Демо вариант по истории с прошлого года опять не изменился, лишь поменяли дату на новую.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:установление причинно-следственных связей
; анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок
; сравнение исторических событий и явлений
; анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности
. Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Ледовое побоищеБ) отмена крепостного права в РоссииВ) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
1) 1242 г.2) 1380 г.3) 1649 г.4) 1762 г.5) 1861 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б ВОтвет: 1 5 3
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) избрание на царство Михаила Романова2) избрание на царство Бориса Годунова3) формирование Второго земского ополчения4) свержение Лжедмитрия I
Запишите термин, о котором идёт речь. Воины, набиравшиеся в регулярную российскую армию по повинности, введённой Петром I.
Какие из перечисленных городов были в XIII–XIV вв. административными центрами русских земель с республиканской формой правления? Выберите два города и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Рязань2) Владимир3) Новгород4) Псков5) Киев
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1894–1914 гг.
1) октябристы; 2) кадеты; 3) стачка; 4) петрашевцы; 5) петиция.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) При Иване IV Россия вела активную внешнюю политику в восточном направлении.2) Политика опричнины, проводимая Иваном IV, была губительна для страны.3) Многие центральные уезды России были разорены.4) Русские войска взяли Казань.
Номер предложения, содержащего тезис 1 факт 1 тезис 2 факт 2Ответ:
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Инвестиции различных стран в экономику России
Год Франция Англия Германия1880 31,4 30,1 29,8 млн руб. млн руб. млн руб.1890 66,6 35,3 79,0 млн руб. млн руб. млн руб.
А) Согласно данной таблице в наибольшей степени за 10 лет увеличилисьБ) Согласно данной таблице к концу XIX в. иностранные инвестиции в российскую экономикуВ) Согласно данной таблице наиболее слабой динамикой в конце XIX в. характеризовались
1) увеличились2) германские инвестиции3) английские инвестиции4) французские инвестиции5) сократились
А Б ВОтвет: 2 1 3
Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.
Укажите век, когда произошли события, отражённые на схеме. Ответ запишите словом.
Назовите военачальника, командующего войском, поход которого обозначен в легенде схемы цифрой «5».
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке.
«Московский князь призвал всех головы свои положить за землю русскую. Местом сбора русских войск был назначен город_________________. 25 августа великий князь московский прибыл в этот город. Его встретили на берегу реки Северки, притока Москвы-реки. На утро следующего дня было приказано всем воеводам с войсками выехать за город на Девичье поле. Здесь состоялся смотр русских войск перед походом. После совета воевод русские полки 26 августа оставили город и пошли к верховьям Дона».
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда была выпущена данная монета?
1) вступление России в Семилетнюю войну2) деятельность Верховного тайного совета3) издание жалованной грамоты дворянству4) третий раздел Речи Посполитой
Заполните пропуск в схеме.
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.
1) «Хожение за три моря»;2) «История о великом князе Московском»;3) «Слово о законе и благодати»
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.?Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Создателем какого из приведённых памятников культуры является митрополит Иларион? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) греко-персидские войны2) Столетняя война3) Реформация в Германии4) война за независимость британских колоний в Северной Америке
Участником какого из перечисленных событий, процессов был М. Лютер?Укажите порядковый номер этого события или процесса.
В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходила осада Орлеана? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (18–24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Прочитайте отрывок из летописи.
Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.
1) век – X в.;2) имя – Святослав.
Почему согласно летописи древляне решили убить князя Игоря? Почему согласно летописи древлянам удалось победить дружину князя Игоря?
1) ответ на первый вопрос: князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян («Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»);2) ответ на второй вопрос: у князя Игоря было мало воинов (дружинников)
Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, совершённый упоминаемой в отрывке княгиней Ольгой, мог повлиять на выбор веры киевским князем Владимиром Святославичем?
1) последствие:– месть княгини Ольги древлянам;– установление уроков и погостов;(Может быть указано другое последствие.)2) поступок – принятие христианства княгиней Ольгой
21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей
; анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок
; сравнение исторических событий и явлений
; анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности
. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?
– неудачное завершение русско-японской войны– покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II– неудачи России в Крымской войне– создание организации «Народная воля»
Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.
