тесты по истории с ответами с определениями

Тесты по истории с ответами с определениями Тест по истории

История

Насколько хорошо вы знаете историю России

Итоговый тест по истории для 5 класса

Хорошо ли вы знаете историю Второй мировой войны?

Итоговый тест по истории для 11 класса

Хорошо ли вы знаете историю Великой Отечественной войны?

Итоговый тест по истории для 8 класса

Тест на гражданство

Итоговый тест по истории для 6 класса

Итоговый тест по истории для 7 класса

Итоговый тест по истории для 9 класса

Проходите тесты по истории онлайн, чтобы не просто проверить и закрепить свои знания, но и узнать что-то новое, благодаря показу правильных ответов после прохождения тестов. Хорошо ли вы знаете историю России и тайны дворцовых переворотов? А что насчет Всеобщей истории и правления Цезаря? Или мифология Древнего Египта и Древней Греции? Ответы на эти и многие другие вопросы помогут найти тесты по истории!

Контрольные тесты по истории России с правильными ответами

+ обозначен правильный ответ теста.

1). Древнерусское государство образовалось на территории:

А) Междуречья Рейна и Одера

Б) Балканского полуострова

В) Восточноевропейской равнины +

2). Какое божество в языческом пантеоне восточных славян отвечало за плодородие?

Б). Ярило +

3). Гостомысл – это:

А). Князь, крестивший Русь

Б). Варяжский наемник

В). Легендарный предводитель славян и предок Рюрика +

4). Эпоха первых правителей Руси характеризовалась:

А). Мощными центробежными и сепаратистскими тенденциями +

Б). Становлением единоличной власти князя

В). Отходом от языческих верований

5). Первая русская летопись называлась:

1). Ипатьевская летопись

2). Новгородская первая летопись

3). Повесть временных лет +

6). Первый письменный свод законов Древней Руси назывался:

2). Духовные грамоты

3). Правда Ярослава +

7). Съезд в Любече закрепил:

1). Окончательное закрепление феодальных порядков на территории Древнерусского государства +

2). Тенденции к консолидации представителей рода Рюриковичей

3). Теологический характер государства

8). Первым московским князем был:

1). Александр Ярославич

2). Даниил Александрович +

3). Юрий Владимирович

9). Битва на Калке состоялась в:

А). 1066 г.

Б). 1223 г. +

В). 1242 г.

10). Оборона Рязани состоялась в:

А). 1237 г. +

Б). 1380 г.

11). Столица Золотой Орды:

3). Сарай +

12). Иван Калита был:

А). Женат на родственнице Великого хана +

Б). Сторонником теологического государства

В). Организатором антиордынского сопротивления

13). Куликовская битва состоялась:

А). 5 апреля 1242 г.

Б). 9 сентября 1380 г. +

В). Февраль 1240 г.

14). Какой князь окончательно устранил режим «ордынского ига»?

А). Иван III Великий +

Б). Василий II Темный

В). Дмитрий Донской

15). Венчание на царство Иоанна IV состоялось в:

А). 16 января 1547 г. +

Б). 3 января 1565 г.

В). 29 июля 1572 г.

16). Родовые владения русских бояр назывались:

В). Вотчина +

17). Ситуация, сложившаяся на начало XVII века в Русском царстве, характеризуется как:

А). Династический кризис +

Б). Первоначальное накопление капитала

В). Курс контрреформ

18). Родиной второго ополчения является:

Б). Великий Новгород

В). Нижний Новгород +

19). Выберете произведение, описывающее окончание Смутного времени:

А). «Хожение за три моря»

Б). «Жизнь за царя» +

В). «Князь Серебряный»

Тест — 20). Венчание на царство Михаила Романова произошло:

А). 21 июля 1613 г. +

Б). 23 марта 1613 г.

В). 27 февраля 1617 г.

21). Выберите ряд, в котором наиболее полно представлены характеристики правления Алексея Михайловича:

А). Мощное городское движение, возрастание роли армейской элиты (стрельцов), снижение значимости представительских органов (Земских соборов), перманентная европеизация, жесткие внутриэлитарные противоречия +

Б). Вялотекущая общественная жизнь, непродуманная внешняя политика, определенность с наследником, возрастание роли представительских органов, открыто провозглашенный путь на европеизацию

В). Государственное управление в руках теневых фигур, полное оформление сословий, ориентация на Восток, укрепление позиций церкви

22). Введение правила Юрьева дня означало:

А). Начало закрепощения крестьян +

Б). Предоставляло свободу вероисповедания

В). Ликвидацию феодальных отношений

23). Кто стал регентом Петра I и Ивана V?

