Выделяют западных (поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты) и восточных славян. Последних мы как раз и изучаем!
Особое внимание стоит обратить на расселение восточных славян:
📌 СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ
На самом севере проживали словене «ильменские». Название свое получили от озера Ильмень, рядом с которым жили. Главным городским центром был Новгород.
Южнее в верховьях Западной Двины жили кривичи. Их главными городами были Смоленск и Изборск.
В Полоцке и Витебске жили полочане. Считается, что эта группа славян принадлежала к кривичам, однако переселилась на другие территории.
Племя вятичей проживали в центральных районах. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. Ищи их рядом с Ростовом!
Они жили в междуречье Десны и Днепра. Ищи их к западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи.
Жили в болотистой местности (дрегва, дрягва — болото), поэтому и получили свое имя. Главным центром дреговичей был Туров.
Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Центром их был Киев. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.
На востоке от полян располагаются северяне. Впоследствии Новгород-Северский станет их главным опорным пунктом.
В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень. Именно этому племенному союзу мстила Ольга 🔥
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Тест по истории Средних веков Образование славянских государств для 6 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.Вариант 1А1. Военный вождь, глава племени1) старейшина
2) царь
3) князьА2. Болгарское государство возникло на1) Балканском полуострове
2) Пиренейском полуострове
3) Апеннинском полуостровеА3. Болгаробойцей был прозван византийский император1) Мешко I
2) Василий II
3) Болеслав IА4. В каком веке была создана славянская письменность?1) VIII веке
2) IX веке
3) XI векеА5. Объединение Польши завершилось при короле1) Болеславе I Храбром
2) Мешко I
3) СимеонеВ1. Установите соответствие между ветвями (группами) славян и народами, которые относятся к каждой ветви.А) западные славяне
Б) восточные славяне
В) южные славяне1) болгары, сербы, хорваты
2) чехи, поляки, словаки
3) русские, украинцы, белорусы
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.Вариант 2А1. Народное собрание в славянском племени называется1) советом
2) вечем
3) сходомА2. Кто из правителей Болгарии называл себя «царем болгар и греков»?1) Василий II
2) Симеон
3) Мешко IА3. Великоморавская держава была государством1) западных славян
2) южных славян
3) восточных славянА4. Чем известны ученые монахи Кирилл и Мефодий?1) это византийские правители
2) это создатели славянской письменности
3) это выдающиеся полководцыА5. В XI веке Болгария была полностью подчинена1) Польшей
2) Великоморавской державой
3) ВизантиейВ1. Установите соответствие между правителями и их деятельностью.А) Симеон
Б) Мешко I
В) Болеслав1) подчинил племена, живущие вдоль Вислы; положил начало Польскому государству
2) «царь болгар и греков», 30 лет воевал с Византией, подчинил сербов
3) завершил объединение Польши; перенес столицу в КраковЗапишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы на тест по истории Средних веков Образование славянских государств для 6 класса
А1-3
А2-1
А3-2
А4-2
А5-1
В1. А2 Б3 В1
А1-2
А2-2
А3-1
А4-2
А5-3
В1. А2 Б1 В3
Тест по истории Средних веков Образование славянских государств для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.Вариант 1A1. Племена южных славян:1) поляки, чехи
2) болгары, сербы
3) франки, остготы
4) украинцы, белорусыА2. Создание славянской письменности болгарскими просветителями произошло в:1) 500 г.
2) 800 г.
3) 843 г.
4) 863 г.А3. В чем состояло значение деятельности братьев Кирилла и Мефодия? 1) способствовали распространению христианства в славянских землях
2) возглавили борьбу славянских народов за независимость
3) стали основателями первых славянских государств
4) стали создателями «греческого огня»А4. Общее в деятельности Болгарского государства и Великоморавской державы:1) отражение набегов венгров
2) захват и разграбление Рима
3) укрепление родоплеменных отношений
4) войны за восстановление могущества Римской империиВ1. Установите соответствие между правителем и государством. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго. А) Мешко
Б) Симеон
В) Василий II1) Болгарское государство
2) Польское государство
3) Византия
4) Великоморавская державаВариант 2A1. Племена западных славян: 1) варяги, бритты
2) поляки, чехи
3) болгары, хорваты
4) белорусы, украинцыА2. Создателями первого славянского алфавита были:1) Кирилл и Мефодий
2) Юстиниан и Феодора
3) святые Матфей и Лука
4) Алкуин и АристотельА3. Благодаря влиянию Византии южные и восточные славяне: 1) стали заниматься земледелием и скотоводством
2) приобщились к античной культуре
3) отразили нападение арабов
4) объединились в общиныА4. Болгария в отличие от Польского государства в XI в.:1) заключила союз со Священной Римской империей
2) вступила в период феодальной раздробленности
3) была завоевана Византией
4) приняла христианствоВ1. Установите соответствие между государством и его местоположением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.А) Болгарское государство
Б) Польское государство
В) Франкское государство1) бассейн реки Вислы
2) Балканский полуостров
3) Галлия
4) территория между Рей- ном и Эльбой
Ответы на тест по истории Средних веков Образование славянских государств для 6 класса
Вариант 1
А1-2
А2-4
А3-1
А4-1
В1. А2 Б1 В3
Вариант 2
А1-2
А2-1
А3-2
А4-3
В1. А2 Б1 В3
Тест по истории Образование славянских государств 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.Вариант 1А1. Племена южных славян1) поляки, чехи
2) болгары, сербы
3) франки, остготы
4) украинцы, белорусыА2. Создание славянской письменности болгарскими просветителями произошло в1) 500 г.
