Тест по истории России Восстановление и развитие экономики 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.Вариант 11. К 1947 г. относится1) вступление в действие «плана Маршалла»
2) испытание первой советской атомной бомбы
3) завершение четвёртой пятилетки
4) проведение денежной реформы2. Характерной чертой четвёртого пятилетнего плана было1) приоритетное развитие лёгкой и пищевой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) использование финансовой помощи США по плану Маршалла
4) преимущественное развитие тяжёлой промышленности3. Главный фактор, обеспечивший экономические достижения СССР в послевоенной пятилетке, — это1) использование принудительных мер
2) героический труд советских людей
3) использование военнопленных при восстановлении городов
4) репарации с Германии4. Какое из утверждений верное?1) росту сельскохозяйственного производства препятствовали природные катаклизмы
2) довоенного уровня сельское хозяйство достигло раньше, чем промышленность
3) труд в колхозах был слабо механизированным
4) развитие тяжёлой индустрии в первые послевоенные годы обеспечивало рост сельского хозяйства5. Какие три меры из перечисленных относятся к экономической жизни СССР в первые послевоенные годы? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) отказ от использования труда заключённых
2) снижение государственных цен на товары первой необходимости
3) отступление от планового развития народного хозяйства
4) отмена карточной системы снабжения населения
5) введение обязательных сверхурочных работ
6) восстановление 8-часового рабочего дня6. Ниже приведён список крупных советских строек. Все они, за исключением двух, относятся к послевоенным годам.1) Челябинский тракторный завод
2) Куйбышевская гидроэлектростанция
3) Каховская гидроэлектростанция
4) Беломоро-Балтийский канал
5) Волго-Донской каналНайдите и запишите порядковые номера объектов, построенных в довоенные годы.7. Запишите термин, о котором идёт речь.
___________ — возмещение побеждённым государством — виновником возникновения войны — убытков, понесённых государством-победителем.Вариант 21. К 1949 г. относится1) начало «холодной войны»
2) начало осуществления четвёртого пятилетнего плана
3) испытание первой советской атомной бомбы
4) отмена карточной системы2. Главной задачей четвёртого пятилетнего плана было1) восстановление народного хозяйства
2) активное осуществление социальных программ
3) первоочередное развитие лёгкой промышленности
4) широкое привлечение иностранного капитала в советскую экономику3. Одно из важных последствий денежной реформы 1947 г.1) укрепление рубля
2) повышение доходов населения
3) увеличение денежной массы, находившейся в обороте
4) рост инфляции4. Какое из утверждений верное?1) репарации с Германии были направлены на подъём сельского хозяйства СССР
2) развитие сельского хозяйства рассматривалось в четвёртом пятилетнем плане как приоритетное направление
3) денежная реформа спровоцировала массовый голод в 1946-1947 гг.
4) планы колхозов по поставке продукции государству значительно превосходили вложенные в развитие сельского хозяйства средства5. Какие три меры (явления) из перечисленных относятся к экономической жизни СССР в первые послевоенные годы? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) повышение доходов населения
2) отказ от использования труда военнопленных на строительных объектах
3) наращивание военного производства
4) плановое развитие экономики
5) использование моральных и материальных стимулов к труду
6) введение карточной системы распределения6. Ниже приведён список крупных советских строек. Все они, за исключением двух, относятся к первым (довоенным) пятилеткам.1) Магнитогорский металлургический комбинат
2) Харьковский тракторный завод
3) Волго-Донской канал
4) Северо-Крымский канал
5) первые линии московского метроНайдите и напишите порядковые номера объектов, построенных в послевоенные годы.7. Запишите термин, о котором идёт речь.___________ — период в пять лет, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе.
Ответы на тест по истории России Восстановление и развитие экономики 10 класс
Вариант 1
1-4
2-4
3-2
4-3
5-246
6-14
7. репарации
Вариант 2
1-3
2-1
3-1
4-4
5-345
6-34
7. пятилетка
Тест по истории России Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.Вариант 11. Экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина проводилась в СССР в1) 1946-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1965-1970 гг.
4) 1971-1978 гг.2. Успехи экономической реформы 1965 г. наиболее проявились в период1) 1966-1970 гг.
2) 1971-1975 гг.
3) 1976-1980 гг.
4) 1980-1985 гг.3. Укажите одну из характерных черт экономического развития СССР с конца 1970-х гг.1) отказ от импорта продовольствия
2) приоритет интенсивных форм экономического развития над экстенсивными
3) ликвидация. научно-технического отставания СССР от стран Запада
4) постоянное снижение темпов экономического роста4. Какие три положения из перечисленных относятся к причинам неудачи аграрной реформы 1965 г.? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) неэффективное использование выделенных государством средств
2) отсутствие экономических стимулов производства
3) списание с колхозов долгов
4) сохранение директивной модели экономики
5) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
6) отсутствие заинтересованности колхозников в результатах труда5. Расположите исторические события в хронологической последовательности.1) события в Новочеркасске
2) запуск первого искусственного спутника Земли
3) избрание Л.И. Брежнева Первым секретарём ЦК КПСС
4) экономическая реформа А.И. Косыгина
5) начало освоения целинных и залежных земель6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к разработке и осуществлению промышленной реформы А.И. Косыгина.1) хозрасчёт
2) самоокупаемость
3) самофинансирование
4) самоуправление
5) национализация
6) приватизацияНайдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. 7. Запишите термин, о котором идёт речь.
