тесты по истории педиатрии

(c) 2022 Vrach-Test.ru — тесты с ответами для подготовки к первичной специализированной аттестации, переаттестации и повышения квалификации медицинских работников со средним и высшим образованием. Краткие курсы с лекциями и методическими рекомендациями.

Главная   
 

Книги — Тесты, билеты 
   Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год)

поиск по сайту

001  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 1

002  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 2

003  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 3

004  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 4

005  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 5

006  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 6

007  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 7

008  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 8

009  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 9

010  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 10

011  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 11

012  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 12

013  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 13

014  Сертификационные тесты по педиатрии с ответами (2019 год) — часть 14

тесты по истории педиатрии

Поговорили с Федором Катасоновым — педиатром, автором книги «Федиатрия. Что делать, если у вас ребенок», выпущенной издательством Individuum.

Новое издание дополнено главами о том, как защититься от коронавируса и ВПЧ, как подступиться к телемедицине и подготовить ребенка и себя к путешествию.

Из интервью вы узнаете, что делать, если развитие ребенка не соответствует возрастной норме, как лечить детские простуды, когда давать антибиотики, чем опасен для детей и на что обратить внимание при выборе педиатра.

Что вы узнаете

Главная   
 

Книги — Тесты, билеты 
   Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами

001  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 1

002  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 2

003  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 3

004  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 4

005  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 5

006  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 6

007  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 7

008  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 8

009  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 9

010  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 10

011  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 11

012  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 12

013  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 13

014  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 14

015  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 15

016  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 16

017  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 17

018  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 18

019  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 19

020  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 20

021  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 21

022  Педиатрия. Квалификационные тесты (2019 год) с ответами — часть 22

001  Физическое развитие детей. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

002  Кожа и подкожно жировая клетчатка. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

003  Костно-мышечная система. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

004  Органы дыхания. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

005  Сердечно-сосудистая система. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

006  Органы пищеварения. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

007  Органы мочевыделения. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

008  Гематология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

009  Вскармливание. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

010 
Фтизиатрия. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

011  Тестовые вопросы по онкологии для выпускных экзаменов студентам 6 курса факультета «Педиатрия» (2020 год)

012  Тесты по детской хирургии. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

013  БОЛЕЗНИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

014  ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ ПО ДЕТСКОЙ НЕФРОЛОГИИ (3 курс, 2020 год)

015  Детская эндокринология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

016  Детская гастроэнтерология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

017  Детская терапия. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год)

018  Неонатология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год) — часть 1

019  Неонатология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год) — часть 2

020  Неонатология. Тесты с ответами по педиатрии (3 курс, 2020 год) — часть 3

021  Тесты по детским инфекционным болезням ГАК на 2020 год. 6-й курс Педиатрический» факультет — часть 1

022  Тесты по детским инфекционным болезням ГАК на 2020 год. 6-й курс Педиатрический» факультет — часть 2

023  Тесты по детским инфекционным болезням ГАК на 2020 год. 6-й курс Педиатрический» факультет — часть 3

Создан под эгидой

Ассоциации врачейпо изучениювитамина D

Школа клинического мышления педиатра

Проект мультидисциплинарных клинических разборов

Академия детской дерматологии

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по детской дерматологии.

Школа детской гастроэнтерологии с Захаровой Ириной Николаевной

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по истории педиатрии.

Клинические рекомендации — основа оказания медицинской помощи

Онлайн-трансляции вебинаров по разъяснению основных положений клинических рекомендаций

Школа питания с профессором Захаровой Ириной Николаевной

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по аллергологии.

Здоровый ребенок, вакцинация, питание

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули и клинические разборы, публикации по питанию ребенка.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по гастроэнтерологии.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по витамину D.

Инфекционные болезни и паразитология

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по детским инфекциям.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по неонатологии.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по отоларингологии.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации.

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули и клинические разборы, публикации по пульмонологии.

Кардиология, гематология, эндокринология

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули, клинические разборы и публикации по кардиологии,гематологии,эндокринологии.

Онкология, редко встречающиеся заболевания

Онлайн-трансляции вебинаров, обучающие модули и клинические разборы, публикации по онкологии и редким заболеваниям.