2) 800 г.
3) 843 г.
4) 863 г.А3. В чем состояло значение деятельности братьев Кирилла и Мефодия?1) способствовали распространению христианства в славянских землях
2) возглавили борьбу славянских народов за независимость
3) стали основателями первых славянских государств
4) стали создателями «греческого огня»А4. Общее в деятельности Болгарского государства и Великоморавской державы1) отражение набегов венгров
2) захват и разграбление Рима
3) укрепление родоплеменных отношений
4) войны за восстановление могущества Римской империиВ1. Установите соответствие между правителем и государством. Одному элементу первого столбика
соответствует один элемент второго.А) Мешка
Б) Симеон
В) Василий II Болгаробоец1) Болгарское государство
2) Польское государство
3) Византия
4) Великоморавская держава
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.Вариант 2А1. Племена западных славян1) варяги, бритты
2) поляки, чехи
3) болгары, хорваты
4) белорусы, украинцыА2. Создателями первого славянского алфавита были1) Кирилл и Мефодий
2) Юстиниан и Феодора
3) святые Матфей и Лука
4) Алкуин и АристотельА3. Благодаря влиянию Византии южные и восточные славяне1) стали заниматься земледелием и скотоводством
2) приобщились к античной культуре
3) отразили нападение арабов
4) объединились в общиныА4. Болгария в отличие от Польского государства в XI в1) заключила союз со Священной Римской империей
2) вступила в период феодальной раздробленности
3) была завоевана Византией
4) приняла христианствоВ1. Установите соответствие между государством и его местоположением. Одному элементу первого
столбика соответствует один элемент второго.А) Болгарское государство
Б) Польское государство
В) Франкское государство1) бассейн реки Вислы
2) Балканский полуостров
3) Галлия
4) территория между Рейном и ЭльбойЗапишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы на тест по истории Образование славянских государств 6 класс
А1-2
А2-4
А3-1
А4-1
В1. А2 Б1 В3
А1-2
А2-1
А3-2
А4-3
В1. А2 Б1 В3
Тесты по истории южных славян с древнейших времен до 1914 г.
1.Основателем Первого Болгарского царства является хан:
2.Столицами Первого Болгарского царства являлись:
3.В конце IX в. столица Первого Болгарского царства была перенесена из Плиски в:
4. Болгария приняла христианство во время правления хана:
5.Кто из киевских князей воевал в X в. с Болгарией;
6.Прозвище «Болгаробойца» за жестокое отношение к болгарам получил византийский император:
а) Василий II
б) Константин V
в) Иоанн Цимисхий
7.Болгария приняла христианство в:
а) 988 г.;
б) 864 г.;
в) 966 г.
8. Столицей Второго Болгарского царства был город;
9. Второе Болгарское царство было завоевано;
10.Основателями Второго Болгарского царства были:
б) бояре Петр и Асень;
в) царь Калоян;
г) князь Михаил.
11. Укажите восстания против византийского владычества в Болгарии:
б) восстание Петра Деляна;
в) восстание Георгия Войтеха;
г) восстание Петра и Асеня.
12. Второе Болгарское царство было образовано в:
б) 681 г.
13. Когда начались турецкие завоевания на Балканском п-ве:
а) в 1396 г.;
б) в 1389 г.;
в) в 1352 г.
г) в 1364г.
14. Завоевание Болгарии турками завершилось взятием города:
15. Турецкое завоевание Болгарии завершил султан:
16. Первая церковная организация в Болгарии – архиепископия – была создана в:
а) 870 г.
б) 880 г.
в) 864 г.
г) 917 г.
17. Кто из правителей Болгарии стал первым именоваться князем:
18. Византия завоевала Первое Болгарское царство во времена правления императоров:
б) Иоанна Цимисхия;
19. Последним царем Первого Болгарского царства был:
б) Иван Владислав;
в) Гавриил Радомир;
20. Первым законодателем Болгарии являлся:
а) хан Аспарух;
б) хан Крум;
в) князь Михаил;
г) царь Симеон.
21. Титул царя первым в Болгарии принял:
22.Главой протоболгарского языческого пантеона был бог (написать) ______________
23.До официального принятия христианства на территории Болгарии существовали следующие основные религиозные культы (написать) __________________
24. Укажите, в какие годы правили:
25. Расположите указанные события в хронологическом порядке.
1. Реформы Иосифа 11. Объединение Королевства Далмация, Хорватия и Славония с Венгерским королевством.
2. Война с Османской империей 1787 — 1791 г.г.
3. Антигабсбургская оппозиция в Хорватии. Заговор Зринских.
4. Образование Военной границы.
5. Реформация в словенских землях.
6. Австро — турецкие войны.
7. Восстания против Османского ига в Болгарии.
26. Укажите, какие процессы, события и мероприятия относятся к :
27. Какие южнославянские народы получили независимость в результате русско — турецкой войны 1877 — 1878 г.г.
28. Укажите, когда и где были созданы следующие общественно политические организации и партии:
29. Укажите имена политических деятелей, игравших ключевую роль в борьбе против османского ига:
1. Король Стефан Дечанский
2. Князь Лазарь
3. Иван Черноевич
4. Владыка Данила
5. Никола Зринский
7. Христо Ботев
8. Паисий Хилендарский
2. Объединение Болгарского княжества и Восточной Румелии 2. 1868 г.
3. Оккупация Боснии и Герцеговины австро-венгерскими войсками 3. 1878 г.
4. Провозглашение независимости Болгарии и объявление ее царством 4. 1910г.
5. Провозглашение Черногории королевством 5. 1908 г.
