танец. влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. история развития танцевальной культуры

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры Тест по истории

Предварительный просмотр

7 декабря    7 класс          Танцы XIX века

19 век — век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных.

Все популярные танцы 19 века можно разделить на группы:

  • двухдольные («2/2», «2/4», «2/8», «4/4»)– контрдансы, кадриль, экосез, полька, галоп
  • трехдольные («3/2», «3/4», «3/8», «6/8») – вальс, мазурка, полонез, некоторые кадрили и контрдансы.

— танец английского происхождения («соuntry danсе» означает по-русски «сельский танец»). Но в конце XVIII века в разных странах Европы этим названием обозначают различные быстрые танцы, независимо от их происхождения. Возникают многочисленные виды контрданса, и название становится общим для целой группы танцев. В неё входят кадриль, экосез, котильон.

В контрдасе может участвовать любое количество пар, образуя круг или две противоположные линии танцующих. Употребительные музыкальные размеры: 24, 68, темп оживлённый и быстрый. Эти танцы отличаются друг от друга по хореографии, но музыкальные особенности у них очень похожи.

В XIX веке контрдансы были распространены как на великосветских балах, так и среди простого народа. Как бальные танцы они были особенно популярны в первой трети XIX века, примерно до 1830 года.

Контрданс использовался в качестве заключительного номера в балетах (опера-балет «Полимния», балеты «», «Зефир» Ж.Ф. Рамо; «Творения Прометея» Л. ван Бетховена), вводился в оперу («Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Евгений Онегин»

Мелодии контрданса часто служили темами для инструментальных вариаций, в темпе и характере контрданса написаны многие финалы классических симфоний; 12 контрданс для оркестра создал Бетховен.

Контрданс – видео –

Народный шотландский танец типа контрданса. В старину его танцевали под волынку. В России в эпоху Петра I он получил название «английский» и был любимым танцем на всех балах. Особенно популярным экосез становится в 30-е годы XIX столетия. Схема танца — колонна и круги. Экосез образно описывает Карло Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног.

В обеих версиях, и народной, и придворной, характерным движением экосеза оставались притопывания, стандартные для Шотландии.

Движения танцующих грациозны, а позы – живописны. Пара резво пускается в пляс, подпрыгивая, быстро двигаясь по паркету и кружась. Ритм танца нарастает и движения ног становятся практически не различимы. Добавочным аккомпанементом выступают хлопки ладонями.

Во второй трети экосез исчезает, превращаясь в шотландскую польку. Услышать старинные мелодии экосеза мы можем, благодаря произведениям Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Л. Бетховена и других композиторов, частенько включавших веселую мелодию в свои произведения.

Экосез – видео –

В 30-х годах ХIX века контрдансы уступают место новому бальному танцу — . Полька, несмотря на своё название, не польский, а чешский народный танец. Название происходит от чешского слова «рulка», что означает «полшага».

Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская и даже бразильская. На основе польки, также построены большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы.

Польку можно танцевать с любым уровнем подготовки. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду. Полька оказала огромное влияние на формирование бального репертуара, а также заняла место в танцевальном творчестве многих народов.

Темпераментный танец оценили и композиторы-классики: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие.

Полька – видео –

В 20-х годах XIX века во Франции появляется новый танец — . Галопом называют стремительный бег лошади. В применении к танцу это название говорит о его стремительном характере. По музыке галоп похож на очень ускоренный марш. Все признаки марша свойственны и галопу, даже движение мелодии по звукам трезвучия. Особенно близки галопу кавалерийские, то есть конные, марши, которые отличаются более быстрым темпом и «скачущим» характером. Темп танцевального галопа ещё быстрее. В 40-х годах XIX века «бешеный» галоп вытесняет озорную, но изящную и менее подвижную польку.

Галоп – быстрый танец, он танцуется большим количеством людей, которые делятся на пары. Эти пары двигаются строго по кругу скачкообразными движениями.

Этот танец стал очень популярным в произведениях классической музыки: больше всего выделяются галопы Штрауса и Листа.

Галоп – видео –

один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец.

Предшественником вальса был лендлер — неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец.

появился в самом конце XVIII века. По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он более подвижный и лёгкий. Мелодия вальса становится всё более «полётной». В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента. А часто мелодии вальсов начинаются из-за такта. Это также усиливает ощущение «полёта».

Распространение и популярность получает не только вальс в своей основной форме, но также его многочисленные варианты и комбинации. Во многих странах исполняют вальс в два па.

Проникновение вальса в бальные залы происходило постепенно. Долгое время не только сам вальс, но и простейшие деревенские вращательные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти. В близости танцующих, в соединении рук видели безнравственность. Вот почему в некоторых местах Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах. В общественных местах, где они исполнялись, присутствовал специальный представитель власти. При малейшем нарушении правил он мог остановить оркестр и прекратить веселье.

