабря 1922 г.
- Продолжение записок
- 10 сложных вопросов о Ленине
- Что вы помните о лидерах СССР? Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев
- Только великие умы могут ответить на эти сложнейшие вопросы о СССР
- Тест на знание биографии вождя мирового пролетариата
- В каком году родился Ленин?
- Где Ленин встретил революцию 1905 года?
- Какое название имеет главный философский труд вождя рабочих?
- В связи с каким событием Ленин произнес фразу
- На каких советских атрибутах не было изображения Ленина?
- Кто написал «Разговор с товарищем Лениным»?
- Самая знаменитая фразу Ленина звучит так
- Чем были примечательны обручальные кольца Владимира Ленина и Надежды Крупской?
- Это вопрос, пожалуй, самый легкий
- О Ленине или о Сталине?
- Кто восемь раз был арестован?
- Переболел оспой, тифом, туберкулезом, попал под конный экипаж
- Сперва сообщите нам свой возраст
- Ваше мнение о коммунизме в целом
- Выберите фразу, с которой наиболее согласны
- Как бы вы поступили, если бы столкнулись с группой протестующих, требующих, чтобы вы отказались от должности?
- Можно узнать ваше мнение о том, чтобы распространять технологии в массы?
- Как бы вы контролировали население?
- Каково в целом ваше мнение о Соединенных Штатах?
- И, наконец, ваше мнение о ядерном вооружении?
- Вы Михаил Горбачев!
- Вы Никита Хрущев!
- Вы Леонид Брежнев!
- Вы Владимир Ленин!
- Вы Иосиф Сталин!
- Часть 2
Письмо к съезду
23 декабря 1922 года
Я советовал бы очень предпринять на этом съезде ряд перемен в нашем политическом строе.
Мне хочется поделиться с вами теми соображениями, которые я считаю наиболее важными.
В первую голову я ставлю увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни. Мне думается, что нашему Центральному Комитету грозили бы большие опасности на случай, если бы течение событий не было бы вполне благоприятно для нас (а на это мы рассчитывать не можем), — если бы мы не предприняли такой реформы.
Затем, я думаю предложить вниманию съезда придать законодательный характер на известных условиях решениям Госплана, идя в этом отношении навстречу тов. Троцкому, до известной степени и на известных условиях.
Что касается до первого пункта, т. е. до увеличения числа членов ЦК, то я думаю, что такая вещь нужна и для поднятия авторитета ЦК, и для серьезной работы по улучшению нашего аппарата, и для предотвращения того, чтобы конфликты небольших частей ЦК могли получить слишком непомерное значение для всех судеб партии.
Мне думается, что 50−100 членов ЦК наша партия вправе требовать от рабочего класса и может получить от него без чрезмерного напряжения его сил.
Такая реформа значительно увеличила бы прочность нашей партии и облегчила бы для нее борьбу среди враждебных государств, которая, по моему мнению, может и должна сильно обостриться в ближайшие годы. Мне думается, что устойчивость нашей партии благодаря такой мере выиграла бы в тысячу раз.
24 декабря 1922 года
Под устойчивостью Центрального Комитета, о которой я говорил выше, я разумею меры против раскола, поскольку такие меры вообще могут быть приняты. Ибо, конечно, белогвардеец в «Русской Мысли» (кажется, это был С. С. Ольденбург) был прав, когда, во-первых, ставил ставку по отношению к их игре против Советской России на раскол нашей партии и когда, во-вторых, ставил ставку для этого раскола на серьезнейшие разногласия в партии.
Наша партия опирается на два класса и поэтому возможна ее неустойчивость и неизбежно ее падение, если бы между этими двумя классами не могло состояться соглашения. На этот случай принимать те или иные меры, вообще рассуждать об устойчивости нашего ЦК бесполезно. Никакие меры в этом случае не окажутся способными предупредить раскол. Но я надеюсь, что это слишком отдаленное будущее и слишком невероятное событие, чтобы о нем говорить.
Я имею в виду устойчивость, как гарантию от раскола на ближайшее время, и намерен разобрать здесь ряд соображений чисто личного свойства.
