Проверочная работа по истории Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва 8 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.
Хочу поблагодарить за курс «История России» проект «Скороходы». Курс купила для дочки 10 лет, но в итоге смотрела вместе с ней.
Невероятно интересно подана информация, причем видно глубокое погружение в темы, очевидно создатели курса разбираются в том, что делают. Многих фактов в обычных статьях интернета нет. Потрясающая подача! Вообще детскую лекцию читать час это, конечно, подвиг. Отличительной особенностью курса является его интерактивность: дети постоянно отвечают на вопросы, а ведущий оперативно читает ответы с указанием имен. Моей дочери это вначале очень понравилось, однако час сидеть за компьютером она не может, поэтому на последние уроки мы отвечали вслух с дивана)) Вопросы составлены очень интересно, детей справшивают не какие-нибудь даты, а просят думать, выстраивать гипотезы, составлять логические связки. Это прекрасно.
Помимо замечательного рассказа лекции сопровождаются стильными рисунками, что сразу заметно, а также редкими историческими иллюстрациями и современными фотографиями. Этот баланс между историей и современностью выдержан на ура. Еще очень понравились увлекательные «лирические отступления». Это наглядный пример для детей, что История России — это не занудный материал из старых учебников. Что увлечение историей можно воплотить в современном невиртуальном увлечении — реконструкции.В общем, благодарю за курс! Всей команде, работавшей над курсом, огромная благодарность!
- Самостоятельная работа по Пугачевскому восстанию
- Тест на тему “Итоги восстания Пугачева”
- Рейтинг теста
- Тест по произведению «История Пугачевского бунта» Пушкин
- Тест на тему «Восстание Жакерия»
- Тест на тему “Восстание Пугачева”
- Вариант 1
- Вариант 2
- Оставьте ваш комментарий
- Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
- 1 вариант
- Закончили отгадывать?
Самостоятельная работа по Пугачевскому восстанию
Самостоятельная работа на тему «Пугачевское восстание».
Ученик может самостоятельно выбрать задание в соответствии с оценкой.
- Можно ли считать восстание Пугачева народной войной?
- За кого выдавал себя Пугачёв?
- Что обещал Пугачев яицким казакам набирая свой отряд в 1773 г?
- Почему Пугачев объявил себя Петром
- Где состоялась казнь Пугачева и его сподвижников?
- Когда состоялась казнь Пугачева и его сподвижников?
- Какими были итоги восстания под предводительством Пугачева?
Дайте полный письменный ответ на следующие вопросы:
- Расскажите о появлении самозванца на территории Российской Империи.
- Какие цели преследовали восставшие под предводительством Емельяна Пугачева?
- Можно ли считать восстание под предводительством Емельяна Пугачева народной войной, если да, То почему?
Опишите картину художника М.Авилова «Рабочие уральских заводов привозят пушки Пугачеву»
1. В каком году Е.И. Пугачев обьявил себя Петром III
2.Осаду с Оренбурга удалось снять?
а) П.М. Голицыну
б) Ф.М. Апраксину
в) А.Д. Меньшекову
3. Заключительный этап народного восстания Пугаева начался в ?
4. Где состоялась казнь Пугачева и его сподвижников?
5. Когда состоялась казнь Пугачева и его сподвижников?
а) 10 января 1755
б) 10 января 1775
в) 10 января 1773
Глядя на иллюстрацию, придумайте текст разговоров суда Пугачева его сподвижников.
Тест на тему “Итоги восстания Пугачева”
Последний раз тест пройден 11 часов назад.
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг теста
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
Как звали национального героя Башкирии, активного участника Крестьянской войны под
предводительством Емельяна Пугачёва? Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Салават Юлаев 2) Курманбек Бакиев 3) Муртаза Рахимов 4) Гурбангулы Бердымухамедов
Напиши только числом, в каком году закончилось восстание Емельяна Пугачёва?
Какое название носила станица, в которой родился Емельян Пугачёв?
1) Зимовейская 2) Татищева 3) Яицкая 4) Тобольская
Какое название после подавления восстания Пугачёва получила река Яик?
