// НОВОСТИ //
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, ТЕСТ
Пройдя первый раздел учебника по Истории Древнего Мира, учащиеся 5 классов узнают о самой ранней стадии развития человечества. Наш контрольный тест с ответами предназначен для проверки уровня знаний и закрепления материала по теме «Жизнь первобытных людей».
Все шестнадцать итоговых вопросов взяты из пяти параграфов учебника под редакцией Вигасина, Годера и покрывают период от возникновения древнего человека до создания первых городов-государств.Впрочем, некоторые задания исторического экзамена чуть выходят за пределы школьной программы и тестируют логическое мышление.
Тесты, экзамены, контрольные работы с ответами
Русский язык. ЕГЭ тест, 11 класс
История. Древний Человек, 5 класс
История. Древний Египет, 5 класс
История. Древняя Греция, 5 класс
История. Древний Рим, 5 класс
История. Александр Македонский
История. Христианская церковь
История России, Киевская Русь, 6 класс
История России, 15 век, 6 класс
История России, 16 век, 6-7 класс
Биология, Членистоногие, 7 класс
Биология, Насекомые, 7 класс
Биология, Рыбы, 7 класс
Биология, Земноводные, 7 класс
Биология, Пресмыкающиеся, 7 класс
Биология, Птицы, 7 класс
Биология, Млекопитающие, 7 класс
Биология, Итоговый тест, 7 класс
Биология, Сборник тестов, 7 класс
Биология, Органы чувств человека, 8 класс
Биология, Нервная система человека, 8 класс
Биология, Кожа, выделительная система, 8 класс
Биология, Система пищеварения человека, 8 класс
География. ЕГЭ тест, 11 класс
География. Занимательные факты
География, 5 класс
География, Гидросфера Земли, 6 класс
География, Итоговый тест, 6 класс
Английский язык, 4 класс
Английский язык, 5 класс
Английский язык, 6 класс
Английский язык, 7 класс
Английский язык, 8 класс
Английский язык, 9 класс
Английский язык, 10 класс
Английский язык. Типичные грамматические ошибки
Математическая вертикаль 2017, вариант 3
Математическая вертикаль 2018, вариант 1
Математическая вертикаль 2018, вариант 2
Тест на знание футбола
Полезные советы и документы
Как записать ребенка в школу
Как подготовить ребенка к школе: советы родителям
Что необходимо приобрести первокласснику к 1 сентября
Примерный набор для первоклассника
Рекомендации родителям первоклассников
Адреса ЦПМПК Москвы
Документы для ЦПМПК
Результаты Москвы на Всероссийской олимпиаде 2009-2016
Результаты и рейтинг московских школ по результатам регионального этапа всероссийской олимпиады 2016 года
Категории социально незащищенных семей
Статьи, рейтинги
Создать рисунок онлайн
Играть в шахматы онлайн
3D модель Солнечной системы
Популярные книги нашего времени
Кадетские корпуса России
Средние баллы ЕГЭ школьников России
Выбор учебного заведения
Стоимость урока репетитора в Москве
Шахматные партии, этюды, задачи
Тест по английскому языку
Тест по истории
Особенности репетиторского ремесла
Рейтинг лучших школ Москвы 2022 года
Рейтинг RAEX лучших школ Москвы 2022 года
Рейтинг лучших школ Подмосковья 2022 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2021 года
ЕГЭ рейтинг 2021 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2020 года
ЕГЭ рейтинг 2020 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2019 года
ЕГЭ рейтинг 2019 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2018 года
ЕГЭ рейтинг 2018 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2017 года
Рейтинг лучших школ Москвы 2016 года
Рейтинг лучших вузов России 2018 — 2019
Рейтинг негосударственных колледжей
Результаты ЕГЭ-2016 школ Москвы
Результаты московских школ на Всероссийской олимпиаде 2016-2021
Рейтинг колледжей Москвы 2021-2022
Рейтинг колледжей Москвы 2019-2020
Рейтинг колледжей Москвы 2017-2018
Справка, информация
Профильные классы школ Москвы
Государственные бюджетные школы Москвы
Адреса школ Москвы
Вакансии учетелям в Москве
Оставить отзыв
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
§ 4. У истоков рода человеческого
История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.
Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.
Человеческое общество и природные сообщества
Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5—3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.
Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги) способны в определенных ситуациях использовать готовые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кремень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.
Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.
Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада составлял 20—40 человек).
В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, оставить потомство.
Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой — с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.
Способность к обучению демонстрируют многие животные. Однако приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.
Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.
Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.