__________ — недостаток отдельных товаров, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.Вариант 21. Самый быстрый за послевоенные годы промышленный рост в СССР пришёлся на период1) 1966-1970 гг.
2) 1971-1975 гг.
3) 1976-1980 гг.
4) 1980-1985 гг.2. Укажите одну из характерных черт экономического развития СССР в середине 1960-х-первой половине 1980-х гг.1) достижение технического превосходства над США
2) преимущественное финансирование ВПК
3) переход к рынку
4) высокие темпы роста производительности труда3. Начало падения темпов экономического роста приходится на период1) 1966-1970 гг.
2) 1971-1975 гг.
3) 1976-1980 гг.
4) 1980-1985 гг.4. Какие три положения из перечисленных были положены в основу реформы 1965 г. в промышленности? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) коренное изменение всего хозяйственного механизма
2) усиление экономического стимулирования
3) совершенствование хозяйственного механизма
4) изменение условий планирования
5) усиление партийно-государственного диктата в экономике
6) замена единого государственного планирования местной инициативой5. Расположите исторические события в хронологической последовательности.1) отставка Н.С. Хрущёва
2) начало освоения целинных и залежных земель
3) создание Совета экономической взаимопомощи
4) избрание Ю.В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС
5) начало экономической реформы А.Н. Косыгина6. Ниже приведён перечень промышленных объектов. Все они, за исключением двух, были введены в действие в 1960-1980-е гг.1) Байкало-Амурская магистраль
2) Сталинградский тракторный завод
3) Волжский автозавод в Тольятти
4) Камский автозавод в Набережных Челнах
5) Красноярская ГЭС
6) Магнитогорский металлургический комбинатНайдите и запишите порядковые номера объектов, построенных в другие исторические периоды. 7. Запишите термин, о котором идёт речь.__________ — метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Ответы на тест по истории России Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. 10 класс
Вариант 1
1-3
2-1
3-4
4-146
5-52134
6-56
7. товарный дефицит
Вариант 2
1-1
2-2
3-2
4-234
5-32154
6-26
7. хозрасчет
Тест по истории России Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.Вариант 11. СССР был образован в1) 1919 г.
2) 1921 г.
3) 1922 г.
4) 1925 г.2. Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведён ниже.1) план социализации
2) план автономизации
3) план федерализации
4) план кооперации3. Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведён в задании 2, был предложен1) И.В. Сталиным
2) Г.М. Кржижановским
3) Г.Я. Сокольниковым
4) В.И. Лениным4. Какая из перечисленных республик одна из первых вступила в СССР?1) Латвийская ССР
2) Узбекская ССР
3) Украинская ССР
4) Туркменская ССР5. Высшим органом законодательной власти в СССР в соответствии с первой Конституцией СССР стал1) Всесоюзный съезд Советов
2) Центральный исполнительный комитет
3) Совет народных комиссаров СССР
4) Совет Союза6. Какие три полномочия из перечисленных союзные республики в соответствии с Конституцией СССР передавали центральным органам? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) просвещение
2) здравоохранение
3) международное представительство
4) транспорт
5) юстиция
6) пересмотр границ7. Запишите термин, о котором идёт речь.
__________ — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике.Вариант 21. Первая Конституция СССР была принята в1) 1918 г.
2) 1921 г.
3) 1922 г.
4) 1924 г.2. Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведён ниже.1) план социализации
2) план автономизации
3) план федерализации
4) план кооперации3. Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведён в задании 2, был предложен1) И.В. Сталиным
2) Г.М. Кржижановским
3) Г.Я. Сокольниковым
4) В.И. Лениным4. Каким термином обозначалась политика, ориентированная в 1920-х гг. на подготовку, выдвижение и использование местных национальных кадров для работы в государственных учреждениях союзных республик?1) конфедерация
2) стратификация
3) автономизация
4) коренизация5. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом согласно Конституции в Советском Союзе стал1) Всесоюзный съезд Советов
2) Совет народных комиссаров СССР
3) Центральный исполнительный комитет
4) Государственная дума6. Какие три полномочия из перечисленных в соответствии с Конституцией СССР оставались в ведении союзных республик? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) оборона
2) социальное обеспечение
3) земледелие
4) денежное обращение
5) юстиция
6) бюджет7. Запишите термин, о котором идёт речь. __________ — форма государственного устройства, добровольное объединение ранее самостоятельных государств в единое союзное государство.Ответы на тест по истории России Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-4
4-3
5-1
6. 346
7. Суверенитет
Вариант 2
1-4
2-2
3-1
4-4
5-2
6. 235
7. Федерация
Главной
задачей введённой плановой экономики
было наращивание экономической и военной
мощи государства максимально высокими
темпами, на начальном этапе это сводилось
к перераспределению максимально
возможного объёма ресурсов на нужды
индустриализации. О первом пятилетнем
плане (1 октября 1928 — 1 октября 1933) было
заявлено на XVI конференции ВКП(б) (апрель
1929 г.) как о комплексе тщательно продуманных
и реальных задач. Этот план, сразу после
его утверждения V съездом Советов СССР
в мае 1929 г., дал основания для проведения
государством целого ряда мер экономического,
политического, организационного и
идеологического характера, что возвысило
индустриализацию в статус концепции,
эпоху «великого перелома». Стране
предстояло развернуть строительство
новых отраслей промышленности, увеличить
производство всех видов продукции и
приступить к выпуску новой техники.