1) Урал 2) Кама 3) Белая 4) Иртыш
Верно ли что Емельян Пугачёв во время восстания провозгласил себя свергнутым и чудом
выжившим российским императором Петром 3? Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Да 2) Нет
Расположи в хронологической последовательности события Крестьянской войны под
предводительством Емельяна Пугачёва. Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
1. Пленение Емельяна Пугачёва
2. Начало осады Оренбурга
3. Битва под Татищевой крепостью
4. Начало осады Казани
Какие из перечисленных пунктов входили в «Манифест Пугачёва от 31 июля 1774 года»?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) В России отменялось крепостное право
2) От повинностей освобождались только участники восстания
3) Крестьяне освобождались от всех повинностей
4) В России отменялись все прежние законы
5) Крестьянам было предписано повиноваться своим помещикам
Какие обещания Пугачёв давал в своей «программе»? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Заставить Екатерину 2 выделить дополнительные наделы крестьянам
2) Восстановить казачьи «вольности»
3) Наделить казачьими «вольностями» работных людей
4) Возвратить земли коренным народам России
5) Заставить дворян лучше обращаться со своими крепостными
Соотнеси событие и дату. Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) март 1774 2) январь 1775 3) сентябрь 1773
1. Начало восстания Е. Пугачёва
2. Казнь Пугачёва в Москве
3. Бой у Татищевой станицы
Какими были итоги и последствия восстания Пугачёва? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Переименование всех мест, так или иначе связанных с восстанием
2) Разукрупнение губерний Российской империи
3) Перевод всех рабочих уральских заводов в категорию «вольных людей»
4) Отмена крепостного права в России
5) Наделение знати коренных народов России правами российского дворянства
Тест по произведению «История Пугачевского бунта» Пушкин
Тест на тему «Восстание Жакерия»
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
А1. Что было причиной восстания под предводительством Е.И.
1) стихийное бедствие
2) издание указа о секуляризации церковных земель
3) публикация книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в
4) усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян
А2. Почему Е. Пугачёв объявил себя «чудесно спасшимся»
императором Петром III?
1) был в родстве с династией Романовых
2) надеялся на поддержку монархически настроенных казаков и
3) был участником переворота 1762г.
4) надеялся на поддержку правителей европейских стран
А3. Кто был автором указа, отрывок из которого приведен?
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим
милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в
подданстве помещиков, быть верноподданными рабами
собственной нашей короне и награждаем древним крестом и
молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно
казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих
денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными
угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и
1) Пётр II 2) Екатерина II 3) И. Михельсон 4) Е. Пугачев
А4. В каком районе действовали восставшие под
предводительством Е. Пугачева войска?
1) Башкирия 2) Подмосковье 3) Причерноморье 4) Прибалтика
А5. Что было характерной чертой восстания под
предводительством Е. Пугачева?
1) восставшие требовали установления республики
2) в движении участвовали представители всех сословий России
3) восставшие превосходили правительственные войска в военном
4) это было самое крупное народное выступление в истории
В1. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков.
Ответом должно быть сочетание соответствующих букв,
поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова.
Учтите, что одно из слов (или дат) лишнее.
Восстание по предводительством Е. Пугачева началось в (1)___г.
Главным событием первого этапа движения стала
шестимесячная осада (2)_____. После поражения по Татищевой
крепостью Е. Пугачев отступает на горнозаводской Урал. Здесь
его войско пополняется за счет притока (3)____. В июле 1774г.
пугачевцы взяли (4)_____. Однако правительственные войска под
руководством И. Михельсона смогли освободить город от
восставших. Пугачев с небольшим отрядом переправляется на
правый берег Волги. Его попытка взять Царицын окончилась
неудачей. Пугачев с небольшой группой отступает на левый берег
Волги, где его схватывают (5)______ и выдают властям.
А. 1767г. Б) 1773г.
Д) «Работные люди»
Е) Яицкие казаки
1) начало революции во Франции
2) роспуск Уложенной комиссии
3) ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике
4) поражение России в Семилетней войне
А2. II во время восстания Е. Пугачева называла
себя «казанской помещицей»?