тесты по истории педиатрии

Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Сестринская помощь при состояниях, сопровождаемых стридором и хроническим кашлем у детей» (1 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Сестринская помощь при состояниях, сопровождаемых стридором и хроническим кашлем у детей» (1 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Сестринское дело в педиатрии».Дифтерия – это  бактериальная инфекция, которую можно предотвратить путем вакцинации. Для легкого крупа характерны осиплость голоса и лихорадка. Наиболее тяжелые случаи крупа встречаются у детей в возрасте до 2-х лет. Осложнениями дифтерии являются миокардит и паралич. При анафилаксии характерным признаком является астмоидное дыхание.1. Анафилаксия – это1) вирусное заболевание, которое может вызывать обструкцию верхних дыхательных путей со стридором; +
2) тяжелая аллергическая реакция, которая может вызывать обструкцию верхних дыхательных путей со стридором; +
3) врождённая аномалия развития, которая сопровождается астмоидным дыханием или шоком.2. Дифтерия – это1) вирусно-бактериальная инфекция, которую можно предотвратить путем вакцинации;
2) вирусная инфекция, которую можно предотвратить путем вакцинации;
3) бактериальная инфекция, для которой не предназначена вакцинопрофилактика;
4) бактериальная инфекция, которую можно предотвратить путем вакцинации. +3. Для легкого крупа характерны следующие признаки1) инспираторная одышка;
2) осиплость голоса; +
3) лихорадка; +
4) тахипноэ.4. Наиболее тяжелые случаи крупа встречаются у детей в возрасте1) до 2-х лет; +
2) до 3-х лет;
3) до 6 месяцев;
4) от 3 до 5 лет.5. Осложнения после дифтерии наступают1) через 6 мес.;
2) через 1 год; –
3) через 10 дней;
4) через 2–7 недель. +6. Осложнениями дифтерии являются1) глухота;
2) миокардит; +
3) паралич; +
4) слепота.7. Основной причиной стридора является1) ложный круп; +
2) коклюш;
3) инородное тело; +
4) травма трахеи.8. При анафилаксии характерным признаком является1) стридор присутствует с рождения;
2) легкий стридор;
3) распухшие губы;
4) астмоидное дыхание. +9. При врожденной аномалии развития характерным признаком является1) легкий стридор;
2) стридор присутствует с рождения; +
3) распухшие губы;
4) астмоидное дыхание.10. При дифтерии характерным признаком является1) серые налеты (пленки) на слизистой оболочке глотки; +
2) внезапное возникновение удушья в анамнезе;
3) лающий кашель;
4) отек мягких тканей в области задней стенки глотки.11. При заглоточном абсцессе характерным признаком является1) серые налеты (пленки) на слизистой оболочке глотки;
2) лающий кашель;
3) отек мягких тканей в области задней стенки глотки; +
4) внезапное возникновение удушья в анамнезе.12. При инородном теле характерным признаком является1) отек мягких тканей в области задней стенки глотки;
2) серые налеты (пленки) на слизистой оболочке глотки;
3) внезапное возникновение удушья в анамнезе; +
4) лающий кашель.13. При ложном крупе характерным признаком является1) серые налеты (пленки) на слизистой оболочке глотки;
2) отек мягких тканей в области задней стенки глотки;
3) внезапное возникновение удушья в анамнезе;
4) лающий кашель. +14. При ожоге характерным признаком является1) астмоидное дыхание;
2) присутствие стридора с рождения;
3) легкий стридор;
4) распухшие губы. +15. При эпиглоттите характерным признаком является1) астмоидное дыхание;
2) распухшие губы;
3) стридор присутствует с рождения;
4) легкий стридор. +16. Признаками легкой степени анафилаксии являются1) астмоидное дыхание;
2) шок;
3) крапивница; +
4) отек лица. +17. Признаками средней степени анафилаксии являются1) астмоидное дыхание; +
2) тахикардия; +
3) крапивница;
4) шок.18. Признаками тяжелой степени анафилаксии являются1) тахикардия;
2) астмоидное дыхание;
3) шок; +
4) остановка дыхания. +19. Симптомами бронхиальной астмы являются1) удлиненный выдох; +
2) приступы спазматического кашля, сопровождающиеся репризами, рвотой, цианозом или апноэ;
3) внезапное возникновение удушья или стридора;
4) рецидивирующие приступы астмоидного дыхания в анамнезе. +20. Симптомами инородного тела являются1) приступы спазматического кашля, сопровождающиеся репризами, рвотой, цианозом или апноэ;
2) рецидивирующие приступы астмоидного дыхания в анамнезе; +
3) внезапное возникновение удушья или стридора; +
4) отсутствие вакцинации АКДС в анамнезе.21. Симптомами инородного тела являются1) рецидивирующие приступы астмоидного дыхания в анамнезе; +
2) рецидивирующее уплотнение доли легкого;
3) приступы спазматического кашля, сопровождающиеся репризами, рвотой, цианозом или апноэ;
4) внезапное возникновение удушья или стридора. +22. Симптомами легкой степени анафилаксии являются1) коллапс;
2) тошнота; +
3) потливость;
4) зуд во рту. +23. Симптомами средней степени анафилаксии являются1) потливость; +
2) коллапс;
3) кашель или астмоидное дыхание; +
4) тошнота.24. Симптомами туберкулеза являются1) хроническая или перемежающаяся лихорадка; +
2) увеличение печени и селезенки; +
3) внезапное возникновение удушья или стридора;
4) приступы спазматического кашля, сопровождающиеся репризами, рвотой, цианозом или апноэ.25. Симптомами тяжелой степени анафилаксии являются1) затрудненное дыхание; +
2) кашель или астмоидное дыхание;
3) тошнота;
4) коллапс. +26. Стридор — это1) свист во время вдоха;
2) резкий звук во время вдоха; +
3) свист звук во время выдоха;
4) резкий звук во время выдоха. +27. Характерный симптом дифтерии1) симптом перчаток;
2) симптом петушиного крика;
3) симптом «бычьего глаз»;
4) симптом «бычьей шеи». +28. Характерными признаками дифтерии являются1) наличие серой пленки на трахее или гортани; +
2) наличие серой пленки в ротовой полости;
3) наличие высыпаний на трахее или гортани;
4) наличие высыпаний в ротовой полости.29. Характерными признаками эпиглоттита являются1) легкий стридор; +
2) наличие серой пленки на трахее или гортани;
3) затрудненное дыхание; +
4) лающий кашель.30. Хронический кашель – это кашель, который продолжается1) более 14 дней; +
2) от 1 года -1,5 лет;
3) более 1 мес.;
4) от 5 до 10 дней.