Используя
средства массовой информации руководство
СССР пропагандировало массовую
мобилизацию населения в поддержку
индустриализации. Комсомольцы в
особенности восприняли её с энтузиазмом.
Миллионы людей самоотверженно, почти
вручную, строили сотни заводов,
электростанций, прокладывали железные
дороги, метро. Часто приходилось работать
в три смены. В 1930 г. было развёрнуто
строительство около 1500 объектов, из
которых 50 поглощали почти половину всех
капиталовложений. Был воздвигнут ряд
гигантских транспортных и промышленных
сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС,
металлургические заводы в Магнитогорске,
Липецке и Челябинске, Новокузнецке,
Норильске а также Уралмаш, тракторные
заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове,
Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный
ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь
Московского метрополитена общей
протяжённостью 11,2 км.
Особое
внимание уделялось индустриализации
сельского хозяйства. Благодаря развитию
отечественного тракторостроения, в
1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов
из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод
в Ленинграде приступил к выпуску
пропашного трактора «Универсал», который
стал первым отечественным трактором,
экспортируемым за границу. За десять
предвоенных лет было выпущено около
700 тыс. тракторов, что составило 40 % от
их мирового производства.
Из-за
границы были приглашены инженеры, многие
известные компании, такие как
Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric, привлекались
к работам и осуществляли поставки
современного оборудования. В срочном
порядке создавалась отечественная
система высшего инженерно-технического
образования. В 1930 г. в СССР было введено
всеобщее начальное образование, а в
городах обязательное семилетнее.
В
1930 г., выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин
признал, что индустриальный прорыв
возможен лишь при построении «социализма
в одной стране» и потребовал многократного
увеличения заданий пятилетки, утверждая,
что по целому ряду показателей план
может быть перевыполнен.
Поскольку
капиталовложения в тяжёлую индустрию
почти сразу превысили ранее запланированную
сумму и продолжали расти, была резко
увеличена денежная эмиссия (то есть
печать бумажных денег), и в течение всей
первой пятилетки рост денежной массы
в обращении более чем в два раза опережал
рост производства предметов потребления,
что привело к росту цен и дефициту
потребительских товаров.
Параллельно
государство перешло к централизованному
распределению принадлежащих ему средств
производства и предметов потребления,
осуществлялись внедрение
командно-административных методов
управления и национализация частной
собственности. Возникла политическая
система, основанная на руководящей роли
ВКП(б), государственной собственности
на средства производства и минимуме
частной инициативы.
Первая
пятилетка была связана со стремительной
урбанизацией. Городская рабочая сила
увеличилась на 12,5 миллионов человек,
из которых 8,5 миллионов было из деревень.
Процесс продолжал идти в течение
нескольких десятилетий, так что в начале
1960-х численность городского и сельского
населения сравнялись.
В
конце 1932 г. было объявлено об успешном
и досрочном выполнении первой пятилетки
за четыре года и три месяца. Подводя её
итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая
индустрия выполнила план на 108 %. За
период между 1 октября 1928 г. и 1 января
1933 г. производственные основные фонды
тяжёлой промышленности увеличились в
2,7 раза.
Рост
физического объёма валовой продукции
промышленности СССР за 1928-1932 гг
На
созданной индустриальной базе стало
возможным проведение масштабного
перевооружения; за время первой пятилетки
оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета
Вопрос № 1200486
защитой завоевания революции
классовым подходом к преступнику, осознанием невежества основной массы населения
идеей того, что преступления — это пережиток капитализма
идеей неотвратимости наказания
Вопрос № 1200488
Меры ужесточения наказания за доказанные и бездоказательные преступления, введенные в 30-е годы, были следующими:
введен мораторий на смертную казнь
снижен возраст привлекаемых к уголовной ответственности до 14 лет
усилено наказание за хулиганство с 2 до 5 лет
удлинен срок наказания до 25 лет
принят закон О трех колосках (7 августа 1932 г.)