Я думаю, что основным в вопросе устойчивости с этой точки зрения являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий. Отношения между ними, по-моему, составляют большую половину опасности того раскола, который мог бы быть избегнут и избежанию которого, по моему мнению, должно служить, между прочим, увеличение числа членов ЦК до 50, до 100 человек.
Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.
Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему, самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).
25 декабря 1922 года
Затем Пятаков — человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся администраторством и администраторской стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе.
Конечно, и то и другое замечание делаются мной лишь для настоящего времени в предположении, что эти оба выдающиеся и преданные работники не найдут случая пополнить свои знания и изменить свои односторонности.
Добавление к письму от 24 декабря 1922 г.
Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение.
Продолжение записок
Увеличение числа членов ЦК до количества 50 или даже 100 человек должно служить, по-моему, двоякой или даже троякой цели, чем больше будет членов ЦК, тем больше будет обучение цекистской работе и тем меньше будет опасности раскола от какой-нибудь неосторожности. Привлечение многих рабочих в ЦК будет помогать рабочим улучшить наш аппарат, который из рук вон плох. Он у нас, в сущности, унаследован от старого режима, ибо переделать его в такой короткий срок, особенно при войне, при голоде и т. п., было совершенно невозможно. Поэтому тем «критикам», которые с усмешечкой или со злобой преподносят нам указания на дефекты нашего аппарата, можно спокойно ответить, что эти люди совершенно не понимают условий современной революции. За пятилетие достаточно переделать аппарат вообще невозможно, в особенности при тех условиях, при которых происходила революция у нас. Достаточно, если мы за пять лет создали новый тип государства, в котором рабочие идут впереди крестьян против буржуазии, и это при условии враждебной международной обстановки представляет из себя дело гигантское. Но сознание этого никоим образом не должно закрывать от нас того, что мы аппарат, в сущности, взяли старый от царя и от буржуазии и что теперь с наступлением мира и обеспечением минимальной потребности от голода вся работа должна быть направлена на улучшение аппарата.
В каком месяце родился, где учился и что скрывал Владимир Ильич – если вы не в курсе, то не сможете пройти и половину теста.
Что мы знаем о великом вожде? Достаточно много стереотипов и совсем чуть-чуть достоверной информации. Но если вы действительно увлекаетесь историей, такие выводы совсем не о вас.
10 сложных вопросов о Ленине
Пройдите наш тест и узнайте, можно ли вас назвать знатоком биографии Ленина или вы находитесь в полном неведении?
Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.
Что вы помните о лидерах СССР? Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев
Биографии лидеров СССР, их псевдонимы, реформы и интриги. Много ли вы знаете о жизни первых лиц Советского Союза?Кто издавал книги миллионными тиражами? В честь кого переименовали не один город? Как выглядели дачи первых лиц СССР? Как проходило детство будущих правителей? Если вы ответите 12/12, вас можно поздравить — вы настоящий эксперт по данному историческому периоду.
Тест: что вы помните о лидерах СССР? Ленин, Сталин, Хрущев, БрежневПройдите наш тест и узнайте, вспомните ли вы биографии советских вождей или уйдете в бессознательное на первом же вопросе?
Только великие умы могут ответить на эти сложнейшие вопросы о СССР
Фанаты истории знают, какой была жизнь в те годы, поэтому справятся на “ура”. Конкуренцию им составят только рожденные в Союзе.
Историю Советского союза невозможно выучить только по учебникам — нужно было либо самому жить в те годы, либо постоянно общаться с очевидцами тех событий. Слишком большой период, и ситуация могла меняться от года к году — сухих фактов точно не хватит для понимания.А вы знаете, как было на самом деле? Пройдите тест, рассчитанный на реальных экспертов. Сказать когда, кем и почему образовалось государство, возможно, сможет большинство. Но вот правильно уточнить детали способны только те, кто ни на секунду не сомневался в своих знаниях.
Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.
Тест на знание биографии вождя мирового пролетариата
22 апреля (10 апреля по старому стилю) — день рождения Владимира Ленина. Вождь мирового пролетариата — неоднозначная историческая личность. Одни обвиняют его в крахе Российской империи, другие благодарят его за появление СССР. Но как бы то ни было, человек он уникальный. Жители Советского Союза знали биографию гения назубок. А вы можете этим похвастаться?
В каком году родился Ленин?