1) она имела поместья под Казанью
2) выступление Е. Пугачева началось в день взятия войсками
Ивана IV Казани
3) она хотела продемонстрировать свою солидарность с дворянами
4) она хотела привлечь на свою сторону нерусские народы
А если кто не будет на сие мое воздаваемое милосердие
смотреть, яко то: помещики и вотчинники, тех, как сущих
преступников закона и общего покоя, злодеев и противников
против воли моей императорской, лишать их всех жизни, то есть
казнить смертию, а домы и все имение брать себе в
милосердие, действительно я уже все всех пожаловал сим
награждением: землею, рыбными ловлями, лесом, бортями,
А4. Кто участвовал в движении под предводительством Е.
1) стрельцы 2) купцы 3) приказные люди 4) «работные люди»
А5. Что было причиной поражения крестьянской войны под
1) стихийный характер восстания
2) гибель Пугачева во время штурма Казани
3) отход дворян от движения
4) отказ казаков поддержать восстание
Е. Пугачев в 1773г. объявился среди казаков на реке (1)____. Он
назвал себя чудом спасшимся императором (2)____. Вскоре его
отряд превратился в армию 3040 тыс. человек, оснащенную
артиллерией. Войска пугачевцев 6 месяцев осаждали Оренбург. К
ним присоединились башкиры во главе с (3)______. 22 марта
1774г. у крепости Татищевой Е. Пугачев потерпел поражение от
правительственных войск. Осада Оренбурга была снята. После
этого Е Пугачев двинулся к реке (4)_____ и в июле 1774г. взял
Казань. К Казани подошли правительственные войска под
управлением полковника (5)______. Они освободили город от
Б) И. Михельсон
В) Пётр II
Д) Салават Юлаев
Тест на тему “Восстание Пугачева”
Последний раз тест пройден 33 минуты назад.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Тест по истории Древний Рим 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 15 заданий.
Вариант 1
А1. В Италии в отличие от Греции
1) редко выпадали дожди
2) земля была неплодородной
3) были невысокие, пологие горы
4) было много полезных ископаемых
А2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после
1) завоевания Египта
2) изгнания Тарквиния Гордого
3) окончания войны с царем Пирром
4) окончания Второй войны Рима с Карфагеном
А3. В Римском государстве в IV в. до н.э.
1) императоры обладали неограниченной властью
2) Народное собрание было высшим органом власти
3) за исполнение государственных должностей платили
4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием
А4. В Римской республике правом вето обладали
1) сенаторы
2) императоры
3) консулы
4) народные трибуны
А5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими» орудиями труда, потому что римляне
1) относились к рабам как в вещи
2) уважительно относились к рабам
3) заставляли рабов петь во время работы
4) отказались от использования плутов, мотыг и лопат
А6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов
1) уход плебеев из Рима
2) поражение Рима в войне с Карфагеном
3) ослабление военного могущества Рима
4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость
А7. С какими событиями связаны даты 509 г. до н.э., 49 г. до н.э.?
1) с военными победами римлян
2) с проведением Олимпийских игр
3) с созданием памятников культуры
4) с изменениями государственного устройства
А8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определенный срок должностные лица, называется
1) империей
2) провинцией
3) державой
4) республикой
А9. Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. н.э. было связано с
1) гибелью Иисуса Христа
2) призывами христиан к восстанию
3) приходом к власти императора Нерона
4) требованием христианской церкви быть покорным властям
А10. Кого из римских императоров называли «актером на императорском троне»?
1) Цезаря
2) Октавиана Августа
3) Константина
4) Нерона
А11. Прочтите отрывок из документа и укажите событие, о котором идет речь.
Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.
1) разрушение римлянами Карфагена
2) взятие Рима Ганнибалом
3) взятие Рима Аларихом
4) осада галлами Рима
А12. Архитектурным памятником Древнего Рима является
1) Парфенон
2) колонна Траяна
3) Фаросский маяк
4) пирамида Хеопса
В1. Установите соответствие между высказыванием и его автором. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
А) «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем зря рисковать своей жизнью»
Б) «Жребий брошен!»
В) «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!»
