- Тест Мюнстерберга — онлайн.
- Тесты на внимание
- Методика «Красно — черная таблица»
- Методика «Числовой квадрат»
- Тест Торндайка «Поиск заданных чисел»
- Индийский тест «Сравнение чисел»
- Тест Мюнстерберга — поиск слов среди букв
- Тест Торндайка онлайн — определение избирательности перцептивного внимания
- Методика «Поиск заданных чисел» — тест Торндайка онлайн версия
- Гуго Мюнстерберг
- Суть и практическое значение
- Концентрация внимания и гениальность
- Краткая история вопроса. Опыты Г. Мюнстерберга
- ИнструкцияПравить
- СсылкиПравить
- Основная проблема психологии внимания
- Общие представления о внимании
- Явления внимания
- Эффекты и критерии наличия внимания
- Виды и функции внимания
- Свойства внимания и их диагностика
- Стимульный материал теста Струпа
- Модель сознания (В. Вундт)
- Внимание и сознание
- Внимание и сознание в гештальтпсихологии
- Моторные теории внимания
- Развитие внимания
- Формирование внимания как ВПФ
Тест Мюнстерберга — онлайн.
Описание теста по методике Мюнстерберга. Тест Мюнстерберга, или методика Мюнстерберга позволяет определить уровень избирательности и концентрации внимания испытуемого, и может быть использован при профессиональном отборе на специальности, которые требуют определённых уровней избирательности и концентрации, а также высокой устойчивости к помехам, то есть к отвлекающим факторам. Сама методика требует от испытуемых найти и выделить среди ряда случайных символов русского языка слова — существительные в единственном числе (либо в исключительных случаях во множественном числе, если единственного числа для данного слова не существует). Минимальная длина слова — 4 буквы! Время прохождения теста ограничено, поэтому выделять слова необходимо как можно более быстро и точно, поскольку выделение лишней буквы вместе со словом, которое необходимо выделить, либо неполное выделение этого слова будет считаться ошибкой. Здесь приведены два варианта теста Мюнстерберга — короткая, обычная версия, которая больше подойдёт для прохождения детям (школьникам), и удлинённая версия, прохождение которой позволит более точно оценить способности концентрации взрослых людей.
Расчёт результата теста Мюнстерберга. Для подсчета результата прохождения теста по методике Мюнстерберга используется таблица (для краткой формы теста Мюнстерберга), в которой уровень избирательности внимания оценивается по времени выполнения теста (таблица приведена ниже), а также формулы для вычисления (для удлинённой версии) скорости работы A, точность выполнения по Уиппли T, уровень концентрации K и качество работы R, которые используются при подсчёте результатов тестов — корректурных проб.
А также таблица для варианта теста Мюнстерберга для взрослых — условно время на прохождение теста было увеличено вдвое:
За каждую допущенную ошибку из результата, вычисляемого с помощью таблицы, вычитается по одному баллу. Следует иметь в виду, что интерпретация результатов прохождения теста Мюнстерберга в онлайн режиме может быть искажёна в сторону занижения или завышения в виду отсутствия исследований данной формы прохождения теста по методике Мюнстерберга. Для получения более точных результатов рекомендуется прохождения профессионального теста в присутствии компетентного специалиста-психолога, а также учёт текущего психоэмоционального состояния испытуемого.
Здесь ещё никто не оставлял комментариев, будьте первыми!
Вам может быть интересно:
Тесты на внимание
Описание теста:Оценить возможности вашего внимания вы можете с помощью простого теста произвольного внимания. Методика используется с целью оценки эффективности работы функций внимания человека при приёме на работу. Вы можете оценить свои способности к произвольному сосредоточению внимания бесплатно. Выполнение:При переходе по следующей ссылке, вы попадёте на страницу с двумя таблицами — одной таблицей с 25 случайными числами без повторов от 1 до 99, расположенными в случайном порядке, и таблицей для ввода результата. Ваша цель заключается в том, чтобы в течение двух минут в таблице для ввода результата ввести числа из верхней таблицы в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа и заканчивая самым большим числом. Числа следует вводить построчно. Спустя две минуты после начала теста оценки произвольного внимания вы будете перенаправлены на страницу проверки результата, если сумеете справиться раньше, можете нажать на кнопку «Готово».
Методика «Красно — черная таблица»
Описание теста:Методика «Красно-черная таблица» позволяет оценить ваши способности переключения внимания — то, как быстро вы отвлекаетесь от одной маленькой задачи и сосредотачиваетесь на другой. Выполнение:Суть методики «Красно — черная таблица» состоит в том, что вы попеременно выписываете из таблицы красные и черные буквы. Причем красные вы выписываете в убывающей последовательности парного числа начиная с 25, а черные — в возрастающей — с числа 1. Например: 25 красная — а, 1 черная — м, 24 красная — х, 2 черная — ю, у вас получится ряд: а м х ю. Чем больше вы сумеете выписать букв в правильной последовательности, тем лучше ваши способности переключения внимания. Время работы с красно — черной таблицей 5 минут. Буквы вводите последовательно в окна ввода расположенные ниже таблицы — каждой букве свое окошко. По прошестии пяти минут вы будете перенаправлены на таблицу результата, если справитесь раньше — жмите «Готово». Имейте в виду, что любая ошибка в последовательности ограничивает ваш результат, поэтому будьте внимательны.