Любая кухаркаЛюбой крестьянинЛюбой рабочий
Где Ленин встретил революцию 1905 года?
В МосквеВ ГерманииВ Швейцарии
Какое название имеет главный философский труд вождя рабочих?
«Материализм и эмпириокритицизм»»Великая революция»»Жизнь пролетариата в СССР»
В связи с каким событием Ленин произнес фразу
Когда узнал, что началась революция 1905 годаКогда узнал о своей ссылкеВ связи с казнью старшего брата Александра
На каких советских атрибутах не было изображения Ленина?
Пионерский галстукОктябрятский значокКомсомольский значок
Анна ГейфманАйседора ДунканФанни Каплан
Кто написал «Разговор с товарищем Лениным»?
Владимир МаяковскийМаксим ГорькийАлександр Блок
Самая знаменитая фразу Ленина звучит так
«Работать, работать и работать»»Трудиться, трудиться и трудиться»»Учиться, учиться и учиться»
Чем были примечательны обручальные кольца Владимира Ленина и Надежды Крупской?
Они были сделаны из медного пятакаНа них были выгравированы имена мужа и женыКольца молодоженам отдала мама Ленина, напомнив, что это семейная реликвия
Это вопрос, пожалуй, самый легкий
В мавзолее на Красной площадиВ семейном склепеНа Ваганьковском кладбище
О Ленине или о Сталине?
Нельзя представить историю России без этих двух политических деятелей. А что вы знаете о них? Сможете понять по одному факту, о ком идет речь?
Кто восемь раз был арестован?
У СталинаУ Ленина
Переболел оспой, тифом, туберкулезом, попал под конный экипаж
Считаете ли вы времена СССР лучшими за всю историю вашей жизни или нет, многим из нас было бы интересно узнать, на какого советского лидера он мог бы быть похож, если бы выпал шанс вступить в должность. Вы оказались в нужном месте в нужное время! Ответьте на несколько вопросов и узнайте, кем из руководителей СССР вы могли бы стать.
Сперва сообщите нам свой возраст
Очень агрессивная с минимумом открытости к сотрудничествуАгрессивная с небольшой открытостью к сотрудничествуМир, подкрепленный силой: фокус на мирном сосуществовании c агрессивной военной позициейОборонительная с большой открытостью к сотрудничествуОчень оборонительная с полной открытостью к сотрудничеству
Ваше мнение о коммунизме в целом
Худшая система, к которой только могло прийти человечествоОн не смог бы выжить в 21 веке без серьезных реформНорм, думаюСогласен с некоторыми установками такой политики, с другими — не особоВ целом я считаю себя коммунистомЯ хардкорный коммунист
Выберите фразу, с которой наиболее согласны
Нужно увеличивать политическую мощь всеми способами, даже ценой тиранииУвеличивать размер правительства, фокусируясь на подавлении тиранииУвеличить размер правительства и сократить права, чтобы при необходимости было возможно использование силыУвеличить размер правительства с целью построить истинный коммунизмУменьшить размер правительства, фокусируясь на личных правах и свободахДругое / Не уверен
Как бы вы поступили, если бы столкнулись с группой протестующих, требующих, чтобы вы отказались от должности?
Проигнорирую ихНаложу на них штрафПосажу их в тюрьмуОтправлю в ГУЛАГ
Можно узнать ваше мнение о том, чтобы распространять технологии в массы?
Держите свои технологии подальше от моего народаНаложить серьезные ограничения на количество технологий, доступных массамНаложить некоторые ограничения на количество технологий, доступных массамПостепенно распространить технологии среди населения при помощи реформНа количество технологий, доступных населению, не должно накладываться никаких ограничений
Как бы вы контролировали население?
Дал бы им свободы и гражданские права, которые они заслуживаютПостоянно держал бы их в курсе дел при помощи регулярных обращений к нацииСделал бы страну лучше всех остальныхПромыл бы им мозги с помощью пропагандыПромыл бы мозги с помощью пропаганды и пригрозил серьезным наказанием
Каково в целом ваше мнение о Соединенных Штатах?
Долбаные пиндосы!Сотрудничество и улучшение двусторонних отношений очень важно для обоих наших народовМы можем сосуществовать и работать вместе, но никогда не станем друзьямиИз-за наших различий нам трудно сотрудничатьПусть эти жирные жадные империалисты горят в аду!