Во Франции против вальса выпускали даже специальные листовки, где называли этот танец безнравственным. Простой народ Англии принял вальс восторженно, хотя и позднее других стран. Зато ввиду «безнравственности» многие королевские дворы очень неохотно разрешали его, боясь, что юные принцессы, танцуя вальс, потеряют изысканность придворных манер. Екатерина II тоже была против вальса, и лишь после ее смерти он был введен при русском дворе (1798).

Но, несмотря ни на какие строгости, народ упорно продолжал исполнять эти танцы.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу.

Жанр вальса так любят многие композиторы-песенники, написавшие свои нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет – «Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс» и многие другие.

Видео – вальс –

— трёхдольный танец польского происхождения. Крестьянская мазурка — подвижный прыжковый танец с неожиданными акцентами, синкопами. Как бальный танец мазурка известна с XIX века. Она пришла в Россию из Парижа в 1810 г. Бальная мазурка соединила в себе черты нескольких польских танцев: мазурки, куявяка и оберека. Эти танцы (особенно оберек) имеют более лирический характер, что отразилось в бальной мазурке. Ее могло исполнять любое количество пар, и каждая пара сама избирала порядок фигур и могла «сочинять комбинации».

«Главное очарование этого оригинального танца и вся его притягательная сила заключается в той сравнительной личной свободе, с которой каждый может, по своему усмотрению, сочинять комбинации, какие ему заблагорассудится, — лишь бы не выйти из такта и не мешать другим»

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

(«Евгений Онегин». А.С.Пушкин)

Так танцевали Мазурку в начале 1810-х годов. Спустя несколько лет, энергично и громко скакать стало немодно. Парижские танцмейстеры приложили усилия, чтобы сгладить движения Мазурки и приспособить их к бальному паркету. Исчезли подчёркнуто прыгающие шаги и топот. Движения усложнились, так как теперь было необходимо сочетать характерность «мазуречных» шагов с плавной манерой их исполнения. В результате, уже мало кто мог по-настоящему красиво станцевать Мазурку. Тем не менее, танцевали с удовольствием и желающих было изрядно.

Вот описание обычной Мазурки XIX века: в течение восьми тактов оркестр играет ритурнель, пары готовятся к общему движению. По сигналу ведущего начинается Променад по кругу. Кавалеры, по военному выгнув грудь, двигаются вприпрыжку особым парадным шагом Па Гала. Дамы легкими бегущими шагами Па Курю едва поспевают рядом. После этой демонстрации величавости и грации, приступают непосредственно к танцевальным фигурам. Здесь также заметны различия: кавалеры исполняют перескоки с ударом пятки о пятку (Ку-дё-Талон), «высекают искры» (Ключ), становятся на колено и т.п. Дамы же, по большей части, используют шаги Па Курю и Па Шассе. Или, например, мужчина становится на колено, а партнёрша обегает вокруг него сначала справа налево, затем в обратном направлении.

Ведущая роль в Мазурке принадлежит кавалеру. Он выбирает фигуры, вставляет движения, меняет темп шагов. Красуясь перед дамой, он демонстрирует свою военную выправку, ловкость и удаль. При этом он выказывает по-рыцарски уважительное отношение.

На основе Мазурки создавались комбинированные танцы типа Мазурки-Кадрили и Польки-Мазурки.  Под конец бальной эпохи XIX века успели появиться ещё танцы Вальс-Мазурка  и Падетруа. Затем увлечение Мазуркой сошло на нет, и на балах она появлялась лишь изредка.

Сегодня мазурка требует большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры. Балетная мазурка мало доступна широкому кругу любителей бальных танцев, так как требует специального обучения, в отличии от разнообразных вариаций итальянского хореографа Фабио Моллика. Некоторые его вариации под силу даже новичкам.

Мазурка – видео –

Мазурка из оперы Глинки «Иван Сусанин» — видео –

танец французского происхождения, который возник в XVIII веке, но был чрезвычайно популярен на протяжении всего XIX века. Музыкальный размер кадрили обычно составляет 2/4, но может сменяться на 3/8 и 6/8. В России существует несколько разновидностей кадрили, наиболее известные – калининская, уральская, московская и волжская. Особенность этого танца заключается в том, что его танцуют одновременно две или четыре пары, составляющие геометрическую фигуру – прямоугольник. Это очень быстрый танец и требует много сил.

Кадриль – видео –

(франц. cotillon), бальный танец французского происхождения, близок контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил с середине 19 в. в странах Европы, в том числе в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в конце бала. Разнообразие Котильонов зависело от ведущей пары — кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры, следил за согласованностью движения пар.

И все оживлялись! А всё потому, что старинный французский бальный танец котильон очень забавный. Это танец-игра! Именно поэтому его и исполняли в конце бала, чтобы отдохнуть и повеселиться.

Котильон – видео –

Ответьте на вопросы теста —

12 октября  7 класс

Хореографическое искусство Средневековья

Если римляне относились к танцу неодобрительно, то в Средние века церковь стала преследовать танец, объявив его бесовским занятием, а исполнителей танца — слугами дьявола.