1) Спартак
2) Ромул
3) Тиберий Гракх
4) Цезарь
В2. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) колоны
2) апостолы
3) «рабы с хижинами»
4) патриции
5) легионеры
В3. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) битва при Каннах
Б) восстание Спартака
В) возникновение города Рима
Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь
Вариант 2
А1. В Италии, как и в Греции
1) теплый климат
2) обширные пастбища
3) высокие, обрывистые горы
4) полноводные, судоходные реки
А2. Рим установил свое господство над Италией после
1) окончания войны с царем Пирром
2) разрушения Коринфа и Карфагена
3) изгнания Тарквиния Гордого
4) подавления восстания Спартака
А3. В Римском государстве в I в. н.э.
1) власть консулов передавалась по наследству
2) императоры обладали неограниченной властью
3) существовала республиканская форма правления
4) законы принимались после обсуждения в Народном собрании
А4. В Римской республике командование войсками возлагалось на
1) сенат
2) императора
3) консулов
4) народных трибунов
А5. Своего высшего развития рабство достигло в Древнем Риме, т.к.
1) рабы в Риме стоили очень дорого
2) в Риме очень хорошо относились к рабам
3) рабов в Риме использовали во всех отраслях хозяйства
4) рабы в Риме занимали высшие государственные должности
1) усиление власти сената
2) вторжение войск Ганнибала
3) разорение земледельцев Италии
4) уменьшения числа рабов
А7. С какими событиями связаны даты 133 г. до н.э., 313 г. н.э.?
1) восстаниями рабов
2) принятием важных законов
3) военными победами римлян
4) созданием памятников культуры
А8. Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек, называется
1) империей
2) провинцией
3) колонией
4) республикой
А9. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что
1) было распространено по всему миру
2) пользовалось поддержкой римских императоров
3) призывало обездоленных людей подняться на восстание
4) обещало Царство Божие для тех, кто страдал и был унижен
А10. Римский император, признанный соотечественниками лучшим из императоров
1) Константин
2) Траян
3) Нерон
4) Цезарь
1) борьба сторонников Цезаря с республиканцами
2) разрушение римлянами Карфагена
3) взятие Рима Ганнибалом
4) взятие Рима вандалами
А12. Достопримечательностью Древнего Рима был
1) Парфенон
2) Фаросский маяк
3) Пантеон
4) театр
А) «И ты, дитя мое!»
Б) «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!»
В) «Еще одна такая победа, и мы погибнем!»
1) царь Пирр
2) Ромул
3) Тиберий Гракх
4) Цезарь
В2. Какие два из перечисленных ниже понятий являются названием основных должностей в Римском государстве?
1) плебей
2) патриций
3) народный трибун
4) сенатор
5) легионер
А) взятие Рима готами
Б) правление Октавиана Августа
В) принятие земельного закона Тиберия Гракха
Г) разделение Римской империи на два государства
Ответы на тест по истории Древний Рим 5 класс
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-1
А6-3
А7-4
А8-4
А9-4
А10-4
А11-3
А12-2
В1. А1 Б4 В2
В2. 13
В3. ВАБГ
Вариант 2
А1-1
А2-1
А3-2
А4-3
А5-3
А6-3
А7-2
А8-1
А9-4
А10-2
А11-4
А12-3
В1. А4 Б3 В1
В2. 34
В3. ВБГА
Тема урока: Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва
Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами,
основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику
личности Е. Пугачева.
Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины
восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку
— примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
— самостоятельно оценят достигнутые результаты.
— научатся находить информацию в тексте;
— научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
— сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.
— примут участие в обсуждении в ходе работы в группе
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор
Тип урока: открытие нового знания.
2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках
Учитель: Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы
изучали внутреннюю политику Екатерины
1.Правление Екатерины — 1762 — 1796 гг. (, нет)
2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (, нет)
3.Бироновщина относится к правлению Екатерины(да,
4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие
произошло в царствование Екатеринынет)
5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства
6.В период правления Екатериныбыл расцвет крепостного праванет)
7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (, нет)
8.В газетах были объявления о продаже крестьяннет)
9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да
1.«Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не
остается, как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс
2.«Когда все остальные права человека будут нарушены, право
на становится бесспорным» У. Пейч
Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их.
Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на
какие вопросы ответить. (Версии детей)
Цель нашего урока познакомиться с причинами, целями, движущими силами,
основными этапами и результатами восстания, дать характеристику личности Е.
— История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня
мы с одной из страниц истории Российской империи 18 века к
Проблемное задание: оценить восстание с позиции двух основных нравственных
критериев добра и зла
«Восстание это добро или зло?»