А). В. В. Голицына

Б). Софью Алексеевну +

В). Н. К. Нарышкину

24). Большинство друзей-иностранцев Петра I жили в:

А). Семеновском селе

В). Немецкой слободе +

25). Название документа, введенного Петром I, для упорядочения продвижения по статской и военной службе:

А). Указ о заповедных летах

Б). Табель о рангах +

В). Морской устав

26). Санкт-Петербург основан в:

А). 1703 г. +

Б). 1700 г.

В). 1721 г.

27). Укажите даты Северной войны:

А). 1682 – 1725 гг.

Б). 1709- 1710 гг.

В). 1700 – 1721 гг. +

28 — тест). Период от смерти Петра Великого до воцарения Екатерины Великой получил название:

А). Дворцовых переворотов +

В). Златого века Екатерины

29). Елизавета I приходилась Петру Великому:

В). Дочерью +

30). Как характеризуется период правления Екатерины II?

А). Конституционная монархия

Б). Просвещенный абсолютизм +

В). Сословно-представительская монархия

31). Какой из перечисленных документов, подписанных Павлом I, ограничивал феодальные привилегии дворянства?

А). Указ о трехдневной барщине +

Б). Жалованная грамота городам

В). Положение о коммерц-коллегии

32). Когда была проведена министерская реформа Александра I?

А). 1802-1811 гг. +

Б). 1812-1814 гг.

В). 1825 г.

33). К 1825 г. свои конституции в составе Империи имели:

Б). Грузинское царство

В). Царство Польское и Финляндия +

34). Инициатором создания III отделения С. Е.И. В.К. был:

А). М. М. Сперанский

В). А. Х. Бенкендорф +

В). И. И. Дибич

35). В момент убийства на Александре II был мундир:

А). Лейб-гвардии Атаманского полка

Б). Конных кавалергардов

В). Лейб-гвардии Саперного полка +

36). Кто из перечисленных являлся главным вдохновителем реакционного курса Александра III?

А). К. П. Победоносцев +

Б). М. Т. Лорис-Меликов

В). А. М. Горчаков

37). События 1905-1907 гг. получили название:

А). Бунташного века

Б). Первой русской революции +

38. Тест). Органы периода двоевластия:

А). Петросовет и Временное правительство +

Б). Госдума и кабинет министров

В). ЦК РКП (б) и Ревтрибунал

39). Лидерами антибольшевистского сопротивления в начале Гражданской войны стали:

А). А. И. Деникин и А. В. Колчак

Б). П. Н. Врангель и П. Н. Краснов

В). Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев +

40). Политика военного коммунизма предполагала:

А). Безвозмездную экспроприацию продуктов питания и животноводства +

Б). Мобилизацию военнообязанных

В). Переход к открытому политическому террору

41. Россия стала Империей в каком году:

+ в 1721 г.

— в 1812 г.

— в 1612 г.

42. Какое событие произошло в 1870 году :

— была проведена земская реформа

+ была проведена городская реформа, появились городские думы, как органы выборного самоуправления

— реформированию подверглась русская армии и флот, введена всеобщая воинская повинность

43. Аграрная программа социал-демократов предусматривала:

+ возвращение крестьянам земель, отнятых у них в 1861 г., отмена выкупа и оброка за землю

— переход всей земли в собственность обрабатывающих ее крестьян

— предоставление крестьянам избирательного права

44. Экономическая программа Маленкова предусматривала:

— постепенное введение частной собственности на землю, полученную колхозниками в личное пользование

— повсеместное строительство на селе жилья для нуждающихся

+ усиленное развитие легкой и пищевой промышленности, интенсификацию с/х производства, уменьшение налогов на жителей села и денежное стимулирование их деятельности

Тест на знание Отечественной истории с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Аграрная реформа Столыпина предусматривала предоставление крестьянам права свободного выхода из общины. Как называлось хозяйство единоличника, который переселился из деревни и перенес усадьбу на отдельный участок?

2. После какого события Петр I начал поэтапно упразднять стрелецкое войско?

Тесты по истории с ответами с определениями

— Первый Азовский поход (1695 г.)

— поражение под Нарвой (1700 г.)

+ Стрелецкий бунт (1698 г.)

3. Россия была провозглашена республикой 14 сентября 1917 г, хотя вопрос о форме правления в стране должно было решить Учредительное собрание. Что вынудило членов Временного правительства пойти на этот шаг?

— Июльский кризис

+ Корниловский мятеж

— провал июньского наступления русской армии

4. В 1325 г. состоялся переезд митрополита в Москву из Владимира. Как звали священнослужителя, который осуществил этот переезд и после смерти был объявлен первым московским святым?

5. Основателем династии московских князей был сын Александра Невского — Даниил Александрович. В каком году он получил в удел Москву и прилегающие к ней земли?

+ 1272 г.

— 1270 г.

6. Одной из главных целей налоговой реформы Ольги (946 г.) было упорядочивание сбора дани с подвластных земель. Как назывались особые постройки, в которые нужно было в определенный срок привезти фиксированный размер дани?