6. Хорвато-венгерское соглашение 6. 1627 г.
31. Укажите, какими результатами и договорами закончились:
32. Укажите, когда и где были созданы следующие общественно-политические организации и партии
33. Укажите имена политических деятелей, игравших ключевую роль в борьбе против османского ига:
5. Никола Эринский
4. Провозглашение независимости Болгарии и объявление ее царством 4. 1910г. 5. Провозглашение Черногории королевством 5. 1908 г.
35. Укажите, какими результатами и договорами закончились:
Контрольная работа по истории России Народы и государства на территории нашей страны в древности 6 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.Вариант 11. К какой языковой семье относится тюркская языковая группа?1) к индоевропейской
2) к урало-самодийской
3) к алтайской
4) к кавказской2. Установите соответствие между процессами и тысячелетиями.1) окончание ледникового периода, установление климата, близкого к современному
2) зарождение земледелия на юге нашей страны
3) окончательное формирование человека современного типаА) 40 тыс. лет назад
Б) 25 тыс. лет назад
В) 12-14 тыс. лет назад
Г) 5-6 тыс. лет назад3. Укажите народ, предки которого относятся к западной ветви славян.1) украинцы
2) словаки
3) болгары
4) сербы4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название народа, трижды пропущенное в тексте.1) хазары
2) скифы
3) гунны
4) готы5. Укажите имена богов восточных славян.1) Зевс
2) Мокошь
3) Марс
4) Велес
5) Венера
6) Перун6. Что из перечисленного стало одним из последствий Великого переселения народов?1) образование Скифского царства
2) разгром Понтийского царства
3) падение Западной Римской империи
4) распад империи Александра Македонского7. Расположите исторические события в хронологической последовательности.А) распад Тюркского каганата
Б) возникновение Волжской Булгарии
В) возникновение Боспорского царства8. Рассмотрите изображение и укажите период, когда появились орудия охоты, изображённые на рисунке.
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит
4) бронзовый векРассмотрите карту «Восточные славяне и их соседи в IV-IX вв.» и выполните задания 9-11.
9. Укажите название восточнославянского племенного союза, территория расселения которого обозначена на карте цифрой «1».1) ильменские cловене
2) поляне
3) кривичи
4) вятичи10. Укажите название государства, образовавшегося в VII в., территория которого обозначена на карте цифрой «2».11. Укажите название города, основанного древними греками, который обозначен на карте цифрой «3».12. Впишите пропущенное слово.Соседская община у восточных славян называлась __________.13. Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите пропущенное слово.Волхвы исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли __________, или кумиры, — скульптурные изображения славянских богов. Наряду с вождями, а позднее князьями волхвы руководили жизнью и племён, и союзов племён, и молодого государства.14. Укажите слово, пропущенное в схеме.Вариант 21. К какой языковой семье относится финно-угорская языковая группа?1) к индоевропейской
2) к урало-самодийской
3) к алтайской
4) к кавказской2. Установите соответствие между события (процессами, явлениями) и веками.1) начало Великого переселения народов
2) образование Боспорского царства
3) образование Хазарского каганатаА) V в. до н.э.
Б) IV в.
В) VII в.
Г) IХ в.3. Укажите народ, предки которого относятся к южной ветви славян.1) белорусы
2) поляки
3) чехи
4) болгары4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное в тексте имя языческого бога.С появлением у славян князей, воевод и дружин, в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома — непобедимый __________. Со временем он стал главным божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами.1) Стрибог
2) Белес
3) Перун
4) Ярило5. Укажите занятия восточных славян.1) скотоводство
2) бортничество
3) охота
4) картофелеводство
5) выращивание подсолнечника
6) выращивание маслин6. Что из перечисленного стало одним из последствий окончания ледникового периода?1) окончательное формирование человека современного типа
2) появление загонной охоты
3) появление составных орудий труда
4) появление разделения труда между мужчинами и женщинами7. Расположите исторические события (процессы) в хронологической последовательности.А) основание первых городов-государств в Северном Причерноморье
Б) окончание ледникового периода, установление климата, близкого к современному
В) выделение из индоевропейских племён балтославянских племён8. Рассмотрите изображение и укажите, к какому историческому периоду оно относится.
9. Укажите название восточнославянского племенного союза, территория расселения которого обозначена на карте цифрой «1».1) древляне
2) поляне
3) ильменские словене
4) радимичи10. Укажите название государства, образовавшегося в IX в., территория которого обозначена на карте цифрой «2».11. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «3».12. Впишите пропущенное слово.Способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли остаётся под паром, называется __________.13. Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите пропущенное слово.С распадением родовых связей у восточных славян родичи перестали чувствовать своё взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет, который назывался __________, сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу, и неродные одинаково. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.14. Укажите слово, пропущенное в схеме.
Ответы на контрольную работу по истории России Народы и государства на территории нашей страны в древности 6 классВариант 1
1-3
2. 1В 2Г 3А
3-2
4-3
5-246
6-3
7. ВАБ
8-2
9-2
10. Хазарский каганат
11. Херсонес
12. Вервь
13. Идолы
14. ПрисваивающееВариант 2
1-2
2. 1Б 2А 3В
3-4
4-3
5-123
6-3
7. БВА
8-1
9-3
10. Волжская Булгария
11. Дербент
12. Двуполье
13. Вече
14. Родовая
Почти два десятка родственных славянских народов говорят на языках, которые на первый взгляд очень похожи. Но только на первый: с болгарином у вас складного разговора, скорее всего, не получится. Однако есть в мире по крайней мере один язык, который будет понятен вообще всем жителям славянских государств. Речь о межславянском. Слышали о таком?