1) правильный ответ – неудачи России в Крымской войне;2) объяснение: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости проведения других реформ.(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период правления Николая I большое внимание уделялось вопросам идеологии. Министр народного просвещения граф С. С. Уваров выработал формулу «православие, демократия, народность», которая должна была определять основное направление официальной политики. Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые декабристы и славянофилы, спорившие о судьбе России и её исторических перспективах.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, Исправленное в котором допущена ошибка положение текста1)2)
Положение текста, в котором допущена ошибка1) С. С. Уваров выработал формулу «православие, , народность» 2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые и славянофилы
Исправленное положение текста1) С. С. Уваров выработал формулу «православие, , народность»2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые и славянофилы
Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.
1) Е. И. Пугачёв, в отличие от С. Т. Разина, выдавал себя за царя (императора Петра III);2) Е. И. Пугачёв, в отличие от С. Т. Разина, заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т.д.);3) в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие, а в восстании под предводительством С. Т. Разина нет;4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории.(Могут быть приведены другие различия)
Будущий известный писатель, гимназист из Одессы, был отчислен из пятого класса гимназии после издания документа, вошедшего в историю как циркуляр «о кухаркиных детях». Причиной стало, как он писал в автобиографической повести, его «низкое происхождение».
1. Назовите императора, в период правления которого был издан упомянутый циркуляр.2. Укажите название политики, проводившейся в период правления этого императора, нацеленной на пересмотр преобразований, проведённых его отцом.3. Почему, по мнению правительства, дети «низкого происхождения» не должны были получать гимназическое образование?
1) император – Александр III;2) название политики – контрреформы (консервативный курс);3) причина: правительство считало, что основной движущей силой революционного движения являются студенты и образованные люди из «неблагородных слоёв», и с помощью циркуляра «о кухаркиных детях» стремилось препятствовать представителям «низших сословий» стать студентами.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным номером задания.
Система оценивания экзаменационной работы по истории
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5, 6, 8–12, 14–17 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 7, 13 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущены две ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За ответы на задания 18–21 и 23 ставится от 0 до 2 баллов. За выполнение заданий 22 и 24 может быть выставлено от 0 до 3 баллов.
Задание 18. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) век – X в.;2) имя – Святослав.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной.
Правильно указаны век и имя — 2 баллаПравильно указан только век ИЛИ Правильно указано только имя — 1 баллОтвет неправильный — 0 балловМаксимальный балл — 2
Задание 19. Почему согласно летописи древляне решили убить князя Игоря? Почему согласно летописи древлянам удалось победить дружину князя Игоря?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) ответ на первый вопрос: князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян («Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»);2) ответ на второй вопрос: у князя Игоря было мало воинов (дружинников)
Правильно даны ответы на два вопроса — 2 баллаПравильно дан ответ на один вопрос — 1 баллОтвет неправильный — 0 баллМаксимальный балл — 2
Задание 20. Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, совершённый упоминаемой в отрывке княгиней Ольгой, мог повлиять на выбор веры киевским князем Владимиром Святославичем?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) последствие, например:– месть княгини Ольги древлянам;– установление уроков и погостов;(Может быть указано другое последствие.)2) поступок – принятие христианства княгиней Ольгой
Правильно указаны последствие и поступок — 2Правильно указан один любой элемент — 1Ответ неправильный — 0Максимальный балл — 2
Задание 21. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?– неудачное завершение русско-японской войны– покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II– неудачи России в Крымской войне– создание организации «Народная воля»Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.
1) правильный ответ – неудачи России в Крымской войне;2) объяснение, например: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости проведения других реформ.(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)
Даны правильный ответ и верное объяснение — 2 баллаДан правильный ответ, объяснение не дано ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно — 1 баллОтвет неправильный — 0 балловМаксимальный балл — 2 балла
Задание 22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. В период правления Николая I большое внимание уделялось вопросам идеологии. Министр народного просвещения граф С. С. Уваров выработал формулу «православие, демократия, народность», которая должна была определять основное направление официальной политики. Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков,где главную роль играли так называемые декабристы и славянофилы, спорившие о судьбе России и её исторических перспективах. Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
В правильном ответе должно быть указано следующее.