7. К периоду I русской революции относится создание по всей стране Советов рабочих и солдатских депутатов. Кто был избран первым председателем Петроградского Совета?

— Л. Д. Троцкий

+ Н. С. Чхеидзе

А. Ф. Керенский

8. В каком году Л. И. Брежнев в своем выступлении перед советским народом заявил о построении в СССР «развитого социалистического общества», что стало идеологическим обоснованием концепции «развитого социализма»?

Тесты по истории с ответами с определениями

— 1964 г.

— 1970 г.

9. Родовые владения бояр на Руси назывались:

тест 10. «Славянскими апостолами» называют:

— первых русских святых Бориса и Глеба

— монахов-летописцев Нестора и Никона

+ братьев-просветителей Кирилла и Мефодия

11. Первым руководителем ВЧК был назначен:

+ Ф. Э. Дзержинский

— Г. К. Орджоникидзе

— В. Р. Менжинский

12. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась к 1935 г. Какая в итоге форма хозяйствования стала преобладающей в созданных колхозах?

+ сельскохозяйственная артель

— товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ)

13. Баскаками в Золотой Орде называли представителей хана на завоеванных территориях. Какова была основная функция баскаков на Руси в период татаро-монгольского ига?

— выдача ярлыков на княжение

+ сбор дани

— охрана торговых путей

14. Кто в России считается основоположником дворянской исторической науки, написавшим многотомную «Историю Государства Российского»?

— С. М. Соловьев

+ Н. М. Карамзин

— В. О. Ключевский

15. Для политики военного коммунизма характерно введение:

— рыночных отношений

+ всеобщей трудовой повинности

16. Политика военного коммунизма предполагала насильственное изъятие хлеба у крестьян. Как назывались вооруженные формирования, созданные для этой цели?

— «красная гвардия»

17. Среди первых московских князей идея политики деспотической централизации власти принадлежала:

+ Ивану Калите

— Семену Гордому

— Ивану Красному

18. Кто из сыновей Владимира Святославича Красное Солнышко приказал убить своих братьев — Бориса и Глеба?

Тесты по истории с ответами с определениями

— Вышеслав Новгородский

+ Святополк Окаянный

— Ярослав Мудрый

19. Оборона какого города стала кульминационным этапом всей Крымской войны 1853-1856 гг.?

тест-20. Кто был руководителем народного восстания в России, произошедшего в 1606-1607 гг.?

— С. Разин

+ И. И. Болотников

— Е. Пугачев

21. В 1767 г. Екатерина II созвала Уложенную комиссию из представителей разных сословий для выработки новых российских законов. Под каким предлогом императрица распустила депутатов и фактически ликвидировала комиссию?

+ война с Турцией

— крестьянские восстания

— сопротивление реформам со стороны дворянства

22. Как назывался броненосец, на котором во время Первой русской революции вспыхнуло матросское восстание?

+ «Князь Потемкин Таврический»

23. Кто был лидером российской политической партии «Союз 17 октября» («Октябристы»)?

— М. В. Родзянко

+ А. И. Гучков

— М. А. Стахович

24. Как звали Патриарха Московского и всея Руси, который в годы Смуты сыграл огромную роль в созыве народного ополчения для изгнания интервентов из Москвы?

25. Какое сражение в годы Северной войны, по словам Петра I, стало «матерью Полтавской баталии»?

Тесты по истории с ответами с определениями

+ битва при Лесной

— битва под Нарвой

— сражение при Лидухове

26. В каком году было подписано русско-британское соглашение, завершившее формирование коалиции России, Англии и Франции (Антанта) против Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия)?

+ 1907 г.

— 1910 г.

— 1914 г.

27. Кто из членов ЦК партии большевиков перед Октябрьской революцией считал, что сил недостаточно и голосовал против захвата власти?

— И. В. Сталин

+ Л. Б. Каменев

28. В каком году специально созванный Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией?

— 1649 г.

— 1650 г.

+ 1653 г.

29. Кто из лидеров белого движения в ноябре 1918 г. объявил себя Верховным правителем России?

— А. И. Деникин

— П. Н. Краснов

+ А. В. Колчак

тест_30. В каком году был убит советский политический деятель С. М. Киров, что стало непосредственным поводом для начала «большого террора»?

— 1933 г.

+ 1934 г.

— 1937 г.

31. Члены какой российской партии вплоть до окончания Гражданской войны оставались одной из ведущих политических сил и входили в состав советских органов власти?

32. Кто был одним из основателей, лидером и главным теоретиком Конституционно-демократической партии («кадетов»)?

+ П. Н. Милюков

— В. Д. Набоков

— П. Г. Струве

33. В каком году была распущена II Государственная Дума и изменен Избирательный закон 1905 г., что получило название Третьеиюньского государственного переворота?