- Что се за језык
- Как он израбјен
- Кто јест творитељ меджусловјанскы
- Прєдхисторија пројекта
- Кде говорjат на меджусловјанскы
- Что изучают популяционные генетики?
- Но как же тогда ученые могут получить объективную информацию о генофонде?
- А что такое популяция с точки зрения популяционной генетики?
- Что такое гаплотип и гаплогруппа?
- Так что с народами и странами? Мы определяем гаплогруппы на разных территориях, смотрим на них и что видим?
- Как обозначаются гаплогруппы?
- Можно проследить историю предков одного человека по его гаплогруппе?
- Что такое полногеномный анализ? Это секвенирование генома?
- Как популяционные генетики анализируют и интерпретируют полногеномные данные?
- Что такое геногеография?
- Новое и Интересное на портале
Что се за језык
«Меджусловјанскы јест језык, кторы Словјани разных народностиј користајут, да бы комуниковали једин с другым. То јест можно, ибо словјанске језыкы сут сходна и сродна група. Знанје једного језыка обычно јест достаточно, да бы имело се приблизно разуменје о чем јест текст на којем-небуд другом словјанском језыку».
Вы ведь без всякого переводчика поняли, что здесь написано? В этом и смысл межславянского, или междуславянского, языка (меджусловјанскы језык, medžuslovjansky jezyk). Он был создан на основе языкового материала старославянского — общего предка некоторых славянских языков — и тех наречий, на которых говорят славяне из разных групп сегодня.
Межславянский понятен носителям любого из более чем 10 языков, распространенных среди западных, восточных и южных славян, то есть понятен всем славянофонам. Это так называемый зональный язык, который используется для связи членов некой группы, которые его «пассивно знают». То есть на эсперанто — искусственный «универсальный» язык, созданный польским лингвистом Людвиком Заменгофом — межславянский на самом деле не похож. Эсперанто создавался «для всех», у межславянского есть культурно-географическая привязка.
В теории межславянский может помочь универсализировать товарные инструкции, таблички в музеях и любые другие надписи общего пользования в славянских странах, которые часто посещаются «братскими» соседями.
Правда, с ходу заговорить на языке не получится ни у одного славянофона — просто потому, что никто не может выгрузить себе в голову данные множества лингвистических исследований и мгновенно проанализировать их. Но выучить межславянский язык, являясь носителем любого из современных славянских языков, будет очень просто. редварительная подготовка, чтобы его понимать, нам с вами тоже не нужна.
Как он израбјен
Межславянский — полуискусственный язык, который использует усреднённую грамматику славянских языков (на русскую грамматика межславянского похожа на 80%), а также их лексику и синтаксис. Записывается он или латиницей славянского образца (подобной той, на которой пишут в Чехии), или сербской кириллицей — просто её, например, не прочитает человек из Хорватии.
Хотя все славянские языки восходят к одному предку, они всё-таки достаточно сильно различаются лексически — тем сильнее, чем дальше друг от друга расположены страны. Так, русский язык вообще сильно отличается от остальных славянских языков из-за активного влияния восточных наречий. И, например, сербы, которые на первый взгляд должны хорошо понимать русский, гораздо лучше справляются с хорватским.
Сегодня в словаре межславянского около 18 тысяч слов. Для сравнения: в польском их полмиллиона
Все они представляют собой «усредненные варианты», которые понятны максимальному числу говорящих на славянских языках без перевода. Иногда, правда, бывают сложности: в разных славянских словарях много «ложных друзей» переводчика, то есть слов, которые фонетически совпадают в разных языках, но отличаются по смыслу. Это может сбить с толку.
Создатели межславянского таких «друзей» старались по максимуму исключать. Так, например, в словаре есть слово «смрад», которое практически во всех языках обозначает «плохой запах». А вот с условной «вонью» так уже не получилось бы. Почему? По-чешски vůně — это скорее «аромат», что для нас кажется странным.
В частности поэтому, чтобы быстрее разобраться в межславянском и не путаться, лучше знать два славянских языка из разных ветвей. Тогда, например, не получится спутать «nedělja / недєља» с «неделей». Практически во всех языках, кроме русского, это слово означает «воскресенье». Так что и в межславянском «nedělja / недєља» — это последний день недели, а не что вы могли бы подумать.
Кто јест творитељ меджусловјанскы
Идея создать универсальный и современный межславянский язык почти одновременно пришла в головы разным, не знакомым друг с другом людям.
Во-первых, лингвисты Ондрей Речник, Габриэль Свобода и Ян ван Стенберген начали работать над проектом «словянски», который был представлен в марте 2006 года. «Словянски» был максимально простым языком с минимумом искусственных элементов. Существовал он в трёх версиях, в том числе адаптированных для максимально простого изучения.
Во-вторых, параллельно «словянски» разрабатывался проект «словиоски», который был создан на основе языка словио, ещё в 1990-х разработанного лингвистом Марком Гучко, — тот радикально упростил русский язык и сделал его схематическим. Команда «словиоски» хотела превратить исходник в более адекватный и полезный для изучения материал.
В-третьих, в то же время чешский учитель и программист Войтех Мерунка разрабатывал «новославянский», чья грамматика и лексика были изложены им в 128-страничной брошюре. Его вариант обладал более сложной грамматикой, которая была наполнена разными архаизмами из старославянского. Например, в первом варианте Мерунки была даже буква ѣ.
А в 2011 году ученые узнали о существовании друг друга и решили объединить «словянски», «словиоски» и «новославянский». Вместе они начали работать над единым проектом межславянского языка, сближая уже созданные грамматики и словари. Через шесть лет работы, в 2017-м, команда представила финальную версию межславянского языка.