Когда детям нужны антибиотики?

К сожалению, чрезмерное употребление антибиотиков — беда всего мира, но у нас в стране это популярный спорт. И это опасно не только развитием антибиотикоустойчивой флоры, от которой нет лечения. И не только аллергией или побочными действиями самих антибиотиков.

Есть другие непосредственные негативные эффекты. Например, по некоторым данным, риск воспалительного заболевания кишечника — а это крайне неприятные пожизненные проблемы с животом и иммунной системой — после курса антибиотиков растет почти на треть, а после пяти курсов антибиотиков — в  У нас в стране полно детей, которые получили пять и больше курсов за свое маленькое детство.

Для назначения антибиотиков существуют четкие показания, которые надо выполнять. Простуда — это не показание. В диагнозе всегда должна быть отражена бактериальная природа заболевания. ОРВИ плюс антибиотик — это уже по определению порочная связка.

Как подготовиться к путешествию с ребенком?

Никакой специальной подготовки нет. Постарайтесь проще относиться к этому. Вы берете ребенка, его вещи, транспорт, еду — и едете.

Любые транспортные хабы — это рассадники инфекций, поэтому совет простой: держаться подальше от людей и как можно меньше трогать окружающие предметы, причем и в зданиях, и в самом транспорте.

Чем и когда сбивать температуру у ребенка?

У детей применяют для этого всего два препарата: ибупрофен и парацетамол. Поводом для снижения служит плохое самочувствие — значения на термометре не так важны. Если лихорадка причиняет страдания, мы ее убираем.