— 1906 г.

34. Как звали одного из наиболее почитаемых богов восточных славян, который занимал главное место в пантеоне, установленном в Киеве князем Владимиром Святославичем?

Тесты по истории с ответами с определениями

35. Под каким названием вошло в историю правление Екатерины II в России?

+ «просвещенный абсолютизм»

Тесты по истории с ответами с определениями

Выполните все задания.

Здравствуйте, это тест по истории: «В афинских школах и гимнасиях». Пройдите этот тест и поймите, как хорошо Вы поняли эту тему.

Тест для проверки знаний по истории Древний Идии учеников 5х классов.

Тест предназначен для проверки качества усвоения материала первых занятий по курсу «Основы философии».

Тест «Филистимляне» охватывает вопросы, входящие в учебные предметы «История древнего мира», «Мировая художественная культура», «Искусство», «Основы религиозных культур и светской этики».

Вервь — это

место постройки кораблей

Религиозные верования славян — это

натуральный или денежный побор у славян с покоренных народов и племен

колонизация — это

захват чужих земель мирное заселение, освоение пустующих земель порабощение чужих территорий

Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой

величина дани и сама дань , установленная реформой Ольги

Свод правил, регулирующих церковную деятельность

наследственное земельное держание

Назначенный или выбранный глава местной власти на Руси

Штраф в пользу боярина

зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам

Вопрос №
13

Брак между представителями правящих династий разных государств

Вопрос №
14

Искусство управлять государством — это

Вопрос №
15

Княжеские раздоры на Руси

Вопрос №
16

зависимое население Руси

Вопрос №
17

наследственное владение младших членов семьи, рода

Вопрос №
18

Вопрос №
19

Объезд киевским князем своих земель для сбора дани

Вопрос №
20

Народным ополчением в случае войны руководили

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегрёбинская средняя общеобразовательная школа №1»Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Тест «Северо – Западная Сибирь под властью

Московского царства в в» 10 класс

Предмет: история ХМАО — Югры

учитель истории и обществознания

Гринькова Наталья Анатольевна

1. На территории Северо-Западной Сибири в конце века сложились три уезда –

  • Березовский, Тобольский, Московский
  • Березовский, Пелымский, Сургутский
  • Сургутский, Пелымский, Кузнецкий

2. В 1637 году в связи с присоединением новых сибирских территорий, было образовано особое центральное учреждение –

3. Основная административно-территориальная единица в Сибири в веке –

4. Паломник – это

  • Речное перевозное плоскодонное судно
  • Огнище с открытой топкой и прямой трубой

5. В начале века отряд березовских казаков возглавлял

6. Для обеспечения регулярности сбора ясака в уездных городах и в острожках существовали

7. Узкий привилегированный слой администраторов разного ранга –

8. Страшный пожар в городе Березово был в

9. Ямы – это

10. «Государевы служилые люди» делились на две категории –

  • Служившие «по отечеству» и «по прибору»
  • Служившие «по приказу» и «по воли»
  • Служившие «по долгу» и «по отечеству»

11. Кто такие остяки?

а) Ханты; б) Манси; в) Яглычи

12. Какая волость находилась в устье Иртыша? Относилась к Берёзовскому уезду.

а) Белоградная; б) Белогорская; в) Белогородна;

13. К концу каких годов во всех волостях Берёзовского уезда числилось более 1000 ясачных людей?

а) 30-х гг. 17века б)30-х гг. 17 века в) 20-х гг. 17века

а) Вогульским; б) Остяцким; в) Остяцким и Вогульским;

15. Годы «великого голода»:

а)1626-1627 гг. б)1625-1626 гг. в)1525-1526 гг.

а) Подавление. б) Смута. в) Репрессия.

17. Закончи предложение:

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий или должностных лиц за определённый период называется

а) Ревизия. б) Привилегия в) Особый закон.

18. Что такое фетишизм?

а) Поклонения отдельным предметам, якобы обладавшим чудодейственной силой.

Б ) Вера в родство с теми или иными животными, рыбами и птицами.

В ) Почитание силы природы, которые наделялись душой и сверхъестественными свойствами.

19. Что такое тотемизм?

а) Поклонения отдельным предметам, якобы обладавшим чудо — действенной силой.

б) Вера в родство с теми или иными животными, рыбами и птицами.

в) Почитание силы природы, которые наделялись душой и сверхъестественными свойствами.

20. Что такое анимизм?

а) собирательство б) охота в) рыболовство

а) собак; б) коров; в) оленей;

а)325 соболей и 3260 белок; б)785 норок и 3650 песцов;

в) 968 лис и 2695 нутрий;

а) колдуны; б) шаманы; в) вожаки;

25. Кто такой патрон?

а) маг, волшебник; б) предводитель, зачинщик.

