как оформлять тесты по истории

как оформлять тесты по истории Тест по истории

как оформлять тесты по истории

Самый главный документ по этой теме – приложение №2 «Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2017 году» к письму Рособрнадзора от 02.12.2016 № 10-835. Но в нем, на самом деле, не так уж и много полезной информации относительно сложных моментов при заполнении бланков.

По ключевым спорным вопросам данные Правила отсылают к «инструкциям по записи ответов в КИМ по соответствующим учебным предметам». Это означает, что нужно руководствоваться инструкцией, размещенной на 3 странице демонстрационного варианта ЕГЭ по истории. Там, к сожалению, также не даются исчерпывающие ответы на то, как правильно записывать ответы в бланк.

Ниже я собрал 12 самых распространенных вопросов по заполнению бланков в рамках ЕГЭ по истории, и дал на них ответы, исходя из совокупного анализа вышеприведенных документов и  двух сборников типовых вариантов, авторы которых наиболее приближены к ФИПИ:

1) 10 вариантов типовых тестовых заданий И.В. Курукина 2017 г., изд. «Экзамен»

2) 10 тренировочных вариантов  И.А. Артасова 2017 г., изд. АСТ

Вопрос 1. Как правильно записывать ответ из нескольких слов – «из варяг в греки» или «изварягвгреки»?

Ответы из двух и более слов нужно записывать СЛИТНО, без пробелов – «изварягвгреки».

Вопрос 2. Если в моем ответе встречается дефис, как я должен заполнять бланк? «Барклай-де-Толли» или «БарклайДеТолли»?

Дефисы НЕ нужно вписывать в бланк. Пишем всё слитно – например, «русскотурецкаявойна».

Вопрос 3. Как правильно – Хрущев или Хрущёв?

Допустимы оба варианта.

Вопрос 4. Если мне нужно указать деятеля, как правильно – «НикитаСергеевичХрущев», «НСХрущев» или просто «Хрущев»?

Посмотрите на то, как сформулировано задание. Если речь идет о Хрущёве, то обычно пишут «укажите фамилию». Мне встречался вопрос, где правильным ответом был «Батый». Соответственно, в самом задании была формулировка «укажите имя».

Вопросы задаются тем или иным образом не просто так, составители заранее продумывают этот момент. Поэтому не забывайте обращать внимание на формулировку каждого (!) конкретного задания.

Вопрос 4. Если в задании от меня требуется указать век, как его записывать – 20 век, ХХ век или двадцатый век?

Правильно давать ответ в буквенном виде – «двадцатый», «четырнадцатый».

Вопрос 5. Если в задании от меня требуется назвать имя правителя, что я должен записать в бланк – Иван Грозный, Иван Четвертый или Иван?

Допустимы первые два варианта. Если от вас требуют назвать имя правителя, то просто «Иван», «Петр», «Александр» — недостаточный ответ, нужно конкретизировать каждого из них. Как конкретизировать?

Смотрите по ситуации – если у правителя есть порядковый номер, так и записывайте – Петр Первый, Александр Третий. Если правитель больше известен под прозвищем, то так и пишите – Иван Грозный, Дмитрий Донской, Юрий Долгорукий. Если имя правителя часто встречается в совокупности с отчеством, то можно дать ответ – Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна.

И опять-таки, обращайте внимание на формулировки – от вас могут попросить конкретно «имя и фамилию», «имя и прозвище» и т.д.

Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в тексте задания, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в задании.

Соответственно, в вышеприведенном задании пишем «третьеиюньским переворотом», а не просто «третьеиюньский переворот».

Вопрос 7. Мне нужно вписать ответ «Великая Отечественная война», но клеточек не хватает. Что делать?

Здесь два варианта: согласно официальным правилам заполнения бланков, ответ необходимо записать в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбивку этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом. При этом термины следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.

В то же время, на практике организаторы ЕГЭ часто советуют записывать в клеточки столько букв длинного ответа, сколько влезет. Например, «ВеликаяОтечествен». Таким образом, сложилось что-то вроде обычая, который противоречит официальным правилам.