правосудие стали осуществлять внесудебные органы, получившие право выносить приговоры вплоть до расстрела
Вопрос № 1200491
ухудшением международной обстановки
появлением в СССР организованной антисоветской оппозиции
изоляцией СССР в мире, происками империализма
стремлением правящего режима запугать население
провалом планов построения социализма в СССР, попыткой свалить вину на мнимых вредителей и врагов народа
Вопрос № 1200493
неравенство сельских и городских избирательных систем
ликвидацию съездов советов как органов государственной власти
выборы местных судов и образование народного комиссариата юстиции СССР
объявление защиты их гражданских прав на работу, свободу митингов, собраний, передвижения
возможность активного участия в общественной жизни и управлении страной
отмену многоступенчатости выборов: выборы стали тайными и проводились не на предприятиях, а на определенной территории
Эксперт по предмету «Экономика»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Формирование плановой экономики СССР и ее особенности
Под плановой экономикой в общем следует понимать особый тип организации народного хозяйства, основанный на взаимодействии хозяйствующих субъектов в соответствии с единым планом или их согласованной системой.
Одним из наиболее ярких примеров использования плановой экономики в чистом виде выступает период советской истории России. Рассмотрим особенности становления и реализации экономики планового типа в СССР более подробно.
Как таковой единой общепринятой модели плановой экономики в Советском Союзе не существовало. Однако именно СССР стал одним из первых государств в мире, поступательно строящим плановую экономику. Принципы управления народным хозяйством развивались в зависимости от накопленного опыта и текущих задач.
В настоящее время принято выделять три основных этапа развития плановой экономики в советской истории нашей страны. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Этапы развития плановой экономики СССР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принято считать, что начало формированию экономики планового типа в Советском Союзе было положено в 1929 году, когда страна приступила в реализации первой пятилетки, представляющей собой план социально-экономического развития государства. Ее основной задачей выступала индустриализация страны. Как показала практика, первый пятилетний план был выполнен досрочно (за 51 месяц вместо 60). В результате уже к концу 1930-х гг. СССР занимал второе место в мире по темпам промышленного производства и уступал лишь США. При этом уровень жизни в стране был довольно низким.
Полезно для написания работы по теме «Плановая экономика в СССР» 👇
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Второй этап развития плановой экономики в Советском Союзе был обусловлен предыдущим опытом и быстро меняющей обстановкой на международной арене. На первый план стали выходить внутренние проблемы, связанные с;
Для того чтобы ускорить темпы роста индустриализации и достичь промышленного паритета со странами Запада СССР пришлось мобилизовать все ресурсы страны. Новая экономическая политика, а вместе с ней и рыночные элементы были свернуты. Началась ускоренная коллективизация сельского хозяйства. Все ресурсы страны подлежали централизованному контролю и распределению. Основой регулирования потоков ресурсов и товаров стало детальное планирование. Если ранее имела место быть разработка долгосрочных и пятилетних планов, то, начиная с 1931 года, правительство стало составлять развернутые годовые планы, предполагающие поквартальное распределение заданий.
Справедливо говорить о том, что новая модель плановой экономики СССР смогла успешно справиться с форсированной индустриализацией, подготовить страну к войне, обеспечить разработку атомных и космических проектов, а также реализовать послевоенное восстановление экономики страны.
Третий этап развития плановой экономики в СССР связан с косыгинскими реформами, начало которым было положено в 1965 году. Реформы А.Н. Косыгина были направлены на совершенствование системы планирования и управления хозяйством, а также стимулирование экономического производства. Их целью выступало повышение гибкости экономической системы страны, предоставление большей самостоятельности предприятиям и избавление министерств от давления показателей и выполнения планов любой ценой.
Несмотря на то, что проведенные реформы так и не были доведены до конца, в целом их можно считать успешными. Благодаря им стране удалось выполнить восьмую пятилетку (1966-1970 гг.) и обеспечить ускорение темпов экономического роста. Тем не менее, уже в 1970-х гг. они не имели продуманного, системного характера. В результате они привели не к созданию следующей устойчивой формы существования экономики, а, напротив, способствовали ее полному разрушению. В результате перестройки была разработана комплексная программа реформ, приведшая не только к смене политического режима, но и обусловившая переход страны на путь развития экономики рыночного типа.
Особенности государственного планирования экономики в Советском Союзе
Основой всякой экономики планового типа является народнохозяйственное планирование. Не стала в этом вопросе исключением и плановая экономика Советского Союза. В общей сложности можно выделить шесть базовых характеристик государственных планов, используемых в экономике СССР. Рассмотрим их более подробно.
Прежде всего, следует отметить, что народное хозяйство в процессе планирования воспринималось государством в качестве единого целого. Фундаментом хозяйственной системы страны считались:
Во-вторых, всякий экономический план государства был нацелен на решение четко определенных народнохозяйственных задач. Так, например. в период с 1930-х по 1941 гг. такой целью выступало построение мощного индустриального государства (основное внимание при этом уделялось тяжелой промышленности).