в) покровитель, заступник.

1. Авторский коллектив: Н.Н.Баранов, С.В.Горшков и другие «История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней» Екатеринбург, НПМП «Волот» 20002. Хрестоматия по истории Ханты – Мансийского автономного округа с древности до конца века НПМП «Волот» 1999

Тесты по истории с ответами с определениями

Бушуева Надежда Константиновна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский этнокультурно – образовательный центр «Лылынг союм»

(г.Ханты – Мансийск ХМАО – Югра)

Тесты по истории с ответами с определениями

Тесты по истории с ответами с определениями

Тесты по истории с ответами с определениями

Тесты по истории с ответами с определениями

«Моя любимая Югра – ты часть меня!»,

посвящённая Дню округа

09 декабря 2012 года 12.00 час.

— расширять познавательный интерес учеников к изучению исторических событий своего края;- развивать речь, мышление, внимание, память;- выявить общую эрудицию участников.

В ходе подготовки к мероприятию необходимо:- подготовить 1 парту и 3 стула для членов жюри; 4 парты и 6 стульев для команд;- бумага, ручки – 6 шт. для участников викторины; 3 штуки – для членов жюри;- подготовить секундомер для жюри;- подготовить карточки с заданиями;

— подготовить красные сигнальные кружки;- подготовить видеозапись мультфильмов «Бабушка и внучёк», «Храбрый оленёнок»;- сформировать жюри;- определить призы участникам. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей викторине «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённой 82 годовщине со дня рождения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками (представление участников.)

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию (представление жюри).

  • Каждая команда выбирает капитана.
  • Викторина состоит из
  • Вопросы задаёт ведущий.
  • Ответ на поставленный вопрос вы должны дать за 1 минуту.
  • Если ответ готов менее, чем за 1 минуту, выигрывает та команда, которая дала ответ первой.
  • За каждый правильный ответ даётся 10 баллов, за неправильный – 0 баллов.
  • В случае, если обе команды дают правильный ответ, то:

-команде, ответившей первой даётся 10 баллов;

-команде ответившей второй, даётся 8 баллов.

  • В викторине 2 творческих конкурса: №4 и №9, которые оцениваются жюри за оригинальность от 0 до 10 баллов.
  • Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

10.В случае подсказок со стороны болельщиков, за каждую подсказку со счёта команды снимается 5 баллов.

11.Болельщикам будет предоставлена возможность пополнить счёт своей команды, выполнив специальные задания.

Правила просты. Главное — это ваш запас информации и умение быстро найти правильный ответ.

Желаем участникам викторины удачи и взаимопонимания!

Итак, первый конкурс «Разминка». В конкурсе принимают участие только капитаны. Наше состязание носит название «викторина». Объясните значение и происхождение этого слова.

(Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом « . Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы).

Каждый участник получит карточку со словом, но все буквы в нём запутались. Нужно расшифровать это слово и объяснить его значение.

Бойсищет (стойбище) Ролсатом (Самотлор)

Янкефтин (нефтяник) Чтанут (Тутчан)

Рунетгарбо (Губернатор) Вахтанор (Тарханов)

– 1. Временное поселение кочевников. 2.Селение, поселение осёдлых народов. 3. Место отдыха животных, находящихся на пастбище.

– 1. Озеро в Нижневартовском районе (в переводе значит «худая вода»). 2. Самое крупное месторождение нефти в Югре.

– глава региона.

Конкурс №3 «Я – историк»

Столица Ханты – Мансийского автономного округа – Югры – город Ханты – Мансийск. Ровно 430 лет назад здесь произошло важное историческое событие: небольшой отряд атамана Ермака под предводительством Богдана Брязги подошёл на лодках к хантыйскому поселению. Между казаками и ханты произошло сражение. Но казаки пошли на хитрость: они смастерили чучела людей и посадили их в лодки. Стрелы ханты со звоном отскакивали от чучел. В результате князь хантыйского поселения погиб, а все жители присягнули на верность московскому царю.

Вопрос: как звали погибшего хантыйского князя? (можно с подсказкой: в честь которого назван исторический район города).

Ответ: князь Самар.

Конкурс №4 «Не лезу за словом в карман».

за одну минуту нужно придумать и рассказать историю, где есть следующие слова:

нефть, медведь, нарты, река.

санквылтап, осина, луна, олень.

Конкурс №5 для болельщиков Ведущий. Пока участники готовятся, продолжим игру с залом.

Вопросы болельщика 1-й команды:1. Какому фольклорному жанру присуще наличие морали?а) сказке;б) рассказу; в) басне.2. Хантыйская женская зимняя одежда это:а) сак;б) сах;в) ниры.3. Ответственность за сборку чума лежала на:а) мужчине;б) женщине;в) сыне.