И, наконец, ваше мнение о ядерном вооружении?
Ядерное вооружение обеих сторон необходимо контролировать при помощи соглашений и открытых переговоровНеобходимо держать руку на пульсе: враг не дремлет и может пустить в нас ракеты в любую секундуНеобходимо разработать более современное вооружение, чтобы превзойти врагаНаша страна даже не должна рассматривать возможность ядерного вооружения
Вы Михаил Горбачев!
Вы верите, что коммунизм не способен выжить как таковой и что для существования в 21 веке ему необходимо претерпеть серьезные реформы. Cоциально-политические реформы гласности и перестройки, которые ввел Горбачев, увеличили гражданские свободы советских людей, привели к приватизации колхозов и заводов и сгладили десятки лет агрессивной внешней политики. В целом вы считаете, что необходимо уменьшить количество членов правительства, чтобы увеличить права народа.
Вы Никита Хрущев!
Вы верите в то, что необходимо создать сильное, но менее тираничное правительство, которое будет способно служить народу. Внешняя политика Хрущева создала мир, опирающийся на силу: фокус на мирное сосуществование с Западом, но в то же время агрессивная военная позиция. В целом вы считаете, что необходимо увеличивать размер правительства, фокусируясь на менее репрессивной домашней политике.
Вы Леонид Брежнев!
Вы верите, что для процветания Советского Союза и его правительства необходимо создать сильную однопартийную социалистическую систему. Внешняя политика Брежнева была очень агрессивной, хотя и более открытой к сотрудничеству с такими странами, как Соединенные Штаты, благодаря таким программам, как, например, Разрядка международной напряженности. В целом вы считаете, что необходимо увеличивать размер правительства и сокращать права, используя, если необходимо, силу.
Вы Владимир Ленин!
Вы считаете, что необходимо создать сильное правительство, верное идеалам коммунизма, но в то же время разрешить часть политических решений, присущих капитализму. Новая экономическая политика Ленина позволила укрепить коммунизм в стране и в то же время использовала капитализм, чтобы сгладить переход от одной идеологии к другой. Внешняя политика Ленина основывалась на пролетарском интернационализме (агрессивная политика, объявляющая войну капитализму), но в то же время и на мирном сосуществовании. В целом вы верите в то, что необходимо построить сильное правительство, верящее в истинность коммунистических принципов.
Вы Иосиф Сталин!
Вы верите в то, что необходимо создать очень большое и мощное правительство, верящее в идеалы коммунизма. Внешняя политика Сталина была очень агрессивной, включающая в себя интервенцию в различные страны, особенно расположенные в Восточной Европе. Сталин использовал свою политическую власть, чтобы подавлять советских людей, в основном при помощи небезызвестных гулагов, но в то же время он модернизировал страну и помог СССР вырасти. В целом вы считаете, что необходимо увеличивать количество членов правительства и установить тоталитаризм, даже если это ведет к подавлению воли собственного народа.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) издание Новоторгового устава Б) издание закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» В) начало проведения языческой реформы князя Владимира Святославича Г) дарование жалованной грамоты городам
1) 980 г. 2) 1036 г. 3) 1667 г. 4) 1785 г. 5) 1965 г. 6) 1986 г.
. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в поле ответа.
1) отречение Николая II от престола 2) освобождение русских земель от ордынской зависимости 3) начало чартистского движения в Англии
. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) Ордынское владычество на Руси Б) внутрипартийная борьба в период нэпа В) Отечественная война 1812 г. Г) формирование предпосылок для начала Смутного времени
1) битва на реке Шелони 2) выступление «антипартийной группы» 3) Дюденева рать 4) сражение под Малоярославцем 5) выступление «троцкистской оппозиции» 6) смерть царевича Дмитрия в Угличе
. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
1) строительство Байкало-Амурской магистрали 2) запуск в космос космического корабля «Восток -1» с первым в мире космонавтом на борту 3) 1960-е гг. 4) Оренбург 5) оборона города от войск Батыя 6) Кёнигсберг 7) 1900-е гг. 8) Санкт -Петербург 9) 1920-е гг.
. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) стрелецкий бунт 1682 г. Б) создание группы «Освобождение труда» В) битва под Доростолом Г) XVII съезд ВКП(б)
1) И. А. Хованский 2) С. М. Киров 3) В. И. Ленин 4) Святослав Игоревич 5) Ярослав Мудрый 6) Г. В. Плеханов
. Прочтите отрывок из документа.
«Важнейшим событием этого года было злодейское посягательство на драгоценную жизнь Вашего Императорского Величества. Никогда ещё факты, обнаруженные правительством, не свидетельствовали, до какого глубокого нравственного падения, до какого страшного преступления могут быть доведены молодые неопытные умы, безнаказанно развращаемые революционными идеями. Никогда преданность русского народа Своему Государю не высказывалась столь единодушно, сознательно и благотворно, как по случаю счастливого избавления Вашего Величества от угрожавшей опасности. Убеждение, что Каракозов и его соумышленники составляют в России явление исключительное, вполне подтвердилось разысканиями Высочайше учреждённой в С.-Петербурге следственной комиссии, которою обнаружено, что в покушении на цареубийство участвовала горсть ничтожных личностей, хотя по преимуществу русских, но действовавших под влиянием и для цели польской пропаганды. Несмотря, однако, на ничтожность и малочисленность их, обнаружено, что лица эти образовали в Москве тайное общество, под названием — «организация», которое имело целью распространять социалистическое учение; разрушать начала общественной нравственности; колебать веру в основы религии и путём революции ниспровергнуть существующий в государстве порядок. Это разрушительное направление между молодым поколением поддерживалось также заграничною революционною прессою, находившею средства распространяться даже среди учебных заведений.
Виновные по этому делу подверглись заслуженному наказанию».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Автор пишет, что идея цареубийства чужда большинству российского общества.2. Описанные события произошли после отмены крепостного права в России.3. Современником описываемых событий был М. А. Милорадович.4. В период правления императора, к которому обращено донесение, в Российской империи были созданы мировые суды.5. В период правления императора, к которому обращено донесение, Россия вступила в союз с республиканской Францией.6. Тайное общество, о котором идёт речь в тексте, возникло под влиянием заграничных походов русской армии.
. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) поэма «Василий Тёркин» Б) «Домострой» В) «Хожение за три моря» Г) «Путешествие из Петербурга в Москву»
1) Автор был главным редактором журнала «Новый мир». 2) Автор был тверским купцом. 3) Автор был участником обороны Севастополя в Крымскую войну. 4) Является сводом житейских правил и наставлений, своеобразная энциклопедия русского патриархального быта. 5) Автор был назван монархом «бунтовщиком, хуже Пугачёва». 6) Произведение представляет собой сборник решений церковного собора.
. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
. Заполните пропуск в предложении (укажите название месяца). «Линия фронта, обозначенная в легенде схемы буквой «Б», установилась в _________________ 1943 г.».
. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
«Форсировав Северский Донец, войска Воронежского фронта развернули наступление направлением на город ___________________. Планировали атаковать вдоль рек, что ослабляло их оборонительный потенциал. Немецкое командование в сложившейся обстановке начинает осознавать, что удержать ____________________ и Левобережье не представляется возможным и Манштейн принимает решение поэтапного отступления за Днепр с сдерживанием советских войск на промежуточных линиях обороны. Немцы не собирались без боя оставлять этот плановый оборонительный рубеж и в последующие дни после взятия ______________________ развернули ожесточённые танковые сражения, укрепившись на южной части железной дороги, ведущей к Полтаве».
. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В результате событий, обозначенных на схеме, завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.2. Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был освобождён от фашистов в дни очередной годовщины революции, в результате которой большевики пришли к власти.3. Первый в годы войны салют был произведён в честь освобождения советскими войсками городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «4».4. В ходе обозначенных на схеме событий Красная армия вышла на государственную границу СССР.5. Все обозначенные на схеме названия населённых пунктов сохранились без изменения до сегодняшнего дня.6. Линия фронта, обозначенная в легенде схемы буквой «А», установилась к сентябрю 1943 г.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12-13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника
«Как отнеслось население к смерти Ленина? Совсем не так, как изображала иностранная печать. Мой антикоммунизм ни при каких условиях не может сделать из меня лжесвидетеля. Я должен сказать, что, если взять, например, Москву, огромная часть её населения к смерти Ленина отнеслась, несомненно, с печалью, с чувством какой-то важной утраты. Я не говорю о Коммунистической партии. Она всем обязана Ленину и без него не существовала бы. Масса лиц, бывших ничем, благодаря Ленину и сделанной им революции, стала чем-то, подошла к власти, вступила в господствующий класс, и вполне понятно, что эти лица искренно, горько оплакивали того, кто вытащил их из политического небытия, состояния ничтожества. Но печаль, а в причины и мотивы её здесь не вхожу (это сложный вопрос), чувствовалась в рабочей среде, среди мелких служащих и части беспартийной, интеллигенции, с введением ___________________ ставшей активно работать в советском аппарате. ___________________, удалившая удушающие страну порядки военного коммунизма, создала симпатию к Ленину в слоях, далеко стоящих от какой-либо политики. В доме, где я жил, дворником служил безграмотный, в минимальной степени развитой Степан Антонович, после многих лет жизни в столице, в Москве, сохранивший душу крестьянина самого отсталого сельского захолустья. Этот самый Степан Антонович мне поведал, что ему очень, очень жалко, что „Ленин помер“. Когда я спросил: почему же он так жалеет Ленина, он мне ответил: „Да ведь это Ленин приказал открыть рынки и лавки, позволил торговать тем, что нужно. Это после его приказа появился и ситный (белый) хлеб, и настоящий ржаной, и картошка, и сахар. Не сделай этого Ленин, мы бы и по сей день стояли бы голодными в очередях“.
Представление о Ленине как правителе-избавителе от тяжких бед и грабежа было, несомненно, распространено среди крестьянства».
. Укажите название экономической политики, дважды пропущенное в тексте. Укажите год, когда было принято решение приступить к осуществлению данной политики. Назовите событие, непосредственно подтолкнувшее руководство большевистской партии к принятию решения о переходе к политике, название которой дважды пропущено в тексте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название политики — новая экономическая политика, нэп
2) год — 1921
3) событие — антибольшевистское восстание в Кронштадте
Каждый ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
. Как автор характеризует отношение населения к смерти В. И. Ленина? Укажите две причины, которыми автор объясняет данное отношение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— большинство населения отнеслось к смерти Ленина с чувством важной утраты
2) могут быть названы причины, например:
— масса лиц благодаря Ленину вступила в господствующий класс
— симпатию к Ленину в слоях, далёких от политики, создал нэп
— крестьяне видели в Ленине избавителя от тяжких бед и грабежа
— партия большевиков переживала утрату Ленина, потому что без него она бы не существовала
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
. Укажите сферу культуры (духовной жизни), в которой получил известность исторический деятель, изображённый на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сфера культуры — кинематограф
2) обоснование, например: на монете отображён эпизод работы кинорежиссёра с кинопленкой над картиной «Броненосец «Потёмкин»»
(Может быть приведено другое обоснование.)
. Какой из представленных ниже памятников скульптуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на монете? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник скульптуры. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) цифра, обозначающая памятник скульптуры, — 1
2) скульптор — В. Мухина
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А) «Состоявшаяся на Чёрном море конференция „Большой тройки“ (последняя, на которой присутствовал скончавшийся в апреле Рузвельт) стала очередным триумфом СССР. У Сталина снова были все военные козыри. Красная Армия почти контролировала Польшу, Чехословакию и Прибалтику, а также значительную часть Германии, а западным союзникам, несмотря на победу „Оверлорд“, ещё предстояло форсировать Рейн. Столь же значительным было преимущество Сталина и в разведданных. НКВД имел двух надежных агентов в министерстве иностранных дел Великобритании-Дональда Маклина в посольстве в Вашингтоне, имевшего возможность сообщать об англоамериканских переговорах до конференции, и Гая Берджесса, который перешёл из Би-би-си в Управление информации министерства иностранных дел».