На мой взгляд, допустимы оба варианта, потому что все работы проходят этап верификации. Компьютер выделяет все ответы, в прочтении которых он сомневается. И здесь вступает в дело специальный человек – верификатор – который и должен указать компьютеру, как следует прочесть то или иное слово.

Вопрос 8. В задании требуется указать название войны, как нужно писать – «Отечественная война» или просто «Отечественная»?

Второй вариант. Если требуется указать только название, то пишем только его. Если требуется указать название мирного договора, пишем просто «Сан» (например). Если требуется указать название армии, пишем просто «Квантунская» (например).

С другой стороны, если потребуется написать название военного плана, то правильным ответом будет «План Барбаросса», а не просто «Барбаросса».

Если же вас спросят, о каком событии идет речь, то нужно писать полностью  — Отечественная война, Куликовское сражение и т.д. Здесь смысл задания не только в том, чтобы вы привели название какой-либо войны, но и в том, чтобы вы определили вид события. Если же в задании указывается, что нужно дать название конкретной войны/сражения/ операции/договора, то повторять это слово не нужно.

Вопрос 9. Смута или Смутное время?

Вопрос 10. Новгород или Великий Новгород?

Предпочтительнее просто «Новгород».

Вопрос 11. Петербург или Санкт-Петербург?

Допустимы оба варианта, но не забывайте, что не нужно вписывать в бланк дефис – «СанктПетербург».

Вопрос 12. Речь Посполитая или Польша?

Допустимы оба варианта, если речь идет о периоде существования Речи Посполитой в вв., но предпочтительнее первый.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

Примеры разных видов  тестовых заданий по истории.

Правильные утверждения отметьте знаком «+», неправильные «-«.

Окончательное освобождение Руси от монгольского ига произошло в 1480 году. Это произошло в результате разгрома русскими войсками войск Мамая.

Распределите по соответствующим колонкам таблицы(сословие, класс, социальный слой) представителей российского общества конца XIX  века.

Дворяне, интеллигенция, буржуазия и т.д.

Расположите перечисленные события в порядке их совершения.

Нашествие галлов, установление в Риме республики, битва при Заме и т.д.

Расположите события так, чтобы слева в колонке было событие –причина, справа- событие следствие.

Отвечая на вопрос нужно выбрать один из предложенных ответов или высказать собственное мнение.

«Формы и приемы проверки знаний на уроках истории»

Одной из важнейших образовательных задач является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная проверка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности, это связано с контролем на уроках истории. В наши дни контроль рассматривается многими исследователями как своеобразный «метод обучения», в частности так его определяет И.П. Подласый, принимая во внимание не только обучающую, но и воспитательную функции.

Цель моего исследования: обобщить знания по заявленной проблеме,  определить какие формы и приемы проверки являются наиболее  эффективными при формировании знаний на уроке истории.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт современных учителей-практиков убедительно показали многообразие форм и приемов проверки знаний.

Проблема оценивания знаний достаточно актуальна, соответственно и выбор методов проведения контроля важен во всех аспектах.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций проверки знаний помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять

— проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

— ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в  подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на  этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

—  воспитательная функция обеспечивает установление отношения  к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

—  методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль над процессом овладения историческими знаниями учащимися.

—  корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Так же принято выделять

проводится повседневно и на всех видах занятий.

осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос —  устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.

проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь.

Однако нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними. Данная проблема стоит наиболее остро при работе с незнакомым классом.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся — как одного из главных компонентов качества образования — являются:

заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время — диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.              требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.              (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

В планировании, в организации контроля по истории есть свои особенности. Обратимся к традиционным формам проверки знаний и рассмотрим некоторые из них.

можно следующим образом.

1. Перед опросом учащихся по изученному материалу важно очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору.

2. Надо научить учащихся давать полный ответ, в этих случаях возможны и рациональны добавочные вопросы, чтобы направить рассказ ученика по нужному руслу.