Господство церкви в Средние века в странах Западной Европы было абсолютным, т.е. королевская власть в те времена была слаба. Каждый крупный феодал считал себя способным возглавить государство, одним словом, была феодальная раздробленность,

Церковь  же, во главе с Римским папой долгое время была едина и крепка, пока протестанты в Англии и Франции   не поколебали власть и влияние церкви.

Основная идеологическая идея  Церкви того времени, что человеческая жизнь на земле временна, проходяща, т.е. идея бренности человеческого бытия, а главное — это загробная жизнь. Вот к ней-то и необходимо готовиться, просить у церкви прощения грехов, покупая прощение — (индульгенции) .

Как бы не казалось это наивным и даже смешным, эта идея была основной (генеральной)  в то время.

Во всей Европе пылали костры инквизиции. Особенно зверствовала она в Испании, вспомним борьбу с «ведьмами», которых просто топили в воде,   бесконечные крестовые походы рыцарей, кровожадные и бесчеловечные.. И понятно, насколько сильна была эта идея в Средневековье!!!!

И танец как вид искусства не мог в связи с этим не преследоваться, но простой народ не может не танцевать!!!!

Несмотря на преследование церкви, народ танцевал, и горожане и сельские жители любили и музыку и танец, и церковь, поняв, что с этим ничего не поделаешь — ведь нельзя же сжечь на кострах весь народ — поменяла тактику— церковь стала использовать танец в религиозных праздниках и шествиях.

Есть упоминание о целом воздушном балете внутри средневекового храма:

Как известно, католики поют молитвы под аккомпанемент органа, а в это время 12 ангелов летали со свечами в руках под куполом церкви. Летая, они – а это были дети, делали движения на пение хора верующих. По   сути — это форма танца, конечно же,  цирковая, но сам факт признания церковью танца в храме — дал тот самый, необходимый толчок для развития танца.

В Средневековье образ Богоматери (матери Христа)  был наиболее почитаемым среди народа, к ней обращались, ища защиты от бед, болезней, нищеты.

Есть упоминание о неизвестном танцоре, который посвятил свои трюки и танцы Богоматери. Это был революционный подход к исполнительству. Никогда еще до того танцоры не делали такого, это всегда был танец ради куска хлеба.  Это взлет средневековой мысли!!!

Отметим, что все это происходило в стенах церкви и призналось властью церкви!!

По всей видимости, именно в эпоху Средневековья произошло разделение на городской фольклор и деревенскую — сельскую культуру.

В раннее Средневековье чрезвычайно распространен был танец смерти, изображения танцующих сохранились на игральных картах того времени, на страницах различных трактатов.

Смерть была изображена с косой в руках. Вспомним эпидемию чумы, которая буквально косила целые города и села.

Смотреть «Танец смерти» —

Церковь поддерживала исполнителей этого распространенного танца, т.к. этот танец держал народ в богобоязненности, тем самым укрепляя власть церкви, ее влияние на умы людей.

Танец смерти дошел и до наших дней, но преображенный. Вспомним «Умирающий лебедь» Фокина и К. Сен-Санса, «Остров мертвых» С. Рахманинова, «Весь этот джаз» Б. Фосса и т.д.

Городская культура эпохи Средневековья

В эпоху позднего средневековья, когда рыцари — феодалы постепенно объединялись вокруг единой королевской власти, и произошло развитие бальной хореографии. Рыцари устраивали балы, на которых танцевали узаконенные танцы, следовательно, к тому времени уже существовали профессиональные учителя танцев.

Это были те самые мимы, перекочевавшие в страны Западной Европы.

Есть упоминание о первом танцевальном трактате — это Италия, начало 15 века.

Гульельмо Эбрио  — автор трактата, в котором он дал описание шагов, фигур танца и список мелодий для танцев.

Это была, по сути бытовая хореография, необходимая для балов аристократов.

В эпоху Средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены происходили в разных европейских странах.

В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» — балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета.

На протяжении XV-XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом – интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты – ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

В XVI веке был сделан большой шаг вперёд в развитии техники танца. Носителями профессионального танца были жонглёры-сказители эпоса, первые лирические поэты, кроме всего этого жонглёр танцевал. Танцевал сам как профессионал, руководил танцами, «заводил каролы» (хоровод) то в замке, то на селе, организовывал шествия при дворце и на церковных торжествах, наконец, обучал танцам знатную молодёжь.

Танец жонглёров         представляется        виртуозным, технически проработанным,        с        сильной        примесью        акробатических движений.        Ноги выворотны, часто вытянут носок. Руки тщательно проработаны, группировка пальцев иногда приближается к принятой в классике. Постановка корпуса с подчёркнуто вогнутой поясницей. Характер движений – резкий, порывистый.