Этапы становления человека
Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопитеки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух ногах. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее всего, еще не умели их обрабатывать.
Примерно 1,0 млн. — 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний» и «литое» — «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.
Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.
Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека — 600-700 куб. см, питекантропа — 800-870 куб. см., синантропа и гейдельбергского человека — более 1000 куб. см., неандертальца — 1300-1700 куб. см., современного человека — 1400-1800 куб. см.
Поселения древнейших людей около 500 тыс. лет назад
Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.
Первоначально люди не умели разжигать огонь. Его источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об огне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.
Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.
К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.
Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства естественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек — продукт длительной, постепенной эволюции. Однако в XX веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.
Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека современного типа. Предполагается, что он не мог быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции. Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное, звено.
Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.
Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяного покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.
Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду «человека разумного»
В число основных рас обычно включают негроидную, европеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).
К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.
У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Юго-Восточной, Восточной, Центральной и частично — Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.
Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевого скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.
В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы — сочетание негроидных и европеоидных черт.
Большие расы отнюдь не однородны. Так, например, для европеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы. Так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Судане. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, Зауралья и Средней Азии.
Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару — важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.
Человек осваивает свою планету
Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «камень») охватывает период с XX по IX—VIII тысячелетия до н.з. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.
В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немного, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад — в Австралию.
История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мог оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода, когда уровень океана был примерно на 100 м ниже современного и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было несколько волн переселения на заокеанские континенты, доказывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.
В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.
Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.
Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.
Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.
Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего — частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.
Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.
§ Вопросы и задания
1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор?
2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?
4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.
5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
6. Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?
7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?
8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?
Тест по всеобщей истории Историческое познание сегодня, Первобытность, Древний Восток с ответами для учащихся 10 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 13 заданий.1 вариант1. Историография изучает1) даты исторических событий и явлений
2) развитие письменности, помогает определить авторство документа
3) историю денежного обращения, монетной чеканки
4) концепции, взгляды учёных, закономерности становления самой исторической науки2. Человек современного вида появился1) 2—1,5 млрд лет назад
2) 4—3 млн лет назад
3) 100—40 тыс. лет назад
4) 6—5 тыс. лет назад3. Признаки неолитической революции1) возделывание злаков и разведение животных
2) отсутствие частной собственности
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) существование соседской общины
5) возникновение племенных богов
6) преобладание собирательства4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.1) возникли первые цивилизации
2) началась неолитическая революция
3) появился человек современного вида
4) зародилась религия5. Установите соответствие между народами и их достижениями.А) Шумеры
Б) Китайцы
В) Финикийцы
Г) Египтяне1) Создание шестидесятеричного счёта
2) Создание алфавита
3) Строительство гигантских усыпальниц-пирамид
4) Изготовление шёлка6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи1) буддизма
2) даосизма
3) ведизма
4) конфуцианства7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом1) аккадцы
2) шумеры
3) ассирийцы
4) хетты8. На Древнем Востоке1) возникла письменность
2) произошёл переход к кочевому скотоводству
3) появилось классическое рабство
4) зародилась монотеистическая религия
5) зародилась демократия9. Древневосточный правитель1) имел неограниченную власть над подданными
2) выбирался высшей знатью
3) имел лишь религиозные функции
4) не имел никакой собственности10. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории11. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему — это1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия12. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии1) иудаизма
2) буддизма
3) зороастризма
4) ведизма13. Дайте определение понятию
1) история
2) древневосточная деспотия2 вариант1. Палеография изучает1) авторство, время и место создания письменного источника
2) историю денежного обращения
3) даты исторических событий и явлений
4) значение гербов2. Эволюционная теория происхождения человека создана1) А. Тойнби
2) Ч. Дарвином
3) М. Блоком
4) Ф. Энгельсом3. Признаки неолитической революции1) существование родовой общины
2) второе разделение труда — выделение ремесла
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) появление пахотного земледелия
5) переход к монотеизму
6) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности4. Переход человечества от первобытности к цивилизации произошёл1) 40 тыс. лет назад
2) в IX тыс. до н. э.
3) во II тыс. до н. э.