Методика «Числовой квадрат»
Описание теста:С помощью методики «Числовой квадрат» (в некоторых источниках называется «Числовой таблицей») вы можете оценить объем распределения и переключения внимания. Выполнение:При переходе по ссылке, вы увидите перед собой две таблицы — одну таблицу с 25 числами и вторую таблицу с 40 числами, вам следует выбрать во второй таблице числа, которые отсутствуют в верхней таблице. Сделать это следует не более чем за полторы минуты, по истечению которых вы перейдете на страницу проверки результата. Не пытайтесь обмануть программу, так вы не сможете оценить возможности своего внимания объективно. Результат оцениватся по баллам — количество правильно выбранных чисел за вычетом количества чисел, выбранных неправильно. Проверьте свое внимание, и узнайте, стоит ли вы заняться его развитием. Так же, как в предыдущих тестах внимания вы можете нажать кнопку «Готово», если справитесь раньше, чем за полторы минуты.
Тест Торндайка «Поиск заданных чисел»
Описание теста:С помощью методики «Поиск заданных чисел» вы можете оценить уровень избирательности вашего внимания. Выполнение:При переходе по ссылке, вы увидите перед собой список из 10 трехзначных чисел, а ниже таблицу из 100 ячеек с трехзначными числами. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти и выделить в таблице эти 10 чисел. Время ограничено 5 минутами (300 секунд), однако средняя норма времени выполнения составляет от 190 до 211 секунд.
Индийский тест «Сравнение чисел»
Описание теста: Аналогичный тест «Сравнение чисел» используется в Индии для проверки профессиональной пригодности машинистов поездов. Всего за полторы минуты вы можете проверить возможности своего внимания, просто сравнивая числа из правой и левой колонки. Выполнение:После перехода по ссылке «Пройти тест — Сравнение чисел онлайн» вы увидите передо собой таблицу из 20 чисел в правой колонке и из 20 чисел в левой колонке. Числа в правой колонке и в левой колонке могут быть либо одинаковыми, либо немного отличаться друг от друга, ваша задача — обнаружить это отличие или равенство и поставить либо знак неравенства либо знак равенства. Время теста ограничено 90 секундами, однако среднее время прохождения данного теста на внимание составляет около одной минуты. В норме за отведённое время должны быть правильно расставлены все знаки равенства или неравенства.
Тест Мюнстерберга — поиск слов среди букв
Описание теста:Прохождение теста по методике Мюнстерберга требует от вас внимательного поиска среди разрозненных букв слов существительных в единственном числе (в исключительных случаях во множественном числе). После нахождения слова вам нужно будет его выделить и приступить к поиску следующего слова. Чем быстрее вы найдёте все слова в тестовом материале, тем лучше — это будет служить оценкой показателей вашего внимания. Время на прохождение теста 5 минут.
Для прохождения на персональном компьютере. Выделение текста происходит с помощью мыши — путём нажатия правой кнопки мыши и выделения нужного участка текста:
Для прохождения на мобильных устройствах. Выделять придется каждую букву слова в отдельности путём поочерёдного нажатия по ним правой кнопки мыши или пальцем либо стилусом на сенсорном экране мобильного устройства.
Тест Торндайка онлайн — определение избирательности перцептивного внимания
Тест Торндайка — это широко распространённый в среде психологов тест на определение избирательности внимания, который представляет собой таблицу со 100 трезхначными числами, размещёнными в случайном порядке в таблице 10 на 10 ячеек, и десятью случайными трехзначными числами, которые испытуемый должен найти и выделить в таблице так быстро, как это только возможно. В данном случае тест ограничен пятью минутами, продолжение прохождения теста сверх этого лимита уже не покажет более объективный результат, кроме того, если испытуемый ищет цифры дольше 5 минут, это указывает на низший балл за прохождение, и, соответственно, на низкий уровень избирательности внимания.
Во время прохождения теста Торндайка желательно, чтобы испытуемый максимально сосредоточился на выполнение теста, это позволит получить более объективную оценку возможностей его внимания. Кстати сказать, существует как минимум три способа, каким образом испытуемые или соискатели проходят тест:
Ниже вы можете видеть таблицу для подсчёта результата в баллах. В таблице также указано, что каждая ошибка или пропущенное число вычитает из общего балла 2 единицы.
Методика «Поиск заданных чисел» — тест Торндайка онлайн версия
Здесь вы можете определить уровень избирательности вашего внимания по методу Торндайка. Вам необходимо найти и выделить ячейки с 10-ю заданными изначально трехзначными числами в таблице из 100 трехзначных чисел. Спустя пять минут после начала теста оценки уровня избирательности внимания вы будете перенаправлены на страницу проверки результата, если сумеете справиться раньше, можете нажать на кнопку «Готово».
Любой человек знает, что сложнее всего во время работы сохранять предельную концентрацию внимания на избранном предмете. Успехов в учебе и карьере достигают лишь те, кто умеет сосредотачиваться на одном деле и не распыляться на посторонние мысли и лишние действия. Ученые и психологи долго изучали вопрос, касающийся концентрации внимания человека. Так появилась методика избирательности внимания Мюнстерберга, которая помогает человеку тренировать своё внимание, чтобы в дальнейшем достигать больших высот в карьере и учебе.
Гуго Мюнстерберг
Гуго Мюнстерберг – это немецкий психолог, который жил в конце 19-го – начале 20-го века. С юношеских лет он увлекался медициной и хотел стать врачом. Но однажды услышанная лекция немецкого психолога Вундта изменила его жизнь, и он увлекся психологией, а в 1885 году даже защитил диссертацию и получил докторскую степень по этой специальности.
К сожалению, в те годы психология была более теоретической наукой и к практике имела весьма отдаленное отношение. Гуго Мюнстерберг стал одним из первых психологов, кто организовал экспериментально-психологическую лабораторию и пытался придать науке прикладной характер.
Энергия юного специалиста не могла не привлечь первых лиц молодой и развивающейся американской науки. Мюнстербергу было сделано весьма выгодное предложение, и он перебрался в США, получив должность в Гарварде и приняв под своё руководство новую психологическую лабораторию. Вскоре в издании стали появляться первые научные труда Мюнстерберга.