Для танцев раннего Средневековья         характерна         композиция, состоящая из кругов. В «хороводах» держались за руки, или у мужчин руки были на бедрах, а дамы поддерживали юбку. Основу движений составляли шаги и скачки. Исполнялись танцы под пение. Танцы были мужские, женские и смешанные. Танцевали в основном – кароль, бранль, фарандолу и ригодон.

Для композиции позднего Средневековья характерно парное исполнение. Композиционный рисунок стал более разнообразным. Помимо кругов появляются линия и шеренга. Композиция рисунка носит более острый характер. Появляются высокие прыжки, добавляются покачивания корпуса. Сопровождались танцы пением или игрой оркестра (труба, рожок, барабан, тарелки). В некоторых танцах предполагалась игра и пантомима.

Все танцы Средневековья отличало обилие поклонов в начале и конце танца.

Все народные танцы, переработанные для вкусов и манер рыцарского общества мимами – гистрионами и трубадурами  и танцевались на этих балах.

Со временем в эпоху Возрождения мимы объединялись в особые цеха, т е организации.

13 сентября  8 класс ФГТ

УРОК 2   Эпоха романтизма в русском балете

Движение русского балета к романтизму, в отличие от западно-европейского,  было приостановлено и задержалось на несколько лет.

В России после подавления восстания декабристов наступило время жестокой реакции,  которая охватила все области общественной жизни, в том числе и культуру. Понимая, что театр обладает большой силой воздействия на умы, правительство хотело использовать его в своих интересах.

.В .России продолжала развиваться передовая общественная мысль, и это нашло отражение в искусстве, в том числе и театре.

Положение в театрах Петербурга и Москвы в этот период было  различным.

В то время как петербургские театры находились под непосредственным и постоянным наблюдением двора и его окружения, московские, отдаленные от столицы, пользовались значительно большей свободой.

В связи с этим петербургские артисты часто вопреки своим убеждениям были вынуждены подчиняться требованиям реакционного придворного зрителя, составлявшего большую часть театрального зала, а

московские, опираясь на демократическое большинство своего зрителя, могли в какой-то мере противостоять усилившейся реакции.

Различия в направленности петербургского и московского балета приобретают все более резкий характер, приводя зачастую к полному расхождению во взглядах на одно и то же сценическое произведение, на толкование одного и того же образа. Отсюда возникли те противоречия между Петербургом и Москвой, которые в значительной степени нарушали планомерное развитие русского балета.

В начале XIX века, в условиях волны революций в Европе, нарастающего патриотического подъема, вызванного войной 1812 года, сентиментализм не мог уже удовлетворить запросы зрителей.

В 30-е годы XIX столетия приходит новое художественное направление в искусстве — романтизм. Он развивается по двум руслам. Первый стремится уйти от жизни в мир мечты. Второй воспевает человека борца, смелый подвиг. В хореографии романтизм способствовал обновлению тематики спектаклей.

Почти все романтические балеты строились одинаково. В них противопоставлялись два мира — мир реальный и мир фантастический. Это оказывало влияние на оформление спектакля, на всю его атмосферу.

За период с 1815 по 1825 год русский балет окончательно самоопределился. Теперь он обладал самобытным репертуаром, не зависимым от зарубежных балетных театров, национальной школой танца. В отличие от иностранцев русские артисты не рассматривали технику как самоцель, а видели в ней лишь средство для создания цельного танцевального образа.

Истомина «играла прелестно, как умная и опытная актриса». Выразительность русских артистов балета восхищала зрителей.

Романтические сюжеты давали большой простор фантазии декораторов. Лунные пейзажи, бури, кораблекрушения, пожары требовали соответствующего оформления. В этих условиях техника сцены и работа машиниста-механика театра значительно усложнились.

Но самым значительным явлением этого периода было рождение русской школы классического танца, основывавшейся на эстетических установках народной пляски. Высокая техника, индивидуальность исполнения, глубокая выразительность и реализм пантомимы, свойственные русской народной пляске, перешли и в русский балет, сделав его единственным в своем роде. Это не значит, что все эти качества полностью отсутствовали в иностранных школах сценического танца, но там они не составляли национальной особенности, как это имело место в России. В этом отношении значительную роль играло то, что русские артисты балета принадлежали к простонародию и приносили в театр свои взгляды на танец.

В январе 1825 года в Москве открылся Большой Петровский театр. Балетная труппа наконец получила сценическую площадку, позволявшую ставить большие и сложные спектакли.

В 30-х годах  началось широкое использование для балетов музыки романтических опер и появление нового стиля танца.

Балетмейстеры обратились к помощи музыки не случайно.

  • В те годы интерес к музыке в русском обществе значительно возрос.
  • Представители дворянской интеллигенции занимались композиторской деятельностью.
  • Русские композиторы-дилетанты наводняли великосветские гостиные своими романсами, часто построенными на русском народном материале.
  • Балетмейстеры посредством музыки надеялись внести более глубокий смысл в танец.