Но при этом нет нужды добиваться нормальной температуры — добиваться надо улучшения самочувствия. Иногда температуру не получается сбить вообще. Чаще всего причина в неадекватной дозе лекарства, но бывает, что это особенность ребенка. Не нужно этого бояться, она снизится сама. А вот выпаивать очень надо: лихорадка обезвоживает.

Когда детям действительно нельзя делать прививки?

Прививки совсем противопоказаны очень редко. Чаще всего — при тяжелых иммунных нарушениях. В большинстве случаев даже детей с тем или иным иммунодефицитом можно прививать неживыми вакцинами. Кроме того, прививки не делают детям с тяжелыми неврологическими заболеваниями, сопровождающимися плохо контролируемыми судорогами. В остальных случаях противопоказания к вакцинации временные.

Реакция на прививку непредсказуема, но бояться ее не стоит. У маленьких детей она бывает очень редко, у детей постарше чаще напоминает легкое недомогание, которое даже не дотягивает до того, чтобы пропустить школу.

Что делать, если ребенок простыл?

Наверное, если коротко, то главное — не паниковать. Простуда, или, скорее, респираторная инфекция, — самая частая болячка у детей. Это неприятно, ломает планы, иногда приносит сильный дискомфорт и переживания за ребенка, но это не страшно.

Вероятность развития осложнений исчисляется единицами и долями процента, да и те в большинстве случаев легко излечимы.

В целом ребенок выздоравливает сам, и наша задача — только обеспечить ему комфорт, восполнять жидкость, убрать мешающие симптомы, в том числе нередко — лихорадку.

Чем правильно обрабатывать детские ранки и ссадины?

Раны и ссадины обрабатывать просто — промыть чистой проточной водой. Если рана глубокая, ее надо показать врачу. Он не только обработает ее и наложит стрипы или швы, но и проверит статус защиты от столбняка, а если ребенок не привит адекватно — проведет профилактику. Если рана получена от укуса животного — проведет профилактику бешенства.

Спиртовой йод, зеленка и перекись водорода — это устаревшие средства, сейчас есть антисептики получше. Но в целом с ними лучше не перебарщивать растущей резистентности бактерий. Для детей рекомендовал .

после обработки пластырь или повязку — зависит от глубины раны, но если можно этого не делать, ориентируйтесь на желания ребенка.

Какие осложнения коронавирусной инфекции у детей часто встречаются на практике? Как можно защитить ребенка от этой болезни?

На практике осложнения после у детей бывают редко. Чаще всего это астенический синдром — слабость, низкая способность к обучению. Со временем он проходит.

Защитить ребенка можно только изоляцией или вакцинацией. С учетом изменений вируса, которые привели к более легкой картине болезни и более легкому заражению, изолировать детей довольно бессмысленно. А вот привить, как только позволит возраст, полезно: вероятность тяжелого течения, осложнений, госпитализации при этом сильно уменьшается. До того, как ребенка можно будет привить по возрасту, полезно привить всех его домочадцев.

Что делать, если ребенок по каким-либо параметрам не соответствует возрастной норме?

Норма — до определенного уровня условное понятие. Если мы говорим, что что-то норма, это, что все остальное — патология? Для врача это, скорее, означает, что ничего не надо дальше искать.

А вот вне нормы надо покопаться, чтобы понять, патология это или индивидуальные либо семейные особенности. Поэтому проверять соответствие ребенка нормам — это дело врача, а не родителя. Родителю цифры и графики мало что скажут — скорее, вызовут тревогу.

Если врач говорит, что ребенок вне нормы, имеет смысл проверить, как он это определил. Потому что для врача определение параметров — инструментальная задача. Есть номограммы — такие специальные графики, есть программы, которые это считают. Если пользоваться устаревшими узкими нормами, то очень многих здоровых детей можно отправить по диагностическому пути, который заберет ресурсы и ни к чему не приведет.

Для родителя косвенным, но немаловажным критерием должно служить общее благополучие ребенка. Если в целом все хорошо, а  показатель выбивается, это, вероятно, личная особенность. Если, кроме отставания от нормы, есть очевидные проблемы, врач должен заняться этим пристальнее.