Методика, позволяющая улучшить концентрационные способности человека, была открыта ученым в 1915 г. Именно в эти годы он всерьез занялся индустриальной психологией.
Суть и практическое значение
Как уже упоминалось выше, Мюнстерберг всерьез занимался вопросами повышения производительности труда человека.
Ученый одним из первых увидел прямую связь между тем, насколько человек умеет концентрировать своё внимание и его успехами в профессиональной сфере деятельности. Найти эффективный способ повысить концентрационные способности человека – вот что было целью Мюнстерберга.
Методика, которую он разработал, настолько проста, что ее можно применять даже относительно детей, с раннего возраста развивая их способность удерживать внимание на одном предмете. Причем речь идет не только о концентрации в идеальных условиях, когда ничто не мешает человеку думать о поставленной задаче, а о способности удерживать внимание на одном предмете в обстоятельствах, когда есть множество тому помех.
Один из тестов Мюнстерберга направлен не только на развитие внимания, но и на его диагностику одновременно.
Человеку выдают листок бумаги, на котором напечатан большой абзац из набора букв. Буквы, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Каждая строчка выглядит примерно так: «уполдтдождьмиоаидаыьлжмалдм». Но в этом наборе букв скрываются слова, которые человек должен отыскать в течение отведенного ему времени. Как правило, на выполнение задания дается 2-3 минуты.
Затем происходит оценка результатов теста Мюнстерберга. Методика обработки результатов выглядит примерно следующим образом.
ведении переговоров концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.
Концентрация внимания и гениальность
Известно, что все гениальные люди отличались умением концентрироваться в высокой степени. Даже во сне они продолжали решать поставленные задачи (например, Менделеев). Методика Мюнстерберга позволяет повышать степень своей концентрации – значит, в каком-то смысле способствует профессиональному росту человека. Ни для кого не секрет, что каждый талантлив в какой-либо области, но добьется ли он успеха, зависит полностью от его умения сосредоточиться на цели.
Таким образом, сложно переоценить ту пользу, которую скрывает в себе методика Мюнстерберга на внимание. Упражнения предельно просты, но если освоить их и выполнять регулярно, а затем применять своё умение концентрироваться в работе, то каждый человек однажды рискует проснуться гением.
Краткая история вопроса. Опыты Г. Мюнстерберга
Задача подбора первоклассных работников на научной основе была впервые сформулирована Ф. У. Тейлором в начале XX в. Как было отмечено выше, эта задача соответствовала одному из принципов его «научного управления» (см. гл. 1). В рамках капиталистического хозяйствования в этот период оказались человеческие ресурсы предприятий, пригодность персонала, затраты на его обучение, переобучение, затраты начального этапа вхождения в профессию, связанные с заниженной продуктивностью работника, затраты, обусловленные текучестью кадров. В США ежегодно в 1920-е гг. меняли работу от 20 до 25 млн человек. Средние затраты на «вторжение» одного нового работника в организацию оценивались до 4,5 тыс. долларов. Таким образом, промышленность страны ежегодно затрачивала до 90 млрд долларов на переориентацию, дообучение и начальную адаптацию работников. В этой связи в США была создана государственная служба — Департамент персонала, функции которого состояли в содействии научному подбору персонала, в том числе с использованием психологических тестов. Тесты для профотбора разрабатывались психологами на основе достижений функциональной психологии и тесно связанной с нею дифференциальной психологии. Практика психологического профессионального отбора получила особенно широкое распространение после публикации опыта набора новобранцев в армию США в годы Первой мировой войны (Носкова О. Г., 1997).
Работы Гуго Мюнстерберга, руководителя лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета (США), в конце XIX—начале XX вв. в области промышленной психологии принято считать классическими. Рассмотрим два примера из его исследований, посвященных психологической оценке и прогнозированию профпригодности (Мюнстерберг Г., 1924).
Опыты с телефонистками.По просьбе представителей телефонной компании Белля Мюнстерберг исследовал труд телефонисток. Их труд был связан с высокой нервно-психической нагрузкой. Норма обслуживания составляла 225 вызовов в час, но в особо напряженные периоды приходилось обслуживать до 300 вызовов в час. Были и относительно спокойные периоды работы и в среднем
нагрузка телефонисток ограничивалась 150 вызовами в час. Дли-юльность рабочей смены — 9 часов. В компании работало 16 тысяч женщин-телефонисток. Не все работницы выдерживали требуемый темп работы, многие увольнялись из-за низкой эффективности и значительного утомления. Компания несла убытки, связанные с обучением новых работниц, ибо в период обучения каждая работница получала примерно 70 марок в месяц (текст оригинала опубликован в Германии, поэтому сумма обозначена в марках, а не в долларах. — О. Я.). В течение первых 6 месяцев самостоятельной работы увольнялось до 30 % новых работниц. В этой связи перед психологом была поставлена задача прогнозировать будущую профпригодность девушек до начала обучения.
Мюнстерберг изучил труд телефонистки и разложил процесс обслуживания ею одного клиента на ряд последовательных «психофизических актов» (действий). Телефонистка должна была увидеть световой сигнал на табло вызова, установить речевой контакт с абонентом, выслушать требование абонента, правильно понять группу и номер, соединить абонентов для разговора, дождаться его окончания и разъединить абонентов. Ученый обследовал работниц с точки зрения остроты слуха, зрения, ясности произношения, длины пальцев, дыхания, частоты пульса и т.д. Но в результате обследования было выделено шесть психических функций, обеспечивающих выполнение разных трудовых действий, а именно: память, внимание, «общая интеллигентность», аккуратность и быстрота, точность и скорость движений, ассоциативная способность. Было сделано предположение, что уровень развития этих функций можно установить в тестовых заданиях (требующих актуализации психических функций в условиях, моделирующих профессиональные ситуации). Затем планировалось получить экспертные оценки успешности профессиональной деятельности девушек, закончивших обучение и проявивших себя в самостоятельной работе. И наконец, предполагалось выяснить степень совпадения успешности девушек по тестам (до начала обучения) и успешность этих же девушек в профессиональной деятельности. В случае, если степень совпадения была бы удовлетворительной, компания получила бы набор психологических методов для отсева непригодных к работе кандидатов еще до начала обучения.