Приёмы опроса и его формы

2. Работа с терминами (определение значений; ранжирование по значимости; распределение терминов; составление рассказа с использованием терминов; другие формы)

3.Работа по проверке хронологических знаний (хронологический диктант; составление хронологических таблиц; синхронирование событий; соотнесение дат, событий, исторических личностей; работа с текстом с пропущенными датами и др.)

4.Работа с картой и наглядными пособиями (работа с легендой карты;

получение информации при чтении карты; формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации; работа по контурной карте и др.)

Основная задача учителя научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навыками, излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами; определять и обосновывать своё отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

Основные объекты проверки знаний по истории:

— Знание фактического исторического материала и карты;

— Знание исторических деятелей и их вклад в отечественную и мировую историю;

— Понимание причинно-следственных связей исторических событий и явлений;

— Понимание роли исторического события на ход истории;

— Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);

-Правильность произношение и написание исторических терминов;

— Умение быстро ориентироваться по карте, находить необходимые объекты.

Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод. Тестирование осуществляется во всех классах. С учетом изменения итогового контроля в выпускных классах в форме ЕГЭ данный тип контроля занимает особое место. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

— «метод исследования, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий»

—  «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности»

—  «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных  и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами —  нормами теста»

Задания — тесты широко используются для контроля знаний учащихся. Тесты, по мнению В.П.Беспалько, можно разделить на тесты опознания и различения. Это позволит диагностировать цели обучения, уровень усвоения знаний и степень осознанности знаний. Кроме этого, тесты способствуют и усвоению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Тесты упрощают проверку знаний и облегчают работу учителя. Можно выделить следующие виды тестов, исходя из критериев проверки знаний учащихся:1) тесты воспроизведения информации,2) тесты самостоятельного анализа,3) тесты оценочного характера,4) тесты сравнительного характера,5) тесты обучающего характера,6) тесты сопоставляющего характера,7) тесты обобщения.

Тесты целесообразно использовать и для самопроверки учащихся. Особенно удачно их использовать для проверки знаний слабых учащихся. На основании этого можно сказать еще и о разноуровневых возможностях тестов. Учащиеся, прорабатывая материал, приобретают навыки: по составлению вопросов, плана, умению кратко и точно формулировать ответ. Тесты можно использовать для проверки качества знаний на любом этапе урока: и в ходе изучения нового материала, и для закрепления знаний, и для проверки уже усвоенных знаний.

носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования, каких бы то ни было источников.  Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся.

Второй способ —   учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием заранее подобранных самими учащимися источников.  На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

— одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель зачета — систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Эта форма дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им — свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.

Зачеты могут быть нескольких видов:1) зачет комплексной проверки знаний;2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.

Зачеты могут проходить как в строго академическом стиле, так и с элементами игры. Строгий академический стиль предполагает деятельность по принципу «учитель слушает — ученик отвечает», но есть опасность — не хватит времени. Можно использовать такой вид академического зачета, но с элементом игры. Привлечь к проведению зачета сильных учащихся – «экзаменаторов», и, таким образом, учитель выполняет лишь контролирующие функции.

проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на  вариант) Из них 1-2 вопроса на повторение (из предыдущего базового листа). Допускается присутствие листа с базовыми вопросами  на парте. Работа проводится в высоком темпе.  Здесь работает только память ученика, а время на размышления не требуется. Это довольно жёсткий метод, т.к. высокий темп опроса не позволяет списать или обсудить ответ с другими учащимися. Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы. После того, как ученики сдадут работы рекомендуется спокойная беседа в шутливом тоне, чтобы снять напряжение. Содержание диктанта может варьироваться в старших классах по мере приближения экзамена и степени подготовки к нему. Тогда в диктант больше включается вопросов на повторение. В этом случае   о предстоящем диктанте ученикам сообщается за неделю.

Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия. Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля.

При использовании различных видов контроля учителю необходимо ориентироваться на возраст и индивидуальные  особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей, логичнее самые трудные задания при итоговом контроле пометить звездочкой. Обязательно необходимо предупредить детей, что данные занятия будут повышенной сложности. Также каждый вид контроля должен быть ориентирован на возраст учащихся. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для детей.