Балетмейстеры XVIII века черпали сюжеты своих спектаклей из трагедий и комедий. Вальберх, Дидло, Глушковский широко использовали романы, повести и мелодрамы. Теперь же постановщики обратились к опере. На сцене одна за другой стали появляться оперы, переложенные на язык танца.

Оперы преподносились зрителю в форме балетов, получивших название аналогических. Однако оперная музыка не отвечала задачам балетного театра и была не в состоянии помочь исполнителю в создании убедительной хореографии.

Решающее значение здесь имел правильный выбор исполнителей центральных образов.

Одной из лучших танцовщиц того времени стала Екатерина Санковская — впоследствии крупнейшая русская танцовщица середины XIX столетия.

Выдающаяся русская балерина московской императорской труппы первой половины XIX века.

Екатерина Александровна происходила из бедной семьи. Ее жизнь в балете началась в 9 лет, в 1825 году, когда она поступила в московское театральное училище, а уже через год появилась на сцене Большого театра в своей первой роли мальчика. Таким образом, первый свой выход на сцену Санковская совершила в 10-летнем возрасте ученицей театральных классов.

Закончив учебу в 1835 году, она поступила в императорскую труппу, работавшую в то время в двух основных помещениях: в Большом театре и Малом. На обеих сценах тогда шли как музыкальные, так и драматические спектакли, четкого разделения на жанры еще не произошло.

Фелицата Гюллень-Сор в 1836 году за свой счет повезла Санковскую в , где знакомила ее с лучшими балетными постановками Европы.

Самую большую славу балерине принесло выступление в балете «» в1837 г. М. Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую «душой московского балета». Во время вызовов Санковская неизменно адресовала свой первый поклон галерке и верхним ярусам, где сидели студенты, и лишь в последнюю очередь кланялась партеру и директорской ложе — это действительно являлось свойством весьма независимого и крайне смелого характера.

«Сильфида» словно стала эпиграфом ко всему творчеству Санковской. Она стремилась воплотить на сцене идеал женской души, олицетворить самоотверженный любовный порыв, и это как нельзя лучше подходило к образу романтического балета.

К 1830-м годам относятся блистательные страницы русской балетной музыки. Автором их был Михаил Иванович Глинка (1804-1857). В его оперном творчестве балетные сцены явились        важным        средством действительной, повествовательной и описательной характеристики, расцвечены колоритом симфонической образности (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»).

Сначала немногие догадались, что музыка балетных сцен в операх Глинки открывает путь симфонизации танца и развертывания в танцевально-сценической системе образов образа, созданного музыкальной драматургией.

Русские танцовщицы романтической поры получили возможность проявить себя главным образом в промежутках между гастролями иностранных знаменитостей.

Вывод: русский балетный театр медленно шел к романтизму в балетном спектакле.

Контроль театров царским двором, жесткие реакции после восстания декабристов, образовавшийся кризис в репертуаре, все это способствовало возникновению и развитию романтизма в русском балетном театре.

Благодаря развитию романтизма, балетмейстеры стали осмысливать важность музыкального сопровождения в балетном спектакле и значимость в формировании танцевального образа. При помощи музыки они пытались привнести смысл в танец.

Уважаемые ученики! Ответьте на вопросы теста —

П. И. Чайковский  Балет «Спящая красавица» (1889)

Перечень номеров 2 действия

Антракт и сцена

— смотреть здесь

Аккордами открывается 2 действие балета.

Прошло 100 лет. В окрестностях замка охотится юный принц Дезире. К нему подходит крестьянка и, обернувшись феей Сирени, показывает ему призрак Авроры. Принц умоляет ее указать путь к Спящей красавице.

Добрая фея и принц плывут в прекрасной ладье. Отыскав Аврору, принц пробуждает ее поцелуем. Просыпается и все заколдованное царство.

В начале второго действия звучит классическая сюита старинных танцев (менуэт, гавот, паспье, ригодон), завершаемая народным танцем фарандола. Все части сюиты отмечены тонкой стилизацией старинной музыки. Сильно впечатляет красивейшее Adagio, а также музыка  «Панорамы» (красочные картины. Сопровождающие ладью  принца и феи Сирени). Композитор создает с помощью этой музыки картины фантастических видений. Тема странствований принца решена композитором  в лирическом плане, как тема надежд героя на счастье. В музыке «Панорамы» сочетаются жанровые признаки медленного вальса и баркаролы.

Перечень номеров 3 действие

Кот в сапогах и Белая Кошечка –

Золушка и принц Фортюне –

Красная Шапочка и Волк –

Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед –

Третье действие балета – свадьба Дезире и Авроры – представляет собой праздничный дивертисмент. Звучит торжественная музыка «Марша», сменяемого изящным «Полонезом». На празднество приглашены для чествования  молодых персонажи из разных сказок: здесь Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед и другие.  Большое значение приобретает прием художественной изобразительности.  Характеризуя всех действующих лиц, присутствующих на празднестве, Чайковский создает прелестные  музыкальные миниатюры-портреты.  Завершением лирической линии балета  служит чудесный дуэт Авроры и Дезире – поэма торжествующей любви.