В-третьих, базовым методом планирования выступало составление сводного баланса. Подобные балансы, содержащие в себе оценку производства и потребления. составлялись по национальной экономике в целом и по каждому сектору промышленности и сельского хозяйства в частности. Они составлялись в натуральном и стоимостном выражении. При этом всегда разрабатывалось два баланса — желательный и отчетный. Первый отражал желаемые результаты, которые могли быть достигнуты по окончании следующего планового периода, а второй фиксировал реально достигнутые показатели последнего периода.
Широкое распространение в плановой экономике СССР получили планы «пятилетки», которые составлялись сроком на пять лет. Впоследствии они всегда делились на более узкие временные рамки и подлежали последующему распределению между определенными хозяйственными ведомствами. В этом заключается четвертая и пятая особенности государственного планирования в СССР.
Наконец, в-шестых, неотъемлемой частью государственного плана выступал государственный бюджет СССР. Разрабатывался он одновременно с финансовым балансом и подлежал исполнению после того, как расчетные счета ведомств, курирующих предприятия, задействованные в плане, будет переслана заявленная сумма денег.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
А1. Решение о переходе к нэпу было принято
1) на VIII съезде РКП(б) 2) на IX съезде РКП(б) +3) на X съезде РКП(б) 4) на XI съезде РКП(б)
А2. Комитеты бедноты — это
1) правительственные органы, созданные в 1920-е гг. для борьбы с бедностью 2) созданные в период коллективизации организации для борьбы с кулачеством +3) органы власти бедноты, создаваемые в деревне с 1918 г. для раздела частновладельческих земель и распределения хлебных излишков 4) созданные летом-осенью 1917г. в Петрограде большеви¬стские организации для подготовки октябрьского переворота
А3. В какой из названных периодов при высших учебных заведениях появились первые рабочие факультеты (рабфаки)?
+1)1917-1920-е гг. 2) 1930-е гг. 3) 1950-е гг. 4) 1960-е гг.
А4. В1921 г. произошло крупное антибольшевисткое восстание матросов в
1) Одессе 2) Мурманске 3) Севастополе +4) Кронштадте
А5. В какой период в СССР осуществлялась новая экономическая политика (нэп)?
+1) в 1920-е годы 2) в 1930-е годы 3) в 1940-е годы 4) в 1950-е годы
А6. Для позиции И.В. Сталина по вопросу создания союзного государства характерно
1) предложение ограничить членство в союзном государстве народами славянского происхождения 2) стремление к объединению на началах конфедерации 3) отрицание идеи объединения как таковой +4) стремление обеспечить приоритет России (РСФСР)
А7. Что из названного относится к проявлению кризиса нэпа?
1) гиперинфляция и кризис денежной системы 2) резкий рост внешней задолженности СССР перед западными странами 3) восстание матросов в Кронштадте +4) хлебозаготовительный кризис
А8. Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе
+1) Генуе 2) Париже 3) Лондоне 4) Вашингтоне
А10. Что из названного характеризует новую экономическую политику?
1) утверждение системы планирования развития народного хозяйства на каждые пять лет 2) насильственная коллективизация крестьянских хозяйств +3) денационализация мелкой и части средней промышленности 4) запрет на частную торговлю
А11. Что из названного характеризует политику «военного коммунизма»?
+1) насильственное изъятие хлеба у крестьян 2) открытие бирж труда для ликвидации безработицы 3) насильственная коллективизация крестьянских хозяйств 4) утверждение системы планирования развития народного хозяйства на каждые пять лет
А12. Какое из названных событий произошло в 1921 г.?
1) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии 2) разгром белых войск в Крыму +3) Кронштадтский мятеж 4) введение продразверстки
А13 Одним из крупных руководителей крестьянского движения в 1920 г. на Тамбовщине был:
+1) А. С. Антонов; 2) С. В. Петлюра; 3) С. М. Буденный; 4) Н. И. Махно.
А14 Создание Комиссии по разработке плана электрификации России (ГОЭЛРО) произошло в:
+1) 1920-е гг.; 2) 1930-е гг.; 3) 1940-е гг.; 4) 1950-е гг.
А15 К новой экономической политике относится:
+1) аренда предприятий частниками; 2) карточная система распределения продуктов и товаров; 3) продразверстка в деревне; 4) оплата труда в форме талонов.
А16 «Полоса признания», когда несколько ведущих стран Запада установили дипломатические отношения с СССР, прошла в:
1) 1922 г; +2) 1924 г.; 3) 1934 г.; 4) 1939 г.
А17 Объединение нескольких самостоятельных образований в единое государство при сохранении ими определенной части своих прав как субъектов этого государства называют:
1) коалицией; 2) унией; 3) империей; +4) федерацией.
А18 Решение о переходе к нэпу было принято руководством Советской России в:
+1) 1921 г.; 2) 1924 г.; 3) 1929 г.; 4) 1933 г.
А19 Политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. связан с:
1) политикой коллективизации в деревне; 2) мятежом кадетов в крупных городах; 3) забастовочным движением рабочих Донбасса; +4) Кронштадтским мятежом моряков и солдат.
А20. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:
+1) продразверстка; 2) свобода рыночной торговли; 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.); 4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.