Нетрадиционные формы и приемы контроля знаний на уроках истории.

Новые стандарты школьного образования и опыт введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний.

При оценивании результатов обучения изменился контекст расшифровки понятий «знающий» и «умеющий». На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.  Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность. В этой связи интересно использовать нетрадиционные формы и приемы проверки знаний на уроках истории, таких как:

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

можно провести и в игровой форме. Например, в форме КВН, с элементов соревнования. Или зачет — сочинение типа: «Отчет ученого о раскопках гробницы Тутанхамона», зачет — путешествие «Прогулка по левому берегу Нила», зачет- экскурсия «В египетском храме». Основа для игрового зачета та же — самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким.

Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями — сообщениями по типу «одной строкой». Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду. Такая форма способствует развитию навыков самостоятельной работы, активизирует изучение учащимися предмета, повышает к нему интерес.

Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения. Эта форма проверки знаний хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету.

можно выделить такие разновидности как:1) Кроссворд — загадка «соединенные слова». Для их решения необходимо определить, какие два слова «спрятались» в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго. 2) Чайнворд или «лабиринт». Основное правило при его заполнении — последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова

Кроссворд — «лесенка». Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.4) Кроссворд — пирамида. Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога воскресающей и умирающей природы.5) Кроссворд «спрятанное название» или головоломка. Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.6) Кроссворд — «уголок».

Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов также необходимо знать правила. Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока.

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек — принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:

Учитель сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и задач урока.

Для закрепления и повторения материала на уроке можно использовать такую игровую проверку знаний как викторина. Проверка носит соревновательный характер, поэтому интерес и внимание очень высокие. Такая форма контроля позволяет развивать речь учащихся, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения учебного материала.

Викторины могут быть: 1.  — ориентирована на знание дат, учащиеся проявляют знания конкретного материала, быстроту восприятия.2.  посвящена деятелям культуры, истории. Учащиеся должны назвать имя человека, характеристика которого дана.3. .Учащимся предлагаются иллюстрации архитектурных памятников, произведений живописи без соблюдения хронологического порядка, а они должны дать ответы на вопросы.4.  предлагает перечень характеристик событий, учащиеся должны узнать о каком событии идет речь. Этот вид викторин способствует лучшему усвоению учащимися материала по истории культуры, развивает память и мыслительную деятельность.

посвящена определенной теме и подробно раскрывает ее, таким образом, создавая целостное восприятие материала.

Викторина сравнений: «Сходство и различие».Учащиеся должны установить сходство и различие архитектурных памятников, литературных произведений, произведений живописи. Отрабатываются навыки сравнений, развивается речь.

Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу.

Наиболее глубокая форма знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою работу. Цель олимпиады — повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний.Игровые знания являются активной формой проверки знаний учащихся. Они могут предварять новый материал, пробуждая у учащихся интерес к нему, закреплять и повторять пройденное.Каждый вид игрового задания определяется содержанием изучаемого материала. При этом необходимо обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые требуется сформировать у учащихся. Место и роль задания в учебном процессе определяет учитель.

Сегодня, при переходе на новые ФГОС встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование, и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.

1. Использование учебных электронных изданий.

2. Составление ЦОРов

3. Использование учебных электронных заданий.

При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.

В результате исследования можно сделать следующие выводы. Проверка знаний, умений и навыков учащихся — неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями.

Разнообразие методов, форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания учащихся.

В соответствии с требованиями программы, учителю необходимо ориентировать преподавание, контроль и оценку на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Особое значение должно придаваться освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учится, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время.

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений. Прежде всего, проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода познавательных и других практических задач.

Не только учителю, но и самим учащимся результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлении того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения, воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них материалистического мировоззрения.