4. Изучение нового материала
Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства –
4.1.Составляют исторический портрет, опираясь на портрет Е. Пугачёва и его
Емельян Пугачев – донской казак, смелый и энергичный, обладавший военными
способностями объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром
III. Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский
престол. В период с 1773 по 1775 годы Пугачев – лидер самого крупного самого
массового народного выступления в истории России.
Подскажите мне, пожалуйста, по какому плану мы будем изучать восстание
Учащиеся высказывают свои мнения.
— Итак, вопервых, мы должны определить причины народного выступления. Во
вторых, состав участников и лидеров; втретьих, хронологические рамки. После
мы должны проследить основные этапы и события в ходе восстания. И наконец,
выяснить основные итоги и значение этой войны.
— Восстание Пугачева, потрясшее всю Россию, нашло широкое отражение в
культуре. Этому событию посвящен ряд фильмов, например «Пугачев» 1937 Г., а
также ряд литературных произведений. Чтобы разобраться в причинах этой войны
обратимся к первой главе «Капитанской дочки»:
4.2.Работа в парах с отрывками литературных произведений (раздаточный
притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске
правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и
нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним
для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить».
2.«Башкирцы ? народ напуганный, да и киргизцы проучены» говорит капитан
Миронов. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не
одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк,
побывал в наших капканах»
3. Следующая причина, которую можно увидеть в сочинениях Пушкина,
посвященных пугачевскому бунту, это харизматичность предводителя восставших,
сила его характера, соответствие характера Пугачева народным представлениям о
том, каким должен быть истинный атаман, который борется за «волю». «Ты
взбунтовал нас», говорят ему башкиры. Пугачев рассылает «возмутительные
письма», которые, по мнению Пушкина написаны грубым, но очень ярким языком:
«воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было
произвести опасное впечатление на простых людей», пишет Пушкин в
«Капитанской дочке.» В замечаниях к «Пугачеву» он отмечает: «возмутительное
воззвание Пугачева есть удивительный образец народного красноречия, хотя и
Запись в тетради:
Причины восстания по руководством Пугачева были следующие:
1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.
2.Ликвидация казачьего самоуправления
3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.
4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.
— Опираясь на эти причины Вы сами сможете выделить социальный состав
Учащиеся определяют: Основу восстания Пугачева составили: крестьяне,
казаки, работные люди, нерусские народы (башкиры, татары, калмыки).
-Самыми известными его помощниками были И. Зарубин (Чика), И.
Белобородов, А. Соколов, по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев.
— Итак, народная война под руководством «чудом спасшегося» царя Петра
Федоровича охватывает период с сентября 1773 года по январь 1775 года. Какие
этапы прошла в своем развитии эта война?
4.3.Работа с картой
1.Показать территорию, охваченную восстанием.
Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье,
Нижнее и Среднее Поволжье.
2.Где началось восстание?
Началось оно в районе реки Яик, сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское
3.Путь продвижения восставших.
4.Какие населённые пункты были осаждены восставшими?
4.4.Работа в группах (на основании материала учебникастр. 27
3 периода восстания – 3 группы учащихся
Учащиеся составляют схему передвижения войск восставших
Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова.
С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал.
2 этап: рельиюль 1774 г
От Оренбурга Пугачев движется на восток на территорию Урала. В июле 1774 года
он осаждает Казань. Ему удается взять окрестностей Казани, но кремль взять ему не
удается. На помощь осажденному гарнизону подоспели царские войска во главе с
Михельсоном. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были разбиты,
потеряв много убитыми и пленными. Остатки армии восставших переправились на
правый берег Волги и ступили на территорию, охваченную в это время массовыми
крестьянскими волнениями. Армия Пугачева достигает 20000 человек.
Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу.
3 этап: Июльсентябрь 1774 г.
Самый массовый этап восстания. Взяты Курмыш, Алатырский уезд, сожжены
помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И СимбирскЦарицын) мог быть
взят восставшими, если бы вовремя не пришло подкрепление, с помощью которого
восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с
восставшими ушёл в Нижнее Поволжье.
Пугачев в июле 1774 года издает «Манифест». Давайте обратимся к тексту.