В чем состояли тестовые задания?
2. Испытания внимания: каждая девушка получала свежий номер газеты (чтобы новизна содержания отвлекала ее внимание) По сигналу за 6 минут требовалось перечеркнуть на странице все буквы «а». После каждой минуты следовал сигнал и девушки cта- вили черту. Измерялась продуктивность работы, число пропуще- ных букв, динамика продуктивности за 6 минут. Телефонистке требовалось концентрировать внимание на общении с клиентом, на выполнении необходимых операций, обеспечивающих связь абонентом, и следовало отвлекаться от звуков, событий, проис- ходящих в большом помещении, где работали и разговаривали одновременно много телефонисток.
3. Испытание «интеллигентности»: применялся метод Риса, состоящий в том, что испытуемому предъявлялся ряд из 24 пар логически связанных слов. Затем произносилось первое слово, испытуемый должен был написать второе (из пары). Предполага- лось, что выполнение данного задания требует не только мнеми- ческих, но и интеллектуальных функций.
4. Оценка точности различения пространственных величин. Де- вушкам предлагалось на глаз разделить стандартный лист бумаги карандашной чертой пополам в ширину и длину. Измерялась личина ошибки (мм). Глазомер был необходим для координацю движений рук на поверхности рабочего стола.
5. Оценка скорости мелких движений пальцев рук (скорость рас- кладывания колоды карт). В колоде — 48 карт, которые требова- лось как можно быстрее разложить на 4 кучки. Опыт проводился индивидуально, измерялось время выполнения задания в секун- дах. Предполагалось, что хорошая телефонистка быстро выполнит действия по соединению абонентов (требовалось вручную пере- местить штекер с соответствующим проводом в нужном направ лении и укрепить в гнезде группы абонента).
6. Испытание ассоциационной способности: психолог называл каж- дой девушке шесть слов (например, книга, дом, дождь и пр.), тре- бовалось в ответ на каждое слово как можно скорее произнести первое пришедшее на ум слов. Измерялось время ответа в секундах. Предполагалось, что хорошая телефонистка должна уметь быстро ответить абоненту, чтобы установить контакт и получить нужную информацию (номер абонента для связи). Оценивалась не столько мыслительная нагрузка, сколько скорость речевых процессов.
В табл. 20 приведены количественные границы вариации показателей успешности выполнения тестов.
Далее все 30 девушек ранжировались, а именно получали ранг успешности (порядковое место) по каждому тесту и средний ранг по всем испытаниям. Пройдя курс обучения, девушки приступили к работе, и через 3 месяца Мюнстерберг имел оценки их эффективности, полученные от опытных контролеров-наблюдателей. Представители компании «Белл» без ведома Мюнстерберга
Таблица 20. Границы вариации показателей выполнения тестов в группе кандидаток для обучения работе телефонистки
(Мюнстерберг Г., 1924, с. 109—110)
включили в состав группы пять первоклассных телефонисток, которые оказались в группе лучших по всем тестовым испытаниям. Девушки, занявшие последние места в тестировании, оказались и в работе худшими и были уволены. В трех случаях из тридцати обнаружилось несовпадение успешности по тестам и в работе: одна девушка, показавшая слабые результаты в тестах, получила хорошие оценки за работу и две девушки с хорошими оценками по тестам получили удовлетворительные оценки за работу. Мюнстерберг интерпретировал эти случаи как проявление усердия и воли работниц, которые смогли компенсировать психофизиологические функциональные недостатки. Тесты были приняты компанией для отсева непригодных работниц еще до начала профессионального обучения.
Оценка профпригодности вагоновожатых.В начале XX в. трамвайные компании США несли существенные убытки от выплаты пострадавшим за увечья, причиненные людям в результате несчастных случаев на городском трамвайном транспорте. Эта проблема была актуальной и в странах Европы, так, в Германии в 1907— 1909 гг. ежегодно становились жертвами несчастных случаев в результате трамвайных наездов в среднем 2714 человек, из них 170 погибали на месте. К этим случаям можно добавить до 3000 происшествий в год с пассажирами трамвая, получавшими увечья из-за слишком резкого увеличения скорости вагона. К Мюн-стербергу обратилась одна из трамвайных фирм с предложением выяснить роль психической конституции вагоновожатого в целях отсева непригодных работников. Г. Мюнстерберг исследовал труд
вагоновожатых, выделил ситуации, потенциально опасные с точки зрения возможного наезда, и попытался описать своеобразие психических функций водителя в этих ситуациях. Дело заключалось не столько в быстроте реакции водителя на зрительные раздражители, сколько в его оценке меняющейся дорожной ситуации как опасной или неопасной. В лабораторной модели профессиональной деятельности предстояло воспроизвести работу психики вагоновожатого по восприятию и оценке дорожной ситуации. При этом водитель должен оценивать разнообразие объектов ситуации и направление их движения: если объекты движутся параллельно рельсам, опасности нет, если наперерез — возможен наезд, ситуация опасная. Водитель учитывает также скорость движения объектов (пешеходов, конных экипажей и автомобилей). Автомобиль, движущийся поперек рельсов, не опасен для водителя, если находится на таком расстоянии, которое успеет преодолеть до пересечения его траектории трамваем (то же относится и к другим объектам дорожной ситуации, движущимся с меньшей скоростью).