И еще важная вещь про норму. Если проходит по верхней или нижней границе нормы, не надо пугаться и думать, что это путь в патологию. Все, что норма, — это норма, даже если это самый ее край.

Как выбрать педиатра, на что обратить внимание?

Сейчас педиатров выбирают или по рекомендации, или по лицу на сайте клиники. А дальше происходит контакт, когда становится понятно, подходит врач или нет.

Стоит обратить внимание на следующие признаки:

Поспрашивайте, откуда педиатр берет информацию, понаблюдайте, насколько он убедителен, обратите внимание, охотно и  отвечает на вопросы во время приема.

Кафедра педиатрии и детской кардиологии

Уважаемые ординаторы 1 года обучения (год поступления 2022)

по специальности педиатрия и детская кардиология.

Организационное собрание состоится 1 сентября 2022 в 12.00

на кафедре педиатрии и детской кардиологии,

по адресу: Заневский пр. д. 1/82 5 подъезд, 3 этаж.

Медико-профилактический центр СЗГМУ им. И.И. Мечникова

При себе необходимо иметь следующие документы паспорт, снилс, диплом об образовании, документ о зачислении в ординатуру.

Учитывая сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую обстановку иметь при себе индивидуальные средства защиты (маски), а так же отрицательный тест на COVID (экспресс тест или ПЦР)

Посещение кафедры только в сменной обуви или бахилах.

При необходимости обращаться к куратору

доцент, к.м.н, Мишакина Наталья Олеговна тел 89129224433 или 89112806950

Телефон: 303-50-00 доб. 2381

Клинические базы кафедры

-профессиональную переподготовку по специальностям:

-образовательные программы с подтверждением сертификата специалиста:

тесты по истории педиатрии

Кафедра педиатрии и детской кардиологии (зав. кафедрой – доктор медицинских наук профессор И.Ю. Мельникова) Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова является преемницей кафедры педиатрии № 1 СПбМАПО (с 1998 г.), ранее – ЛенГИДУВа (с 1924 г.), которая, в свою очередь, была преемницей кафедры педиатрии Еленинского клинического института (с 1917 г.), а до того времени – кафедры педиатрии Императорского клинического института, который со времени его основания в 1885 году именовался Клиническим институтом Великой княгини Елены Павловны.

Преподавание детских болезней на одноимённом курсе  началось с осени 1885 г. Для занятий с земскими врачами были приглашены доктор медицины В.Н. Рейтц – директор Елизаветинской клинической больницы для малолетних детей и доктор медицины К.А. Раухфус – директор детской больницы принца Петра Ольденбургского (с 1919 г. – детская городская больница № 19 им. доктора К.А. Раухфуса, с 2019 г. – СПб ГБУЗ Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К.А. Раухфуса).

Больница, руководимая К.А. Раухфусом, была центром научной медицинской мысли. В этих уникальных условиях в 1904 г. была создана кафедра педиатрии при Императорском клиническом институте под руководством профессора А.А. Руссова. В дальнейшем кафедрой руководили замечательные ученые-педиатры, оставившие богатое наследие в сфере науки и методов обучения. До 1933 г. кафедрой заведовал проф. П.С. Медовиков.  С 1933 по 1952 гг. кафедра педиатрии ЛенГИДУВа была переведена в ЛПМИ под руководство проф. М.С. Маслова, проф. А.Ф. Тура. После возврата кафедры педиатрии № 1 в ЛенГИДУВ, ее возглавил проф. Н.А. Шалков, организовавший проведение циклов по кардиоревматологии и пульмонологии. С 1974 по 1996 г. кафедрой руководила проф. Н.В. Орлова, ученица и последовательница идей Н.А. Шалкова в области физиологии и патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем детского организма. С 1996 по 2004 г. кафедрой руководил проф. О.А. Мутафьян, ученик Н.А. Шалкова, автор более 110 научных работ, посвященных в основном вопросам кардиологии детского возраста.