Завершается балет прекрасной мазуркой, в которой принимают участие все действующие лица. Апофеоз играет в балете роль торжественной коды, которая наступает уже после  завершения  основного действия.

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года под управлением известного балетного дирижера  Р. Дриго.

Смотреть балет полностью –

Тесты по истории

Считаете себя экспертом в области мировой истории? Обожали в школе этот предмет. Тогда вам определенно понравится наша подборка тестов по истории. Здесь вы сможете не только ответить на самые каверзные вопросы, касающиеся истории разных стран, но и узнать много нового. Расширяйте кругозор вместе с тестами по истории с нашего сайта!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

3 Февраля, 11:12

Мы подготовили 10 неоднозначных фактов из истории СССР. Часть из них — чистая правда, часть — слухи и выдумки. Сможешь отгадать, где правда, а где ложь?

Тесты по истории

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

2 Февраля, 22:34

Как хорошо ты знаешь историю европейских государств, оставивших отпечаток в мировой истории? Давай проверим!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

1 Февраля, 16:50

Эпоха правления российской императрицы известна как «Золотой век Екатерины». Правительница провела масштабную культурную реформу и изменила политический строй на европейский манер. Вы, безусловно, помните, что императрицу прозвали Великой за её деяния. Но что вы знаете о вкладе Екатерины II Великой в политическую и культурную жизнь России? Не приписываете ли вы Екатерине заслуги и промахи других монархов?

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

31 Января, 12:39

Говорят, что без прошлого нет будущего. Если брать такое далекое прошлое, как Древний Египет или Римская империя, то связь кажется сомнительной. Но вот с тем, что события 20 века повлияли на то, как мы живем сегодня, вряд ли кто-то сможет не согласиться. Давайте проверим вашу подготовку. Тест по теме история Нового времени с ответами ждет вас.

Тесты по мировой истории

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

31 Января, 04:01

Благодаря советской школе мы можем без проблем назвать даты таких важнейших событий, как, например, начало Великой Отечественной войны или ввод советских войск в Афганистан. Но сможешь ли ты по одной лишь картинке определить, о каком исторически значимом событии идёт речь? Сейчас узнаем!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

30 Января, 01:26

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

29 Января, 15:40

После смерти Сталина в 1953 году к власти приходит Никита Хрущев. В истории Советского Союза начинается новая глава. Стала ли в тот момент жизнь обычного человека лучше, судить не нам, мы лишь можем проверить твои знания истории. Поехали!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

29 Января, 05:22

Настоящему отличнику под силу набрать 10 из 15 баллов. Ему не страшны любые преграды. Давайте освежим Вашу память и проверим, насколько хорошо Вы помните все даты.

Тесты по истории России

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

29 Января, 00:47

История России — это очень длительный период становления великой державы. Попробуй блеснуть знаниями и набрать хотя бы 10 правильных ответов.

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

28 Января, 21:48

А Вы хорошо учились в школе? Помните ли Вы все важные даты из истории России? Давайте проверим. Скорее спешите открыть наш тест, чтобы проверить себя.

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

28 Января, 11:22

Древняя Русь занимает важнейшее место в изучении истории России. Период ее существования начинается со второй половины IX века и заканчивается татаро-монгольским нашествием. За это время было много важных событий, которые должен знать каждый уважающий себя человек. К примеру, как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси? А кто создал славянскую азбуку? Пройдите наш тест из десяти вопросов и узнайте свой уровень знаний по истории Древней Руси.

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

28 Января, 01:04

Перестройка – одно из самых важных событий прошлого века. Великая держава распалась на отдельные государства, и началась новая история. Давай проверим, что ты знаешь о тех годах.

Тесты по истории СССР

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

27 Января, 09:43

Хорошо ли вы знакомы с историческими событиями Руси? Включают ли ваши знания факты о том, как развивалось государство, а также информацию о том, с именами каких людей связаны важные события в истории? Помните ли вы то, что учили ещё в школе? Давайте проверим!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

26 Января, 08:29

Надеемся, что вы всё ещё помните информацию, которую когда-то выучили на уроках географии и истории, потому что в этом тесте она вам, без сомнений, пригодится. Проверьте свой кругозор и дополните знания из правильных ответов теста.

Тесты на эрудицию и общие знания

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

22 Января, 11:20

Темные пятна есть в истории любого государства, и эти фотографии тому доказательство. Сможете ли вы определить, какое историческое событие запечатлено на фотографии?

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

20 Января, 11:37

Эти даты должен знать каждый уважающий себя житель России. Речь идёт о тех событиях, которые произошли во времена нашего поколения. Мы подготовили 10 вопросов, которые покажут уровень твоей образованности. Если ты не испугался, то начнём.

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

16 Января, 13:15

Мы говорим, что он «прорубил окно в Европу». Благодаря Петру I, в России были осуществлены многочисленные преобразования, страна стала превращаться в европейское государство. Проверь, знаешь ли ты реформы Петра I, которые легли в основу перемен.