Мюнстерберг рассматривал деятельность водителя трамвая как требующую целостной работы разных психических функций, не изученных прежде в экспериментальной психологии (функций восприятия, интеллектуальной оценки дорожной ситуации, принятия решения, реализации решения в действии — торможении движения или увеличении скорости). Скорость движения вагона регулируется самим вагоновожатым: если вагон будет двигаться слишком медленно (и безопасно), это не устроит пассажиров и трамвайное агентство. Если скорость движения будет высокой, но с большим числом аварийных ситуаций, такой вариант также не подходит для трамвайного агентства. Мюнстерберг заметил, что водители по-разному ведут себя в опасной ситуации: одни — теряются в разнообразии уличного движения, «затормаживаются в своих импульсах и инстинктивно выжидают, каким образом будут двигаться эти отдельные объекты» (Мюнстерберг, 1924, с. 75), такой стиль поведения неэффективен с точки зрения трамвайного общества. Другие люди, которые не могут одновременно следить за множеством объектов, выбирая реально опасные ситуации, они неадекватно оценивают происходящее либо их внимание в какие-то минуты ослабляется, и они не замечают изменений дорожной ситуации. Таким образом, в модели критической профессиональной ситуации вагоновожатого, по Мюнстербергу, суть эффективного поведения водителя оказалась связанной с «характернейшей комбинацией внимания и фантазии» (там же).
Экспериментальная модель профессиональной деятельности вагоновожатого (специализированный поведенческий тест) была предметом изобретения Мюнстерберга и воспроизводила не внешние детали профессиональной ситуации (используемые в имитационных моделях), а «исключительно внутреннее сходство пси-
Рис. 9. Лабораторная установка Г. Мюнстерберга для оценки профпригодности вагоновожатых
чических функций». Ученый руководствовался двумя моментами: 1) способ исследования в пабораторных условиях должен был дифференцировать успешных и неуспешных водителей (с большим числом происшествий); 2) метод исследования должен был «вызвать у всех вагоновожатых ясное чувство, что деятельность, которую они развивают во время эксперимента, обладает наивозможно большим сходством с их работой на передней площадке трамвайного вагона». Иными словами, критерием пригодности тестовой модели являлось сходство переживаний профессионала в реальных и лабораторных условиях.
Перед испытуемым помещался наклонно расположенный стенд, на котором за бархатной ширмой с подвижным окошечком, имеющим размер 6 х 9 см, размещались тестовые бланки размером 9 х 26 см (рис. 9). На бланке нанесена квадратная сетка (квадрат со стороной 1 см). По середине бланка вертикально расположены две линии, условно обозначающие рельсовый путь. Внутри «рельсов» в каждом квадрате находится буква латинского алфавита. Справа и слева от «рельсов» — четыре ряда квадратов. В них на разном расстоянии от «рельсов» помещаются объекты, условно обозначенные черными и красными цифрами. Черный цвет обозначает, что объекты движутся параллельно рельсам, и поэтому они не опасны. Красным цветом обозначены объекты, движущиеся наперерез рельсам, с ними возможно столкновение. Цифра 1 обозначает пешехода, 2 — конный экипаж, 3 — автомобиль. Условно принято, что скорость экипажа в 2 раза, а автомобиля в 3 раза больше скорости пешехода (рис. 10). Опасными предлагается считать красные объекты, расположенные на расстоянии, которое может привести к столкновению: пешеход — на расстоянии 1 клетки от «рельсов», экипаж — на расстоянии 2 клеток, автомобиль — на расстоянии 3 клеток. В тех случаях, когда красные объекты располагались ближе указанных расстояний, их следовало оценивать как неопасные, ибо они успевали пересечь рельсовый путь. Эти объекты предлагалось оценивать как неопасные и в том случае, если они располагались хотя бы на 1 шаг (клетку тестового поля) дальше от «рельсов», ибо в этом случае столкновение с трамваем было также маловероятно трамвай успевал пройти место потенциально возможной встречи с объектом.
Инструкция испытуемому «Как только вы заметите опас- ность, сейчас же назовите ее ответствующую букву на peльсах. При этом не думайте о насстоящей улице и настоящих. людях, а обратите все ваше вни- мание попросту на напечатанные перед вами цифры. Остерегайтесь, однако, следить за черными цифрами вместо красных не усматривайте опасности в случаях, когда красные цифры слишком близки или слишком далеки, и особенно тщателы следите за тем, чтобы не упустить из виду красную цифру, которая очутится как раз на ваших рельсах, когда пройдет соответствующее число шагов (там же, с. 79).
Рис. 10. Образец тестового бланка в испытании водителей трамвая. Обведены красные цифры в опытах Г. Мюнстерберга
Итак, задача испытуемого проехать весь путь (12 тестовых бланков) как можно быстрее, при этом отслеживая и называя опасные ситуации. Скорость движения окошка задается самим испытуемым, вращающим рукоятку стенда. Экспериментатор замеряет время выполнения всего теста, число ошибок (пропущенных опасных моментов или
ситуаций, неправильно оцененных как опасные). Ассистент убирает отработанные тестовые бланки. До начала опыта проводились пробные испытания, экспериментатор убеждался, что инструкция понята правильно. В качестве испытуемых использовались водители трамвая, которые приходили в лабораторию по заданию своего руководства. Психологи при этом заранее не знали о реальной эффективности труда этих людей.
В какой мере тест оказался адекватным поставленным задачам? Освоившись, испытуемые находили много сходства в выполнении теста и управлении трамваем в условиях оживленной улицы. Среди испытуемых выделились группы медленных и торопливых, а также испытуемых, хорошо справлявшихся с работой в первой половине опыта и резко снижавших результативность к концу опыта. Были испытуемые, которые, увидев опасность, ста-
повились слепы ко всем остальным ситуациям. Не было ни одного испытуемого, безошибочно прошедшего весь путь.