Контроль результатов обучения истории и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что при методически грамотной организации проверки знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Творчество – возникшая в результате трудовой
деятельности способность человека на основе
познания окружающего мира созидать новую
реальность. Эта сторона творчества особенно ярко
проявляется в ходе обучения и реализации
полученных учащимися знаний на практике. Ведь
ученик не является копилкой для сброса фактов
или ксерокопией позиции учебника. Само понятие
“обучение” подразумевает активнейший процесс
взаимодействия учащихся с информационным
потоком и его переработку. Своеобразными
агентами творческого потенциала учеников
выступают учителя, одноклассники, новые
технологии, способствующие оптимизировать
процесс и инициировать появление нового взгляда,
подхода, решения. Таким образом, обязательной
частью развития творческого потенциала
учащегося становится образовательное поле
учебного заведения. А одним из важных шагов к
творчеству будет осознание и реализация на
практике межпредметных связей. Практическим
примером данного подхода может служить
разработка учащимися 11 класса тестовых заданий
по истории с использованием ИКТ.

Тест – метод исследования и испытания
способностей человека к выполнению определенной
работы с помощью стандартных форм. И в этом
“стандарте” чаще всего видят отрицательную
сторону теста. Хотя основная проблема находится
не в самом тесте, а в формальном подходе к нему:
рассмотрение теста как объекта, для решения
которого необходимо механическое заучивание
материала. С исследовательской позиции: тесты –
один из видов задач, для решения которых совсем
не обязательно брать готовую формулу. Творческий
подход помогает не просто дать правильный ответ
на вопрос теста, но понять его сущность и
научиться самому разрабатывать тесты.

Поставленная перед учащимися задача –
составить тестовые задания требует для своего
решения:

— Изучения структуры теста, знания видов
тестовых заданий (например, тест выбора,
соотнесения и группировки, определения
последовательности)

— Знания исторического материала и умения
выбирать из него значимые моменты, умения
формулировать вопросы, выйдя за рамки
стандартных
(например, сравните вопросы на знание дат:

1) В каком году состоялась Куликовская битва и

2) Сколько лет прошло между первой битвой
русских дружин с монголо-татарами и первой
победой русских полков над основными силами
Золотой Орды)

— Владение компьютерными технологиями,
специальными программами, в некоторых случаях
элементами дизайна для оформления теста.

Данная разработка выполняется группой, что
позволяет развивать творческий интерес
учащихся, ориентированных на различные области
науки, и производить творческий взаимообмен, не
говоря уже о развитии навыков коллективной
работы.

Основные этапы работы по составлению
тестовых заданий:

1. Организационный момент:

2. Непосредственная работа:

3. Использование тестовых заданий для
проверки знаний учащихся, в том числе и других
параллелей. Причем для учеников 7-10 классов
(обучение в гимназии ведется с седьмого класса)
тест уже будет не скучно-обязательным набором
текста и ответов к нему, но и результатом
творческого подхода к делу их старших товарищей.

Эту часть работы учащиеся выполняют под
руководством учителя истории, а решение
технологической стороны данного задания –
результат работы учителей информатики. И
результат их взаимовлияния на работу – её
оформление в конечный продукт. (Приложение
1: образцы текстов сокращены из-за ограничения
на объем файла)

Работа в среде Power Point.

Первоначально учащиеся изучают возможности
программы Power Point. Однако, при всех своих
достоинствах Power Point – не самая подходящая среда
для создания тестов. Основная проблема
заключается в том, что без программирования
нельзя осуществить подсчет баллов (количество
правильных ответов). А необходимый для этого язык
программирования Visual Basic не изучается в школьном
курсе (мы не будем выходить за рамки
государственного стандарта). Поэтому в нашей
гимназии презентации часто используются для
проведения викторин. Ведь викторина имеет
похожую на тест структуру “вопрос-ответ”, но в
несколько ином виде. Такая форма проверки знаний,
как викторина, имеет следующие преимущества:

В качестве примера хочу продемонстрировать
викторину (Приложение 2), которую
провели гимназисты в День учителя. Участвовали
две команды добровольцев, одна – из
преподавателей, другая – из учеников. С одной
стороны, это мероприятие имело развлекательный
характер, с другой – познавательный, а с третьей
способствовало сближению взрослых и детей.