4) на рубеже IV—III тыс. до н. э.5. Установите соответствие между народами и их достижениями.А) Шумеры
Б) Египтяне
В) Индийцы
Г) Китайцы1) Возникновение буддизма
2) Создание клинописи
3) Изготовление шёлка
4) Строительство гигантских пирамид6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии1) зороастризма
2) иудаизма
3) буддизма
4) ведизма7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идёт о1) Персии
2) Египте
3) Индии
4) Китае8. В эпоху первобытности1) появилась письменность
2) были созданы первые государства
3) зародилась религия
4) появились научные знания
5) произошёл переход к земледелию и скотоводству9. Для древневосточной деспотии характерно1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными
3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов10. Высказывание «В истории существовали и существуют определённые типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории11. Вера в одушевлённость окружающего мира, в существование духов природы и людей — это1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия12. Особенность финикийской цивилизации1) создание крупнейшей империи Древнего Востока
2) значительное отставание в политическом развитии от других государств
3) создание первой монотеистической религии
4) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли13. Дайте определение понятию1) исторический источник
2) неолитическая революция
Ответы на тест по всеобщей истории Историческое познание сегодня, Первобытность, Древний Восток
1 вариант
1. 4
2. 3
3. 145
4. 1
5. А-1, Б-4, В-2, Г-3
6. 4
7. 2
8. 14
9. 1
10. 2
11. 1
12. 3
2 вариант
1. 1
2. 2
3. 246
4. 4
5. А-2, Б-2, В-1, Г-3
6. 3
7. 4
8. 35
9. 2
10. 1
11. 2
12. 4
Группа 29-30. Уроки 11 сентября.
ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
Тема. У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Прочитайте текст и выполните следующие задания:
1. Назовите человекоподобных предков людей.
2. Как происходило расселение человека по континентам планеты?
3. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?
4. Где обнаружены следы обитания древних людей на территории России.
5. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
6. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.
7. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте и объясните, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.
1. Этапы становления человека. История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой. Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаи-модействии со средой своего обитания, сам является её порождением и неотъемлемой частью.
Существуют различные точки зрения на происхождение современного человека.
Мировые религии исходят из представлений о его Сотворении высшими силами. В XIX в., в период широкого распространения естественно-научных взглядов, английский естествоиспытатель Ч. Дарвин разработал учение об эволюции. Согласно его гипотезе, люди произошли от человекообразных обезьян. Однако в современной науке, использую-щей методы генетического и биохимического анализа, вопрос о происхождении человека продолжает вызывать дискуссии.
Дело в том, что общая численность популяции гоминидов первоначально была невелика. Имеющейся информации недостаточно, чтобы выстроить чёткое «генеалогическое древо» современного человечества, в нём оказывается опущено много переходных звеньев.
В районах Восточной Африки 4,4-1,5 млн лет назад жили австралопитеки (это название происходит от лат. Australis — южный). Они могли передвигаться на двух ногах, а объём их мозга примерно в 1,5 раза превышал обезьяний. Согласно проведённым исследованиям австралопитеки (всего найдено около 30 их скелетов) не были прямыми предками современного человека. Только в строении их черепа выявлено около 50 отличий, которые не могли быть преодолены в ходе естественной эволюции.
Время, начавшееся от 1,2 млн до 700 тыс. лет назад, называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний» и «литое» — «камень»). К этому периоду относят находки разных типов древнейших людей: питекантропов на Яве, синантропов в Китае, гейдельбергского человека в Африке и др. Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнём (примерно 400 тыс. лет назад) для обогрева жилищ а, приготовления пищи, защиты от хищников.
Около 250 — 400 тыс. лет назад на большей части территории Европы и Азии преобладающим видом первобытных людей становятся неандертальцы. По объёму мозга (в среднем 1450 см3) они не уступали современному человеку, но весьма существенно отличались от него анатомически. Неандертальцы были ниже ростом, но физически сильнее. Низкий покатый лоб, выступающий затылок, скошенные назад скулы делали их лицо похожим на морду животного. Они были вершиной одного из видов гоминидов, но не предком современного человека, от которого генетически отличались.
Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий су-ществования первобытных людей. Началось наступление ледников. Примерно 100 тыс. лет назад они покрыли почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы.
К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Причины исчезновения неандертальцев до сих пор не известны. Вымерли они от естественных причин (голод, болезни) или подверглись истреблению, пока не известно.
Генетические исследования показали, что современный человек произошёл от
малочисленной группы кроманьонцев, живших в Африке 200-140 тыс. лет назад, впоследствии рассеявшихся по обширным просторам Африки и Евразии. Потребовались десятки тысяч лет, чтобы человечество стало доминирующей силой на Земле. При этом определённую популярность приобретает гипотеза не о единой, а параллельной эволюции различных групп кроманьонцев, * живших на большом удалении друг от друга. Это привело к возникновению различных рас современных людей. В число основных рас обычно включают негроидную, европеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную). Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару — важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.
2. Человек осваивает свою планету. Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «камень») охватывает период с XX по IX-V тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.