4.5.Работа учащихся с текстом «Манифеста»
Манифест во всенародное известие жителям Пензы и Пензенской провинции
Божиею милостию, мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский
и протчая, и протчая, и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех,
находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть
верноподданными рабами собственной нашей короне; и награждаем древним
крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно
казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей,
владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями,
и соляными озерами без покупки и без оброку; и свобождаем всех
чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцовсудей крестьяном и всему народу
налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойной
в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев
дворян странствие и немалыя бедствии.
А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради
повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих
поместиях и водчинах, — оных противников нашей власти и возмутителей империи
и раззорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так,
как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении
которых противников и злодеевдворян, всякой может возчувствовать тишину
и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет.
Дан июля 31 дня 1774 году.Петр.
— Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому
Учащиеся дают ответы
— Крестьянам предоставлена свобода и вольность, земля , освобождение от налогов и
— Итак, крестьянам предоставлено то, чего так долго они добиваются. Но нет ли
противоречия в этом Манифесте? Знал ли Пугачев, как управлять страной?
«Манифест» Е. Пугачева
Быть рабами нашей короне (всё равно рабы)
Не брать налоги (а как же казна, бюджет)
Наградить землями (а кто будет работать на них)
Он ничего не меняет в структуре государства, т.е он не знает как устроено
Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей,
а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные
инстинкты, насаждая произвол и беззаконие
Учитель: Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной
Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его
супругу, детей и даже гувернанток. Господское имущество делили между собой.
Прибывавшие на какойнибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую
казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок
разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.
— Каков же был итог восстания донского казака Е. Пугачева?
— В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским
властям. Почему они предали Пугачева? Таким образомони надеялись заработать
себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако, несмотря на поражение
Пугачева очаги восстания вспыхивали еще почти год.
Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд. 10 января 1775 г.
Емельян Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в
Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь
строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе
восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было
ранено и искалечено. С другой стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян
и члены их семей (не щадили ни детей, ни женщин), священников, горожан,
простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу.
Вывод: Итак, выступление крестьян потерпело поражение. Каковы же были
причины? (Учащиеся высказывают свои предположенияучитель корректирует)
Причины поражения восставших:
1. Нет чёткой программы и плана действий.
2. Плохое вооружение.
3. Слабая военная подготовка, нет опыта
4. Локальный характер.
5. Разрозненность, несогласованность.
6.Применение для подавления восстания регулярной армии.
7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства
(это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое
поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение.
(записать в тетрадь)
Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Но
будет ошибкой не оценить значение этой войны.
Были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда
рабочих на мануфактурах. К сожалению, война не изменила к лучшему положение
крестьян, казачества. Но потрясшая все российское общество народная война
заставила власти задуматься и искать пути решения крестьянского вопроса.
5.Подведение итога урока
После обсуждения проблемного вопроса приходят к выводу (ответы учеников)
Учитель предлагает ответить на вопросы:
1. Параграф 21;ответить на вопросы и выполнить задания по карте стр.31
Оставьте ваш комментарий
Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
В каком веке произошло «Восстание Пугачёва»?
В XV веке
В XVIII веке
В XX веке
Где вспыхнуло восстание?
В Яицком городке
Сколько длилась крестьянская война?
Кто не сражался с правительством в этой войне?
Во времена чьего правления случилось восстание Пугачёва?
Кем объявил себя Пугачёв?
Вождем русского народа
Что произошло в июле 1774 года?
Государственная армия подавила восстание
Повстанцы захватили Казань
Армия и повстанцы объединились в борьбе с Турцией
Что мешало Екатерине бросить все силы на борьбу с повстанцами?
Участие России в войне с Наполеоном
Нежелание бороться с оппозицией
Кто из нижеперечисленных был одним из командующих повстанцами?
Чьей победой закончилась война?
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
1 вариант
1. Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачёва началась в
1) 1773 г.
2) 1775 г.
3) 1779 г.
4) 1783 г.
2. Укажите главную причину крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачёва.
1) недовольство усилением крепостного гнёта
2) недовольство башкир строительством заводов
3) стремление аборигенов снизить размеры ясака
4) стремление сохранить русскую самобытность
3. Укажите положение программы Е. И. Пугачёва.