С 2005 г. кафедру возглавляет проф. И.Ю. Мельникова. В 2010 году произошло объединение двух кафедр: кафедры педиатрии № 1 и кафедры подростковой медицины и валеологии, что привело к образованию кафедры педиатрии и  детской кардиологии СПбМАПО (зав. кафедрой проф. И.Ю. Мельникова).

Традиции кафедры обеспечены 115-летней историей и высокопрофессиональным коллективом, в составе которого 6 профессоров, 6 доцентов, 8 ассистентов и 2 лаборанта. В штате кафедры – главный внештатный детский кардиохирург Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга, д.м.н. проф. РАН, член-корр. РАН зав. отделением кардиохирургии Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий Санкт-Петербурга  Р.Р. Мовсесян.

В первые годы после  организации СЗГМУ им. И.И. Мечникова на кафедре пришлось пересмотреть и оптимизировать учебно-методический процесс в соответствии с новыми  требованиями руководства Университета. В частности, разработана и утверждена программа по вновь официально введенной специальности «Детская кардиология». Кафедра одна из первых в РФ начала профессиональную переподготовку врачей  по специальности «Детская кардиология», впервые введена двухгодичная ординатура по специальности «Детская кардиология». Примечательной особенностью ДПО на кафедре можно считать разнообразие преподаваемых дисциплин. Образовательные программы охватывают весь спектр современной педиатрии – от неонатологии до подростковой медицины.

Помимо собственно  педиатрии практические врачи имеют возможность совершенствовать свою компетентность в детской кардиологии, пульмонологии и функциональной диагностике. На  тематических циклах НМО рассматриваются вопросы раннего детства, питания детей разного  возраста,  детской пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии, кардиологии, подростковой медицины, репродуктивного здоровья подростков и клинической генетики. Столь широкие возможности кафедры в системе ДПО опираются на  высокопрофессиональный и разносторонний кадровый состав. Существенно, что часть образовательных программ НМО фактически являются авторскими, так как обеспечены собственными учебниками, монографиями  и руководствами, изданными в последние годы коллективом кафедры.

Особое внимание всегда уделялась методологии преподавания. Опыт кафедры нашел отражение в руководстве «Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза». В 2011 году совместно с медицинским факультетом Лозаннского университета (Швейцария) проведен цикл по методологии преподавания вопросов подростковой медицины. На нем впервые в практике кафедры была применена методика симулированного пациента.

Сегодня коллектив кафедры реализует обучение по программам ПК и ПП педиатров, детских кардиологов и других специалистов по охране здоровья детей и подростков, а также по программам специалитета «Лечебное дело» (студентов 4-5 ЛФ), бакалавриат «Сестринское дело», клиническая ординатура по «Педиатрии» и «Детская  кардиология», аспирантура по специальности «Педиатрия».

тесты по истории педиатрии

Коллектив кафедры педиатрии и детской кардиологии (2020 г.)

На кафедре активно работает СНО (куратор доц. Е.Г. Храмцова, проф. В.И. Ларионова). Основное направление: изучение молекулярных основ наследственных заболеваний, развитие навыков использования  оптимальных диагностических алгоритмов с применением молекулярно-генетических методов, развитие  научного сотрудничества  между студентами различных университетов РФ.

Особое внимание уделяется работе с клиническими ординаторами. На кафедре обучаются ординаторы по двум основным образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации  по специальностям: 31.08.19 Педиатрия и 31.08.13. Детская кардиология. Ординаторы принимают активное участие в клинических разборах, представляют истории болезней пациентов, участвуют в совместной НИР с врачами клинических баз под руководством преподавателей кафедры.

тесты по истории педиатрии

тесты по истории педиатрии

Достижения. Авторитет и накопленный опыт кафедры позволили ей стать региональным отделением Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Проект поддерживали ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Кафедра ежегодно проводит конференции с международным участием: Летние школы EuTEACH «Охрана здоровья подростков (2015), Апостоловские чтения: «Современные проблемы детской гастроэнтерологии» (2015–2017), «Наследственные заболевания в педиатрии и гастроэнтерологии. Современные методы диагностики и персонализированной терапии» (2018), Российский Конгресс с международным участием «Молекулярные основы клинической медицины — возможное и реальное» (2016 г., 2018 г.), «Традиции российской педиатрии» (2015–2017), научно-практическая международная конференция: «Современные биотехнологии для науки и практики» (2019 г.), научные конференции СНО (1-2 ежегодно).  Школы-семинары для педиатров с разбором клинических случаев: «Ранняя диагностика и лечение заболеваний с нарушением метаболизма первичных желчных  кислот» (2015); «Практические аспекты в лечении и диагностики лизосомных болезней накопления» (2016); «Дизморфии в диагностике наследственных заболеваний» (2018).