Прєдхисторија пројекта
Идея создания единого славянского языка может показаться затеей идеологизированной, с «панславянской» духом. Тем не менее сами авторы настаивают на аполитичности межславянского и его исключительно культурной ценности. Правда, так было не во все времена.
Первую версию «межславянского» языка предложили ещё в IX веке — кто бы вы думали? — Кирилл и Мефодий. Православные миссионеры создали славянскую азбуку и несли её язычникам-славянам вместе с религией. В итоге вышло так, что практически все европейские славяне начали по крайней мере писать одними и теми же буквами. По задумке Кирилла и Мефодия, единая азбука должна была уравнять славян с остальными народами Европы.
В итоге старославянский превратился в русскую, украинскую, сербскую и другие письменности
Еще одна попытка создать прообраз межславянского случилась в 1661 году и была предпринята хорватом Юрием Крижаничем. Находясь в ссылке в Тобольске, он сочинил труд «Gramatíčno izkâzanje ob rúskom jezíku», на русском опубликованный как «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». Его идея сводилась к некой смеси русского, церковнославянского и сербскохорватского языков, каждым из которых мыслитель владел в совершенстве.
В 1912 году чех Йозеф Конечны придумал «славину», или «славянский эсперанто». Впрочем, основан язык был в основном на чешском и, хотя заимствовал некоторые элементы из других родственных языков, особо понятен другим славянам, особенно южным или восточным, не был. Кроме того, Конечны активно пытался избавиться от падежей и пола, сделав язык схематичным.
Одна из последних попыток была предпринята уже в 1950-х чешским эсперантистом Ладиславом Подмеле. Он пытался создать «междуславянский език», разрабатывая грамматику, эсперанто-межславянский словарь, курс изучения и учебник. Учитывая, что дело происходило ещё в советской Чехословакии до Пражской весны 1968-го, язык базировался на русском.
Кде говорjат на меджусловјанскы
Неизвестно, сколько людей может говорить на межславянском сегодня. Никакие статистические данные об этом авторы языка не собирают, но предлагают ориентироваться на количество подписчиков в разных соцсетях. Объединений любителей межславянского действительно немного: есть группа в заблокированной на территории РФ соцсети (17,1 тысяча человек), паблик во «ВКонтакте» (1946 человек) и чат в Telegram (595 человек). Ориентируясь на эти данные, можно сказать, что на межславянском говорят порядка 20 тысяч человек.
Не так много и ресурсов, которые поставляют ежедневный контент на межславянском: у проекта есть медиа Izvesti.info и Slovjani.info, где регулярно выходят новости на этом языке, а вся тематика посвящена взаимодействию славянских народов.
Зато все желающие могут посмотреть фильм «Раскрашенная птица» (2019), снятый по полуавтобиографической книге американского писателя польско-еврейского происхождения Ежи Косинского. Создатели фильма решили, что часть героев в фильме — крестьяне из Восточной Европы — должна говорить на межславянском. Зачем? Чтобы не называть конкретную страну, в которой происходит действие, ведь Косинский не указал этого в своей книге.
Один из создателей межславянского, чешский программист Войтех Мерунка, считает факт использования межславянского в фильме безусловным успехом. «Вот вам и практическое, утилитарное применение, хоть и в искусстве», — рассказывает он в интервью.
«Чему я был бы рад — это тому, чтоб межславянский язык находил применение и делал жизнь удобнее. Мы не хотим делать наш проект для поддержки какого-то мифологического прошлого, но мы делаем это для будущего, для практических нужд современной цивилизации», — говорит Мерунка и признаётся, что, путешествуя по славяноязычным странам, нередко переходит на межславянский. И местные жители что восточных, что западных, что южных славянских государств его понимают.
Изображение на обложке: TSpider / shutterstock / fotodom
Что изучают популяционные генетики?
Популяционные генетики изучают генофонды популяций — как современные генофонды, так и историю их образования. Они все время подчеркивают, что изучают не этносы, потому что этнос — категория не биологическая, а социальная. Принадлежность к тому или иному этносу определяет сам человек. Буквально — кем он себя считает, ощущает, тот он и есть. И популяционные генетики следуют этому правилу: если человек считает себя татарином, он татарин, если считает себя чувашем, он чуваш, если считает себя коряком, он коряк, если считает себя русским, он русский.
Но как же тогда ученые могут получить объективную информацию о генофонде?
Когда популяционные генетики собирают биологические образцы в популяции коренного народа, они строго придерживаются определенных критериев. Человек может быть включен в выборку, если:
А что такое популяция с точки зрения популяционной генетики?
Это группа людей, проживающая на определенной территории и соответствующая двум условиям. Первое — группа существует в течение не одного, а многих поколений. Второе — члены этой группы больше чем в половине случаев заключают брак с представителями той же группы, а не других. Бывает так, что в группе коренного народа начитают преобладать межэтнические браки с представителями других народов, и тогда эта группа с генетической точки зрения перестает быть популяцией.
Популяции могут быть составными, входить друг в друга, как матрешки. Популяцией может быть и население изолированной деревни (хотя сейчас это редко встречается), и того или иного региона, и народа в целом, и континента, и всего мира.
Что такое гаплотип и гаплогруппа?
Гаплотип, согласно определению из учебника, — это совокупность аллелей на одной (любой) хромосоме, которые наследуются вместе. Но обычно популяционные генетики используют это понятие применительно к так называемым однородительским генетическим системам, то есть Y-хромосоме и митохондриальной ДНК (мтДНК).