В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн человек. Это немного, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 50-40 тыс. лет назад — в Австралию.
В эпоху мезолита получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Возникла вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют магическую силу. Появились начатки религии, при этом особое значение придавалось похоронным ритуалам. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живёт после смерти.
Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племён начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны, волхвы, друиды). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.
3. Палеолит и мезолит на территории России. Самые древние стоянки человека современного, европеоидного типа на территории современной России — это Сунгирь (возле города Владимира) и Костёнки (группа из 60 поселений к югу от Воронежа). Обычно они датируются временем 25-35 тыс. лет до н.э., однако некоторые учёные относят их возникновение к более раннему времени. Похожие стоянки найдены вблизи Курска, на реке Десна, в Брянской, Липецкой и Московской областях. Ныне они являются национальными музеями-заповедниками. Открытые экспозиции включают тысячи образцов украшений (бус, амулетов из мамонтовой кости и камней), оружия (кинжалов, копий, дротиков), предметов быта и ремёсел.
Следы обитания древних людей обнаружены также на Южном Урале (Капова пещера с богатейшей живописью времён палеолита) и в Сибири.
В эпоху мезолита, 12-10 тыс. лет назад, климат в Евразии стал постепенно меняться. Ледники отступали, место тундры занимали леса. Менялся и животный мир — мамонты , шерстистые носороги, пещерные медведи вымерли, а леса заселили представители современной фауны — лоси, косули, кабаны , волки, лисы, зайцы, утки, дикие гуси и т.д. Ставшие пригодными для обитания земли постепенно осваивались как исходными обитателями Русской равнины, так и мезолитическими племенами, двигавшимися из Средней Европы, с Кавказа, Средней Азии и Северного Прикаспия. На территории современной России, от Карелии до Дальнего Востока, найдены сотни поселений эпохи
мезолита, принадлежащих к разным культурам. Археологи различают их по особенностям устройства жилища, погребений, орнаменту на глиняной посуде, типичным предметам культа и т.д. Названия этим культурам даются обычно по месту их обнаружения (напри-
мер, усть-камская культура в Среднем Поволжье, бутовская в Волжско-Окском бассейне, льяловская на Клязьме, усть-семинская на Алтае и т.д.).
4. Человек и природа: первый конфликт. Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс. Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своём развитии и в познании окружающего мира. Постепенно склады- валась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к её преобразованию.
Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. В IX—VIII тысячелетиях до н.э. начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» — «новый» и «литое» — «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.
После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства.
Первым животным, ставшим жить с человеком ещё в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Ещё через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота.
Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.
5. Аграрно-скотоводческие культуры. Первые земледельческие культуры VII-IV ты- сячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.
Структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.
Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение приобрёл ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело. Появились глиняная посуда, лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами). Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать своё мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно. Поначалу обмен был натуральным. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.
Функцию денег в разных районах мира играли различны е предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племён, индейцев Северной Америки чащ е всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племён — скот, у многих племён бассейна Тихого океана — редкие раковины. У племён Центральной Африки — слоновая кость, в Китае, Абиссинии — соль.
Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.
Неолитические племена не знали личной собственности. Они вели хозяйство сообща, добытые продукты принадлежали всему племени. Однако в новых условиях у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Со временем сложилось такое понятие, как собственность.
Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться их избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, стало практиковаться разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на производстве посуды и т.д.
По данным археологических исследований, самые древние неолитические поселения, где процветал труд ремесленников, Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Анатолии (Турция), возникли в IX-VIII тысячелетиях до н.э.
6. Переход от матриархата к патриархату. Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья. В период, когда основным источником пищи была охота, лишь самые удачливые и умелые из мужчин доживали до 25-30 лет. В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.
С переходом к неолиту смертность среди мужчин уменьшилась, число мужчин и жен-
щин сравнялось. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжёлую работу. Это определило повышение роли мужчин в жизни племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.
Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.
Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племён, неизвестно, но он возник достаточно давно.
Подросших девушек отдавали замуж в другие роды, из них же мужчины брали себе жён. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали её постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии.
При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретённое семьей, в ней же и оставалось. Ремесленники и знахари, труд которых особенно ценился соплеменниками, стремились передать свои знания только мальчикам своей семьи. Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.
7. Переход к энеолиту. С ростом численности населения отдельные роды отселялись на неосвоенные или отвоёванные территории. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племён, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.
Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели скотоводы) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язы к развивался, в нём появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.
Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых семей.
В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племён начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения.
Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.
Доступных запасов металла было ещё немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому ещё долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV—III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.