За последнее десятилетие коллективом кафедры издано 12 монографий и глав в монографиях, Национальное руководство «Педиатрия» в 2-х томах, руководства – «Детская кардиология»,  «Детская гастроэнтерология», «Подростковая медицина»,  «International Handbook on Adolescent Health and Development», учебники –  «Пропедевтика детских болезней»,  «Детские болезни» в 2-х томах. Под руководством профессоров кафедры выполнены и успешно защищены 10 диссертаций на соискание учёной степени кандидата медицинских наук и 1 на соискание ученой степени доктора медицинских наук. С 2011 года подтверждено 11 патентов.

Перспективы развития кафедры связаны, прежде всего, с открытием педиатрического факультета по направлению подготовки «Педиатрия» и разработкой рабочих программ по предметам направления и производственной практики студентов младших курсов, совершенствование методики дистанционного обучения по всем программам – от специалитета до обучения врачей по программам ПК и ПП.

Одной из основных задач кафедры будет являться совершенствование программ по развитию предиктивной медицины, позволяющей оценить предрасположенность ребенка к различным заболеваниям, прогнозирование характера их течения и развития; превентивной медицины, позволяющей реализовать профилактический подход в здравоохранении, смещая фокус с болезни на сохранение здоровья, предотвращая прогрессирование заболевания в результате его раннего выявления. Эти задачи могут быть реализованы на основании анализа базы данных автоматизированного скрининга здоровья детского населения по основным направлениям неинфекционных заболеваний. Для организации динамического наблюдения за здоровьем детского населения и проведения аналитических исследований при сотрудничестве Института биотехнических систем ЛЭТИ совместно с сотрудниками кафедры разрабатывается аналитическая информационная система обеспечения анализа и прогнозирования здоровья детского  населения, которая в перспективе станет элементом городской медицинской информационной системы

Открытие в 2019 г. Детского консультативно-диагностического центра при МПЦ СЗГМУ им И.И. Мечникова (зав. центром – проф. И.Ю. Мельникова) позволило расширить образовательный процесс, проводить федеральные междисциплинарные консилиумы из разных регионов РФ (Калужская обл., г. Самара, Ставропольский край, г. Томск,  Санкт-Петербург, Ленинградская обл.) по диагностике, решению вопросов о тактике ведения пациентов с такими сложными заболеваниями как гомоцистинурия (дефект реметилирования) для решения вопроса о продлении терапии препаратом   «cystadane»; тирозинемия, нарушения обмена жирных кислот, сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Нимана-Пика.

Кафедра располагает современными клиническими базами. Две основные клинические базы являются уникальными. Одна из них с 1885 года расположена в больнице №19 им. К.А.Раухфуса, в историческом центре Санкт-Петербурга. В 2010 году больница прошла капитальную реконструкцию и сегодня обеспечивает высокотехнологичную педиатрическую помощь. Вторая база это подростковый центр «Ювента» — самый крупный в России и входит в тройку аналогичных клиник мира.

Кафедра имеет современные клинические базы стационарного и амбулаторного профиля:

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Работает ли в педиатрии телемедицина, в каких случаях можно заменить очный прием онлайн-консультацией?

Телемедицина работает хорошо, потому что проблемы у всех в основном общие. Но у нас в стране по закону нельзя дистанционно ни диагноз поставить, ни назначить лечение. Надо осмотреть ребенка очно, а потом уже консультировать онлайн.

На практике, конечно, и диагностика, и назначения вполне делаются онлайн, когда ситуация не вызывает сомнений.

Оцените статью
Тест по истории