Вопросы болельщикам 2-й команды:4. Какой жанр не является устным народным творчеством?а) сказка;б) легенда;г) небылица.5. Нарты женщины по длине были больше, чем у мужчины. Это связано с тем, что:а) в своих нартах женщина перевозила маленьких детей;б) Все вещи складировали на нартах женщины, чтобы нарты мужчины были пустыми и не мешали управлять оленями;в) Женщина переезжала с места на места в лежачем положении.

6. Взрослая зайчиха оставляла своих маленьких зайчат одних, потому что:

а) Она не хотела о них заботиться;

б) Зайчата рождаются уже полностью самостоятельными;

в) Не хочет привлекать внимания хищников своим запахом. Спасибо, болельщикам! А сейчас, слушаем придуманные участниками рассказы.

Конкурс №6 «Современная столица»

Каждая команда получит 3 одинаковых вопроса. На каждый вопрос даётся 30 секунд, в сумме на выполнение этого задания даётся 1 минута 30 секунд. Ответы нужно записать. Команда, выполнившая задание первой, поднимает красный кружок.

  • Как переводится слово «белка» на хантыйский или мансийский язык и какое из учреждений города носит это название («Лангал»).
  • Как коренные народы называли лесную фею и какое из учреждений города носит её название (Гостиница «Миснэ»).
  • Это слово в переводе на русский язык значит «одинокий остров». С прилагательным «самаровский» получается название учреждения, охраняющего природные территории. Какое это учреждение? (Природный парк «Самаровский чугас»)

Столица Югры — город Ханты – Мансийск расположен в тайге, в месте слияния двух великих сибирских рек – Иртыша и Оби, на семи живописных холмах. На одном из этих холмов разместился замечательный музей под открытым небом «Торум Маа». Это музей традиционной культуры ханты и манси. Здесь вы можете познакомиться с бытом коренных народов Югры, с традиционными деревянными постройками, стать участниками праздников.

Вопрос: Почему музей «Торум Маа» расположился именно на этом из семи холмов? (этот холм является центральным среди остальных холмов, здесь расположено культовое место коренных народов – место, где поклонялись Богам).

Конкурс №8 «Застольный этикет»

У коренных народов традиционный застольный этикет является своеобразным. Приём пищи становится моментом, объединяющим мужскую и женскую половину. Ханты и манси верили, что через еду духи давали человеку силу для добрых дел. Пищу подавали по старшинству: сначала мужчинам, затем женщинам.

Существовали определённые поверья поведения за столом. Например, нельзя было выходить из-за стола, пока все не закончат есть. Считалось, что уходящий уносит с собой питательность еды.

Вопрос: существовало и такое поверье: запрещалось хвастаться едой. Почему? Время пошло. (ответ: верили в то, что если похвастаться едой, то может наступить голодное время).

Конкурс №9 «Озвучка»

Игрокам нужно озвучить предложенный фрагмент мультфильма, придумав свои реплики согласно сюжету. Оценивается оригинальность и находчивость.

  • Мультфильм «Храбрый оленёнок»
  • Мультфильм «Бабушка и внучёк»

Подведение итогов и объявление результатов.

Слово жюри. Награждение.

Список использованных источников информации:

  • Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 2001. – 391 с.
  • Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В. Копилочка активных методов обучения: электронное методическое пособие – М.: Образовательный портал «Мой Университет», Международный институт развития «ЭкоПро», 2005 — 2008.
  • Лапина, М.А. Этика и этикет хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского университета, 1998. – 114 с.
  • Щукин, А. фотоальбом «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА «Тюмень», 2005. – 207 с.

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству.

  • Эпиграфы: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов);
  • «Народ умирает, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов);
  • Выставка картин известных художников: П. Бахлыкова, А. Игошева, создавших серию картин о Югре, о её природе;
  • Жетоны, грамоты, дипломы, призы.

План проведения игры:

  • Вступительное слово учителя, руководителя группы, воспитателя.
  • Разминка – конкурс на самого лучшего знатока пословиц о Родине.
  • Основная часть – викторина.
  • Награждение победителя.
  • Выводы.
  • Заключительное слово ведущего.

Ход викторины

Россия – это великая наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть край, уголок, в котором он родился. Другими словами это называют малой родиной. Это самый близкий сердцу уголок, где родились твои родители, родители твоих родителей. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – Югра.

Сегодня мы надеемся услышать четкие и точные ответы игроков, убедиться в хорошем знании игроками истории Югры, т. е. нашей малой родины.

На каждый вопрос даются по четыре варианта ответа. Задача игроков – найти точный вариант ответа. За каждый правильный ответ вручается жетон, который следует сохранить до конца игры. концу игры жюри посчитает количество жетонов, полученные игроками в ходе игры и объявит победителя.