А21. Установленная в Советской России в годы Гражданской войны «продовольственная диктатура» не означала:
+1) политику продналога; 2) политику продразверстки; 3) деятельность в деревне продотрядов и комбедов; 4) монополию государства на торговлю хлебом.
А22. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:
1) 1918г.; +2) 1922г.; 3) 1924г.; 4) 1930г.
А23. В годы НЭПа:
+1) многие мелкие и средние предприятия стали частными; 2) были запрещены иностранные концессии; 3) была запрещена аренда предприятий; 4) был запрещен наемный труд в крестьянском и ремесленном хозяйствах.
А24. Духовная жизнь советского общества 1920-е гг. не характеризовалась:
+1) ослаблением преследования небольшевистских партий; 2) усилением борьбы с неграмотностью; 3) активизацией антирелигиозной пропаганды; 4) подготовкой новой советской интеллигенции.
А25. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:
1) 1918 г.; +2) 1922 г.; 3) 1924 г.; 4) 1930 г.
А26. Одним из важных шагов по переходу к мирной жизни после Гражданской войны в России было решение о:
+1) замене продразверстки продналогом; 2) возвращении земли помещикам; 3) прекращении высылки в эмиграцию; 4) разрешении деятельности партий кадетов и октябристов.
А27. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:
+1) продразверстка; 2) свобода рыночной торговли; 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.); 4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.
А28. В 1920-е гг. в СССР получила развитие кооперация, означавшая:
+1) коллективную собственность и организацию труда членов кооператива; 2) совместную научную деятельность ученых; 3) совместную подготовку молодежи к учебе в вузе; 4) совместную подготовку молодежи к службе в Красной Армии.
А29. Золотой медалью на Парижской выставке искусств в 1926 г. был отмечен кинофильм:
а) «Броненосец Потемкин» С. М. Эйзенштейна; б) «Мать» В. И. Пудовкина; в) «Чапаев» бр. Васильевых.
А30. В каком году в Советской России произошло восстание моряков и рабочих в Кронштадте:
1) 1918 г.; +2) 1921 г.; 3) 1927 г.; 4) 1933 г.?
А31. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:
+1) продразверстка; 2) свобода рыночной торговли; 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.); 4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.
А32. Главной предпосылкой образования СССР была:
+1) победа советской власти в Гражданской войне; 2) надежда народов на лучшую жизнь при социализме; 3) традиция совместной жизни народов в составе Российской империи; 4) агитация большевиков в пользу создания нового государства.
А33. СССР был создан как федерация союзных республик, основанная на принципах:
+1) добровольности и равноправия; 2) передачи республиками всех полномочий Центру; 3) запрещения права выхода из СССР; 4) неравного положения отдельных республик по отношению к Центру.
А34. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:
1) 1918 г.; +2) 1922 г.; 3) 1924 г.; 4) 1929 г.
А35. Денежная реформа с введением золотого червонца произошла в Советской России в:
+1) 1922-1924 гг.; 2) 1927-1928 гг.; 3)1931-1932 гг.; 4) 1936-1937 гг.
А36. Участники Кронштадтского восстания 1921 г. выступили под лозунгом:
+1) «Власть Советам, а не партиям!»; 2) «Власть комитетам бедноты!»; 3) «Власть солдатским и матросским комитетам!»; 4) «Власть Учредительному собранию!».
А37. К причинам, препятствовавшим установлению дипломатических отношений стран Запада с Советской Россией в начале 1920-х гг., не относится:
1) отказ Советской России выплачивать долги царского правительства; 2) поддержка советской властью деятельности Коминтерна; +3) установление Россией дипломатических отношений со странами Востока; 4) ограничение в Советской России прав и свобод граждан.
А38. Решение о переходе к НЭПу было принято руководством Советской России в:
+1) 1921 г.; 2) 1924 г.; 3) 1929 г.; 4) 1933 г.
А39. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:
+1) продразверстка; 2) свобода рыночной торговли; 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.); 4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.
А40. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:
1) 1918г.; +2) 1922г; 3)1924 г.; 4) 1930 г.
А41. Для политики «военного коммунизма» характерно введение:
+1) продразверстки; 2) продналога; 3) свободы торговли; 4) твердой валюты.
А42. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:
1) 1918 г. +2) 1922 г.; 3) 1924 г.; 4) 1929 г.
А43. Причина смены экономического курса в СССР в конце 1920-х гг. заключалась в:
+1) боязни руководства, что продолжение НЭПа приведет к возвращению капитализма; 2) получении больших иностранных капиталов с условием изменения курса; 3) успехах коллективизации, требующих отказа от частного хозяйства; 4) успехах индустриализации, не нуждающейся в рыночных отношениях.
А44. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:
+1) продразверстка; 2) свобода рыночной торговли; 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.); 4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.
А45. Союз Советских Социалистических Республик был создан в:
1) 1918г.; +2) 1922г.; 3) 1924 г.; 4) 1929г.