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

14 Января, 23:39

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

13 Января, 22:11

Можно бесконечно долго считать события, которые поворачивали ход Российской истории. Мы же предлагаем их вспомнить и попробовать назвать точную дату события. Удачи!

Танец. Влияние танцев на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

8 Января, 20:08

Подтяните свои знания по истории России — в тесте мы «просмотрим» различные события и уточним такие детали как имена исторических личностей, название заключённых договоров, даты, а также сопутствующие события.

Танцы эпохи Возрождения

(франц. allemande, букв. — немецкая; danse allemande — немецкий танец) танец немецкого происхождения. Он принадлежит к массовым «низким», беспрыжковым танцам. Наиболее подробное описание аллеманды дает Туано Арбо.

Исполнители становились парами друг за другом. Количество пар не ограничивалось. Кавалер держал даму за руки. Движения танца состояли из простых, спокойных шагов и двойного бранля. Шаги делали вперед, в сторону, отступая назад.

Колонна двигалась по залу, и, когда доходила до конца, участники делали conversion — поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении. Аллеманда состоит из двух частей, на каждую из них приходится восемь тактов.

(франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец рубежа XVI-XVII веков, итальянского происхождения. Куранта — танец торжественный, его справедливо называли «танцем манеры», горделивым шествием. Название куранты происходит от итальянского слова corrente, что значит течение воды, плавное, равномерное. Один из историков хореографии сравнивает движения куранты с движениями пловца, который плавно погружается в воду и затем появляется снова.

Куранта была простая и сложная. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив отказ, уходили, но затем возвращались снова и становились перед дамами на колени. Только после пантомимной сцены начинался танец. В сложной куранте движения исполнялись вперед, назад и в сторону. Туано Арбо говорит, что кавалер в куранте исполнял «коленца». Очевидно, это значило, что он делал более сложные движения, чем в простой, прогулочной куранте. В середине XVI века пантомимная часть танца отпадает.

Куранта много раз меняла свой музыкальный размер. Вначале он был на 2/4, позднее — трехдольным.

В 1697 году на свадьбе герцога Бургундского бал открывался курантой.

ит. volta, от voltare — поворачивать; фр. volte) — старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения в быстром и умеренно быстром темпе. Обычно танец исполняется одной парой (мужчина и женщина), но число пар может быть увеличено. Началу танца предшествует поклон кавалера и реверанс дамы (поклон XVI в.).

Основной рисунок танца состоит в том, что кавалер проворно и резко поворачивает в воздухе танцующую с ним даму. Этот подъем обычно делается очень высоко. Он требует от кавалера большой силы и ловкости, так как, несмотря на резкость и некоторую порывистость движений, подъем должен выполняться четко и красиво.

Как и многие другие народные танцы, вольта, вскоре после своего появления, стала исполняться на придворных празднествах. В XVI веке она известна во всех европейских странах, но наибольший успех имела при французском дворе. Однако уже при Людовике XIII французский двор вольты не танцует. Дольше всего этот танец просуществовал в Италии.

Движения вольты, связанные с подъемом дам в воздух, — прообраз будущей поддержки в сложной технике сценического танца.

(франц. passe-pied) — старинный французский танец возникший, по-видимому, в Северной Бретани.

Это темпераментный танец. И даже здесь, в необычной обстановке придворного праздника, исполнялся непринужденно и живо, как   на сельских вечеринках. Танцующие  быстро двигались с перекрещенными ногами, ловко ударяя одной о другую.

В  1573 году был показан балет в честь польских послов, бретонские танцы, как и народные пляски других провинций, были включены в программу торжественного зрелища.

В конце XVI века паспье становится очень популярным. В праздничные дни экспансивные парижане охотно отплясывают его на улице.

На французских придворных балах паспье появляется в самом конце XVI столетия. В первой половине XVII века его начинают танцевать в различных салонах Парижа. Ритм паспье убыстряется (6/8).  Теперь этот танец включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и надевать шляпу в такт музыке. На балах XIX столетия паспье почти не танцевали.

— один из самых популярных танцев XVI — XVII веков. Он  сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца.

Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля.

Свое название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным.

Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца.

Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога.

Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты.

Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S.

При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам.

Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и точном ритме, плавно, красиво.

Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке и непринужденно надеть.

Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах.

(мориска) (итал. moresca, исп. morisca – мавританская пляска) — остается в эпоху Возрождения одним из самых популярных танцев, становясь принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра.

В период между 1550 и 1650 мориско был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества. Там она утрачивает свои исконные приметы народной игры, (сохранив, однако, маску мавра), и постепенно превращается в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера.