Б) «Прежде всего следует подчеркнуть, что при различии позиций по тем или иным вопросам все три лидера сходились в одном великих держав значение для поддержания прочного мира на земле. Так, Черчилль признал, что вопрос о том, будет ли мир построен на прочных основах, зависит от дружбы и сотрудничества трёх великих держав. Президент Рузвельт в свою очередь напомнил, что на предыдущей встрече в Тегеране „три державы заявили о своей готовности принять на себя ответственность по созданию такого мира, который получит одобрение народов всего мира». Сталин заявил, это единство в том, что единство участниц антигитлеровской коалиции имеет решающее что „самое важное условие для сохранения длительного мира трёх держав“».
Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите год, когда состоялась первая из конференций «Большой тройки», проходивших в годы Великой Отечественной войны. Что, согласно одному из отрывков, по мнению И. В. Сталина, было важнейшим условием для сохранения длительного мира?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) город — Ялта
2) год — 1943
3) ответ на вопрос: единство трёх держав
. В 1136 г. из-за бегства Всеволода Мстиславича с поля битвы у Жданой горы и изгнания его из Новгорода, в Новгородской земле установилось республиканское правление. Укажите любые три причины (предпосылки) установления республиканского правления в Новгороде.
Могут быть названы следующие причины (предпосылки):
1) в Новгороде не было собственной княжеской династии, что уменьшало значение князя по отношению к городу и делало борьбу за городские вольности более успешной
2) в отличие от других княжеств и земель, в Новгороде сохранились сильные вечевые традиции
3) в Новгороде существовали традиции призвания князя на престол
4) значительную роль в жизни Новгорода играло новгородское боярство, происходившее из старой родоплеменной знати, которое контролировало доходы Новгорода, что обусловило перевес боярства в антикняжеской борьбе
5) развитие ремесла и торговли, обусловленное географическим положением Новгорода, способствовало экономической независимости и большей, по сравнению с Киевом, социальной значимости ремесленников и купцов, а также развитию городского самоуправления
Могут быть названы другие причины (предпосылки)
. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «посадник». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: высшая государственная должность в Новгороде в XII-XV вв. и Пскове в XIV-начале XVI в.
(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) факт, например
— посадник возглавлял суд Новгородской республике
— посадник в Новгородской республике избирался из знатных бояр на вече
(Может быть приведён другой факт.)
. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что норманны значительным образом повлияли на становление государства на Руси и в Англии в конце VIII-середине IX в.: один аргумент для России и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для Руси: ______________________________
Аргумент для Англии: ______________________________
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) для Руси, например: многие историки отождествляют норманнов и варягов. Варяги были призваны на Русь в IX веке. В связи с этим появилась Норманская теория, согласно которой именно варяги способствовали возникновению государства восточных славян, создав свою династию Рюриковичей, которые объединяли славянские племена вокруг общего политического центра-Киева, укрепляя Древнерусское государство;
2) для Англии, например: с конца IX в. норманны нападают на побережья и завоёвывают Северо-восточную Англию. В X веке в Северной Франции они основали герцогство Нормандия, а в XI в. герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель разгромил английское войско в битве при Гастингсе и стал королем Англии, который основал единое королевство и заложил основы законодательства и управления.
Могут быть приведены другие аргументы
Толстой и Достоевский современники? Тест: какие исторические личности жили в одно времяВы когда-нибудь задумывались о том, что Михаил Шолохов творил в одно время с группой The Beatles? А Лев Толстой мог бы столкнуться где-нибудь с Владимиром Лениным. Наш тест даст вам ещё больше поводов для размышлений.
В каком возрасте умер Грибоедов? А Ленин? Тест: сколько прожили известные личностиПушкин прожил всего 37 лет, а «старик» Белинский и вовсе умер в 36. Наши представления о возрасте писателей, композиторов и других великих соотечественников нередко расходятся с реальностью. Решили проверить, помните ли вы, кто сколько жил.Фото на обложке: рисунок П. В. Васильева / Фотохроника ТАСС. Фото в результатах: YanLev, Rawpixel.com, kipgodi / Shutterstock / Fotodom
Образование в Советском Союзе было одинаково доступно для каждого гражданина, что уж там говорить про школу. Даже в сельских учреждениях, которые сейчас уже в запустении, тогда работали талантливые кадры, и техническая оснащенность их была не хуже. Именно поэтому образование в ту эпоху ценилось, а быть неучем было просто непозволительно.