1) свобода казакам
2) роспуск на волю всех крепостных крестьян
3) введение конституции
4) прекращение строительства заводов на Урале
4. С событиями пугачёвского бунта связаны имена
1) И. Чики-Зарубина и С. Юлаева
2) В. Уса и Ф. Шелудяки
3) Аввакума и боярыни Морозовой
4) Л. Плещеева и Б. Морозова
5. Командовал правительственными войсками в сражении под Татищевой крепостью
1) А. Бибиков
2) И. Михельсон
3) В. Кар
4) А. Суворов
6. Верны ли следующие суждения?
А. Крестьянское выступление 1773-1775 гг. вынудило правительство отменить крепостное право.
Б. После подавления восстания река Яик была переименована в Урал.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения, принимавшие участие в крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачёва.
Крестьяне, городская беднота, купцы, казаки, работные люди.
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из данного ряда.
8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) осада Казани
2) сражение под Царицыным
3) сражение под Татищевой крепостью
4) осада Оренбурга
Закончили отгадывать?
Чьим именем назывался Пугачёв?
Именем Петра I
Именем Петра II
Именем Петра III
Кем был Пугачёв?
С кем сошёлся Пугачёв?
«Не то с итальянской барышней, не то с княгиней»
«Не то с французской барышней, не то с княжной»
«Не то с испанской барышней, не то с царицей»
Что сделала жена Пугачёва, когда заняла его престол?
Сдвинула с престола Пугачёва и велела поймать его и доставить живым
Сдвинула с престола Пугачёва и велела поймать его и убить
Разделила с ним престол
Чего попросил Пугачёв у одного из казаков?
Что ответил полководец на просьбу Пугачёва о выпивке?
Сказал, что Пугачёву и водки мало
Сказал, что Пугачёву только воды можно
Сказал, что Пугачёву и воды много
К кому привели Пугачёва?
Что жена Пугачёва приказала сделать с казаком, который давал пленнику выпивку?
Приказала сделать полковником
Что жена Пугачёва приказала сделать с полковником, который не давал пленнику выпивку?
Приказала сделать генералом
Что Пугачёв сделал с женой после своего возвращения на престол?
Отправил в монастырь
Отправил жить в глухую деревню
1. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва потерпела поражение в
1) 1773 г.
2) 1774 г.
3) 1775 г.
4) 1777 г.
2. Что из перечисленного ниже было причиной восстания Емельяна Пугачёва во второй половине XVIII в.?
1) неудачи России в войне с Турцией
2) деятельность Уложенной комиссии
3) усиление крепостного гнёта
4) развитие промышленного производства
3. Укажите требование участников восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.
1) созвать Земский собор
2) свергнуть самодержавие
3) отменить сословия
4) освободить крестьян от рекрутских наборов
4. С подавлением восстания под предводительством Е. И. Пугачёва связаны имена
1) А. Бибикова и И. Михельсона
2) А. Орлова и Г. Потёмкина
3) П. Салтыкова и П. Румянцева
4) С. Апраксина и В. Фермора
5. Е. И. Пугачёв выдавал себя за «чудесно спасшегося»
1) царевича Дмитрия
2) царя Ивана Антоновича
3) царя Петра II
4) царя Петра III
А. Одной из причин войны под руководством Е. И. Пугачёва можно считать наступление правительства на привилегии и вольности казаков.
Б. Среди восставших были представители народов Поволжья.
7. Ниже приведён перечень имён. Все они, за исключением одного, связаны с крестьянской войной под руководством Е. И. Пугачёва.
С. Юлаев, А. Овчинников, К. Усаев, С. Разин.
Найдите и запишите имя, «выпадающее» из данного ряда.
1) захват Казани
2) арест Е. И. Пугачёва
3) осада Оренбурга
4) издание Е. И. Пугачёвым «Манифеста об уничтожении дворянства и освобождении крепостных»
Ответы на проверочную работу по истории Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва 8 класс
1 вариант
1-1
2-1
3-1
4-1
5-1
6-2
7. купцы
8. 4312
2 вариант
1-3
2-3
3-4
4-1
5-4
6-3
7. С. Разин
8. 3142