А46 Переход от «военного коммунизма» к нэпу произошел в
1) 1917г. 2) 1920г. +3) 1921г. 4) 1924г.
А47 Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920–начала 1921 гг.?
+1) негативные последствия продразверстки 2) наступление А.И. Деникина на Москву 3) проведение денежной реформы 4) недовольство крестьян введением продналога
А48 Для политики нэпа была(-о) характерна(-о)
1) национализация всех промышленных предприятий +2) внедрение товарно-денежных отношений в экономику 3) отмена свободного найма рабочей силы 4) натуральная форма оплаты труда
А49 Что из названного относится к целям культурной революции 1920 – 1930-х гг.?
+1) утверждение единой государственной идеологии 2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения 3) отказ от цензурных ограничений 4) ограничение влияния государства на развитие культуры
А50 Что из названного было характерно для политики военного коммунизма?
+1) введение всеобщей трудовой повинности 2) замена продразверстки продналогом 3) разработка первого пятилетнего плана 4) образование промышленных монополий
А51 В декабре 1922 г.
+1) подписан Договор об образовании СССР 2) принята Конституция СССР 3) подписан сепаратный мирный договор с Германией 4) принята Декларация прав народов России
52 Для политики нэпа было характерно
1) распределение по уравнительному принципу +2) развитие различных форм кооперации 3) введение продразвёрстки 4) запрещение наёмного труда
А53. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в
1) 1918 г. +2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1930 г.
А54 Прочитайте отрывок из речи М.И. Калинина и укажите год, к которому относятся события, о которых вдет речь.
«Самое трудное — положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен».
1) 1917г. 2) 1919г. +3) 1922г. 4) 1928г.
А55 В ходе ведения НЭПа крестьяне получили право брать на определенные условиях землю во временное пользование. Данное явление обозначается понятием
1) концессия 2) месячина +3) аренда 4) кооперация
А56 Одним из проектов образования СССР в 1922 г. является
+1) план автономизации 2) план электрификации 3) Продовольственная программа 4) первый пятилетний план
А57 Причиной кризисов НЭПа являлось(ась)
1) сохранение продразверстки 2) намерение правительства отказаться от иностранных кредитов +3) относительно низкая товарность мелких крестьянских хозяйств 4) деятельность комбедов
А58 Прочитайте отрывок»к из речи М.И. Калинина и укажите год, к которому относятся события, о которых идет речь.
«Самое трудное — положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советские самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен».
1) 1917г. 2) 1919г. +3) 1922г. 4) 1928г.
А60 Решение о переходе к НЭПу было принято в
1) 1916г. +2) 1921г. 3) 1928г. 4) 1937г.
А61 В декабре 1922 г. в состав СССР наряду с РСФСР, Украиной и Белоруссией вопли советские социалистические республики(а)
+1) ЗСФСР 2) Казахстан 3) Армения, Грузия 4) Грузии, Азербайджан
А62 В середине и «горой половине 1920-х гг. группы, существовавшие в Коммунистической партии и выступавшие с критикой курса И.В. Сталина, получили название
1) «левые коммунисты» +2) «внутрипартийная оппозиция» 3) «безродные космополиты» 4) «демократическая контрреволюция»
А63 В 1920-е гг. задачу обучения взрослого населения умению читать и писать выполняла организации
1) рабфаки 2) ревкомы 3) парткомы +4) ликбезы
А64 Договор об образовании СССР в декабре 1922 г. закреплял
1) вхождение советских республик в состав нового государства в качестве автономий 2) в составе нового государства 15 союзных республик 3) включение в состав нового союзного государства всех территорий бывшей Российской империи +4) обязательное юридическое признание советского государства на международной арене
А65 Последствие образования СССР
+1) определена форма государственного объединения народов, имевших длительный опыт жизни в едином государстве 2) полностью и окончательно решен национальный вопрос 3) получение республиками СССР прав на политическую автономию 4) принята первая в истории нашей страны Конституция
А66 В 1920-е гг. возникло творческое объединение
1) «Мир искусства» +2) Российская ассоциация пролетарских писателей 3) «Могучая кучка» 4) Товарищество передвижных художественных выставок
А67 В 1922 г. Советскую Россию, на Генуэзской конференции представлял
1) М.М.Литвинов 2) Л.Д. Троцкий +3) Г.В.Чичерин 4) П.Н. Милюков
А68 Политику НЭПа характеризует
+1) разрешение товарно-денежных отношений 2) национализация всех промышленных предприятий 3) введение обязательной трудовой повинности 4) натуральная форма оплаты труда
А69 Причина Кронштадтского восстания 1921 г. — недовольство его участников
1) роспуском Учредительного собрания 2) неудачами в ходе Гражданской войны +3) продолжением продразверстки 4) переходом к всеобщей воинской повинности
А70 Прочитайте отрывок из письма советского государственного деятеля и укажите период, к которому относится данное описание.
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».
1) 1910-е гг. +2) 1920-е гг. 3) 1940-е гг. 4) 1950-е гг.