Y-хромосомный гаплотип — это определенная комбинация вариантов тех участков Y-хромосомы, которые различаются у разных людей. Гаплотип наследуется по отцовской линии и передается от отца к сыну в неизменном виде (строго говоря, неизменной передается только часть Y-хромосомы, которая не обменивается участками с Х-хромосомой при мейозе). Митохондриальный гаплотип — это комбинация индивидуально изменчивых участков на мтДНК, которая наследуется по материнской линии, потому что при оплодотворении всю цитоплазму с митохондриями зигота получает от яйцеклетки.
Гаплогруппа — это группа гаплотипов, имеющих общего предка. У этого предка когда-то произошла мутация, унаследованная потомками. Если мутация затрагивает один нуклеотид, то возникает (SNP). Каждая такая мутация, переданная потомкам, приводит к появлению новой ветви на дереве гаплогрупп. Такие замены возникают редко, одна за 22 поколения, то есть в среднем один раз за 550 лет. (На самом деле мутации происходят чаще, но мы говорим о тех заменах, которым повезло закрепиться в популяции.
Поскольку гаплогруппы наследуются, их удобно использовать для изучения происходящих в прошлом миграций — они как бы маркируют группы населения, которые переселялись из одного места в другое, осваивали новые территории. Зная Y-хромосомную гаплогруппу человека, можно проследить, какой путь прошли его предки по отцовской линии за тысячи и десятки тысяч лет, с того времени, как люди современного вида вышли из Африки. Гаплогруппа мтДНК дает возможность проследить путь предков человека по материнской линии.
Гаплотипы в пределах каждой гаплогруппы определяются по другому типу полиморфизма — по коротким тандемным повторам, или STR-маркерам. Это участки, состоящие из повторяющихся последовательностей, и разные гаплотипы отличаются по количеству таких повторов. Мутации, изменяющие число повторов одного и того же фрагмента, происходят гораздо чаще, чем замены нуклеотидов. Именно поэтому их обычно используют «на малом масштабе» — для характеристики индивидуального гаплотипа и для установления родственных связей между индивидами.
Итак, если мы читаем в статье о народах и популяциях, то, скорее всего, речь пойдет о гаплогруппах и субгаплогруппах. А если о семьях и кровных родственниках — будут упоминаться гаплотипы.
Так что с народами и странами? Мы определяем гаплогруппы на разных территориях, смотрим на них и что видим?
В разных популяциях те или иные гаплогруппы Y-хромосомы и мтДНК встречаются с различными частотами. У какого-либо коренного народа та или иная гаплогруппа (чаще Y-хромосомная, потому что большинство народов исторически жили по принципу патрилокальности — мужчины оставались на месте, а жен могли брать из других мест) может доминировать, достигая высокой частоты. Но это не означает, что ее нет у других народов и в других регионах.
Например, гаплогруппа R1a с наибольшей частотой встречается в Восточной Европе — у русских, украинцев, белорусов, поляков, словенцев, словаков. Но совершенно неправильно приклеивать к ней ярлык «славянской» — она также часта у народов Балтики. А другая область ее высоких частот — это Центральная и Южная Азия; R1a доминирует у киргизов, таджиков, у многих народов Индии и Пакистана.
Для гаплогруппы R1b зона максимальных частот приходится на Западную Европу, тем не менее, она также встречается по всей Евразии. Ареал гаплогруппы N охватывает всю северную половину Евразии — от Дальнего Востока, Северного Китая и Японии через Сибирь и Урал до Восточной Европы. При этом у разных народов распространены разные ее ветви, например, ветвь N3 маркирует народы уральской языковой семьи и помогает прослеживать распространение этих языков. Гаплогруппа С распространена в Восточной и Центральной Азии, а также в Северной Америке и Австралии. Гаплогрупа Q обычна для некоторых народов Сибири, и она же считается «визитной карточной» американских индейцев.
С другой стороны, в каждой популяции имеется спектр гаплогрупп, который составляет, по выражению популяционных генетиков, ее «Y-хромосомный портрет» или «митохондриальный портрет».
Важно то, что аллели, по которым определяются гаплогруппы, селективно нейтральны, это значит, что на них не действует естественный отбор. Частоты гаплогрупп могут со временем меняться под влиянием дрейфа генов — случайных колебаний, которые обычно происходят в популяциях небольшой численности. Основное, что формирует «портреты», — история группы: переселения, встречи с другими народами, разделение прежде единой группы.
Спектр частот гаплогрупп в популяции чаще всего представляют в виде таких «пирогов», как на рисунке ниже, где показаны «Y-хромосомные портреты» разных этногеографических групп татар.
Е.В. Балановская, А.Т. Агджоян, М.К. Жабагин, и др. Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар // Вестник Московского университета. Серия XXIII АНТРОПОЛОГИЯ № 2/2016: 75–85
Как обозначаются гаплогруппы?
Обозначения мутаций, которые служат маркерами гаплогруппы. Например, маркер самой, наверное, известной Y-хромосомной гаплогруппы R1a — мутация M420, поэтому ее обозначают R1a (М420). Именно эта мутация отделила R1a от родительской гаплогруппы R1, и произошло это 22-25 тысяч лет назад, предположительно в Азии. Но R1a также несет и все мутации, произошедшие раньше в ее истории. В дальнейшем R1a (М420) разделилась на ветви R1a1(M459)
и R1a2(YP4141), примерно 17 тысяч лет назад; эти ветви образовали субветви, например 5800 лет назад возникла R1a1а (М198), и так далее.