Положение текста, в котором допущена ошибка1) С. С. Уваров выработал формулу «православие, , народность» 2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые и славянофилы
Исправленное положение текста1) С. С. Уваров выработал формулу «православие, , народность»2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые и славянофилы
Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны два исправления — 3 баллаПравильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно сделано одно исправление — 2 баллаПравильно указаны только два ошибочных положения, исправления сделаны неправильно. И ЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления не сделаны — 1 баллПравильно указано только одно ошибочное положение, исправление сделано неправильно. И ЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление не сделано. И ЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены исправления (любое количество). И ЛИ Ответ неправильный 0 балловМаксимальный балл — 3
Задание 23. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух различий.
Могут быть приведены различия:1) Е. И. Пугачёв, в отличие от С. Т. Разина, выдавал себя за царя (императора Петра III);2) Е. И. Пугачёв, в отличие от С. Т. Разина, заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т.д.);3) в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие, а в восстании под предводительством С. Т. Разина нет;4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории.(Могут быть приведены другие различия)
Правильно приведены два различия — 2Правильно приведено только одно различие — 1Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный — 0Максимальный балл — 2
Задание 24. Будущий известный писатель, гимназист из Одессы, был отчислен из пятого класса гимназии после издания документа, вошедшего в историю как циркуляр «о кухаркиных детях». Причиной стало, как он писал в автобиографической повести, его «низкое происхождение».1. Назовите императора, в период правления которого был издан упомянутый циркуляр.2. Укажите название политики, проводившейся в период правления этого императора, нацеленной на пересмотр преобразований, проведённых его отцом.3. Почему, по мнению правительства, дети «низкого происхождения» не должны были получать гимназическое образование?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) император – Александр III;2) название политики – контрреформы (консервативный курс);3) причина: правительство считало, что основной движущей силой революционного движения являются студенты и образованные люди из «неблагородных слоёв», и с помощью циркуляра «о кухаркиных детях» стремилось препятствовать представителям «низших сословий» стать студентами.
Правильно указаны император, название политики и причина — 3 баллаПравильно указаны любые два элемента ответа — 2 баллаПравильно указан любой один элемент ответа — 1 баллОтвет неправильный — 0 балловМаксимальный балл — 3
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫвариант ИСТ9101
МИОО: Тренировочная работа по истории 24.10.2013 с решениями: вариант ИСТ9102.
МИОО: Тренировочная работа по истории 28.02.2014 с решениями: вариант ИСТ90401.
МИОО: Тренировочная работа по истории 28.02.2014 с решениями: вариант ИСТ90402.
МИОО: Тренировочная работа по истории 20.05.2014 с решениями: вариант ИСТ90801.
МИОО: Тренировочная работа по истории 20.05.2014 с решениями: вариант ИСТ90802.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 04.12.2014 с решениями: вариант ИС90101.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 04.12.2014 с решениями: вариант ИС90102.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 21.04.2015 с решениями: вариант ИС91001.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 21.04.2015 с решениями: вариант ИС91002.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫвариант ИСТ90201
МИОО: Диагностическая работа по истории 09.12.2013 с решениями: вариант ИСТ90202.
МИОО: Диагностическая работа по истории 15.04.2014 с решениями: вариант ИС90601.
МИОО: Диагностическая работа по истории 15.04.2014 с решениями: вариант ИС90602.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 23.01.2015 с решениями: вариант ИС90701.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 23.01.2015 с решениями: вариант ИС90702.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 18.03.2015 с решениями: вариант ИС90601.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 18.03.2015 с решениями: вариант ИС90602.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И РЕПЕТИЦИОННЫЕ РАБОТЫ ГИАВариант 1303
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1306.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1321.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1322.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1301.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1304.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1309.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1315.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1317.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1320.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1325.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1307.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1308.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1311.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1314.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1318.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1319.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1326.
СтатГрад: Репетиционная работа по истории 14.05.2015 с решениями: вариант ИС91101.
СтатГрад: Репетиционная работа по истории 14.05.2015 с решениями: вариант ИС91102.