А71 Наиболее высокая доля частного капитала в условиях НЭПа — наблюдалась в отрасли хозяйства
1) крупной промышленности 2) внешней торговле +3) мелко» промышленности 4) транспорте
А72 Согласно Конституции СССР 1924 г., высший орган исполнительной власти страны назывался
+1) Совет Народных Комиссаров 2) Совет Уполномоченных 3) Совет Национальностей 4) Центральный Комитет Коммунистической партии
А73 Нормативные акты советского государства периода «военного коммунизма» назывались
+1) декреты 2) хартии 3) законы 4) петиции
А74 Принцип создания союзного государства, закрепленный в Конституции СССР 1924 г.
1) советские республики входят в состав РСФСР на правах автономий 2) в ведение республик передаются вопросы обороны и внешней политики +3) республикам предоставляется на самоопределение вплоть до отделения 4) число республик в составе СССР не должно увеличиваться
А75 Впервые введение советского «золотого червонца» было осуществлено в
+1) 1920-е гг. 2) 1940-е гг. 3) 1950-е гг. 4) 1970-е гг.
А76 Результатом денежной реформы 1920-х гг. являлась (-ось)
1) высокая инфляция +2) введение твердой денежной единицы 3) снижение темпов развития промышленности 4) отмена монополии внешней торговли
А77 Прочитайте отрывок из письма советского государственного деятеля и укажите период, к которому относится данное описание. «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».
1) 1910-е гг. +2) 1920-е гг. 3) 1940-е гг. 4) 1950-е гг.
А78 Согласно Конституции СССР 1924 г. высший орган законодательной власти СССР назывался
1) Всероссийский комитет +2) Всесоюзный съезд Советов 3) Совет Республики 4) Съезд народных депутатов СССР
А80 За ужесточение «диктатуры промышленности» над сельским хозяйством в 1925 г. высказывался:
1) В. И. Ленин +2) Л. Д. Троцкий 3) А. И. Рыков 4) Ф. Э. Дзержинский 5) Н. И. Бухарин
А81 Участники восстания моряков Кронштадта были реабилитированы:
1) Н. С. Хрущевым 2) Л. И. Брежневым 3) Ю. В. Андроповым 4) М. С. Горбачевым +5) Б. Н. Ельциным
А82 О переходе к нэпу было объявлено на X съезде РКП (б) в
1) 1919 г. +2) 1921 г. 3) 1922 г. 4) 1924 г.
А83 Союз Советский Социалистических Республик (СССР) был создан в
1) 1918 г. +2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1930 г.
А84 Делегация восставших в 1921 г. моряков Кронштадта, направленная в Петроград для переговоров, была:
1) возвращена назад военной комендатурой 2) расстреляна 3) принята лично В. И. Лениным 4) заслушана делегатами X съезда РКП(б) +5) арестована
А85 Во втором штурме восставшего Кронштадта в 1921 г. участвовали:
1) моряки Свеаборга 2) рабочие Сестрорецкого завода +3) делегаты X съезда РКП(б) 4) курсанты военно-морского училища 5) курсанты школы юнг
А86 В нэповскую экономику внедрялись элементы долгосрочного планирования. Первым был план:
1) создания иностранных концессий +2) ГОЭЛРО 3) индустриализации 4) коллективизации 5) 1-й пятилетки
А87. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в
1) 1918 г. +2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1930 г.
А88 В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала
1) свобода рыночной торговли +2) продразверстка 3) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.) 4) оплата труда на предприятиях только в денежной форме
А89. Главная причина массового голода в Украине и на Кубани в 1932-1933 гг., унесшего жизни нескольких миллионов человек, заключалась в
+1) масштабном изъятии хлеба у колхозов государством 2) тяжелом неурожае в течение двух лет 3) диверсиях кулаков, приведших к потерям урожая 4) низкой урожайности хлеба в колхозах, еще не освоивших новой организации труда
А90. К проводившейся в Советской России в 1918–1920 гг. политике «военного коммунизма» относится
+1) всеобщая трудовая повинность 2) свобода рыночной торговли 3) развитие предпринимательства 4) продналог с крестьян
А91 Восстание моряков и рабочих в Кронштадте под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!» произошло в
1) 1918 г. +2) 1921 г. 3) 1927 г. 4) 1933 г.
А92 В Конституции 1924 г. СССР был провозглашен
+1) Федерацией республик 2) Союзом автономий 3) Конфедерацией регионов 4) унитарным государством
А93 В период нэпа
1) была отменена государственная монополия внешней торговли 2) осуществлялась политика форсированной индустриализации +3) была провозглашена свобода внутренней торговли 4) земля и ее недра были переданы в частную собственность
А94 К политике «военного коммунизма» в Советской России в 1918-1920 гг. относится
+1) всеобщая трудовая повинность 2) свобода рыночной торговли 3) частное предпринимательство 4) продналог с крестьян
А95 Для политики нэпа было характерно
1) распределение по уравнительному принципу +2) развитие всех форм кооперации 3) введение продразверстки 4) запрещение наемного труда