Сегодня используют не только генотипирование, но и полное секвенирование Y-хромосомы. Это позволяет обнаружить все более мелкие веточки на Y-хромосомном филогенетическом дереве и еще точнее изучить филогеографию — узнать, в каких популяциях какие веточки встречаются.
Можно проследить историю предков одного человека по его гаплогруппе?
Когда мы определяем гаплогруппу, мы тем самым определяем и историю предков. Например, если генетический тест выявляет у человека Y-хромосомную гаплогруппу R1b1a2, можно сказать, что 4000—8000 тысяч лет назад его предки по мужской линии жили в Европе либо Передней Азии (где образовалась гаплогруппа R1b), куда они попали примерно 18000 лет назад из Юго-Западной Азии (где возникла гаплогрупа R1), а их предки примерно 27000 тысяч лет назад жили в Центральной Азии (возникла предковая гаплогрупа К) , куда около 40000 лет назад попали с Ближнего Востока (возникла гаплогрупа F), ну а носители исходной гаплогруппы C-T 65000-70000 лет назад вышли из Африки.
Конечно, если мы посмотрим на митохондриальную гаплогруппу, полученную от предков по женской линии, то увидим другую историю. А чтобы узнать вклад всех остальных предков, придется изучать неполовые хромосомы (аутосомы). Исследование аутосомного генофонда дает гораздо более полное представление и о генетической истории популяции.
Что такое полногеномный анализ? Это секвенирование генома?
Возможно, но необязательно. Секвенирование генома человека пока остается дорогим удовольствием, и для популяционных исследований намного чаще используют микрочипы, они же биочипы или панели, анализирующие сотни тысяч или несколько миллионов однонуклеотидных замен — SNP-маркеров. Российские популяционные генетики часто употребляют термин «широкогеномный анализ», это калька с английского «genome-wide». Не очень благозвучно, зато подчеркивает разницу между генотипированием по отдельным SNP (хотя и расположенным по всему геному) и полным прочтением нуклеотидной последовательности, или секвенированием. Хотя уже высказывается мнение, что секвенирование с небольшим покрытием на приборах следующего поколения (NGS) по стоимости приближается к микрочипам и может их заменить.
Как популяционные генетики анализируют и интерпретируют полногеномные данные?
Для этого есть разные методы. Расскажем про основные.
Метод главных компонент(principal component analysis, PCA)
Самый традиционный метод анализа, встречается практически в любой статье с популяционно-генетическим исследованием. Он применяется в самых разных областях наук. Его математическая основа сводится к разложению матрицы данных по разным векторам.
Если объяснять «на пальцах», не вдаваясь в математику, — из многих факторов, которые влияют на величину признака, выбирают компоненты, вносящие наибольший вклад в его изменчивость. Самыми главными обычно оказываются первая и вторая компоненты. Их отображают по осям координат, а изученные объекты — в данном случае индивидуальные геномы — располагаются в пространстве координат. На этот график ученые помещают не только изучаемые ими образцы, но и геномные данные ранее исследованных популяций. График анализа главных компонент наглядно показывает, как группируются популяции в генетическом пространстве, какие из них оказываются генетически близкими, какие — далекими. Если в работе исследуются древние геномы, то вместе с ними на графике представляют данные как по другим, ранее опубликованным древним геномам, так и по современным популяциям.
Например, авторы недавней статьи в Current Biology исследовали генофонд басков на фоне окружающих народов. На
рисунке 2А, где по осям указаны первая (PC1) и вторая (PC2) главные компоненты, баски обозначены зелеными кружочками. Они находятся на самом краю геномного разнообразия популяций Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Наиболее близки к ним так называемые перибаски, проживающие по соседству с басками на территории Испании и Франции, но говорящие не на языке басков (эускара), а на испанском или французском. Испанские и французские перибаски занимают промежуточное положение между басками, испанцами и французами; довольно близки к ним генетически жители Сардинии. А вот географически близкая к баскам Северная Африка оказалась генетически далекой.
А вот на таком же графике древние люди западной части России (подробнее
на PCR.NEWS): звездочками обозначены три охотника-собирателя (от 10 800 до 4 250 гг. до н. э.) и 26 представителей фатьяновской культуры бронзового века (2 900–2 050 гг. до н. э.) с запада России, а также один представитель культуры шнуровой керамики из Эстонии (2 850–2 500 гг. до н. э.). Три охотника-собирателя группируются с ранее исследованными европейскими охотниками-собирателями (синий), фатьяновцы и человек из Эстонии — с представителями культуры шнуровой керамики из разных стран Европы (красный). Фермеры, как европейские, так и анатолийские (зеленый), от них далеки.
Science Advances, 2021. DOI:
ADMIXTURE (буквально «примесь») — это компьютерная программа, которая моделирует смешанный геномный состав индивидов на основе их генотипов и позволяет строить предположения о происхождении популяции.
Исследователь задает величину k — число гипотетических предковых популяций. При закладке в модель эти популяции не имеют названия, они условны. Допустим, k=3. Программа моделирует вклад каждой из этих трех предполагаемых предковых популяций в геномы изучаемой популяции, а также в ранее изученные геномы других популяций. Число k может быть сколь угодно большим, но надо выбрать его оптимальное значение. По определенным биоинформатическим критериям исследователь берет число k, дающее максимум информации и при этом в большей степени соответствующее реальным данным. Последнее определяется по величине ошибки — она должна быть минимальной.
Результаты вычислений программа представляет в виде частокола из разноцветных столбиков. Каждый столбик — это индивидуальный геном, группа столбиков обозначает геномы одной популяции. Каждый цвет — определенный генетический компонент, или же вклад той или иной предковой популяции в геном.