Мореску танцуют на балу и в деревне, профессиональные танцовщики и представители высших слоев общества. Во времена средневековья мореска была пантомимическим танцем, воспроизводящим битву между христианами и маврами. В Италии — представляли «мавров» (итал. moro), под которыми в то время понимались негры и мусульмане. Исполнители роли мавра носили гротескные костюмы с колокольчиками у щиколоток и выкрашивали лица в черный цвет, а в музыке преобладали пунктирные ритмы и экзотические тембры.

(франц. gavotte, от прованс. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец в спокойном темпе и трехдольном размере.

Изящный и радостный танец известный еще с 16 века, исполнялся легко и грациозно под народные песни и волынку. Изначально был хороводным танцем. В 18 в. становится популярным придворным парным танцем с различными фигурами. Теперь это жеманный и манерный танец. Легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большей танцевальностью. Как правило, исполнялся одной парой.

(франц. polonaise — «польский»)— танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony).

Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Размер у него был 4-дольный, темп медленный и имел отличительные черты свойственные различным областям Польши. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции полонез становится 3-дольным, и в нем начинают принимать участие и женщины.

В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял свою простоту. В 18 веке распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда.

Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны.

Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны. В России полонез известен с начала 18 века под именем «польский». Еще одно название: «ходячий разговор» — во время танца исполнители могли вести беседу.

По данной ссылке выполните тест —

8 класс         Урок 10         П. И. Чайковский   балет «Щелкунчик»

П. И. Чайковский  балет «Щелкунчик» (1891 г)

Балет написан на сюжет сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Но композитор и балетмейстер по — своему пересказали эту сказку. Основное внимание в нём уделено образам детей. Сценарий разработан М. Петипа. Это еще один замечательный образец русского классического балета, отмеченный своеобразными, специфическими чертами. В «Щелкунчике» еще большее значение, нежели в «Спящей красавице», имеет принцип целостного и непрерывного симфонического развития. Велика роль в симфонизации балета рельефных лейтмотивных характеристик. В разнообразных по характеру танцах балета проявлена необычайная творческая изобретательность композитора. Очень большое место в «Щелкунчике», как сказочном балете для детей, уделено пантомиме.

С большим мастерством и вдохновением воспроизведен в «Щелкунчике» мир кукольной фантастики. Однако, основная идея балета – показать становление и развитие детской души на примере главной героини произведения – маленькой Маши.

В процессе работы над постановкой первоначальная хореографическая задумка Петипа изменилась. Известно, что в первой редакции балетмейстер планировал включить во второй акт песни эпохи Французской революции. Разумеется, цензура никогда бы не пропустила на сцену балет с революционными мотивами. Впрочем, одну из тех песен — «Добрый путь, милый дю Молле!» — Чайковский в партитуру все же включил.

К  постановке подключился ученик Петипа Лев Иванов, который привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Например, знаменитые вальс снежных хлопьев и танец Феи Драже появились в балете именно благодаря Иванову.

Все персонажи балета-сказки разделены на два вида: реальные и фантастические. К реальным относятся Мари, её брат их родители, гости, которые были приглашены на праздник, старый фокусник. А фантастические персонажи — это Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей/

Композиторская работа над балетом простой не была. Чайковскому предстояло соединить симфоническую музыку первого действия с дивертисментом без особого сюжета во второй части постановки. Именно по просьбе Петра Ильича премьеру балета отложили на год. В тот период Чайковский писал:  «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви.

Премьера состоялась 6 декабря  1892 года.   В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.

Интересно, что ведущие роли в премьерном показе исполнили артисты, которые по возрасту были очень близки своим персонажам. Танцовщице Станиславе Белинской, сыгравшей Мари, тогда было всего 12 лет. Танцовщику Сергею Легату, который исполнил партию Щелкунчика, — 17. Оба на тот момент учились в театральном училище Санкт-Петербурга.

«Щелкунчик» неспроста уже несколько столетий остается любимой рождественско-новогодней историей на балетных сценах мира.

«Щелкунчик» открывается небольшой изящной увертюрой, рисующей мир беззаботного детства.

Увертюра – смотреть

В балете 2 действия.

В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы, родители дарят детям подарки. Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дроссельмейера, крестного Мари. Дроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и рассказывает историю этой куклы.

Сказка закончилась, все аплодируют Дроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его крестнице.

Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гросфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.

Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек.

Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.

Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег.

—    воссоздана картина ребячьего праздника. Композитор придал этому номеру черты «игрушечности». В пьесе три части. Первая часть начинается с упругих и отрывистых аккордов у духовых инструментов. Им отвечает задорная мелодия скрипок с колким упругим ритмом. В средней части передаётся суетливая беготня детворы. Мелодия звучит в быстром темпе, а ровное движение шестнадцатых придаёт ей особую лёгкость, почти невесомость. Её исполняет в верхнем регистре флейта. Третья часть марша — реприза — полностью повторяет первую. В этом номере преобладает верхний регистр, который подчёркивает мир беззаботного детства.

Рост елки –

Вальс снежных хлопьев –

1 действие полностью –

Оцените статью
Тест по истории