Игра со зрителями

Пока игроки готовятся к викторине, болельщиками и приглашенными можно провести блиц-конкурс на лучшего знатока пословиц о Родине.

III. Викторина

В завершение викторины хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.

Заключение

Знает не тот, кто много жил.
Знает тот – кто много дорог исходил.
Много дорог – у знатока.
У идущего – много дум.

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети
природы” является неотъемлемой составляющей
образовательного компонента “Окружающий мир”,
представлен предметом “Краеведение” в Базисном
учебном плане общеобразовательных учреждений
Ханты-Мансийского автономного округа. Изучение
данного курса краеведения “Мы –
дети природы” на первоначальном этапе обучения
является особенно актуальным. Данная
методическая разработка поможет учителям
начальных классов в подготовке к проведению
уроков краеведения, также возможно ее
использование и на уроках “Истории ХМАО” в
старших классах. Создавая её, я стремилась,
чтобы урок по истории ХМАО не носил характер
сухого запоминания фактов, а стал уроком
путешествием – исследованием в изучении родного
края.

Начальная школа – важнейший период для
выработки правильного миропонимания и
высоконравственного отношения к истории родного
края, своего народа. Представленная разработка
урока “История Югры” предназначена для
изучения детьми истории округа на уроках
краеведения в 4 классе, относится к разделу
“Моя земля – Югорская”. Проведения таких
уроков, готовит учащихся младших классов к
восприятию в старших классах таких предметов,
как “Литература родного края”, “география
Ханты-Мансийского автономного округа”,
“История ХМАО с древности до наших дней” и др.

Тема урока краеведения: “История Югры”

  • формирование у учащихся целостных
    представлений об истории родного края;
  • выявление этапов освоения и формирования
    территории нашего округа.
  • формирование знаний учащихся по выявлению
    особенностей географического положения
    территории ХМАО.
  • Воспитывать интерес к познанию, поиску новых
    источников информации;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой
    родине.
  • формировать образное представление о прошлом и
    настоящем югорского края
  • развить устную речь;
  • развить у учащихся способность применять
    имеющиеся знания;
  • сформировать представление о выявлении
    особенностей географического положения
    территории ХМАО;
  • сформировать представление о выявлении этапов
    освоения и формирования территории нашего
    округа;
  • создание условий для реализации способностей
    учащихся;
  • формировать информационную компетентность;
  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Возраст учащихся: 10-11 лет

Оборудование и оформление, необходимые для
проведения урока: карта Тюменской области,
компьютер, лазерный проектор, программное
обеспечение – презентация

“История Югры”, контурные карты.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с
вами отправимся в путешествие в Югру.
Познакомимся с историей нашего округа

Сообщение темы и целей урока

Потребность знать край, в котором живешь,
возникает у каждого. В разное время и с разной
силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей
территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным
условиям (или сами частично изменяем их),
общаемся с людьми, которые проживают рядом с
нами.

Наши уроки краеведения – это путь изучения
своей малой Родины, который приведет вас к
действительному познанию своего края, наполнит
память и ум, обогатит душу и сердце.

Чтобы иметь бесспорное право называться
жителями Ханты-Мансийского автономного округа,
мы должны усвоить то культурное наследство, что
досталось нам от предков, глубже знать край, где
мы живём.

Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

Учитель. Ребята, какова же будет тема
сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: “ История
Ханты-Мансийского автономного округа”

Учитель – Молодцы! А цель нашего урока:
выявить этапы освоения и формирования
территории нашего округа, с помощью
хронологической таблицы, которую мы с вами сами и
составим. У каждого из вас на столе есть
хронологическая таблица, где вписаны самые
важные даты в истории нашего округа. Ваша задача
на протяжении урока быть очень внимательными и
рядом с датами вписать события, которые к ним
относятся.

(Входит Лесовик – Тундровик)

Изучение нового материала.

– Дорогие ребята, пичча! Этим приветствием
хантыйский народ встречает своих друзей, гостей.
Обходил я свои владения и вдруг услышал, что в
вашей школе звучат хорошие слова о Севере.
Интересно мне стало, и решил я заглянуть к вам.
Хочу поведать вам об истории нашего края.

Есть такая легенда, рассказанная когда-то
древними греками.

Будто в стране Северного ветра живут
счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные
ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них
из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у
них не звериный, а человеческий.

Далекий и таинственный край северо-восточной
Азии, названный Сибирью, привлекал внимание
людей давно, хотя его реальные географические
очертания не были известны до XVIII века.

– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее
узнали новгородцы. Их торговые и деловые
интересы были движущей силой, побуждающей к
освоению Сибири.

Окончательно Сибирь была присоединена к
Московскому государству после легендарного
похода Ермака Тимофеевича.