Возникает вопрос, как мы можем придавать гипотетическим предковым популяциям биологический смысл, как-то их называть, если их число произвольно и исходно они условные? Это становится ясно при сравнении разных популяций: если в какой-то из них явно доминирует компонент определенного цвета, то компоненту можно дать имя этой популяции.
Например, ниже показан график анализа ADMIXTURE, на котором представлены популяции славянских и балтских народов в контексте окружающих народов Европы и всей Евразии.
На представленном графике ADMIXTURE k=5. Видно, что в геномах балто-славянских популяций — в нижней части рисунка — почти весь спектр предковых компонентов представлен двумя цветами: синим (обозначен k3) и голубым (k2). Если посмотреть на Европу в целом, то видно, что k3 (синий) вносит большой вклад во все европейские популяции и снижается от северо-востока к югу. Этот предковый компонент максимален у балтских популяций, превалирует у восточных славян (80–95%) и снижается у южных славян (55–70%). Напротив, k2 (голубой) более характерен для популяций средиземноморского и кавказского регионов и снижается к северу Европы. Таким образом, условно k3 можно назвать северо-центральноевропейским, а k2 — южноевропейским компонентом.
Кроме того, у славян есть еще компонент лимонно-желтого цвета (k5), хотя он сколько-нибудь значимо представлен только у восточных славян, а среди них более всего у северных русских. Сравнение с другими популяциями Евразии показывает, что этот компонент можно назвать сибирским. Компонент темно-зеленого цвета (k4) в небольшой доле присутствует у южных славян, по максимальной представленности в популяциях его можно назвать южноазиатским. Наконец, компонент темно-желтого цвета (k6), которого практически нет ни у славян, ни у балтских народов, — восточноазиатский генетический след.
Как это можно интерпретировать применительно к происхождению популяций? Прежде всего, очевидно генетическое сходство большинства западных и восточных славян, а южные славяне в большей степени от них отличаются. Кроме того, видно, что у восточных славян присутствует генетический след с востока, но по происхождению он связан скорее с миграциями из Сибири, чем из Центральной Азии. А темно-зеленый след популяций Южной Азии распространен также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Поэтому неудивительно, что он, пусть с небольшой частотой, но встречается у южных славян и других народов Балканского полуострова.
Еще один часто используемый популяционными генетиками метод — поиск фрагментов генома общего происхождения в парах индивидов из двух разных популяций. Он называется анализ IBD (identical by descent). Разные люди, представители разных популяций, унаследовали эти фрагменты от одного и того же общего предка. Фрагменты общего происхождения похожи на гаплотипы мтДНК и Y-хромосомы, но отличаются от них тем, что с течением времени разбиваются рекомбинациями — обменом участками между отцовской и материнской хромосомами.
Если общие фрагменты короткие, сильно разбиты рекомбинациями, это значит, что общий предок этих людей жил давно. И наоборот, чем они длиннее, тем меньше поколений назад жил общий предок. Именно по числу длинных IBD фрагментов в геномах представителей двух разных популяций можно сделать вывод о том, что эти популяции разошлись в своей истории сравнительно недавно.
Кроме того, для генетического сравнения популяций применяют методы f3, f4 и D-статистики. Все они основаны на анализе частот аллелей в популяциях и используют полногеномные (широкогеномные) данные.
Что такое геногеография?
Популяционные генетики часто применяют для визуализации своих данных методы картографирования. С применением этих методов, собственно, популяционная генетика переходит в геногеографию, основателем которой считается российский генетик Александр Сергеевич Серебровский.
Методы картографирования позволяют перенести на карту разные генетические данные. Часто строят карту распространения частот гаплогрупп Y-хромосомы или мтДНК, Например, так выглядит карта гаплогруппы R1b (L10) в Европе. Высоким частотам этой гаплогруппы соответствуют фиолетовые и коричнево-красные оттенки на карте, низким частотам – зеленые оттенки. Видно, что область максимальных частот R1b – это Западная Европа; есть еще пятно высоких частот на Урале и почему-то в Северной Африке (причины здесь выяснять не будем).
Карта из монографии О.П. Балановского «Генофонд Европы» (2015)
Можно картировать не гаплогруппы, а какие-то интересующие исследователя аллели, отвечающие за те или иные фенотипические признаки. Например, так выглядит карта распределения аллеля HERC2 rs1129038 T , контролирующего пигментацию глаз и волос в популяциях Северной Евразии. Белок HERC2, среди прочих своих функций, обеспечивает продукцию темного пигмента, а нуклеотидные замены, влияющие на его активность, приводят к нехватке пигмента. Соответственно, чем больше в том или ином регионе аллеля HERC2 rs1129038 T, тем чаще у населения встречаются светлые глаза и волосы. (Конечно, надо помнить, что пигментация зависит не только от этого гена.)
Генетика, 2021, Т. 57, № 12, С. 1356–1375, DOI: 10.31857/S0016675821120031
А можно строить карты на основе вычисления генетических расстояний между популяциями. Как правило, используют метод стандартных генетических расстояния Нэя, основанный на сравнении частот аллелей. На карте отображают генетические расстояния от какой-либо одной изучаемой популяции до всех остальных. Это дает наглядное представление о сходстве и различии ее с окружающими популяциями. Например, вот карта генетических расстояний от финнов. На ней зелеными цветами показаны области минимальных генетических расстояний, то есть наиболее генетически близкие к финнам, а красно-коричневыми цветами — области максимальных генетических расстояний, то есть генетически далекие от финнов.
Карта из монографии О.П.Балановского «Генофонд Европы» (2015)
Новое и Интересное на портале
Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»