С учетом всего вышесказанного мы имеем
возможность в зависимости от целей урока
составить в среде Power Point викторину или тестовое
задание (Приложение 3).

В качестве основы для работы по созданию
презентации-викторины можно использовать
следующий алгоритм.

Создаем викторину в программе PowerPoint.

Создать новый файл в программе PowerPoint (Рисунок 1).
На первом слайде указать тему.

Следующий слайд будет содержать первый вопрос
и варианты ответов. Советуем использовать
максимально крупный шрифт, контрастные цвета
фона и текста, выравнивание по сетке. Следите за
строчками текста: Рисунок 2 – читать и понимать
текст легко; Рисунок 3 – строки обрываются, не
соответствуя смыслу текста, поэтому суть вопроса
понять сложнее.

В области «Слайды» вызвать контекстное
меню Слайда-2 (правая кнопка мыши), команда
«копировать». Затем вставить копию столько
раз, сколько вопросов осталось в викторине. Таким
образом, все слайды с вопросами будут иметь
одинаковый формат.

Теперь надо в слайдах-копиях исправить тексты
вопросов и ответов.

На слайде с последним вопросом удалить ссылку
перехода на следующий слайд.

Создать новый слайд. Назовем его слайд –
«Да». Здесь написать текст, подтверждающий
правильный ответ. Сюда же добавить фигуру
(аналогично Шагу 3), которая будет ссылкой на последний
показанный слайд (Рисунок 5).

Создать новый слайд. Назовем его слайд –
«Нет». Здесь написать текст, отвергающий
предложенный ответ, и добавить аналогичную
ссылку на последний показанный слайд.

Вернемся к слайду с первым вопросом. Для
надписи с правильным ответом установить
действие перехода на слайд – «Да», указав
его порядковый номер (Рисунок 6). Для остальных
ответов – переход на слайд – «Нет».

Аналогично определить действия для всех других
ответов на остальные вопросы.

Меню «Показ слайдов», команда «Смена
слайдов». Убрать переходы «по щелчку» и
«автоматически после», применить эту
настройку ко всем слайдам (Рисунок 7), кроме
первого.

Работа в среде Excel.

Те недостатки, которые мы отметили для создания
тестов в программе Power Point, преодолеваются в
случае знания учащимися программы Exc el.
Одновременно мы имеем ярко наглядную
возможность продемонстрировать учащимся
интеграцию наук: в курсе изучения программы Ex cel
на уроках информатики одним из обязательных
заданий является составление теста, которому при
данном подходе мы задаем практическую
направленность. Также использование ИКТ на
уроках истории (и не только) существенно
облегчает труд учителя при проверке выполнения
задания (Приложение 4).

Напечатать (скопировать) в таблицу на первый
лист:

Удобно вопросы нумеровать римскими цифрами, а
варианты ответов – арабскими цифрами.

(Запомните! Варианты ответов нельзя
задавать русскими буквами).

Обратите внимание, чтобы напечатанный Вами
тест при предварительном просмотре (кнопочка

) должен
помещаться по горизонтали в ширину листа. Это
нужно, если Вы захотите получить тест в печатном
виде на бумаге.

Вам нужно создать место для ввода ответа.
Для этого нужно выполнить следующие действия:

После этих действий у ячейки (на рисунке ячейка I7)
появится кнопочка

для вызова списка вариантов ответа.

Теперь нужно создать проверку ответов.

— общее количество вопросов разделим на 5,
тем самым получим вес одного балла.
— далее количество правильных ответов разделим
на вес одного балла.
— округлим до целого это значение.

Предстоит скрыть на втором листе информацию от
любопытных глаз тестируемого:

Если Вам надо посмотреть результаты
тестирования нужно 4-й этап выполнить в обратном
порядке.

Итого: Данные формы
интеграционной работы в области истории и
информатики позволяют развивать творческую и
инновационную активность учащихся, их умение
решать поставленные проблемы и задачи,
возникающие по ходу работы, способствуют
эффективному сотрудничеству людей (учеников,
учителей) и областей наук и развивают
компьютерную грамотность.

Оцените статью
Тест по истории