Поведение испытуемых в тесте получило количественные оценки. Число ошибок в опыте варьировало от 2 до 26 (было принято, что допустимым является лишь 15 ошибок). Время выполнения опыта занимало от 180 до 420 секунд. Чтобы учесть вес качества и скорости работы испытуемых, Мюнстерберг создал равное число ступеней во времени опыта (240) и такое же число ступеней в качестве работы (240), умножив число ошибок на коэффициент F = 10. Каждый испытуемый получал оценку времени K1 и каче-ства работы К2 и суммарную оценку kо:
k0 = ki + К2.
Далее были введены границы эффективности выполнения тес- та по интегральным оценкам k0:
превосходный результат k0 < 350;
удовлетворительный 350 < k0 < 450;
неудовлетворительный 450 < k0 < 550;
Оказалось, что по введенным критериям успешности в тесте четверть обследованных вагоновожатых показали неудовлетворительные и непригодные результаты. Сопоставление с показателями реальной профессиональной успешности обнаружило достаточно высокую степень соответствия (однако Мюнстерберг не приводит статистических показателей меры этого соответствия). Трамвайное, агентство признало тесты Мюнстерберга в качестве полезного способа прогнозирования профессиональной успешности, четверть персонала была рекомендована к увольнению, и тесты применялись до начала профессионального обучения новых кандидатов.
В индустриальной психологии вариант психодиагностического теста оценки пригодности вагоновожатых получил название «синтетический» тест (в отличие от «аналитических тестов», использованных в прогнозировании профпригодности телефонисток).
Задача исследования: определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы.
Оборудование: секундомер и бланк буквенного текста, состоящий из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Среди этих букв в случайном порядке размещены существительные в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (односложные слова и более).
Порядок исследования: продолжительность работы – 2 минуты. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция испытуемому:«На бланке среди буквенного текста имеются слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просматривая строку за строкой как можно быстрее найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой буквы слова и заканчивая последней буквой, при этом не подчеркивая лишних букв. Например:
Вопросы есть? Начали!».
Ход работы: запускается секундомер, и испытуемый начинает просматривать строки. При групповом исследовании работа завершается по истечении отведенного времени, при индивидуальном – после просмотра испытуемым всех строк (экспериментатор фиксирует время выполнения задания).
Обработка и анализ результатов: полученныерезультаты заносятся в протокол и обрабатываются по следующему алгоритму:
1. проверить результаты корректурной пробы по программному бланку (ключу) экспериментатора;
2. подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (m);
3. подсчитать количество пропущенных слов (l);
4. подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (r);
5. по формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (P);
6. вычислить скорость выбора (V);
7. совместно с экспериментатором определить для всей группы испытуемых средние значения избирательности внимания и скорости выбора.
В выводе необходимо проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со средними по группе результатами и сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания.
III. Исследование концентрации и устойчивости внимания
Работа № 4. Исследование концентрации внимания
Задача исследования: изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания и оценка способности к концентрации внимания.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Порядок исследования: испытуемому предъявляются три математические задачи, которые он должен решить в уме, а полученные результаты после команды экспериментатора записать в рабочей тетради. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Задачи читаются четко, медленно, с паузами (где многоточие).
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут предложены три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычислений необходимо будет записать только по команде: «Пишите!». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа нужно будет поставить прочерк. Вопросы есть? Внимание! Начали!».
Обработка и анализ результатов: Результаты заносят в протокол, отмечая «+» – решенную задачу и «–» – нерешенную или неправильно решенную задачу:
Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концентрированного внимания.
Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования.
Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания.
Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость (врабатываемость) в работу.
ИнструкцияПравить
Необходимо учитывать состояние зрения испытуемого, а также его уровень грамотности и язык. Для тестирования иностранцев, неграмотных людей (или страдающих дислекцией) и малолетних детей обычно используются пиктограммы или кольца Ландольта. Для иностранцев также могут использоваться цифры или, например, буквы, похоже выглядящие в кириллицы и латинице.
СсылкиПравить
Сознание. Внимание
Соленов Игорь Владимирович
Основная проблема психологии внимания
Проблема существования внимания:
суверенный процесс или свойство других психических
функций?
способность или проявление способности?
процесс или характеристика других процессов?
специфическая или тотальная настройка органов восприятия?
совокупность механизмов и ресурсов или аспект системы
переработки информации?
деятельность или сторона деятельности?
Общие представления о внимании
• Явления (феномены) внимания: предельное внимание и
невнимание
• Эффекты внимания
• Критерии наличия внимания
• Виды внимания
• Функции внимания
• Свойства внимания и их диагностика
Явления внимания
1. Рассеянность / ошибки внимания
• Истинное невнимание (прострация, «дорожный гипноз»)
• Мнимая рассеянность
поэтическая, профессорская
классификация ошибок Дж. Ризона (1979-1990): ошибки внимания 1 рода («неверные»
действия с «верными» объектами) и 2 рода («неверные» объекты при верных действиях)
феномен «пустого взора»
проблемы распределения внимания
феномен «слепоты к изменению»
• Ученическая рассеянность
• Старческая рассеянность
2. Избирательное невнимание
• Привычное невнимание
• Мотивационно обусловленное невнимание
• Клинические феномены (напр., одностороннее пространственное
игнорирование)
3. Явления предельного внимания
• Абсорбция (Т. Рибо)
• Концентрация
• Бдительность
• Вовлеченность в деятельность (напр., переживание потока)
Эффекты и критерии наличия внимания
• Положительные эффекты внимания (по Н.Н. Ланге):
усиливающий, фиксирующий и аналитический эффект
• Отрицательные эффекты внимания: деавтоматизация, эффект
семантического насыщения, сбой параллельно осуществляемых
видов деятельности
• Критерии наличия внимания:
феноменальный (субъективный)
поведенческий (объективный)
продуктивные критерии (познавательный, мнемический,
исполнительный)
Виды и функции внимания
Классификация видов внимания У. Джеймса
1. По активности познающего субъекта (наличию цели обратить
внимание): произвольное и непроизвольное внимание
2. По наличию непосредственного интереса к объекту или
необходимости использовать средства для удержания
внимания: непосредственное и опосредствованное внимание
3. По объекту внимания: чувственное внимание (внешний объект)
и интеллектуальное внимание (внутренний объект)
произвольное внимание всегда опосредствованно, а непроизвольное
внимание может быть и опосредствованным, и непосредственным!