Слайд 6. “Ермак”

Учитель. Достоверных сведений о жизни
покорителя Сибири историкам известно мало.
Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от
имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт:
свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом
волжских казаков, что находит подтверждение в
различных документах. Ко времени похода в Сибирь
Ермаку было не менее 40 лет.

Учитель. Обратите внимание, на слайдах
отображены события, относящиеся к походу Ермака.
Как вы думаете, что именно изображено на
рисунках?

(Дети, анализируют рисунки и называют события)

3 – нападение на стан казаков;
1 – гибель дружины Ермака;
2 – поминки по Ермаку у татар;

– С продвижением русских в Сибирь стали
возникать первые города. Обратите внимание на
карту и назовите первые города и даты их
основания.

(Дети показывают на карте города и называют
даты их основания, сведения заносят в
хронологические таблицы). А сейчас более
подробно остановимся на некоторых моментах из
истории городов. Вашим домашним заданием было
подготовить интересные сведения об истории
наших городов.

Сообщение учащегося о Березове.

Учитель. На гербе Березово вы видите березы,
которые наглядно демонстрируют происхождение
названия города. Следующая иллюстрация – это
макет острога, где в 18 веке содержали
государственных преступников. Вообще XVIII век
стал временем, уже напрямую связанным с
событиями, происходившими в России. Березов
становится местом царской ссылки именитых
вельмож. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 10. “Березово сегодня”

Слайд 11. “Сургут”

Сообщение учащегося о Сургуте.

Учитель. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 12. “Сургут сегодня”

Учитель. Особое место в ряду северных городов
занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.

Слайд 13. Ханты-Мансийск.

Сообщение учащегося о Ханты–Мансийске.

Учитель. Сегодня город Ханты-Мансийск –
административный центр округа, один из десяти
автономных округов Российской Федерации.

Учитель. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что
составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации
Ханты-Мансийский автономный округ по площади
занимает 12-е место, среди автономных округов –
5-е.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного
округа превосходит территорию любого
европейского государства, кроме Франции.

Работа по физической карте Тюменской области.

(На столе у детей лежит текст, дети читают и
составляют характеристику географического
расположения ХМАО).

-Ре6ята, а у меня для вас есть задание:
посмотрите внимательно на карту, и отметьте
границы нашего округа на своих контурных карте,
укажите административный центр Югры, города, с
историей которых мы познакомились и самые
крупные реки округа

Закрепление изученного на уроке материала.

Учитель. Ребята, на протяжении всего урока мы
с вами составляли хронологическую таблицу
истории нашего округа. Именно она и станет
вашим надёжным помощником , при работе с данным
тестом.

Тест по истории ХМАО.

( Дети работают над тестом, по окончании работы
учитель у нескольких ребят собирает тесты, и
оценивает, а остальные имеют возможность
проверить себя сами)

Лесовик-Тундровик. Ре6ята, спасибо вам
большое за гостеприимство! Я очень рад, что вы
интересуетесь и изучаете наш край.

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.

Учитель. Спасибо и тебе, Лесовик –Тундровик!
Приходи к нам ещё. Хотя наш урок и завершается, но
ваше путешествие по родному краю продолжится на
уроках краеведения, а в старших классах на уроках
истории и географии ХМАО.

Итог урока.

Какой этап урока понравился больше?

Какие знания помогли решать проблемы урока?

Каких знаний вам не хватало, и чем вы
воспользовались?

Какие действия ваших друзей помогли вам решить
эту проблему?

Домашнее задание.

Учитель. Ребята, благодарю вас за активную
работу на уроке. Дома представьте себя
художниками-мультипликаторами и нарисуйте кадры
к кинофильму об истории Югры.

  • История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр.
    121-131;
  • Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1
    Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;
  • Хрестоматия “История ХМАО” Издательство
    “Волот”,стр.47– 55.;
  • Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с
    древнейших времен до конца XVII века”, М.
    Просвещение, 1995 г. стр 207-209.
  • Рабочая тетрадь по краеведению .1класс. –
    Ханты-Мансийск,2003.
  • Рабочая тетрадь по краеведению.2класс.
    Ханты-Мансийск,2003.
  • Югория: Энциклопедия Т.1,Т2,Т3.

Программы использованные для создания
презентации: Tube Hunter ULTRA, звукозапись Windows, Nero Wave
Editor, Sony Vegas Studio 9 professional, Pinnacle Studio 12, Microsoft PowerPoint 2007

Учащиеся должны знать:

  • историю родного края;
  • историю возникновения первых городов: Березов,
    Сургут, Ханты-Мансийск;

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о наиболее важных событиях,
    которые произошли в истории родного края;
  • отмечать границы нашего округа на контурных
    картах, указать административный центр Югры,
    города, Сургут, Берёзово и самые крупные реки
    округа – Обь и Иртыш;
  • составлять хронологическую таблицу.
Оцените статью
Тест по истории