1.
a)
b)
c)
2.
a)
b)
c)
3.
Классификация видов внимания Н.Ф. Добрынина
Непроизвольное внимание
вынужденное внимание
невольное внимание
привычное внимание
Произвольное внимание
собственно произвольное внимание
волевое внимание
выжидательное внимание (бдительность)
Послепроизвольное внимание
Типы внимания (по О. Волльмеру)
объективный (пристальное, узкое, направлено на детали)
субъективный (флуктуирующее, широкое, направлено на целое)
1.
2.
3.
4.
Типы внимания (по Р.М. Найдифферу)
Широкий объём – внутренняя направленность (ученые гуманитарных и
социальных дисциплин, философы, тренеры)
Широкий объём – внешняя направленность (гиперактивные дети,
художники, политические лидеры, футболисты)
Узкий объём – внутренняя направленность (математики, физикитеоретики, религиозные фанатики, тяжелоатлеты, плавцы)
Узкий объём – внешняя направленность (программисты, техники,
ювелиры, игроки в гольф)
Основные функции внимания
1. Функция отбора – выбор того, что необходимо для
выживания / достижения цели и отсекание ненужного
(селективный аспект)
2. Функция удержания – фиксация впечатлений / мыслей
(интенсивностный или ресурсный аспект)
«Где Уолли?» (авт.
М. Хендфорд)
Свойства внимания и их диагностика
Классификация свойств внимания (М.В. Фаликман)
Первичные свойства:
концентрация есть
I. Объём
отношение степени к
II. Степень (интенсивность)
единице объёма
III. Направленность (избирательность)
Вторичные (производные) свойства:
i. Распределяемость
ii. Устойчивость
iii. Переключаемость
В. Вундт: можно увеличить объём внимания от 3-4 до 6 ед. (путём
упражнения в «схватывании» изолированных зрительных объектов)
• Э. Крепелин – «Длительный счёт по Крепелину» для диагностики
устойчивости внимания (испытуемый 1 ч. складывает числа,
расположенные на листах бумаги колонками по 50 чисел в каждой),
оценка – количество ошибок за каждые 3 мин.
• Методика «Перепутанные линии», тест Мюнстерберга
• Б. Бурдон – «Корректурная проба (Тест Бурдона)» (мод. «Тест
исключения точек» Бурдона-Вирсмы), оценка – пропуски букв,
ошибки, время прохождения строки, количество пройденных строк
• Для диагностики переключаемости –
методика «Таблицы Шульте»
(мод. «Таблицы Горбова»)
• Задача – найти и указать чёрные числа
от 1 до 25; затем в другой таблице –
красные от 24 до 1
• В третьей таблице просят выполнять
по очереди каждый из шагов (черное 1,
красное 24, черное 2, красное 23 и т.д.)
• Для диагностики распределяемости внимания – задание на
одновременное выполнение нескольких задач (задачи не должны
быть связаны друг с другом и не должны быть полностью
автоматизированы)
• Для диагностики устойчивости и переключаемости внимания, а
также для исследования торможения нежелательных действий –
задача типа «Действуй / Бездействуй» (реакция выбора –
стимулов, требующих реакцию – не менее 80%, стимулов,
требующих воздержания от реакции – не более 20%)
• Для исследования торможения информации – задача Струпа:
называние цвета букв, составляющих слова, которые обозначают
другой цвет (значение слова мешает назвать цвет)
Стимульный материал теста Струпа
КРАСНЫЙ – конфликтный стимул
YYYYYYY – нейтральный стимул
КРАСНЫЙ – совпадающее условие
Модель сознания (В. Вундт)
• Сознание – совокупность
сознаваемых состояний
• Объём сознания – 16-40
элементов
• Объём внимания – число
простых изолированных
идей, воспринимаемых с
ясностью и отчётливостью
• Объём внимания – 4-6
элементов
Внимание и сознание
• Свойства сознания по В. Вундту: узость (объём), фокус и
периферия, ритмичность, четыре градации интенсивности
• Внимание (по В. Вундту) – это психический процесс,
происходящий при более ясном восприятии области содержаний,
ограниченной сравнительно с полем сознания
• Внимание схватывает не целое, но его ограниченную часть, от
которой психическое сцепление переходит к отдалённым частям
поиск отпечаток в тексте
• Внимание – это апперцепция, внутренне детерминированный
аффективно-волевой процесс
• Виды апперцепции по В. Вундту:
Пассивная апперцепция – случайные внешние раздражители /
связанная с ними тенденция влияют на направление внимания
Активная апперцепция – направление внимания обусловлено тем,
что хранится в прошлом и не связано с непосредственным
впечатлением
• Функции апперцепции:
a) прояснение данного объекта сознания
b) подавление нерелевантных данному объекту содержаний
сознания
c) соединение релевантных данному объекту содержаний сознания
• Внимание (по Э. Титченеру) – неотъемлемое свойство (атрибут) любых
процессов сознания, называемое сенсорной ясностью
• Интенсивность возрастает с ясностью – прирост интенсивности под
влиянием внимания / уменьшение интенсивности под влиянием
рассеянности.
• Виды внимания (по Э. Титченеру):
a. Первичное
b. Вторичное
c. Первичное производное
• Факторы первичного внимания: интенсивность, движение,
внезапность, новизна, повторение, особые качества (напр., горький
вкус), согласие с наличными содержаниями сознания
• Аккомодация внимания (1,5 с) – подготовка «волны внимания» к
новому впечатлению (чем более похоже на прежнее содержание,
тем меньше времени нужно)
• Компликационный эксперимент (Э. Титченер): испытуемый
смотрит на «компликационные часы» и отчитывается о
положении стрелки на определенном делении циферблата во
время звонка колокольчика
• Обнаруживается субъективное смещение по шкале:
отрицательный компликационный эффект: звонок
воспринимается как приходящийся не на n, а как на (n-1)
положительный компликационный эффект: как на (n+1)
• Свойства сознания (по У. Джеймсу): индивидуальность,
изменчивость, непрерывность, избирательность
• Внимание (по У. Джеймсу) – внимание есть процесс, функцией
которого является отбор (селекция) впечатлений, образов памяти и
идей
• Механизмы внимания (по У. Джеймсу):
1. настройка органов чувств
2. возбуждение идеационного центра
3. приток крови к идеационному центру
• У. Джеймс – два класс теорий внимания (теории причины и теории
эффекта)
Внимание и сознание в гештальтпсихологии
• Э. Рубин: внимания не существует
• К. Коффка: внимание связывает Эго и воспринимаемый объект
• Внимание может быть определено структурой поля
• Опыты А. Гельба с кольцом:
испытуемый фиксирует взглядом центр кольца
изображение отодвигается от наблюдателя и
постепенно две дуги сливаются в единую линию
круг с прорезью удаляется – снова видит двойное кольцо
т.е. одни и те же детали неразличимы в одном гештальте, а в
другом – различимы
• В. Кёлер и П. Адамс: активность наблюдателя изменяет
степень субъективной ясности отдельных элементов
феноменального поля
• Задача для измерения порога расчленения конфигурации:
фигура предъявляется в окружении двух горизонтальных линий
задача сравнить их по длине либо описать изображение
в первом случае порог расчленения значительно выше,
два отдельных слова воспринимаются редко,
и если расстояние между ними 2-3 см
во втором случае на расстоянии 3 см слова
воспринимаются ясно, в отдельных случаях – на расстоянии 1 см
• Принцип близости: отсутствие внимания – высокий порог
организации поля, наличие внимания – низкий порог
организации поля
• Внимание выступает как дополнительная энергия для
протекания физиологических процессов
• Система стремится к большей расчлененности
• Феноменальное поле при сообщении одной части поля энергии
становится неоднородным
• В этой части осуществляется переход от крупных элементов к
мелким (группам)
Моторные теории внимания
• Внимание (по Т. Рибо) – состояние относительного моноидеизма,
сопровождаемое и обеспечиваемое движениями
• Компоненты внимания (по Т. Рибо) – аффект, объект, движения
(сосудодвигательные, дыхательные, собственно движения)
• Виды внимания (по Т. Рибо):
1. Естественное внимание
2. Искусственное внимание
a) дрессура
b) подражание и самовоспитание
c) привычка
• Внимание, по Рибо, есть задержка, удержание
• Внимание (по Н.Н. Ланге) – целесообразная реакция организма,
моментально улучшающая условия восприятия
• Протекание акта внимания: 1) первичное восприятие; 2) реакция,
улучшающая восприятие; 3) улучшенное восприятие
• Основной эффект внимания – усиливающий
• Виды внимания по Н.Н. Ланге:
1. рефлективное
2. инстинктивное
3. волевое
• Подробно описал роль движения в акте волевого внимания
Развитие внимания
• Развитие непроизвольного внимания связано с созреванием
головного мозга ребенка
• Развитие произвольного внимания не сводится к
функционированию определенных мозговых структур
• Три системы внимания (М. Познер)
Система бдительности
Система ориентировки
Система управления
вниманием
До 2 мес.
2-3 до 6 мес.
С 5-6 мес.
• 1 год – преобладает рефлекторное, непроизвольное внимание
1 мес. – способность сосредоточения (слуховое прежде зрительного)
2 мес. – ребенок более внимателен к центру зрительного поля
3 мес. – способность управлять вниманием через управление движениями глаз
• 2-3 г. – параллельное выполнение двух действий
• 4-5 лет – способность распределять внимание, внешняя
опосредствованность
• 7 лет – управление внимание, внутренняя опосредствованность
• 10-12 лет – рост объёма и концентрации внимания, большая
устойчивость
Формирование внимания как ВПФ
• Л.С. Выготский: внимание развивается как высшая психическая
функция
• Стадии развития внимания:
1. Период натурального развития внимания
2. Наивно-психологическая стадия
3. Стадия внешнего опосредствования внимания
4. Стадия внутреннего опосредствования внимания
(вращивания)
• Внимание развивается через овладение приёмами
произвольного направления и удержания
• Исследование аспекта сосредоточенности внимания
• Методика двойной стимуляции
• Три группы испытуемых – дошкольники, школьники, взрослые
• Процедура – игра в «Вопросы и ответы» («да» и «нет» не
говорить, чёрного и белого не называть), два цвета не должны
называться, уже упомянутый цвет не должен повторяться
• Условия с внешними средствами (цветные карточки) и без них
• Результаты исследования приобретают форму параллелограмма
• У школьников процент ошибок в ответах падает в 10 раз при
опоре на карточки